Бог и деньги: как относились к богатству протестанты и староверы
В чем сходство и различия русского старообрядческого предпринимательства и западного протестантского.
Тезису, что современный капитализм во многом порождение религиозных традиций протестантизма, много лет. Об этом еще в 1905 году писал в книге «Протестантская этика и дух капитализма» немецкий социолог Макс Вебер. Сегодня некоторые исследователи утверждают, что протестантизм не только повлиял на капитализм, но и привел к экономическому расцвету всего западного общества.
Закончили чтение тут
Но как же в таком случае быть с российской историей, ее дореволюционным периодом? Обращаясь к нему, мы можем увидеть немало примеров успешного предпринимательства, построенного на совсем иной религиозной идеологии — старообрядчестве.
Богатство как призвание
Возникшее в Европе начала XVI века движение за реформы и обновление церкви стало ответом на злоупотребления в католицизме. Реформаторы, получившие наименование протестантов, тем не менее в первые десятилетия проповедовали традиционные христианские взгляды на богатство, присущие католической церкви, которая формально осуждала стяжательство. Однозначным поначалу было и отношение к предпринимательству. По словам первого идеолога реформации Мартина Лютера, если кто-либо «хочет быть богатым, то пусть берет в руки плуг и добывает от земли».
«Я не замечаю того, — писал Лютер, — чтобы купцы приносили в страну множество хороших обычаев. И Бог по этой причине в старину повелел народу Израиля жить вдали от моря и не увлекаться торговлей».![]()
Но со временем взгляды изменились — благодаря учению о предопределении и концепции призвания. Эти взгляды были присущи второму поколению реформаторов, наиболее известным из которых был Жан Кальвин, признававший все профессии равными в призвании, к которому человек «поставлен Богом» и через которое им «действует» Святой Дух. Кальвин фактически не отвергал и торговлю, подчеркивая, что «нет дела нечистого и презренного, которое не засияло бы перед Богом и не стало бы драгоценным, если, выполняя его, мы служим нашему призванию».
Это учение стало получать распространение во второй половине XVI века. Вышедшие из кальвинизма идеологи (пуритан, квакеров, баптистов и пр.) подчеркивали, что прибыль как результат успешного предпринимательства является следствием благочестия и добродетели. Получение предпринимательской прибыли было не только оправдано, но и предписано — как проявление Божьего благословения.
Кроме того, на основе тезиса о божественном происхождении всех земных благ, в кальвинизме уточнялась концепция собственности. Кальвин, ссылаясь на апостолов Луку и Павла, утверждал, что «все наши дары суть имущество Бога», а мы — «распорядители всего, что Господь дал нам». Эта мысль позже развивалась духовными руководителями пуританизма: «…Человек — лишь управляющий благами, доверенными ему милостью Божией, он подобно рабу в библейской притче, обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфенниге». В отличие от дореформенном христианства, Кальвин из тезиса о Божьей собственности фактически вывел принцип священной частной собственности. «Бог велел нам прилагать все свои усилия к сохранению достояния каждого человека, — писал Кальвин. — Мы должны усвоить, что имущество человека достается ему не случайно, но по воле Того, кто является полновластным хозяином и Господином всего, и поэтому никто не вправе красть у кого бы то ни было его богатство, дабы не нарушить установленное Богом распределение».
При этом в новой концепции сохранялись социальные аспекты. Обязательным условием подтверждения избранности и благодатного происхождения богатства считалось правильное использование результатов профессиональной деятельности. Осуждая стяжательство католической церкви, Кальвин подчеркивал, что «постановления и каноны часто говорят о том, что все, чем владеет Церковь — будь то земля или деньги, — есть достояние бедных». В неменьшей степени это относится и к богатствам, получаемым избранными. Они должны были проявлять свою подверженность Благодати любовью к ближнему, а значит и к Богу. Поначалу в протестантизме допускалось осуществлять любовь к ближнему посредством милостыни, на что прямо указывал Кальвин. Но позже, в ходе дальнейшей рационализации вероучения, милостыня была строго запрещена. Уже в XVII веке лозунгом стали слова «Подаяние — не милосердие» (как назвал одну из своих работ выпускник пуританской духовной академии Даниэль Дефо, более известный нам как автор книги «Робинзон Крузо»).
Таким образом, в протестантизме произошло переосмысление положений раннего христианства о частной собственности и богатстве. Богатство для протестантов стало следствием сакрализованной профессиональной деятельности. Важнейшим результатом стало и то, что, по словам Макса Вебера, вера протестантов освобождала «приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и в угодное Богу <…> занятие».
Богатство как труд
А что же в России? Первое время после церковного раскола XVII века в старообрядчестве были распространены традиционные взгляды на нестяжание и богатство.
Окончательно оправдание богатства вербализовалось на рубеже XIX-XX веков в работах и проповедях выдающихся начетчиков. Один из самых влиятельных старообрядческих архиереев епископ Арсений Уральский указывал, что спасение души зависит от благочестия, исполняемого каждым «противу его состояния».
Владыка Арсений, полностью оправдывая обладание собственностью, отмечал: подвиг «богатого» — «миловать нищих», а вот нищие должны помнить, что собственность на небо не унесешь, исполнение Христовых заповедей ими заключается в том, «чтобы с благодарением переносить судьбу свою».
В итоге, по свидетельству самих старообрядческих предпринимателей, купцу из староверов «и в голову не приходило считать себя за свое богатство в чем-то виноватым перед людьми», лишь перед Богом, но не за некую греховность обладания, а за то, «что из посланных средств недостаточно уделяется бедным» и обществу. Традиционный тезис о возвращении Богом данного богатства ближнему не просто сохранялся в старообрядчестве. В староверии сложился культ милостыни.
Тезис об оправдании богатства милосердием ярко проявился в старообрядческих сборниках, где содержится множество упоминаний о том, что для душевного спасения «расточи имение нищим».
Ни один сборник поучений не обходился без текстов, убеждавших в необходимости подачи милостыни. Без этого хозяйственная деятельность не имеет смысла, она, как утверждал один из сборников, «лютое стяжание и пагубное богоненавистное немилосердие». Милостыней, в ряде случаев, богатство не просто оправдывалось, но и даже мотивировалась его необходимость для служения другим людям, особенно неимущим. Староверы считали, что щедрость в милостыне соответствует тезису о Божественном подобии тварного человека — «добродетель сия подражает Бога». Неважно, по какой причине человек подает милостыню: один «творит милостыню яко да спасется корабль его, и Бог спасает корабль его, другой творит за чад своих, и Бог спасает чад своих, другой творит за еже прославитися, и Бог прославляет его и не отметает Бог никого».
Другим условием спасительности имения и важнейшим условием оправдания стяжательства являлся трудовой характер нажитого.
Даже милостыня должна была подаваться от богатства, заработанного праведным трудом.
Для староверов в большей степени, чем в синодальной церкви, собственность «была, в первую очередь, правом труда, а не капитала». Как и в крестьянской среде вообще, у староверов было распространено представление о том, что праведная собственность не может сложиться без приложения личного труда собственника. Исследователи в старообрядческой духовной и хозяйственной культуре уже конца XVII- XVIII веков обнаруживают дальнейшее сплетение «трудовых и собственнических начал». «Никто не может стяжать что благо аще со многим трудом», — многократно повторяли старообрядческие нравоучительные сборники.
Такие положения во многом снимали нравственный конфликт при ведении предпринимательской деятельности. Если собственность уже не была губительной в любом случае, то милостыня в различных ее формах представлялась не выкупом, а обязанностью Божьего управляющего.
Требовалось максимизировать «возврат» средств общине и единоверцам, прежде всего сирым и убогим, сохранить предпринимательство именно как материальную базу гонимого и преследуемого старообрядчества. Собирание капитала, стяжание только ради наживы, только для обеспечения своих личных потребностей находились вне системы ценностей староверов.
Таким образом, в старообрядчестве сложилась новая концепция собственности с ориентацией на функцию обеспечения сообщества. Наиболее важным в системе представлений старообрядцев различных согласий о собственности стало, то, что предприниматели-староверы, как и протестанты, были уверены: они не являются полными и безраздельными собственниками. Но российские «Божьи доверенные по управлению собственности», в отличие от протестантов, не получали имение непосредственно от Господа, но зарабатывали его своим праведным трудом, и право на собственность фиксировалось благочестивым распоряжением ею в интересах общества, малоимущих и церкви.
Trojden | Предпосылки и начало Реформации: Ревякин А. В.
Глава III.
Определите роль протестантских вероучений в формировании этики капиталистического общества.
Каково было положение католической церкви в Средние века? В какой стране в XIV в. выдвигались требования реформы католической церкви?
1. Разочарование католицизмом. В конце Средневековья часто звучали сетования на утрату людьми веры в Бога, их равнодушие к религии, уклонение от исполнения церковных обрядов, упадок нравов. Эти сетования отражали неудовлетворённость людей, которые нуждались в вере, но не получали от церкви духовной поддержки.
На словах католическая церковь всегда критически относилась к богатству, но на самом деле она погрязла в роскоши. Папы римские, кардиналы, епископы вели великосветский образ жизни, наподобие королей и аристократов. Огромные суммы денег расходовались на нужды церковного государства: содержание наёмной армии, чиновничества, пышные церковные постройки и папские дворцы.
Немалые средства уходили на обогащение семейных кланов или группировок, окружавших папский трон.
Откуда церковь брала средства? К началу Нового времени она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижимого имущества. Церковь владела землями, особенно в Германии и Италии, домами, мельницами, гостиницами. Всё это имущество она с выгодой для себя использовала, например сдавала в аренду и получала хорошую прибыль. Традиционным источником доходов католической церкви была десятина, уплачиваемая поголовно всем населением. Она получала также плату за исполнение обрядов. Важной статьёй доходов церкви была симония — продажа церковных должностей.
Священники не соблюдали церковных обетов и уставов, например обязательного для католического духовенства обета безбрачия (целибата). Епископы, кардиналы, сам папа римский создавали семьи, минуя обряд венчания. Своих детей, родившихся в неофициальном браке, они пристраивали на тёплые местечки в церкви или в государственном управлении, одаривали богатствами и аристократическими титулами.
Подобная распущенность возмущала верующих. Симптоматичные события произошли во Флоренции, культурной столице Европы эпохи Возрождения, куда в 1489 г. приехал доминиканский монах Джироламо Савонарола. Его проповеди собирали толпы народа. Он обличал грешников, отвернувшихся от церкви и религии, погрязших в мирской суете. По инициативе Савонаролы в самом центре Флоренции устраивались костры из книг, картин, музыкальных инструментов, косметики и предметов роскоши. Всё это называлось «сожжением суеты». Почувствовав укор в проповедях Савонаролы, церковные власти обвинили его в ереси. Проповедник был предан церковному суду, который приговорил его к смертной казни. Свой последний час он встретил на площади Синьории во Флоренции, где незадолго до этого горели костры «сожжения суеты».
На многих гуманистов, приезжавших посмотреть на папский двор, его нравы и обычаи производили отталкивающее впечатление. В гневе покинул Рим, назвав его «испорченным» городом, Леонардо да Винчи. Окончательно убедился в необходимости обновления церкви после посещения папского двора Эразм Роттердамский.
А учёного-монаха Мартина Лютера зрелище Рима вообще подвигнуло на прямой бунт против официальной церкви.
2. Выступление Лютера. В начале XVI в. широкий размах приобрела торговля индульгенциями. Так назывались грамоты об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробном мире. Папы стремились пополнить церковную казну, когда она опустела
Рафаэль. Папа Юлий II. 1511 г. Галерея Уффици, Флоренция
Один из «ренессансных пап», он образовал коллегию писцов, заплативших за своё назначение 70 тыс. дукатов из-за непомерных трат на забавы и удовольствия. Возмущённый этим бесстыдством, Мартин Лютер в октябре 1517 г. выступил с 95 тезисами против индульгенций. В отличие от многих современников, осуждавших торговлю индульгенциями лишь как одно из многочисленных злоупотреблений церкви и папства, Лютер подверг критике основополагающий принцип католицизма — притязание духовенства на особую роль посредника в отношениях между верующими и Богом.
Питер Брейгель Младший (1564—1638). Крестьянская свадьба. Фрагмент
Мартин Лютер (1483—1546). Портрет кисти Лукаса Кранаха Старшего (1472—1553). Фрагмент. 1532 г. Музей Регенсбурга
В обоснование этих притязаний католическая церковь ссылалась на учение о спасении делом. Она утверждала, что только духовенство в силу особой благодати, полученной от Бога, посредством таинств может даровать верующему спасение. Для этого ему следовало тщательно выполнять все религиозные предписания и обряды: поститься, ходить в церковь, причащаться, каяться в грехах и т. д.
Притязаниям католической церкви Лютер противопоставил учение о спасении верой. Он утверждал, что спасти свою душу может только человек, полностью смирившийся с волей Бога. Это учение выражало отрицательное отношение к внешней, показной стороне религии и подчёркивало значение совести верующего, его личного, глубокого и искреннего раскаяния в содеянном грехе.
3.
Требования Лютера. Исходя из учения о спасении верой, Лютер призывал упразднить сословие духовенства. Не должно быть, считал он, никаких посредников между Господом Богом и верующими, поскольку Божественное откровение является им прямо, без посторонней помощи.
Монашество Лютер считал совершенно излишним в религиозном отношении и противным человеческой природе. Монастыри он предлагал закрыть и использовать под школы, приюты, больницы.
Место духовенства в обществе должны занять проповедники (пасторы), отличающиеся от простых верующих главным образом тем, что лучше образованы и осведомлены в вопросах веры, а поэтому способны оказать им духовную и нравственную поддержку. Разумеется, Лютер отвергал целибат. Порвав с католицизмом, он и сам вступил в брак.
Лютер переводит Библию
Лютер сжигает папскую буллу об отлучении от церкви
Многие из требований Лютера сводятся к лозунгу «дешёвой церкви»: отказ от всякого рода поборов, церковной десятины, торговли индульгенциями, от собственности, которая отвлекала церковь от основной задачи — заботы о вере.
Для этого не нужно также ни роскошного убранства храмов, ни дорогих одеяний священников.
Особое значение Лютер придавал праву верующих самостоятельно изучать Библию. Но как они могли это сделать, если Священное Писание изложено на непонятной большинству латыни, официальном языке церкви? Поэтому Лютер выступил за перевод религиозной литературы на современные языки. Он и осуществил первый перевод Библии на немецкий язык.
Благонравное поведение Лютер считал показателем искренности веры, подлинного раскаяния в грехах, истинной любви к Богу. Лютер осуждал праздность и считал труд одной из высших моральных ценностей. «Человек рождён для труда, как птица для полёта», — заявлял он. Причём трудом он называл не только тяжёлую физическую работу, но и другие виды деятельности, доставляющие человеку средства к существованию и приносящие пользу обществу.
Карикатура на противников Мартина Лютера. Около 1520 г.
Крестьяне. Гравюра по рисунку Альбрехта Дюрера
Он отвергал показной аскетизм католической церкви, но оправдывал лишь то богатство, которое получено законным и нравственным путём.
Он утверждал, что богатство — дар Бога, решившего испытать человека на твёрдость его нравственных устоев. Лютер считал, что каждый человек должен подчиняться законам государства, а государство обязано обеспечить порядок, соответствующий нормам христианской морали.
Выступление Лютера положило начало Реформации, как называют широкое общественное движение, развернувшееся в западноевропейских странах в начале XVI в. и направленное на преобразование всех сторон религиозно-церковной жизни.
Особенно важной задачей Реформации было разработать новую этику и мораль, или систему норм и правил, которыми руководствуется человек в повседневной жизни. Сделать это можно было только посредством реформы церкви, поскольку в начале Нового времени господствующей формой мировоззрения была религия.
4. Религиозная борьба в Германии. Благодаря печатному станку тезисы Лютера против индульгенций разошлись по всей Германии в огромном количестве экземпляров. Многие образованные люди поддержали его.
Но и противники Лютера не дремали. Они объявили его еретиком. В 1521 г. рейхстаг (представительное собрание Священной Римской империи) в Вормсе утвердил эдикт (указ), предававший его имперской опале. Лютер сохранил свободу, а возможно, и жизнь благодаря заступничеству курфюрста Фридриха Саксонского, который предоставил в его распоряжение свой замок в Вартбурге.
Тем временем под знамёна Реформации встали как широкие слои верующих, признавшие справедливой и оправданной критику Лютером католицизма, так и многие князья, мечтавшие округлить свои владения за счёт церковных земель. В 1526 г. Шпейерский рейхстаг предоставил каждому из князей право самостоятельно решать церковный вопрос, «как если бы они были ответственны только перед Богом». Князья, поддержавшие Реформацию, приступили в своих владениях к секуляризации (передаче в государственную собственность) церковных владений. Но католики, напуганные размахом Реформации, на новом Шпейерском рейхстаге 1529 г. добились подтверждения эдикта 1521 г.
об опале. В ответ 5 князей и 14 городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры и совести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Лютера и вообще сторонников Реформации стали называть протестантами.
Филипп Меланхтон (1497—1560), преподаватель, один из составителей Аугсбургского вероисповедания. Портрет кисти Лукаса Кранаха Старшего. Фрагмент
Какая особенность политического устройства Германии способствовала усилению религиозной борьбы?
Представление Аугсбургского вероисповедания в 1530 г. Император Карл V восседает на троне слева. На переднем плане видны немецкие князья, поддерживающие Реформацию, на заднем — немецкие епископы
В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге сторонники Лютера выступили с изложением принципов нового вероучения, получившего название лютеранства.
Аугсбургское вероисповедание упраздняло пышные богослужения, характерные для католической церкви, а также почитание икон и мощей католических святых.
Вместо торжественной мессы (католической обедни — главной церковной службы, совершаемой утром и днём) вводилось простое богослужение, основное место в котором занимали не разнообразные обряды и символические действия священника, а проповедь — нравоучительная речь пастора. Из семи таинств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и причащение. Церковь как особая религиозная организация сохранялась, однако теряла свой вселенский характер. Из подчинения папе римскому она переходила в ведение светских монархов.
К середине 30-х гг. XVI в. приверженцы Лютера появились во многих странах. Но прочных побед лютеранство добилось лишь на севере Германии и в государствах Северной Европы. Везде, где побеждала Реформация, возникали государственные церкви, номинальным главой которых считался король. Вводилось богослужение на родном языке, отменялись католические обряды, имущество церкви переходило в ведение государства, закрывались монастыри. Из бывших католических церквей, превращённых в протестантские храмы, выбрасывали предметы культа — произведения живописи и скульптуры, разбивали витражи.
5. Кальвинизм. Несколько позже, чем Лютер, в поддержку Реформации выступил французский богослов Жан Кальвин.
Порвав с католицизмом, он обосновался в Женеве, куда приехал по приглашению швейцарских протестантов.
Кальвин разделял основные требования и идеи Лютера — признавал, что единственным источником Божественной истины является Священное Писание, отвергал епископальный строй католической церкви, её пышную обрядность, поклонение иконам и мощам святых, призывал к упразднению монашества и закрытию монастырей.
Но в отличие от Лютера, отдавшего церковь в ведение светских монархов, Кальвин выступал за её самостоятельность и республиканское устройство. Верующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров.
Не разделял Кальвин и лютеровское учение о спасении верой. Как убедиться, искренне ли верит человек в Бога или только притворяется? Лютер мог сослаться только на благонравное поведение, добросовестное исполнение человеком моральных норм, предписываемых новым вероучением.
Но, согласимся, нелегко бывает отличить искреннего человека от лицемера.
Жан Кальвин (1509—1564). „Всякое процветание есть знак благословения Бога, а всякая беда — знак его проклятия“
Кальвинистский молельный дом в Лионе
Эту сложную проблему и попытался решить Кальвин, основательно переработавший учение о Божественном предопределении. Он утверждал, что ещё до Сотворения мира Бог предначертал каждому человеку его участь: одним — погибель, другим — спасение и вечное блаженство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Никакие его заслуги Бог не принимает в расчёт — ни добрые дела, ни искреннюю веру. Бог никому ничего не должен.
Но это не значит, что у верующего человека должны опускаться руки. Ведь он не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может. Лишь время от времени Бог посылает ему знак. И этим знаком является успех или неудача в его личной жизни и профессиональной деятельности.
Нравственный урок, вытекающий из учения о Божественном предопределении, заключается в следующем.
Поскольку успех не приходит сам собой, а требует больших усилий самого человека, то он в надежде получить от Бога благоприятный знак сам старается изо всех сил.
Учение о Божественном предопределении называют этикой капитализма, потому что в нём формулировались нормы поведения людей в обществе, основанном на рыночных отношениях, конкуренции. В таком обществе никто никому ни в чём не мог дать пожизненных гарантий. Кальвин как бы предостерегал людей, чтобы они не падали духом от неудач и не почивали на лаврах от успеха, а главное — всегда были готовы к переменам в своей судьбе.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ В XVI в.
1. Назовите государства, в которых протестантизм распространился на всей или большей части территории. 2. В каких странах Реформация вообще не получила распространения? Предположите почему.
Кальвин вслед за Лютером стремился нравственно возвысить труд. Он подчёркивал, что труд — это долг человека. Он выступал за сокращение числа праздников, общая продолжительность которых в Средние века достигала трети года.
Ещё более настойчиво, чем Лютер, Кальвин оправдывал предпринимательство и прибыль. Если человек владеет богатством, то он должен его приумножить, обращаясь с ним бережливо и расчётливо.
Ульрих Цвингли (1484—1531), деятель швейцарской Реформации. Портрет кисти Гаспара Аспера. Фрагмент. 1531 г.
Какие слои общества XVI в. могли в первую очередь сочувствовать взглядам Кальвина?
Разные группы и слои общества нашли в кальвинизме нечто созвучное своим интересам и идеалам. Торгово-ростовщическим кругам была близка кальвинистская этика. Родовой знати он служил идейным знаменем борьбы против центральной власти, в защиту традиционных вольностей. Кальвинизм получил распространение главным образом во Франции, где последователей Кальвина называли гугенотами, или товарищами по вере, а также в Нидерландах, Польше, Литве и Венгрии.
6. Особенности Реформации в Англии. Король Генрих VIII из династии Тюдоров, правивший в начале XVI в., сначала осуждал Лютера, но потом обстоятельства побудили его поддержать Реформацию.
Чтобы жениться на придворной даме Анне Болейн, Генрих VIII захотел развестись с женой, испанской принцессой и родственницей императора Священной Римской империи.
В то время официальным считался только церковный брак, а узы брака — нерасторжимыми. Только в исключительных случаях развод супругам мог дать папа римский. Но папа, не желая обидеть императора, отказался удовлетворить просьбу о разводе. Поэтому в 1534 г. Генрих VIII вывел церковь Англии из подчинения папе римскому и объявил самого себя её главой.
Анна Болейн (ок. 1507—1536)
Так в Англии началась Реформация. Первоначально она не затронула вопросов вероучения. Исповедуемая в стране вера оставалась, по существу, католической. Однако были закрыты монастыри, а их имущество — земли, постройки — отошло к государству. Король присвоил себе право назначать епископов.
Как вы думаете, в чьих интересах проводилась Реформация в Англии?
Реформация пережила наивысший подъём в XVI в. Однако во многих странах борьба продолжалась и в течение первой половины XVII в.
Лишь к концу этого столетия реформационное движение в Европе заметно пошло на спад.
Реформация представляла собой глубокий переворот в духовной жизни общества, который повлиял на систему нравственных ориентиров людей. Разными путями Кальвин, Лютер и другие реформаторы церкви пришли, по существу, к одному и тому же результату. Они разработали такие нормы и правила поведения людей, которые создали в обществе нравственную атмосферу, наиболее благоприятную для повышения их трудовой активности, развития духа состязательности и капиталистического предпринимательства.
1. Составьте перечень нарушений норм церковной жизни, которые вызывали недовольство в европейском обществе и стали причинами Реформации. 2. Выпишите главные идеи, высказанные M. Лютером, и принципы нового вероучения. 3. Заполните таблицу «Различия в вероучении католической и протестантских церквей».
Католическая церковь | Лютеранство | Кальвинизм | |
Спасение человека | |||
Отношение к церковным обрядам | |||
Отношение к собственности и роскоши | |||
Роль духовенства |
4.
В чём заключались особенности английской Реформации?
1. На основе текста параграфа составьте логическую цепочку рассуждений, обосновывающих учение о Божественном предопределении. 2. Сравните изображение внутреннего помещения кальвинистского храма с известными вам из истории Средних веков изображениями католических храмов. Определите различия. Как они связаны с вероучением? 3. Расскажите о М. Лютере, используя все материалы, имеющиеся в учебнике. Дайте оценку его личности и деятельности.
Из автобиографических воспоминаний Лютера
Поистине я был благочестивым монахом и так строго придерживался уставов моего ордена, что и сказать не могу. Если бы хоть один монах попал на небо за своё монашество, то я тоже там был бы. Это могут засвидетельствовать все монастырские общины, которые меня знали, так как я, если бы это дальше продолжалось, замучил бы себя насмерть бдением, молитвой, чтением и другой работой.
В Эрфурте я, молодой богослов, напал в библиотеке на книгу, в которой были перечислены и написаны речи Иоанна Гуса; разбирало любопытство посмотреть, чему учил этот ересиарх, раз уже его книга не сожжена и находится в общественной библиотеке.
В этих речах я нашёл поистине так много, что пришёл в ужас: за что сожгли этого человека, который так по-христиански и так убедительно ссылался на Писание? Но так как его имя предано столь ужасному осуждению, что, как я полагал, стены почернели бы и солнце потеряло бы свой свет, если бы кто хорошо подумал о Гусе, то я закрыл книгу и ушёл со смущённым сердцем…
Какие черты личности М. Лютера отразились в тексте? Какое событие повлияло на формирование его взглядов?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
То, что Бог одолжил тебе: пуритане и деньги – Леланд Райкен
Что пуритане думали о деньгах? Это было хорошо? Плохо? Должны ли христиане иметь деньги или они должны их раздавать? В этой статье Леланд Райкен дает очень полезный обзор пуританства.
Одной из самых влиятельных и противоречивых книг нашего века была книга Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1930).
Начав с наблюдения, что рост торговли среднего класса происходил главным образом среди протестантов, Вебер решил исследовать связи между «протестантской этикой» и «духом современного капитализма». Он нашел много связей: вера в то, что можно служить Богу в своем мирском призвании, склонность к дисциплинированному и даже аскетическому образу жизни, дух индивидуализма, акцент на усердном труде и добросовестность в зарабатывании денег. Хотя Вебер очень избирательно подходил к выбору данных для рассмотрения, его анализ выявил многое важное в протестантском движении.
Однако так называемый тезис Вебера привел к печальным результатам. Протестантов изображали как людей, возводящих зарабатывание денег на высшую цель в жизни, рассматривающих накопление богатства как моральный долг и одобряющих практически любую деловую конкуренцию. Взгляд на пуританское отношение и практику в отношении денег покажет, что тезис Вебера был хорошей идеей, которая в конечном итоге серьезно извратила истину.
Деньги — это хорошо или плохо?
Когда Мартин Лютер стал монахом, он дал обет бедности.
Это отражало давнее католическое мнение о том, что бедность по своей природе добродетельна для человека. Но реформаторы, включая самого Лютера, так не считали. Исходной точкой их размышлений о деньгах и имуществе было то, что эти вещи в принципе хороши.
Пуритане согласились с Кальвином в том, что «деньги сами по себе хороши». Когда Сэмюэл Уиллард восхвалял Джона Халла на его похоронах, он не видел противоречия между тем, что торговец был «святым на земле», который жил «над миром», и его усердием в своем деле, так что о нем можно было сказать, что «Провидение дало ему преуспевающую часть благ этого мира». По словам Ричарда Бакстера, «всякая любовь к твари, миру или богатству не является грехом. Ибо все дела Божии хороши как таковые».
Сэмюэл Уиллард предположил, что «богатство совместимо с благочестием, и чем больше у человека есть, тем больше у него преимуществ, чтобы делать с ним добро, если Бог даст ему к этому сердце». Уильям Адамс считал экономическую деятельность достойной христианской привязанности; он писал, что у христианина «много дел в мире и в мире, которым он должен энергично заниматься, и у него есть… дела в мире, к которым он должен проявлять свою привязанность».
Утверждая ценность денег, пуритане сочли необходимым защитить законные аспекты денег от их недоброжелателей. Уильям Перкинс сделал это в проповеди по Матфея 6:19.–20, в котором он перечислил то, что Христос не запретил:
Усердный труд по основному призванию, посредством которого [человек] добывает необходимое для себя и тех, кто от него зависит… Приношение и обладание благами и богатствами: ибо они являются добрым благословением Божьим, если их правильно использовать… Собирать и накапливать сокровища не просто запрещено, ибо Слово Божье допускает здесь в некотором отношении. 2 Коринфянам 12:14
У пуритан не было вины за зарабатывание денег; зарабатывать деньги было формой управления. Тезис Вебера преуспел в заявлении Бакстера:
Если Бог укажет вам путь, которым вы законно получите больше, чем другим способом (без вреда для вашей души или для кого-либо еще), если вы откажетесь от этого и выберете менее выгодный путь, вы перейдете один из концов ваше призвание, и вы отказываетесь быть Божьим управителем.
В более широком контексте работ Бакстера по экономике этот призыв к эффективности и производительности является просто свидетельством здравого смысла и сильного желания быть хорошим распорядителем Божьих даров.
Почему пуритане были так уверены, что деньги — это хорошо? Главным образом потому, что они считали деньги и богатство дарами от Бога. «Если нам посчастливится унаследовать много имущества, — писал Уильям Перкинс, — мы должны пользоваться им с чистой совестью как благословениями и дарами Божьими». Джон Робинсон прокомментировал: «Благословение Господа обогащает… И поскольку богатство само по себе является Божьим благословением, мы должны желать его для комфортного течения наших естественных и гражданских состояний». Если деньги и собственность — это дары от Бога, Ричард Сиббс мог бы утверждать, что «мирские вещи хороши сами по себе и даны, чтобы подсластить наш путь на небеса».
Поскольку пуритане рассматривали процветание как дар от Бога, они решительно отделяли его от идеи человеческих заслуг.
Если это подарок, как его можно заслужить? Человеческие усилия не только не гарантируют успеха; даже если Бог благословляет труд процветанием, благословение производит Божья благодать, а не человеческие заслуги. Коттон Мэзер утверждал: «Занимаясь своей деятельностью, мы раскидываем сети; но это Бог приводит в наши сети все, что попадается им». «Если блага добываются трудолюбием, провидением и умением, — писал Джон Робинсон, — то это благословение Бога, которое дает способности, их использование и успех». Пуританская этика — это этика благодати, а не человеческих заслуг.
Защита частной собственности пуританами была продолжением их веры в легитимность денег. Уильям Эймс писал, что частная собственность основана «не только на человеческом, но и на естественном и божественном праве». В другом месте Эймс писал, что есть справедливость «в законном сохранении того, что у нас есть». Когда Джон Халл, один из первых торговых принцев Массачусетса, потерял свои корабли из-за голландцев, он нашел утешение в Божьем провидении: «Потеря моего состояния не будет иметь значения, если Господь соблаговолит соединить мою душу ближе к Себе и потерять его больше от земных удобств».
Но когда его бригадир украл его лошадей, Халл решил, что «хочу, чтобы вы знали, что они, по Божьему провидению, мои».
Одобрение пуританами денег и имущества не должно толковаться как означающее, что пуритане ставили материальные блага выше духовных ценностей. Джон Уинтроп осуждал тех, кто ошибочно принимает «внешнее процветание за истинное счастье». Питер Балкли писал, что христианин «может сделать многое для себя», но только до тех пор, пока «это не противоречит, а подчиняется Богу и Его славе».
Как насчет бедности?
Если богатство — это благословение от Бога, то бедность должна быть проклятием и признаком Божьей немилости, верно? Неправильно, говорили пуритане, которые не соглашались с целым набором предположений, часто приписываемых им в двадцатом веке.
Во-первых, пуритане не соглашались с тем, что благочестие является гарантией успеха. Томас Уотсон зашел так далеко, что сказал, что «истинное благочестие обычно сопровождается гонениями… У святых нет хартии освобождения от испытаний… Их благочестие не защитит их от страданий».
Если благочестие не является гарантией успеха, то верно и обратное: успех не является признаком благочестия. Так понимали этот вопрос пуритане. Джон Коттон заявил, что христианин «в равной степени переносит хорошие и плохие успехи, поскольку Бог наделит их им». Сэмюэл Уиллард писал: «Как богатство не является свидетельством Божьей любви, так и бедность не является свидетельством Его гнева или ненависти».
Разорвав таким образом причинно-следственную связь между успехом и благочестием, пуритане пришли к нескольким выводам о бедности. Во-первых, бедность не обязательно является чем-то плохим или постыдным. «Бедность сама по себе, — писал Эймс, — не содержит в себе ни преступления, ни вины, которой можно было бы стыдиться: но часто она посылается от Бога к благочестивым либо как исправление, либо как испытание, либо как исследование, либо и то, и другое». Ричард Бакстер заключил:
Никого не исключают из церкви из-за недостатка денег, и нищета не утомляет Христа. Пустое сердце может преградить им путь, но пустой кошелек — нет.
Его царство благодати всегда больше соответствовало презираемой бедности, чем богатству и славе.
На самом деле пуритане утверждали, что бедность вполне может быть Божьим способом духовно благословить или научить человека. Говоря о библейских отрывках, обещающих Божье благословение верующим, Сэмюэл Болтон писал:
Но неужели мы будем считать, что ничто не имеет природы благословения, кроме наслаждения временными и внешними благами? Разве потери не могут быть не только наслаждениями, но и благословениями?
А Томас Уотсон в список «вещей, которые содействуют во благо Божьим детям», включил бедность в список с таким комментарием:
Бедность благотворно влияет на детей Божьих. Это утоляет их похоть. Это увеличивает их милости. «Бедны миром, богаты верою» (Иакова 2:5). Бедно склонен к молитве. Когда Бог бедностью подрезает крылья Своим детям, они быстрее всех летят к престолу благодати.
Таким образом защищая бедность, пуритане старались отделить себя от католического учения о бедности как о похвале самой по себе.
Уильям Эймс прояснил это, когда осудил монашеские обеты бедности как «безумие, суеверное и порочное предположение, поскольку они продают эту бедность за работу по совершенствованию… которая будет иметь большое значение для удовлетворения и заслуги перед Богом.
Пуритане использовали фразу «евангелическая бедность», чтобы описать свой идеал извлечения духовных уроков из такой бедности, которую Бог мог бы послать им в их обычных призваниях в этом мире.
Пуритане не идеализировали бедность как нечто, к чему нужно стремиться. Вопреки католической монашеской теории, пуритане считали, что бедность — не верный способ избежать искушения. Ричард Бакстер прокомментировал:
У бедности тоже есть свои искушения… Ибо даже бедняки могут погибнуть от любви к тому богатству и изобилию, которых они никогда не получат: и они могут погибнуть за чрезмерную любовь к миру, который никогда еще не процветал в мире. .
Пуритане также отвергли этику безразличия, позволяющую бедным оставаться бедными.
По их мнению, бедность — это не сплошное несчастье, но уж точно не та цель, которую мы должны иметь для людей. «Богатый человек своей щедростью должен располагать и утешать бедных», — сказал в проповеди Томас Левер. «Бог никогда не давал даров, — проповедовал Хью Латимер, — кроме того, что Он в то или иное время давал повод показать его во славу Божью. Как если бы он послал богатство, он посылает бедняков, чтобы им помогли». Латимер даже зашел так далеко, что сказал, что «бедняк имеет право на имущество богача; так что богатый человек должен отдать бедному часть своего богатства, чтобы помочь ему и утешить его».
Что касается бедности, то пуритане учили, что иногда это удел благочестивых и что это может быть духовным благословением. Однако это не похвально само по себе, и бедные люди нуждаются в щедрости людей, у которых есть ресурсы, чтобы помочь им.
Опасности богатства
Вместо того чтобы рассматривать успех как знак Божьего одобрения или собственной добродетели, пуритане гораздо чаще смотрели на процветание как на искушение.
Примечание на полях к Бытие 13:1 в Женевской Библии говорит о многом: «Огромное богатство Авраама, полученное в Египте, помешало ему не следовать своему призванию», подразумевая, что его богатство могло легко стать для него искушением. «И бедность, и богатство, — писал Джон Робинсон, — имеют свои искушения… И из двух состояний… соблазны богатства опаснее». Томас Левер утверждал: «Тот, кто стремится разбогатеть… попадет в разнообразные искушения и сети дьявола». Ричард Роджерс проснулся вскоре после полуночи и был уличен в том, что благословения Божьи «слишком сладки для меня и… опасны».
К нашему большому удивлению, пуритане увидели обратную зависимость между богатством и благочестием. Так не должно было получиться, но, по их мнению, обычно так и было. «Помните, что богатство затрудняет спасение человека», — предупреждал Ричард Бакстер. Сэмюэл Уиллард считал, что «редко можно увидеть людей, обладающих величайшими видимыми преимуществами… очень ревностными по отношению к Богу».
Ричард Сиббс отмечал, что «где мир овладевает сердцем, он делает нас лживыми по отношению к Богу и ложными по отношению к людям, он делает нас неверными в наших призваниях и ложными по отношению к самой религии».
Развивая тему опасностей богатства, пуритане дали анатомию причин, по которым деньги опасны. Прежде всего, это тенденция денег заменить Бога в качестве объекта высшей преданности. Мирские блага «являются завесой, установленной между Богом и нами, они задерживают в них наш взгляд, который не может проникнуть к Богу». «Насколько готов [человек] положить конец своему счастью во внешнем», — заметил Томас Уотсон. Джон Робинсон сказал то же самое: «Если человек богат и сыт, ему грозит опасность отречься от Бога и сказать в гордости и пренебрежении к Нему… кто такой Господь?» Ричард Роджерс заметил относительно богатых епископов и священнослужителей англиканской церкви, что они «никогда не казались грубыми отступниками от Бога, пока не выросли в богатстве и продвижении по службе».
Вторая причина опасности богатства заключается в том, что оно вселяет надежду на себя, а не на Бога. Ричард Бакстер придерживался мнения, что «когда люди преуспевают в мире, их умы возвышаются вместе с их имуществом, и они едва могут поверить, что они так больны, в то время как они чувствуют себя так хорошо».
Приобретение богатства, говорили пуритане, также отнимает у человека так много времени и энергии, что это отвлекает его или ее от религии и моральной заботы о других. Ричард Мазер в своей прощальной проповеди сказал:
Опыт показывает, что легко среди мирских дел потерять жизнь и силу религии, чтобы от нее не осталось ничего, кроме внешней формы, как бы остова или скорлупы, мирское съело всю зерно и поглотивший саму душу и жизнь благочестия.
Коттон Мэзер был в равной степени встревожен тенденцией к материализму в обществе Новой Англии: «Религия породила процветание, а дочь поглотила мать».
Пуритане также поняли, что деньги опасны, потому что они порождают аппетит, который они никогда не смогут удовлетворить.
Деньги никогда не держат своих обещаний, заметили они. «Богатство похоже на нарисованный виноград, — писал Генри Смит, — который выглядит так, как будто может насытить человека, но не утоляет его голода и не утоляет его жажды. Богатство действительно заставляет человека желать большего, вызывать зависть и держать ум в заботах».
Если деньги настолько опасны, не следует ли человеку просто избегать их? Не по мнению пуритан. Уильям Эймс утверждал, что «богатство… с моральной точки зрения не является ни хорошим, ни плохим, а представляет собой нечто безразличное, которым люди могут пользоваться либо во благо, либо во зло». Томас Адамс сказал своему городскому собранию: «Мы учим вас не выбрасывать мешок, а алчность».
Насколько хватит? Пуританский идеал умеренности
Для пуритан решающим вопросом был не размер дохода человека, а то, сколько денег он тратит на себя. Идеалом пуритан была умеренность. Такой идеал, конечно, привлекал многих людей помимо пуритан, но понятие «умеренность» ассоциировалось в их время с пуританами.
Пуритане считали умеренность или умеренность золотой серединой между крайностями. Джон Даунейм писал, что «низкое [среднее] состояние гораздо предпочтительнее величайшего процветания… Низкое состояние… предохраняет нас от забвения Бога, неверия и нечестия».
Если целью является умеренность, она должна быть защищена от противоположностей. Одним из них является жадность к богатству, которое часто переплетается с алчностью. В проповеди по Матфея 6:19–20 Перкинс перечислил следующее как то, что запрещает Христос: «различные проявления любостяжания, первое из которых — чрезмерное стремление к мирскому богатству, когда люди не соблюдают меру или умеренность».
Еще одна вещь, против которой выступает умеренность, — это роскошь. Пуритане косо смотрели на роскошный образ жизни, независимо от того, какую форму он принимал: дом, одежду, отдых или привычки в еде. Когда Ричард Бакстер осудил «пороки богатых», он включил обсуждение чувственности, переедания и чрезмерного увлечения спортом и отдыхом.
Его «указания против расточительности и греховной расточительности» включали комментарии против «чрезмерного балования желудка… или дороговизны мяса или питья», «ненужных дорогостоящих визитов и развлечений» и «ненужных роскошных зданий».
Подобные предостережения против роскоши были обычным явлением среди пуритан. Определив сущность роскоши формулой «богатство более необходимого для природы и человека», Уильям Перкинс приступил к показу своей отрицательной оценки ее: она «как нож в руках ребенка, скорее всего причинит боль, если не увезли». Сэмюэл Уорд в своем студенческом дневнике назвал одним из «университетских грехов» «чрезмерную одежду».
Было бы неверным заключить, что поскольку пуритане были против роскоши, они были аскетами. Они не считали, что отказ от законных индульгенций является добродетельным по своей сути. На самом деле, они были столь же прозорливы в отношении соблазнов бедности, как и в отношении соблазнов роскоши. Список искушений Бакстера выглядел так: «чрезмерная забота о своих желаниях и мирских делах», недовольство, алчность, зависть к богатым, пренебрежение духовными обязанностями и пренебрежение «святым образованием своих детей».
Для чего нужны деньги?
Чем больше мы изучаем пуританские взгляды, тем очевиднее становится, что ключом ко всему, что они говорили на эту тему, была их убежденность в том, что деньги — это общественное благо, а не частная собственность. Его главная цель — благополучие каждого члена общества, а не личное удовольствие человека, которому довелось его контролировать.
Гениальность пуританства заключалась в его проницательности в отношении того, для чего нужны вещи, и в том, что гений не оставил их в денежных делах. Все зависит от того, как человек использует свои деньги. Бакстер заявил: «Вопрос в том, как они используют то, ради чего так тяжело трудятся, и так экономят. Если они используют его для Бога и для благотворительных целей, нет человека, который идет более правильным путем».
Каковы цели или использование денег? Пуритане могут говорить сами за себя по этой теме. «Богатство может помочь нам помочь нашим нуждающимся братьям и способствовать добрым делам для церкви и государства».
Деньги существуют «во славу Божию и на благо других». «Чем более усердно мы следуем нашим нескольким призваниям, тем больше у нас возможностей проявлять милосердие к тем, кто находится в бедности и бедствии». «Дети Божьи обращают внимание на духовное использование тех вещей, которые мирские люди используют в плотских целях». Ни в одном из этих комментариев о цели зарабатывания денег не создается впечатление, что доход — это то, что люди имеют право тратить на себя просто потому, что они его заработали.
Уильям Перкинс дает адекватный обзор использования денег:
Мы должны использовать и владеть имеющимися у нас благами так, чтобы использование и обладание ими служило славе Божьей и спасению наших душ…. Наши богатства должны быть использованы для необходимых целей. Во-первых, это поддержание нашего собственного хорошего состояния и состояния. Во-вторых, благо других, особенно тех, кто принадлежит к нашей семье или родственникам… В-третьих, помощь бедным… В-четвертых, поддержание церкви Божьей и истинной религии… В-пятых, поддержание Содружества.
Вера в то, что деньги являются общественным благом, также является ключом к пуританским взглядам на получение процентов. В шестнадцатом веке пуритане были в подавляющем большинстве против практики получения процентов на деньги, которые были ссужены. Они были против этого из-за ветхозаветных запретов на это и из-за того, что, по их мнению, стояло за этой практикой, а именно из-за алчности и жадности. По мере того как общество менялось, становясь менее аграрным и более индустриальным, пуритане все чаще проводили различие между процентом и ростовщичеством (эксплуататорским интересом).
На первый взгляд эти два отношения кажутся противоречивыми, но на самом деле это не так. Посмотрите, что общего у пуритан, выступающих против и за интересы: они оба согласны с тем, что деньги являются общественным благом и, следовательно, накопление и эксплуатация недопустимы. Во все более коммерческом обществе самым сострадательным актом стала готовность дать деньги в долг под скромный процент.
По словам Бакстера: «Существует ростовщичество, которое не противоречит ни справедливости, ни благотворительности», и далее он описал условия, при которых оно является благотворительным.
Почему пуритане рассматривали деньги как общественное благо, когда, как показывает наша современная точка зрения, гораздо естественнее рассматривать их как собственность человека? Пуританское мировоззрение проистекало из твердой веры в то, что люди являются распорядителями того, что им доверил Бог. Деньги в конечном счете принадлежат Богу, а не нам. По словам влиятельной пуританской книги «Благочестивая форма управления домом», деньги — это «то, что Бог одолжил тебе».
Пуританская критика этики успеха
Современная западная культура в подавляющем большинстве базируется на этике успеха — вере в то, что материальное благополучие является высшей ценностью в жизни и что ценность человека можно измерить материальными или социальными стандартами. Напротив, пуританин Томан Уотсон утверждал, что «блаженство… не заключается в приобретении мирских вещей.
Счастье здесь не может быть извлечено никаким химическим искусством». Самюэль Гиерон был далек от этики успеха, когда молился:
«О, да не ослепятся глаза мои, и да не прельстится сердце мое славою и сладостью этих мирских удовольствий…. Привлеки мою привязанность к этому непреходящему богатству и к тому плоду небесной мудрости, который лучше золота, и доходы от него превосходят серебро, дабы моя главная забота была о том, чтобы душа была обогащена и снабжена Твоей благодатью. ”
Пуританская критика человека, который сделал себя сам
Американская культура странным образом очарована образом «человека, который сделал себя сам» — человека, который становится богатым и знаменитым благодаря собственным усилиям. Идея о том, что статус будет передан в подарок, не привлекает такого взгляда. Однако пуритане отрицали, что вообще может существовать человек, который сделал себя сам. Основываясь на этике благодати, пуританство рассматривало процветание исключительно как Божий дар.
Джон Престон писал о богатстве, что «это Бог дает их, это он раздает их, это он дает награду… Забота о работе принадлежит только нам».
Пуританская критика современной деловой этики
В современном бизнесе стало аксиомой, что цель бизнеса состоит в получении как можно большей прибыли и что любые виды конкуренции или практики продаж приемлемы, если они законный. Пуритане не согласились. Во-первых, они рассматривали бизнес как услугу обществу. «Поэтому мы должны думать, — писал Джон Ньюстаб, — что когда мы приступаем к купле-продаже, мы приходим к тому, чтобы засвидетельствовать нашу любовь к нашему ближнему, хорошо обращаясь с ним в его товарах». Уильям Перкинс сказал: «Цель призвания человека не в том, чтобы собирать богатства для себя… а в том, чтобы служить Богу, служа человеку и стремясь к благу всех людей».
Пуритане также не согласились бы с современными методами конкуренции или спекуляции. Когда граждане Бостона пожаловались, что Роберт Кейн завышает цены, магистраты оштрафовали его на двести фунтов, и он чуть не был отлучен от церкви.
Джон Коттон использовал судебный процесс, чтобы изложить некоторые принципы бизнеса в публичной лекции по экономике. Коттон назвал ложными следующие предпосылки:
Что человек может продавать как можно дороже [дорого] и покупать как можно дешевле… Чтобы он мог продавать так, как купил, даже если он заплатил слишком дорого и т. д., и даже если товар упал в цене, и т. д. Как человек может воспользоваться своими собственными навыками или способностями, так и невежеством или необходимостью другого.
В Англии Джон Нойстаб показал, какая пропасть лежит между пуританами и современной коммерческой практикой, когда он пренебрежительно писал о бизнесменах, которые: ловит, выхватывает и уносит все, до чего может дотянуться. И лучшим считается тот, кто уносит больше всего… Но Святой Дух приведет нас к еще одному испытанию нашей любви.
Пуританская критика философии «простой жизни»
Современный материализм породил собственную противоположность в виде людей, считающих изобилие и имущество изначально порочными.
Пуритане были ближе к такому мировоззрению, чем к поддерживающему зажиточный образ жизни, но и здесь они не могут комфортно устроиться. Уильям Перкинс писал: «Эти земные вещи — добрые дары Божьи, которые никто не может просто осудить, не причинив вреда распорядительной руке и провидению Бога, Который предназначил их для естественной жизни». Пуритане также опасались огульного осуждения людей, уровень жизни которых выше, чем у некоторых других людей. По словам Перкина:
Мы не должны делать одну меру достаточности товаров, необходимых для всех людей, ибо она меняется в зависимости от различных условий людей, а также в зависимости от времени и места. Публичному человеку нужно больше вещей, чем частному; и больше для того, кто имеет заряд, чем для одного человека.
Пуританская критика социализма
Последней силой в современной жизни, которую пуритане не одобрили бы, является социализм, будь то в его открытой форме государственной собственности или в его скрытой форме государства всеобщего благосостояния.
Уильям Эймс писал: «Собственность и различия в количестве имущества — это таинства Бога, одобренные Им, Прит. 22:2; II Фес. 3:12». Джон Робинсон прокомментировал:
Бог мог бы… либо сделать состояния людей более равными, либо дать каждому достаточно своего. Но он предпочел сделать одних богатыми, а других бедными, чтобы один мог нуждаться в другом и помогать другому, чтобы таким образом он мог испытать благость и милосердие тех, кто способен, восполняя нужды остальных.
Как я уже говорил, пуритане разделяли бы некоторые предположения многих различных групп на экономической сцене сегодня. Но они были бы ошеломлены тем, во что секуляризм и личные интересы превратили принципы, которые они поместили в христианский контекст.
Резюме
Одна из ироний в истории пуритан состоит в том, что само их трудолюбие и простая жизнь делали их относительно богатыми. Их добродетели порождали соответствующие искушения. С одной стороны, пуритане придерживались взглядов, способствующих накоплению богатства и собственности: мнение о том, что деньги и собственность в принципе хороши, неверие в то, что бедность сама по себе достойна уважения, и убежденность в том, что дисциплинированный и трудолюбивый образ жизни является добродетельным.
С другой стороны, чтобы обуздать возможность потворства своим желаниям, которая следовала за их образом жизни, пуритане имели еще более длинный список предостережений: осознание того, что Бог посылает нищету, а также богатство, одержимость опасностями богатства, идеал умеренности, доктрина управления, в которой Бог рассматривается как конечный владелец благ, и взгляд на деньги как на общественное благо.
Нравственно-богословский метод Лютера в его проповеди фон дем Вухер | Богословие и экономическая этика: Мартин Лютер и Артур Рич в диалоге
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicTheology and Economic Ethics: Martin Luther and Arthur Rich in DialogueХристианское богословиеРелигиозные вопросы и дебатыСоциология и антропология религииБогословская этикаБогословиеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicTheology and Economic Ethics: Martin Luther and Arthur Rich in DialogueХристианское богословиеРелигиозные вопросы и дебатыСоциология и антропология религииБогословская этикаБогословиеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Doherty, Sean,
‘Моральный богословский метод Лютера в своей Sermon von Dem Wucher ‘
,
Theology и экономическая этика: Мартин Лютер и Артур, богатые Диалогом
.
(
Oxford,
2014;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 16 апреля 2014 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198703334.003.0002,
, по состоянию на 4 декабря 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicTheology and Economic Ethics: Martin Luther and Arthur Rich in DialogueХристианское богословиеРелигиозные вопросы и дебатыСоциология и антропология религииБогословская этикаБогословиеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicTheology and Economic Ethics: Martin Luther and Arthur Rich in DialogueХристианское богословиеРелигиозные вопросы и дебатыСоциология и антропология религииБогословская этикаБогословиеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе представлена проповедь Лютера о ростовщичестве в контексте его времени.
Затем в проповеди дается комментарий к методу Лютера, в котором обсуждаются inter alia такие вопросы, как его жанр, нравственное понимание Лютером «евангелия» и его отношения к финансовым и коммерческим вопросам, а также то, как Лютер читает Писание и применяет его в социальной этике. Также анализируются способы, которыми Лютер использует определенные доктрины (такие как сотворение и оправдание только верой) в отношении морального вопроса, а также его основная теополитическая концепция двойственного правления Бога. В этой главе анализируется то, как Лютер применяет эти богословские мотивы к насущному экономическому вопросу, стоявшему перед ним: подъему 9-го века.0003 Zinskauf , метод ссуды под проценты, позволяющий обойти канонические запреты на ростовщичество.
Ключевые слова: Мартин Лютер, теологический метод, социальная этика, творение, оправдание верой, два царства, Зинскауф, проценты, ростовщичество
Предмет
Социология и антропология религииХристианское богословиеБогословиеБогословская этикаРелигиозные вопросы и дебаты
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Вход с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic.
Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.


