Отношение вассалитета: Вассальные отношения это — ответ на Uchi.ru

И. Я. ФРОЯНОВ О СЮЗЕРЕНИТЕТЕ-ВАССАЛИТЕТЕ НА РУСИ

  • Людмила Владимировна Мининкова
    • ФГБОУ ВО «Южный федеральный университет»

DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9534-2022-32-1-17-22

Ключевые слова: И. Я. Фроянов, феодализм на Руси, сюзеренитет-вассалитет на Руси

Аннотация

В трудах выдающегося советского и российского историка И. Я. Фроянова была обоснована новая концепция истории раннесредневековой Руси как страны, в которой еще не сформировался феодальный строй, который имел место в соответствующий период в ряде стран Западной Европы. Тем не менее И. Я. Фроянов не отрицал складывания на Руси отношений сюзеренитета-вассалитета, типичных для западного феодализма. Он выделил особенности русского сюзеренитета-вассалитета и показал, что подобные отношения могут формироваться в обществе на дофеодальной стадии своего развития.

Тем самым И. Я. Фроянов сочетал традицию отечественной историографии с принципиально новым подходом к осмыслению этого явления.

Литература

1. Болтин И. Н. Примечания на историю древния и нынешняя России г.Леклерка, сочиненная генерал-майором Иваном Болтиным: в 2 т. 1788. Т. 2. 588 с.
2. Греков Б. Д. Киевская Русь. М.: Учпедгиз, 1949. 510 с.
3. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). Курс лекций. М.: Аспект пресс, 2001. 390 с.
4. Екатерина II. Антидот // Каррер д’Анкосс Э. Императрица и аббат. Неизданная литературная дуэль Екатерины II и аббата Шаппа д’Отероша. М.: Олма-Пресс, 2005. С. 55-224.
5. Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М.: Наука, 1972. 339 с.
6. Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В., Шушарин В. П., Щапов Я. Н. Древнерусское государство и его международное значение. М.: Наука, 1965. 476 с.

7. Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в Древней Руси // Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. М., 1988. С. 5-149.
8. Пригожин А. Г. О некоторых своеобразиях русского феодализма // Известия ГАИМК. М.; Л., 1934. Вып. 72. С. 3-23.
9. Пузанов В. В. От праславян к Руси: становление Древнерусского государства (факторы и образы политогенеза). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2017. 752 с.
10. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. М.: Территория, 2002. 255 с.
11. Свердлов М. Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л.: Наука, 1983. 239 с.
12. Толочко А. П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев: Наукова думка, 1992. 224 с.
13. Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 256 [3] с.
14. Черепнин Л. В. Основные этапы развития феодальной собственности на Руси (до XVII века) // Вопросы истории. 1953. № 4. С. 38-63.
15. Шлецер А. Л. Нестор: Русские летописи на Древнерусском языке / пер. Д.Языкова. СПб., 1809. 708 с.
16. Юшков С. В. Феодальные отношения в Киевской Руси // Ученые записки Саратов.гос. ун-та. Саратов, 1925. Т. 3, вып.4. 108 с.

Поступила в редакцию 2021-06-29
Опубликована 2022-02-11

Раздел

Памятные даты исторической науки

Страницы

17-22

А.Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. О праве, обычаях и прогрессе, который есть возвращение к прошлому

В средние века не проводилось последовательно различия между публичным и частным. Государственные имущества и собственные, патримониальные владения государя не были разделены, король был сувереном над всеми подданными, и вместе с тем они могли вступать в частную зависимость от него, становиться под его покровительство. Короли и князья смотрели на свои государства как на личное наследство, полученное от предков; порядок наследования земельных владений, аллодов, установленный еще «Салической правдой», впоследствии превратился в право престолонаследия во Франции: ссылаясь на разрешение «Салической правды» передавать отцовский надел только сыновьям, исключили из порядка престолонаследия женских потомков французских королей. Власть средневекового государя была реальной в тех пределах, в каких распространялись его права сеньора. Отношения вассалитета и частной зависимости переплетались с отношениями подданства. «Великая хартия вольностей» — важнейший государственный документ в истории Англии, но ее основное содержание состоит в урегулировании отношений между королем — верховным сеньором и его прямыми вассалами — баронами.

В то же время частные сеньоры отправляли публичные функции от своего имени, ибо собственность и власть были нерасторжимы: крупная собственность представляла собой также и власть (землевладелец господствовал над землей и населявшими ее вассалами, подданными), а власть давала права собственности (обладание политическими, судебными и военными полномочиями влекло за собой превращение сферы, на которую они распространялись, в объект владения лица, обладавшего этой властью).

Не видели различия между идеальным и позитивным правом, т. е. между правом, как оно мыслилось во всей своей полноте, правом — справедливостью, и действующим правом, выражавшимся в практике или записанным в виде уложений, сводов и т. п. Поэтому руководствоваться в жизни можно и нужно было не только статьями конкретных законов и предписаний, но и нормами, нигде не зафиксированными и тем не менее соответствовавшими понятию справедливости и правопорядка. Писаное средневековое право отличалось крайней фрагментарностью и неполнотой, оно не систематизировано, многие стороны жизни не нормированы законодательно. Важнейшие формы отношений в феодальном обществе регулировались местным обычаем, который либо вообще никогда не был записан, либо подвергся частичной фиксации на очень поздней стадии. Сравнение правовой деятельности западноевропейских государей периода зрелого феодализма с каролингским законодательством обнаруживает ее чрезвычайную бедность. Если трудно найти область жизненных отношений, в которой не проявилась бы законодательная инициатива Каролингов, претендовавших на роль преемников римских императоров и продолжателей античных правовых традиций, то средневековая ленная система почти полностью оставалась не регламентированной писаным правом. Ни выборы или наследование власти князей, ни порядок перехода ленов по наследству, ни размеры и характер вассальной службы, ни разграничение юрис-дикционных прав государя и подданных, ни отношения между государством и церковью, ни многие другие столь же актуальные вопросы феодальной системы не были однозначно определены законом. Все эти вопросы решались всякий раз в конкретной ситуации, в которой возникала потребность как-то урегулировать спор или разрешить неясность. Не закон, недвусмысленно определявший права и обязанности заинтересованных сторон и создававший на будущее обязательную норму, но обычай, изменчивый в зависимости от места, времени, лиц и бесчисленных жизненных обстоятельств, определял все наиболее существенные стороны феодально-правовой действительности.

Для «права сильного» в этих условиях открывалось широкое поприще. То, что не могло быть удовлетворительно решено в суде и на основе закона, решалось мечом и междоусобицей. Могущественные сеньоры не были склонны считаться с правом, прибегая к силе там, где не рассчитывали на благоприятное судебное решение, либо сами творили собственный суд. Поединок, война, кровная месть были постоянными коррелятами феодального права. Но ходячее мнение о том, что средние века были эпохой господства «кулачного права», где все вершили не закон и обычай, а сила и произвол, односторонне, — это мнение возникло в период становления буржуазного права и сопровождавшей его критики права средневекового, которое уже не отвечало общественным потребностям.

Насилия в средневековом обществе было предостаточно, но не на нем это общество строилось, и самое внеэкономическое принуждение, играющее столь большую роль в системе производственных отношений феодализма, не сводилось к насилию. К силе прибегают господствующие классы в любом обществе, когда перед ними возникает необходимость привести к повиновению массы народа, равно как и угнетенные отвечают им насильственными действиями, не имея возможности долее переносить эксплуатацию. Естественно, что господствующий класс в феодальном обществе — вооруженное и воинственное рыцарство — мог прибегать к силе особенно легко. Однако столь же очевидно и то, что во всяком обществе существует потребность в праве, в юридическом оформлении реальных порядков, и в средние века эта потребность была нисколько не меньшей, чем в другие эпохи.

Именно при феодализме с характерным для него господством традиции фактическое общественное отношение имело тенденцию приобрести силу незыблемого закона и ореол старины. Мы уже видели выше, что важнейшим признаком средневекового права считалась древность его установлений, так что даже нововведения осмыслялись как восстановление древних порядков. Обновление понималось как реставрация, прогресс — как возвращение к прошлому, ибо только от века существующее могло иметь моральную силу и непререкаемый авторитет. Так было не только в области права, но буквально во всех сферах общественной жизни: в производственных распорядках и в богослужении, в философии и в семейных обычаях. Развитие и изменение неизбежно осмыслялись в таких понятиях, как reformatio, regeneratio, restauratio, revocatio. Идеальное состояние видели в прошлом — и стремились его возродить или к нему возвратиться. Нестандартизированное поведение, тяга к новшествам, к реформам несвойственны этому обществу. Доблестью было неукоснительно следовать установившимся образцам, повторять общепринятый регламент ни в чем от него не отступая. При этом человек должен был быть поставлен в совершенно определенные рамки твердо знать, как надлежит поступать в каждом данном случае. В условиях ритуализации всех сторон социального поведения обычай, право приобретали колоссальную роль. В огромной мере они формировали действительные отношения, давая, в готовом виде не только общую схему, но и детализированный сценарий поведения.

Как система работала до появления современного государства

Итан Холландер, Wabash College

Чтобы понять, насколько важными являются государства и насколько важным событием они были в мировой истории, имеет смысл взглянуть на то, как все работало до появления современного государство возникло в позднем Средневековье — и как феодализм работал как норма.

Феодализм был политической системой, возникшей после упадка Римской империи примерно в 5 веке н.э. и просуществовавшей примерно до 1600-х годов. Феодализм заставил королей назначать вассалов на свою службу, и, следовательно, средневековые рыцари присягали на верность вышестоящим лордам. (Изображение: Dm_Cherry/Shutterstock)

Как это началось

С закатом Римской империи люди по всей Европе внезапно столкнулись с давлением, которого они не испытывали очень долгое время. В то время как Римская империя могла бы защитить их от варваров или мародерствующих племен, теперь они были уязвимы. Феодализм возник в этом контексте как защитная система, при которой крестьяне и люди, которые не могли защитить себя, становились на службу к местному лорду — тому, кто мог их защитить, по крайней мере, в обмен на обещание крестьян работать на помещичьей земле. .

Эти отношения назывались вассалитетом. Крестьяне были вассалами лорда, и они предоставляли лорду определенные товары и услуги в обмен на обещание лорда защищать их. И это было в интересах лорда, потому что вассалы в конечном итоге обеспечили лорда большей частью его богатства.

Иерархия в феодализме

Несмотря на то, что рыцари в сияющих доспехах были хозяевами своего небольшого поместья, они сами были обязаны служить своим высшим собратьям согласно феодальной системе. (Изображение: Хенрик1978/Shutterstock)

Группа местных лордов может признать, что совместная работа дает преимущества, и поэтому они могут стать вассалами особенно могущественного лорда и дать ему, скажем, определенное количество дней военной службы в год, в обмен на защиту их повелителем.

Именно благодаря этой иерархической системе организации мы получаем множество общих дворянских титулов, с которыми мы знакомы. Местный лорд мог получить титул барона. Группа баронов могла стать вассалами графа или графа, правившего графством. Графы могли поставить себя на службу маркизу или герцогу, который, в свою очередь, мог быть вассалом короля.

Итак, феодализм представлял собой иерархическую оборонительную сеть, в которой крупные лорды, подобно королю, организовывали защиту королевства, заставляя своих вассалов служить — обычно военной службе. Вассалы, в свою очередь, привлекали на службу своих собственных вассалов, и так далее, и так далее, вплоть до местного рыцаря в сияющих доспехах, который мог бы быть хозяином своего небольшого поместья, но присягнувшим на верность майору господа над ним.

Эта статья взята непосредственно из содержания серии видео Демократия и ее альтернативы . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.

Децентрализованная власть

Власть в феодальные времена также была очень децентрализованной. Если местный лорд или группа лордов сопротивлялись королю, король мало что мог сделать. Лорд мог забаррикадироваться в крепости или своем замке, а осадить замок было дорого и долго, особенно в те времена, когда самым мощным наступательным оружием была катапульта.

Был вполне реальный риск того, что у короля закончатся деньги до того, как он прорвет такую ​​осаду, и это дало лордам значительную силу, чтобы противостоять ему. В то время у короля не было постоянной армии. Его вассалы были его армией. И легко представить ситуации, когда сеньоры имеют больше общего друг с другом, чем с королем.

Размытые линии власти

В феодальные времена линии власти были нечеткими. Жизнь и общество в то время были локальными. Путешествия были редкостью, и большинство людей прожили всю свою жизнь всего в нескольких милях от того места, где они родились. Это означало, что местные лорды обычно имели гораздо более тесные рабочие отношения со своими непосредственными правителями, чем с королем.

Часто было неясно, кому вы в первую очередь подчиняетесь: далекому королю, который, вероятно, мало что сможет сделать, если вы все равно его ослушаетесь, или вашему непосредственному начальнику, которого вы знали, с кем работали, с кем защищал вас в гораздо более непосредственном смысле, чем король, и у которого могли быть даже свои личные причины для объединения с вами сил и сопротивления королю.

В общем, у феодальных владений не было четких границ: они были децентрализованы, а линии власти были нечеткими. В этих условиях ни одному субъекту было практически невозможно сохранить монополию на применение силы.

Проблемы с феодализмом

Эти характерные проблемы усугублялись религиозными войнами, бушевавшими в Европе в 15 и 16 веках: например, когда у протестантского короля был католический вассал, не всегда было ясно, должен ли вассал его первичная верность королю или папе. Это добавило религиозное измерение к тому, что уже представляло собой разрозненное лоскутное одеяло из соперничающих феодальных владений и перекрывающихся линий власти.

А в 1618 году, казалось бы, незначительное происшествие в Праге спровоцировало масштабную войну, в которой участвовали игроки со всей Европы на протяжении большей части 30 лет. Это была Тридцатилетняя война, закончившаяся в 1648 году подписанием Вестфальского мирного договора.

И действительное значение этого договора в том, что он положил начало современной эре и рождению современного государства, положившего конец феодализму.

Общие вопросы о феодализме

В: Что такое феодализм?

Феодализм — политическая система, возникшая после заката Римской империи примерно в 5 веке н.э. Это была оборонительная система, при которой крестьяне и люди, которые не могли себя защитить, становились на службу к местному лорду — тому, кто мог их защитить и кто защитил бы их, по крайней мере, в обмен на обещание крестьян работать на земле. господская земля.

В: Что означает вассалитет?

В феодальном , крестьяне были вассалами лорда, и они предоставляли лорду определенные товары и услуги в обмен на обещание лорда защищать их.

В: Какова была система иерархии в феодализме?

Феодализм представлял собой иерархическую оборонительную сеть, в которой крупные лорды, подобно королю, организовывали защиту королевства, заставляя своих вассалов служить — обычно военной службе. Вассалы, в свою очередь, нанимали на службу своих собственных вассалов, и так далее, вплоть до местного рыцаря в сияющих доспехах, который, возможно, был хозяином своего небольшого поместья, но также присягнул на верность вышестоящим крупным сеньорам. .

Продолжайте читать


Диктатура: альтернатива демократии?
Система демократии все еще работает
Что такое политика и как она работает?

Баррига: Песнь о Роланде Эссе

Отношения между лордом и его вассалами были важны для общего успеха феодализма в Западной Европе на протяжении нескольких столетий. Человек, который оказался вассалом, оказал лорду или королю бесконечную лояльность, будь то через поддержку ополчения или общую защиту. В обмен на обязанности вассала перед сеньором они получали вотчину, также известную как земля, отданная вассалам сеньором в результате этого соглашения. Для вассалов того времени владение землей было одним из самых престижных подвигов феодализма. Земля олицетворяла силу и чувство безопасности для вассалов и их семей.

Обладая землей, вассал имел рычаги давления на остальных людей в феодальной системе. Вассал мог продать землю другим лицам для получения прибыли или оставить ее для передачи из поколения в поколение. Взаимоотношения лорда и вассала не только приносили пользу высшему классу феодальной системы, но в некотором смысле также помогали сблизить классы, что, в свою очередь, помогало людям процветать в Западной Европе, поскольку король мог приносить пользу вассалам, что привело к вассалы заключают сделки с рыцарями вплоть до крепостных. В нескольких отчетах обсуждается важность отношений сеньора и вассала, но одним из самых влиятельных произведений литературы того времени, прекрасно иллюстрирующим эти отношения, является 9.0087 Песня о Роланде
.

В этой старой французской поэме, которая, как говорят, была написана примерно в 1100 году, читатели становятся свидетелями огромного количества случаев, когда Роланд и Оливер рисковали своими жизнями как вассалы, чтобы служить великому королю Карлу Великому. На протяжении всей поэмы король Карл Великий и франки сражались лицом к лицу с королем Марсиле и сарацинами Сарагосы. В этой кровавой кинематографической битве, известной как Битва при Ронсево, есть поворотный момент, который приводит к следующему вопросу: что значит быть «хорошим» вассалом? После того, как Ганелон заманил их в ловушку, Роланд, Оливер и остальная часть франкского флота попадают в ужасные проблемы, поскольку армия сарацинов превосходит их численностью. По мере развития стихотворения зрители начинают понимать, что Оливер и Роланд, замечательные вассалы, противоречат друг другу. Роланд храбр и столкнется со всем, что встанет на его пути, варварским и упорным усилием. Другими словами, он подумал бы, что было бы трусостью отказываться от боя, несмотря ни на что, потому что в глазах Роланда он не будет служить королю Карлу Великому в полной мере. По словам Роланда, «для своего господина вассал должен терпеть большие трудности И терпеть и сильный зной, и сильный холод; Он также должен расстаться с плотью и кровью».

(64.88) С другой стороны, Оливер мудрее и взвешивает свои варианты, прежде чем двигаться дальше, в отличие от бесстрашного Роланда. Это столкновение взглядов Роланда и Оливера, в свою очередь, приводит к смерти Роланда, потому что Оливер говорит Роланду взорвать олифант, чтобы Карл Великий знал, что франки в опасности, и, в свою очередь, мог бы спасти их от потери стольких людей. Смерть Роланда чрезвычайно важна для отношений лорда и вассала, потому что, когда Роланд умирает, он лежит на олифанте и своем мече и ждет, чтобы его душа была вознесена на небеса Божьим ангелом Черубином, Святым Габериалом и Святым Михаилом. В
Песня о Роланде
, идеи вассала по отношению к христианству идут рука об руку. Роланд и Оливер оба напоминают идеальных вылитых вассалов, потому что они служили не только Карлу Великому, но и христианству, потому что их долг — сражаться за франков и христианство, и несмотря на то, что у них разные мнения о том, как лучше всего служить королю. их верность по-прежнему оставалась с Карлом Великим.

«Песнь о Роланде» — не единственный текст, в котором излагается идея взаимоотношений сеньора и вассала. В Партике Дж. Гири,

Чтения по средневековой истории, том I: Раннее средневековье (пятое издание) , есть интересный отрывок о Liber Manualis , который был справочником Дуоды для ее сына во время правления Карла Великого. После того, как муж Дуоды Бернард, близкий сторонник Карла Великого, предложил их сыну Вильгельму служить королю Карлу Великому, материнские инстинкты Дуоды проснулись, когда она изо всех сил старалась дать сыну совет, находясь под властью Карла Великого. Liber Manualis , другими словами, может служить книгой Дуоды о том, как быть мужчиной для ее 15-летнего сына. В этом тексте Дуода пишет, чтобы сосредоточиться на уважении Виллама к своему отцу, его верности королю Карлу Великому и другим дворянам. В первом разделе Liber Manualis Дхуода концентрируется на том, что «почтение, которое вы должны оказывать своему отцу на протяжении всей своей жизни».
Это важный момент для Дуоды, потому что она считает, что верность и любовь к отцу обезопасят вас. «Теперь я должна сделать все, что в моих силах, чтобы указать вам, как вы должны бояться, любить и быть верным своему господину и отцу, Бернар…» (1.268) Она даже рассказывает о случае, когда сыновья Элии, никогда не слушавшиеся своего отца, привели к их смерти. Она предупреждает Вильяма, что неповиновение кому-либо чревато последствиями и что, если он хочет выжить при дворе Карла Великого, ему нужно всегда любить и уважать своего отца. Еще один важный совет, о котором Дуода пишет в Liber Manualis хранит верность самому королю. «Будь непоколебим и полностью верен ему [Чарльзу] во всем». (4.270) Это сообщение в тексте прекрасно сочетается с отношениями лорда и вассала, которые мы наблюдаем в Песне о Роланде . Верность королю, безусловно, самая важная черта вассала, поэтому, что касается
Liber Manualis
, мы можем рассматривать его как текст о том, как быть вассалом.

В заключение отметим, что Liber Manualis представляет собой реальную версию Песня о Роланде и идея отношения лорда и вассала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *