Пейзаж накануне второй битвы русских с половцами: Образ природы в “Слове о полку Игореве” 👍

2. Каково отношение автора к князю Игорю? Какие приемы использованы при изображении героя?

К главному герою «Слова о полку Игореве», князю Игорю, автор относится двояко. Он восхищается отвагой и мужеством князя. Игорь хочет освободить Русь от кочевников-половцев, но он также преследует свои личные интересы — хочет прославиться. Поэтому князь Игорь, не принявший участия в общем походе князей против половцев, вместе с братом Всеволодом отправляется в поход. Игорь не обращает внимания даже на предупреждения природы: ни на затмение солнца, ни на кровавый зловещий рассвет перед второй битвой. Именно образы природы помогают автору выразить свою тревогу за Игорево войско. Князь Игорь ослеплен своим стремлением к победе: «Всю сорвем, что в будущем есть, славу, да и ту, что добыли уже деды», — говорит Святослав, отец Игоря и Всеволода. В «Слове о полку Игореве» «золотое слово Святослава» соседствует с плачем Ярославны. Автор хочет показать их сходства и различия. И Святослав, и Ярославна обращаются за помощью. Святослав — к князьям: «Встань за землю Русскую, за живые Игоревы раны», а Ярославна — к силам природы. Святослав корит князей за разрозненность, за междоусобицы, за неповиновение Киевскому князю, за то, что они не помогли Игорю, а Ярославна упрекает ветер, Днепр и солнце за поражение Игоря. Ее слова не просто мольба, но и заклинание, поскольку на Руси с приходом христианства все же остаются языческие обычаи, в частности олицетворение природы.

3. Составьте композиционный план произведения. Выделите в нем эпические и лирические части.

I. ВСТУПЛЕНИЕ:

1) Воспоминание о Бояне.

2) Зачин.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ1. Игорев поход:

1) Соединение с Всеволодом и его дружиной.

2) Грозные знамения природы.

3) Вступление русских в половецкую степь

4) Первая встреча с половцами.

5) Вторая встреча с половцами.

6) Героизм Всеволода.

7) Песнь о временах старого Владимира.

8) Роковая сеча.

9) Песня печали о беде на русской земле

2. Песнь о великом Святославе:

1) Похвала великому князю Святославу

2) Сон Святослава.

3) «Золотое слово» Святослава:

а) Укоризненное обращение к Игорю и Всеволоду.

б) Воззвание к князьям о помощи.

4) Скорбь о гибели славы прадедов.

5) Песнь о Всеславе.

3. Возвращение Игоря:

1) Плач Ярославны. Обращение к силам природы.

2) Освобождение Игоря;

а) побег Игоря из плена;

б)встреча с Донцом;

в)неудачная погоня.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1) Величие князей.

2) Концовка.

4. Своеобразие и типы пейзажа в «Слове…». Назначение природных образов.

«Слово о полку Игореве» представляет наиболее яркое выражение именно этого лирического отношения к природе, которая живет здесь одной жизнью с героями. Действие «Слова о полку Игореве» с начала — выступления князей в поход — до конца, рисующего возвращение Игоря из плена, изображается на фоне природы, причем с особым вниманием, с особой конкретностью автор описал ту степь, в которую русские войска вступили, перейдя «шоломя», скрывшее от них «Рускую землю». Академик А. С. Орлов мастерски собрал в одну картину разбросанные по тексту «Слова» «реалии» этой степи (стр. 13—14). Степной пейзаж все время стоит перед глазами читателей; они следят за движением русского войска по «чистому полю», а половцев «неготовами дорогами»; видят вместе с автором, как вслед за войсками хищные звери приближаются к полю битвы в ожидании добычи; вглядываются в туман, скрывший «русичей» на будущем поле битвы; слушают «говор галичь», возвещающий наступление утра; гордятся добычей, разбросанной по «болотам и грязивым местом» после первой схватки с врагом.

Пейзаж сопровождает и рассказ о трагической развязке похода, приобретая время от времени символический оттенок: наступает рассвет с кровавыми зорями, черными тучами, которые раскрываются затем как вражеские полчища, идущие действительно с юга — «с моря»; над полями поднимается пыль от многочисленных войск с конями, верблюдами, повозками. И вот картина меняется: «черна земля» покрыта («посеяна») костьми, полита кровью, и от этой реальной картины — прямой переход к символическому изображению народного горя: посев «тугою взыдоша по Руской земли». Именно в этой степи читатель видит и траву, которая «ничить жалощами», и в степных балках, по берегам речек, деревья, которые «с тугою к земли преклонились». Реальной природе автор придал эти лирические краски. Особенно широко развертывается картина природы, когда «Слово» изображает бегство Игоря из плена, причем эта природа активно помогает беглецу. Как видим, основная сюжетная линия «Слова» вся проходит на фоне картин природы. Но и так называемые «отступления» автора от этой линии — воспоминания о прошлом, речи Святослава, обращения к князьям — также не лишены элементов пейзажа.
В воспоминаниях о крамольнике Олеге Гориславиче перед нами опустелая русская пашня, по которой «ретко ратаеве кикахуть», на ней лежат «трупие», над которыми «часто врани граяхуть»; в похвале Святославу «грозному великому киевскому» — половецкая степь с холмами и яругами, реками и озерами, потоками и болотами; в речи бояр и затмение, истолкованное символично, и берег «синего моря»; в рассказе о смерти Изяслава — «серебреные струи» Сулы и «болотом» текущая Двина, окровавленная трава, на которой птицы крыльями прикрывают убитых, а звери (лисицы) им «кровь полизаша». Полусказочная форма исторически верного рассказа о Всеславе Полоцком показывает его то в «сине мъгле», то на «кровавом берегу» Немиги, посеянном «костьми руских сынов», то в ночи «волком» рыщущим. И в этом особом внимании автора к природе, окружающей его героев, — глубокое отличие «Слова» от фольклора, в эпических жанрах несравненно меньше места уделяющего картинам природы, а в лирических использующего их только для изображения настроений человека
1
. Характерное для автора «Слова» восприятие той реальной природы, среди которой развертываются события, выражающееся в постоянном стремлении подчеркнуть ее связь с этими событиями, проявляется и тогда, когда обращение к стихиям и небесным светилам облечено в форму заклинания. Плач Ярославны, в котором уже давно исследователями отмечено соединение двух традиций — народного причитания, с одной стороны, и заклинательных формул, с другой, — обнаруживает, что автор продолжает сохранять как основной фон все ту же картину степи, где происходило сражение Игоря с половцами. Над этой степью веет «ветер, ветрило», который здесь «мычет хиновьскыя стрелкы» на русских воинов и который по степному «ковылию» «развея веселие» Ярославны; над степью палит солнце и мучит воинов жаждой «в поле безводне» — на том участке степи, отрезанной от реки, куда оттеснили половцы русские войска, действительно изнемогавшие от жажды. Эта подлинная жажда ослабила силы «русичей», что поэтически выразил автор метафорическим оборотом: «жаждею им лучи съпряже, тугою им тули затче»; в Каяле реке Ярославна хочет «омочить» свой «бебрян рукав».
.. Так обобщенным устным формулам заклинательных обращений2 автор придает реалистичность, а в самом плаче как бы продолжает рассказ о несчастной битве, когда на русское войско сыпались «хиновьскыя стрелкы», воины падали на ковыльную степь, а живые изнемогали от жажды, оттесненные врагами от воды. Плач Ярославны — пример творческого использования художественных средств народной поэзии в литературе. Отношение человека к природе в «Слове» таково же, как и в устной поэзии: она не стоит над ним как грозная, неодолимая сила, она помогает ему, подчиняясь его замыслам. Сама природа в «Слове» рисуется со всей ощутимостью ее реальности, мир животный — со всеми его повадками и особенностями. Точное соответствие жизненной правде сохраняется и в тех случаях, когда природа и животный мир рисуются не сами по себе, а служат для создания художественного образа поведения человека. Затмение солнца в начале повествования — это своеобразное лирическое вступление, которое готовит читателя к трагическому исходу смелой затеи молодых князей
3
. Вся природа насторожилась, когда войска двинулись в путь: ночь стонет грозой, будит птиц, волки собрались в оврагах, орлы клекчут, предвидя добычу, лисицы лают. Короткий отдых русского войска перед битвой показан намеком; затихла природа, «заря-свет запала, мьгла поля покрыла, щекот славий успе»; но вот «говор галичь убудися» — наступает утро дня битвы. Русское войско разбито — «ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось». К грустно-лирической природе автор вернется еще раз, когда он вспомнит утонувшего в Днепре князя «уношу Ростислава» и плач его матери: «уныша цветы жалобою, и древо с тугою к земли преклонилось». Игорь в плену — померк солнца свет, «а древо не бологом листвие срони».

Природа в Слове о полку Игореве сочинение 9 класс


Природа — живое существо

Читая описание природы в «Слове о полку Игореве», мы понимаем, что автор поэтически воспринимает окружающий мир. Он относится к ней как к живому существу. Автор наделяет природу качествами, которые свойственны человеку. В его изображении она реагирует на события, воспринимает окружающий мир. В «Слове о полку Игореве» природа – это отдельный герой. Поскольку ее образ является своеобразным средством, с помощью которого автор выражает свои мысли, она является как бы сторонницей и союзницей русских войск. Мы видим, как природа «переживает» за народ. Когда Игорь потерпел поражение, она скорбит вместе с этим героем. Автор пишет, что древо преклонилось к земле, что трава поникла.

Вариант 2

В 1185 году князь Игорь совершает поход против половцев. Несомненно, это одно из важнейших событий в истории, оказавшееся достойным того, чтобы неизвестный автор запечатлел происходящие события в поэме «Слово о полку Игореве».

Одной из отличительных черт «Слова» является одухотворением автором природы, она не постоянна и не статична, она развивается вместе с сюжетом, оказывается проводником человеческих эмоций и переживаний. Степная Русь предстает перед нами через описание автором животных и птиц.

Выступление князя Игоря и его дружины в поход начинается с солнечного затмения, которое у славян-язычников являлось знаковым печальным событием. Однако князь Игорь отказывается верить в знаки. Он продолжает свой поход против половцев. Ы пути войско сопровождают крики птиц и животных, разрушительной силы ветер и поражающий шум деревьев, как будто сама природа пытается привлечь внимание Игоря и развернуть его и войско домой, тем самым спасая их жизни. Князь Игорь и после этого не меняет своего решения.

Первая битва оказалась удачной для князя Игоря — войско половцев было повержено. Боевой дух русских воинов поднялся. Но перед главной битвой, князь и его войско оказываются во мраке, тучи затягивают небо над ними, земля под ногами гудит, солнце померкло. Вся динамичность природы в этот момент показывает трагичность судеб воинов князя Игоря и связанной с ними разразившейся грозы.

Сама природа оплакивала погибших воинов вместе со всей Русью. Трава в степи поникла, ветви деревьев приклонены к земле, природа в печали.

Ярославна упрекает Солнце и Ветер, так как они не оказали помощи воинам ее мужа князя Игоря в борьбе с половцами. Она обращается за помощью к Днепру, чтобы тот сохранил жизнь ее мужа, находящегося в плену. И природа приходит на помощь князю Игорю вместо того, чтобы покарать его за непослушание.

В ночь побега стоит безмолвная тишина, стук дятлов указывал князю путь, а утки и чайки своим криком предупреждали о приближении неприятеля. Река Донец скрывает Игоря от взглядов половцев. Когда Игорь возвращается на Русь, природа радуется, все расцветает и поет, солнце, наконец, выглядывает из-за туч.

Природа в «Слове» тесно вплетена в поступки и жизнь героев, она живет и умирает со всеми, кого окружает. Природа символизирует мощь Руси, ее красоту, готовность прийти на помощь и стремление к освобождению от врагов. Олицетворение природы — это попытка автора призвать потомков к единению с ней.

Союз человека и природы

В интересующем нас произведении стираются границы между человеком и природой. Люди часто сравниваются со зверями и птицами: кукушкой, вороном, соколом, туром. Трудно назвать произведение, где изменения в природе и события в жизни людей были бы настолько тесно переплетены между собой. И это единство усиливает драматизм, значительность происходящего. Союз человека и природы, с великой силой развернутый в произведении, — это поэтический союз. Для автора природа – неисчерпаемый источник поэтических средств и своего рода музыкальное сопровождение, которое придает действию сильное поэтическое звучание.

Образ природы в Слове о полку Игореве

Имя автора «Слова о полку Игореве» — неразгаданная тайна восточных славян. Много лет разделяют нас с тем временем, когда Киевская Русь полтора века воевала с половцами. Одаренный славянин на этих исторических событиях создает вечно живую поэму, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.

Отклонив завесу времени, вглядимся в одухотворенное лицо певца. Это плотный человек зрелого возраста, мощный военный, который знает тончайшие детали похода. Он, безусловно, принадлежит к высшей политической и духовной элиты, к своим слушателям-князей обращается «братья». Выдающийся политический деятель и дипломат — в его произведении Киевская Русь предстает открытой страной, поддерживает отношения со многими государствами. Бесспорно, это один из самых образованных представителей своего времени: в произведении упоминаются события, отдаленные от XII в. на 800 лет. Автор уважительно отзывается и своее предшественнике — певцу Бояне, прославляющем князей в XI в., и соединяет Бояна, с давним дохристианским миром богов, обещая творить по его стилю и объединить давнюю и нынешнюю славу. Описав подготовку к походу, и неудачное сражение трехдневного боя Игоря, автор раскрывает причины, приведшие Русскую землю к порабощению.

Автор изображает очередной поход князя Игоря Святославовича против половцев. Эта тема есть лишь вступительной частью и основной частью большей проблемы. Здесь раскрыта тема битвы на Русской земле. Бескрайние Русские земли описываются в произведении. Все отступления автора, переживание героев, тревога Ярославны о муже имеют непосредственное отношение к образу своей земли. Герои произведения считают себя патриотами целой Руси, а не только одной местности.

Ни затмение солнца, что предсказывает плохой конец похода, ни вой степных зверей и птиц не могут остановить Игоря и вернуть его назад. Начало произведения мрачное, в тревожных тонах. Предчувствуя неминуемую беду, ведется дальше со скорбью и тревогой. Трагически и насыщенно рисует поэт-художник эпизод неудачного сражения Игоря с кочевниками. Одаренный писатель описывает перемены в природе, вызывающиеся в ней историческими событиями. Реки, то переживают и помогают Игорю, то задерживают своим течением молодого Ростислава.

