Тема «Басни Эзопа и И. А. Крылова». И. А. Крылов «Ворона и Лисица», Эзоп «Ворон и Лисица»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Данный план урока является частью сервиса «Классная работа»*
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с литературоведческими понятиями: олицетворение;
раскрывать единство формы и содержания басни;
учить сравнивать басни Эзопа и И. А. Крылова;
развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление, рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть басни.
Виды деятельности
Правильно называть басни из круга детского чтения
сравнивать героев басен
выделять особенности басен (Эзопа, И.
сравнивать басни с «бродячими сюжетами»
выразительно читать басни наизусть
работать с книгами басен.
Ключевые понятия
- басня, Эзоп, И. А. Крылов
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа со схемой | Ребята, вспомните, в каком разделе мы с вами работаем? (Басни.) Что такое басня? Каких баснописцев вы можете назвать? Заполнение схемы. |
2 | 2. Работа с иллюстрациями | Рассмотрите иллюстрации. Из каких они произведений? |
3 | 3. Проверка домашней работы | Расскажите басню Ивана Андреевича Крылова «Лисица и Виноград» наизусть. Взаимная проверка в парах. Чтение басни Эзопа выразительно. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: моделирование | Сегодня мы познакомимся с новым произведением Ивана Андреевича, которое называется «Ворона и Лисица».![]() |
5 | 5. Работа с учебником | Словарная работа. Как начинается басня? Прочитайте. Как называется эта часть басни? Объясните. Назовите героев басни. Как баснописец представляет своих героев? |
6 | 6. Работа в рабочей тетради | Работа в рабочей тетради. Выполнение задания 3, 4, 5. (Если у учеников нет рабочих тетрадей, то работа выполняется на обратной стороне листка для моделирования.)
Перечитайте текст. Выпишите все слова-действия Вороны и Лисицы. Объясните, почему автор использует именно эти слова.
Прочитайте, как Лисица уговаривает Ворону. В каких словах Лисицы слышится лесть? Подчеркните.
Подберите и запишите синонимы к словам и выражениям:
пленить, ангельский голосок, дыхание спёрло, каркнула во всё воронье горло.
Вы уже знаете, что басня – это небольшой рассказ (в прозаической или стихотворной форме), в котором в аллегорической (иносказательной) форме даётся нравоучение.![]() |
7 | 7. Работа с новым произведением | Ребята, а кого считают первым баснописцем? (Эзопа.) Послушайте его басню. Слушание басни Эзопа «Ворон и Лисица» (текст дан в «Учебной хрестоматии». 3 класс. Авт.-сост. Л. А. Ефросинина.) Сравним басни Эзопа и Крылова. Заполнение таблицы. Дополнительно при сравнении учитель обращает внимание на поведение и речь героев, на их описание. |
8 | 8. Обобщение изученного: тест | Проверка первичного усвоения материала. |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Выучить наизусть басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Принести книги с баснями И. А. Крылова. |
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
в избранноеТолько зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.
Войдите, пожалуйста.
чтение и анализ басен «Ворон и Лисица» и «Муравей и Жук»7.
Слово учителя: Настоящим кладезем мудрости можно назвать эзоповы басни. Под именем Эзопа сохранился целый сборник басен (426 текстов), среди которых многие – со знакомыми сюжетами. Мы обратимся к некоторым из них и попытаемся на их примере выяснить своеобразие Эзопа-баснописца.
Подготовленные ученики выразительно читают басни «Ворон и Лисица» и «Муравей и Жук» (в переводе М.Л. Гаспарова) из «Основного эзоповского сборника».
ВОРОН И ЛИСИЦА
Ворон
унес кусок мяса и уселся на дереве.
Лисица увидела, и захотелось ей заполучить
это мясо. Стала она перед Вороном и
принялась его расхваливать: уж и велик
он, и красив, и мог бы получше других
стать царем над птицами, да и стал бы,
конечно, будь у него еще и голос. Ворону
и захотелось показать ей, что есть у
него голос; выпустил он мясо и закаркал
громким голосом. А Лисица подбежала,
ухватила мясо и говорит: «Эх, Ворон, кабы
у тебя еще и ум был в голове, – ничего
тебе больше не требовалось, чтоб
царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
МУРАВЕЙ И ЖУК
В летнюю пору гулял Муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его Жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда Муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался Жук голодным, и пришел он попросить у Муравья корму. Сказал Муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.
Далее
организуем исследовательскую работу
учащихся. Раздаём по вариантам распечатки
двух басен и приложенную к ним таблицу
с вопросами для анализа текста. Вопросы
предлагаем единые для всех, что позволит
впоследствии легче увидеть точки
соприкосновения в разном литературном
материале.
Результаты своих наблюдений над басней дети отражают во второй части таблицы. Подобные способы фиксации выводов предпочтительнее других форм записи не только в силу своей чёткости и лаконизма. Они содержат наглядный «строительный материал» для проведения процедуры обобщения и выявления типологических черт эзоповской басни.
ЭЗОП. «ВОРОН И ЛИСИЦА» | ||
1. | Какова форма повествования в басне? | Прозаическая. |
2. | Сколько частей и какие просматриваются в басне? | 2
части: рассказ о Вороне и Лисице и
мораль. |
3. | Кого Эзоп сделал героями своей басни? | Птицу и животное. |
4. | Разделите басенный рассказ на части, проследите за развитием событий (предыстория событий – замысел – действие – результат) и назовите имеющиеся этапы действия. | ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ (Ворон с куском мяса уселся на дереве) – ЗАМЫСЕЛ (Лисица замыслила отобрать мясо у Ворона) – ДЕЙСТВИЕ (Лисица выманивает мясо лестью) – РЕЗУЛЬТАТ (Ворон выпустил мясо). |
5. | Как
Эзоп рассказал об этих событиях,
насколько красочно и подробно?
Охарактеризуйте языковые средства
басни. | Язык басни напоминает разговорный. Почти нет изобразительно-выразительных средств. Рассказ без подробностей. В нём преобладают глаголы. |
6. | Поверхностно или многогранно обрисованы главные герои басни? Поясните своё мнение. | Герои изображены поверхностно. Судить о них можно только по их действиям. Ворона можно охарактеризовать как неразумного и тщеславного, а Лисицу – как хитрую и мудрую. |
7. | Каких людей подразумевает Эзоп под героями басни? | Под Вороном – неразумного и тщеславного человека, а под Лисицей – хитрого и мудрого. |
8. | Какое поучение «зашифровал» Эзоп с помощью этих героев своей басне? | Чтобы
царствовать, надо иметь ум. |
ЭЗОП. «МУРАВЕЙ И ЖУК» | ||
1. | Какова форма повествования в басне? | |
2. | Сколько частей и какие просматриваются в басне? | 2 части: рассказ о Муравье и Жуке и мораль. |
3. | Кого Эзоп сделал героями своей басни? | Насекомых. |
4. | Разделите
басенный рассказ на части, проследите
за развитием событий (предыстория
событий – замысел – действие –
результат) и назовите имеющиеся этапы
действия. | ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ (Муравей летом запасал корм на зиму) – ДЕЙСТВИЕ (Жук посочувствовал работяге Муравью) – РЕЗУЛЬТАТ (Муравей на это промолчал) – ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ (Жук с приходом зимы остался голодным) – ДЕЙСТВИЕ (Жук пошёл к Муравью за кормом) – РЕЗУЛЬТАТ (Муравей упрекнул Жука за летнее безделье). |
5. | Как Эзоп рассказал об этих событиях, насколько красочно и подробно? Охарактеризуйте языковые средства басни. | Язык басни напоминает разговорный. Почти нет изобразительно-выразительных средств. Рассказ без подробностей. В нём преобладают глаголы. |
6. | Поверхностно
или многогранно обрисованы главные
герои басни? Поясните своё мнение. | Герои изображены поверхностно. Судить о них можно только по их действиям. Муравья можно охарактеризовать как трудолюбивого и дальновидного, а Жука – как легкомысленного и праздного. |
7. | Каких людей подразумевает Эзоп под героями басни? | Под Муравьём – трудолюбивого и дальновидного человека, а под Жуком – легкомысленного и праздного. |
8. | Какое поучение «зашифровал» Эзоп с помощью этих героев своей басне? | Трудись, думай о завтрашнем дне, и никогда не будешь бедствовать. |
После
озвучивания опорных таблиц просим
учащихся обобщить наблюдения над басней
Эзопа и задаём им наводящие вопросы:
какие особенности произведений Эзопа
свидетельствуют о том, что это басни?
какие черты определяют «лицо» эзоповской
басни? В процессе беседы приходим к
следующим выводам, которые учащиеся
фиксируют в своих тетрадях: 1. Основные
признаки басни – это наличие морали
(нравоучения) и иносказания. 2. Басня
Эзопа:
Прозаическая
Назидательная (дидактическая): главное в ней – мораль; нравоучение содержится не только в басенном рассказе, но и открыто звучит из уст автора
Отличается однообразием в построении басенного рассказа, который укладывается в схему: предыстория события – замысел – действие – результат (схема может изменяться за счёт повторения или исключения названных звеньев)
Отличается поверхностным изображением героев, которые показаны как герои-носители действий
Написана простым, сухим языком, в котором преобладают глаголы и почти отсутствуют изобразительно-выразительные средства.
Слово
учителя: Сегодня мы с вами «расшифровали»
две басни Эзопа или, по-другому, нашли
их иносказательный смысл. Басня – это
всегда иносказание. Иносказание (от
«иначе сказать») по-другому аллегория.
С помощью аллегории, т.е. иносказания,
Эзоп замаскировал содержание своей
мысли, так как ему, рабу, говорить прямо
то, что он думал, было опасно. Изобретенный
им язык получил название «эзопова».
«Эзопов язык» – это тайная речь для
маскировки свободной мысли автора. В
широкий обиход выражение «эзопов язык»
ввел М.Е. Салтыков-Щедрин. (Понятия
«аллегория», «эзопов язык» и их определения
должны быть записаны на доске и в тетрадях
учащихся)
ИТОГ УРОКА: а) комментарий учащихся к высказыванию древних о том, что Эзоп – «величайший благодетель человечества», «несущий пользу смертным»; б) формулирование заслуг Эзопа-баснописца; в) выяснение того, как изменились знания учеников о басне, что нового они узнали о ней.
Польза
Эзопа для людей заключается в том, что
в его баснях, где содержание не затемнено
красотами стиля, звучат уроки житейской
мудрости, в которых человечество будет
нуждаться всегда.
Эзоп многое сделал для становления и оформления басни. Его вклад в развитие этого жанра значителен. Заслуги Эзопа-баснописца таковы:
• является «отцом басни»
• создал басенные сюжеты, к которым обращались все баснописцы
• изобрел иносказательный язык
(Выводы ученики записывают в свои тетради).
В конце урока отсылаем ребят к известному им определению басни. Просим уточнить его новым теоретико-литературным понятием, с которым они познакомились на уроке: басня – это короткий рассказ с нравоучением (моралью) иносказательного (аллегорического) характера.
Дома
учащиеся выполняют задания аналитического
и творческого характера, призванные
закрепить изученный материал: 1) прочитать
басни Эзопа «Волк и Ягненок», «Лисица
и виноград», «Лев и Мышь»8;
проанализировать любую из них по
вопросам, предложенным на уроке, выявив
её сходство с рассмотренными баснями;
2) сочинить басню в духе Эзопа, взяв в
качестве морали одно из следующих
утверждений: «Если что-то можно доказать
делом, то на это не надо тратить слова»,
«Велико ли, мало ли зло, его не надо
делать», «Истинный друг познаётся в
несчастье».
Приводим некоторые творческие работы учащихся.
Коза и хозяин
В огород за капустой повадилась коза. Хозяин подстерег её и спросил: «Зачем ты губишь мой огород, поедая капусту?». А коза ему в ответ: «Я ем капусту, которой у тебя очень много, и больше ничего не трогаю!»
Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.
Осёл, овца и коза
У крестьянина жили осёл, овца и коза. Коза и овца ладили между собою, а над ослом они любили подшутить, считая его глупым. Как-то овца серьёзно заболела и не смогла подойти к сену. Коза обрадовалась, что ей теперь достанется больше, и забыла про больного друга. Осёл же заботливо поднёс пучок сена овце.
Басня показывает, что истинный друг познаётся в несчастье.
Как
видим, на уроке, посвящённом Эзопу,
учащиеся делают ещё один шаг вперед на
пути освоения басенного жанра. Они
закрепляют начальное понятие о басне
и обогащают его новыми признаками,
характеристиками и сведениями:
Басня – это короткий рассказ с нравоучением (моралью) иносказательного (аллегорического) характера.
Басня – один из самых старых жанров литературы. Басня появилась в глубокой древности как подспорье для разрешения практического вопроса: как нужно вести себя в мире.
Басня имеет свою «родословную». «Отцом басни» называют Эзопа, который жил и творил в Древней Греции.
Эзоп многое сделал для становления, оформления басенного жанра и открыл широкие возможности для его последующего обновления:
Его басня обладает существенными признаками, определяющими басенный жанр: дидактизм, аллегоризм
Он создал басенные сюжеты, которые использовали баснописцы последующих эпох как готовый материал для своего литературного творчества
Он создал тайную речь для маскировки свободной мысли, которая впоследствии получила название «эзопова языка»
Типологическими
признаками эзоповской басни можно
назвать её прозаическую форму; явно
выраженную дидактическую направленность,
усиленную декларативной моралистической
сентенцией автора; схематичность сюжета
и образов; сухой и лаконичный стиль,
определяющийся поэтикой глагольности.
Есть еще одна возможность обратиться к произведениям Эзопа в процессе формирования у учащихся понятия о басне. Учитывая, что сюжеты басен Эзопа в свое время привлекли внимание и Лафонтена, и Крылова, целесообразно провести сравнительный анализ басен этих авторов. Наверное, сопоставлять сразу три текста подростку будет сложновато (хотя такой вариант работы не исключается для классов с хорошей гуманитарной подготовкой), а два – вполне посильно. Ценность сравнительного анализа заключается в том, что он позволяет зримо продемонстрировать мастерство баснописцев, раскрыть своеобразие их басен и показать способность басенного сюжета к жанровому обновлению.
Таким
образом, типологический подход к освоению
литературного материала не только
становится ключом к пониманию творчества
художника, жанра произведения, но и
открывает дополнительные возможности
для вариативного чтения художественных
текстов: учащиеся могут прочитать разные
произведения, но при этом вести совместный
разговор «на площадке» типологии.
1 Гуляев Е.Н. Новые педагогические технологии. М., 2006. С. 6.
2 Типологический // Словарь русского языка (Малый академический словарь): В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. Т. 4. [Электронный ресурс] // Сайт «Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»» URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp/ (дата обращения: 13.11.2011).
3 Костина Л.Я. Учебно-методические материалы к урокам литературы в профильном XI классе: опыт типологического прочтения текста. Ульяновск, 2004.
4 Программы под ред. В.Я. Коровиной,
под ред. В.Г. Маранцмана, под
ред. А.И.Княжицкого, под ред.
М.Б. Ладыгина предполагают знакомство
школьников с Эзопом-баснописцем в 5
классе, под ред. А.Г. Кутузова – в 6
классе, под ред. Т.Ф. Курдюмовой – в
7 классе. В программе под ред. В.Г. Беленького
имя Эзопа не упоминается, но в методических
рекомендациях указывается на
необходимость рассказать пятиклассникам
о возникновении басни и о ее родоначальнике.
5 Материал к уроку учитель найдет в книге: Басни Эзопа / Отв. ред. Ф.А. Петровский (перевод, стат. и комм. М.Л. Гаспарова ). М.,1962. В этой книге помещено и «Жизнеописание Эзопа».
6 Фильм «Эзоп» (1960, реж. Г. Товстоногов, Ю. Музыкант) учитель найдёт на сайте: http://video.yandex.ru/
7 При выборе басен мы руководствовались содержанием федеральных школьных программ по литературе.
8
11
Лиса и Ворона | Басни Эзопа
Просто школьница
933 Подписчики
Занятие на мольберте включено
Этот ресурс включает готовое к использованию интерактивное задание, которое учащиеся могут выполнять на любом устройстве. Easel от TPT можно использовать бесплатно! Подробнее.
Также входит в
НАБОР: Эзопская басня Исследование | Набор для выращивания
Изучите эти всеми любимые басни со своим классом.
Читайте разные версии басни, устраивайте театральные представления, раскрашивайте поделки и страницы-раскраски и изучайте свой опыт с помощью нескольких рабочих листов и письменных шаблонов. Кроме того, наслаждайтесь якорной диаграммой о баснях и об Эзопе. Я надеюсь, что вы любите их так же сильно
6
Products
$13.00Price $13.00$18.00Original Price $18.00Save $5.00
View Bundle
Description
Standards
9
Reviews
2
Q&A
More fromSimply SchoolgirlИзучите всеми любимую басню «Лисица и ворона», прочитав 2 версии истории, разыграв театр для читателей со своим классом, поработав над красивой страницей-раскраской, а затем выбрав рабочие листы и поделки, которые лучше всего соответствуют потребностям ваших учеников. . В этом блоке есть все необходимое и даже больше для изучения басен в классе!
Что вы получаете:
- Привязка «Басня», определяющая басню
- Научно-популярная статья «Кем был Эзоп»
- Раскраска «Лис и Ворона»
- Цветная иллюстрация Лисы и Вороны
- Современная версия сказки «Лисица и ворона»
- Оригинальная сказка Эзопа «Лисица и ворона» , один для вороны и один для рассказчика с выделенными строками)
- Вырезать персонажей и превратить их в марионеток
- Последовательность сюжетных полос (с последовательными заголовками и без них)
- Рабочий лист с чертами характера и словарными словами
- Шаблон для написания собственной версии басни
- Шаблон для написания с вопросом «Как бы вы защитили свой сыр?»
- Написание шаблона с верхним символом для краткого изложения истории или ответа на историю.
Другие басни:
- Сказка «Лев и мышь»
- Сказка «Черепаха и заяц»
- Сказка «Муравей и кузнечик»
- «Городская мышь и деревенская мышь» Fable Unit
- Fable Unit
- Fable Unit
Маленькая мышь, красная спелая клубника и большой голодный медведь
Следите за мной в социальных сетях!
Facebook @simplyschoolgirl
Instagram @simplyschoolgirl
Pinterest @simplyschoolgirl
Свяжитесь со мной:
Эл.
CCSSRL.1.2
Пересказывать истории, включая ключевые детали, и демонстрировать понимание их основной идеи или урока.
CCSSRL.1.3
Опишите персонажей, место действия и основные события истории, используя ключевые детали.
CCSSRL.2.1
Задайте и ответьте на такие вопросы, как кто, что, где, когда, почему и как продемонстрировать понимание ключевых деталей в тексте.
CCSSRL.2.2
Пересказывать истории, в том числе басни и народные сказки из разных культур, и определять их основную идею, урок или мораль.
Вопросы и ответы
ВОЛК, встретив Агнца, заблудшего от стада, решил не накладывать на него насильственные руки, а найти какой-нибудь довод, чтобы оправдать право Агнца волков съесть его . Он так обратился к нему: Сэр, в прошлом году вы меня грубо оскорбили. Действительно, проблеял Агнец скорбным голосом, я тогда еще не родился.
Летучая мышь, упавшая на землю и пойманная Лаской, умоляла сохранить ему жизнь. Ласка отказалась, сказав, что он по своей природе враг всех птиц. Летучая мышь заверила его, что он не птица, а мышь, и таким образом была освобождена. Вскоре после этого летучая мышь снова упала на землю и была поймана другой лаской, которую он также умолял не есть его. Ласка сказала, что у него особая неприязнь к мышам. Летучая мышь уверила его, что он не мышь, а летучая мышь, и таким образом во второй раз сбежала. Мудро обратить обстоятельства на пользу.
ОСЕЛ, услышав стрекотание кузнечиков, был сильно очарован; и, желая обладать такими же прелестями мелодии, спрашивали, какой пищей они питаются, чтобы дать им такие прекрасные голоса.
ЛЕВ проснулся от того, что Мышь пробежала по его лицу. Поднявшись в гневе, он поймал его и хотел было убить, когда Мышь жалобно умоляла, говоря: Если бы ты только пощадил меня, я непременно отплатила бы за твою доброту. Лев рассмеялся и отпустил его. Вскоре после этого Льва поймали охотники и привязали его к земле крепкими веревками. Мышь, узнав его рев, подошла, перегрызла веревку зубами и, отпустив его, воскликнула: «Вы высмеивали мысль о том, что я когда-либо смогу помочь вам, не ожидая получить от меня вознаграждение за вашу благосклонность; но теперь вы знаете, что даже Мышь может принести пользу Льву.
УГОЛЬНИК занимался своим делом в собственном доме. Однажды он встретил друга, Фуллера, и умолял его переехать к нему, говоря, что они будут гораздо лучшими соседями и что их расходы на домашнее хозяйство снизятся. Фуллер ответил: «Для меня это невозможно, потому что, что бы я ни побелил, вы тут же снова очернили бы своим углем. Подобное нарисует подобное.
У ОТЦА была семья сыновей, которые постоянно ссорились между собой. Когда ему не удалось исцелить их споры своими увещеваниями, он решил дать им практическую иллюстрацию зла разобщения; и для этой цели он однажды велел им принести ему связку хвороста. Когда они это сделали, он вручил хворост каждому из них по очереди и приказал разломать его на куски. Они старались изо всех сил, и не смогли этого сделать. Затем он открыл вязанку, взял палочки по отдельности, одну за другой, и снова вложил их в руки сыновей, о которые они легко их сломали. Затем он обратился к ним со следующими словами: «Сыны мои, если вы единодушны и объединитесь, чтобы помогать друг другу, вы будете, как этот педик, невредимыми от всех покушений ваших врагов; но если вы разделитесь между собой, вас так же легко сломить, как эти палки.
МАЛЬЧИК охотился на саранчу. Он поймал немало, когда увидел скорпиона и, приняв его за саранчу, протянул руку, чтобы схватить его. Если бы ты только прикоснулся ко мне, мой друг, ты бы потерял меня и всю свою саранчу!
ПЕТУХ, выскребая пищу для себя и своих кур, нашел драгоценный камень и воскликнул: Если бы нашел тебя твой хозяин, а не я, он бы взял тебя на руки и поставил в твоем первом состоянии; но я нашел тебя напрасно. Я бы предпочел одно ячменное зерно, чем все драгоценности в мире.
У ЗВЕРЕЙ полевых и лесных царем был Лев. Он не был ни гневным, ни жестоким, ни тираническим, но справедливым и нежным, каким только может быть король. Во время своего правления он издал королевский указ о всеобщем собрании всех птиц и зверей и составил условия для всеобщего союза, в котором Волк и Ягненок, Пантера и Малыш, Тигр и Олень, Собака и Заяц должны жить вместе в совершенном мире и дружбе. Заяц сказал: «О, как я жаждал увидеть этот день, когда слабые безнаказанно займут свое место рядом с сильными». И после того, как Заяц сказал это, он побежал, спасая свою жизнь.
ВОЛК, у которого в горле застряла кость, нанял Журавля за крупную сумму, чтобы тот засунул ее голову ему в рот и вытащил кость. Когда Журавль вынул кость и потребовал обещанную плату, Волк, ухмыляясь и скрежеща зубами, воскликнул: пасть и пасть волка. Служа нечестивым, не ждите награды и будьте благодарны, если избежите увечий за свои старания.
РЫБАЦ, опытный в музыке, взял свою флейту и свои сети на берег моря. Стоя на выступающем камне, он наиграл несколько мелодий в надежде, что рыба, привлеченная его мелодией, сама собой запляжет в его сеть, которую он поставил внизу. Наконец, после долгого напрасного ожидания, он отложил свою флейту и, закинув сеть в море, выловил превосходную рыбу. Когда он увидел, как они прыгают в сети на скале, он сказал: О вы, самые извращенные создания, когда я пел, вы не танцевали, но теперь, когда я перестал, вы делаете это весело.
Возчик вел повозку по проселочной дороге, когда колеса провалились в глубокую колею. Самопомощь — лучшая помощь.
МУРАВЬИ проводили погожий зимний день, сушия зерно, собранное летом. Кузнечик, умирающий от голода, проходил мимо и усердно просил немного еды. Муравьи спросили его: «Почему ты не запасаешься летом едой?» Он ответил, что у меня мало свободного времени. Я проводил дни в пении. Тогда они сказали с насмешкой: «Если ты был настолько глуп, чтобы петь все лето, ты должен танцевать без ужина в постели зимой».
ПУТЕШЕСТВЕННИК, собираясь отправиться в путь, увидел, как его Пес стоит у двери и потягивается. Бездельник часто винит в задержке своего более активного друга.
СОБАКА, переходя мост через ручей с куском мяса во рту, увидела в воде свою тень и приняла ее за тень другого Пса с куском мяса, вдвое больше его собственного. Он тут же отпустил своего и яростно атаковал другого Пса, чтобы отобрать у него свой кусок покрупнее. Таким образом, он потерял и то, и другое: то, за что он ухватился в воде, потому что это была тень; и его собственное, потому что поток унес его.
Крот, слепое от рождения существо, однажды сказал своей Матери: Я уверен, что не вижу, Мать! Желая доказать ему его ошибку, Мать положила перед ним несколько зерен ладана и спросила: «Что это?» Молодой Крот сказал: «Это камешек». Его Мать воскликнула: «Сын мой, я боюсь, что ты не только ослеп, но и потерял обоняние.
ПАСТУХ, пасший свое стадо в лесу, потерял бычка из загона. После долгих и безрезультатных поисков он дал обет, что, если он только сможет обнаружить вора, укравшего теленка, он принесет ягненка в жертву Гермесу, Пану и божествам-хранителям леса. Вскоре после этого, когда он поднялся на небольшой холм, он увидел у его подножия льва, питающегося теленком. Ужаснувшись увиденному, он поднял глаза и руки к небу и сказал: Только что я поклялся принести ягненка в жертву Божествам-хранителям леса, если только смогу узнать, кто меня ограбил; но теперь, когда я обнаружил вора, я охотно добавил бы взрослого быка к потерянному теленку, если бы только я мог обеспечить себе безопасное бегство от него.
ЗАЯЦ однажды посмеялся над короткими ногами и медленным шагом Черепахи, которая, смеясь, ответила: Хоть ты и стремительна, как ветер, я обойду тебя в беге. Заяц, считая ее утверждение просто невозможным, согласился на предложение; и они согласились, что Лиса должна выбрать курс и зафиксировать цель. Медленно, но уверенно выигрывает гонку.
ГРАНАТ и Яблоня спорили, кто красивее. Когда их ссора достигла апогея, ежевика с соседней изгороди возвысила голос и сказала хвастливым тоном: Помолитесь, мои дорогие друзья, по крайней мере в моем присутствии прекратить такие пустые споры.
ФЕРМЕР раскинул сети на недавно засеянной пашне и поймал несколько журавлей, которые пришли подобрать его семена. С ними он поймал в сеть аиста, который сломал ногу и искренне умолял фермера пощадить его. «Пожалуйста, спаси меня, Мастер, — сказал он, — и отпусти меня на этот раз на волю». Моя сломанная конечность должна вызывать у вас жалость. Рыбки одного полета собираются вместе.
ОДНАЖДЫ ЗИМОЙ Фермер нашел Змею, одеревеневшую и замерзшую от холода. Он сжалился над ним и, взяв его, положил на пазуху свою. Змея быстро оживила от тепла и, вернувшись к своим природным инстинктам, укусила своего благодетеля, нанеся ему смертельную рану. О, воскликнул Фермер на последнем издыхании, я справедливо наказан за жалость к негодяю. Величайшая доброта не свяжет неблагодарного.
МАЛЕНЬКИЙ ЛЕНИНЬ однажды сказал своей Матери: Ты крупнее собаки, и быстрее, и больше привыкаешь к бегу, и твои рога служат тебе защитой; почему же, о Мать! вас так пугают гончие? Она улыбнулась и сказала: Я прекрасно знаю, сын мой, что все, что ты говоришь, правда. Никакие аргументы не придадут мужества трусу.
МЕДВЕДЬ очень хвастался своим человеколюбием, говоря, что из всех животных он был самым нежным в отношении к человеку, ибо питал к нему такое уважение, что даже не прикасался к его мертвому телу. Лисица, услышав эти слова, с улыбкой сказала Медведю: Ой! что вы будете есть мертвых, а не живых.
ЛАСТОЧКА и Ворона поссорились из-за своего оперения. Ворона положила конец спору, сказав: «Твои перья очень хороши весной, но мои защищают меня от зимы». Друзья в хорошую погоду многого не стоят.
ГОРА однажды сильно взволновалась. Слышались громкие стоны и шумы, и со всех сторон стекались толпы людей посмотреть, в чем дело. Пока они собирались в тревожном ожидании какого-то ужасного бедствия, вышла Мышь. Не делай много шума из ничего.
ОСЕЛ и Лисица, заключив партнерские отношения для взаимной защиты, вышли в лес на охоту. Они не продвинулись далеко, когда они встретили Льва. Лиса, видя надвигающуюся опасность, подошла ко Льву и пообещала устроить для него поимку Осла, если Лев даст слово не вредить Лисе. Затем, заверив Осла, что он не поранится, Лиса отвела его к глубокой яме и устроила так, чтобы он упал в нее. Лев, увидев, что Осел захвачен, тут же схватил Лису и напал на Осла на досуге.
ЧЕРЕПАХА, лениво греясь на солнышке, пожаловалась морским птицам на свою тяжелую судьбу, что никто не научит ее летать. Орел, паривший рядом, услышал ее причитания и спросил, какую награду она даст ему, если он поднимет ее наверх и поднимет в воздух. Я дам тебе, сказала она, все богатства Красного моря. — Тогда я научу тебя летать, — сказал Орел. и, взяв ее в свои когти, он понес ее почти до облаков, вдруг он отпустил ее, и она упала на высокую гору, разбив вдребезги свой панцирь. Черепаха воскликнула в момент смерти: Я заслужила свою нынешнюю судьбу; ибо какое мне дело до крыльев и облаков, которые с трудом передвигаются по земле? Если бы у людей было все, что они пожелают, они бы часто разорялись.
НЕСКОЛЬКО мух привлекли банку с медом, которая была опрокинута в комнате прислуги, и, поставив в нее свои ноги, жадно съели. Их ноги, однако, были так перемазаны медом, что они не могли ни использовать свои крылья, ни высвободиться, и задохнулись. Когда они умирали, они восклицали: «О глупые существа, которые мы есть, ради маленького удовольствия мы погубили себя». Удовольствие, купленное болью, болью.
ЧЕЛОВЕК и Лев вместе путешествовали по лесу. Вскоре они начали хвастаться своим превосходством друг над другом в силе и доблести. Во время спора они прошли мимо высеченной в камне статуи, изображавшей льва, задушенного человеком. Путешественник указал на него и сказал: Смотри! Как мы сильны и как мы одолеем даже царя зверей. Лев ответил: «Эту статую сделал один из вас. Если бы мы, Львы, умели воздвигать статуи, вы бы увидели Человека, помещенного под лапу Льва. Одна история хороша, пока не рассказана другая.
НЕКОТОРЫЕ ЖУРАВЛИ сделали свои пастбища на недавно засеянных пшеницей пашнях. |