Памятники эпохи мезолита неолита энеолита: Мезолит, неолит Казахстана

§ 2. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ МЕЗОЛИТА, НЕОЛИТА И ЭНЕОЛИТА | 10 класс Учебник «История Казахстана»

§ 2. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ МЕЗОЛИТА, НЕОЛИТА И ЭНЕОЛИТА | 10 класс Учебник «История Казахстана» | Учебники по Истории Казахстана

так то ЕНТ / Учебники по Истории Казахстана / 10 класс Учебник «История Казахстана»

§ 2. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ МЕЗОЛИТА, НЕОЛИТА И ЭНЕОЛИТА


Мезолит. Хронологические границы эпохи мезолита в Казах­стане — около 12—5 тыс. лет до н.э. В археологической науке Казахстана эпоха мезолита изучена недостаточно. Только в результате археологических исследований в районе Есиля, в Кустанайской области и близ Тургая были найдены некоторые памятники мезолита. Период перехода от палеолита к мезолиту совпал с таянием ледников. В природно-климатических условиях произошли существенные изменения, многие виды гигантских животных вымерли, большие изменения претерпел и мир растений. Изменение фауны и другие факторы обусловили возникновение земледелия и новых элементов животноводства, а в некоторых регионах сложились новые формы рыболовства и охоты.


Этот период, по сравнению с другими периодами каменного века, характеризуется подвижностью людей — они часто перемещались с одного места на другое. Поэтому на их стоянках не успевали формироваться культурные слои. Те, что есть, очень тонки, недостаточны. Поэтому стоянки людей этой эпохи встречаются очень редко.

Еще одной особенностью эпохи мезолита являлось увеличение численности отдельных видов животных: зайцев, сусликов, лосей, волков и т.д. Охота на этих животных потребовала изготовления новых видов орудий. Однако еще сохранялся способ «загонной охоты”, существовавший со времен раннего палеолита.

В связи с увеличением численности населения и нехваткой охотничьих угодий часть древних людей в эпоху мезолита начала заселять северные регионы, т.е. бассейны рек Есиль, Тобол, Тургай, Яик (Урал).

Археологическими исследованиями обнаружено всего около 20 стоянок этой эпохи, что объясняется мягким и теплым климатом в 8 тысячелетии до н.э. В связи с этим обстоятельством люди того времени редко строили постоянные жилища и часто передвигались в радиусе больших территорий.

Стоянки расположены по берегам рек и озер. Остатки жилищ не сохранились. В долине р. Есиль найдены легкие прямоугольные постройки площадью 40—60 м2 с неглубоко вкопанными каркасными столбами. Строили также шалашеобразные жилища, на местах которых остались лишь небольшие углубления.

В мезолите произошло также принципиальное изменение в технике изготовления орудий труда. Люди стали применять вкладышевую технику, которая заключалась в том, что основа предмета изготавли­валась из кости или дерева. На ней делались продольные прорези — пазы, в которые вставлялись и закреплялись лезвия из каменных ножевидных пластин. С помощью дополнительной обработки заготовок и различных способов их крепления на основе или рукоятке изготовлялись в массовом порядке наконечники стрел, дротиков, копий, скребки и скребла для обработки шкур, кожи, различные проколки, скребла и острия, резцы для обработки шкур, кости и дерева, для прорезания пазов, скобели для обработки древков стрел.

В целом можно сделать вывод, что деятельность людей эпохи мезолита являлась связующим звеном между древним и поздним каменным веком.

Неолит. В этом периоде человечество достиг до высокого уровня в технике обработки камня. Произошла большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.

Другим достижением людей эпохи неолита было изготовление различной посуды из глины. Все это и возникновение земледелия и скотоводства способствовало повышению производительности труда и жизненного уровня первобытных людей. Теперь охота и собира­тельство превратились в дополнительные источники существования.

Возникновение новых отраслей хозяйственной жизни, усовершенст­вование техники изготовления орудий труда, повышение произ­водительности труда способствовали появлению зачатков ткачества и горнометаллургического дела.

Люди эпохи неолита жили в условиях родовой общины. Они вели коллективный образ жизни, трудились сообща. По данным археологических исследований, на территории Казахстана известно свыше 600 неолитических и энеолитических памятников. Стоянки эпохи неолита по расположению на местности делятся на четыре типа: на берегах рек, озер, родников и в пещерах. На местах стоянок найдено очень много орудий, большинство из них представляли собой ножевидные пластины. На таких стоянках люди жили продолжи­тельное время.

Степной и полустепной характер рельефа подавляющей части территории Казахстана, малочисленность рек способствовали тому, что большинство стоянок располагались у родников. На таких стоянках люди жили недолго, поэтому жилища строились открытым способом и носили сезонный характер.

На стоянках найдены наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Имела место дифференциация в подборе породы камня для изготовления определенных орудий. Коренные изменения в хозяйстве и технике изготовления орудий труда в эпоху неолита в исторической литературе получили название неолитическая революция. Переход к производству пищи, сознательному выра­щиванию съедобных растений, особенно злаковых, к приручению, разведению и отбору животных явился экономической революцией, величайшей в истории древнего человечества, после овладения искусством добывать огонь.

Караунгир — стоянка эпохи неолита — находится на правом берегу одноименной реки, в 1,5 км к северу от с. Караунгир Тюлькубасского района Чимкентской области. Сама пещера находится на высоте 7 м от русла реки. Пещера состоит из двух частей: передней, длиной 20 м, и дальней — 9 м. В процессе исследований обнаружена большая коллекция культурно-бытовых остатков каменных и костяных изделий, керамики, костей животных: древнейшие скребки, пластины с ретушью и без нее, наконечники стрел, нуклеусы, топоры, иглы с ушками, шила, проколы и т.д.

По найденным останкам животных можно предположить, что люди этой эпохи охотились на куланов, медведей, оленей, кабанов, лошадей, быков, косуль, кекликов, фазанов и т.д. Лабораторные исследования установили возраст памятника — 5 тысячелетие до н. э.

В результате археологических исследований на Мангистау открыты памятники оюклинской и тюлесской культур, определенные рамками б—5 тысячелетий до н.э. Стоянки, найденные на полуострове Бузачи и в песках Центрального Мангистау, однотипны со стоянками оюклинской культуры. Поверхность найденной на этих стоянках посуды украшена геометрическим орнаментом, выполненным «в струйчатой” технике.

Материалы, найденные на стоянке, свидетельствуют о том, что их обитатели занимались охотой и собирательством, в быту широко при­меняли обработку шкур, кости и дерева, а из створок морских и иско­паемых моллюсков изготавливали украшения.

В районе Мангистау кроме оюклинской исследованы и памятники тюлесской культуры. Они хотя и малочисленны, но очень вырази­тельны. Керамические изделия тюлесской культуры отличаются многогранностью и особой техникой нанесения орнамента.

По мнению ученых, тюлесская культура является вариантом оюклинской. Возможно, это было продиктовано природно-климати­ческими изменениями, которые привели к специализации местного населения на определенные отрасли присваивающей экономики.

Поскольку основным промыслом населения была охота, миграция значительной части промысловых животных требовала большей подвижности населения этого региона. Именно подвижный образ жизни тюлессцев мог привести к такому разнообразию элементов, слагающих их культуру. Сезонные перемещения бродячих охотников в Арало-Каспийском водоразделе предвосхищают систему сезонного кочевания скотоводов эпохи бронзы.

Другая часть обитателей Мангистау жила на побережье Каспий­ского моря и занималась рыболовством, что не требовало постоянных перемещений. Оседлый образ жизни рыболовов привел к строитель­ству долговременных жилищ. Все это способствовало консервации культурных традиций, что иллюстрируется стоянкой Коскудук-1, найденной недалеко от г. Актау.

В архитектурном плане сооружение Коскудук-1 имело овальную форму. В культурном слое найдены многочисленные изделия из кремния и камня, фрагменты лепных сосудов, обломки морских раковин и украшения из них, кроме того, найдено много грузил и поплавков, вспомогательных приспособлений для рыбацких сетей.

В образцах керамики коскудукской стоянки встречаются оюклинские традиции. Выделяются формы сосудов нового типа, с массивным венчиком, гребенчатой орнаментацией и примесью в тесте мелко истолченных раковин. Подобная керамика имеется только в материалах хвалынской культуры Поволжья, Северного Прикаспия. На основе этой керамики коскудукская стоянка датирована концом первой половины 4 тысячелетия до н.э.

Стоянки атбасарской культуры сосредоточены на территории Атбасарского района Акмолинской области. Здесь обнаружено и исследовано около 200 стоянок древних людей. Самыми известными среди них являются стоянки Карлыга, Жабая, расположенные на берегах древних русел рек Есиль и Чаглинка. По типу и характеру найденных материалов, построек можно сделать вывод, что жители атбасарской культуры вели полукочевой образ жизни.

Подавляющая часть маханжарской культуры находится на дне Тургайской ложбины. Из них лишь несколько имеют сохранившийся культурный слой и хорошо исследованы. На Тоболе пока известна лишь стоянка Алкау-2. Посуда маханжарской культуры оригинальна: тонкостенная керамика, изготовленная вручную, имела удлиненные пропорции. Шейка горловины обычно была заужена, дно — коническое, иногда завершалось шипом, орнамент наносился по еще не просохшим стенкам сосудов зубчатым штампом. На Притобольской стоянке найден и фрагмент пряслица с просверленным отверстием, что свидетельствует о распространении ткачества.

Найденное у с. Железинки погребение женщины дает полное представление об обряде захоронения в неолитическую эпоху. Полусожженный труп женщины погребен вместе с вещами покойницы: среди них — костяная накладка серповидной формы от головного убора, оформленная по краю зубчиками, ожерелье из зубов хищных зверей, крупные бусы из раковин. Вместе с богато украшенной одеждой в могилу поместили орудия труда (тесло, костяное шило), охоты (каменные и костяные наконечники копий и стрел) и три миниатюрных, баночной формы, глиняных сосуда. Там же найдены две фаланги

кулпна, окрашенные красной охрой — цветом, имитирующим, по иродетмилоию древних людей, ритуал сожжения и огнепоклонства.

Энеолит (3 тысячелетие до н.э.). Энеолит является переходным периодом, меднокаменным веком. Пользуясь в течение миллионов лет семенными орудиями, человек постепенно эволюционным путем достиг такого уровня развития, что мог изготовить орудия из металла. Первым металлом, который освоил человек, была медь. Археоло­гические раскопки доказывают, что человек нашел медь случайно. Людям было трудно передвигать большие камни, из которых делали орудия, до постоянных стоянок. Поэтому они разводили костры на камне и раскаленную поверхность заливали водой, отчего он раскалывался на мелкие части. В это время из камня ручейками вытекали легко расплавляемые металлы — медь, свинец, олово. Так люди начали осваивать технику изготовления медных орудий труда. Однако орудия из меди были непрочными, не годились для тяжелых работ и поэтому не могли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. Таким образом эпоху, на протяжении которой одновременно применялись каменные и медные орудия труда, в истории называют энеолитом (от греч. энео—»медь”, лит—’‘камень”). Однако появление медных орудий способствовало развитию сознания человека, открыло широкий путь для социально-экономического развития. Внедрение в жизнь людей медных орудий привело к деградации кремниевой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий.

Появляются новые объекты материальной культуры: плоскодон­ная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища.

Памятники энеолита чаще всего встречаются на юге Казахстана. Среди памятников эпохи энеолита, найденных на территории Казахстана, ученые особо выделяют памятники ботайской культуры.

Ботайская культура свое название получила по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай Акмолинской области, датируется 3—2 тысячелетиями до н.э.

Ботайская культура была определена В.В. Зайбертом. В целом открыто больше 20 поселений, относящихся к ботайской культуре. Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай, Терсаккан, Тобол, У батан, Чаг линка, Иманбулак.

Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай. Это поселение, предположительно, просуществовало до XIV—XII вв. до н.э. Во время раскопок найдены следы от 158 жилищ. В процессе исследований выяснилось, что это были постройки последнего периода существования поселения. Остатки жилищ более ранних этапов уничтожены при строительстве последних.

Производственно-хозяйственные орудия изготовлялись из различных пород камня, глины, кости. Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном укладе населения. Например: костяные элементы узды, застежки для пут — свидетельствуют о начале одомашнивания лошади. Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность. При строительстве жи­лищ использовались различные деревообрабатывающие инструмен­ты: топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели. Наличие инструментов для обработки и шлифовки шкур, игл, проколов, шил говорит о многоукладном характере хозяйственной жизни ботайцев.

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифици­рованный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой — на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного Урала и хвалынской культуры Поволжья. На юго-востоке материалы ботайской культуры перекли­каются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и усть-нарым- ской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, куль­туры сформировались не одновременно и находились на разных уров­нях развития и взаимовлияния.

Иммимодп’нупше местного населения с соседними племенами со 111 )см < * 11 (*м 111 > и I и ‘ло к появлению в Мангистау новых культур кочевников брошюного века.

? Вопросы и задания

1.     Определите хронологические рамки мезолита, неолита, энеолита и коротко расскажите о них.

2.     Какие изменения произошли в эпоху мезолита?

3.      Где были найдены памятники мезолита? Есть ли у них специфические черты?

4.      Какие новшества внес неолит в жизнь древних людей?

5.      Где найдены памятники неолита?

6.      Что вы знаете о культуре эпохи неолита?

7.      Каково историческое значение энеолита в развитии человечества?

8.      Что вы знаете о ботайской культуре?

*9. Напишите краткое сочинение об изменениях в общественно-хозяйственной жизни древних людей после древнекаменного века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В каменном веке начался процесс развития человечества. Люди раннего каменного века в своем развитии прошли несколько этапов. За это время человек приобретал современный физический облик, совершенствовались способы и методы изготовления орудий труда, повысилась его производительность, в результате чего были достигнуты определенные успехи в материальном и культурном развитии общества.

В эпоху позднего каменного века произошли значительные изменения в хозяйстве древних людей. Появились новые, более совершенные орудия труда. Начало энеолита связано с появлением новой формы хозяйствования — подвижного скотоводства. Человек освоил металлы, первым из которых была медь. Все эти достижения послужили ступенью к следующему большому историческому периоду развития человечества — эпохе бронзы.

ТЕСТЫ

1.    Период палеолита (древнекаменный век) охватывает время:

а)  40—10 тысячелетия до н.э.;

б)  10—7 тысячелетия до н. э.;

в)   2,6 млн. — 12/10 тысячелетие до н.э.;

г)   4—3 тысячелетия до н.э.?

2.    В какой части Казахстана были найдены стоянки древних людей:

а)  Алатау;

б)  Джунгарский Алатау;

в)  Кунгей Алатау;

г) Каратау?


3.    На сколько периодов палеоантропологи делят эволюционное развитие гоминид:

а)   пять;

б)   четыре;

в)    шесть; г) три?

4.      Какие орудия труда были изобретены в период мезолита:

а)   каменный топор;

б)   каменный нож;

в)   лук, стрелы;

;/г) скребок?

5.     Какой первый металл освоил человек:

а)   железо;

б)   золото;

в)   медь;

г)         олово?

Введение | Древние поселения южного Заонежья (мезолит — энеолит)| Электронная библиотека

Издание посвящено введению в научный оборот материалов археологических исследований, которые проводились авторами в 1995–2011 гг. в южном Заонежье (Медвежьегорский район, Республика Карелия). Работы велись по исследовательской программе Государственного историко–архитектурного и этнографического музея–заповедника «Кижи», связанной с составлением археологической карты Кижского историко–культурного района. Район работ включал южную часть Заонежского полуострова, а также примыкающие к нему острова Кижских шхер (рис. 1). Были обследованы юго–западное, южное и юго–восточное побережья Заонежского полуострова (от урочища Пески, далее на юг до пролива Малая Солома и на восток и северо–восток до залива Великая губа). Также обследовались территории островов архипелага Кижские шхеры, прежде всего наиболее крупных: Большой Клименецкий, Большой Леликовский, Шуневский, Волкостров, Кижи, Керкостров, Мальковец, Букольников, Калгов, Радколье, Северный и Южный Оленьи и ряда других.

Цель работ состояла в проведении сплошного обследования территории на предмет выявления памятников всех археологических эпох. В результате удалось зафиксировать более 80 памятников археологии мезолита, неолита, энеолита, а также Средневековья. Результаты исследований памятников эпохи Средневековья опубликованы (Спиридонов, Герман, Мельников, 2012) и в настоящей работе не рассматриваются. К эпохе мезолита – энеолита относятся 60 памятников, из которых раскопки площадью от 34 до 256 м² произведены на 20 (в том числе на 14 поселениях раскопанная площадь составила более 88 м²). Еще на 19 памятниках были заложены шурфы площадью от 10 до 20 м². На 20 поселениях объем раскопочных работ был небольшой, вскрытая площадь составила от 1 до 8 м², а на двух поселениях были произведены только сборы на пашне. Список исследованных памятников эпохи камня – раннего металла представлен в табл. 1 (прил.).

Таким образом, авторами использовалась методика сплошного разведочного обследования территории данного локального района с последующим выборочным изучением отдельных памятников, которые в совокупности представляют все известные здесь археологические культуры мезолита – энеолита. Такой подход позволил сформулировать ряд существенных положений, касающихся древнейшей истории рассматриваемого района.

Во–первых, были установлены основные этапы развития культуры населения древнего Заонежья, выделены культурно–хронологические группировки памятников, которые в целом соответствуют существующим в археологической науке представлениям о характере развития древней культуры в Обонежском регионе. Полученные комплексы эпохи камня – раннего металла относятся к обонежской мезолитической культуре, культурам неолита с керамикой сперрингс, ямочно–гребенчатой и гребенчато–ямочной, а также энеолитическим культурам с ромбо–ямочной и асбестовой керамикой. Не обнаружено памятников археологии эпохи бронзового и железного веков [1] , что является типичным для Заонежья, где данные памятники до настоящего времени не известны.

Во–вторых, на основе статистического анализа исследованных древностей сделаны выводы о степени освоенности района в разные хронологические периоды. Отмечено наибольшее освоение района в периоды мезолита, в период позднего неолита. Памятники раннего неолита и энеолита имеются, но они не так многочисленны.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В-третьих, удалось произвести дифференциацию выявленных в районе древних поселений, а также отметить особенности их топографического положения. В частности, были выделены поселения длительного круглогодичного проживания, располагающиеся в основном на материковых участках в районе древнего побережья залива Вожмариха и в ряде случаев содержащие чистые инвентарные комплексы. Также удалось исследовать кратковременные стоянки, как правило, приуроченные к возвышенным участкам небольших каменистых островов вблизи материкового побережья, имеющих следы многократного посещения древним населением.

В-четвертых, полученные инвентарные комплексы, а также анализ исследованных в ряде случаев остатков древних сооружений позволили сформулировать ряд заключений о характере хозяйственно–бытовой и промысловой деятельности древнего населения в рассматриваемом районе.

В целом памятники археологии южного Заонежья следует рассматривать в общем контексте изучения археологических древностей бассейна Онежского озера. Развитие древних культур происходило здесь в рамках общих закономерностей и процессов, которые действовали на территории как Обонежья, так и всего региона восточной Фенноскандии.

Отметим важный момент, характеризующий специфику рассматриваемой нами Источниковой базы. Это преобладание среди поселений исследованного района смешанных инвентарных комплексов, содержащих находки разных археологических эпох, что обусловлено особенностями формирования береговой линии Онежского озера в районе южного Заонежья (см. первый раздел данной работы). На одних и тех же участках древнего берега, в непосредственной близости встречаются находки, различающиеся в культурно–хронологическом отношении. Учитывая особенности формирования культурного слоя поселений на материке, который сложен песчаными отложениями и, как правило, не превышает 0,6 м, стратиграфически проследить последовательность формирования культурных отложений и расчленить состав инвентарного комплекса не представляется возможным. Такая же ситуация характерна и для кратковременных поселений, располагающихся на небольших скалистых островах (Радколье, Леликово) и часто имеющих маломощный (10–15 см) культурный слой, перекрывающий скальную поверхность.

В ходе раскопочных работ (вскрыто более 2000 м²) были получены коллекции, насчитывающие в общей сложности более 12 тыс. единиц хранения, а с учетом массового нешифрованного материала – более 30 тыс. единиц хранения. Данные материалы хранятся в фондах Государственного историко–архитектурного и этнографического музея–заповедника «Кижи». Часть из них представлена на выставке в экспозиции музея на о. Кижи, а также неоднократно экспонировалась на временных выставках в выставочных залах музея–заповедника «Кижи» в г. Петрозаводске.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Предваряя основную часть нашей работы, рассмотрим вопрос об истории изучения памятников первобытной археологии южного Заонежья.

Первые сведения о наличии здесь археологических древностей относятся к середине XIX в. В частности, сообщается о нахождении в окрестных деревнях древних каменных орудий. Перечень находок приводится в списке памятников археологии Карелии, который опубликован в монографии А. Я. Брюсова (1940. С. 213, 223, 236, 237). Так, например, обломок каменной кирки «карельского типа» найден в с. Великая Губа. Он входил в состав коллекции А. М. Раевской и хранился в Государственном Эрмитаже. Также в списке А. Я. Брюсова сообщается о сланцевом топоре (11,5 см длины) с почти овальным поперечным сечением, обнаруженным в окрестностях с. Сенная Губа на Большом Клименецком острове (хранился в Карельском государственном музее). Из ближайшего к вожмарихинскому археологическому комплексу населенного пункта д. Телятниково происходит «крестовидный каменный топор» (этот факт А Я. Брюсов приводит со ссылкой на материалы Й. Аспелина). В д. Сельга на Большом Клименецком острове найден обломок сланцевой кирки «карельского типа» (хранился в Карельском государственном музее). Из д. Косельга происходят «два обломка от больших и массивных каменных топоров (по 17 см длины каждый) с неправильно–овальным поперечным сечением» (Брюсов, 1940. С. 236). Следует отметить, что в окрестностях всех указанных населенных пунктов (за исключением д. Косельга), в ходе последующих археологических исследований были открыты древние поселения.

Первые археологические работы в южном Заонежье связаны с открытием и раскопками в 1936– 1938 гг. могильника на Южном Оленьем острове Онежского озера, который в настоящее время является эталонным памятником для изучения эпохи мезолита на Севере Европы. Об истории открытия могильника сообщалось в статье В. И. Равдоникаса, который в 1936–1937 гг. являлся руководителем раскопок. Данная статья предваряет монографию Н.  Н. Гуриной, посвященную публикации материалов исследований Оленеостровского могильника (Равдоникас, 1956. С. 11–13). Отметим, что весьма любопытные, на наш взгляд, сведения по истории открытия данного памятника также содержатся в воспоминаниях Д. С. Богданова, который в 30–х гг. XX в. был директором Оленеостровских известковых разработок (Богданов, 2001. С. 27–28). Именно он впервые сообщил археологам о нахождении в ходе разработок известняка древних костей. В дальнейшем материалы Оленеостровского могильника неоднократно привлекались разными исследователями для изучения различных аспектов древнейшей истории. Одна из последних статей, специально посвященная данному памятнику, опубликована В. Ф. Филатовой (2002. С. 177–211). В статье автор рассматривает могильник в общем контексте мезолитических древностей Обонежья и делает вывод о том, что данный некрополь возник как следствие «консолидации нескольких территориальных групп населения, осознавших себя единым и отличным от других, в том числе от родственных по происхождению, сообществом» (Филатова, 2002. С. 208).

В ходе раскопок Оленеостровского могильника, на том же Южном Оленьем острове в непосредственной близости от могильника было открыто мезолитическое поселение (так называемая Оленеостровская стоянка). Судя по сведениям, приводимым в статье В. И. Равдоникаса, она была открыта в 1938 г., когда работами руководил Н. Н. Чернягин (Равдоникас, 1956. С. 13). В 1953 г. Н. Н. Гуриной на поселении были проведены раскопки. Материалы исследований были опубликованы в монографии «Оленеостровский могильник» в качестве приложения (Гурина, 1956. С. 423–429). В последующее время стоянка исследовалась Г. А. Панкрушевым в 1956–1957 гг. и

В. Ф. Филатовой в 1972 г. В своей монографии «Мезолит и неолит Карелии» Г. А. Панкрушев по высотным данным и характеру каменного инвентаря отнес поселение к позднему мезолиту и датировал первой половиной V тыс. до н. э. (Панкрушев, 1978. С. 104). В дальнейшем об Оленеостровской стоянке неоднократно писала В. Ф. Филатова. В работе «Мезолит бассейна Онежского озера» она отнесла данное поселение к финальному этапу Обонежской культуры, который датировала концом VI – первой третью V тыс. до н. э. (Филатова, 2004. С. 118). Последние раскопочные работы на стоянке проводились в 2007 г. комплексной экспедицией, в которой кроме музея–заповедника «Кижи» принимали участие специалисты из Института истории материальной культуры РАН, Санкт–Петербургского государственного университета, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Института языка литературы и истории КарНЦ РАН по гранту РФФИ № 06–06–88017–к «Происхождение и процессы формирования населения Севера Европы (антропологический состав, экология человека, историко–культурное развитие)» (Герман, А2007. С. 7–38). Материалы исследования каменного инвентаря стоянки опубликованы А. Ю. Тарасовым (2011).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В ходе работ упомянутой экспедиции на Южном Оленьем острове несколько ранее, в 2005 г. было открыто еще одно мезолитическое поселение – Южный Олений остров 2. Его раскопки были проведены в 2006 г. (Герман, А2006. С. 7–38). Материалы раскопок частично опубликованы (Тарасов, 2007).

Еще два памятника археологии были выявлены на соседнем с Южным Оленьим Северном Оленьем острове. Поселение эпохи неолита Северный Олений остров 1 было открыто в 1972 г. В. Ф. Филатовой и исследовано в 1991 г. двумя шурфами общей площадью 12 м² Н. В. Лобановой. Работы проводились в рамках разработки хоздоговорной темы, экземпляр отчета хранится в научном архиве музея–заповедника «Кижи» (Лобанова, А1991). Поселение Северный Олений остров 2 было открыто авторами в 2001 г. В ходе зачистки обнажения культурного слоя получен бескерамический комплекс, что позволило предварительно определить памятник как мезолитический.

Отметим также еще два местонахождения древностей в районе южного Заонежья. В 1953 г. Н. Н. Гурина в окрестностях д. Конда на южном берегу Большого Клименецкого острова провела сборы на распаханной стоянке. На о. Кижи местонахождение кремневых орудий у д. Ямка было открыто А. П. Журавлевым в 1991 г. (Журавлев, 1994. С. 78, 83).

Дальнейшие археологические исследования на территории южного Заонежья связаны с деятельностью археологической экспедиции музея–заповедника «Кижи».

В 1995–1999 гг. сотрудником музея–заповедника «Кижи» И. В. Мельниковым в южной части Заонежского полуострова были открыты поселения Вожмариха 1–21, которые относятся к эпохам мезолита, неолита и энеолита. Памятники находятся в районе залива Вожмариха Онежского озера и располагаются компактной группой на протяжении 2 км вдоль древней ныне заболоченной береговой линии залива. Еще шесть поселений мезолита и неолита (Вертилово 1–6) были выявлены западнее залива Вожмариха в районе лесного оз. Копанец. Наконец еще одно поселение – Леликово 1, содержащее смешанный комплекс инвентаря, было открыто на северной оконечности Большого Леликовского острова (Мельников, 2001, 2002).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

С 2000 г., после прихода в музей–заповедник «Кижи» К Э. Германа, исследования в южном Заонежье проводятся И. В. Мельниковым и К. Э. Германом совместно. В результате были открыты еще девять памятников мезолита и неолита в районе залива Вожмариха (поселения Вожмариха 22–30), неолитические поселения Вертилово 7 и Леликово 2. К Э. Германом в южной части Заонежского полуострова были открыты четыре поселения мезолита в районе д. Жарниково (Жарниково 1–4).

В 2007–2011 гг. была проведена разведка на островах Кижских шхер. Ее результаты частично опубликованы (Герман, Мельников, 2011). На Большом Клименецком острове были открыты три неолитических поселения в районе д. Воробьи. Поселение энеолита с асбестовой керамикой открыто на Керкострове. Неолитическое поселение с ямочно–гребенчатой керамикой зафиксировано на о. Калгов. Важным открытием стало выявление на о. Букольников поздненеолитического могильника, а также поселения, содержащего керамические комплексы эпохи неолита и энеолита.

Весьма интересные результаты дали исследования на о. Радколье. Этот небольшой скалистый остров, находящийся в центральной части архипелага Кижские шхеры, недалеко от д. Сенная Губа на западном побережье Большого Клименецкого острова, неоднократно упоминался в этнографической литературе. Причиной тому оригинальная фольклорная традиция (празднование «радкольского воскресенья», представления о «радкольском боге», о «хозяине острова» и т.  д.), описание которой можно прочитать в специальных публикациях (Агапитов, Мельников, 1992; Логинов, 2010). Археологам о. Радколье также был известен, в частности в каталоге памятников археологии Карелии А. Я. Брюсова сообщается, что на вершине острова имеется «часть скалы, производящая впечатление высеченной человеческой головы огромных размеров. Определенных следов искусственной обработки этой скалы в настоящее время заметить нельзя….Обследование острова производил в 1933 г. А. Брюсов» (Брюсов, 1940. С. 234). В 2007–2010 гг. авторами на о. Радколье была проведена разведка, показавшая наличие там довольно насыщенного находками культурного слоя. Всего было открыто семь поселений (Радколье 1–7), содержащих смешанный комплекс инвентаря неолита и энеолита.

Параллельно с разведочными работами авторами проводились раскопки отдельных памятников, имевшие целью уточнение их культурно–хронологической атрибуции. По результатам раскопок подготавливались предварительные публикации, которые в основном издавались в научных сборниках музея–заповедника «Кижи» (Герман, Мельников, 2003; Герман, 2005, 2009; Мельников, 2005, 2007, 2009,2011), а также материалах конференций (Герман, 2007; Герман, Мельников, 2009, 2011а, 20116, 2011в; Мельников, 2006а, 20066, 2008). В 1999–2002 гг. были проведены раскопки мезолитических поселений Вожмариха 2, 3, 5, 10, 11.

В 2001–2004 гг. раскопами исследовались поселения неолита Вожмариха 1, 4, 15, 26, а также Вертилово 3 и 7. В 2004–2005 гг. – мезолитические поселения Вожмариха 8 и 22. В 2005 г. были проведены раскопки поселения Леликово 1, в результате которых был получен смешанный комплекс инвентаря неолита и энеолита. В 2006 г. исследовалось поздненеолитическое поселение Вожмариха 21, а в 2007 г. – поселение позднего энеолита с асбестовой керамикой Вожмариха 19. Наконец, в 2008–2009 гг. раскопки были проведены на поселениях мезолита Вожмариха 23 и 24. Публикации результатов данных исследований и посвящена настоящая работа.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Завершая вводную часть, хотелось бы поблагодарить всех, кто оказывал содействие в проведении наших исследований, а также участвовал в экспедициях: А. М. Спиридонова, С. М. Михайловского, Ю. Г. Протасова, А. Ю. Любимцева, А, С. Керимова, а также И. В. Хеглунд, которая выполняла публикуемые в данной книге рисунки артефактов. Отдельная благодарность бывшим и нынешним студентам–историкам Петрозаводского государственного университета и Карельской государственной педагогической академии, принимавшим участие в раскопках в качестве практикантов.

  • [1] За исключением поселения Радколье 7, где найдены фрагменты одного сосуда, предположительно относящегося к периоду железного века.

// Древние поселения южного Заонежья (мезолит — энеолит)
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2013. 409 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Доисторическая религия | Каменный век, палеолит, мезолит, неолит и факты

Мегалитический монумент Ньюгрейндж в Ирландии

Смотреть все медиа

Похожие темы:
мегалит курган жертвоприношение северного оленя галерея могила кость оракула

Просмотреть весь связанный контент →

доисторическая религия , верования и обряды народов каменного века.

Общая характеристика

Погребальные обычаи и культы умерших

Древнейшие известные захоронения можно отнести к периоду среднего палеолита. Трупы в сопровождении каменных орудий и частей животных клали в ямы в земле и иногда трупы особо оберегали. В некоторых случаях находки создают впечатление, что за мертвых нужно было «держаться». Означало ли это, что о умерших нужно заботиться с любовью или что их возвращения следует опасаться, в любом случае это подразумевает веру в жизнь после смерти в той или иной форме. Но нет необходимости делать вывод о вере в отдельные души; скорее, это могло также указывать на концепцию «живого трупа».

Начиная с периода верхнего палеолита, погребения содержат более богатый инвентарь; однако из этого нельзя сделать вывод, что религиозные представления изменились. То же самое относится и к принятию других погребальных практик, как, например, вторичные захоронения, при которых телам сначала давали полностью разложиться, а затем закапывали кости, или при сжигании тел (очевидно в эпоху неолита). Из этих фактов невозможно сделать вывод о существовании определенной веры в души; также невозможно определить появление таких концепций на основании археологических свидетельств. Даже увеличение количества находок погребального инвентаря, иногда включающего и другие человеческие останки, свидетельствует не об изменении религиозных представлений, а об увеличении потребностей умерших в потустороннем мире, т. е. потребностей после смерти, которые зависят от экономического и социального положения. в жизни. Аналогии с недавними (примитивными) явлениями показывают, что невозможно связать отдельные погребальные обычаи с определенными представлениями о потустороннем или с какими-либо другими религиозными представлениями. Помимо захоронения всего тела, важно расположение отдельных частей тела, особенно черепа. Ритуальное отложение черепов подтверждено для эпохи среднего палеолита. Однако с еще более ранних периодов в пределах одного участка находили отдельные или множественные человеческие черепа и длинные кости (например, связанные с пекинским человеком). Нет необходимости интерпретировать эти находки как следы охоты за головами или развитые культы черепов, поскольку даже сегодня некоторые простые общества охотников и собирателей имеют обычай сохранять такие части трупов в течение длительного периода времени и даже носить их с собой на теле. Такая же практика наблюдалась и в верхнем палеолите и даже в более поздние периоды, но невозможно сделать вывод о развитом культе предков непосредственно из таких длительных связей живых с мертвыми.

Иная ситуация с находками из постоянных поселений земледельцев, в отличие от постоянно кочующих охотников-собирателей. Доказательства практики культа предков, относящиеся к 7-му тысячелетию до н. черепа, сохранившиеся у современных земледельческих народов Южной Азии и Океании. Развитый культ черепа обычно связан с почитанием предков. Важной темой культов предков является вера в связь умерших с плодородием земли их потомков.

Викторина «Британника»

Предыстория и происхождение: правда или вымысел?

Особого внимания заслуживают мегалитические (огромные каменные) могилы, которые появляются в различных районах начиная с эпохи неолита. Вполне вероятно, что в этой практике также существовала жизненно важная верная связь между живыми и мертвыми, и что иногда с такими могилами были связаны священные места и места сбора. Практика строителей мегалитов, вероятно, в значительной степени коренилась в представлениях о мертвых и в культах предков, которым их камни придавали особую прочность и монументальную форму. Сложнее объяснить отдельные возвышающиеся камни (менгиры), которые, конечно, могли быть символом или местопребыванием предков, особенно там, где есть признаки того, что они были вылеплены в виде человека. Однако было бы ошибкой искать единую интерпретацию всех мегалитических памятников или даже говорить об отдельной мегалитической религии. Мегалитические памятники скорее следует понимать как комплекс грандиозных проявлений идей, которые вполне могли быть разнообразными, но среди которых культ мертвых, тем не менее, играл важную роль.

В находках, относящихся к периоду палеолита, части человеческих тел, а также кости других животных находят разбросанными по археологическим слоям, иногда они сломаны или обуглены. Это часто принимается за свидетельство каннибализма, но столь же вероятны и другие интерпретации (например, действие животных-падальщиков [таких как гиены], выбрасывающих кости на поверхность и, таким образом, вызывающих их сжигание более поздними пожарами в том же месте). ). Безусловно, находки позволяют интерпретировать каннибализм; однако они не обязательно или по существу требуют этого, а скорее допускают такое объяснение, если исходить из предварительного убеждения, что каннибализм уже существовал в то время. От этой устаревшей концепции, которой до сих пор придерживаются некоторые ученые, т. е. что каннибализм есть сугубо «примитивное» явление и, следовательно, очень древнее, следует отказаться. Этнологические исследования ясно показывают, что каннибализм проявляется почти исключительно в обычаях земледельческих народов, т. е. на более поздней культурной стадии, и, по-видимому, существенно связан с религиозными или магическими представлениями, в которых большую роль играют культурные растения. Даже если бы палеолитический каннибализм существовал в больших масштабах, его нельзя было бы объяснить с помощью понятий, возникших на культурной стадии, столь иначе структурированной.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Ситуация в более поздние периоды, особенно в неолите, иная. Здесь вместо отдельных частей человеческих скелетов, разбросанных по поселению, изредка находят человеческие останки вместе с остатками пищевых продуктов в ямах или в норах и тоннелях, служивших местами жертвоприношений. Особенно там, где человеческие черепа были вскрыты, а полые кости расколоты, интерпретация каннибализма неизбежна. Поскольку эта предполагаемая практика имела место в сфере аграрных культур, более уместно провести сравнение с современным каннибализмом, смысл которого обычно заключается в приобретении сил и других качеств жертвы.

Предыстория до 15 века

Эпоха мезолита

Период мезолита, или средний каменный век, — это археологический термин, описывающий определенные культуры, находящиеся между периодами палеолита и неолита. Хотя даты начала и окончания периода мезолита различаются в зависимости от географического региона, он датируется примерно от 10 000 до 8 000 г. до н.э.

Палеолит был эпохой исключительно охоты и собирательства, но ближе к мезолиту развитие сельского хозяйства способствовало возникновению постоянных поселений. Поздний неолит отличается одомашниванием растений и животных. Некоторые люди эпохи мезолита продолжали интенсивную охоту, в то время как другие практиковали начальные этапы одомашнивания. Некоторые мезолитические поселения представляли собой деревни из хижин, другие были окружены крепостными стенами. (6)

Эпоха неолита

Рисунок 1-7. Набор артефактов эпохи неолита, созданный Майклом Гринхалгом, находится под лицензией CC BY-SA 2.5

. Термин «неолит» или «новый каменный век» чаще всего используется в связи с сельским хозяйством, то есть временем, когда началось выращивание злаков и приручение животных. . Поскольку земледелие развивалось в разное время в разных регионах мира, единой даты начала неолита не существует. На Ближнем Востоке сельское хозяйство было развито около 9000 г. до н.э., в Юго-Восточной Европе около 7000 г. до н.э., а затем и в других регионах. Даже в пределах одного региона сельское хозяйство развивалось в разное время. Например, сельское хозяйство впервые появилось в Юго-Восточной Европе около 7000 г. до н.э., в Центральной Европе около 5500 г. до н.э. и в Северной Европе около 4000 г. до н.э. В Восточной Азии неолит длится с 6000 по 2000 год до нашей эры.

Керамика — еще один элемент, делающий датировку эпохи неолита проблематичной. В некоторых регионах появление гончарных изделий считается символом неолита, но такое представление делает термин «неолит» еще более двусмысленным, поскольку употребление гончарных изделий не всегда происходит после земледелия: в Японии гончарные изделия появляются раньше земледелия, в то время как в Сельское хозяйство Ближнего Востока предшествует производству гончарных изделий.

Все эти факторы делают исходную точку неолита несколько размытой. Следует помнить, что происхождение термина относится к системе классификации конца -го -го века нашей эры, и мы должны помнить о ее ограничениях. (6)

Революция?

Чтобы отразить глубокое влияние, которое сельское хозяйство оказало на человеческое население, австралийский археолог по имени Гордон Чайлд популяризировал термин «неолитическая революция» в 1940-х годах нашей эры. Однако сегодня считается, что влияние сельскохозяйственных инноваций в прошлом было преувеличено: развитие неолитической культуры, похоже, было постепенным, а не внезапным изменением. Более того, археологические данные показали, что до того, как появилось земледелие, обычно существовал период полукочевой жизни, когда доземледельческие общества могли иметь сеть стоянок и жить в разных местах в зависимости от того, как ресурсы реагируют на сезонные колебания. Иногда один из этих кемпингов может быть использован в качестве базового лагеря; группа может проводить там большую часть времени в течение года, эксплуатируя местные ресурсы, в том числе дикорастущие растения: это шаг ближе к сельскому хозяйству. Сельское хозяйство и собирательство не являются полностью несовместимыми способами жизни. Это означает, что группа могла заниматься охотой и собирательством часть года, а в остальное время заниматься сельским хозяйством, возможно, в небольших масштабах. Археологические данные свидетельствуют о том, что переход к сельскому хозяйству является не революцией, а результатом небольших и постепенных изменений.

Сельское хозяйство развивалось самостоятельно в нескольких регионах. С момента своего возникновения доминирующей моделью в этих отдельных регионах является распространение сельскохозяйственной экономики и сокращение охоты и собирательства до такой степени, что сегодня охотничья экономика сохраняется только в маргинальных районах, где земледелие невозможно, например, в замерзших арктических регионах. густые леса или засушливые пустыни.

Серьезные изменения были внесены сельским хозяйством, повлиявшим на то, как было организовано человеческое общество и как оно использовало землю, включая вырубку леса, корнеплоды и выращивание зерновых, которые можно хранить в течение длительного периода времени, наряду с развитием новых технологий для земледелие и скотоводство, такие как плуги, ирригационные системы и т. д. Более интенсивное сельское хозяйство предполагает наличие большего количества продовольствия для большего числа людей, большего количества деревень и движение к более сложной социальной и политической организации. По мере увеличения плотности населения деревень они постепенно превращаются в города и, наконец, в города. (7)

Изменения в эпоху неолита

Приняв оседлый образ жизни, неолитические группы увеличили свое осознание территориальности. В период 9600–6900 гг. До н.э. на Ближнем Востоке также произошли новшества в наконечниках стрел, но никаких важных изменений в отношении животных, на которых охотились, обнаружено не было. Однако были найдены человеческие скелеты с врезанными в них наконечниками стрел, а также некоторые поселения, такие как Иерихон, были примерно в это время окружены массивной стеной и рвом. Представляется, что свидетельством этого периода являются свидетельства межобщинных конфликтов, недалеких от организованной войны. Были также дополнительные инновации в производстве каменных орудий, которые получили широкое распространение и были приняты многими группами в отдаленных местах, что свидетельствует о существовании важных сетей обмена и культурного взаимодействия.

Жизнь в постоянных поселениях принесла новые способы социальной организации. По мере того, как стратегии существования неолитических сообществ становились более эффективными, население различных поселений увеличивалось. Из антропологических работ мы знаем, что чем больше группа, тем менее эгалитарным и более иерархичным становится общество. Те члены сообщества, которые занимались управлением и распределением продовольственных ресурсов, повысили свою социальную значимость. Археологические данные показали, что в период раннего неолита в домах не было индивидуальных складских помещений: хранение и деятельность, связанная с приготовлением пищи для хранения, осуществлялась на уровне деревни. На территории Джарф-эль-Ахмара на севере Сирии есть большое подземное сооружение, которое использовалось как коммунальное хранилище. Это сооружение находится в центре домовладений, и есть также свидетельства того, что в нем совершались несколько ритуалов.

В другом месте на севере Сирии под названием Телль-Абу-Хурейра представлены свидетельства перехода от собирательства к земледелию: это был постепенный процесс, который занял несколько столетий. Первые жители этого места охотились на газелей, ослов и диких быков. Затем мы видим признаки изменения: потребление газелей снизилось, а количество потребления овец (диких в начале и домашних в конце) увеличилось. Овцеводство превратилось в основной источник мяса, а охота на газелей стала второстепенным занятием. Человеческие останки показывают увеличение износа зубов у всех взрослых, что отражает важность молотых злаков в рационе. Интересно, что с появлением гончарного дела скорость стирания зубов снизилась, но увеличилась частота плохих зубов, что говорит о том, что выпечка из муки каменного помола в значительной степени была заменена такими блюдами, как каша и каша, которые варили в горшках. (7)

Эйвбери, одно из самых известных доисторических мест в Соединенном Королевстве, содержит самый большой каменный круг в Европе. Расположенный в том же округе, что и Стоунхендж, Эйвбери находится к северу от более известного места. Построенный за несколько сотен лет в третьем тысячелетии до нашей эры, памятник состоит из большого хенджа с большим внешним каменным кругом и двумя отдельными меньшими каменными кругами, расположенными внутри центра памятника. Его первоначальная цель неизвестна, хотя археологи полагают, что он, вероятно, использовался для ритуала или церемонии . Памятник Эйвбери был частью более крупного доисторического ландшафта, включающего несколько более старых памятников.

Хронология строительства Эйвбери неясна. Он не был задуман как единый памятник, а стал результатом различных проектов, предпринятых в разное время в поздней доисторической эпохе. Эксперты датируют строительство центральной бухты 3000 г. до н.э., внутреннего каменного круга — 2900 г. до н.э., внешнего круга и хенджа — 2600 г. до н.э., а проспектов — 2400 г. до н.э. Строительство Эйвбери и Стоунхенджа указывает на то, что к 4000–3500 годам до нашей эры в этом регионе Англии развилась стабильная аграрная экономика. (8)

Неолитическая культура

90 002 Общества эпохи неолита производили статуи женщин и животных, гравюры и искусно украшенные гончарные изделия. Однако в Западной Европе этот период лучше всего представлен мегалитическими (большими каменными) памятниками и переходными гробницами, найденными от Мальты до Португалии, через Францию ​​и Германию и через южную Англию до большей части Уэльса и Ирландии. (8)

Стоунхендж
Рисунок 1-8: Наземный план Стоунхенджа Нарисовано en:User:Adamsan под лицензией CC BY-SA 3.0

Возможно, самым известным мегалитическим хенджем является Стоунхендж, расположенный на равнине Солсбери в графстве Уилтшир на юге центральной Англии. Археологи считают, что он был построен с 3000 г. до н.э. по 2000 г. до н.э. Окружающий круглый земляной вал и ров, которые составляют самую раннюю фазу памятника, датируются примерно 3100 годом до нашей эры. Радиоуглеродное датирование предполагает, что первые голубые камни во внутреннем кольце Стоунхенджа были подняты между 2400 и 2200 годами до нашей эры, хотя они могли быть на этом месте уже в 3000 году до нашей эры.

Хотя на этом месте были найдены человеческие останки, археологи не уверены, служило ли это место погребальным целям, ритуальным целям или и тому, и другому. Его выравнивание с восходом летнего солнцестояния и закатом зимнего солнцестояния дает возможность того, что это место служило рудиментарным астрономическим календарем, чтобы помочь ранним аграрным обществам приспособиться к приближающемуся вегетационному сезону и сбору урожая.

Рисунок 1-9. Стоунхендж, Уилтшир, Англия – Диего Дельсо по лицензии CC BY-SA 4.0

Даже самые маленькие голубые камни весят несколько тонн каждый. Эти камни, названные так потому, что во влажном состоянии они кажутся голубыми, были добыты примерно в 150 милях от нас в горах Преселли на юго-западе Уэльса. Еще более впечатляет то, что добыча и транспортировка камней происходили без помощи колеса, что требовало сложного метода транспортировки и строительства с использованием срубленных деревьев и земляных насыпей. Более крупные камни Сарсена, образующие кольцо из столбов и перемычек, и отдельно стоящие трилитоны были добыты примерно в 25 милях к северу от Солсберийской равнины, что требовало той же транспортной системы из срубленных деревьев и земляных насыпей. (8)

Эйвбери
Рисунок 1-10. Петли Avebury от Diliff находятся под лицензией CC BY-SA 3.0
Passage Tombs

Проходные гробницы или могилы состоят из узких проходов из больших камней и одной или нескольких погребальных камер, засыпанных землей или камнем. Мегалиты обычно использовались при строительстве проходных гробниц и обычно относятся к эпохе неолита. Распространенной планировкой является крестообразная проходная могила, характеризующаяся крестообразным строением.

Рисунок 1-11: Памятник Ньюгрейндж, Ирландия, компания Popsracer, находится под лицензией CC BY-SA 3.0

Памятник Ньюгрейндж представляет собой большую насыпь, построенную из чередующихся слоев земли и камней, покрытую растущей травой и усеянную по окружности плоскими белыми кварцевыми камнями. Курган покрывает 4500 квадратных метров земли. Внутри проход тянется через структуру, заканчивающуюся тремя небольшими камерами.

Ньюгрейндж содержит различные образцы абстрактного искусства эпохи неолита, вырезанные на скалах. Они разделены на 10 категорий, состоящих из криволинейных форм, таких как круги, спирали, дуги, змеевидные формы и точки в кругах, а также прямолинейных примеров, таких как шевроны, ромбы, радиальные, параллельные линии и смещения.

Нет единого мнения относительно того, для чего использовалось это место, но предполагалось, что оно имело некую форму религиозного значения из-за своего соответствия восходящему солнцу, которое заливает каменную комнату светом в день зимнего солнцестояния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *