Патриарх никон святой: Святейший Патриарх Никон / Монастырский вестник

патриарх Никон (Минин)

Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в мае 1605 года в крестьянской семье села Вельдеманова, Нижегородской губернии. Во святом крещении наречен по имени преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить. С малых лет Никита учился «святых книг чтению» и старался не пропускать ни одного богослужения. В возрасте 12 лет склонный к уединению, любознательный и любящий учение мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения.

По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о ведении хозяйства, но его по-прежнему неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре был посвящен в приходские священники. Ему было тогда только 20 лет. Ревность его в служении Церкви и народу, любовь, искренность, простота, смирение и миролюбие стали известны многим в столице, куда вскоре и переехал священник Никита с семьей по ходатайству московских купцов. Жизнь в Первопрестольной Москве оказалась еще более суетной и так же отягощала склонного к аскетизму молодого священника — душа его стремилась к монашескому служению. 10 лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое его детей умирали один за другим еще во младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий.

Священник Никита уговорил жену принять иноческий постриг, и сам в 30 лет на Соловках, в Анзерском скиту, принял монашество с именем Никон. В 1643 году он стал игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1646 году за сбором милостыни приехал в Москву и так полюбился 16-летнему царю Алексею Михайловичу своей духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями, живым, благородным нравом, что царь уже не отпустил его обратно, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых. Царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и еще более сблизился с архимандритом Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу. Пользуясь расположением царя, архимандрит Никон стал просить его за утесненных и обиженных. Это было по нраву царю, который вскоре поручил Никону принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. Избранный в 1649 году митрополитом Новгородским, Никон во время страшного голода и последовавшего затем бунта в Новгороде в 1650 году проявил изумительную твердость духа и достоинство архипастыря. Как справедливо отмечает современный церковный исследователь, митрополит Никон «своими осторожными и мудрыми действиями не только способствовал благополучному исходу всего дела, но и избавил от суровых кар множество людей…».

В 1651 году митрополит Никон, будучи в Москве, убедил царя и Патриарха Иосифа перенести мощи святителей Филиппа, Иова и Гермогена в Московский Успенский Собор.

В 1652 году после смерти Патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в Патриархи. Поначалу он решительно отказывался. Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и, «простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения, но счел нужным получить от всех клятвенное обещание быть ему, Патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре и народ дали такую клятву.

Объяснение столь необычной «присяги» заключается в том, что Никон очень глубоко видел и чувствовал серьезное внутреннее разделение в недрах русского общества, грозившее расколом. Это проявлялось в отступлении от веры и Церкви, наметившемся в самых разных слоях общества и в разных направлениях. Задача, которую сознательно он ставил для себя, состояла, таким образом, в том, чтобы удержать все русское общество в целом в послушании Православной Церкви.

Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Это влияние имело для Церкви много благоприятных аспектов. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

С самого начала своего Патриаршества светлейший Никон установил строгую чинность в богослужении. Единогласие и «наречное» пение при нем стали практической нормой. Он сам служил неспешно, благоговейно, стремясь к тому, чтобы церковные службы были как можно более нравоучительными. Патриарх Никон был талантливым проповедником, говорившим свои поучения и проповеди так, что люди забывали обо всем и в храме стояла полная тишина. В те времена в Русской Церкви ему не было равных в слове. Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий, хотя сам Патриарх ни в коем случае не был его причиной.

Патриарх Никон много заботился о церковном благолепии. В вещественных образах Церковь должна являть людям не вещественную красоту горнего мира Царства Небесного, таково было его глубокое убеждение. Строгий постник и подвижник в личной жизни, носивший в быту самые простые одежды, а под ними — железные вериги, Патриарх Никон употреблял за богослужением такие богатые облачения, каких не имел никто из русских Патриархов.

Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кий-островский в Онежской губе.

Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Очень щедро поощряя достойных и сурово наказывая распущенных и нерадивых, он добился весьма значительного повышения нравственного уровня священнослужителей и монахов и в связи с этим — повышения их авторитета и значения в обществе. «Церковь — не стены каменные, но каноны и пастыри духовные», — говорил Патриарх Никон. Иными словами, по его мнению, пока нерушимо стоит каноническая ограда Церкви и пастыри ее бодрствуют на страже «словесных овец» стада Христова, враждебные силы не могут проникнуть в нее.

Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку, где были книги Священного Писания, богослужебная литература, святоотеческие сочинения, книги по истории, философии на греческом и на латыни, в том числе сочинения Аристотеля, Плутарха, Геродота, Страбона, Демосфена. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов… При нем создавались школы как начального, так и высшего уровня.

Патриарх Никон являл собой пример милосердия к бедным, несправедливо притесняемым, и нелицеприятия в обличении пороков сильных мира сего, чем нажил немало врагов в числе боярства. Под влиянием Патриарха Никона в России упорядочивалась система попечения о нищих, убогих, нуждающихся людях, велась активная борьба против несправедливости и коррупции в судебных органах. По настоянию Патриарха царь принимал действенные меры к пресечению пьянства и нравственной распущенности.

Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр. Они не позволили ему вывести Русь на путь дальнейшего воцерковления, углубить Православие в русской жизни настолько, чтобы оно было воспринято не только как учение веры, но и как путь, истина и жизнь. Они оклеветали Патриарха перед царем.

Патриарх Никон вынужден был оставить Первосвятительскую кафедру и уединиться в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном им под Москвой. В 1666 году царь вызвал в Москву Патриарха Александрийского Паисия и Патриарха Антиохийского Макария для участия в Соборном разбирательстве по делу Патриарха Никона. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение Собора.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон, изнуренный тяготами, скорбями и бременем перенесенных трудов, 17 августа 1681 года мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. У гробницы его стали совершаться многие исцеления и знамения благодатной помощи (особенно матерям и несправедливо гонимым), что свидетельствовало о том, что душа его сподобилась пребывать в Небесном Иерусалиме. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

Источник: Официальный сайт Московского Патриархата

Патриарх Никон: стяжание Святой Руси. Часть II

Описание

Патриарх Никон: стяжание Святой Руси – созидание Государства Российского / сост. и общ. ред. В. В. Шмидта, В. А. Юрчёнкова: в трёх частях. – Часть II [Текст]: «Сияние славы Отчей»: Патриарх Никон в истории культуры. Исследования / сост. С. М. Дорошенко, В. В. Шмидт; под общ. ред. В. В. Шмидта. М.: Изд-во РАГС; Саранск: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2010. – 1232 с.; 89 илл.

 

Исследователей, интересующихся историей и наследием христианской цивилизации, должна заинтересовать книга «Патриарх Никон: Стяжание Святой Руси – созидание Государства Российского», которая вышла 5 июля 2010 года. Это уже 2-я книга планируемого трехтомника, выполненная совместно редакционно-издательским советом РАГС и институтом. Вторая часть монографии – «Сияние славы Отчей»: Патриарх Никон в истории культуры. Исследования» – освещает широкий круг проблем не только эпохи Патриарха Никона, но и ее исторического контекста – от прошлого к будущему: социально-политическую динамику развития церковно-общественных и государственно-политических, земельно-имущественных и правовых отношений, международную политику и социально-культурные взаимоотношения, становление государственной идеологии и безопасности, развитие отечественной философской, богословской, аксиологической, святоотеческой, социально-политической мысли. Работа выполнена на основе широкого круга источников, среди которых впервые главными являются собственные труды Патриарха Никона.

Содержание

Предисловие

 

Раздел I

ОБРАЗ ПАТРИАРХА НИКОНА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: XVII — первая половина XX в.

Жизнеописание Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России.

Аполлос (Алексеевскии), архимандрит

 

От монашества к патриаршеству: биографические материалы

 

Описание Свято-Троицкого Анзерского скита.

Досифей, архимандрит

Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии.

Никодим, иеромонах

Новоспасский монастырь

Знакомство Патриарха Иерусалимского Паисия с Новоспасским

архимандритом Никоном, будущим Патриархом Российским.

Николаевский П.Ф.

На Новгородской митрополии.

Шушерин И.К.

Запись о посвящении в Патриархи митрополита Никона

Патриаршее служение Святейшего Никона.

Михайловский Самуил, священник

Обстоятельства и причины удаления Патриарха Никона с престола.

Николаевский П.Ф.

О суде над Патриархом Никоном (по документам Разрядного приказа)

«Окованый нищетою и железы»: письмо Патриарха Никона

Царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря 9 мая — 20 июля 1667 г.

 

Монастыри строения Патриарха Никона

Описание Иверского Богородицкого монастыря Новгородской епархии.

Петр, архимандрит

Крестный Онежский Кий-островский монастырь

Путеводитель в г. Воскресенск и по Новому Иерусалиму

 

Никонова часовня на Елеонской горе.

Снегирев И.М.

Записка о небольшой поездке, совершенной в Новый Иерусалим, где живет его Святейшество Патриарх Российский.

Витсен Н.

Поездка в Новый Иерусалим.

Койет П.

Посещение Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Антоний (Храповицкий), митрополит

 

Патриарх Никон в жизни России

Значение Патриарха Никона в отечественной истории.

Михайловский Самуил, священник

О церковном расколе и единоверии в России.

Никон (Рклицкий), епископ

Восстановленная истина.

Антоний (Храповицкий), митрополит

Поездка в Новый Иерусалим участников

Всероссийского Церковного Собора.

Евлогий (Георгиевский), митрополит

Строитель Святой Руси.

Зызыкин М.В.

 

Исследования

Русь — новый Израиль.

Ефимов Н. И.

Образованность в Московской Руси.

Соболевский А .И., Забелин И.Е.

Западное влияние в России XVII в. (историко-психологический очерк).

Ключевский В.0.

Религиозно-общественные движения XVII — XVIII веков в России.

Мелыунов С.П.

Патриарх Никон по вновь открытым Н. Гиббенетом материалам

 

Заключение

Светлый образ Святителя.

Серафим (Соболев), архиепископ

  

 

Раздел II

ОБРАЗ ПАТРИАРХА НИКОНА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ: вторая половина XX — начало XXI в.

 

«Столп благочестия неколебаемый»: образ Патриарха Никона

Никон, Патриарх Святой Руси.

Шмидт В.В.

Патриарх Никон: духовный свет сквозь века (духовная власть

как духовная опора на все времена).

Дорошенко С.М., Юрчёнков В.А.

Профетизм в жизни Патриарха Никона.

Первушин М.В.

Патриарх Никон: его роль в созидании Русской Православной Церкви,

русской государственности и русской культуры.

Долгов К.М.

Никониане.

Богданов А.Л.

И жезл Лигарида процвел…

Зимин С.Л.

 

«Пойте Господеви, живущему в Сионе»: богословие, философия, искусство

Патриарх Никон: наследие русской истории, культуры и мысли.

Шмидт В.В.

Морально-этическое сознание допетровской Руси:

понятийно-категориальное осмысление славяно-русской философской мысли.

Степнов П.Л., Шмидт В.В.

К вопросу о состоянии нравственного богословия в Русской Православной Церкви

во второй половине XVII в.

Воробьева Н.В.

Русская философская симфония.

Гаврюшчн Н.К.

К истории книжной справы при Патриархе Никоне:

философско-культурологический аспект.

ЛескинД.Ю.

Патриарх Никон: традиция и современность

(русское певческое искусство второй половины XVII — начала XVIII в.).

Васильева Е.Е., Кручинина А.Л., Заболотная Н.В.

Роль государства и Церкви в развитии русского искусства XVII в.

Бусева-Давыдова И..Л.

Зодчество Святейшего Патриарха Никона: истоки и значение.

Бондарева О.Н.

Воплощенное богословие Патриарха Никона: митра-корона.

Тодорова М.А.

Домашний быт Патриарха Никона в Богоявленской пустыни

(реконструкция по материалам реставрационных работ).

Горячева М.Ю.

Сакрализация царства в образах Нового Иерусалима. («Шумаевскнй крест»: опыт реконструкции замысла).

Яворская С.Л.

«Новый Иерусалим» в Кремле: незавершенный замысел Царя Федора Алексеевича.

Соколова И.М.

«Богоначальным мановением»: песнопение святыням Московского Кремля.

Васильева Е.Е.

Новый Иерусалим.

Масленникова Н.В.

«Русская Палестина» как архитектурно-ландшафтный и историко-богословский комплекс (вопросы градостроительной реставрации).

Выборный В.Н.

 

«Два меча владычествовати, иже есть духовный и мирский»: Церковь, общество, государство

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон: символика светской и духовной власти Руси.

Мурзин-Гундоров В.В., Комаровская Е.П., Шмидт В.В.

Византийский идеал «симфонии» двух властей и его влияние

на формирование церковно-государственных отношений в России.

Лескин Д.Ю.

Человек — общество — Церковь — государство: мир Бога и власть государства.

Тодоров А.А., Шмидт В.В.

Внешняя политика Русского царства в XVII в.

Меньщиков А.А., Рыбаков Ю.М., Шмидт В.В.

Москва, Мосох и Третий Рим: из истории политических учений русского средневековья.

Паламарчук П.Г.

 

Заключение

Патриарх Никон: историософия в памятнике.

Шмидт В.В., Струнин К.А., Алубаев А.В.

Послесловие

Список иллюстраций

Никон | Русский патриарх | Британика

Nikon

Посмотреть все носители

Год рождения:
1605 Россия
Умер:
27 августа 1681 г. (76 лет) Москва? Россия
Роль в:
Раскол

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Никон , настоящее имя Никита Минин , (род. 1605, Вельдеманово, Россия — умер 1 августа [27 августа по новому стилю] 1681, по пути в Москву), религиозный деятель, безуспешно пытавшийся установить примат православной церкви над государством в России и чьи реформы, пытавшиеся привести русскую церковь в соответствие с традициями греческого православия, привели к расколу.

Никон (Никита) родился в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом в семье крестьянина финского происхождения. Получив зачатки образования в близлежащем монастыре, Никон женился, поступил в клир, был поставлен на приход в Лысково, а затем поселился в Москве. Смерть всех троих его детей побудила его искать покаяния и уединения. Следующие 12 лет, с 1634 по 1646 год, он жил монахом (именно тогда он принял имя Никон), отшельником и, наконец, игуменом в нескольких северных местностях. В 1646 году он отправился по иноческим делам в Москву, где произвел столь благоприятное впечатление на молодого царя Алексия и на патриарха Иосифа, что его поставили игуменом Новоспасского монастыря в Москве, усыпальницы семьи Романовых.

Викторина «Британника»

Мировые религии и традиции

Верите ли вы, что знаете все, что нужно знать о религии во всем мире? От храмов до фестивалей, эта викторина исследует вероисповедания и культуры.

За время своего пребывания там Никон тесно сблизился с кружком, возглавляемым царским духовником Стефаном Вонифатьевым и священниками Иваном Нероновым и Аввакумом Петровичем (все, как и он, выходцами из Нижегородской области).

Эта группа священников стремилась оживить церковь, установив более тесный контакт с массой верующих, а также стремилась очистить религиозные книги и ритуалы от случайных ошибок и римско-католических влияний. При их поддержке Никон стал сначала митрополитом Новгородским (1648 г.), а затем патриархом Московским и всея Руси (1652 г.).

Никон принял высший пост в Русской церкви только при условии предоставления ему всей полноты власти в вопросах вероучения и обряда. В 1654 г., когда царь отбыл в поход на Польшу, он поручил Никону надзор за управлением страной, а также за сохранностью царской семьи, а в 1657 г., с началом новой войны с Польшей, поручил Никону с полными суверенными полномочиями. Пользуясь дружбой царя, поддержкой реформаторов и сочувствием населения Москвы, Никон стоял на вершине своей карьеры.

Однако вскоре Никон оттолкнул своих друзей и привел в бешенство противников своим жестоким обращением со всеми несогласными с ним. Приняв патриаршество, он проконсультировался с работавшими в Москве греческими учеными, а также с книгами в патриаршей библиотеке и пришел к выводу, что не только многие русские книги и практики сильно испорчены, но и что ревизии кружка Вонифатьева внесли новые искажения. Затем он предпринял тщательный пересмотр русских книг и обрядов в соответствии с их греческими образцами, которые он считал более аутентичными, чтобы привести их в соответствие с остальной православной церковью. С помощью греческих и киевских монахов и при поддержке греческой иерархии он затем провел несколько собственных реформ: он изменил форму поклона в церкви, заменил двуперстный способ креститься трехперстным и велел петь три аллилуйя там, где по московскому обычаю требовалось два. Созванный им в 1654 г. собор русского духовенства уполномочил его приступить к пересмотру богослужебных книг. Затем он начал убирать из церквей и домов иконы, которые считал неправильно нарисованными. Чтобы подавить растущую оппозицию этим шагам, он созвал в 1656 году еще один собор, который отлучил от церкви тех, кто не принял реформы.

Хотя все изменения, внесенные Никоном, коснулись только внешних форм религии, некоторые из которых были даже не очень старыми, население и большая часть духовенства с самого начала сопротивлялись ему. Необразованное московское духовенство отказывалось заново заучивать молитвы и обряды, а массу верующих глубоко беспокоило презрение Никона к обрядам, считавшимся святыми и необходимыми для спасения России. Против него выступили его бывшие друзья, особенно Аввакум Петрович, который возглавит борьбу с Никоном и провозгласил, что решения патриарха инспирированы дьяволом и исполнены духа антихриста. Это было началом Раскола, или великого раскола в Русской Православной Церкви. Но что действительно привело к падению Никона, так это враждебность царской семьи и могущественных боярских (аристократических) семей, которые возмущались тем, как он самоуверенно пользовался властью в отсутствие царя. Они также возражали против его утверждений о том, что церковь может вмешиваться в дела государства, но сама невосприимчива к вмешательству государства. Никон считал, что церковь выше государства, потому что небесное царство выше земного. Он также опубликовал перевод Дара Константина (средневековая подделка, в которой утверждалось, что император Константин наделил папу светской и духовной властью) и использовал этот документ для подтверждения своих претензий на власть.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Когда Алексей вернулся в Москву в 1658 году, отношения между царем и патриархом уже не были такими, какими они были. Возросший в самоуверенности и подстрекаемый родственниками и придворными, Алексей перестал советоваться с патриархом, хотя и избегал открытого разрыва с ним. В конце концов Никон нанес ответный удар после того, как несколько бояр безнаказанно оскорбили его, а царь не явился на две службы подряд, на которых служил Никон. 20 июля (10 июля по ст. ст.) 1658 г. в свойственной ему порывистой манере он объявил о своей отставке пастве в Успенском соборе Кремля, а вскоре после этого удалился в Воскресенский монастырь.

Никон, видимо, надеялся этим актом заставить царя, чье благочестие было хорошо известно, отозвать его и восстановить прежнее влияние. Этого не произошло. После нескольких месяцев добровольного изгнания Никон попытался примириться, но царь либо отказался отвечать на его письма, либо призвал его официально оформить отставку.

Никон отказался сделать это на том основании, что он отрекся только от Московской кафедры, а не от патриаршества как такового. В течение восьми лет, в течение которых Россия была фактически без патриарха, Никон упорно держался за свой пост, а Алексей, обеспокоенный отсутствием ясного прецедента и страхом осуждения, не мог решиться на формальное низложение. Наконец, в ноябре 1666 года Алексей созвал собор, на котором присутствовали патриархи Антиохии и Александрии, для разрешения спора.

Обвинения против Никона предъявил сам царь. В основном они касались его поведения в период отсутствия царя в Москве, в том числе якобы присвоения им титула «великого государя». Многие обвинения были совершенно беспочвенны. Греческая иерархия теперь повернулась против Никона и приняла решение в пользу монархии, в чьей благосклонности она нуждалась. Греческий авантюрист Паисиос Лигаридис (теперь известно, что он был в сговоре с Римом) особенно активно способствовал падению Никона. Собор лишил Никона всех его священнических функций и 23 декабря сослал в монахи на Белоозеро, примерно в 350 верстах (560 км) прямо к северу от Москвы.

Однако он сохранил проведенные им реформы и предал анафеме тех, кто им противостоял и которых отныне называли старообрядцами (или старообрядцами). В последние годы у Никона наладились отношения с Алексеем. Преемник Алексея Федор III отозвал Никона из ссылки, но умер по дороге в Москву.

Никон был одним из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви и способным администратором. Его окончательная неудача была вызвана двумя основными факторами: (1) его настойчивое требование гегемонии церкви над государством не имело прецедентов в византийских или русских традициях и ни в коем случае не могло быть навязано; и (2) его неудержимый нрав и самодержавный нрав отталкивали от него всех, кто соприкасался с ним, и позволяли его противникам сначала опозорить, а затем победить его.

Ричард Э. Пайпс

Православная святыня :: Никон: святой из прошлого

Если на время, продолжительность которого известна одному Богу, Новый Иерусалим, эта икона Неба, построенная святым Патриархом, лежит безмолвно и пустынно в Московской деревне, то это никоим образом не значит, что наши сердца, также называемые чтобы быть иконами Неба, нужно лежать безмолвно и безлюдно. Пока в нас живет Христос, в нас живет и Новый Иерусалим.

Православие и английская традиция, 19 октября.85

Введение: Распятый между двумя разбойниками

Церковь не от мира сего, Она есть Дом Святого Духа, духовный и непривязанный к материальным вещам. Ибо материальные вещи суть только внешние формы, представляющие внутреннее содержание, которое есть определение таинств и молитвы.

Однако, поскольку Церковь находится в мире, Она имеет и воплощенную, материальную форму. Она есть Тело Христово. Хотя она и духовна, как Тело Она не является развоплощенным воображением из царства чистой мысли, фантазией интеллектуализма, спиритуализма и эмоциональности. Ведь, поскольку Она воплотилась, у Нее есть таинства, обряды, иконы и в поклонении принимают участие наши тела и все наши пять чувств. Это через чтение, пение, стояние, поклоны, преклонение колен, простирания, благословение, помазание, подписание себя, взгляд, использование цветов, поцелуи и каждение.

По указанным двум причинам, вследствие ее божественной и человеческой двойственной природы, Церковь всегда была распята между двумя бездуховными крайностями. Во-первых, это крайность интеллектуальных заблуждений, привязанность к опасным, в основе своей языческим идеям, смешанным с нечистыми эмоциями или страстями, которые принимают сотворенное за Творца. Затем крайность материальных заблуждений, привязанность к физическим вещам, включая еду, питье, сон и половую функцию, которые также ошибочно принимают сотворенное за Творца.

Уже в первые века Церковь оказалась распятой между этими крайностями, известными как левая и правая. С одной стороны, были заблуждения интеллектуализма, изощренные рассуждения светских эллинистов, философов-гностиков. С другой стороны, была грубая, материалистическая, плотская обрядность евреев.

Ни один из них не мог принять Крест Воплощенного Бога. Для греков крест был юродством, а для иудеев камнем преткновения (1 Кор. 1, 23). С одной стороны, были либеральные, гностические, языческие философские спекуляции оригенизма и арианства. С другой стороны, были гонения на обрядовое, пуританское рвение, любовь к внешнему и любовь к интеллектуальному мелкому, фарисейское рвение не по знанию, монтанизм, новацианство и донатизм.

Таким образом, Церковь и все, кто за ней следует, распяты между этими двумя духовными разбойниками. В России в XVII веке они приняли особые формы. С одной стороны, была аристократическая вестернизация, либерализм, обольщение новыми идеями и, следовательно, отпадения от спасительной Православной Церкви Христовой. С другой стороны, ксенофобское невежество, националистическая исключительность, мракобесие и крестьянская ритуальность. Недаром названный величайшим человеком русской истории патриарх Никон (1605-81) был распят на кресте между этими двумя духовными разбойниками. Вот его жизнь:

Молодость исповедника

Возможно, уместно, что величайший человек в истории России родился в беднейшей крестьянской семье в деревне Нижегородской губернии в 1605 году. Его мать умерла вскоре после его рождения, а отец снова женился. Молодого Никиту, как его тогда звали, воспитывала злая мачеха. В возрасте семи лет он уехал жить в более добрые условия монастыря. Здесь он провел пять лет, и вскоре проявились его глубоко благочестивая натура и талантливый ум. Действительно, в это время ему было сделано пророчество, что однажды он однажды станет Патриархом.

В двенадцать лет Никиту обманом заставили вернуться в семью, а в восемнадцать выдали замуж, чтобы он мог заниматься семейным приусадебным хозяйством. Так как в местном селе не было священника, то когда этому благочестивому юноше было двадцать лет, его рукоположили в сельские священники. Однако способности его были таковы, что через два года его перевели в Москву, где справедливо считалось, что он может делать гораздо больше, чем в провинциальной деревне. Здесь, в возрасте тридцати лет, он начал монашескую жизнь, его жена стала монахиней. Это произошло из-за того, что они потеряли троих детей.

Он стал монахом под именем Никон на севере России, а через восемь лет стал игуменом Кожеезерского монастыря. Здесь снова были замечены его аскетизм и необыкновенные способности, и в 1646 году, в возрасте сорока одного года, он был доставлен обратно в Москву и там встретился с царем. В 1649 году игумен Никон был рукоположен в митрополита Новгородского Патриархом Московским и Иерусалимским, находившимся в то время в Москве за милостыней. Присутствие иерусалимского патриарха, как мы увидим, имело большое значение. Еще раз, в это время было сделано пророчество, что однажды он станет Патриархом.

Проявив незаурядные способности на посту митрополита Новгородского, Никон действительно впоследствии был избран патриархом. Однако, уже предвидя большие затруднения со стороны бояр (аристократов и придворных), старейшие из которых уже впали в упаднический, западный нрав и стали равнодушны к Церкви, митрополит Никон отказался от Патриаршей чести. Только когда официальные лица государства и церкви умоляли его и обещали под присягой, что они будут повиноваться Церкви и Евангелию, Никон согласился стать их Патриархом.

Патриарх Никон: 1652-1658

В течение шести лет после этого, до 1658 года, Русская Церковь и государство переживали период необычайной «симфонии», то есть гармонии и равновесия взаимных интересов. В этот период неутомимый Патриарх провел невероятное количество реформ и улучшений в церковной жизни. В области образования он поощрял исследования, печатание книг, переводы, проповедование проповедей, он распространял знание Библии и Отцов и сам писал. В пастырском плане он реформировал богослужения, следя за тем, чтобы одновременно пелась или читалась только одна часть богослужения. Раньше, чтобы идти быстрее, разные части богослужений читались и пелись одновременно, высмеивая церковный порядок.

Из Киева новый Патриарх ввел нынешнюю форму полифонического церковного пения. В частности, он собрал огромное количество греческих рукописей богослужений и исправил славянские богослужебные переводы, в которые переписчики веками вносили ошибки. Он много сделал для украшения церквей и улучшения стандартов иконописи, которые уже тогда сползали в польско-итальянский декаданс портретной живописи. Живопись в западном стиле, например, в Строгановской школе, которой восхищались декадентские русские бояре и придворные, осуждалась как «франкская» и «каролингская».

В делах церковного управления Патриарх сделал все возможное, чтобы пресечь светское вмешательство завистливых аристократов в церковные дела и имущественные права, вернул в Москву мощи митрополита Филиппа, исправил каноны, улучшил нравы духовенства, пресекал римско-католическое влияние. Он не одобрял нечестия и беспорядков, в том числе использования органов польскими аристократами в своих домах.

Несмотря на суровость к преступникам, Патриарх был очень щедр в подаче милостыни и всегда был самым милостивым к кающимся. Он строил дома для инвалидов. Он также очень поощрял миссионерскую деятельность на востоке России и в Сибири и сам активно занимался миссионерской деятельностью, крестив многих евреев, мусульман и жителей Запада в Москве. Он принял обратно в Церковь многих униатов. Он также построил три монастыря. В частности, он начал строительство большого монастырского комплекса Нового Иерусалима к западу от Москвы, начав там работу над Воскресенской церковью. Новоиерусалимский Воскресенский монастырь содержал копии мест, сцен и святынь, связанных с жизнью нашего Господа в «Старом» Иерусалиме и его окрестностях, оккупированном тогда мусульманами.

Что касается государства, то патриарх принял меры против декадентских аристократов, угнетавших и несправедливо облагавших бедняков налогами, которые часто восставали против их эксплуатации. Таким образом Патриарх поддержал царя Алексея Михайловича, любимого народом и оставшегося незапятнанным продажностью властолюбивой аристократической верхушки. Патриарх также взял под контроль иностранных купцов и следил за тем, чтобы они не распространяли инакомыслие. Однако он радовался, когда они каялись и принимали Православие. Своей проповедью и личным примером он подавил восстание в Новгороде и призвал царя освободить православных от шведского и польского гнета на оккупированных русских землях на западе.

Таким образом, православные в западных окраинах России, называемых «Украиной», были наконец освобождены от ужасающих польских преследований и пыток. В 1654 году Украина наконец была присоединена к России. Кампании 1654 и 1655 годов способствовали дальнейшим военным победам над Польшей и Литвой и освобождению территории нынешней Беларуси. Патриарх также принес надежду угнетенным православным современной Молдавии, находившейся тогда под турецким игом. А в 1654, 1655 и 1656 годах Патриарх помогал пострадавшим от чумы, охватившей тогда страну.

Отвергнутый Патриарх: 1658-1666

Их первая попытка уничтожить патриарха была фактически предпринята в 1656 году в ходе неудачной войны со Швецией за возвращение русских земель. Патриарха обвиняли, оклеветали и пытались отравить. Государство стало вмешиваться в церковные дела, земли и суды. Своей любовью к деньгам, власти и своей завистью к успехам Патриарха бояре использовали влияние царицы (из аристократического рода Милославских), чтобы настроить против Патриарха молодого и неопытного царя Алексея. Он слишком долго срывал их стремления к вестернизации. Теперь они хотели власти для себя.

Своими польскими органами, итальянскими «иконами» и немецкой одеждой бояре ловко использовали невежество и суеверие простых людей, чтобы поддержать свое дело против православного патриарха. Летом 1658 года положение действительно ухудшилось. Патриарх Никон, видя всюду вокруг себя непослушание и клятвопреступление, 10 июля того же года удалился из Москвы в добровольную ссылку в свой новый Новоиерусалимский монастырь. Он ожидал, что царь очень быстро вызовет его обратно в Москву.

Однако последний, ошибочно поверив в клевету на своего Патриарха, этого не сделал. Царь трагически пал жертвой заговоров и интриг своей царицы и бояр. По требованию бояр другой епископ, митрополит Питирим, взял на себя управление церковными делами в отсутствие Патриарха. Фактически уже находясь в изгнании, патриарх вел теперь строгую подвижническую жизнь в своем монастыре, усердно подвизаясь простым монахом, строго постясь, спал всего три часа в сутки, раздавал щедрую милостыню, кормил 200-300 бедняков каждый день и омывал ноги. нищих. В 1659 г.состоялась еще одна попытка отравить патриарха.

Тем временем в Москве ситуация становилась все хуже и хуже. Бояре подстрекали необразованных к отказу от богослужебных поправок Патриарха, создав тем самым нелепый, но полноценный раскол старообрядчества. Это было часто фанатичное и изоляционистское движение, которое пыталось доказать, что единственно правильная форма христианства требует использования старых и часто неправильных ритуалов и литургических практик. В действительности, однако, они не соответствовали принципам остального большинства православного мира.

В то же время усиливалось светское вмешательство в церковные дела. В 1660 г. безуспешно был созван Церковный Собор для обсуждения проблемы кризиса власти в Церкви. Вмешался и Ватикан, который отправил в Россию содомита-униата, свергнутого греческого митрополита Газы Паисия Лигарида, чтобы тот попытался взять под контроль Русскую Церковь. Он многое сделал для того, чтобы воспользоваться ситуацией, и в какой-то момент позже даже возникла опасность, что этот закоренелый предатель-униат станет Патриархом.

Клевета на великого Патриарха продолжалась, и с июля 1663 года Патриарх Никон фактически содержался в заключении в Новоиерусалимском монастыре. В ответ на клевету Патриарх написал очень подробное и длинное «Опровержение», состоящее из 27 ответов на Кветиона, которое было завершено в 1664 году. В этом мы видим его необыкновенную ученость, знание Библии, Отцов, Святые и каноны Церкви. В 1663 году с четырьмя восточно-православными патриархами посоветовались, что следует сделать для разрешения кризиса. Их ответы были получены в мае 1664 года. Бедные пленники мусульман, они жаждали угодить русскому царю, а также получить милостыню. Поэтому, чтобы угодить ему, предложили низложение русского патриарха, если это будет необходимо. Впрочем, справедливости ради, их ответы тоже были уклончивыми и предполагали примирение. Следует напомнить, что ответы основывались только на информации, которую им скормили. Во всяком случае, в октябре 1664 г. царь все-таки написал плененному патриарху вроде бы примирительное письмо.

В декабре, думая, что царь хочет примирения, патриарх Никон отправился в Москву на встречу с царем. Однако все это было «устроено» письмом, написанным не царем, а ревностно настроенным к примирению боярином Зузиным. Патриарх пребывал в заблуждении, что его изгнание может быть кончено, что царь готов покаяться. Приехав в Москву, враги при дворе отправили его обратно, Зузин был арестован и подвергнут пыткам, а его жена умерла от страха. Другие, призывавшие Патриарха вернуться в Москву, были сосланы и наказаны. После этого эпизода, видя, что он никому не нужен, Патриарх Никон, приняв его фактическую «отставку», согласился на избрание нового Патриарха. Все, о чем он просил, это иметь надзор за тремя монастырями, которые он основал.

Тем временем положение старообрядцев обострялось при поощрении боярских врагов Патриарха. Собор русских архиереев не мог решить, что делать, и поэтому снова сослался на авторитет других православных патриархов. Наконец, в 1666 году, дата, не лишенная значения для некоторых, в России собрался Церковный Собор в присутствии двух православных патриархов и по указанию двух других, которые не смогли присутствовать. Фактически это был показательный процесс над патриархом Никоном.

Суд, плен и изгнание: 1666-1681

Патриарха обижали и оклеветали даже по пути на суд в Москву, даже его окружение не кормили. 12 декабря 1666 г. он был низложен, так как ему не дали должным образом защитить себя. Приговор был предрешен. Сниженный до положения простого монаха, Патриарх был сослан в Ферапонтовский монастырь на севере России, где его многочисленные сторонники подверглись пыткам. Его присяжные, надо заметить, все кончили плохо, как и судьба всех завистливых клириков, ибо патриарх Никон досадил им, сказав правду. По иронии судьбы, но очень важно, что Собор поддержал практически все реформы патриарха Никона. А тот, кто укреплял единство православного мира, был заключен в тюрьму его представителями.

Ранним утром 13 декабря 1666 г. почти тайно патриарх Никон выехал из Москвы. Его сопровождали 200 солдат, опасавшихся беспорядков. Государство опасалось благочестия народа. Его путешествие в ссылку было очень неприятным. В двух разных авариях Патриарх чуть не погиб, когда его сани перевернулись. Когда он наконец прибыл, монахи Ферапонтова монастыря удивились, увидев изгнанника; никто не сказал им, что произошло. Оказавшись в монастыре, Патриарх вместе с верными иноками, добровольно отправившимися вместе с ним в ссылку, попали под дурной присмотр, живя в заключении под стражей. Изгнанник снова стал простым монахом. Царь, вероятно, с угрызениями совести, стал присылать ссыльным дополнительные продукты. От этого Патриарх сначала отказался, но с Пасхи 1667 года принял дары. Условия его жизни также значительно улучшились.

Тем временем в Москве был избран новый патриарх Иоасаф. Дела шли плохо и у церкви, и у государства. Старообрядцы набирали силу. Сражения были проиграны на русских границах. Был избран новый Патриарх. В 1669 году царица умерла, а в 1671 году царь Алексей женился вторично. Хотя его личные отношения со низложенным Патриархом и улучшились, по существу ничего не изменилось, и в 1676 году царь Алексей скончался, испросив прощения у изгнанного Патриарха только в своем завещании.

Новому и совсем юному царю Феодору, тоже крестнику патриарха Никона, предстояло услышать те же наветы на изгнанного патриарха, что и его отцу до него. Патриарха снова сослали в другой северный монастырь, на этот раз в Белозерский. Здесь условия жизни были хуже, и ссыльный сильно страдал от страшных головных болей, возникших в результате аварии на санях десятью годами раньше. Однако на старости лет мысли ссыльного снова обратились к завершению своего великого строительного проекта, возведению Нового Иерусалима и Воскресенского храма.

В Москве за него ходатайствовала Татьяна Михайловна, сестра покойного царя Алексея, всегда сторонница патриарха. В декабре 1680 года ее племянник царь Феодор действительно посетил комплекс Новый Иерусалим и был очень впечатлен. Он тоже хотел, чтобы проект был завершен, и начал думать об освобождении Патриарха. К сожалению, в этом ему противостоял новый патриарх Иоаким. Хотя царь снова начал строить в Новом Иерусалиме, только в 1681 году, когда изгнанный патриарх был очень болен, царь смог созвать церковный собор, чтобы позволить ему вернуться в Новый Иерусалим, чтобы умереть.

Таким образом, великий патриарх был наконец отозван. Однако он скончался по возвращении в Москву на реке Волге в Ярославле, почти в ста пятидесяти верстах к северо-востоку от столицы. Это произошло в 16 часов дня 17 августа 1681 года, за воротами Спасо-Милостивого монастыря. Патриарху было 76 лет, и последние 23 года своей жизни он провел в ссылке – огромная потеря и растрата для Русской Церкви.

26 августа прах патриарха Никона был погребен в Новом Иерусалиме. Патриарх Иоаким по-прежнему отказывался хоронить его как патриарха, только как простого монаха. Останки патриарха Никона лежали нетленными и почитались народом как чудотворные. Наконец царь позаботился о завершении комплекса Нового Иерусалима. В искупление грехов своего отца он также попросил четырех восточно-православных патриархов восстановить патриарха Никона. Однако сам царь Феодор умер в 1682 году, незадолго до того, как великий Патриарх был окончательно «прощен» и должным образом восстановлен в должности.

Вывод: Реставрация?

В XVII веке у великого патриарха Никона было другое видение, духовное, видение Москвы Нового Иерусалима. В 1917 г. понятие «Москва Третий Рим» рухнуло. То, что в Москве Новый Иерусалим, было отложено. Мы выражаем надежду на то, что его видение многонационального православия в Новоиерусалимском монастыре к западу от Москвы однажды снова возродится.

Величайший человек в истории России, Православная святыня, 2005 г.

Более 300 лет память о патриархе Никоне очернялась западными, русскими и советскими историками, одинаково порабощенными своими антидуховными, материалистическими и атеистическими идеологиями левых и правых. Многие из них оправдывали свои теории повторением клеветы аристократов времен самого Патриарха. Конечно, все они были духовными родственниками, западными материалистами. С другой стороны, в народе Патриарх всегда локально почитался. Так, во время моего паломничества в Новый Иерусалим в 2006 году я смог помолиться у могилы этого «местного святого», что мне подтвердили местные жители со своими иконами «святого Никона».

Конечно, патриарх Никон был человеком. Он мог быть суровым и упрямым; иногда он был недипломатичен, резок и слишком категоричен. Иногда он был слишком доверчив к греческим посетителям. Но это черты характера, а не грехи. Его упрямство можно рассматривать как добродетель верности Христу, его строгость — как цельность характера, а его преклонение перед греческим — естественную благодарность русского человека, знающего, что спасительная вера пришла из Греции. Точно так же и то, что его чувства были задеты злой клеветой на него, вполне естественно, и нет нужды видеть в этом самонадеянное тщеславие или дурной характер.

Сегодня кое-кто, наконец, начинает видеть и величайшую клевету, что Патриарх несет ответственность за старообрядческий раскол. Этот раскол на самом деле был делом рук беспатриаршего государства, которое преследовало простых и верных. Патриарх Никон хотел проводить необходимые богослужебные реформы постепенно и любовно, не огорчая простых, привязанных к обрядам. Он хотел, чтобы русское православие приняло на себя свой крест и роль любящей защитницы всего православного мира, и поэтому знал, что оно должно соответствовать ему даже в обрядовых нормах. Однако государство трагически применило реформы как идеологию и вызвало реакцию некоторых из самых набожных, хотя и необразованных русских православных.

В действительности период 1667-1917 гг., после которого был низложен законный Русский Патриарх, представляет собой двести пятьдесят лет несправедливости. Понятно, что низложение патриарха Никона сделало государство еще более жаждущим власти. Увидев свой шанс, она смогла в 1700 году полностью упразднить Российскую Патриархию. При протестантском эрастизме Петра I и его последователей это привело к фактическому порабощению Церкви и народа предательской прозападной элитой, правившей Россией. Это, в свою очередь, привело к предательству 1917, отказ от христианской монархии и кровавые гонения на Церковь и геноцид православной расы большевиками-западниками.

Теперь, почти триста пятьдесят лет спустя, появилась одна из первых возможностей исправить историческую несправедливость. Монастырский комплекс Нового Иерусалима сейчас восстанавливается после разрушений, нанесенных ему еще новыми захватчиками с Запада во время Второй мировой войны. И Патриаршество в Москве тоже восстановлено. При замечательном патриархе Алексии II (+ 2008 г.) и нынешнем патриархе Кирилле, который странным образом напоминает патриарха Никона своим универсальным пониманием Православия и роли России в его всемирном распространении, принимаются решения, которые бы одобрял патриарх Никон.

Наконец заговорили даже о грядущей канонизации патриарха Никона (а также его почитателя и подражателя, митрополита Киевского Антония, чьи святые мощи ждут своего триумфального возвращения в Россию из Белграда). В день канонизации патриарха Никона, и только в этот день, мы наконец сможем еще раз говорить о восстановлении Святой Руси, оживляемом воспоминанием о Новом Иерусалиме преподобного Никона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *