Откуда на русь пришло христианство – Как на Русь пришло христианство?

Как и когда пришло христианство на Русь

Крещение Руси

Известно, что Киевская Русь была «крещена» князем Владимиром в 988 году. Однако это событие не было началом христианства на Руси, но, скорее, логичным продолжением тех многовековых процессов, которые происходили в недрах славянской культуры.

Ещё до революции 1917 года ведущие русские историки, такие как А.А. Шахматов, М.Д. Приселков, Е.Е. Голубинский, убедительно доказали, что князь Владимир принял христианство не у вражеских греков, а у дружественных болгар и что первое духовенство в Киевскую Русь прибыло из Болгарии, с Охриды. С Болгарией Киевская Русь имела близкие дружеские отношения. К тому же, будучи политиком высокого класса, князь Владимир понимал, что вступление в церковно-административные отношения с Византийской империей являлось бы плохой идеей, поскольку это означало бы административное повиновение грекам, вхождение в прямую вассальную зависимость от Константинополя. Поэтому религиозный и политический взгляд князя Владимира был устремлён в Болгарию, которая такой угрозы не представляла, и с которой Киевскую Русь связывали долгие и прочные связи, в том числе религиозные.

Иоакимовская летопись сообщает о крещении Владимира и «всей земли Русской» в связи с болгарской миссией. Та же летопись называет легендарного первого киевского митрополита Михаила Болгарином. Стоит отметить и сказание, гласящее, что первые шесть епископов на Руси были из Болгарии. Охридская (болгарская) церковь становится центром подготовки кадров для Киевской Руси.

После революции советские учёные, такие как Н.М. Никольский, Б.Д. Греков, Г.Г. Литаврин, В.Т. Пашуто и многие другие, продолжили убедительно опровергать иллюзию за иллюзией относительно византийской версии крещения Киевской Руси. Почему же тогда об этом так мало известно? Почему традиционно заслуги в обращении Руси к христианству приписываются почти целиком Греции, Византии, а заслуги других славянских народов умаляются?

Летопись 898 года сообщает: «Был един народ славянский: и те славяне, которые сидели на Дунае, покорённые уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют Русь». Мощь этих молодых государств (Болгарии, Великой Моравии, Хорватии, сербских княжеств, Киевской Руси) вызывала серьёзные опасения у соседствующей с ними Греческой империи. Дипломатия Константинополя действовала в своих лучших традициях, заключая с агрессивными соседями союзы и сталкивая их друг с другом, тем самым отводя угрозу от своих пределов. Однако ещё более эффективным методом «обезвреживания» народов было их приобщение к византийскому патриархату и, таким образом, опосредованное подчинение этих народов Византийской империи. Историки отмечают, что «в Византии миссионерству придавали, пожалуй, не меньшее значение, чем завоевательным походам империи» (Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского).

Восточно-Европейская христианская традиция держалась в стороне от традиции греко-византийской. Основанная в первую очередь на Библии, не подвластная ни Риму на Западе, ни Константинополю на Востоке славянская традиция быстро завоевала Восточную Европу. И тогда Византийская империя нанесла ей удар. В XI веке византийский император Василий Болгаробойца буквально потопил её в крови.

После разгрома Болгарии и смерти последнего болгарского патриарха в 1037 году, в Киеве основывается греческая митрополия. Очевидно, до этого в столице Русского государства не было архиерея, подчинённого Константинополю. С первым греческим митрополитом в Киеве, Феопемтом, связано и повторное освящение Десятинной церкви. Похоже, это было вызвано тем, что её основатели и священнослужители придерживались другой богословской традиции — болгарской, кирилло-мефодиевской. Перелом в отношениях между Византийской империей и Киевской Русью, произошедший именно в то время, подтверждается ещё и летописными известиями о двух русско-византийских вооружённых конфликтах в 1037 и 1043 гг.

Все эти данные указывают на то, что при Владимире Святославиче и в первой половине правления его сына Ярослава Мудрого русская церковь не подчинялась Константинопольской патриархии и серьёзно разнилась с нею в идейном и богословском плане. Это и не удивительно — церковная иерархия на Руси была корсунского и болгарского (охридского) происхождения, и её традиции значительно отличались от тех, что восторжествовали при приходе греков. Поэтому и самую память о постепенном приходе христианства на Киевскую Русь греческое духовенство постаралось изгладить. Впрочем, элементы этого народного, восточно-европейского, или славянского христианства постоянно проявлялись в многочисленных реформационных движениях на Руси, которые восторжествовавшая греческая церковь подавляла инквизиционными методами.

