Отношение мартина лютера к роскоши и богатству: Отношение к богатству Мартина Лютера

Бог и деньги: как относились к богатству протестанты и староверы

В чем сходство и различия русского старообрядческого предпринимательства и западного протестантского.

Тезису, что современный капитализм во многом порождение религиозных традиций протестантизма, много лет. Об этом еще в 1905 году писал в книге «Протестантская этика и дух капитализма» немецкий социолог Макс Вебер. Сегодня некоторые исследователи утверждают, что протестантизм не только повлиял на капитализм, но и привел к экономическому расцвету всего западного общества.

Закончили чтение тут

Но как же в таком случае быть с российской историей, ее дореволюционным периодом? Обращаясь к нему, мы можем увидеть немало примеров успешного предпринимательства, построенного на совсем иной религиозной идеологии — старообрядчестве.

В чем сходство и различия русского старообрядческого предпринимательства и западного протестантского?

Богатство как призвание

Возникшее в Европе начала XVI века движение за реформы и обновление церкви стало ответом на злоупотребления в католицизме. Реформаторы, получившие наименование протестантов, тем не менее в первые десятилетия проповедовали традиционные христианские взгляды на богатство, присущие католической церкви, которая формально осуждала стяжательство. Однозначным поначалу было и отношение к предпринимательству. По словам первого идеолога реформации Мартина Лютера, если кто-либо «хочет быть богатым, то пусть берет в руки плуг и добывает от земли».

«Я не замечаю того, — писал Лютер, — чтобы купцы приносили в страну множество хороших обычаев. И Бог по этой причине в старину повелел народу Израиля жить вдали от моря и не увлекаться торговлей».

Но со временем взгляды изменились — благодаря учению о предопределении и концепции призвания. Эти взгляды были присущи второму поколению реформаторов, наиболее известным из которых был Жан Кальвин, признававший все профессии равными в призвании, к которому человек «поставлен Богом» и через которое им «действует» Святой Дух. Кальвин фактически не отвергал и торговлю, подчеркивая, что «нет дела нечистого и презренного, которое не засияло бы перед Богом и не стало бы драгоценным, если, выполняя его, мы служим нашему призванию».

Это учение стало получать распространение во второй половине XVI века. Вышедшие из кальвинизма идеологи (пуритан, квакеров, баптистов и пр.) подчеркивали, что прибыль как результат успешного предпринимательства является следствием благочестия и добродетели. Получение предпринимательской прибыли было не только оправдано, но и предписано — как проявление Божьего благословения.

А бедность и нищенство, наоборот, стали восприниматься как следствие неизбранности и греха.

Кроме того, на основе тезиса о божественном происхождении всех земных благ, в кальвинизме уточнялась концепция собственности. Кальвин, ссылаясь на апостолов Луку и Павла, утверждал, что «все наши дары суть имущество Бога», а мы — «распорядители всего, что Господь дал нам». Эта мысль позже развивалась духовными руководителями пуританизма: «…Человек — лишь управляющий благами, доверенными ему милостью Божией, он подобно рабу в библейской притче, обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфенниге». В отличие от дореформенном христианства, Кальвин из тезиса о Божьей собственности фактически вывел принцип священной частной собственности. «Бог велел нам прилагать все свои усилия к сохранению достояния каждого человека, — писал Кальвин. — Мы должны усвоить, что имущество человека достается ему не случайно, но по воле Того, кто является полновластным хозяином и Господином всего, и поэтому никто не вправе красть у кого бы то ни было его богатство, дабы не нарушить установленное Богом распределение».

При этом в новой концепции сохранялись социальные аспекты. Обязательным условием подтверждения избранности и благодатного происхождения богатства считалось правильное использование результатов профессиональной деятельности. Осуждая стяжательство католической церкви, Кальвин подчеркивал, что «постановления и каноны часто говорят о том, что все, чем владеет Церковь — будь то земля или деньги, — есть достояние бедных». В неменьшей степени это относится и к богатствам, получаемым избранными. Они должны были проявлять свою подверженность Благодати любовью к ближнему, а значит и к Богу. Поначалу в протестантизме допускалось осуществлять любовь к ближнему посредством милостыни, на что прямо указывал Кальвин. Но позже, в ходе дальнейшей рационализации вероучения, милостыня была строго запрещена. Уже в XVII веке лозунгом стали слова «Подаяние — не милосердие» (как назвал одну из своих работ выпускник пуританской духовной академии Даниэль Дефо, более известный нам как автор книги «Робинзон Крузо»).

Богу стало «угодно рациональное и утилитарное использование богатства на благо каждого человека и общества в целом. Аскеза требовала от богатых людей <…> такого употребления богатства, которое служило бы необходимым и практически полезным целям».

Таким образом, в протестантизме произошло переосмысление положений раннего христианства о частной собственности и богатстве. Богатство для протестантов стало следствием сакрализованной профессиональной деятельности. Важнейшим результатом стало и то, что, по словам Макса Вебера, вера протестантов освобождала «приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и в угодное Богу <…> занятие».

Богатство как труд

А что же в России? Первое время после церковного раскола XVII века в старообрядчестве были распространены традиционные взгляды на нестяжание и богатство.

Как и в синодальной церкви, в староверии были приняты тезисы о том, что спасти душу могут и богатые, «если помыслят, что видимое богатство есть тленное и скоропреходящее и что оно не заменяет недостатка благ духовных». Но в XVIII-XIX веках в ходе широкой предпринимательской практики произошла эволюция этих взглядов. С начала XVIII века староверами развивалась идея богоданности богатства. Интересные рассуждения о предпринимательстве и вере ходили в среде купцов-беспоповцев Владимирской губернии в начале XVIII века. Они считали, что соблюдение религиозных норм своего согласия служит залогом богатства. А на некоторых старообрядческих иконах Николы Угодника встречаются клейма не только о спасении от бед, но и об обретении богатства.

Окончательно оправдание богатства вербализовалось на рубеже XIX-XX веков в работах и проповедях выдающихся начетчиков. Один из самых влиятельных старообрядческих архиереев епископ Арсений Уральский указывал, что спасение души зависит от благочестия, исполняемого каждым «противу его состояния».

Соответственно, для некоторых «истинно верующих» управление собственностью — это путь к спасению.

Владыка Арсений, полностью оправдывая обладание собственностью, отмечал: подвиг «богатого» — «миловать нищих», а вот нищие должны помнить, что собственность на небо не унесешь, исполнение Христовых заповедей ими заключается в том, «чтобы с благодарением переносить судьбу свою».

В итоге, по свидетельству самих старообрядческих предпринимателей, купцу из староверов «и в голову не приходило считать себя за свое богатство в чем-то виноватым перед людьми», лишь перед Богом, но не за некую греховность обладания, а за то, «что из посланных средств недостаточно уделяется бедным» и обществу. Традиционный тезис о возвращении Богом данного богатства ближнему не просто сохранялся в старообрядчестве. В староверии сложился культ милостыни.

Тезис об оправдании богатства милосердием ярко проявился в старообрядческих сборниках, где содержится множество упоминаний о том, что для душевного спасения «расточи имение нищим». Ни один сборник поучений не обходился без текстов, убеждавших в необходимости подачи милостыни. Без этого хозяйственная деятельность не имеет смысла, она, как утверждал один из сборников, «лютое стяжание и пагубное богоненавистное немилосердие». Милостыней, в ряде случаев, богатство не просто оправдывалось, но и даже мотивировалась его необходимость для служения другим людям, особенно неимущим. Староверы считали, что щедрость в милостыне соответствует тезису о Божественном подобии тварного человека — «добродетель сия подражает Бога». Неважно, по какой причине человек подает милостыню: один «творит милостыню яко да спасется корабль его, и Бог спасает корабль его, другой творит за чад своих, и Бог спасает чад своих, другой творит за еже прославитися, и Бог прославляет его и не отметает Бог никого».

Другим условием спасительности имения и важнейшим условием оправдания стяжательства являлся трудовой характер нажитого.

Даже милостыня должна была подаваться от богатства, заработанного праведным трудом.

Для староверов в большей степени, чем в синодальной церкви, собственность «была, в первую очередь, правом труда, а не капитала». Как и в крестьянской среде вообще, у староверов было распространено представление о том, что праведная собственность не может сложиться без приложения личного труда собственника. Исследователи в старообрядческой духовной и хозяйственной культуре уже конца XVII- XVIII веков обнаруживают дальнейшее сплетение «трудовых и собственнических начал». «Никто не может стяжать что благо аще со многим трудом», — многократно повторяли старообрядческие нравоучительные сборники.

Такие положения во многом снимали нравственный конфликт при ведении предпринимательской деятельности. Если собственность уже не была губительной в любом случае, то милостыня в различных ее формах представлялась не выкупом, а обязанностью Божьего управляющего. Требовалось максимизировать «возврат» средств общине и единоверцам, прежде всего сирым и убогим, сохранить предпринимательство именно как материальную базу гонимого и преследуемого старообрядчества. Собирание капитала, стяжание только ради наживы, только для обеспечения своих личных потребностей находились вне системы ценностей староверов.

Таким образом, в старообрядчестве сложилась новая концепция собственности с ориентацией на функцию обеспечения сообщества. Наиболее важным в системе представлений старообрядцев различных согласий о собственности стало, то, что предприниматели-староверы, как и протестанты, были уверены: они не являются полными и безраздельными собственниками. Но российские «Божьи доверенные по управлению собственности», в отличие от протестантов, не получали имение непосредственно от Господа, но зарабатывали его своим праведным трудом, и право на собственность фиксировалось благочестивым распоряжением ею в интересах общества, малоимущих и церкви.

Trojden | Предпосылки и начало Реформации: Ревякин А. В.

Глава III.

Определите роль протестантских вероучений в формировании этики капиталистического общества.

Каково было положение католической церкви в Средние века? В какой стране в XIV в. выдвигались требования реформы католической церкви?

1. Разочарование католицизмом. В конце Средневековья часто звучали сетования на утрату людьми веры в Бога, их равнодушие к религии, уклонение от исполнения церковных обрядов, упадок нравов. Эти сетования отражали неудовлетворённость людей, которые нуждались в вере, но не получали от церкви духовной поддержки.

На словах католическая церковь всегда критически относилась к богатству, но на самом деле она погрязла в роскоши. Папы римские, кардиналы, епископы вели великосветский образ жизни, наподобие королей и аристократов. Огромные суммы денег расходовались на нужды церковного государства: содержание наёмной армии, чиновничества, пышные церковные постройки и папские дворцы. Немалые средства уходили на обогащение семейных кланов или группировок, окружавших папский трон.

Откуда церковь брала средства? К началу Нового времени она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижимого имущества. Церковь владела землями, особенно в Германии и Италии, домами, мельницами, гостиницами. Всё это имущество она с выгодой для себя использовала, например сдавала в аренду и получала хорошую прибыль. Традиционным источником доходов католической церкви была десятина, уплачиваемая поголовно всем населением. Она получала также плату за исполнение обрядов. Важной статьёй доходов церкви была симония — продажа церковных должностей.

Священники не соблюдали церковных обетов и уставов, например обязательного для католического духовенства обета безбрачия (целибата). Епископы, кардиналы, сам папа римский создавали семьи, минуя обряд венчания. Своих детей, родившихся в неофициальном браке, они пристраивали на тёплые местечки в церкви или в государственном управлении, одаривали богатствами и аристократическими титулами.

Подобная распущенность возмущала верующих. Симптоматичные события произошли во Флоренции, культурной столице Европы эпохи Возрождения, куда в 1489 г. приехал доминиканский монах Джироламо Савонарола. Его проповеди собирали толпы народа. Он обличал грешников, отвернувшихся от церкви и религии, погрязших в мирской суете. По инициативе Савонаролы в самом центре Флоренции устраивались костры из книг, картин, музыкальных инструментов, косметики и предметов роскоши. Всё это называлось «сожжением суеты». Почувствовав укор в проповедях Савонаролы, церковные власти обвинили его в ереси. Проповедник был предан церковному суду, который приговорил его к смертной казни. Свой последний час он встретил на площади Синьории во Флоренции, где незадолго до этого горели костры «сожжения суеты».

На многих гуманистов, приезжавших посмотреть на папский двор, его нравы и обычаи производили отталкивающее впечатление. В гневе покинул Рим, назвав его «испорченным» городом, Леонардо да Винчи. Окончательно убедился в необходимости обновления церкви после посещения папского двора Эразм Роттердамский. А учёного-монаха Мартина Лютера зрелище Рима вообще подвигнуло на прямой бунт против официальной церкви.

2. Выступление Лютера. В начале XVI в. широкий размах приобрела торговля индульгенциями. Так назывались грамоты об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробном мире. Папы стремились пополнить церковную казну, когда она опустела

Рафаэль. Папа Юлий II. 1511 г. Галерея Уффици, Флоренция

Один из «ренессансных пап», он образовал коллегию писцов, заплативших за своё назначение 70 тыс. дукатов из-за непомерных трат на забавы и удовольствия. Возмущённый этим бесстыдством, Мартин Лютер в октябре 1517 г. выступил с 95 тезисами против индульгенций. В отличие от многих современников, осуждавших торговлю индульгенциями лишь как одно из многочисленных злоупотреблений церкви и папства, Лютер подверг критике основополагающий принцип католицизма — притязание духовенства на особую роль посредника в отношениях между верующими и Богом.

Питер Брейгель Младший (1564—1638). Крестьянская свадьба. Фрагмент

Мартин Лютер (1483—1546). Портрет кисти Лукаса Кранаха Старшего (1472—1553). Фрагмент. 1532 г. Музей Регенсбурга

В обоснование этих притязаний католическая церковь ссылалась на учение о спасении делом. Она утверждала, что только духовенство в силу особой благодати, полученной от Бога, посредством таинств может даровать верующему спасение. Для этого ему следовало тщательно выполнять все религиозные предписания и обряды: поститься, ходить в церковь, причащаться, каяться в грехах и т. д.

Притязаниям католической церкви Лютер противопоставил учение о спасении верой. Он утверждал, что спасти свою душу может только человек, полностью смирившийся с волей Бога. Это учение выражало отрицательное отношение к внешней, показной стороне религии и подчёркивало значение совести верующего, его личного, глубокого и искреннего раскаяния в содеянном грехе.

3. Требования Лютера. Исходя из учения о спасении верой, Лютер призывал упразднить сословие духовенства. Не должно быть, считал он, никаких посредников между Господом Богом и верующими, поскольку Божественное откровение является им прямо, без посторонней помощи.

Монашество Лютер считал совершенно излишним в религиозном отношении и противным человеческой природе. Монастыри он предлагал закрыть и использовать под школы, приюты, больницы.

Место духовенства в обществе должны занять проповедники (пасторы), отличающиеся от простых верующих главным образом тем, что лучше образованы и осведомлены в вопросах веры, а поэтому способны оказать им духовную и нравственную поддержку. Разумеется, Лютер отвергал целибат. Порвав с католицизмом, он и сам вступил в брак.

Лютер переводит Библию

Лютер сжигает папскую буллу об отлучении от церкви

Многие из требований Лютера сводятся к лозунгу «дешёвой церкви»: отказ от всякого рода поборов, церковной десятины, торговли индульгенциями, от собственности, которая отвлекала церковь от основной задачи — заботы о вере. Для этого не нужно также ни роскошного убранства храмов, ни дорогих одеяний священников.

Особое значение Лютер придавал праву верующих самостоятельно изучать Библию. Но как они могли это сделать, если Священное Писание изложено на непонятной большинству латыни, официальном языке церкви? Поэтому Лютер выступил за перевод религиозной литературы на современные языки. Он и осуществил первый перевод Библии на немецкий язык.

Благонравное поведение Лютер считал показателем искренности веры, подлинного раскаяния в грехах, истинной любви к Богу. Лютер осуждал праздность и считал труд одной из высших моральных ценностей. «Человек рождён для труда, как птица для полёта», — заявлял он. Причём трудом он называл не только тяжёлую физическую работу, но и другие виды деятельности, доставляющие человеку средства к существованию и приносящие пользу обществу.

Карикатура на противников Мартина Лютера. Около 1520 г.

Крестьяне. Гравюра по рисунку Альбрехта Дюрера

Он отвергал показной аскетизм католической церкви, но оправдывал лишь то богатство, которое получено законным и нравственным путём. Он утверждал, что богатство — дар Бога, решившего испытать человека на твёрдость его нравственных устоев. Лютер считал, что каждый человек должен подчиняться законам государства, а государство обязано обеспечить порядок, соответствующий нормам христианской морали.

Выступление Лютера положило начало Реформации, как называют широкое общественное движение, развернувшееся в западноевропейских странах в начале XVI в. и направленное на преобразование всех сторон религиозно-церковной жизни.

Особенно важной задачей Реформации было разработать новую этику и мораль, или систему норм и правил, которыми руководствуется человек в повседневной жизни. Сделать это можно было только посредством реформы церкви, поскольку в начале Нового времени господствующей формой мировоззрения была религия.

4. Религиозная борьба в Германии. Благодаря печатному станку тезисы Лютера против индульгенций разошлись по всей Германии в огромном количестве экземпляров. Многие образованные люди поддержали его.

Но и противники Лютера не дремали. Они объявили его еретиком. В 1521 г. рейхстаг (представительное собрание Священной Римской империи) в Вормсе утвердил эдикт (указ), предававший его имперской опале. Лютер сохранил свободу, а возможно, и жизнь благодаря заступничеству курфюрста Фридриха Саксонского, который предоставил в его распоряжение свой замок в Вартбурге.

Тем временем под знамёна Реформации встали как широкие слои верующих, признавшие справедливой и оправданной критику Лютером католицизма, так и многие князья, мечтавшие округлить свои владения за счёт церковных земель. В 1526 г. Шпейерский рейхстаг предоставил каждому из князей право самостоятельно решать церковный вопрос, «как если бы они были ответственны только перед Богом». Князья, поддержавшие Реформацию, приступили в своих владениях к секуляризации (передаче в государственную собственность) церковных владений. Но католики, напуганные размахом Реформации, на новом Шпейерском рейхстаге 1529 г. добились подтверждения эдикта 1521 г. об опале. В ответ 5 князей и 14 городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры и совести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Лютера и вообще сторонников Реформации стали называть протестантами.

Филипп Меланхтон (1497—1560), преподаватель, один из составителей Аугсбургского вероисповедания. Портрет кисти Лукаса Кранаха Старшего. Фрагмент

Какая особенность политического устройства Германии способствовала усилению религиозной борьбы?

Представление Аугсбургского вероисповедания в 1530 г. Император Карл V восседает на троне слева. На переднем плане видны немецкие князья, поддерживающие Реформацию, на заднем — немецкие епископы

В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге сторонники Лютера выступили с изложением принципов нового вероучения, получившего название лютеранства.

Аугсбургское вероисповедание упраздняло пышные богослужения, характерные для католической церкви, а также почитание икон и мощей католических святых. Вместо торжественной мессы (католической обедни — главной церковной службы, совершаемой утром и днём) вводилось простое богослужение, основное место в котором занимали не разнообразные обряды и символические действия священника, а проповедь — нравоучительная речь пастора. Из семи таинств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и причащение. Церковь как особая религиозная организация сохранялась, однако теряла свой вселенский характер. Из подчинения папе римскому она переходила в ведение светских монархов.

К середине 30-х гг. XVI в. приверженцы Лютера появились во многих странах. Но прочных побед лютеранство добилось лишь на севере Германии и в государствах Северной Европы. Везде, где побеждала Реформация, возникали государственные церкви, номинальным главой которых считался король. Вводилось богослужение на родном языке, отменялись католические обряды, имущество церкви переходило в ведение государства, закрывались монастыри. Из бывших католических церквей, превращённых в протестантские храмы, выбрасывали предметы культа — произведения живописи и скульптуры, разбивали витражи.

5. Кальвинизм. Несколько позже, чем Лютер, в поддержку Реформации выступил французский богослов Жан Кальвин.

Порвав с католицизмом, он обосновался в Женеве, куда приехал по приглашению швейцарских протестантов.

Кальвин разделял основные требования и идеи Лютера — признавал, что единственным источником Божественной истины является Священное Писание, отвергал епископальный строй католической церкви, её пышную обрядность, поклонение иконам и мощам святых, призывал к упразднению монашества и закрытию монастырей.

Но в отличие от Лютера, отдавшего церковь в ведение светских монархов, Кальвин выступал за её самостоятельность и республиканское устройство. Верующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров.

Не разделял Кальвин и лютеровское учение о спасении верой. Как убедиться, искренне ли верит человек в Бога или только притворяется? Лютер мог сослаться только на благонравное поведение, добросовестное исполнение человеком моральных норм, предписываемых новым вероучением. Но, согласимся, нелегко бывает отличить искреннего человека от лицемера.

Жан Кальвин (1509—1564). „Всякое процветание есть знак благословения Бога, а всякая беда — знак его проклятия“

Кальвинистский молельный дом в Лионе

Эту сложную проблему и попытался решить Кальвин, основательно переработавший учение о Божественном предопределении. Он утверждал, что ещё до Сотворения мира Бог предначертал каждому человеку его участь: одним — погибель, другим — спасение и вечное блаженство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Никакие его заслуги Бог не принимает в расчёт — ни добрые дела, ни искреннюю веру. Бог никому ничего не должен.

Но это не значит, что у верующего человека должны опускаться руки. Ведь он не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может. Лишь время от времени Бог посылает ему знак. И этим знаком является успех или неудача в его личной жизни и профессиональной деятельности.

Нравственный урок, вытекающий из учения о Божественном предопределении, заключается в следующем. Поскольку успех не приходит сам собой, а требует больших усилий самого человека, то он в надежде получить от Бога благоприятный знак сам старается изо всех сил.

Учение о Божественном предопределении называют этикой капитализма, потому что в нём формулировались нормы поведения людей в обществе, основанном на рыночных отношениях, конкуренции. В таком обществе никто никому ни в чём не мог дать пожизненных гарантий. Кальвин как бы предостерегал людей, чтобы они не падали духом от неудач и не почивали на лаврах от успеха, а главное — всегда были готовы к переменам в своей судьбе.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ В XVI в.

1. Назовите государства, в которых протестантизм распространился на всей или большей части территории. 2. В каких странах Реформация вообще не получила распространения? Предположите почему.

Кальвин вслед за Лютером стремился нравственно возвысить труд. Он подчёркивал, что труд — это долг человека. Он выступал за сокращение числа праздников, общая продолжительность которых в Средние века достигала трети года. Ещё более настойчиво, чем Лютер, Кальвин оправдывал предпринимательство и прибыль. Если человек владеет богатством, то он должен его приумножить, обращаясь с ним бережливо и расчётливо.

Ульрих Цвингли (1484—1531), деятель швейцарской Реформации. Портрет кисти Гаспара Аспера. Фрагмент. 1531 г.

Какие слои общества XVI в. могли в первую очередь сочувствовать взглядам Кальвина?

Разные группы и слои общества нашли в кальвинизме нечто созвучное своим интересам и идеалам. Торгово-ростовщическим кругам была близка кальвинистская этика. Родовой знати он служил идейным знаменем борьбы против центральной власти, в защиту традиционных вольностей. Кальвинизм получил распространение главным образом во Франции, где последователей Кальвина называли гугенотами, или товарищами по вере, а также в Нидерландах, Польше, Литве и Венгрии.

6. Особенности Реформации в Англии. Король Генрих VIII из династии Тюдоров, правивший в начале XVI в., сначала осуждал Лютера, но потом обстоятельства побудили его поддержать Реформацию. Чтобы жениться на придворной даме Анне Болейн, Генрих VIII захотел развестись с женой, испанской принцессой и родственницей императора Священной Римской империи.

В то время официальным считался только церковный брак, а узы брака — нерасторжимыми. Только в исключительных случаях развод супругам мог дать папа римский. Но папа, не желая обидеть императора, отказался удовлетворить просьбу о разводе. Поэтому в 1534 г. Генрих VIII вывел церковь Англии из подчинения папе римскому и объявил самого себя её главой.

Анна Болейн (ок. 1507—1536)

Так в Англии началась Реформация. Первоначально она не затронула вопросов вероучения. Исповедуемая в стране вера оставалась, по существу, католической. Однако были закрыты монастыри, а их имущество — земли, постройки — отошло к государству. Король присвоил себе право назначать епископов.

Как вы думаете, в чьих интересах проводилась Реформация в Англии?

Реформация пережила наивысший подъём в XVI в. Однако во многих странах борьба продолжалась и в течение первой половины XVII в. Лишь к концу этого столетия реформационное движение в Европе заметно пошло на спад.

Реформация представляла собой глубокий переворот в духовной жизни общества, который повлиял на систему нравственных ориентиров людей. Разными путями Кальвин, Лютер и другие реформаторы церкви пришли, по существу, к одному и тому же результату. Они разработали такие нормы и правила поведения людей, которые создали в обществе нравственную атмосферу, наиболее благоприятную для повышения их трудовой активности, развития духа состязательности и капиталистического предпринимательства.

1. Составьте перечень нарушений норм церковной жизни, которые вызывали недовольство в европейском обществе и стали причинами Реформации. 2. Выпишите главные идеи, высказанные M. Лютером, и принципы нового вероучения. 3. Заполните таблицу «Различия в вероучении католической и протестантских церквей».

 

Католическая церковь

Лютеранство

Кальвинизм

Спасение человека

   

Отношение к церковным обрядам

   

Отношение к собственности и роскоши

   

Роль духовенства

   

4. В чём заключались особенности английской Реформации?

1. На основе текста параграфа составьте логическую цепочку рассуждений, обосновывающих учение о Божественном предопределении. 2. Сравните изображение внутреннего помещения кальвинистского храма с известными вам из истории Средних веков изображениями католических храмов. Определите различия. Как они связаны с вероучением? 3. Расскажите о М. Лютере, используя все материалы, имеющиеся в учебнике. Дайте оценку его личности и деятельности.

Из автобиографических воспоминаний Лютера

Поистине я был благочестивым монахом и так строго придерживался уставов моего ордена, что и сказать не могу. Если бы хоть один монах попал на небо за своё монашество, то я тоже там был бы. Это могут засвидетельствовать все монастырские общины, которые меня знали, так как я, если бы это дальше продолжалось, замучил бы себя насмерть бдением, молитвой, чтением и другой работой.

В Эрфурте я, молодой богослов, напал в библиотеке на книгу, в которой были перечислены и написаны речи Иоанна Гуса; разбирало любопытство посмотреть, чему учил этот ересиарх, раз уже его книга не сожжена и находится в общественной библиотеке. В этих речах я нашёл поистине так много, что пришёл в ужас: за что сожгли этого человека, который так по-христиански и так убедительно ссылался на Писание? Но так как его имя предано столь ужасному осуждению, что, как я полагал, стены почернели бы и солнце потеряло бы свой свет, если бы кто хорошо подумал о Гусе, то я закрыл книгу и ушёл со смущённым сердцем…

Какие черты личности М. Лютера отразились в тексте? Какое событие повлияло на формирование его взглядов?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница