Отречение царя. Падение самодержавия как повод для всенародной радости
- Информация о материале
- Опубликовано: 15 января 2018
- Просмотров: 5351
События, связанные с отречением Николая II, широко известны и многократно описаны. Но до сих пор не устаешь поражаться, с какой радостью реагировали на это событие представители различных слоев общества.
Подобно тому, как император, словно со вздохом облегчения, «сдал» корону неведомо кому, страна повела себя так, как будто избавилась от какой-то страшной напасти.
Как известно, после отречения Николаю II было позволено вернуться в Ставку – никаких контрреволюционных сюрпризов от него не ожидали. Вскоре стало очевидно, что бывшие приближенные сторонятся бывшего монарха. Великий князь Кирилл Владимирович в интервью заявил газетчикам «Киевской мысли»: «Мой дворник и я – одинаково видели, что со старым правительством Россия потеряет все и в тылу, и на фронте.
Впрочем, старая власть вызывала достаточно широкий спектр эмоций. Офицеры и генералы были довольны отречением – это избавляло их от присяги императору. Тем, кто служил царю с показной преданностью, приходилось непросто. Генерал А. Е. Снесарев записал в дневнике: «Брусилов угодничает вовсю… Жена говорит, что он всегда был “социал-демократом”». О генерале А. А. Цурикове, командующем 6-й армией, писали, что он «оказался вдруг величайшим революционером… и не щадил слов в обличении старого режима»…
В канцелярии А. Ф. Керенского скопилась масса писем великих князей, клявшихся в верности министру юстиции и даже обещавших выделить любую сумму на сооружение памятника замученным царизмом декабристам. «Приближенные царские давно уже, как карамельку, иссосали царя и оставили народу только бумажку», – писал в своем дневнике М. М. Пришвин. Отсюда и легкость, с которой народ воспринял исчезновение 300-летней династии.
Атмосфера первых дней после победы Февральской революции запечатлелась в истории всеобщим ликованием, всепрощенчеством и митинговой стихией. От монархического наследия отказывались повсеместно. Библиотеке им. Николая I в Вятке поспешно присвоили имя А. И. Герцена, в Ирбите солдаты низвергли памятник Екатерине II.
Произошел настоящий взрыв «пасхальных» ассоциаций. В газетах публиковалась масса соответствующих стихотворений. «Сибирская жизнь» от 4 марта 1917 г. так передавала царившее настроение: «…В сердцах зажглись пасхальные огни, / И с новой властью сердцем и мечтами / Сольемся мы в святые эти дни». Объявилась масса доморощенных поэтов. 12 марта в «Оренбургском слове» писали: «Мы умиравшую Русь воскрешаем». 15 марта там же был опубликован «Гимн празднику свободы» со словами: «…Ликуйте… пал старый строй, / Нет ему больше возврата. / Нет каинов прежних, их свергли долой! / Теперь не пойдет брат на брата».
Наиболее эмоционально откликнулись на происходящее люди творческих профессий. В знаменитой картине И. Репина поражает восторженная – слишком «розовая» – цветовая гамма. Все ощущали себя революционерами.
Между тем старая власть, скорее, распалась сама. «Революции не было, – записал в дневнике в 1917 г. московский литературовед Н. Мендельсон, – самодержавие никто не свергал. А было вот что: огромный организм, сверхчеловек, именуемый Россией, заболел каким-то сверхсифилисом. Отгнила голова – говорят: “Мы свергли самодержавие!” Вранье: отгнила голова и отвалилась». «Все сооружение рассыпалось, – отмечал архитектор А. Щусев в письме к художнику А. Бенуа, – как-то даже без облака пыли и очень быстро».
Произошедшее восприняли как чудо. Нежданную свободу боготворили, а в адрес царской семьи полился поток грязи. Конечно, за тем и другим таился страх перед непривычной ситуацией.
На кадрах кинохроники мартовских дней 1917 г. среди восторженных демонстрантов можно разглядеть фигуру А. Блока. «Все происшедшее меня радует, – писал он. – Произошло то, чего еще никто оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала». Известный футурист В. Каменский уже 5 марта в Новочеркасске читал стихи о Стеньке Разине, которые вызывали взрывы восторга. И. Репин признавался: «…Какое счастье нам выпало в жизни. Все еще не верится. Какое счастье…» Другой известный художник – Е. Лансере – ощущал нечто подобное: «…Поразительно хорошо и радостно на душе». А К. Петров-Водкин видел такие перспективы: «…Чудесная жизнь ожидает нашу родину, и неузнаваемо хорош станет народ – хозяин земли русской». «Да, я несказанно счастлив, что дожил до этих дней», – уверял В. Поленов.
Возможно, наиболее точно передал настроения массы художников И. Грабарь. 27 марта он писал брату: «Уж если когда-нибудь что-нибудь можно будет сделать, то только теперь и только в России. Просто живешь, точно во сне, и переживаешь одну сказку за другой… Теперь живется так радостно и хочется так много сделать, что голова кружится…»
Казалось, революция привнесла в старый серый мир какую-то новую цветовую гамму. Появилась масса красных флагов. Поэты восторгались: «Красное знамя в руках офицера, / Красные ленты на ружьях солдат!», провозглашая: «В единении сила!». В Москве 2 марта объявили праздником красного флага и красной ленточки. Украшали себя кто как мог: барышни появлялись с шелковыми бантами, кавалеры – в красных галстуках; некоторые военные и чиновники обтягивали кокарды красной материей, дамы проделывали то же самое с пуговицами на пальто. На Воскресенскую площадь привели полицейских собак, украшенных красными ленточками.
Прошла череда своеобразных митингов: детей от 9 до 16 лет собирали в уголке Дурова. Свой митинг устроили даже глухонемые и кухарки, швейцары, горничные, лакеи. А один немолодой крестьянин сочинил такие бесхитростные строки: «В этот год у нас случился на Руси переворот. / Рухнул-пал самодержавный строй Романова-царя, / Занялась святой свободы долгожданная заря».
Возникло ощущение «красного чуда»: «Красные флаги, красные банты, / Красные песни, красные речи… / Красные люди, красное дело / Дружно свершили. Пал Безобразник (Николай II. – В. Б.)». Красный цвет в полном смысле слова неистовствовал. А писатель Л. Никулин взывал: «За юность! За алые розы! / За то, что восторгом дано, – / За ярость, за страсть и угрозы / Я пью золотое вино…» Судя по всему, он пребывал в этом состоянии целую неделю.
Разбитый малый Николаевский дворец 1917 г.
Но «ожидаемая» революция не приходит никогда – отсюда робкие скептические ноты. Л. Андреев представлял ситуацию по-своему. «Родзянки во весь бабий голос тоскуют о царе… – отмечал он 2 марта. – И их мечта, неосуществимая, как все мечты идиотов: подчистив, вернуть Николая и сделать простенькое министерство из Родзянок и Милюковых. Для этого было землетрясение! И даже чтобы Николай прошел с красным флагом, они согласны. Ходят же жандармы с красными флагами».
Тем временем в Петрограде «сжигали “всю птицу” – романовские гербы». Некоторые возражали: «сжигая всю птицу, мы отрекаемся от всей России». Их не слушали. Затем «знаковая революция» спустилась на бытовой уровень: матросы, а затем и солдаты стали избавляться от погон. 3 марта на Лубянской площади появилась процессия мусульман с красным флагом, читавших молитву.
Русская православная церковь почти единодушно отвернулась от своего формального главы. 4 марта члены Синода приветствовали вынос из зала заседаний царского кресла. Лишь отдельные архиереи высказались против бунтарей, которые «осмелились посягнуть на священные права помазанника Божия». Пермский епископ Андроник (Никольский) в своей проповеди сказал: «Не стало у нас Царя.
Заметнее были другие. Енисейский епископ Никон (Бессонов) забросал членов Временного правительства поздравительными телеграммами, а 12 марта вступил в кадетскую партию, произнеся на собрании ее членов речь, в которой заявил: «В то время, когда наши герои проливали свою драгоценную кровь за Отечество… Ирод упивался вином, а Иродиада бесновалась со своим Распутиным, Протопоповым и другими пресмыкателями и блудниками». В августе Синод официально лишил Никона духовного сана, в последующие годы он жил на Украине, публиковал театральные обзоры в мелких бульварных газетах, подписываясь «Микола Бессонов».
Епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) в проповеди заявил, что «кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа», когда «все грешили: лгали, льстили, насиловали народ и в слове, и в деле». Теперь же, по его мнению, «наступили дни чистой народной жизни, свободного народного труда; зажглась яркая звезда русского народного счастия…».
Впрочем, некоторые солдаты недоумевали, зачем царю надо было отрекаться от престола: ну выгнал бы старых министров, государыню, а сам бы остался. «Вот до чего привыкли видеть над собой власть, без которой, они думают, им будет хуже», – так комментировал их настроение один из прапорщиков, отмечая, что большинство солдат было все же «довольно произошедшим переворотом». Наиболее устойчивым был слух о том, что без царя – «конец войне и земли прибавят». Однако тут же возникало сомнение: но как без царя? Впрочем, со временем даже старушки, прежде оплакивавшие низвержение царя, начинали с увлечением ходить на митинги.
Все образованное общество и ранее пренебрежительно относилось к личности Николая II, а иные «по пьяному делу» не стеснялись материть его. «Щупленького офицерика (Николая II. – В. Б.) не жаль, конечно… он давно был с мертвечинкой», – записала в своем дневнике З. Гиппиус.
Тогда судьба Романовых мало кого интересовала, среди забот о хлебе насущном они казались частью навсегда ушедшей эпохи. Однако со временем, как водится, появляются эмоции иного рода.
Владимир Булдаков,
доктор исторических наук
Владимир Булдаков. Причины падения российского самодержавия.
16 декабря в Сахаровском центре состоится лекция Владимира Булдакова, посвященная падению царской власти в России.
Что представляла из себя российская монархия в начале XX века и почему падение самодержавия случилось именно в 1917 году? Какие события предшествовали и предопределили революцию? Что именно в политическом и социальном устройстве страны сделало падение самодержавия неизбежным?
Владимир Булдаков — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, автор книг «Красная смута. Природа и последствия революционного насилия» и «Война, породившая революцию: Россия, 1914 — 1917 гг.»
Регистрация на лекцию
Этой лекцией Сахаровский центр и Вольное Историческое Общество открывают совместный цикл «1917 год в нашей истории».
Данный цикл посвящен ключевым событиям в истории России начала ХХ века – причинам падения самодержавия и выбору пути развития в 1917 году. Без всякого сомнения, падение монархии, Февраль и Октябрь 1917 года определили дальнейший путь развития страны и ее народов в ХХ веке, а также серьезно повлияли и на мировую историю.
Уже одно это делает изучение и осмысление этих исторических событий важным для любого человека, желающего знать и понимать непростой и противоречивый, а временами и весьма драматический путь России и ее народов в ХХ веке. Без этого понимания и осознания не может быть ни гражданина, ни патриота, ни того, кого в конце ХIХ века обозначали как «критически мыслящую личность».
В рамках цикла будут затронуты и подвергнуты осмыслению и дискуссии следующие проблемы:
— успехи и неудачи модернизации России на рубеже ХIХ- ХХ вв. ;
— причины падения самодержавия в контексте проблем соотношения объективного и субъективного;
— основные вехи, версии о причинах и характере, дискуссии современников и историков о «смыслах» и историческом значении Февраля 1917 г.;
— «Государственное самоубийство русского народа» (П.Б.Струве) или «национальная революция» (М.В.Вишняк)?;
— Почему большевики смогли прийти к власти в октябре 1917?;
— Почему демократические силы не смогли удержать страну на путях свободы и парламентаризма? Ошибки Временного правительства и политических партий между февралем и октябрем 1917 года.;
— Октябрь 1917: характер, смысл, реальность и мифы, историческое значение и последствия.
Цикл имеет научно-просветительские цели и нацелен на понимание и осмысление нашей истории. Его девизом могли бы быть слова Александра Герцена «Своему оппоненту нужно раскрывать глаза, а не вырывать их!». В рамках цикла выступят с лекциями и примут участие в дискуссиях видные российские историки, специализирующиеся в исследовании различных аспектов данного периода нашей истории.
Автор концепции цикла — Константин Морозов, доктор исторических наук, профессор Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС, заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал» и член Правления Общества «Московский Мемориал», член-учредитель и член Совета «Вольного исторического общества».
Почему рухнуло царское самодержавие в 1917 году? [Ответить]
- Дом/
- Экзамен UPSC/
- Статья
Автор Balaji
Обновлено: 17.02.2023
Царское самодержавие рухнуло в 1917 году из-за растущего разочарования масс в царской политике . В то время положение рабочих было плачевным. Их заставляли работать более 15 часов в день. Аналогичным было положение крестьян. Они были безземельными и бедными. Наряду с этим значительное влияние на царское самодержавие оказала Первая мировая война.
Крах царского самодержавия в 1917 году
Царь был вынужден положить конец своему самодержавию 2 марта 1917 года . Царское самодержавие рухнуло в 1917 году по следующим причинам-
- Положение рабочих: Положение рабочих было очень плачевным при царской власти. Большинство рабочих были безработными, а занятые вынуждены были работать весь день (до 15 часов в сутки). Они были очень разочарованы своим правителем, когда их требования о повышении заработной платы и сокращении рабочего времени были отклонены.
- Статус фермеров: Фермеры тоже были бедны. Они были безземельными. Им приходилось платить огромные суммы в качестве дохода от земли, а некоторых заставляли работать на заминдаров в качестве бесплатных рабочих. Из-за плохих условий безземельные крестьяне требовали земли дворян, а другие требовали уменьшения земельного дохода. Но и эти требования были отклонены.
- Последствия Первой мировой войны: Россия потерпела поражение в Первой мировой войне из-за решений, принятых царем без консультации с Думой. Кроме того, русские войска понесли огромные потери, которые объединили местных жителей с царем.
- Роль философов: Философы, такие как Карл Маркс, повлияли на местное население, заявив, что плохое положение крестьян и рабочих связано с их эксплуатацией капиталистами. По его мнению, изменить положение рабочих и крестьян можно только тогда, когда общество возьмет в свои руки землю и промышленность.
- Роль Распутина: Распутин был монахом, проводившим множество политиков. Однако местные жители были против такой политики.
Вопросы по теме:
- Опишите двойное кровообращение у человека. Зачем оно необходимо?
- Опишите, как образовались Гималаи?
- Опишите проблемы, с которыми столкнулась Веймарская республика
- Разница между политической и постоянной исполнительной властью
- Что такое Lokpal Bill и каково его значение?
- Что вы подразумеваете под RMP? Где они находятся?
часто задаваемых вопросов о крахе царского самодержавия в 1917 году
Царское самодержавие рухнуло в 1917 году из-за бедственного положения рабочих и крестьян и поражения России в Первой мировой войне. Между тем такие философы, как Карл Маркс, также сыграли большую роль в воспламенении масс.
Россия потерпела поражение в первой мировой войне. Видя плохое состояние русских солдат, Россия решила выйти из войны. Однако царь не был в этом благосклонен и продолжал сражаться, не думая о своей армии.
Последние сообщения
Резервный банк Индии. Функции и состав, роль RBI, история : Ежедневно, Еженедельно, Ежемесячно Видео о текущих событиях
8 марта
Экзамен UPSC
Автократические режимы и их крах | Иностранное давление и политика самодержавного выживания
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИностранное давление и политика автократического выживанияСравнительная политикаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИностранное давление и политика автократического выживанияСравнительная политикаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Эскриба-Фолч, Абель и Джозеф Райт, «Автократические режимы и их крах», Иностранное давление и политика автократического выживания , Oxford Studies in Democratization (
Oxford, 2015; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 октября 2015 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198746997.003.0002, по состоянию на 8 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИностранное давление и политика автократического выживанияСравнительная политикаКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИностранное давление и политика автократического выживанияСравнительная политикаКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе представлена классификация режимов, используемая на протяжении всей книги, и описаны основные характеристики персоналистских, партийных и военных режимов. Эта классификация основана на наблюдаемых характеристиках отношений между автократическим лидером, военными и поддерживающей партией (если она существует) для выявления группы элит, которые имеют эффективный контроль над политическими решениями и политическими назначениями. Затем в главе объясняется, почему анализ провала авторитарного режима теоретически более уместен, чем анализ выживания отдельных лидеров: в некоторых режимах регулярная замена лидеров является показателем их организационной силы и стабильности. Затем в главе дается определение смены режима и вводятся два типа переходов, происходящих при крахе авторитарных режимов: демократический переход и переход к последующей диктатуре. Показано, что насильственная смена режима обычно приводит к переходу к новой диктатуре, а ненасильственная смена режима – к демократическому переходу.
Ключевые слова: автократические режимы, автократические лидеры, персоналист, господствующая партия, военные, смена режима, демократический переход, автократический переход автократические режимы, автократические лидеры, персоналист, господствующая партия, военные, смена режима, демократический переход, автократический переход
Предмет
Сравнительная политика
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Вход с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.