Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» (Бесприданница Островский А. Н.)
С бурным и стремительным развитием капиталистических отношений в 70-е годы в купеческом мире совершаются большие перемены. Он все более и более усложняется, порывает связи и со старой народной моралью, и с домостроевскими традициями. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Патриархальная простота нравов уходит в прошлое. Фольклор сменяет классическая литература, народная песня вытесняется романсом. Купеческие характеры психологически утончаются и усложняются. Они уже никак не вписываются в устойчивый быт, и для их изображения требуются новые драматургические приемы.
Конфликт «Бесприданницы» — вариация на тему «Грозы». Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию. Но между Катериной Кабановой и героиней «Бесприданницы» Ларисой Огудаловой очень большие различия.
В основе драмы — социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота. Но поэтическая натура Ларисы летит над миром на крыльях музыки: она прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках. Лариса — значимое имя: в переводе с греческого это — чайка. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. В кульминационной сцене драмы Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Баратовым — это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы, искушал ее.
По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди эти по-своему сложные и противоречивые. И Кнуров, и Вожеватов, и Карандышев способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом. Паратов, судовладелец и блестящий барин, не случайно кажется Ларисе идеалом мужчины. Паратов — чело-век широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь.
Достоевский в «Братьях Карамазовых» отметит парадоксальную широту современного человека, в котором высочайший идеал уживается с величайшим безобразием. Душевные взлеты Паратова завершаются торжеством трезвой прозы и делового расчета. Обращаясь к Кнурову, он заявляет: «У меня Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Речь идет о пароходе «Ласточка». Но так же, как с «Ласточкой», он поступает и с Ларисой: оставляет ее ради выгоды (женитьбы на миллионе), а губит ради легкомысленного удовольствия.
Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует как человека с доброй душой, бедного и непонятого окружающими. Но героиня не чувствует уязвленно-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева. Ведь в его отношениях к Ларисе больше самолюбивого торжества, чем любви. Брак с нею тешит его тщеславные чувства.
В финале драмы к Ларисе приходит прозрение. Когда она с ужасом узнает, что ее хотят сделать содержанкой, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, героиня произносит роковые слова: «Вещь… да, вещь. Они правы, я вещь, а не чело-век». Лариса попытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее недостает силы: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот какая я несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко». В порыве отчаяния Лариса способна лишь бросить болезненный вызов миру на-живы и корысти: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой».
И только выстрел Карандышева возвращает Ларису к самой себе: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама… сама. .. Ах, какое благодеяние!..» В нерасчетливом поступке Карандышева она находит проявление живого чувства и умирает со словами прощения на устах.
В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В. Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений, которой суждено было сыграть потом Нину Заречную в «Чайке» А. П. Чехова. Поздний Островский создает драму, по психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра — театра Чехова.
Пьеса «Бесприданница» написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей — разбогатевших купцов. Все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого мы видим, обращаясь к судьбе главной героини драмы. Лариса — мягкая, чистая девушка. Она способна прежде всего чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Лариса никак не может понять, что в обществе, где она, по воле матери, должна вращаться, все определяют деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Героиня бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить все, товаром становится ее красота, о чем девушка до поры даже не подозревает.
Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой «миллионщиков» из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль, не случайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса верит, что ее возлюбленный — человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху, мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все. .. Сергей Сергеич… это идеал мужчины». Критически взглянуть на Паратова Лариса не в состоянии, между тем Сергей Сергеич — вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в мишень, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. В финале героиня прозревает. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично утешает ее жениха. Девушка окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит Ларису по-своему, но пытается уверить Огу-далову, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, и признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради большого наследства.
На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия.
И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все вокруг рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить. Она произносит горькие слова: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину».

А тут Карандышев рассказывает невесте, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь. Вынести такое унижение Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча для нее оскорбительно. Зато этот человек, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить сокровенное желание: «Кабы теперь Меня убил кто-нибудь…» Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову, заставляет Ларису искать смерти.

Судьба Ларисы — один из многих примеров драмы «горячего сердца» в мире чистогана и грубого расчета. Там, где вместо «души арифметика», никому не нужны искренние чувства. Любовь и деньги несовместимы.
Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире «золотого тельца» (Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница»)Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского «Бесприданница»Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница»)Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница»Тема «маленького человека» в драме А.Н.Островского «Бесприданница»Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница»)Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница»Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н.ОстровскогоТрагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница»Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница»Паратов и КарандышевПерсонажи в драме Островского «Бесприданница»Сочинение А. Н. Островский БесприданницаСистема образов в пьесе «Бесприданница»Лариса: «Я любви искала и не нашла»Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница»Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница»Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна ОгудаловыСудьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и КарандышеваМоя любимая героиня — Лариса ОгудаловаЧто сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского «Бесприданница»)Жертвы «темного царства» в пьесе «Гроза»Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Система образов в драме Островского «Бесприданница»Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4Карандышев 1Сочинение пьеса А.
Н.Островского «Бесприданница» 1Судьба бесприданницы (по пьесе Островского «Бесприданница»)В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданниц»?Психологизм драмы Островского «Бесприданница»Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского «Бесприданница»)Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского «Бесприданница»Разговор Карандышева с ЛарисойКатерина и Лариса: кто сильнее (пьесы «г А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»Тема «горячего сердца» в драме А. Н. Островского «Бесприданница» (План)Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый»Любимый персонаж моя Лариса ОгудаловаЛариса 1Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Островского «Бесприданница»Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница»Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клеткаПротест против унижения человеческой личности в пьесе А.
Н. Островского «Бесприданница»Жестокие нравы города КалиноваЖенские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница»)«Маленький человек» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»Источник драмы Ларисы Огудаловой (по пьесе Александра Островского «Бесприданница»)Пьеса А. Н. ОстровскогоМать и дочь в драмме А. Н. ОстровскогоЛучшее произведение Островского – «Бесприданница»Единство драматических произведения А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница»Характеристика Паратова. Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла?Лариса 2Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского «Бесприданница»)Источник драмы Ларисы ОгудаловойКарандышев 2Сравнение произведений Островского «Бесприданница» и «Гроза»Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА», «БЕСПРИДАННИЦА», «СНЕГУРОЧКА»СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО , И .Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница»Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)Пьеса Александра Островского «Бесприданница»Быт и нравы купечества в драме «Гроза»Тема утраченных иллюзий в драме А.
Н.Островского «Бесприданница» 1Неспособность выстоять в мире «золотого тельца» в пьесе «Бесприданница»В 1878 г Островским была написана одна из его известнейших пьес «Бесприданница»
Образ и характеристика Паратова в пьесе «Бесприданница», описание в цитатах
Лариса Огудалова и Паратов. Художник А. А. Парамонов |
Сергей Сергеевич Паратов является одним из центральных персонажей знаменитой драмы «Бесприданница».
В этой статье представлены образ и характеристика Паратова в пьесе «Бесприданница» Островского: описание внешности и характера героя в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы «Бесприданница»
— Все материалы по пьесе «Бесприданница»
Образ и характеристика Паратова в пьесе «Бесприданница» Островского: описание в цитатах
Сергей Сергеевич Паратов — молодой дворянин в возрасте за 30 лет:
«Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30.«
Паратов — почетный, уважаемый человек:
«И ведь это не разбойники, это почетные люди…»
О внешности Паратова известно следующее:
«Входят Паратов (черный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка, через плечо дорожная сумка)…»«Человек с большими усами…» (Паратов о себе)
Паратов любит роскошь и шик:
«Некому больше на такой четверке ездить.»
«С шиком живет Паратов.»
«Уж чего другого, а шику довольно.»
Сергей Паратов любит проматывать, тратить деньги:
«Не деньги ль понадобились… он ведь мотоват.»
Раньше Паратов был богат и владел пароходами, но он растратил все свое состояние и продает последнее имущество (баржи, пароходы):
«У них тут свои баржи серёд Волги на якоре.«
«Нет, я баржи продал.» (Паратов о себе)
«А барин‑то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал.»
«…довели было до аукционной продажи мои пароходики и все движимое и недвижимое имение.»
Паратов — кутило, развратный человек:
«Промотавшийся кутило, развратный человек…»
Паратов — сложный, «мудреный» человек:
«Кто его знает; ведь он мудреный какой‑то.»
Паратов «строит» из себя смелого, дерзкого человека:
«Смелость какая‑то, дерзость… Да это всякий может, если захочет. <…> Стоит только напустить на себя.»
Паратов — бессердечный, жестокий человек:
«Сердца нет, оттого он так и смел.»
«Вы поосторожнее с ним, а то жизни не рады будете.«
Паратов привык вести веселую жизнь:
«…я должен проститься с моей свободой, с моей веселой жизнью. Поэтому надо постараться как можно повеселее провести последние дни.»
«…тетенька, живу весело…»
«…духу не теряю и веселого расположения не утратил.»
Паратов — легкомысленный человек:
«Не нам, легкомысленным джентльменам, новые обороты заводить!»
Паратов — расчетливый, хладнокровный человек. Он не способен чувствовать жалость и ни о чем не жалеет:
«Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.»
Паратов совершает рискованные, безрассудные поступки, которые могут иметь трагические последствия (стреляет в монетку, которую держит Лариса, просит разогнать пароход и т. д.):
«Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». Дает мне держать какую‑то монету, равнодушно, с улыбкой, стреляет на таком же расстоянии и выбивает ее.»
«…мне хотелось обогнать «Самолет», да трус машинист. Кричу кочегарам: «Шуруй!» – а он у них дрова отнимает.»
Паратов собирается жениться на богатой девушке ради денег:
«А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.»
«…миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет.»
Паратов — гордый человек:
«Вам только и нужно было: вы – человек гордый.»
Паратов никогда никому ничего не прощает:
«…я только поучу его. У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться станут.<…> Если я кого хочу поучить, так на неделю дома запираюсь да казнь придумываю.»
«Мне еще давеча в голову пришло накатить его хорошенько и посмотреть, что выйдет.»
При этом сам Паратов себя называет незлопамятным человеком:
«Что вы! Я, тетенька, не злопамятен.»
Паратов ни над чем не задумывается, так как у него нет ничего святого:
«…Сергей Сергеич ни над чем не задумается: человек смелый.»
Паратов — безбожный человек. Он скрывает от Ларисы, что он помолвлен. Тем самым он дает ей надежду, что женится на ней. В итоге Паратов становится одной из причин гибели Ларисы:
«Что же вы молчали? Безбожно, безбожно!»
Год назад Паратов подло поступает с Ларисой. Он чуть не женится на ней, но вскоре сбегает из города:
«Я немножко виноват перед ней, то есть так виноват, что не должен бы и носу к ним показывать.<…> Ведь я было чуть не женился на Ларисе, – вот бы людей‑то насмешил! Да, разыграл было дурака.»
«Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда.»
Приехав на один день в город, Паратов снова обманывает Ларису. Он увозит ее на ночную прогулку, а после бросает. В результате честь Ларисы оказывается безвозвратно потеряна:
«…как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!»
В ту же ночь Ларису убивает ее жених — господин Карандышев:
«Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)»
Это был цитатный образ и характеристика Паратова в пьесе «Бесприданница» Островского: описание внешности и характера героя, его отношений с Ларисой Огудаловой.
Смотрите: Все материалы по пьесе «Бесприданница»
Лариса и купцы — Exeunt Magazine
Относительно малоизвестная пьеса Александра Островского Бесприданница язвительна о погоне за богатством и самоудовлетворением вместо заботы о ближних. Островский повидал немало жадности за свое короткое время работы писарем торгового суда в Москве 1840-х годов, и его отвращение к русским купцам проявляется в нескольких из его самых острых пьес. В Лариса и торговцы, Новая версия Сэмюэля Адамсона Без приданого, Острая сатира Островского кажется специально созданной для посткатастрофического мира, в котором мы живем сегодня.
Лариса, красивая цыганка, обручена с одиозным чиновником местного самоуправления Карандышевым, на убогое дело, на которое она согласилась просто потому, что у ее семьи нет денег на приданое, а ее настоящая любовь, аристократ Паратов, исчезла за год до этого . Местные купцы Вася и Мокий Парменвичи одновременно ужасаются и забавляются выбором Ларисы, а когда Паратов возвращается, троица принимается играть сердцем своей бывшей возлюбленной и подкапывать ее незадачливого жениха.
Адамсон относительно мало изменил текст Островского, сохранив его нравственную сложность и убрав некоторые довольно жесткие сценические ремарки. Актерский состав максимально использует полученную плавность и немного жесткое повествование, каждый актер демонстрирует тонкую и хорошо продуманную игру. Дейл Рэпли и Джек Уилкинсон превосходно сыграли купцов Мокия Парменыча и Васю. В старательно вневременном сеттинге Адамсона неуклюжий Мокий Парменыч Рэпли вполне может служить архетипом старой гвардии Города, в то время как ловкий Вася Уилкинсона может олицетворять хвастовство и самоуважение после Большого взрыва. Преднамеренно это или нет, сравнение неизбежно.
Хотя купцы и Паратов обращаются с Ларисой как с игрушкой, ее иногда агрессивное отношение к своему «тараканьему» жениху указывает на то, что ее собственная роль в этом хаосе морально непроста. Островский, которого некоторые современники считают русским Шекспиром, сравнивает Ларису и Гертруду, чья собственная роль в невзгодах Гамлета отражает влияние Ларисы на окружающих ее мужчин. Обе женщины причиняют душевную боль, но обе заставляют нас задаться вопросом, действительно ли сознательная деятельность имеет гораздо большее отношение к трагедии, чем случайность и обстоятельства.
Дженнифер Кидд максимально использует сложность Ларисы в мощном эмоциональном спектакле, ясно передающем капризы и душевные страдания героини. В противовес этому Сэм Филипс преуспевает в роли Паратова в исполнении, напоминающем Кена Брану в его лучших проявлениях, полного обаяния и очевидных благих намерений, скрывающих полную моральную пустоту. Вместе они представляют собой превосходную драматическую пару, хорошо сбалансированную по сравнению с комическими ролями, такими как цепкая мать Ларисы миссис Огудалова (Аннабель Левентон) и грубый компаньон Паратова Робинсон (Морган Филпотт).
Трудно придраться к постановке Жаки Онесс-Мартен, которая максимально использует прискорбно душное студийное пространство Арколы, но временами диалоги и действие немного теряются за повернутыми спинами актеров — опасность поперечной сцены. Но по мере того, как зрители размышляют о параллелях между скупыми купцами Островского и хаосом, учиненным их новейшими полосатыми потомками, такие незначительные проблемы с постановкой кажутся совершенно несущественными. Это поразительно совершенная постановка, которая должна привлечь к печально забытому русскому классику должное внимание и уважение.
Образ Ларисы Огудаловой в спектакле Приданое кратко. «Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А
А.Н. Островский — мастер русской драматургии XIX века. В своих пьесах он поднимал актуальные для своего времени вопросы. Многие из них волнуют читателя и сегодня. Это Не случайно пьесы драматурга повсюду в наших театрах, его произведения широко экранизируются раз.Это разговор о предательстве и верности, о бездуховности и власти денег, о смысле жизни и значение человека, о богатстве и бедности. купля-продажа, в вещь. История очень известная. Красивая, молодая, образованная девушка влюбилась в богатого человека. Она верила в возможность счастья при жизни- Горелка.И все кончается трагически.Главная героиня пьесы,Лариса Огудалова,человек восторженный,романтичный,живет сердцем,стремится испытать светлые,сильные,страстные чувства.Ее любовь к негодяю Паратову искренна и неповторима. Она любит ес один — единственный, верит ему безраздельно, готов на любые жертвы. Другое дело, что ее избранник не достоин ее любви и преданности. И вообще никто из претендентов на ее внимание не достоин ее: ни Паратов, ни Кнуров, ни Вожеватов, ни Карандышев. Она противопоставлена им всем, потому что каждый из них рассматривает ее как объект исполнения своих прихотей. Паратов пользуется ее красотой и невинностью. Для Вожеватова и Кнурова Лариса – яркая и роскошная игрушка, предмет торга и розыгрыша, даже для Карандышева она не предмет любви, а лишь мостик для попадания в мир имущих, ближе к людям вроде Паратов. Автор рисует свою героиню отчаявшейся и потерянной девушкой. Все надежды на счастье — рухнули после откровений возлюбленного, который признается, что скоро женится, чтобы поправить свои материальные проблемы. В новой жизни Паратова нет места Ларисе. Девиз мира, в котором процветают негодяи, в котором потеряли свою ценность честь, любовь, верность, звучит так: «Каждому товару есть цена».
Паратов предстает в драме как продавец живого. Он продает теплоход «Ласточка», а имя Лариса означает «чайка». Светский франт продает (выдает) еще одну птицу, на этот раз живую — Чайку-Ларису. Нет предела человеческой черствости и цинизму. И терпеть тоже нет сил. Поэтому выстрел Карандышева Лариса воспринимает как избавление от обжигающей душевной боли. Перед смертью она понимает, что все воспринимают ее как вещь. Автор не только сочувствует своей героине, но и вызывает симпатию к ней у своих читателей. Мы скорбим по девушке, которая безвременно ушла и не нашла счастья. Мы ненавидим ее обидчиков, сожалеем о ее горьком одиночестве, понимая, что если все в обществе измеряется деньгами, то чистому, светлому, искреннему человеку в нем нет места. Об этом говорил и Карамзин в рассказе «Бедная Лиза». Героиня, влюбившись в светского юношу, умирает после того, как он уходит от нее к богатой невесте. «Американская трагедия» Драйзера хорошо известна. Сюжет о предательстве любви — один из вечных сюжетов.
Для нас сегодня важно, чтобы в наших сердцах жили милосердие, сострадание, чувства чести и долга.
Огудалова Лариса Дмитриевна — главная героиня замечательной пьесы Островского «Приданое». Эта девушка молода, необыкновенно красива, но бедна, за нее не дают приданого. Эта ситуация крайне унизительна, особенно остро это чувствует Лариса, потому что по натуре она умный и гордый человек.
Героини без приданого встречались в драматургии Островского раньше: Марья Андреевна («Бедная невеста»), Надя («Ученица»), Аксюша («Лес»), Настя («Не было гроша, а вдруг Алтын») .
Среди всех этих героинь Лариса Огудалова обладает самой тонкой натурой и душевной хрупкостью. Лариса живет, как бы «над буднями», не касаясь повседневной суеты, мирских страстей и торга. Душа ее постоянно куда-то стремится: в лес, в деревню, за Волгу, словом, в какой-нибудь тихий уголок, который покажется ей раем. Лариса одинока, и в ее душе происходит трагический надлом. Все восхищаются ею, страстно желают ее, но никого не волнует, что происходит внутри девушки. Ей так не хватает простого, но теплого и сердечного слова, поддержки и участия. Она живет в среде, которая больше напоминает «базар» или «цыганский табор».
Даже в собственном доме девушка не может найти покоя, ее заставляют улыбаться, женихов навязывают. Лариса страстно влюбляется в Паратова, но не в его личные качества, а в ту мечту о другой, красивой жизни, которую он способен ей подарить. Паратов ассоциируется в сознании Ларисы со светлым, поэтическим миром, который она знает только по стихам и романсам, на самом деле этот мир ей недоступен. Соглашаясь от безысходности выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, Лариса чувствует себя униженной. Жених-неудачник раздражает ее, когда пытается сравняться с Паратовым, которым она до сих пор восхищается, несмотря ни на что. В душе Ларисы идет страшная борьба между желанием смириться с судьбой жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни. Пытаясь решить свою судьбу, Лариса отправляется с Паратовым в компрометирующее ее путешествие на пароходе. Во время этой поездки Лариса вдруг осознает свое истинное положение — красивая игрушка, которую мужчины не могут разделить между собой. Паратов откровенно играл ее чувствами, Карандышев, хотя и признавался ей в искренней любви, на самом деле просто тешит свое самолюбие, а друг детства Вожеватов додумался разыграть ее в жребий с Кнуровым, крупным бизнесменом.
В конце произведения Лариса погибает от руки своего жениха Карандышева. Его роковой выстрел стал для нее настоящим спасением от окончательной нравственной смерти. Лариса перед смертью благодарит своего убийцу за то, что он помог ей выбраться из этого ужасного мира, в котором нет ничего святого, а человек легко может стать предметом купли-продажи. Лариса так мечтала о настоящей, искренней любви, но все воспринимали ее как забаву. Никому не было дела до того, что творилось в ее душе. Умирая, Лариса прощает всех, она не держит в себе зла. Ее образ необычайно поэтичен и красив, он оставляет неизгладимый след и запоминается надолго.
Эффективная подготовка к экзамену (все предметы) — начните подготовку
Обновлено: 02.08.2012
Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Знаменитая пьеса «Приданое», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из лучших и значительных своих драматических произведений. Хотя показанная на сцене в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования как у зрителей, так и у критиков, свою заслуженную долю популярности пьеса получила лишь после смерти известного русского драматурга. Наглядная демонстрация основной мысли, которую автор хотел показать людям, что миром правят деньги, а в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбой других людей, которые от них зависят, сделали многие не нравится. Как и другие нововведения в пьесе, непонятные широкой публике, все это вызвало довольно резкую оценку как читателей, так и критиков.
История создания
В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы участвовал в различных громких процессах и был хорошо знаком с уголовными сводками того времени, которые дал ему, как писателю, богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь давала ему сюжеты для своих драматических пьес, и есть предположение, что прообразом сюжетной линии в « Приданое».
Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 г.), делая на полях пометку «Опус № 40», растягивая ее написание на долгие четыре года, за счет параллельной работы еще над несколькими произведениями, и заканчивая ее осенью 1878 г. Пьеса была одобрена цензорами, началась подготовка к печати, закончившаяся публикацией ее в журнале «Отечественные записки» в 1879 г. Затем последовали репетиции театральных трупп Москвы и Петербурга, желавших поставить пьесу на сцене, вынося ее на суд зрителей и критиков. Премьеры «Приданого» как в Малом, так и в Александрийском театрах оказались провальными и вызвали резкие негативные оценки театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина IX в.0-х годов XIX века), спектакль наконец-то пришел к заслуженному успеху, во многом благодаря огромной популярности и известности актрисы Веры Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.
Анализ произведения
Сюжетная линия
Действие произведения происходит в волжском городке Бряхимове, который только по прошествии 20 лет похож на город Калинов из спектакля «Гроза». Время таких самодуров и самодуров, как Кабаниха и Порфирий Дикий, давно прошло, наступил «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой компании Василий Вожеватов, которые умеет покупать и продавать не только товары и вещи, но и человеческие судьбы. С их диалога, повествующего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (этаким повзрослевшим Борисом, племянником Дикого), начинается первый акт пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичность и обаяние которой не имеют себе равных, выходит замуж за бедного чиновника, совершенно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.
Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая троих дочерей, постаралась найти каждой дочке хорошую партию, а самой младшей, самой красивой и артистичной дочери пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только одним простым и добрым Все портит известный факт: она невеста из бедной семьи и не имеет приданого. Когда среди поклонников дочери появляется на горизонте блестящий молодой мастер Паратов, мать всеми силами пытается выдать дочь за него замуж. Однако, поиграв чувствами Ларисы, он оставляет ее на целый год без каких-либо объяснений (в ходе диалога выясняется, что он растратил свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свою должность). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым становится Юлий Капитоныч Карандышев.
Перед свадьбой Лариса встречается с вернувшимся после годичного отсутствия Паратовым, признается ему в любви и убегает с ним от нелюбимого жениха на его корабль «Ласточка», который незадачливый банкрот также продает за долги . Там Лариса пытается узнать у Паратова, кому она теперь принадлежит ему: его жене, или кому-то другому, потом с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К убитой горем Ларисе с предложением взять ее на парижскую выставку, а на самом деле стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионер Кнуров, который отвоевывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант, как Лариса не следует тратить впустую, они разыгрывают ее судьбу, подбрасывая монету). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она всего лишь вещь, красивый и утонченный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно делать все, что захочет его владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бессердечием людей-торговцев, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любви, соглашается искать только золото, и ничего более. Оскорбленный Ларисой, назвавшей его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, гнева и уязвленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.
главные герои
Главная героиня спектакля, Лариса Огудалова, молодая приданая из города Бряхимова, — чуть подросшая Катерина из пьесы «Гроза», ранее написанной тем же автором. Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, что в итоге приводит их к трагическому финалу. Так же, как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его жителей, которым здесь тоже скучно и тоскливо.
Лариса Огудалова попадает в сложную жизненную ситуацию, характеризующуюся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она первая умница и красавица города, не может выйти замуж за достойного мужчину, так как является приданым. В этой ситуации перед ней намечаются два варианта: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины или выбрать себе в мужья мужчину более низкого социального статуса. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и гениального мужчины, разорившегося помещика Сергея Паратова, который, как и Борис, племянник Дикого в «Грозах», в реальной жизни оказывается совсем другим человеком. . Он разбивает сердце главной героини и своим равнодушием, ложью и бесхарактерностью буквально «убивает» девушку, т.е. приводит к ее трагической гибели. Трагическая смерть становится своеобразным «добрым делом» для главной героини, ведь для нее сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты умирающая Лариса никого ни в чем не винит и не жалуется на свою судьбу.
Островский изобразил свою героиню пылкой и страстной натурой, пережившей тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не утратила своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, как и она. было на протяжении всей ее жизни. жизнь. В связи с тем, что понятия и стремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от той системы ценностей, которая господствовала в окружающем ее мире, хотя она постоянно находилась в центре общественного внимания (как красивая и нарядная кукла), в ее душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Совершенно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает себе идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко расплачивается жизнью за свой самообман.
В своей пьесе великий русский драматург поразительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, но и окружающих ее людей: цинизм и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, сыгравших судьбу девушки с простой жребий, безнравственность, коварство и жестокость ее несостоявшегося жениха Паратова, жадность и развратность ее матери, пытающейся продать дочь как можно выгоднее, зависть, мелочность и ограниченность неудачника с обостренной гордостью и чувством собственности ревнивого Карандышева.
Особенности жанрово-композиционного построения
Композиция пьесы, выстроенная определенным образом в строгом классическом стиле, способствует нарастанию эмоционального напряжения у зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом действии показывается экспозиция и начинается сюжет, во втором действии постепенно развивается действие, в третьем (званый обед у Огудаловых) — кульминация, в четвертая — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди действуют тем или иным образом не только в силу своих психологических характеристик, но и из-за влияния социальной среды.
Также для спектакля «Приданое» характерно использование своеобразной системы образов, а именно «говорящих» имён, придуманных для персонажей: имя возвышенной натуры, Лариса Огудалова, в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» — обманывать, обманывать. Фамилия Паратов происходит от слова «параты», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» — кабан, назван в честь жениха Ларисы Юлии Карандышевой (Имя в честь римлянина Гая Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то малого и незначительного ) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.
В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на всех набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что ему действительно хочется. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она приданое, даже богатые и влиятельные купцы, так же, как и обанкротившийся Паратов, связаны по рукам. и ногой по общественным догмам и не может выйти замуж по своему желанию, чтобы получить любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.
Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, актуальности затронутых вопросов и несомненной художественной ценности пьеса Островского «Приданое» занимает почетное место среди классиков мировой драматургии. Это произведение никогда не потеряет своей актуальности, каждое поколение читателей, погружаясь в мир переживаний героев пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на вечные духовно-нравственные вопросы.
Огудалова Лариса Дмитриевна — главная героиня пьесы, приданое. Реплика описана лаконично: «одета богато, но скромно», больше о ее внешности мы узнаем из реакции окружающих. Соседствует с ролью бедной невесты, которая является предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувства или руку. Как всегда, такой героине предоставляется скорее воображаемый выбор, она выбирает только сердцем, при этом фактически лишена права на совершение поступка.
Л. любит Паратову как человека, воплощающего и способного дать ей другую жизнь. Она была «отравлена» Паратовым, с ним раз и навсегда вошла в ее сознание идея совершенно иного, поэтического и светлого мира, который, безусловно, существует, но недоступен ей, хотя и предназначен, по мнению всех окружающих. ее, только для него. Для Л. это мир фантазий, гораздо более поэтичный, чем он есть на самом деле, следы этого мира в ее собственной жизни — ее любимые стихи, романсы, мечты, которые делают его образ привлекательным.
Выйдя замуж за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую может дать ей мелкий чиновник. Более того, она не может простить его личное унижение, его неудачи в попытках догнать Паратова, для нее разница между ними становится все более очевидной: «На кого ты равняешься! Возможна ли такая слепота! Она не только не хочет соответствовать его болезненно-честолюбивым капризам, как претенциозный обед, но наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она последует по первому его зову: Конечно, если Сергей Сергеевич явился и был свободен, так достаточно одного его взгляда…»
В ее душе идет борьба между желанием смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по светлой и красивой жизни. Чувство униженности своей участью и тяга к иной жизни побуждают Л. попытаться решить свою судьбу. Кажется, что путь в этот романтический мир лежит через такой же романтический, безрассудный и зрелищный поступок. Но этот поступок безрассуден, ведет к гибели, ибо совершается в погоне за призраком, олицетворяющим Паратова, за тот мир, который существует только в стихах и романсах.
Как и Карандышев, делает выбор в пользу иллюзий, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственного выбора, открывает Л. глаза на ее истинное положение — приз, который мужчины оспаривают друг с другом: «Они правы, я вещь, а не вещь». человек. Теперь я убежден, что испытал себя… Я вещь! Умирая, она благодарит своего убийцу Карандышева за предоставленную ей возможность покинуть мир, в котором попирается высокий идеал и где она чувствует себя вещью, предметом продажи: «Искала любовь и не нашла . Они смотрели на меня и смотрят на меня так, как будто им было весело. Никто и никогда не пытался заглянуть мне в душу, я ни от кого не видела сочувствия, не слышала теплого, сердечного слова. Но так холодно жить. Это не моя вина, я искал любовь и не нашел. Ее нет на свете… нечего искать.
В ее речи и поведении используется стиль жестокого романса, который в то же время имеет своеобразную поэтичность и граничит с пошлостью, фальшью, «красотой»: цитаты из М.Ю. Лермонтова и Е. А. Баратынского сочетаются с высказываниями типа «Сергей Сергеич… мужчины», «Ты мой господин». В этом отражается свойство того самого идеала, который привлекает Л., он по-своему поэтичен и в то же время внутренне пусто, фальшиво. В ее жестах и репликах оттенок мелодрамы сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувства: «Для несчастных много места в божьем мире: вот сад, вот Волга ». Это сочетание делает роль Л. чрезвычайно выигрышной, она привлекала таких актрис, как М. Н. Ермолова и В. Ф. Комиссаржевская 9.0009
Катерина и Лариса Огудаловы — главные герои двух известных пьес А. Н. Островского — «Гроза» (1859) и «Приданое» (1878). Произведения разделяют девятнадцать лет, но в этих дорамах можно найти много общего.
Две героини — схожая судьба
Действие происходит в маленьком провинциальном городке, в купечески-мещанской среде, второстепенные персонажи — представители так называемого третьего сословия. Центральное место в сюжете занимает воссоздание быта, служа фоном для конкретизации и развития образов персонажей, а также создания резкого контраста между Ларисой Огудаловой и Катериной, с одной стороны, и окружающей средой. , с другой. Характеристика Ларисы Огудаловой и сравнение героини с Катериной Кабановой являются предметом данного обзора.
Общие черты в характерах Ларисы и Катерины
У характеров много общего. Девушки никак не вписываются в купечески-мещанский мир, несмотря на то, что родились, выросли и воспитывались в нем. Оба мечтают о свободе и счастливой любви и всячески выступают против норм, правил и установок, которых придерживаются их семьи, знакомые и, наконец, жители города. Обе несчастливы в любви: Катерина страдала в семье Тихона Кабанова, а помолвка Ларисы с Карандышевым закончилась трагедией. Не сложились у девушки отношения и с Паратовым: последний, хотя и был к ней неравнодушен, считал выгоднее для себя жениться на богатой невесте. Оба тяжело пережили эти потрясения: для их чувствительных, нежных и мягких натур это был слишком тяжелый удар.
Протест героинь против патриархального образа жизни
Каждая по-своему выражает протест против патриархального образа жизни: Лариса Огудалова всеми силами пытается противостоять усилиям своей матери, Хариты Игнатьевны, это выгодно выдать ее замуж за богатого и влиятельного жениха. Катерина прямо заявляет о неприятии образа жизни, который она ведет в доме свекрови Кабановой. В то же время следует отметить, что Катерина выражает свою позицию более решительно и смело, чем Лариса: она в принципе не может ужиться в той новой среде, в которой оказалась после замужества. В семье мужа ей все кажется чуждым, и еще до судьбоносной встречи с Борисом она прямо заявляет Варваре, что в семье мужа ей ничего не дорого. Протест Ларисы проявился лишь тогда, когда она всерьез увлеклась Сергеем Сергеевичем Паратовым: девушка неожиданно обнаруживает такие черты характера, которые, казалось, нельзя было заподозрить в этой образованной барышне. Однако уже по первым репликам героини читатель может судить о ее решительном нраве: она довольно резко отзывается о своем женихе Карандышеве и прямо говорит ему, что он проигрывает по сравнению с Паратовым.
Характер Ларисы
Лариса Огудалова, приданое, очень гордится: так, ей стыдно и за себя, и за мать, за тот нищенский образ жизни, который они вынуждены вести, угощая богатых гостей, которые толпами приезжают на свой дом, чтобы посмотреть на красивую, но бедную невесту. Тем не менее Лариса терпит эти вечеринки, несмотря на неоднократные скандалы в доме, о которых сразу же становится известно всему городу. Однако когда ее чувства были затронуты, героиня бросила вызов всем условностям и сбежала вслед за Паратовым в день его отъезда из Бряхимова (который, кстати, как и Калинов, находится на берегу Волги). Вернувшись домой, героиня продолжает жить своей обычной жизнью и даже соглашается выйти замуж за Карандышева — брак неравный во всех отношениях. И если бы не новое появление Паратова на сцене, то, скорее всего, Лариса стала бы госпожой Карандышевой, уехала бы с мужем в деревню и, возможно, через какое-то время на лоне природы, нашли в себе силы продолжать вести привычное существование.
Персонаж Катерины
Однако в отношении Катерины такой сценарий трудно представить: последняя вряд ли смирилась бы с таким существованием. К характеристике Ларисы Огудаловой следует добавить, что героиня крайне самодостаточна: при первом появлении на сцене она ограничивается лишь несколькими строчками, тогда как Катерина с самого начала откровенна с сестрой мужа Варварой. Она охотно делится с ней своими детскими воспоминаниями, признается, как ей тяжело в новой обстановке. В свете вышеизложенного имеет смысл сравнить образы героинь с Татьяной Лариной, с которой, на первый взгляд, можно найти много общего: всех троих отличает импульсивность и непосредственность восприятия окружающего мира. их. Однако и Катерина, и Лариса слишком оторваны от реальности: обе живут словно во сне, и кажется, что они все время находятся в каком-то своем внутреннем мире.
Сравнение Ларисы и Катерины
Недаром Кнуров говорил, что в Ларисе нет «ничего земного», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлекается и остается на удивление равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда срывает отдельные реплики, выдающие ее нелюбовь к мелкобуржуазной жизни. Удивительно, что она совершенно не выражает своей любви или даже какой-либо привязанности к собственной матери. Конечно, с нравственной точки зрения портрет Хариты Игнатьевны далек от идеала, но эта женщина все-таки заботится о дочери, беспокоится о ее судьбе и, безусловно, заслуживает определенного уважения. Лариса производит впечатление отчужденной от жизни барышни: образ ее, так сказать, бесплотен и оторван от исторической и социальной почвы. В этом плане Катерина более реалистична: она живо и остро реагирует на происходящее вокруг; она живет полнокровной, богатой, хотя и более трагичной жизнью.