В виде девы с крыльями лебедя выступает образ обиды. Постоянно присутствует сравнение людей с птицами. Это одно из ярких творений, в котором исторические события и перемены в природе так близко связаны. Единство людей с природой, увеличивает ценность происходящего, усиливая драматическую ситуацию. На любые события русской истории отзывается русская природа. Уходя из плена, Игорь бежал в основном ночью, а днем прятался в зарослях рек. Его догоняли враги, и об этом ему сообщали птицы. Наблюдая за ними Игорь мог увидеть, спокойно ли вокруг. Дятел сообщал Игорю о присутствии в степи деревьев, а соответственно и реки. В поэме есть много примеров, показывающих, что автор имеет огромные знания русской природы. Игоря с большой радостью встретили на родной земле. Солнце засветилось на небесах, когда Игорь пришел на русскую землю.

Литература. 9 класс.

Другие сочинения: ← Образ Ярославны (Слово о полку Игореве)↑ ДругиеОбраз князя Игоря. Слово о полку Игореве →

Описание второй битвы

Описание второй битвы в произведении «Слово о полку Игореве» — отрывок, в котором представлено развернутое изображение природы. Автор отмечает, что появились «кровавыя зори», что с моря идут «чръныя тучи», в которых «трепещут синии млънии». Он заключает: «Быти грому великому!» Читая «Слово о полку Игореве» (отрывок, посвященный второй битве), мы чувствуем эмоциональное напряжение автора. Мы понимаем, что поражения не избежать. Такая точка зрения на происходящие события – результат политических взглядов создателя поэмы. А они заключались в том, что русские войска могут победить половцев, только объединившись. Нельзя действовать в одиночку.

Сочинение с цитатами

В произведении “Слово о полку Игореве” большое внимание уделяется не только неудачному походу Игоря, но и землям, через которые дружинники проходили. Русская земля показана не просто как географическая местность, а как полноценный герой произведения.

Параллельно с рассказом об Игоревом полку идет описание мест, в которых князь побывал, и природы, которая ему встретилась. Русская земля принимает полноценное участие в походе. Как будто заранее зная исход событий, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря. “Солнце тьмою путь ему закрыло, ночь грозою птиц перебудила, свист зверей несется полон гнева”

Во время провального боя князя земля “стонет”, тем самым показывая свою печаль.

“стоном стонет мать земля сырая.”

Герои также взаимодействуют с природой, винят её или просят помощи у неё. Ярославна упрекает природу в поражении Игоря.” Что ты, ветер, злобно повеваешь, стрелы половецкие вздымаешь, мечешь их на русские полки? Солнце трижды ясное! С тобою… Что ж ты войско князя удалое жаркими лучами обожгло… ” Затем она просит помощи у Днепра и вся природа помогает Игорю бежать. ”И взыграло море. Сквозь туман вихрь помчался к северу родному- сам господ из половецких стран князю путь указывает к дому.”

Все диалоги с природой показаны так, как будто она живой собеседник. “Что ты, Ветер, злобно повеваешь…?”

Также с помощью природы автор выражает основную мысль произведения об объединении русских князей для защиты Руси. Автор приводит примеры из прошлого, когда князья объединялись для победы над внешним врагом. ”А ведь было время-без щитов, выхватив ножи из голенища, шли они на полчища врагов…”

Стоит также уделить внимание эпитетам, применимым к русской земле. Русь показана великой, могучей, обширной и красивой. Она предстает в своей исторической и природной красе.

Всё это формирует невероятно сильное впечатление на русского человека. Автор слова безусловно является патриотом и очень любит свою страну. С помощью описания и олицетворения природы он создает образ великой и могучей русской земли, которая страдает из-за глупости князей. Ему удалось невероятно точно передать ситуацию, которая была в то время и донести до читателя главную идею произведения- объединение слабых кусочков Руси в одно мощное государство и сплочение князей для защиты русской земли.

Как природа участвует в происходящем

Не только для отражения событий и предупреждения об опасности используется природа в «Слове о полку Игореве». Она является в произведении и активным участником происходящего. С просьбой о помощи к природе обращается Ярославна. В ней она видит свою помощницу и защитницу. Ярославна просит «светлое и тресветлое» Солнце, Днепр и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена. Княгиня, обращаясь к ним, пытается развеять скорбь, найти душевное успокоение. Плач Ярославны – это своего рода заклинание, обращенное к силам природы. Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему «милому ладе».

И природа в «Слове о полку Игореве» отзывается на эту просьбу. Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег. Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на своих волнах. Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая под сенью деревьев. С помощью природы князь благополучно совершает побег. Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни. Таким образом, русская природа в «Слове о полку Игореве» помогает князю.

Донец, несмотря на поражение войск князя, оправдывает и прославляет этого героя. Когда он возвращается из плена, автор о.

В «Слове о полку Игореве» автор наделяет своими чувствами и природу. Природа отзывается на всё происходящее, сочувствует русским и ненавидит половцев, которые олицетворяют зло, посягнувшее на русскую землю. Это слияние автора и Природы усиливает значительность и драматизм происходящего. Когда Игорь выступает в поход, то сама природа предупреждает его:

«солнце ему тьмою путь загораживало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал».

А див (божество восточных народов)

«кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле незнаемой, Волге и Поморию, и посулию, и Сурожу, и Карсуню, и тебе, Тмутораканский идол»,

т.е. предупреждает половцев о походе русских, которые затем «побежали к Дону великому» навстречу войскам Игоря. А Игорь ведет к Дону воинов несмотря на грозные предзнаменования. По пятам за войском идут хищники, ожидающие гибели русских, что уже одно является дурным знаком. Далее автор «Слова» сравнивает Олеговичей с соколами, а половцев – с черными воронами.

«Спозаранку в пятницу» воины Игоря рассеяли передовые отряды половцев, и, пока русские отдыхали после битвы, половцы стянули свои войска навстречу Игорю. И природа субботним утром предчувствует беду: «кровавые зори», «черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца» (т. е. князей), «быть грому великому»! «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает» — эти слова могут означать и описание битвы, и горе природы. После битвы плачет и тоскует Русская земля по погибшим в бою ратникам: «тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная текла посреди земли русской», «никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось». Ярославна в своем плаче разговаривает с ветром, солнцем и рекой, как с живыми, и молит их вернуть ей мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны «Бог путь указывает» Игорю на русскую землю, и опять же с помощью природных явлений: «прыснуло море в полуночи, идут смерти тучами». При бегстве Игорь пользуется образами различных животных: горностай, гоголь, серый волк, сокол. В разговоре Игоря с Донцом описывается, как природа (в лице Донца) покровительствовала князю: «лелеял князя на волнах, постилал ему зеленую траву на серебряных берегах, одевал его теплыми туманами под сенью зеленого дерева; ты стерег его гоголем на воде, чайками на струях, чернядями на ветрах». В то же время, когда едут Гзак с Кончаком, «вороны не граяли, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали». Природа помогла Игорю сбежать и укрыла его от преследователей.

Природа в «Слове» в отраженном виде показывает все переживания и чувства автора, помогает ему выразить свои чувства так, чтобы этими чувствами было пропитано все «Слово».

Читаемое в разделе:

  • Князь Игорь и его поход на половцев
  • Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Сочинение по литературе
  • «Слово о полку Игореве» — героическая поэма. Сочинение по литературе
  • Кто был автором «Слово о полку Игореве»
  • В чем актуальность «Слово о полку Игореве» в наши дни
  • Краткое описание образа Ярославны в «Слове о полку Игореве»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Кто был автором «Слово о полку Игореве»
  • В чем актуальность «Слово о полку Игореве» в наши дни

Новые материалы раздела:

  • Краткое описание образа Ярославны в «Слове о полку Игореве»
  • Князь Игорь и его поход на половцев
  • «Слово о полку Игореве» — героическая поэма. Сочинение по литературе
  • Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Сочинение по литературе

Символика цвета

Символика цвета играет важную роль в описании природы. Она помогает нам раскрыть ее смысловое значение. Цвета, преобладающие в изображении того или иного пейзажа, имеют определенную психологическую нагрузку. Для эпохи Средневековья в целом характерно восприятие цвета в качестве символа. В иконописи это проявилось очень ярко, однако и в литературе нашло свое отражение. Черный цвет, например, используется для изображения трагических событий. Он символизирует мрак, является проявлением сил зла. Синий – это небесный цвет. В произведениях древнерусской литературы он олицетворяет собой высшие силы.

Синие тучи и черные молнии говорят нам о том, что грядет мрак. Они свидетельствуют о безвыходности положения князя Игоря. Синий при этом выступает своего рода знаком свыше. Страдания, кровь символизирует красный цвет. Именно поэтому автор использует его при описании природы во время сражения и после него. Зеленый символизирует успокоение, а серебристый – радость и свет. Поэтому автор использует их, изображая побег князя Игоря.

СПАДИЛО.РУ

Единство природы и человека

Описание природы занимает большое место в «Слове о полку Игореве». В то же время это описание очень далеко от современного представления о реалистическом пейзаже. Для древнерусского автора природа сама по себе, как фон, не представляет особой значимости. Она может быть показана только как непосредственный участник событий, наделенный практически человеческими чертами.

Изображение природы в «Слове» — яркий образец языческого мировоззрения древних славян. В то время человек не отделял себя от окружающего мира. Не только птицы и животные, но даже все природные явления выступают активными участниками действия. Природа в «Слове» событийна и тесно связана с человеческими судьбами.

Добро и зло

Главной темой для автора «Слова» является противостояние Русской земли набегам степняков. Согласно этому взгляду вся природа также резко делится на силы добра и зла.

Природа всячески предупреждает Игоря о гибельности предпринимаемого похода. Происходит затмение солнца, в зловещей темноте пробуждаются птицы и пытаются своим криком остановить князя. Свист сусликов в степи («свистъ звҍринъ въста») и крик дива (мифологический персонаж) сообщают половцам о начале похода. Хищные животные ждут добычи после кровопролитного сражения («орли клектомъ на кости звҍри зовутъ»).

После первой победы Ольговичи сравниваются автором с соколом и кречетом, а их противник, «поганый половчин», с «чръным вороном». Половецкий князь Гзак уподобляется «серому волку».

Зловещие предзнаменования происходят в природе накануне роковой битвы: «кровавыя зори», «чръныя тучя», «синии млънии». Наступление половцев образно сравнивается с природными силами: «вҍтри… вҍютъ с моря стрҍлами» (завязавшаяся перестрелка), «земля тутнетъ» (гудит под копытами половецких коней), «рҍкы мутно текутъ» (замутненные половецкой конницей).

В лирическом отступлении автор вспоминает о времени правления родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, положившего начало губительным междоусобицам. Раздор между русскими князьями привел к тому, что «часто врани граяхуть, трупиа себҍ дҍляче» (вороны кричали, деля трупы), а галки собирались на кровавый пир («хотять полетҍти на уедие»).

Природа выражает сочувствие поражению войска Игоря. Никнет трава от жалости, преклоняются к земле деревья. Игорь и Всеволод сравниваются с двумя померкшими солнцами, а сыновья Игоря — с погасшими молодыми месяцами. Торжествующие половцы представлены в образе выводка гепардов («акы пардуже гнҍздо»).

Обращаясь к другим князьям с призывом постоять за Русскую землю, автор «Слова» неизменно прибегает к ярким природным образам. Могущество и сила Всеволода Юрьевича настолько велики, что он может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Храбрая дружина Рюрика и Давида Ростиславичей подобна рычащим турам, рвущимся отомстить половцам. Романа Мстиславича автор сравнивает с парящим в небесах соколом.

Природа принимает непосредственное участие в побеге князя Игоря из вражеского плена. Бог указывает ему приметы, помогающие найти путь из степи в Русскую землю. Во время бегства Игорь поочередно «превращается» в «бҍлого гоголя» (вид дикой утки), «бусого влъка» (серого волка) и сокола. Он с благодарностью обращается к реке Донцу, которая облегчала его путь («лелҍявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелҍну траву») и предупреждала об опасности («стрежаще его гоголемъ на водҍ»).

Плач Ярославны

Полное отождествление человека с природой происходит к самом лиричном и образном фрагменте «Слова» — плаче Ярославны на городской стене в Путивле. Убитая горем жена Игоря хочет обернуть «зегзицею» (кукушкой), чтобы долететь до крайних русских границ и облегчить страдания мужа.

Для Ярославны представляется вполне естественным обратиться к природе с укорами и просьбой о помощи. Ее мольба призвана смягчить ветер, дующий навстречу русским полкам, охладить жаркие лучи солнца, заставляющие воинов Игоря страдать от жажды. Центральное место плача Ярославны — просьба к Днепру: «Възлелеҍй [направь], господине, мою ладу [мужа] къ мнҍ».

Для древнерусского автора плач Ярославны — не просто жалоба одинокой женщины. Он твердо уверен в том, что в самой тяжелой ситуации человек может надеяться на сочувствие и помощь природных сил.

Выражение мыслей автора

Описание природы в «Слове о полку Игореве» помогает автору поэтично и ярко выразить свои политические взгляды, свои мысли. Когда Игорь решает своевольно отправиться в поход, отрицательную оценку такому решению дает природа. Она как будто переходит на сторону врага. Во время побега Игоря, который спешит «принести повинную голову» киевскому князю Святославу, природа ему помогает. Она радостно приветствует его, когда ему удается добраться до Киева.

Одним из лучших произведений древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Образ русской природы, представленный в нем, свидетельствует о большом художественном мастерстве и таланте автора. Картина половецкой степи, живо изображенная им, — свидетельство того, что произведение было создано ее очевидцем, возможно, даже участником похода Игоря.

Сочинение 3

Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст с целью создать для описываемых событий фон или подходящую атмосферу, показать внутренний мир действующих лиц, – словом, природа занимает второстепенную, поддерживающую роль.

Совсем иное место отводится ей в «Слове о полку Игореве». Тут природа динамична, постоянно преобразуется в движении, действует наравне с героями, влияет на них и направляет их действия, активно вмешиваясь в происходящее. В целом, для средневековой литературы характерно описание природы через её изменения. Однако масштабы, которые она занимает в повествовании «Слова», исключительны. Природа становится отдельным героем произведения. Её описание гиперболизировано, лирично, удивительно живо. Оно охватывает огромные территории, но при этом остаётся целостным и органично вплетается в текст.

Образ русской природы возникает в произведении с самых первых сцен, где речь идёт о предзнаменованиях. Когда князь выдвигается в поход, происходит солнечное затмение, поднимается ветер, появляются чёрные тучи, мутные реки текут. Большое внимание уделяется беспокойному поведению зверей и птиц, существовавших, без сомнения, на землях Древней Руси. Природа предостерегает о плохих предзнаменованиях, пытается остановить поход самонадеянного князя на половцев, вернуть людей в родные земли. Но несмотря на то, что всё вокруг пронизано тревожным ожиданием беды, герой хочет верить в свою исключительность. Игорь глух к голосу природы.

Ко времени роковой битвы солнце уже полностью скрыто за тучами, тьма поглощает княжескую дружину. В тексте «Слова» возникает параллель между грозой и судьбой людей, обречённых на гибель в битве. Проходит битва, спадает напряжение природы и возникает новая параллель. Одновременно о судьбе погибших и пленённых солдат вместе с матерью-природой горюет и княжна Ярославна. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу и не может найти утешения. Природа увядает, чахнет от безутешного горя русского народа.

Наконец, князь Игорь бежит от половцев в родные земли. Он так торопится, что сам в своей стремительности походит на зверя или явление природы (автор сравнивает его, в том числе с волком и ветром). Сочувствующая природа помогает ему выбраться из плена и указывает путь. Так, дятлы стуком направляют его. Когда же Игорь возвращается, природа в его землях оживает.

В течение всего повествования автор показывает, как сильно связаны народ с окружающей природой, родной землёй. Она всегда приходит на помощь, пока он прислушивается, находится с ней в гармонии. Природа сочувствует своему народу, живёт и умирает вместе с ним. Образ природы в «Слове о полку Игореве» очень широк, но при этом целостен. Автор своим повествованием обращается к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе.

Траншеи, бесконечная грязь и смерть: Бахмутская битва

Евгений Титов | Афп | Getty Images

Вид траншей, бесконечной грязи и массовых разрушений — всего лишь пеньки деревьев, вырастающие из заболоченного, взбаламученного ландшафта — по праву ассоциируется с Первой мировой войной. опустилась до той же ожесточенной окопной войны, которую столетие назад видели в Северной Европе.

Вот уже несколько месяцев российские и украинские войска ведут бои за контроль над городом Бахмут на востоке Украины, что, по сути, является ключевой частью более крупной битвы за контроль над Донбассом. Донбасс — это регион на востоке Украины, в котором находятся две пророссийские так называемые республики, которые, по словам России, она хочет «освободить».

Однако по мере того, как «Бахмутская битва» затягивается, этот район сравнивается с «водоворотом» как для украинских, так и для российских сил (регулярных частей и санкционированной государством военизированной организации «Группа Вагнера») с обеих сторон. терпя то, что считается тяжелыми потерями с небольшими территориальными приобретениями. Обе стороны часто сообщали о гибели более 100 солдат друг друга в день.

Между тем, бои превратили ландшафт в массу грязи, траншей и обугленных деревьев. Министерство обороны Украины разместило в Твиттере видео окопов в этом районе, заявив, что украинская пехота несколько месяцев удерживала оборону под шквальным огнем российских войск.

Некоторые аналитики опубликовали изображения, сравнивающие разрушение этого района с битвой при Вердене во время Первой мировой войны, кровавой и напряженной битвой между французскими и немецкими войсками, которая длилась с февраля по 19 декабря.16.

Одно из самых продолжительных и ожесточенных сражений во время войны, оно также считается одним из самых дорогостоящих с точки зрения жизни; По оценкам, и Франция, и Германия потеряли сотни тысяч человек. В конце концов, французские войска выиграли битву, но она стала символом огромной разрушительной силы и человеческих жертв войны.

Железная дорога Дуомона: ущелье смерти между крепостями Дуомон и Во во время битвы при Вердене в 1916 году.

Фото 12 | Универсальная группа изображений | Гетти Изображений

Бахмут расположен на одной из основных трасс между городами Донецк и Славянск в Донецкой области, территории, которая является частью промышленного центра Украины Донбасс.

Захват города стал ключевой стратегической целью для российских сил, которые считают, что его захват позволит им перерезать линии снабжения Украины и продвинуться к контролируемым Украиной Славянску и Краматорску.

Юрий Сак, советник министра обороны Украины Алексея Резникова, заявил CNBC в среду, что Бахмут был «эпицентром боев» на востоке Украины, где «вели очень ожесточенные бои». «Это, несомненно, одна из ключевых горячих точек на данный момент, и Бахмут очень сильно разрушен», — сказал он.

Он сказал, что город сравнивают с Мариуполем на юге Украины, учитывая аналогичную российскую тактику использования большого количества артиллерии, чтобы «сравнять его с землей». «Это начинает походить на город-призрак», — сказал Сак.

«Фото и видео из той местности сейчас напоминают пейзажи Первой мировой войны… [там] сожженные деревья, окопы, разрушения, горы трупов русских оккупантов, это действительно, действительно ужасно», он сказал.

В последние дни Россия заявила, что добилась новых успехов, а Денис Пушилин, исполняющий обязанности главы сепаратистской пророссийской «Донецкой Народной Республики», даже предположил в понедельник, что их силы собираются окружить Бахмут.

«Наши части продвигаются вперед. Имеются успехи непосредственно в районе Артемовска [по-русски город Бахмут известен как Артемовск]. …Можно сказать, что ситуация оперативного окружения достаточно близка,» Об этом он сообщил телеканалу «Россия-24», сообщает государственное информационное агентство ТАСС.

Во вторник Минобороны России заявило о продолжении наступательных операций в Донецке и заявило, что «уничтожило» 100 украинских военнослужащих, один танк, пять боевых бронированных машин и еще пять единиц техники.

Со своей стороны, Генеральный штаб ВСУ сообщил в среду, что российские войска продолжают вести наступательные действия в районе Бахмута и прилегающих населенных пунктов.

Представитель министерства обороны Украины Сак категорически опроверг заявления России о том, что город был близок к окружению, заявив, что «ни о каком российском окружении или даже полуокружении не может быть и речи».

«Это фейк, который сейчас распространяет российская пропаганда, не соответствует действительности. Вооруженные силы Украины продолжают оборонять город, хоть это и непросто.» По его словам, потери русских там были «колоссальными».

Украинские танкисты на линии фронта Бахмута в Донецке, Украина, 27 ноября 2022 года. В интенсивных боевых действиях вокруг города задействованы боевые самолеты с обеих сторон, артиллерийские системы, танки и другое тяжелое вооружение, которое используется днем ​​и ночью.

Агентство Анадолу | Агентство Анадолу | Getty Images

Западные аналитики признают, что Россия видит успехи вокруг Бахмута, но также отрицают, что он близок к тому, чтобы попасть в руки России.

«Российские войска добились незначительных успехов в районе Бахмута 29 ноября., но маловероятно, что российские силы будут продвигаться в том темпе, о котором заявляют российские источники», — заявили во вторник аналитики Института изучения войны. Российские миллогеры сделали необоснованные заявления о том, что российские войска прорвали линию обороны Украины к югу от Бахмута по трассе T0513. .. что перерезало бы одну из двух оставшихся основных наземных коммуникаций Украины с Бахмутом, но такие заявления, вероятно, являются частью продолжающегося российского информационная операция и являются преждевременными».

Институт заявил, что «продолжает считать, что деградировавшие российские силы вокруг Бахмута вряд ли быстро поставят Бахмут под угрозу неминуемого окружения».

Военнослужащие украинской армии готовят ракеты БМ-21 «Град» к запуску в Бахмуте, Донецк, Украина, 26 ноября 2022 года.

Агентство Анадолу | Агентство Анадолу | Getty Images

Бахмутская битва, безусловно, привлекает внимание союзников Украины. Во вторник днем ​​на брифинге высокопоставленный военный чиновник США и высокопоставленный представитель министерства обороны охарактеризовали боевые действия в Бахмуте как «очень интенсивные».

«Украинское наступление, в ходе которого удалось отвоевать позиции у русских, а затем российское контрнаступление, отнявшее эту территорию», — говорится в расшифровке.

«Мы наблюдаем это в течение нескольких недель между русскими и украинцами в окрестностях Бахмута и, действительно, в Донецкой области [регионе]», — продолжил чиновник.

Во вторник один из экспертов по обороне сообщил Sky News, что Бахмут был «одним местом» на Украине, где российские войска продвигаются вперед.

«Русские обстреливают Бахмут уже около четырех недель, и они пытаются атаковать его с востока, с севера, и похоже, что они добились определенного прогресса с юга от Бахмута», Майкл Кларк, профессор и бывший генеральный директор RUSI, сказал Sky поздно вечером во вторник.

Он описал бои в этом районе как «очень ожесточенные».

Битва при Вердене длилась 10 месяцев в 1916 году, и бывшие поля сражений являются популярным местом для посетителей, интересующихся Первой мировой войной. Местные фермеры в регионе и команды спасателей до сих пор находят неразорвавшиеся артиллерийские снаряды. Вот фотография окопов в Вердене, как они выглядят сегодня:

Следы недавних посетителей видны среди остатков бывшей французской траншеи связи и снабжения времен Первой мировой войны, битвы при Вердене, 27 августа 2014 года недалеко от Вердена, Франция.

Шон Гэллап | Новости Гетти Изображений | Getty Images

Poetica Volume 35 Issue 1-2 (2003)

Заголовок:
Кто такие татары в «Родине» Александра Блока!
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi.
org/10.30965/25890530-0350102005
Язык:
Английский
Страницы:
123–153
В:
Поэтика
В:
Том 35: Выпуск 1-2
Издатель:
Брилл | Финк
E-ISSN:
2589-0530
Распечатать ISSN:
0303-4178
Предметы:
Общий

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 73 17 4
Полнотекстовые просмотры 1 0 0
Просмотры и загрузки PDF 2 1 0

Заголовок:
Кто такие татары в «Родине» Александра Блока!
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *