Оттепель реформы хрущева кратко: Реформы Н. С. Хрущева и оттепель начала 1960-х гг.

Период оттепели Хрущева в СССР – кратко о главном в периоде истории и реформах

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 539.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 539.

Период Оттепели в СССР относится к рубежу 1950-1960-ых годов, когда руководителем государства был Никита Сергеевич Хрущев. Он занимал должность первого секретаря КПСС с 1953 по 1964 год. Эпоха Хрущева в истории СССР была отмечена рядом реформ, весьма спорных по своим результатам.

Начало процесса

Первыми событиями, которые можно отнести к Оттепели Хрущева можно считать амнистию 1953 года и прекращения ряда дел сталинского периода, например, Ленинградского или “Дела врачей”.

Рис. 1. Никита Хрущев.

В большей степени советские граждане почувствовали оттепель с 1956 года, когда началась критика “культа личности” Сталина. Это совпало с внешнеполитическими событиями, например, с нормализацией отношений Австрией и с Югославией и ее лидером Тито, так как при Сталине его считали едва ли врагом, как и страны НАТО.

С 1953 года началась проверка дел и реабилитации бывших заключенных, а также расстрелянных, особенно, в 1930-ые годы, среди них были и бывшие маршалы – Тухачевский, Блюхер, Егоров. В 1957 году началось возвращение в места своего проживания депортированных народов:

  • Балкарцев и карачаевцев.
  • Чеченцев и ингушей.
  • Калмыков.

Были восстановлены их республики, но на другие народы эти меры не распространились. Это относится к корейцам, болгарам, понтийским грекам, курдам, крымским татарам, немцам Поволжья.

Однако, такие меры не мешали власти в 1956 году подавлять просталинские выступления в Тбилиси или преследовать Бориса Пастернака за публикацию романа “Доктор Живаго” в Италии.

К 1957 году СССР покинули все иностранные военнопленные. В том же году запрещено присвоение населенных пунктам и объектам народного хозяйства имен живых государственных деятелей. Также был снят запрет 1936 года на аборты и проведен VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Рис. 2. Хрущев Никита.

События оттепели 1959-1964 годов

В 1958 году из советского Уголовного Кодекса удалено понятие “враг народа”, однако, в государстве сохранилась и продолжала применять смертная казнь. В 1962 году была расстреляна демонстрация в Новочеркасске, а в 1964 арестован Иосиф Бродский.

Одновременно с этим началась новая волна гонений на православную церковь, впервые с конца 1930-ых годов. Десталинизация достигла своего пика в 1961 году, когда XXII съезд КПСС в очередной раз осудил культ личности. По всей стране провел массовый демонтаж памятников бывшему руководителю СССР, были переименованы многие города и другие объекты. Полемика по поводу культа личности привела к разрыву в декабре 1961 года дипломатических отношений с Албанией до 1990 года. Тело Сталина вынесли из мавзолея и похоронили около Кремлевской стены.

В 1955-1964 годах заметно ослабла цензура, поэтому начали публиковаться произведения Солженицына. В те годы продуктивно работали следующие кинорежиссеры: Чухрай, Хуциев, Гайдай, Данелия.

Концом “Оттепели” принято считать осень 1964 года, когда Хрущева сняли со всех руководящих постов. Некоторые ее процессы по инерции продолжались до 1968 года, то есть до подавления выступлений в Чехословакии.

Рис. 3. Никита Хрущев Оттепель.

Что мы узнали?

Кратко о главном о хрущевской оттепели рассказывает школьный курс истории 9 класса. Даже беглого знакомства с ее событиями достаточно для понимания того, что это был неоднозначный процесс. В ряде сфер государство допустило либерализацию, о и репрессивные меры применялись.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 539.


А какая ваша оценка?

Хрущевская оттепель 1953 1964 кратко в СССР особенности и события (Таблица)

Хрущевская оттепель (период 1953 — 1964гг) — обозначение периода в истории СССР после смерти Иосифа Сталина, связанного с переменами в социальной и культурной жизни граждан, который продолжался примерно 10 лет. Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина и репрессий 1930х гг, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛАГа, ослаблением тоталитарной власти, появлением свободы слова, относительной либерализацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва (1955 — 1964). Термин «оттепель» восходит к названию повести ЭренбургаИГ «Оттепель» (1954–1956), опубликованной в журнале «Новый мир».

Хрущевская оттепель 1953 1964 в СССР особенности, события, противоречия таблица

Особенности

— Противоречивость и непоследовательность, компромисный характер

— Контроль партийного аппарата за деятельностью творческой интеллигенции

— Низкий художественный вкус власти

Наиболее значимые культурные явления и события

— «Оттепель» в литературе (ОренбургИ. , ДудинцерВ., ТвардовскийА., СолженицынА. и другие)

— Появление новых театральных коллективов (московские театры на Таганке, «Современник»)

— Начало выхода в свет новых литературных журналов («Юность», «Иностранная литература», «Молодая гвардия»)

— Появление определенной свободы творчества в рамках государственного социализма
Гонения на Б.Пастернака за роман «Доктор Живаго»

— Возобновление арестов за «антисоветскую деятельность» — «Дело молодых историков»

— Гонения на свободолюбивых художников (ЖутовскийБ., НеизвестныйЭ. и другие)

 

Основные события и изменения в культурной жизни в период хрущевской Оттепели и их противоречивость:

      

Значимые события Хрущевской Оттепели

Их противоречия

Разоблачение культа личности СталинаИ.В.. Начало десталинизации (процесса освобождения от наиболее одиозных черт сталинского режима)

Десталинизация носила непоследовательный и неполный характер: не подвергалась сомнению правильность прежней политики партии, оправдывались ограничения демократии и другие.

Реабилитация (снятие обвинений) жертв сталинских репрессий (примерно 500 тысяч человек), ликвидация ГУЛАГА

Реабилитация носила неполный характер: не подлежали реабилитации лидеры и участники реальных и придуманных оппозиций

Возвращение на историческую родину высланных при Сталине народов и восстановление их автономных образований (балкарский, чеченский, ингушский, калмыцкий и карачаевский народы) (февраль 1957 года)

Не восстановлены автономии немцев Поволжья и крымских татар

Расширение прав союзных и автономных республик в вопросах экономики и культуры правящая элита (высший, привилегированный слой общества) на местах представлена лишь коренными жителями

Стремление достичь в будущем национального единства страны: русификация системы образования, сокращение числа национальных школ, противоречия между Центром и республиками.

Восстановление коллективности партийного руководства, возобновление регулярности проведения съездов, пленумов ЦК КПСС

Концентрация в руках ХрущёваН.С. большой власти — являлся Первым секретарём ЦК КПСС (с сентября 1953г.) и Председателем Совета министров СССР (с марта 1958г.) -»> начало формирования режима личной власти

Начало демократизации в КПСС и общественных организациях (профсоюзах, ВЛКСМ и другие), ротация (перемещение) кадров

Демократизация была поверхностной, ротация приводила на важнейшие места сторонников ХрущёваН.С.

Появление литературных и публицистических произведений (ЭренбургИ.Г., ДудинцевВ.Д., ТвардовскийА.Т., СолженицынА.И. и другие), обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого (возглавил его журнал «Новый мир», главным редактором которого был ТвардовскийА. Т.). 1958 год — специальным постановлением ЦК КПСС были сняты обвинения с выдающихся деятелей музыкальной культуры — ШостаковичаД.Д., ПрокофьеваС.С., ХачатурянаА.И. и других.

Реабилитация в советской живописи искусства авангарда 1920х годах. Расширение культурных контактов с зарубежными странами (1957г. — VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве)

Появление специальных постановлений ЦК КПСС. Установлены пределы «свободы творчества», за которые интеллигенция не могла выходить в критике существующих порядков, пример «дело писателя ПастернакаБ.Л.». Проведение регулярных встреч руководства ЦК КПСС с деятелями культуры  →  партийные установки о том, что и как следует писать. Регулярная резкая критика за «идеологическую сомнительность» писателей (ГранинД.А., ПаустовскийК.Г. и другие), поэтов (ВознесенскийА.А., ЕвтушенкоЕ.А. и другие), скульпторов (НеизвестныйЭ.И.), художников (ФалькР.Р. и др.), режиссёров (ХуциевМ.М. и другие). Конец 1950х гг.

— новая волна «борьбы с пережитками прошлого» антирелигиозная кампания  →  деятельность Русской Православной Церкви и других конфессий поставлена под контроль местных органов власти;  →  уничтожение храмов (численность православных приходов за 1953— 1963гг. сократилась более чем вдвое)

Завершением «Хрущевская оттепели» считается отстранение Никиты Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964 году. Впрочем, ужесточение внутриполитического режима и идеологического контроля было начато ещё во время правления Хрущёва после окончания Карибского кризиса. Десталинизация была остановлена, а в связи с празднованием 20й годовщины победы в Великой Отечественной войне начался процесс возвеличивания роли победы советского народа в войне. Личность Сталина старались как можно больше обходить стороной, он так и не был реабилитирован. 

____________

Источник информации:

1. Отечественная история в схемах и комментариях / — Питер: 2008

2. Отечественная история 9 -20 вв. Справочные материалы. / — СПб.: 2004.

Советская наука | Институт истории науки

Товарищи! . . . У нас так говорят: будет мясо есть или нет? Будет молоко или нет? Будут ли приличные штаны? Это не идеология, конечно, но что толку, если все идеологически правильные, но ходят без штанов?

— Н. С. Хрущев

В 1956 году разоблачение Никитой Хрущевым культа личности Иосифа Сталина положило начало короткому периоду либерализации, известному как «оттепель». В том же году Московский союз советских художников основал издательство «Агитплакат», выпускавшее плакаты, высмеивающие экономические и социальные проблемы страны в соответствии с новой политической программой вождя. Плакаты Агитплаката полагались на острый юмор, чтобы привлечь внимание рядового советского гражданина, к тому времени потерявшего чувствительность к словесному и визуальному однообразию сталинской пропаганды. Внушительные по размеру плакаты висели в стратегически важных местах на заводах, фабриках, в колхозах и школах, а также на специально отведенных уличных стендах. Сочетая карикатуру с остроумным стихом, эти плакаты обвиняли неадекватное управление, чрезмерную бюрократизацию и повсеместную неэффективность производства, которые парализовали советскую экономику. Программа Хрущева по улучшению общества, направленная на противодействие хронической нехватке продовольствия и основных потребительских товаров, рекламировала химическую промышленность как двигатель инноваций. Химия повысит продуктивность сельского хозяйства и реанимирует товарное производство, растоптанное навязчивым сталинским развитием тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса. Тем не менее взгляды Хрущева на химию — очевидные на плакатах — колебались между почти слепой зависимостью от синтетических продуктов и сильным подозрением в отношении химической модернизации. Его колебания отражали динамику, которая определяла его непостоянное лидерство.

Все изображения из коллекции Эме Браун Прайс и Монро Прайс, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

Фото Грегори Тобиаса

Пропаганда сельскохозяйственной реформы была одной из тем плакатов «Агитплакат». Хрущев стремился улучшить плохие условия и неэффективные методы ведения коллективного хозяйства, когда рабочим не хватало удобрений и современной техники. Химия рассматривалась как быстрый ответ на хроническую общенациональную нехватку продовольствия (особенно молока, мяса, фруктов и овощей) и на административное давление с целью выполнения заранее запланированных и часто нереалистично высоких квот на производство продуктов питания.

Развитие химической промышленности в Советском Союзе действительно привело к тому, что на советский рынок, страдающий от нехватки товаров, поступало все больше разнообразных потребительских товаров. Как дивился в то время советский журналист, «крепчайшие детали машин и тончайшее женское белье, молдинги и теплая «шерсть», водопроводные трубы и игрушки, ванны и удобрения — огромное и неисчислимое количество полезных, нужных и дешевых вещей — это то, что может дать химическая промышленность». И все же, как видно на плакатах, относительная дешевизна синтетических материалов приносила качество в жертву количеству, превращая химию в объект критики и насмешек. Несмотря на свое двойственное положение, химия стояла в центре усилий Хрущева по повышению советского уровня жизни и восстановлению веры людей в коммунистическую идеологию.

Не думайте, что проблема кормов для скота исчезнет с развитием химической промышленности, что с помощью химии можно будет получать готовые продукты прямо из пробирки, в виде, допустим скажем, сосиски.

— Хрущев Н.С.

 

Синтетические белки

Василий Фомичев, Синтетические белки , 1964. Бумага, гуашь.

Весь день он вертит пальцами:
«Скоро будет химия —
Прямо из пробирки наколдует
Каждому из нас вкусный обед.
А на ферме для всех нужд
Химия приготовит корма.
Нет! Сами по себе товары никогда не приходят,
Нашим трудом они завоевываются!

М. Владимов

Художник передает важное, хотя и скептическое советское послание: химия в сельском хозяйстве — не единственный ответ на проблему низкой производительности; скорее, тяжелая работа. В этом контексте химическая промышленность представляет собой сомнительный путь, недостойный трудолюбивого духа социалистического общества. Воображаемые «синтетические белки» (находящиеся в ведре) олицетворяют фантастический гибрид, навязанный фермеру химиком как быструю панацею от всех сельскохозяйственных бед. Плакат неявно обвиняет химиков в эзотерическом волшебстве, возвышенность которого оторвана от реальных проблем и практики.

 

Лирические песни на химические темы

Николай Денисовский, Лирические песни на химические темы , 1958. Бумага, гуашь.

Присоединяйтесь к нам как можно быстрее.
Будь бесстрашным: танцуй всю ночь напролет!
Нет ничего прочнее и фантастичнее
Чем обувь из пластика.

Как только мы попали на представление
Симпатичная девушка узнала:
Ваше платье действительно очень эстетично
Несмотря на то, что оно синтетическое.

Чудесный материал на самом деле—
Следует понимать его особенности:
Он такой же твердый, как сталь
И такой же легкий, как дерево.

Не сыщешь в целом мире
Белье чище белоснежного
Хотя надо признаться по праву
Из угля делают.

В. Гранов и М. Пустынин

Четыре лирические песни одновременно смеются и восхваляют вклад химии в легкую и тяжелую промышленность. С одной стороны, химия допускает разнообразие потребительских товаров, представленное множеством текстильных узоров. Химические продукты также поставляют основные материалы для производства деталей машин. С другой стороны, введение пластики презирается как шаг к более низкому качеству, насмешливо подтверждаемое поэтическим воспеванием абсурдных пластиковых туфель танцовщицы и синтетического платья. Химию, как и весь научный истеблишмент, который она представляет, обвиняют в том, что она обманывает глаза, уклоняясь от реальных решений системных проблем нехватки продуктов и однородности. Ведь виновата не неисправная система управления: вся вина перекладывается на химию.

 

Химики и «химики»

Василий Фомичев, Химики и «химики» , 1959. Бумага, гуашь.

В серьезной химии мы найдем большие преимущества—
Благодаря семилетнему плану она принесет нам большие богатства.
Но есть и «химия» совсем другого рода,
Которая превращает народные блага в ядовитые смеси.

В заботе о советских людях мы должны светить
Светом справедливости всем, кто варит самогон!

Э. Левин

Этот плакат прославляет химию как чудесную силу, если ее правильно использовать. Отражая биполярное мышление времен холодной войны в целом и советской культуры в частности, плакат предлагает как позитив, так и негатив. В верхней части плаката подтянутый и здоровый советский рабочий стоит перед завидным изобилием товаров — плодов химической промышленности, а его гротескно-хмельной антагонист, псевдохимик, варит самогон в анахроничном и нелепо сложном приспособлении. , остается приуроченным к нижней области. Его химические знания были неправильно использованы для производства алкоголя, одного из самых ненавистных бедствий режима. Превознося достижения советской химической промышленности, плакат также сообщает об усилиях Хрущева по искоренению самогоноварения в рамках его кампании по улучшению нравственного поведения деморализованного постсталинского советского общества.

 

Бездельник

Василий Фомичев, Бездельник , без даты, бумага, гуашь.

Отстающий лег на ступеньки—
На этой высоте он в полном порядке.
Зачем заморачиваться с дальнейшим восхождением?
Когда этот уровень был достигнут вчера?

Тот, кто не ищет совершенствования,
На нашем пути лишь преграду представляет.

(неизвестный автор)

То же, что и Химики и «Химики», этот плакат предлагает успех и неудачу. Лестничная клетка служит как сценой для повествования, так и подъемом, аллегорически изображающим сельскохозяйственные и экономические достижения «запланированных» двухлетних приращений, отмеченных на перилах. Лежачий, праздный и вроде бы нетрезвый советский рабочий распластывается на нижних ступенях, визуально (и идеологически) противореча восходящей ориентации советской лестницы, по которой наверх тянется группа трудолюбивых, порядочных колхозников. Бездельнику, однако, позволено искупить свое поведение: один из фермеров протягивает руку, призывая его вскочить и присоединиться к их рядам. Этот жест метафорически сигнализирует об усилиях Хрущева реанимировать советскую экономику, создавая стимулы для фермеров, а не осуждая их, чьи заработки при Сталине были ужасны. Выдающееся положение снопа кукурузы наверху лестницы прославляет одну из благонамеренных, но необдуманных аграрных кампаний Хрущева — крупномасштабный взрыв кукурузы, выращиваемой в стране, где не хватало дешевых удобрений, высокоурожайных гибридных сортов, адекватная механизация и подходящие климатические условия.

 

Вне связи (Ни страны, ни города)

Василий Фомичев,  Вне связи , 1960 г. Бумага, гуашь.

Отделение разведения голубок
Отделение козлодоения
Отдел гибридизации птицекроликов
Отдел акклиматизации коров к лестничным клеткам

Мы слышали о Центре научных исследований
(Это не единственное, что из жизни так далеко убрали)
Там они потеряли время впустую в течение неисчислимых столетий.
Проводя эксперименты, подобные вышеперечисленным.

Мы не можем поверить, что результаты будут благотворными
Из экспериментов в такого рода лаборатории.

(неизвестный автор)

Вне связи отражает смехотворное и расточительное состояние советского сельского хозяйства в то время, когда «научные» исследования, проводимые в финансируемых государством научно-исследовательских институтах, были полностью оторваны от реальных потребностей людей. и промышленность. Плакат высмеивает генетическую науку и ее непрактичные политико-экономические цели. Это также намекает на теории ведущего сталинского агробиолога Трофима Лысенко, который отстаивал использование гибридизации и придерживался ламаркизма — теории наследуемости приобретенных признаков — а не дарвиновской теории эволюции путем естественного отбора. Четыре графических виньетки соответствуют четырем различным исследовательским секторам, каждый из которых возглавляет ученый, который, кажется, совершенно оторван от реальности и экспериментирует с такими абсурдными предприятиями, как гибридизация кроликов-птиц и доение козлят.

 

«Некоторые архитекторы спроектировали коровники такой роскоши, что не хватает только зеркала перед каждой коровой. Это иррационально».

— Хрущев Н.С.

 

Василий Фомичев, Коровник , 1961. Бумага, гуашь.

Коровник

«По типовому проекту Architect Excessive»

Карельская береза ​​для стойл и столбов
Кормушки в стиле рококо. . .
Сестра, молоко у нас будет стоить
Совсем немного для колхоза*.

*Колхоз.

Б. Ковынев

Коровник комично подходит к проблемам неэффективности и неразумных расходов в сельском хозяйстве, придавая человеческий голос двум главным героям коровам. Художник с юмором буквализировал цитату Хрущева (размещенную на видном месте над изображением) о нерациональном распределении финансирования, нарисовав роскошный коровник в стиле квази-барокко. Вовлеченные в оживленную беседу, уютно устроившись каждая в роскошном стойле из дорогой карельской березы, коровы оплакивают плачевное состояние советского хозяйства, выражая тем самым озабоченность самих фермеров. Несмотря на великолепную архитектуру коровника, на его конструкции видны тонкие признаки распада, очевидные в отслоившейся от основания колонны краске или штукатурке и обнажающих кирпичи под ним. Этот роспуск может быть намеком на усилия по десталинизации, поощряемые при Хрущеве призывом к более откровенному, функциональному и прозрачному подходу как к промышленному, так и к сельскохозяйственному управлению.

Понедельник истории музыки: Чудо холодной войны | Роберт Гринберг

Четыре года назад в своем доме в Форт-Уэрте, штат Техас, скончался пианист, икона культуры и «музыкальный посланник времен холодной войны» Ван Клиберн.

Ему было 78 лет. Знаменитость Ван Клиберна была сформирована не только его талантом, но и историческими событиями, которые были и остаются потрясающими.

Иосиф Сталин – «Вождь и Учитель; друг детей; Великий Кормчий; Великий Отец Нации; Великий инженер путей сообщения» – родился в 1878 году. Первоначально он пришел к власти в 1924; к 1927 году он подавил всю оппозицию и стал всемогущим советским диктатором, которым он оставался до своей смерти в 1953 году. смерть около 50 миллионов человек — не считая военного времени — в период с 1924 по 1953 год. Однако Сталин не мог сделать это в одиночку, и он окружил себя кадрами безжалостных головорезов и приспешников, замаскированных под «государственных чиновников».

Ван Клиберн с Никитой Хрущевым в Москве в 1958 году.

Среди этих прихвостней был Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971). Хрущев был невысоким (5 футов 3 дюйма), круглым оперативником крестьянского происхождения, который делал то, что ему велели, в том числе надевал кожаный фартук и резиновые перчатки советского палача. Но в нем была искра величия; искра, которая заставила его искать возмещение за пороки сталинизма, когда он пришел к власти в 1953 году.60-х годов, переправленной на Запад и опубликованной после смерти Хрущева:

«Всех несогласных с ним Сталин называл «врагами народа». В результате гибли честные люди. В те дни все жили в страхе. Все ожидали, что вот-вот раздастся стук в дверь посреди ночи и этот стук в дверь окажется роковым. Уничтожались неугодные Сталину люди, честные партийцы, безупречные люди, верные и трудолюбивые труженики нашего дела, прошедшие школу революционной борьбы под руководством Ленина. Это был полный и полный произвол. А теперь: все это простить и забыть? Никогда!»

25 февраля 1956 года Никита Хрущев произнес свою знаменитую «секретную речь» (которая была совсем не секретной), во время которой он осудил Сталина на ХХ съезде Коммунистической партии. За четыре часа выступления Хрущева он разрушил репутацию Сталина и изобразил его «диким, полусумасшедшим и помешанным на власти».

Да, Россия была еще тоталитарным полицейским государством, Большой Красной Машиной; угроза глобального ядерного уничтожения все еще висела над всеми нами, как самая черная из туч; но по крайней мере сталинский террор закончился.

Так началась «Оттепель». Оттепель охватила период от доноса Сталина в 1956 году до свержения Хрущева в 1964 году. Во время оттепели внутренние репрессии и цензура были значительно сокращены, и из ГУЛАГа было освобождено более миллиона неполитических и политических заключенных. Однако нигде влияние оттепели не ощущалось так сильно, как в искусстве. Это не значит, что во время хрущевской оттепели внезапно исчезли цензоры, идеологи, комитеты художников и бюрократы и восторжествовала свобода слова. О, нет; Западные художники сочли бы ограничения, существовавшие во время оттепели, абсурдно навязчивыми. Как всегда, мы должны измерять хрущевские реформы не западными стандартами, а скорее духовными художественными ограничениями сталинского времени.

Именно в 1958 году – во время оттепели – Советы учредили Международный конкурс имени Чайковского. (В тот первый год соревновались только пианисты и скрипачи; в последующие годы к ним добавились виолончель и голос.) Мероприятие было задумано, чтобы продемонстрировать предполагаемое превосходство советской культуры в те холодные дни холодной войны, так же как и запуск Спутника в октябре 1957 года пропагандировалась как «победа» советской техники.

Ван Клиберн (6 футов 4 дюйма) с вашим покорным слугой в Форт-Уэрте, штат Техас, в 1996.

Среди участников в том году был высокий, стройный, густоволосый, мальчишеский, не совсем 24-летний пианист, получивший образование в Джульярде, по имени Харви Лаван Клиберн-младший. По прозвищу «Ван», он был родился в Шривпорте, штат Луизиана, вырос в Килгоре, штат Техас, и выглядел «невинным» американцем до последнего дюйма. Но он не играл на фортепиано, как невинный, и его исполнение во время финалов — Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского и Концерта для фортепиано с оркестром № 3 Рахманинова — так ослепило московскую публику, что они устроили ему восьмиминутную овацию, напевая «Первый приз! Первый приз!» Когда пришло время объявить победителя, судьи были в восторге. Им нужно было прикрыть свои ягодицы, поэтому, прежде чем было объявлено, что они присудили первую премию американцу из Техаса, они проверили у советского премьера Никиты Хрущева, все ли в порядке. Знаменитый ответ Хрущева: «Он лучший? Тогда дайте ему приз!

Спустя 22 года после того, как Джесси Оуэнс вошел в логово льва на Олимпийских играх в Берлине и выиграл четыре золотые медали, Ван Клиберн также одержал победу на вражеской территории. Но, в отличие от 1936 года, Ван Клиберн был провозглашен героем-завоевателем и американцами, и Советами, и его победа во многом смягчила сердца и открыла умы между Востоком и Западом.

Он вернулся в Соединенные Штаты, чтобы принять участие в параде телеграфных лент в Нью-Йорке — первом и единственном подобном параде, который когда-либо устраивался для концертирующего музыканта, — и его фотография появилась на обложке журнала Time. Американская икона и настоящий посол культуры, он продолжал давать концерты в Советском Союзе, а затем и в России в двадцать первом веке, всегда с большим успехом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *