Патриарх гермоген краткая биография: Гермоген Патриарх | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Гермоген Патриарх | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Патриарх Гермоген известен как главный вдохновитель народных ополчений, спасших Русское государство от польской интервенции. Он родился приблизительно в 1530 году в семье посадского человека в городе Вятке. Образование получил в местном храме и вскоре стал приходским священником Ермолаем. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году он был послан в Казань священником при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1579 году в городе произошел сильный пожар. На одном из пепелищ была обнаружена не пострадавшая икона Богоматери. Образ сразу же был назван чудотворным, его с почетом установили в Никольском храме.

После этого местный архиепископ повелел Ермолаю написать «Сказание о чудесном явлении Казанской Богоматери» и с копией иконы отвезти его в Москву. Там он был радостно встречен и царем Иваном Грозным, и столичным духовенством. Ведь явление чудотворной иконы означало, что Бог посылал на Русь свою благодать. Ермолаю посоветовали принять постриг и продолжить духовную карьеру. В 1587 году он поехал в Москву и принял постриг под именем Гермоген в Чудовом монастыре. В Казани он сначала стал архимандритом местного Спасо-Преображенского монастыря, а потом был назначен архиепископом.

После учреждения в Москве патриархии в 1589 году Гермоген стал первым казанским митрополитом. В общей церковной иерархии у него было четвертое место.

Гермоген очень ревностно исполнял свои обязанности: боролся за чистоту православной веры, создал культ местных святых, первых архиепископов, и написал их жития. В сентябре 1605 года он был вызван на церковный Собор, который должен был решить вопрос о возможности женитьбы «царя Дмитрия» на католичке Марине Мнишек. В отличие от патриарха Игнатия Гермоген осудил этот брак. За это был выслан в свою казанскую епархию без права приезжать в Москву.

Пришедший к власти Василий Шуйский после некоторых раздумий предложил Гермогену стать новым патриархом, поскольку сподвижник самозванца патриарх Игнатий был посажен в тюрьму. Казанский митрополит сразу согласился и стал надежной опорой постоянно шатающегося трона царя Василия.

Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от сведения с престола В. И. Шуйского. Но никто не стал его слушать.  В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя. Временное правительство – семибоярщина – стало разрабатывать план избрания на престол польского королевича Владислава. Гермоген заявил, что одобрит его кандидатуру, если тот примет православие до приезда в Москву. Но польский король был категорически против этого. В сентябре 1610 года он ввел в Москву свой гарнизон под предлогом защиты города от Лжедмитрия II и вознамерился сам сесть на московский престол, лишив Русское государство национальной независимости.

Гермоген догадался об этих планах короля и начал рассылать по городам грамоты с призывом к патриотам создать народные ополчения и очистить от поляков столицу. Его призывы нашли отклик у рязанского воеводы П. П. Ляпунова, который занялся формированием Первого ополчения. В конце марта оно выступило в поход и уже в апреле заняло территорию Белого города в Москве. Но состав этого ополчения был очень пестрый: вместе с истинными патриотами в нем были казаки во главе с бывшим атаманом И. Заруцким. Под вывеской ополчения они грабили мирных жителей и вознамерились посадить на царский трон Марину Мнишек с сыном второго самозванца Дмитрием. Ляпунов и Гермоген были решительно против этого. В итоге казаки убили Ляпунова и взяли власть в ополчении в свои руки.

Узнав об этом, Гермоген вновь стал призывать патриотов объединяться и сформировать новое ополчение. Эта деятельность началась в Нижнем Новгороде под руководством местного старосты Кузьмы Минина.

Поляки и сторонники короля организовали гонения на патриарха Гермогена. Сначала он был взят под стражу, а после антипольского восстания в Москве в марте 1611 года его бросили в земляную тюрьму Чудова монастыря. Там в феврале 1612 года он скончался, немного не дожив до освобождения столицы от поляков.

Православная церковь причислила Гермогена к лику святых.

Автор: Л.Е. Морозова, доктор исторических наук

Биография патриарха Гермогена | Биографии известных людей

Полное имя:Ермолай (Гермоген)
Дата рождения:около 1530 г.
Место рождения:Казань, Казанское ханство
Чем известен:Патриарх Московский и всея Руси, религиозный и общественный деятель Смутного времени
Дата смерти:17 февраля 1612 г. (≈82 года)

Содержание:

  • Ранние годы
  • Жизненный путь: основные события
  • Личная жизнь
  • Память

Ранние годы

На сегодняшний день не обнаружено достоверных источников, рассказывающих о детстве будущего православного святого – патриарха Гермогена.  Исследователи определяют дату его рождения условно 1530 годом. Это утверждение основано на воспоминаниях поляков, захвативших власть в Москве в 1610 году. Они отзываются о Гермогене, как о 80-летнем старике.

О ранних годах жизни известно, что при рождении будущий патриарх получил имя Ермолай и в отрочестве решил посвятить себя церкви, поступив на службу в Спасо-Преображенский монастырь в Казани. Позднее он стал священником в церкви святителя Николая Чудотворца.

Патриарх Гермоген на миниатюре из Царского титулярника

Жизненный путь: основные события

  1. В 1597 году произошло знаковое событие в жизни Ермолая. После страшного пожара в Казани, девочке Матроне во сне явилась Пресвятая Дева и велела откопать ее образ на пепелище. В указанном месте, на глубине около метра оказалась икона. Впоследствии, новоявленный образ станет одной из главных православных святынь. Казанскую икону Божией матери, с разрешения архиерея Иеремии, перенесет в Гостеприимную церковь Николая Чудотворца будущий патриарх Гермоген. Этот чудотворный образ в тяжелое смутное время станет символом православной веры и будет связан с именем святителя Гермогена, призывающего народ к яростному сопротивлению захватчикам.
  2. В 1587 году Ермолай переходит из белого духовенства в черное, совершает постриг в Чудовом монастыре в Москве.
  3. В мае 1589 года он становится первым митрополитом Казанским.
  4. На новом посту Гермоген проявляет себя как ярый блюститель православной веры. Под его руководством активно проводится христианизация нерусского населения Среднего Поволжья: татар, черемисов (марийцев), чуваш, мордвы. Он обращается с просьбой к патриарху Иову об установлении порядка поминовения православных воинов, погибших при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году.
  5. В 1592 году участвует в торжественном перенесении останков Казанского архиепископа Германа из Москвы в Успенский мужской монастырь в Свияжске.
  6. В 1590-х гг. Гермоген пишет два известных литературных произведения. В первом он описывает житие казанских святителей Гурия и Варсонофия, а во втором рассказывает историю явления образа Пресвятой Богородицы в Казани.
  7. Будущий патриарх был известным церковным и политическим деятелем во время правления Бориса Годунова. Современники вспоминают, что Гермоген присутствовал на всех знаковых церемониях этого периода.
  8. Он негативно воспринял появление на российском престоле Лжедмитрия I. Будучи в составе Боярской думы, продвигал идею крещения Марины Мнишек по православному обычаю и высказывался против избрания на патриарший престол грека Игнатия. В ответ на это, Лжедмитрий исключил его из Думы и приказал вернуться в Казань. Но этому было не суждено исполниться из-за убийства самозванца Григория Отрепьева и последующей смуты.
  9. В 1606 году Игнатий был низложен с поста Патриарха Московского и его место занял Гермоген. Отношения с новым правителем Василием Шуйским складывались неоднозначно. Но, несмотря на все очевидные противоречия, в условиях сложной политической обстановки патриарх проявил себя как истинный сторонник царя. Когда в 1608 году Лжедмитрий II, прозванный «тушинским вором» шел со своим войском к Москве с целью захватить власть, Гермоген пытался пристыдить восставших, называя их изменниками и предателями Родины.
  10. В 1610-1612 во время польско-шведской интервенции Гермоген стал настоящим символом сопротивления, народным героем. Сначала он выступал оппозиционером боярского правительства, названного Семибоярщиной и их решения пригласить на русский престол польского царевича Владислава. В качестве альтернативы, предлагал выбрать правителя из знатных русских бояр.
  11. Существует теория, что именно Гермоген первым предложил избрать царем Михаила Федоровича Романова, поскольку род Романовых находился в тесном родстве с Рюриковичами — прерванной династией московских царей.
  12. Когда стала понятно, что Владислав все же займет московский престол, патриарх потребовал его перехода в православную веру. В ответ на отказ, проклял царевича и польского короля Сигизмунда III и начал отправлять письма по русским городам. В них он призывал народ объединиться против иноземных захватчиков, защитить свою землю и православную веру от поругания.
  13. Пламенные послания Гермогена спровоцировали два народных ополчения. Первое, во главе с Иваном Заруцким, Прокопием Ляпуновым и Дмитрием Пожарским летом 1611 году пыталось освободить Москву от поляков, но распалось из-за внутреннего разлада.
  14. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде сформировалось второе народное ополчение во главе с земским старостой Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В 1611 году они начали осаду столицы. Поляки скрылись в Кремле, устроив пожар в посаде. Иноземцы вместе с поддерживающими Владислава боярами требовали от Гермогена отговорить ополченцев от взятия города. Святитель проявил железную силу воли и не поддался на уговоры даже под страхом смертной казни. Патриарха заключили в темницу Чудова монастыря, где он провел больше девяти месяцев.
  15. В 1612 году второе народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов, но патриарх Гермоген этого уже не увидел. Он умер в сырой темнице Чудова монастыря от голода и жажды.

«Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков». Худ. Павел Чистяков, 1960 г.

Личная жизнь

Историкам неизвестны подробности личной жизни будущего святого. Сохранились только противоречивые сведенья о вступлении в законный брак казанского священника Ермолая из церкви Николая Чудотворца. Личность его жены и наличие у пары детей не установлено. Известно лишь, что после смерти супруги будущий патриарх принял монашеский обет под именем Гермогена.

Патриарх Гермоген

Память

Современники отзывались о Гермогене, как об умном, образованном человеке с широким кругозором. Особенно глубоки его познания были в области богословия, Священного писания, истории и литературы. Святитель ратовал за распространение знаний среди духовенства, при нем было издано и напечатано большое количество богослужебных книг.

Памятник в Москве

Гермоген часто упрекал священников в нерадивом исполнении своих прямых обязанностей. В воспоминаниях знакомых упоминается его скрупулезное, почти фанатичное отношение к обрядовой части православия и богослужению.

Как государственный деятель Гермоген сыграл огромную роль в сохранении независимости и целостности Московского государства. Если бы в Смутное время пост патриарха Всея Руси занимал другой человек, судьба страны могла сложиться другим, печальным образом. Благодаря упрямому, твердому, непоколебимому характеру Гермогена, его верности Родине и православной вере русские люди смогли отстоять свою землю и вырвать власть из рук захватчиков.

В середине XVII века мощи святителя Гермогена были перенесены из Чудова монастыря в Успенский собор Московского Кремля и поставлены в почетном месте. В 1913 году он был причислен к лику святых как священномученик, пострадавший за верность христианской вере. Ровно через сто лет, памятник патриарху Гермогену установят в Александровском саду под Кремлем.


 

Священномученик Ермоген Патриарх Московский и чудотворец всея Руси / Православие.Com

Патриарх Московский Ермоген.

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, родился в Казани около 1530 года, происходил из донских казаков. По собственному свидетельству Патриарха, он служил священником в Казани в храме во имя святителя Николая (6 декабря и 9 мая), недалеко от Казанского базара. Вскоре он стал монахом, а с 1582 года архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 г.он был рукоположен во епископа и стал первым митрополитом Казанским.

В бытность его священником в Никольском храме в 1579 году в Казани была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери (8 Июля). По благословению архиепископа Казанского Иеремии он перенес новоявленную икону с места его открытие церкви Святого Николая. Обладая недюжинным литературным талантом, святитель в 1594 году составил повествование о явлении чудотворной иконы и о совершенных ею чудесах. В 1591 святитель собрал новокрещенных татар в соборную церковь и несколько дней наставлял их в вере.

Мощи святителя Германа, второго архиепископа Казанского (память 25 сентября, 6 ноября и 23 июня), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года во время чумы, перенесены и погребены в Никольской церкви в 1592 году. по благословению патриарха Иова (1589-1605) святитель Ермоген перезахоронил мощи в Свияжском Успенском монастыре.

9 января1592 г. Святитель Ермоген обратился с письмом к Патриарху Иову, в котором просил позволения увековечить в его Казанском престоле тех православных воинов, которые жизнь свою отдали за Веру и народ в битве с татарами. В прошлом было принято вносить в диптихи имена всех павших в боях православных воинов и поминать их.

При этом он упомянул о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру во Христа, одним из которых был русский по имени Иоанн (память 24 января), родившийся в Нижнем Новгороде и плененный татарами. Двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), были новообращенными татарами.

Святитель выразил сожаление, что эти мученики не вставлены в диптихи, читаемые в Неделю Православия, и что им не пропета «Вечная память». В ответ на святителя Ермогена Патриарх издал указ от 25 февраля, в котором говорилось: «Совершить в Казани и во всей Казанской митрополии панихиду по всем православным воинам, убиенным в Казани и окрестностях Казани, в субботу после праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), и вписать их в великий Синодик, читаемый в Неделю Православия», а также повелел вписать трех казанских мучеников в Синодик, предоставив святителю Ермогену установить день их памяти. Святитель Ермоген распространил Патриарший указ по всей своей епархии и обязал все храмы и монастыри совершать литургии, панихиды и литии о трех казанских мучениках 24 января9.0003

Святитель Ермоген проявил ревность в вере и твердость в соблюдении церковных традиций и посвятил себя просвещению казанских татар верой Христовой.

В 1595 году, при активном участии святителя Ермогена, мощи казанских чудотворцев преподобных Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и святителя Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября, апр. 11) были обнаружены и раскрыты. Царь Феодор Иоаннович (1584-159 гг.)8) повелел воздвигнуть в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте первой, где были погребены святые.

Когда были обнаружены гробницы святых, приехал святой Ермоген с собранием духовенства. Он повелел вскрыть могилы и, увидев нетленные мощи и одежды святых, известил патриарха и царя. По благословению патриарха Иова и по повелению царя в новом храме были помещены мощи новоявленных чудотворцев. Святитель Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

Признанный достойным патриаршего престола, митрополит Гермоген был избран на первопрестольный престол и 3 июля 1606 года поставлен Патриаршим сонмом святителей в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху жезл святителя Петра, Московского чудотворца (5 октября, 21 декабря, 24 августа), а царь преподнес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и жезл . По старинному обычаю патриарх Гермоген въехал верхом на осле.

Деятельность Патриарха Гермогена совпала с тяжелым периодом для Русского государства: появлением лжецаревича Димитрия и польского короля Сигизмунда III. Все свои силы первоиерарх посвятил служению Церкви и народу.

Патриарх Гермоген был не одинок в этом подвиге: его самоотверженные земляки последовали его примеру и помогали ему. С особым вдохновением Святейший Патриарх выступил против предателей и врагов народа, желавших распространить униатство и западное католичество по всей России и уничтожить Православие, поработив русский народ.

Когда самозванец прибыл в Москву и поселился в Тушино, Патриарх Гермоген послал два письма русским предателям. В одном из них он писал: «…Ты забыл обеты нашей Православной Веры, в которой мы рождены, крещены, вскормлены и воспитаны. Ты нарушил свою клятву и целование Креста стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и для Московского царства, но пали на твоего ложного мнимого царевича… Болит душа моя, томится сердце мое, все во мне томится, и все тело мое содрогается; плачу и с рыдая, плачу: Помилуй, помилуй, братия и чада, свои души и родителей своих, усопших и живых… Подумайте, как народ наш опустошается и ограбляется иноплеменниками, наносящими оскорбление святым иконам и церквям, и как проливается невинная кровь, взывая к Богу. Подумай! Против кого ты вооружишься: не против ли Бога, сотворившего тебя? Не против ли братьев твоих? Не опустошишь ли ты родину?.. Я заклинаю тебя именем Бога, откажись от своего предприятия, еще есть время, чтобы ты не погиб в конце». Во втором документе святитель взывает: «Ради Бога опомнитесь и обратитесь, порадуйте родителей ваших, жен и детей; и мы стоим молиться о вас Богу. ..»

Вскоре на Тушинского разбойника пал праведный суд Божий: он был убит своими приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как поляки и изменники, верные Сигизмунду III, остались в город. Документы, разосланные патриархом Ермогеном по городам и селам, увещевали русский народ освободить Москву от врагов и избрать законного русского царя.

Москвичи подняли восстание, а поляки сожгли город, запершись в Кремле. Вместе с русскими предателями они насильно схватили патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили его в Чудов монастырь.

В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки часто посылали к Патриарху гонцов с требованием приказать русскому ополчению покинуть город, угрожая казнью в случае отказа.

Святитель твердо ответил: «Что вы мне угрожаете? Я боюсь одного Бога. Если все наши враги уйдут из Москвы, я благословлю русское ополчение уйти из Москвы; а если вы останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и умереть за Православную Веру».

Еще находясь в заточении, священномученик Ермоген послал русскому народу последнее послание, благословив освободительную армию на борьбу с захватчиками. Русское командование не могло договориться о том, как взять Кремль и освободить патриарха. Он томился более девяти месяцев в страшных заточениях и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Освобождение России, за которое святой Ермоген стоял с такой несокрушимой доблестью, было успешно совершено. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, но в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление патриарха Гермогена в лике святых произошло 12 мая 19 года.13.

OCA.org

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси

Тропарь и кондак

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, прославлен 12 мая 1913 года.

Память о Патриархе Ермогене как святом мученике передавалась из поколения в поколение на протяжении трех столетий, и люди все чаще относились к нему как к заступнику и проситель за Русскую землю пред Престолом Вседержителя.

В страшные годы народных лишений народ обратился к памяти героического Патриарха. К его гробнице приходили русские люди со своими личными невзгодами, болезнями и немощами, благоговейно прося помощи у святого Ермогена, и Всемилостивый Господь вознаградил их веру.

Верующие со всех концов России стали стекаться в Москву на прославление священномученика Ермогена через 300 лет после его кончины. Паломники спешили поклониться мощам святого Патриарха в Успенском соборе Кремля, где почти непрерывно служились панихиды.

Накануне прославления был крестный ход с иконой святого Ермогена, а за ней могильный покров, на котором святой был изображен во весь рост в мантии и с посохом в руках. Рядом с иконой Патриарха они несли икону святителя Дионисия Радонежского, его сподвижника в духовных и патриотических подвигах за освобождение Русской земли от польско-литовских узурпаторов.

На колокольне Ивана Великого висело огромное знамя: «Радуйся, священномученику Ермогену, великому Заступнику земли Российской». В руках верующих полыхало сто тысяч свечей. По окончании крестного хода начали петь Пасхальный канон и канон святому Ермогину у раки, где почили мощи Патриарха.

Всенощное бдение прошло под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь по молитвам святителя Ермогена произошло несколько исцелений. Например, некий больной пришел в Успенский собор на костылях и исцелился, подойдя к раке с мощами святителя. Исцелился еще один больной, который страдал от страшной калечащей болезни. Его на носилках принесли к раке священномученика Ермогена, где он полностью исцелился. Эти и другие подобные исцеления, засвидетельствованные множеством верующих, были замечательными доказательствами святости нового русского чудотворца.

В воскресенье 12 мая в Успенском соборе была совершена Божественная литургия. На праздновании торжественного прославления нового святого председательствовал Блаженнейший Григорий, Патриарх Антиохийский. По окончании Литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московский Кремль, в котором приняли участие более двадцати иерархов.

Они сопровождали процессию пением: «Святитель отче Ермоген, моли Бога о нас». С этого дня началось литургическое почитание святого Ермогена. Так исполнилось желание верного русского народа. По их молитвам Русская Православная Церковь получила небесного покровителя.

Священный Синод Русской Церкви установил память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, на 17 февраля, в день его преставления (его жизнь и труды подпадают под этот день), и 12 мая, в день своего прославления.

Велико народное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и гражданская деятельность на протяжении нескольких столетий служит выдающимся примером его горячей веры и любви к русскому народу.

Церковная деятельность архипастыря характеризуется внимательным и строгим отношением к церковным службам. При нем были изданы ЕВАНГЕЛИЕ, МИНЕЯ на сентябрь (1607 г.), октябрь (1609 г.), ноябрь (1610 г.) и первые двенадцать дней декабря.

В 1610 году было напечатано «Великое первоправило». Святитель Ермоген не только благословил эту книгу, но и тщательно следил за правильностью текста. По благословению святителя Ермогена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) также была переведена с греческого на русский язык, и его праздник стал совершаться в Успенском соборе.

Под руководством архипастыря изготовлены новые станки для печатания богослужебных книг, построена новая типография. Он был поврежден во время пожара 1611 года, когда поляки сожгли Москву. Заботясь о порядке богослужений, святитель Ермоген составил «Послание ко всему народу, особенно священникам и диаконам, об улучшении церковного пения». «Письмо» наказывает священнослужителей за совершение церковных служб не по Уставу, за лишние разговоры, а мирян за непочтительное отношение к богослужениям.

Широко известна литературная деятельность первоиерарха Русской Церкви. Им написаны «Повествование о Казанской иконе Божией Матери и службе сей иконе» (1594 г. ), «Письмо патриарху Иову, содержащее повествование о казанских мучениках» (1591 г.), сборник статей, в которых рассматриваются вопросы о богослужении (1598 г.); есть патриотические документы и воззвания, обращенные к русскому народу (1606-1613), и другие произведения.

Современники отзываются о патриархе Гермогене как о человеке незаурядного ума и эрудиции, «мастере великого разума и мысли», «весьма замечательном», «весьма мудром и утонченном в учености», «всегда занимающемся божественной литературой». , и все книги о Ветхом Законе и Новой Благодати, и о следовании до конца различных церковных правил и принципов закона». Святитель Ермоген много времени проводил в монастырских библиотеках, особенно в библиотеке Московского Чудова монастыря, где переписывал с древних рукописей драгоценные исторические сведения.

В семнадцатом веке Летопись Святейшего Патриарха Гермогена называли «Воскресной летописью». В собрании творений святителя и его архипастырских документах много цитат из Священного Писания и примеров из истории, свидетельствующих о его глубоком знании Слова Божия и знакомстве с церковной литературой своего времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *