Гермоген Патриарх | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
Патриарх Гермоген известен как главный вдохновитель народных ополчений, спасших Русское государство от польской интервенции. Он родился приблизительно в 1530 году в семье посадского человека в городе Вятке. Образование получил в местном храме и вскоре стал приходским священником Ермолаем. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году он был послан в Казань священником при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1579 году в городе произошел сильный пожар. На одном из пепелищ была обнаружена не пострадавшая икона Богоматери. Образ сразу же был назван чудотворным, его с почетом установили в Никольском храме.
После этого местный архиепископ повелел Ермолаю написать «Сказание о чудесном явлении Казанской Богоматери» и с копией иконы отвезти его в Москву. Там он был радостно встречен и царем Иваном Грозным, и столичным духовенством. Ведь явление чудотворной иконы означало, что Бог посылал на Русь свою благодать.
Ермолаю посоветовали принять постриг и продолжить духовную карьеру. В 1587 году он поехал в Москву и принял постриг под именем Гермоген в Чудовом монастыре. В Казани он сначала стал архимандритом местного Спасо-Преображенского монастыря, а потом был назначен архиепископом.
После учреждения в Москве патриархии в 1589 году Гермоген стал первым казанским митрополитом. В общей церковной иерархии у него было четвертое место.
Гермоген очень ревностно исполнял свои обязанности: боролся за чистоту православной веры, создал культ местных святых, первых архиепископов, и написал их жития. В сентябре 1605 года он был вызван на церковный Собор, который должен был решить вопрос о возможности женитьбы «царя Дмитрия» на католичке Марине Мнишек. В отличие от патриарха Игнатия Гермоген осудил этот брак. За это был выслан в свою казанскую епархию без права приезжать в Москву.
Пришедший к власти Василий Шуйский после некоторых раздумий предложил Гермогену стать новым патриархом, поскольку сподвижник самозванца патриарх Игнатий был посажен в тюрьму.
Казанский митрополит сразу согласился и стал надежной опорой постоянно шатающегося трона царя Василия.
Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от сведения с престола В. И. Шуйского. Но никто не стал его слушать. В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя. Временное правительство – семибоярщина – стало разрабатывать план избрания на престол польского королевича Владислава. Гермоген заявил, что одобрит его кандидатуру, если тот примет православие до приезда в Москву. Но польский король был категорически против этого. В сентябре 1610 года он ввел в Москву свой гарнизон под предлогом защиты города от Лжедмитрия II и вознамерился сам сесть на московский престол, лишив Русское государство национальной независимости.
Гермоген догадался об этих планах короля и начал рассылать по городам грамоты с призывом к патриотам создать народные ополчения и очистить от поляков столицу. Его призывы нашли отклик у рязанского воеводы П. П. Ляпунова, который занялся формированием Первого ополчения.
В конце марта оно выступило в поход и уже в апреле заняло территорию Белого города в Москве. Но состав этого ополчения был очень пестрый: вместе с истинными патриотами в нем были казаки во главе с бывшим атаманом И. Заруцким. Под вывеской ополчения они грабили мирных жителей и вознамерились посадить на царский трон Марину Мнишек с сыном второго самозванца Дмитрием. Ляпунов и Гермоген были решительно против этого. В итоге казаки убили Ляпунова и взяли власть в ополчении в свои руки.
Узнав об этом, Гермоген вновь стал призывать патриотов объединяться и сформировать новое ополчение. Эта деятельность началась в Нижнем Новгороде под руководством местного старосты Кузьмы Минина.
Поляки и сторонники короля организовали гонения на патриарха Гермогена. Сначала он был взят под стражу, а после антипольского восстания в Москве в марте 1611 года его бросили в земляную тюрьму Чудова монастыря. Там в феврале 1612 года он скончался, немного не дожив до освобождения столицы от поляков.
Православная церковь причислила Гермогена к лику святых.
Автор: Л.Е. Морозова, доктор исторических наук
Биография патриарха Гермогена | Биографии известных людей
| Полное имя: | Ермолай (Гермоген) |
| Дата рождения: | около 1530 г. |
| Место рождения: | Казань, Казанское ханство |
| Чем известен: | Патриарх Московский и всея Руси, религиозный и общественный деятель Смутного времени |
| Дата смерти: | 17 февраля 1612 г. (≈82 года) |
Содержание:
- Ранние годы
- Жизненный путь: основные события
- Личная жизнь
- Память
Ранние годы
На сегодняшний день не обнаружено достоверных источников, рассказывающих о детстве будущего православного святого – патриарха Гермогена. Исследователи определяют дату его рождения условно 1530 годом. Это утверждение основано на воспоминаниях поляков, захвативших власть в Москве в 1610 году.
Они отзываются о Гермогене, как о 80-летнем старике.
О ранних годах жизни известно, что при рождении будущий патриарх получил имя Ермолай и в отрочестве решил посвятить себя церкви, поступив на службу в Спасо-Преображенский монастырь в Казани. Позднее он стал священником в церкви святителя Николая Чудотворца.
Патриарх Гермоген на миниатюре из Царского титулярника
Жизненный путь: основные события
- В 1597 году произошло знаковое событие в жизни Ермолая. После страшного пожара в Казани, девочке Матроне во сне явилась Пресвятая Дева и велела откопать ее образ на пепелище. В указанном месте, на глубине около метра оказалась икона. Впоследствии, новоявленный образ станет одной из главных православных святынь. Казанскую икону Божией матери, с разрешения архиерея Иеремии, перенесет в Гостеприимную церковь Николая Чудотворца будущий патриарх Гермоген. Этот чудотворный образ в тяжелое смутное время станет символом православной веры и будет связан с именем святителя Гермогена, призывающего народ к яростному сопротивлению захватчикам.

- В 1587 году Ермолай переходит из белого духовенства в черное, совершает постриг в Чудовом монастыре в Москве.
- В мае 1589 года он становится первым митрополитом Казанским.
- На новом посту Гермоген проявляет себя как ярый блюститель православной веры. Под его руководством активно проводится христианизация нерусского населения Среднего Поволжья: татар, черемисов (марийцев), чуваш, мордвы. Он обращается с просьбой к патриарху Иову об установлении порядка поминовения православных воинов, погибших при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году.
- В 1592 году участвует в торжественном перенесении останков Казанского архиепископа Германа из Москвы в Успенский мужской монастырь в Свияжске.
- В 1590-х гг. Гермоген пишет два известных литературных произведения. В первом он описывает житие казанских святителей Гурия и Варсонофия, а во втором рассказывает историю явления образа Пресвятой Богородицы в Казани.

- Будущий патриарх был известным церковным и политическим деятелем во время правления Бориса Годунова. Современники вспоминают, что Гермоген присутствовал на всех знаковых церемониях этого периода.
- Он негативно воспринял появление на российском престоле Лжедмитрия I. Будучи в составе Боярской думы, продвигал идею крещения Марины Мнишек по православному обычаю и высказывался против избрания на патриарший престол грека Игнатия. В ответ на это, Лжедмитрий исключил его из Думы и приказал вернуться в Казань. Но этому было не суждено исполниться из-за убийства самозванца Григория Отрепьева и последующей смуты.
- В 1606 году Игнатий был низложен с поста Патриарха Московского и его место занял Гермоген. Отношения с новым правителем Василием Шуйским складывались неоднозначно. Но, несмотря на все очевидные противоречия, в условиях сложной политической обстановки патриарх проявил себя как истинный сторонник царя. Когда в 1608 году Лжедмитрий II, прозванный «тушинским вором» шел со своим войском к Москве с целью захватить власть, Гермоген пытался пристыдить восставших, называя их изменниками и предателями Родины.

- В 1610-1612 во время польско-шведской интервенции Гермоген стал настоящим символом сопротивления, народным героем. Сначала он выступал оппозиционером боярского правительства, названного Семибоярщиной и их решения пригласить на русский престол польского царевича Владислава. В качестве альтернативы, предлагал выбрать правителя из знатных русских бояр.
- Существует теория, что именно Гермоген первым предложил избрать царем Михаила Федоровича Романова, поскольку род Романовых находился в тесном родстве с Рюриковичами — прерванной династией московских царей.
- Когда стала понятно, что Владислав все же займет московский престол, патриарх потребовал его перехода в православную веру. В ответ на отказ, проклял царевича и польского короля Сигизмунда III и начал отправлять письма по русским городам. В них он призывал народ объединиться против иноземных захватчиков, защитить свою землю и православную веру от поругания.

- Пламенные послания Гермогена спровоцировали два народных ополчения. Первое, во главе с Иваном Заруцким, Прокопием Ляпуновым и Дмитрием Пожарским летом 1611 году пыталось освободить Москву от поляков, но распалось из-за внутреннего разлада.
- Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде сформировалось второе народное ополчение во главе с земским старостой Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В 1611 году они начали осаду столицы. Поляки скрылись в Кремле, устроив пожар в посаде. Иноземцы вместе с поддерживающими Владислава боярами требовали от Гермогена отговорить ополченцев от взятия города. Святитель проявил железную силу воли и не поддался на уговоры даже под страхом смертной казни. Патриарха заключили в темницу Чудова монастыря, где он провел больше девяти месяцев.
- В 1612 году второе народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов, но патриарх Гермоген этого уже не увидел. Он умер в сырой темнице Чудова монастыря от голода и жажды.
«Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков». Худ. Павел Чистяков, 1960 г.
Личная жизнь
Историкам неизвестны подробности личной жизни будущего святого. Сохранились только противоречивые сведенья о вступлении в законный брак казанского священника Ермолая из церкви Николая Чудотворца. Личность его жены и наличие у пары детей не установлено. Известно лишь, что после смерти супруги будущий патриарх принял монашеский обет под именем Гермогена.
Патриарх Гермоген
Память
Современники отзывались о Гермогене, как об умном, образованном человеке с широким кругозором. Особенно глубоки его познания были в области богословия, Священного писания, истории и литературы. Святитель ратовал за распространение знаний среди духовенства, при нем было издано и напечатано большое количество богослужебных книг.
Памятник в Москве
Гермоген часто упрекал священников в нерадивом исполнении своих прямых обязанностей. В воспоминаниях знакомых упоминается его скрупулезное, почти фанатичное отношение к обрядовой части православия и богослужению.
Как государственный деятель Гермоген сыграл огромную роль в сохранении независимости и целостности Московского государства. Если бы в Смутное время пост патриарха Всея Руси занимал другой человек, судьба страны могла сложиться другим, печальным образом. Благодаря упрямому, твердому, непоколебимому характеру Гермогена, его верности Родине и православной вере русские люди смогли отстоять свою землю и вырвать власть из рук захватчиков.
В середине XVII века мощи святителя Гермогена были перенесены из Чудова монастыря в Успенский собор Московского Кремля и поставлены в почетном месте. В 1913 году он был причислен к лику святых как священномученик, пострадавший за верность христианской вере. Ровно через сто лет, памятник патриарху Гермогену установят в Александровском саду под Кремлем.
Священномученик Ермоген Патриарх Московский и чудотворец всея Руси / Православие.Com
Патриарх Московский Ермоген.
В бытность его священником в Никольском храме в 1579 году в Казани была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери (8 Июля). По благословению архиепископа Казанского Иеремии он перенес новоявленную икону с места его открытие церкви Святого Николая. Обладая недюжинным литературным талантом, святитель в 1594 году составил повествование о явлении чудотворной иконы и о совершенных ею чудесах. В 1591 святитель собрал новокрещенных татар в соборную церковь и несколько дней наставлял их в вере.
Мощи святителя Германа, второго архиепископа Казанского (память 25 сентября, 6 ноября и 23 июня), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года во время чумы, перенесены и погребены в Никольской церкви в 1592 году.
по благословению патриарха Иова (1589-1605) святитель Ермоген перезахоронил мощи в Свияжском Успенском монастыре.
9 января1592 г. Святитель Ермоген обратился с письмом к Патриарху Иову, в котором просил позволения увековечить в его Казанском престоле тех православных воинов, которые жизнь свою отдали за Веру и народ в битве с татарами. В прошлом было принято вносить в диптихи имена всех павших в боях православных воинов и поминать их.
При этом он упомянул о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру во Христа, одним из которых был русский по имени Иоанн (память 24 января), родившийся в Нижнем Новгороде и плененный татарами. Двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), были новообращенными татарами.
Святитель выразил сожаление, что эти мученики не вставлены в диптихи, читаемые в Неделю Православия, и что им не пропета «Вечная память». В ответ на святителя Ермогена Патриарх издал указ от 25 февраля, в котором говорилось: «Совершить в Казани и во всей Казанской митрополии панихиду по всем православным воинам, убиенным в Казани и окрестностях Казани, в субботу после праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), и вписать их в великий Синодик, читаемый в Неделю Православия», а также повелел вписать трех казанских мучеников в Синодик, предоставив святителю Ермогену установить день их памяти.
Святитель Ермоген распространил Патриарший указ по всей своей епархии и обязал все храмы и монастыри совершать литургии, панихиды и литии о трех казанских мучениках 24 января9.0003
Святитель Ермоген проявил ревность в вере и твердость в соблюдении церковных традиций и посвятил себя просвещению казанских татар верой Христовой.
В 1595 году, при активном участии святителя Ермогена, мощи казанских чудотворцев преподобных Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и святителя Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября, апр. 11) были обнаружены и раскрыты. Царь Феодор Иоаннович (1584-159 гг.)8) повелел воздвигнуть в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте первой, где были погребены святые.
Когда были обнаружены гробницы святых, приехал святой Ермоген с собранием духовенства. Он повелел вскрыть могилы и, увидев нетленные мощи и одежды святых, известил патриарха и царя. По благословению патриарха Иова и по повелению царя в новом храме были помещены мощи новоявленных чудотворцев.
Святитель Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.
Признанный достойным патриаршего престола, митрополит Гермоген был избран на первопрестольный престол и 3 июля 1606 года поставлен Патриаршим сонмом святителей в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху жезл святителя Петра, Московского чудотворца (5 октября, 21 декабря, 24 августа), а царь преподнес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и жезл . По старинному обычаю патриарх Гермоген въехал верхом на осле.
Деятельность Патриарха Гермогена совпала с тяжелым периодом для Русского государства: появлением лжецаревича Димитрия и польского короля Сигизмунда III. Все свои силы первоиерарх посвятил служению Церкви и народу.
Патриарх Гермоген был не одинок в этом подвиге: его самоотверженные земляки последовали его примеру и помогали ему. С особым вдохновением Святейший Патриарх выступил против предателей и врагов народа, желавших распространить униатство и западное католичество по всей России и уничтожить Православие, поработив русский народ.
Когда самозванец прибыл в Москву и поселился в Тушино, Патриарх Гермоген послал два письма русским предателям. В одном из них он писал: «…Ты забыл обеты нашей Православной Веры, в которой мы рождены, крещены, вскормлены и воспитаны. Ты нарушил свою клятву и целование Креста стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и для Московского царства, но пали на твоего ложного мнимого царевича… Болит душа моя, томится сердце мое, все во мне томится, и все тело мое содрогается; плачу и с рыдая, плачу: Помилуй, помилуй, братия и чада, свои души и родителей своих, усопших и живых… Подумайте, как народ наш опустошается и ограбляется иноплеменниками, наносящими оскорбление святым иконам и церквям, и как проливается невинная кровь, взывая к Богу. Подумай! Против кого ты вооружишься: не против ли Бога, сотворившего тебя? Не против ли братьев твоих? Не опустошишь ли ты родину?.. Я заклинаю тебя именем Бога, откажись от своего предприятия, еще есть время, чтобы ты не погиб в конце». Во втором документе святитель взывает: «Ради Бога опомнитесь и обратитесь, порадуйте родителей ваших, жен и детей; и мы стоим молиться о вас Богу.
..»
Вскоре на Тушинского разбойника пал праведный суд Божий: он был убит своими приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как поляки и изменники, верные Сигизмунду III, остались в город. Документы, разосланные патриархом Ермогеном по городам и селам, увещевали русский народ освободить Москву от врагов и избрать законного русского царя.
Москвичи подняли восстание, а поляки сожгли город, запершись в Кремле. Вместе с русскими предателями они насильно схватили патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили его в Чудов монастырь.
В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки часто посылали к Патриарху гонцов с требованием приказать русскому ополчению покинуть город, угрожая казнью в случае отказа.
Святитель твердо ответил: «Что вы мне угрожаете? Я боюсь одного Бога. Если все наши враги уйдут из Москвы, я благословлю русское ополчение уйти из Москвы; а если вы останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и умереть за Православную Веру».
Еще находясь в заточении, священномученик Ермоген послал русскому народу последнее послание, благословив освободительную армию на борьбу с захватчиками. Русское командование не могло договориться о том, как взять Кремль и освободить патриарха. Он томился более девяти месяцев в страшных заточениях и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
Освобождение России, за которое святой Ермоген стоял с такой несокрушимой доблестью, было успешно совершено. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, но в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление патриарха Гермогена в лике святых произошло 12 мая 19 года.13.
OCA.org
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси
Тропарь и кондак
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, прославлен 12 мая 1913 года.
Память о Патриархе Ермогене как святом мученике передавалась из поколения в поколение на протяжении трех столетий, и люди все чаще относились к нему как к заступнику и проситель за Русскую землю пред Престолом Вседержителя.
В страшные годы народных лишений народ обратился к памяти героического Патриарха. К его гробнице приходили русские люди со своими личными невзгодами, болезнями и немощами, благоговейно прося помощи у святого Ермогена, и Всемилостивый Господь вознаградил их веру.
Верующие со всех концов России стали стекаться в Москву на прославление священномученика Ермогена через 300 лет после его кончины. Паломники спешили поклониться мощам святого Патриарха в Успенском соборе Кремля, где почти непрерывно служились панихиды.
Накануне прославления был крестный ход с иконой святого Ермогена, а за ней могильный покров, на котором святой был изображен во весь рост в мантии и с посохом в руках. Рядом с иконой Патриарха они несли икону святителя Дионисия Радонежского, его сподвижника в духовных и патриотических подвигах за освобождение Русской земли от польско-литовских узурпаторов.
На колокольне Ивана Великого висело огромное знамя: «Радуйся, священномученику Ермогену, великому Заступнику земли Российской».
В руках верующих полыхало сто тысяч свечей. По окончании крестного хода начали петь Пасхальный канон и канон святому Ермогину у раки, где почили мощи Патриарха.
Всенощное бдение прошло под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь по молитвам святителя Ермогена произошло несколько исцелений. Например, некий больной пришел в Успенский собор на костылях и исцелился, подойдя к раке с мощами святителя. Исцелился еще один больной, который страдал от страшной калечащей болезни. Его на носилках принесли к раке священномученика Ермогена, где он полностью исцелился. Эти и другие подобные исцеления, засвидетельствованные множеством верующих, были замечательными доказательствами святости нового русского чудотворца.
В воскресенье 12 мая в Успенском соборе была совершена Божественная литургия. На праздновании торжественного прославления нового святого председательствовал Блаженнейший Григорий, Патриарх Антиохийский. По окончании Литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московский Кремль, в котором приняли участие более двадцати иерархов.
Священный Синод Русской Церкви установил память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, на 17 февраля, в день его преставления (его жизнь и труды подпадают под этот день), и 12 мая, в день своего прославления.
Велико народное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и гражданская деятельность на протяжении нескольких столетий служит выдающимся примером его горячей веры и любви к русскому народу.
Церковная деятельность архипастыря характеризуется внимательным и строгим отношением к церковным службам. При нем были изданы ЕВАНГЕЛИЕ, МИНЕЯ на сентябрь (1607 г.), октябрь (1609 г.), ноябрь (1610 г.) и первые двенадцать дней декабря.
Под руководством архипастыря изготовлены новые станки для печатания богослужебных книг, построена новая типография. Он был поврежден во время пожара 1611 года, когда поляки сожгли Москву. Заботясь о порядке богослужений, святитель Ермоген составил «Послание ко всему народу, особенно священникам и диаконам, об улучшении церковного пения». «Письмо» наказывает священнослужителей за совершение церковных служб не по Уставу, за лишние разговоры, а мирян за непочтительное отношение к богослужениям.
Широко известна литературная деятельность первоиерарха Русской Церкви. Им написаны «Повествование о Казанской иконе Божией Матери и службе сей иконе» (1594 г.
), «Письмо патриарху Иову, содержащее повествование о казанских мучениках» (1591 г.), сборник статей, в которых рассматриваются вопросы о богослужении (1598 г.); есть патриотические документы и воззвания, обращенные к русскому народу (1606-1613), и другие произведения.
Современники отзываются о патриархе Гермогене как о человеке незаурядного ума и эрудиции, «мастере великого разума и мысли», «весьма замечательном», «весьма мудром и утонченном в учености», «всегда занимающемся божественной литературой». , и все книги о Ветхом Законе и Новой Благодати, и о следовании до конца различных церковных правил и принципов закона». Святитель Ермоген много времени проводил в монастырских библиотеках, особенно в библиотеке Московского Чудова монастыря, где переписывал с древних рукописей драгоценные исторические сведения.
В семнадцатом веке Летопись Святейшего Патриарха Гермогена называли «Воскресной летописью». В собрании творений святителя и его архипастырских документах много цитат из Священного Писания и примеров из истории, свидетельствующих о его глубоком знании Слова Божия и знакомстве с церковной литературой своего времени.![]()