Олег Жиганков,
доктор исторических наук,
автор книги «Славянское христианство»

Газета «Сокрытое Сокровище» № 8 (196) август 2013 г.

sokrsokr.net

Как Русь принимала христианство на самом деле

Христианство до крещения

На сегодняшний день помимо основной версии принятия христианства на Руси – от Владимира – существует ряд других: от апостола Андрея Первозванного; от Кирилла и Мефодия; от Аскольда и Дира; от константинопольского патриарха Фотия; от княгини Ольги. Некоторые из версий так и останутся гипотезами, но другие имеют право на жизнь. В прошлом русская церковно-историческая литература историю христианства на Руси вела с I века, связывая ее с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Эту версию озвучивал Иван Грозный в беседе с папским легатом Антонио Поссевино: «Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим». Событие, произошедшее в Киеве в 988 году, называли, как «обращение князя Владимира», или как «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире». О путешествии апостола Андрея Первозванного по пути «из варяг в греки», во время которого проповедник посетил Приднепровье и Ладогу, мы знаем из «Повести временных лет». Однако, уже Николай Кармазин в своей «Истории государства Российского» замечал: «впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия». Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия «Росия» формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая  Олега — вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, — это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».

russian7.ru

Как христианство пришло на Русь

Почти через тысячу лет после жизни Христа на востоке Европы начало свою историю русское государство. Наши соседи с юга — болгары и греки — к тому времени уже стали христианами, в то время как наши предки в основном оставались язычниками. Язычеством принято называть любую религию, в которой исповедуется вера во множество богов и силы природы.

В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.

Но тем не менее к этому времени христианство уже начало проникать на Русь. Есть даже легенда, что ещё до официального принятия христианства в Древней Руси в I веке на землях будущего древнерусского государства ходил один из двенадцати апостолов, святой Андрей Первозванный.

Несмотря на главенство языческой религии к этому времени много христиан было среди бояр, купцов и горожан. Сказывались и традиции — ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению.

Первой из правителей Руси приняла христианство святая равноапостольная Русской православной церкви княгиня Ольга. Около 955 года она приняла крещение в Константинополе, откуда привезла на Русь греческих священников, и начала строить в своих владениях христианские храмы.

Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Руси, принявшему крещение:

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

Однако сын княгини Ольги князь Святослав не видел нужды в принятии христианства и продолжал чтить языческих богов. Так что заслугу утверждения и распространения христианства на государственном уровне в качестве официальной религии принято связывать с именем внука княгини Ольги, одним из сыновей Святослава, князем Владимиром, который правил в Киеве в X веке.

Владимир был яростным язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Он объединил под своей властью многие русские племена. Однако для укрепления княжеской власти этого оказалось недостаточно — возникла необходимость религиозного объединения. Владимир попытался объединить воедино всех языческих богов, но вскоре выяснилось, что люди не хотят признавать наряду с привычными для их племени богами ещё и каких-то новых.

Согласно преданию, на поиск новой религии для своих земель князя подтолкнул трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъярённая толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси.

Погибая, мученик Феодор сказал: «Ваши боги не боги, а дерево. Сегодня оно стоит, а завтра можно его срубить; тогда оно упадёт, а потом сгниёт. Есть только один истинный Бог, Которому я служу. Он всё сотворил: и небо, и землю, и человека. А ваши боги что сделали? Ничего. Вы же сами своими руками сделали деревянного бога Перуна».

Владимиру рассказали о том, что случилось. Видел князь, что ведь и на самом деле языческий бог Перун не пришёл защитить этих людей. Согласитесь, красивая и очень поучительная легенда.

Но тем не менее князь Владимир, осознав, что реформирование язычества не удалось, стал искать другую религию, более прогрессивную. Как мудрый политик, князь понимал, что дикость язычества отжила свой век. Разгульное поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества. По миру в то же самое время уже широко распространились другие религии: иудаизм, ислам, христианство, которые объединяло единобожие, то есть вера в одного Бога.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место так называемое «испытание вер». В 986 к князю Владимиру приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские булгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские  евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере.  

Монах-проповедник показал князю икону, изображающую Страшный суд. Печальная участь грешников и вечная радость праведников оставили глубокий след в душе будущего святого. Уже после крещения Владимир всерьёз вознамерился отменить смертную казнь для разбойников, «боясь греха». Сами церковные иерархи едва сумели отговорить князя от неслыханного до тех пор в человеческой истории новшества. Но это будет потом, а пока что Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Выполнив задание великого князя, послы возвратились в Киев и сообщили Владимиру и его окружению следующее:

«Ходили мы к булгарам, смотрели, как они молятся в храме, и к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, ес­ли вкусит сладкого, не возьмёт потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». 

Внук княгини Ольги, по преданию, был впечатлён рассказами посланников, вернувшихся из Константинополя. Однако Владимир не сразу принял христианство.

В 988 году Владимир захватил византийский город Корсунь (сейчас территория города Севастополя) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания.

Факт того, что святая княгиня Ольга была христианкой, также оказал влияние на княжеское решение. Знаменитый церковный историк, профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский отмечает, что святая княгиня Ольга, женщина государственного склада ума, принимает христианство, в том числе из государственных побуждений:

«Указание на то, что христианство стало верою почти всех народов Европы и во всяком случае есть вера народов между ними лучших, — указание на то, что и между собственными её сородичами (варягами) началось сильное движение к нему, по примеру других народов,— не могли не подействовать на ум Ольги, делая для неё необходимым заключение, что у людей лучших и вера должна быть лучшей».

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но был исцелён сразу после крещения и воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!». В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II. 

Крещение — это одно из семи христианских таинств; обряд, совершаемый над новорождёнными, а также взрослыми людьми, принимающими христианство.

В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя, последнего из великих пророков дохристианской эры. Приходившие к нему люди погружались в воды реки Иордан в знак того, что смывают с себя, «топят» грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход которого проповедовал Иоанн.

Воды крещальной купели воспринимаются как воды обновления. Входит в них человек, пропитанный своими грехами, а выходит он уже без них. Крещение даёт возможность душе начать новую жизнь.

Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. И, конечно, он этим выражает своё согласие далее жить по велениям совести, по учению Христа и по правилам православной церкви.

Точно так же, как когда это делал Иоанн Креститель, Владимир крестил и русские земли. После крещения и женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жён и наложниц, а возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, князь крестил своих сыновей от предыдущих жён. Вслед за ними крестились многие бояре.

По приказу Владимира в Киеве разрушили им же некогда возведённое капище — идолы были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берегу Днепра для крещения. Накануне князь объявил по городу: «Если кто не придёт завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг».

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…»

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Принятие новой единой веры стало серьёзным толчком к объединению русских земель.

Священники из Болгарии — ученики святых Кирилла и Мефодия — принесли на Русь азбуку и книги. Теперь уже не только в песнях и былинах могла храниться народная память, но и в летописях. Службу они вели на понятном славянам языке. Поэтому высокие призывы Евангелия быстро находили отклик у русских людей.

Люди приглядывались к новой для них вере. На их сердца влияли не только поучения священников. Они видели, как изменился их правитель. Ведь после крещения князь Владимир, суровый правитель и воин, проложивший себе путь к вершинам власти в жестокой междоусобной борьбе, имевший шесть жён, не считая наложниц, не препятствовавший принесению человеческих жертв идолам, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Именно правление Владимира отмечено на Руси появлением христианского милосердия, исходящего от государственной власти.

За 25 лет своего христианского правления князь Владимир не только крестил русичей, но и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Владимира теперь именовали «ласковым князем» и «Красным Солнышком». Его любил бедный люд как справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно простого народа, сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На примере князя Владимира мы убеждаемся в том, что под влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и милосердию.

Русская православная церковь почитает князя Владимира святым и равноапостольным, приравнивая его деяния к апостольским. Тем самым отмечены не только его заслуги в принятии и распространении христианства, но и его внутреннее, духовно-нравственное преображение, сопоставимое с тем, что пережили апостолы. Киевский князь смог переступить границу «природной» веры — обожествления стихий и страха перед их могуществом — и смог уверовать в Того, Кто добровольно пошёл на страдания и смерть ради спасения человека и мира. Сумел уверовать искренно, сильно — и увлёк за собой целый народ.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о святом великом князе Владимире сказал: «Мы должны быть вечно благодарны Крестителю Руси за сделанный им судьбоносный выбор: принятие святой православной веры, которая является бесценным сокровищем народа».

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1.     Какую роль сыграл князь Владимир в крещении русских земель?

2.     Почему князь Владимир выбрал в качестве основной религии для русских земель православную веру?

3.     Как принятие крещения изменило князя Владимира?

videouroki.net

Глава 1 КАК ПРАВОСЛАВИЕ ПРИШЛО НА РУСЬ

Глава 1

КАК ПРАВОСЛАВИЕ ПРИШЛО НА РУСЬ

Казачество пошло громить язычество,

Да так и не вернулось до сих пор.

А. Щербаков

Первые христиане Руси

Княгиню Ольгу считают первой христианской правительницей на Руси. Это неверно уже потому, что первым был Аскольд-Николай. О крещении же Ольги свидетельства противоречивы и неясны.

Согласно «Повести временных лет» княгиня Ольга крестилась в 957 г. в Константинополе.

Но кроме этого летописного рассказа, «Повесть временных лет» упоминает без подробностей: Ольга крестилась в 955 г. Какой записи верить, неизвестно.

В немецкой хронике Продолжателя Регинона есть упоминание — в 959 г. прибыло к германскому императору Оттону I посольство Руси с просьбой прислать священников: русы хотят отречься от языческих обычаев и стремятся принять христианство… Посольство действовало от имени княгини Ольги.

В 961–962 гг. германский император послал на Русь епископа Адальберта, чтобы вести проповедь среди язычников. Адальберт основал Русское епископство с центром в Киеве и крестил многих киевлян. В Киеве он поставил «соборную церковь» Святого Илии.

Но убежденный язычник Святослав был уже почти взрослым.

Продолжатель Регинона сообщает: «962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Русам, ибо не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».

Многие скандинавские князья крестились по нескольку раз. Известны случаи, когда конунги принимало до 10 и даже 12 крещений. Каждый раз им дарились подарки, крестители рассчитывали на дальнейшие отношения, заключали удобные политические договоры и давали выгодные торговые пошлины.

Вероятно, Ольга тоже крестилась несколько раз: и по восточному, Византийскому, и по западному, римскому обряду. Правда, больших преимуществ ей это не принесло. Сближения с Германией не возникло, а с Византией отношения оказались построены так, будто Русь превращается в вассала империи.

Трудности христианского правителя в языческой стране

Христианин на троне, правящий страной язычников, вынужден все время принимать во внимание их убеждения и предрассудки. Язычники верят, что от личности и поведения князя зависит благополучие всего государства. Если он не будет соблюдать важных для них обрядов — это не просто его личное дело. Прознав о христианстве своего князя, язычники будут внимательно наблюдать — совершает ли он языческие обряды, без которых не наступят весна и осень? Делает ли возлияния Перуну? Почитает ли Сварога? Ест ли ритуальное мясо кабанов? Важны не убеждения князя, а ритуальные действия.

Современник Ольги, норвежский князь-конунг Хакон был воспитан как христианин при английском дворе. Подданные очень любили его, потому что за все время его правления конунг ни разу не воевал, и все годы были урожайными. Язычники были убеждены: боги любят конунга Хакона, поэтому все и идет хорошо.

Хакон был вынужден есть мясо жертвенных коней, плясать вокруг соплеменных дубов, общаться с прорицателями и жрецами. Когда однажды на пиру он перекрестил свой кубок, придворные потребовали объяснить — что это за жесты он совершил?

Хакон оправдался тем, что «на самом деле» он сотворил «знамение Тора»: нарисовал в воздухе «молоточек Тора», похожий на крест.

Так и Ольга-Елена. Если она и сделалась убежденной христианкой — тем тяжелее ее положение княгини языческой страны.

Одна из летописей сообщает, что Святослав еще при жизни Ольги казнил своего младшего брата Глеба за христианскую веру. Глеб мог быть сыном Игоря и от Ольги, и от другой жены.

Русская православная церковь канонизировала Святую Равноапостольную Ольгу как одну из первых распространителей христианства на Руси. Владимир после крещения Руси вынул тело бабушки из погребения: тело это было нетленно. Владимир вложил его в деревянную раку, и поставил в церкви Богородицы. Всякому, кто приходил к гробу с верой, в гробе отворялось окошечко, и он мог видеть нетленные мощи. А если подошедший страдал каким-то недугом, тот недуг моментально проходил.

Гроб с чудотворными мощами бесследно исчез после погрома, устроенного Батуханом в Киеве в 1240 г. Погубили святыню монголы, или гроб с телом спрятали — неизвестно. Вроде уже в XVII в. этот гроб опять появился… и так же бесследно исчез.

Во время батыева нашествия пропали сани, на которых ездила Ольга, а в храме Святой Софии — центральном соборе Киева, хранился деревянный крест, врученный Ольге Константинопольским патриархом. На кресте были письмена, в переводе на современный русский означавшие: «Обновися русская земля Святым Крещением, его же приняла Ольга Благоверная Княгиня».

Золотое блюдо с жемчугами, подаренное Ольгой Троицкому храму Пскова, хранилось до начала XVI в. Московиты захватили и разграбили Псков в 1506 г… С тех пор это блюдо исчезло.

Вот деревянный крест заинтересовал грабителей меньше, он стоял в храме до пожара 1609 г. Псковичи считали, что это и есть тот самый крест, врученный Ольге Константинопольским патриархом. Как могли в Киеве и во Пскове стоять два «тех самых» креста, я не в силах объяснить. Впрочем, показывали же греки четыре или пять могил Геракла. А могил Ходжи Насреддина, если не ошибаюсь, насчитывается то ли 15, то ли 17. Все, разумеется, «настоящие».

Но вот что непонятно: как сочетается святость Ольги, нетленность ее мощей с кровной местью, с закопанными живьем послами? И почему запомнили ее как Ольгу, а не как Елену?

Без понимания особенностей русского православия все это очень трудно объяснить.

Выбор веры

Если верить летописному сказанию, в 986 г. князь Владимир окончательно разочаровался в язычестве и начал выбирать новую веру для Руси. По этой летописной легенде, Владимир послал послов к католикам, мусульманам, иудаистам и православным. Из этих четырех единобожных конфессий и выбирал. Таково было «испытание вер». Ну так вот, уже начало неопровержимо свидетельствует: перед нами легенда. Потому что не было нужды посылать никаких посольств для встречи с единобожниками.

В Киеве жила большая колония иудаистов — евреев и хазар. Один из кварталов так и назывался Жидовским, и вели в него Жидовские ворота.

Была в Киеве и православная церковь.

Католики жили и в Киеве, а в Новгороде был целый Немецкий конец — то есть квартал. И в нем находилась католическая церковь. Другая католическая церковь стояла еще ближе, в Смоленске.

Сложнее всех с мусульманами — но уж по крайней мере купцы из мусульманского мира бывали ну Руси регулярно, а многие и жили в Киеве постоянно. Это, конечно, не ученые богословы, но во-первых, мы не знаем — может, в Киеве и мечеть была? Во-вторых, чтобы разузнать о вере, о ее ограничениях и запретах, никакие богословы не нужны, купцов более чем остаточно. Лишь бы оказались натуральными мусульманами, и рассказали бы все, как есть.

Еще более сказочные подробности сообщает летопись о том, как именно Владимир выбирал веру. По летописной сказочке, князь предстает невероятным невеждой. Сидит он на троне, ничего до этого дня не слыхав про любую из религий, и впервые в жизни выслушивая совершенно элементарные веши.

По легенде, Владимир, «Выслушав иудеев, спросил: где их отечество? — „В Иерусалиме“, — ответствовали проповедники. — Но Бог во гневе своем расточил нас по землям чужим» — «И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? — спросил Владимир. — Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества»[105].

И отказался перейти в иудаизм.

Нелепо… Уже потому нелепо, что совсем рядом с Русью располагался громадный и могучий Хазарский каганат. Государство, которое и с самой Русью могло поспорить богатством и силой, численностью подданных и мощью армии. Иудаизм был официальной религией Хазарского каганата.

До завоеваний Олега племя полян платило хазарам дань. От хазар варяги заимствовали и кривую саблю, и само название главы государства: каган.

Бертинские анналы рассказывают, что в 839 г. Византийский император Феофил послал к французскому королю Людовику Благочестивому «неких людей». Император просил пропустить их на родину через свои владения, «потому что путь, которым они попали в Византию, представляет большие опасности». Люди сообщили, что их народ называется «рос», столица их государства — Кыюв, а царь народа, пославший их к Феофилу «ради дружбы», называется «хакан»[106].

Владимир ведет с иудеями какой-то странный разговор. Он повторяет зады христианской антииудейской литературы — но ни звука не говорит о политических реалиях своего времени. В общем, чисто условные беседы, какие-то совершенно книжные.

С мусульманами еще невероятнее. Якобы узнав о запрете питья вина по Корану, Владимир вскричал: мол, веселие Руси — пити, не можем без того жити! Прямо в рифму. И отказался от ислама, потому что в нем запрещено пить вино. Необычайной силы, истинно государственная мысль.

Католикам Владимир отказал, потому что деды, мол, того не принимали. Тут даже не обсуждается, чем хороша или чем плоха вера. Послов, стало быть, пригласили только затем, чтобы заранее отказать.

А вот греческая вера понравилась тем, что в православных храмах красиво и благолепно, поют хорошо… Ну да, и бабка Ольга одобряла. По легенде, окончательное решение Владимира крестить Русь по византийскому обряду с чем было связано? Во время прений бояре сказали Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из людей». Звучит замечательно.

Вся эта нелепая, вызывающая чувство неловкости история откровенно сочинена задним числом. Это не рассказ о выборе, а оправдание уже совершенного выбора.

В чем же состоял выбор? Почему крещение, а не обрезание в ислам? А если крещение, то почему по византийскому обряду? Наверное, было желание присоединиться к самой могучей, самой богатой стране тогдашнего мира: к Византии. Стать как бы частью ее окружения. Ну и хотелось, наверное, использовать уже созданный Ольгой задел. Продолжить уже намечавшуюся традицию.

Но самое главное — получается, выбор можно было делать любой. В пользу любой из по крайней мере четырех конфессий. Какую захотели бы — такую и выбрали. И до конца не очевидно, что Владимир не мог бы захотеть крестить Русь совсем иначе…

Святой Равноапостольный Владимир

Тем более Владимир крестил Русь на совершенно особых условиях. В 988 г. Владимир захватывает Херсонес, — византийский город в Крыму, который русские называют Корсунью. Захватил, и направил императорам Византии, Константину и Василию, такое вот вежливое письмецо: «Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то, что сему городу сделал».

Ну что ж… честное предупреждение. Герои «Крестного отца» называют такого рода послания «предложение, от которого невозможно отказаться». Императоры и не отказались… Наверное, они очень хорошо представляли себе возможные последствия, если откажутся. Императоры только просили Владимира приехать в Константинополь — мол, надо же познакомиться с дорогими будущими родственниками? И обвенчаться в Софийском соборе будет совсем даже неплохо…

Вот на эти предложения Владимир ответил категорическим отказом! Он потребовал (хотя и в вежливой форме) доставить царевну Анну в Херсонес. Что и было сделано, после чего Владимир крестился, получив в крещении христианское имя Василий. Он женился на Анне по христианскому обряду, но сохранил при этом целый выводок других жен, с которыми был женат по обряду языческому, или вообще не утруждая себя формальностями.

Историки давно считают, что Владимир действовал так вовсе не из самодурства и не из природной жестокости. Он делал важное государственное дело: поставил периферийную дикую Русь на равных с громадной и древней Византийской империей.

Его отец Святослав вел с Византией большую серьезную войну — не устраивал разбойничий набег за добычей, как дедушка Игорь, а воевал уже всерьез. И все-таки Святослав оставался варваром, вторгшимся в пределы империи. Мало ли их было, варваров? Гунны, авары, готы, гепиды, печенеги… Ну, еще один варварский царек. Славяне даже завоевали часть имперских земель и поселились на них навсегда. А потом тюркское племя болгаров прочно завоевало часть отхваченных славянами земель и устроило на них свое государство.

Бабушка Ольга крестилась — но даже при том что крестным отцом Ольги был император, получалось — Византия главнее и важнее. Византия дает, а Русь принимает христианство. Этот нюанс прекрасно был понятен современникам, и Византия совершенно откровенно требовала от Ольги подарков, услуг, знаков внимания.

Владимир хочет крестить Русь. Но если он попросит Константинополь об этой маленькой услуге — Византия будет попросту считать его своим вассалом, неравным союзником. Русь будет должна за крещение не только при Владимире, а пожалуй, еще несколько поколений.

Ну так Владимир не просто крестил Русь, он сделал это при таких обстоятельствах, чтобы сама мысль о зависимости просто не могла бы прийти в голову. Приставил нож к горлу священнику и вежливо так просит: «Батюшка, окрестите меня!».

С конца X в. Русь становится частью христианского мира, и при том вовсе не подчиняется Византии.

А 988 г. сияет в русской истории как дата крещения Руси…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Ответы Mail.ru: откуда пришло христианство

Из Византии!, в результате четкого политического размена между Византией и князем Владимиром. Владимир оказывал военную поддержку правителю Царьграда а сам взамен получал через династический брак титул.. . Чтоб в Европе признали. Сам Владимир ведь незаконнорожденный.. . И прав на престол особо то не имел… .
Согласно «Повести временных лет» , в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э. ) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
« Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его! »

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою) .
Крещение киевлян К. Лебедев.

Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури» , в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника» :

В году 6496 [988] был крещен Владимир, который крестил Росию.

Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет» . В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше [22].
В. М. Васнецов «Крещение Руси»

Первый русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI) так объясняет мотивы князя Владимира: «<…> и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумѣти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бѣ всегда о благовѣрьнии земли Гречьскѣ, христолюбиви же и сильнѣ вѣрою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них дѣются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благовѣрьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови прѣстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгорѣ духомъ, яко быти ему христиану и земли его»
.

otvet.mail.ru

Урок. Как христианство пришло на Русь.

 

Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь, спасение души.

Цели урока: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ


1.     Что о православной культуре вы вынесли из курса, который прошли в прошлом году? Что нового летом узнали по нашей теме? С какими замечательными людьми познакомились? Какие храмы видели? Сумели ли вы начать осуществлять «эру милосердия», о которой рассуждали в прошлом учебном году? Поделитесь вашими впечатлениями и достижениями. Будет хорошо, если вы оформите это в виде связного ответа. (Вопросы заранее могут быть записаны на доске).


2.     В этом году мы продолжаем наш курс и начнем с истоков нашей православной культуры.  Как вы думаете, Евангелие сразу разлетелось по всему миру или же христианство  постепенно достигает все новых  и новых народов?

Отвечая, учащиеся могут выяснить, что Крещение Руси, сменившее языческое многобожие, добровольно было принято населением Киевской Руси. Принятие новой веры происходило мягко, хотя не единовременно и заняло определенный исторический промежуток.


3. Где была первая столица Руси?

 


Исследовательская работа с текстом


 ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ


Прочитав текст, попробуйте ответить на вопрос, почему на Руси было принято именно православие.


 ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

ВОПРОСЫ

1. Попробуйте ответить на вопрос, почему Русь крестилась в православие?

Можно поработать с фрагментом из «Повести временных лет», который традиционно называют «Выбор веры», когда старцы и князья обратились к своему князю Владимиру:

В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…

– Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?

 1. Церковь = храм – это синонимы. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?

 Как вы представляете церковь как сообщество людей? Не является ли это (сообщество единомышленников) главным основанием для храма-здания? Подумайте, почему говорят: «Храм не в бревнах (т. е. не в материальном здании), а в ребрах (т.е. в самом человеке, его душе).

2. Как произошло Крещение Руси? Рассмотрите икону, на которой изображено Крещение Руси.

2. Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?

Как крещение затронуло богослужение, книгоиздательство, образование, быт людей?

Учитель может внести дополнительную информацию.

Событие Крещения Руси, произошедшее в 988 году, стало знаковым для нашего народа. Памятники письменности, например, встречались на Руси и до 10 века. Но широкое освоение письменности, рождение качественно новой культуры, произошло именно после Крещения Руси.

До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии,  домашнего очага и другим. Крестившись, наши предки стали православными христианами. А поскольку православие языческая Русь унаследовала из Византии, то вместе с христианством русичи унаследовали и высокоразвитую византийскую культуру. Главным в православии являлось обозначение ведущего смысла человеческой жизни. В чем смысл и назначение человеческой жизни? Наверное, разные люди ответили бы на этот вопрос по-разному, а вот недавно крестившиеся неграмотный крестьянин-смерд и высокородный князь ответили бы на этот вопрос одинаково: «Спасение». Для них было ясно, что целью кратковременной земной жизни является спасение души. Человек призван пройти нелегкий земной путь и спасти свою бессмертную душу.

Крестившийся русский мир скрепляли, обеспечивали духовную цельность Вера, Христос, Евангелие. Представим мысленно церкви, купола, увенчанные крестами. Вокруг церквей располагались различные постройки – это была окрестность, то есть то, что расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой жизни. Все  мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все было оцерковлено, освящено молитвой.

На Русь, в 10 веке принявшей христианство, вера пришла вместе с недавно возникшим церковнославянским языком, родственным древнерусскому. Этот язык был создан святыми братьями Кириллом и Мефодием специально для перевода Евангелия и богослужебных книг. Церковнославянский язык обогатил древнерусский язык такими словами, как истина, разум, пространство, вечность, вселенная, милосердие, благодать и другими. Литературный язык совершенствовался и приобрел славу одного из наиболее развитых языков средневековья

Одним из ярких достижений новой культуры была книга. Книга была окружена на Руси особым почитанием: книга говорила о деятельной любви к родине, к ближнему, воспитывала чувство ответственности каждого за всех. Описывая окружающий мир, древнерусские авторы не уставали удивляться красоте и мудрости мироустройства, призывали к творческому созиданию, устроению, благоукрашению данного Богом природного мира.

3. Подсчитай, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа ты поймешь, сколько лет русской православной культуре.

Прочитайте материал о крещении князя Владимира. Можно сказать, что в результате крещения он стал другим человеком?

4. Какое имя-прозвание и почему русский народ дал князю Владимиру?

Для учителей приведем высказывание церковного историка А.В. Карташова: «Сам князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал совершенно другим человеком и правителем. За 25 лет своего христианского правления он не только крестил русичей, но и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Святого Владимира теперь именовали «ласковым князем» и «красным солнышком». Его любил бедный люд как справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно простого народа сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На примере святого равноапостольного князя Владимира мы убеждаемся в том, что под влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и милосердию».

Важно подчеркнуть, что князь Владимир стал зачинателем осуществления программы социальной помощи, милосердия на Руси. А также мысль о том, что под влиянием христианской истины человеческий эгоизм может «свернуться» и отступить, замещаясь лучшими качествами человека.

     В первой русской летописи – «Повести временных лет» – отмечено, что в 983 году киевляне решили: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Как вы думаете, после принятия христианства прекратились человеческие жертвоприношения языческим богам на Руси?

               Подводим итоги


Поговорим по душам

Подведите итоги урока: какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества.

mozhblag.prihod.ru

откуда пришло православие в Россию? немного истории посвятите!

Из Византии долбаной.

Язычник Владимир Красно Солнышко постарался.

первым кто крестил Русь был Владимир

библия вам в помощь:)

Князь Владимир решил таким образом объединить славянские племена, мудрый дядька был, знал что монотеизм будет рулить…

Из Византии, как и герб.

от туда от куда и коммунизм… одна и та же муть. Что те везде свои храмы и символы строили что те в каждой подворотни памятник ленину втыкали… одна и та же муть.

в Россию принесли первые князья из Киева, как госрелигию, остальное типа крещение в Днепре, Владимир Кр. Солнышко и пр. никакого отношения к России НЕ ИМЕЮТ.

Вы знаете как России ее собственный лес продают? Продают в Китай — а потом этот же лес мы покупаем в Турции. . на много дороже точно так же .. Православие всегда было славянским и существовало на базе родноверия. Славянин Иисус-Радомир просвятил евреев. А они принесли его к нам как Христианство Под эгидой еврея Владимира ясно солнышко. Только пришло к нам чистое христиатсво кторое с реформой Никона в 1666 году было названо как православие

…самым большим успехом православной церкви в деле христианизации стало обращение России. Примерно в 950 году княгиню Ольгу обратили в христианство и окрестили германские проповедники. Но наибольшего взлета христианство достигло при ее внуке Владимире. По не совсем понятным причинам Владимир пригласил посланцев христианской церкви не с Запада, а из Византийской империи. Не очень также ясно, какие усилия ему пришлось приложить для обращения своих подданных в христианство. Его сын Ярослав укрепил связи с Константинополем и еще больше отошел от Рима. К 1240 году, когда Россию захватили монголы, правившие в ней более двух веков, христианство стало объединяющим началом, позволившим России выжить, а затем изгнать захватчиков. В XVI веке, когда Константинополь пал под ударами турок, Россия объявила Москву «третьим Римом», и ее правители стали называться царями, а митрополит Московский — патриархом. ..

Ниоткуда не пришло.

православие на Руси было всегда. и не надо сюда пялить продавших Русь владимиров и прочих еврейских прихвостней . гнать всю эту хрень христовую поганой метлой .

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *