Минин и Пожарский
Популярные биографии
Биография Константина Паустовского
Дата рождения: 31 мая 1892 года Дата смерти: 14 июля 1968 года Место рождения: город Москва Константин Георгиевич Паустовский, советский писатель,
Биография Вячеслава Иванова
Дата рождения: 16 февраля 1866 года Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 16 июля 1949 года Место смерти: Рим, Италия Вячеслав
Биография Михаила Лермонтова
Дата рождения: 15 октября 1814 года Дата смерти: 27 июля 1841 года Место рождения: город Москва Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт,
Биография Александра Островского
Дата рождения: 12 апреля 1823 года Дата смерти: 14 июня 1886 года Место рождения: город Москва Александр Николаевич Островский — известный русский
Биография Михаила Ломоносова
Дата рождения: 19 ноября 1711 года Дата смерти: 15 апреля 1765 года Место рождения: Деревня Мишанинская, Архангельская губерния, Российская империя
Разделы
показать полностью
Популярные фото
Последние статьи
Популярные Видео
youtube.com/embed/CcVeoF5hA5s?rel=0&wmode=transparent» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>Вконтакте
Биографии известных людей » Занимательные факты » Минин и Пожарский
После гибели Лжедмитрия для России плохие времена не закончились, как кто-то в то время мог подумать. Польша ввела свои войска и захватила Смоленск, шведы взяли Новгород.
Российские бояре, следуя своим корыстным устремлениям, подписали соглашение с королем Польши, по которому верховное главенство предписывалось занять сыну польского короля. При этом те же бояре фактически предали интересы своей страны и ворота Москвы оказались открытыми для польских войск, чем те не преминули воспользоваться.
Но далеко не все смотрели на это в лучшем случае, спокойно,а именно Кузьма Минин, являвшийся земским старостой, обратился к народу с призывом спасти Москву и изгнать чужеземных захватчиков.
Он предложил избрать воеводой князя Дмитрия Пожарского, которому тогда было всего тридцать лет. И в 1612 году на борьбу с захватчиками,а также с предателями-боярами, поднялся народ, и во главе этого, истинно народного ополчения стояли Минин Кузьма и Пожарский Дмитрий. При этом был взят Китай-Город, и Москва была освобождена от врагов.
Пожарского просили стать воеводой, он согласился, но с одним условием — чтобы сам народ избрал достойного и верного хранителя казны, на эту роль был поставлен Кузьма Минин.
Ополчение, которым руководили Минин Кузьма и Пожарский Дмитрий, было многочисленное, оно состояло из более чем десяти тысяч поместных, трех тысяч казаков и множества крестьян. Именно благодаря настоящему народному подъему Москва стала свободной от захватчиков в ноябре 1612 году. Но Сизизмунд Третий считал, что он еще не потерял Россию, он выступил с новой силой.
И снова благодаря руководству Пожарского и действиям ополченцев Сигизмунда улалось остановить. В 1613 году в России открылась новая царская династия, теперь уже Романовых, царем был избран Михаил.
В 1812 году, в честь двухсотлетия победы над врагами, на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому, этим видным деятелям ополченского движения.
The-biografii.ru информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей.
Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.На The-biografii.ru Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.
Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
The-biografii. ru подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на The-biografii.ru.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.
Пушкин о Минине и Пожарском: pruttskov — LiveJournal
?- История
- Литература
В августе — сентябре 1836 года Пушкин готовил к печати третий номер журнала «Современник». В него должна была войти статья Погодина «Прогулка по Москве». Пушкин сопроводил текст примечаниями, но цензура не пропустила часть статьи. Вместе с этим фрагментом пропали и примечания, среди которых — «о памятнике князю Пожарскому и гражданину Минину». Оно было впервые опубликовано только в 1922 году. Из него любопытный читатель узнает, что Минин — это не фамилия, а отчество от имени Мина. Настоящая фамилия Козьмы Минина — Сухорукий. Фамилия, которая вышла из его прозвища. Таким образом, спасителей России в 1612 году правильнее называть не Минин и Пожарский, а Сухорукий и Пожарский.
Обратимся к первоисточнику:
«Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукий, или думный дворянин Косма Минич Сухорукий, или наконец, Кузьма Минин, выбранный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Всё это не худо было бы знать, так же как имя и отчество князя Пожарского. Кстати: недавно в одной исторической статье сказано было, что Минину дали дворянство и боярство, но что спесивые вельможи не допустили его в думу и принудили в 1617 году удалиться в Нижний Новгород — сколько несообразностей! Минин никогда не бывал боярином; он в думе заседал, как думный дворянин; в 1616 их было всего два: он и Гаврило Пушкин. Они получали по 300 р. окладу. О годе его смерти нет нигде никакого известия;
Цитирую по изданию: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в девяти томах. М., Библиотека «Огонёк». Издательство «Правда», 1954. Том шестой. Страница 100.
Subscribe
День Победы-2022
В моём детстве День Победы был грустный праздник, особенно в маленьких городах и сёлах: все плакали о тех, кто не дожил до Победы, на улицах…
Москва – Норильск?
Самолёт Москва – Норильск вылетел из аэропорта Домодедово в 22. 05. Полёт в столицу Таймыра занимает по расписанию три часа сорок пять минут.…
К новости о якобы смерти Жириновского
Когда я после четвёртого курса приехал на практику в газету «Советская Чукотка», заместитель главного редактора Иванов попросил меня подготовить…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Зачем поставили памятник Минину и Пожарскому? Краткая информация о памятнике Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому стал первым памятником в Москве: раньше в честь важных исторических событий устанавливались триумфальные арки, часовни и храмы.
Идея композиции
В 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложили построить в Нижнем Новгороде памятник к 200-летию победы русских над иноземными захватчиками в 1612 году. центральными фигурами композиции предложили князя Дмитрия Пожарского и земского старосту Кузьму Минина.
Место и герои выбраны не случайно: в Смутное время Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде Второе ополчение против шведских и польско-литовских захватчиков. В 1612 году русская армия разгромила вторгшиеся войска и полностью освободила столицу.
Работа над памятником
Автор проекта скульптор Иван Мартос. В 1812 г. под его руководством мастера приступили к работе над памятником; Спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил всю скульптуру. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в истории Европы такой большой памятник был отлит за один раз.
Постамент для памятника изготовил каменщик Самсон Суханов из трех кусков гранита, специально привезенных из Финляндии. Иван Мартос украсил постамент двумя горельефами. На фронтальном горельефе «Нижегородцы» скульптор изобразил людей, жертвующих богатством на защиту Родины. Среди фигур — сам Мартос и двое его сыновей, которых отправляют на войну. В оборотном горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, изгоняющего интервентов из Москвы.
Фигуры Минина и Пожарского выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи… Однако в скульптурной композиции были и традиционные русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубаху, на фигуре Пожарского был изображен Спас Нерукотворный. щит, а на одном из горельефов была изображена икона Казанской Божией Матери.
Открытие памятника
Изначально памятник хотели установить в Нижнем Новгороде. Но Иван Мартос настаивал на том, чтобы его место было в Москве на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (ныне здание ГУМа). Памятник Минину и Пожарскому установлен в 1818 г.
С 1818 года облик Красной площади несколько раз менялся: на месте торговых рядов в 1893 году открылся ГУМ, а в 1930 году был построен Мавзолей. Памятник мешал проведению масштабных парадов и демонстраций. В 1931 году она была перенесена в собор Василия Блаженного, где и находится до сих пор.
Сегодня памятник Минину и Пожарскому — одна из главных достопримечательностей не только Красной площади, но и столицы в целом. Зимой у памятника, как в конце 19го века, заполните каток.
Впервые идеи о сооружении памятника были озвучены жителями Нижегородской губернии, поддержанными императором Александром I, а реализована идея русским монументалистом Иваном Мартосом в 1818 году.
Латунь -медная скульптурная группа — памятник Минину и Пожарскому — установлена на Красной площади перед величественным собором.
На парадном горельефе пьедестала изображены жертвенные русские патриоты, отдающие самое дорогое Отечеству. Горельеф оборотной стороны — тематические зарисовки о военном походе и князе Пожарском, изгнавшем поляков-завоевателей из Москвы.
Созданию скульптурной композиции Минина и Пожарского предшествовал Высочайший Указ о сборе средств по всей России, добровольных пожертвованиях и обнародовании имен меценатов, конкурсе на лучший рукотворный проект. Русские отождествляли монументальное творение с символами победы. Было решено поставить памятник в Москве, а в Нижнем Новгороде должна была появиться его мраморная копия.
Литейщику Василию Екимову поручено монументальное литье. Впервые в европейской истории одновременно (за 10 часов выплавки 1100 пудов меди и 5 суток охлаждения) был отлит столь грандиозный монолит.
В первоначальном проекте постамента предполагалось использовать сибирский мрамор, но в процессе работы основание стало гранитным. Постамент вытесал из 3-х цельных гранитных блоков петербургский каменотес Самсон Суханов.
Место для памятника определил сам Мартос, выбрав место посреди Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Интересен тот факт, что при создании скульптурных изображений Ивана Мартоса позировали его сыновья.
Торжественное открытие монументальной скульптуры Русские богатыри состоялось в начале марта 1818 года и стало всенародным праздником. В связи с этим знаменательным событием на Красной площади состоялся гвардейский парад с участием императорской семьи. Степан Дегтярев написал ораторию «Минин и Пожарский».
В начале 30-х годов ХХ в. массивная скульптурная композиция Минину и Пожарскому стала «помехой» для парадов техники и демонстраций на ней и была перенесена в Соборную святыню Храма.
Также есть копия величественного памятника в Нижнем Новгороде. Скульптурная работа Зураба Церетели всего на 5 см меньше своего московского аналога. Памятник установлен под стенами Нижегородского Кремля, у церкви Рождества Иоанна Предтечи. Уменьшенная копия модели находится в экспозиции художественного музея в Таганроге.
Один из самых известных памятников России, посвященный героям народного ополчения 1612 года — новгородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Объект культурного наследия, расположенный рядом с собором Василия Блаженного на Красной площади.
В начале XIX века величественный памятник героям второго народного ополчения — новгородскому старосте и князю, освободившим Москву от польских, литовских и шведских захватчиков в 1612 году.
Описание памятника
На высоком гранитном постаменте установлены фигуры героев-освободителей России — новгородца Кузьмы Минина, стоящего во весь рост с поднятой вверх правой рукой и призывающего князя Дмитрия Пожарского освободить Родину от захватчиков, и сам князь, сидя перед ним на ложе, израненный, держащий в одной руке щит с изображением Спасителя, а другой рукой опирающийся на протянутый ему К. Мининым меч, и полный решимости возглавить народное ополчение. .. Знаменитый русский скульптор начала 19Иван Петрович Мартос 20-го века облачил обеих фигур в старинные одежды с элементами русского костюма и тонкими нюансами в некоторых деталях внешности персонажей. Так, римская тога Кузьмы Минина гармонирует с его прической «в скобку», характерной для русского крестьянина, а отороченный узором хитон напоминает рубаху землепашца.
Основание памятника с обеих сторон украшено барельефами. На аверсе изображена сцена сбора средств для ополчения, состоящего из двух групп людей. Правая группа изображает мужчин, приносящих пожертвования, а левая — коленопреклоненных женщин в старинных одеждах, но русских кокошниках, возлагающих свои украшения на алтарь победы. На заднем плане видны фигуры мужчин — отца и его сыновей, которых он благословляет на ратный подвиг… Портретное сходство отца с самим скульптором И. Мартосом не случайно — его сын воевал с французами в армии в 1812 году. В самом центре барельефа скульптор изобразил принесенные людьми и сложенные на земле пожертвования. Поверх композиции выгравированы слова благодарности потомкам освободителей Отечества.
Оборотную сторону барельефа занимает сюжет изгнания интервентов, также состоящий из двух композиционных частей… В одной части изображены мужественные русские во главе с князем Д. Пожарским, конь которого топчет побежденного враг с копытом, в другом — враги, бегущие в ужасе.
Предыстория создания памятника
Спустя два века после трагического периода в истории средневековой России — Смуты, закончившейся изгнанием иноземных захватчиков из Москвы и победой над Польшей в 1612 г., недавние выпускники гимназии при Петербургской академии наук, создавшие литературно-общественную организацию — Вольное общество любителей словесности, наук и искусств, в 1803 г. выступили с предложением увековечить в бронзе память народных героев — К. Минина и Д. Пожарского. Памятник предлагалось установить в центре народного ополчения.
Эта идея понравилась скульптору Ивану Мартосу, и в 1804 году он начал работу над проектом. Первую гравюру будущего памятника выдающийся художник-монументалист представил публике в 1807 году. А уже в 1808 году нижегородцы подали прошение императору об объявлении конкурса на лучший проект памятника. Помимо Ивана Мартоса, в конкурсе проектов приняли участие известные в начале XIX века скульпторы и архитекторы — Иван Прокофьев, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Андрей Михайлов и француз Жан Тома де Томон. В ноябре 1808 г. победителем конкурса дизайнеров стал скульптор И. Мартос. Император Александр I издал указ о начале сбора пожертвований на строительство величественного памятника. В начале января 1809 г.началась всенародная подписка, и по всем крупным губернским городам и селам России были разосланы гравюры с изображением будущего памятника. Сам Александр I был заинтересован в возвеличивании народных героев, принесших свободу и независимость. Российской империи от поляков, поэтому он первым внес двадцать тысяч рублей на сооружение исторического памятника.
Средства собирали, как говорится, «всем миром». Кроме представителей дворянства в подписке участвовали купцы, мещане и ремесленники. К 1811 году была собрана необходимая для начала работы сумма, а имена всех подписчиков были напечатаны и обнародованы. К этому же времени конечным местом установки памятника, как важного памятника героическому прошлому России, была определена Москва, а Нижний Новгород было решено украсить мраморным обелиском в честь героев-ополченцев. — К. Минин и Д. Пожарский.
История создания памятника
Над малыми и большими моделями памятника скульптор работал на протяжении 1812 года, лишь ненадолго прерывая работу из-за Отечественной войны… Победа над французами стала еще одним знаковым событием, на фоне которого создание памятника Минин и Пожарский приобрели более глубокий, сакральный смысл, а именно олицетворение победы России над ее врагами. В прессе освещался не только ход работ по созданию памятника и технологии, использованные мастерами при изготовлении частей памятника, но и этой теме был посвящен ряд статей, в обсуждении которых все принимали участие активная часть. В феврале 1813 г. большой макет памятника был представлен императорской семье и публике. Модель понравилась матери Александра I, вдовствующей императрице, и была не менее высоко оценена членами Императорской Академии художеств.
Для отливки столь значительного памятника был выбран лучший на тот момент мастер-литейщик — начальник Литейного дома Академии художеств Василий Екимов и заготовлено более тысячи пудов меди. Подготовительные работы продолжались почти до конца лета 1816 года, и 5 августа была произведена отливка, длившаяся десять часов. Таких грандиозных работ в Европе в те годы не было. За что В. Екимов получил орден Анны II степени и премию в двадцать тысяч рублей, а сам скульптор И. Мартос получил пенсию в четыре тысячи рублей в год пожизненно.
Постамент изначально планировалось сделать из сибирского мрамора, но, учитывая большие размеры памятника, мрамор заменили гранитом. Несколько огромных кусков этого камня были привезены из Финляндии, бывшей в то время губернии Российской империи, и знаменитый петербургский камнерез Самсон Суханов изготовил из трех гранитных блоков постамент.
Копия памятника в Нижнем Новгороде и др. Интересные факты, связанные с легендарным событием
Копию московского памятника, ниже оригинала всего на пять сантиметров, создал русский скульптор Зураб Церетели, воспроизведя даже надпись на постаменте, только без указания года. Памятник установлен на территории Нижегородского кремля возле церкви Рождества Иоанна Предтечи. Как установили историки, именно с крыльца этой церкви осенью 1611 года Кузьма Минин призывал собирать народное ополчение. Торжественное открытие памятника состоялось 4 ноября 2005 года — в День народного единства, который незадолго до этого, в декабре 2004 года, был включен в перечень государственных праздников поправкой к Федеральному закону «О днях воинской славы».
Одной из версий причины переноса памятника в 1931 году считается событие, произошедшее уже после смерти вождя революции, когда его соратники начали ожесточенную борьбу за власть. Тогда же, по легенде, на постаменте памятника появилась надпись: «Смотри, князь, какая мразь завелась сегодня в Кремле». Надпись тут же стерли, а памятник перенесли.
Подвиг русского народа — К. Минина и Д. Пожарского навсегда вписан в скрижали истории Российского государства, а памятник, созданный в честь народных героев, служит молодому поколению примером самоотверженности, героизма , мужество и готовность отдать жизнь за Отечество.
Памятник Минину и Пожарскому — бронзовая скульптурная группа, созданная Иваном Мартосом; расположен напротив собора Василия Блаженного на Красной площади. Первый памятник в Москве.
Посвящается Нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских захватчиков, закончившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612.
В 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и искусств выступили с предложением начать сбор средств на строительство памятника. Это же общество предложило поставить во главе композиции будущего памятника народного героя Кузьму Минина. Памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде – городе, где собиралось ополчение.
Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над памятником. Помимо работы над проектом, он также выступает главным популяризатором народных героев Минина и Пожарского, представляя их российскому обществу освободителями страны от иноземного ига. В 1807 году Мартос публикует гравюру первой модели памятника.
К 1808 году массовое увлечение установкой памятника Минину и Пожарскому постепенно утихает. И тогда нижегородцы вновь поднимают вопрос об установке памятника «на том самом месте, где Минин подарил народу все свое имущество и тем самым разжег конкуренцию своих сограждан». 2 мая 1808 года президенту Академии Художеств было поручено «составить несколько проектов памятника, которым дворянство и граждане Нижегородской губернии желают увековечить подвиги подданного Козьмы Минина и боярина князя Пожарского». и представить их в короткие сроки». В конкурсе участвуют скульпторы Прокофьев, В.И.Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.
В ноябре 1808 года скульптор Иван Мартос выиграл конкурс на лучший проект памятника, и был издан Высочайший указ о начале сбора средств. 1 января 1809 г. была объявлена всенародная подписка, а гравюры с изображением утвержденного проекта разосланы по всей России, «чтобы было известно всем русским». Чертеж существенно отличается от первого проекта и по своей композиции практически совпадает с окончательным решением памятника.
К 1811 году собранной суммы хватило для начала работы. К этому же времени было принято решение установить памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде воздвигнуть обелиск.
Интерес к созданию памятника и без того был велик, но после Отечественной войны он неизмеримо возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы. В периодических изданиях публиковались не только заметки о ходе работ над памятником, но и посвящались ему большие отдельные статьи, в том числе и о технологиях, использованных при его изготовлении.
Литой памятник отправился 21 мая 1817 г. из Петербурга, где он был изготовлен, в Москву водным путем с особым визитом в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за их героизм в Смутного времени и за участие в создании памятника. Доставка закончилась 6 сентября. До февраля 1818 г. велись работы по установке, и, наконец, 4 марта (20 февраля) 1818 г. состоялось торжественное открытие памятника, сопровождавшееся парадом и исполнением оратории Дегтярева «Минин и Пожарский».
Первоначально Памятник Минину и Пожарскому располагался посреди Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), но в 1931 году считался препятствием для демонстраций и парадов военной техники и был перенесен в собор Василия Блаженного.
Капитальная реставрация памятника запланирована на 2010-2011 годы. При переносе памятника была нарушена система водоотведения, в результате чего за последние 78 лет памятник пришел в негодность. Одновременно с восстановлением исторического облика Красной площади и будущей сохранностью памятника решается вопрос о его возвращении на историческое место.
Текст надписи подвергся критике со стороны А.С. Пушкин: Надпись к гражданину Минину, конечно, неудовлетворительна: он для нас или мещанин Косьма Минин, по прозвищу Сухорука, или думный дворянин Косьма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборное лицо от всей Московское государство, как оно названо в избирательной грамоте Михаила Федоровича Романова. Все это неплохо бы знать, как и имя и отчество князя Пожарского.
4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, возле церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и знатоков, в 1611 году Кузьма Минин с паперти этой церкви призвал нижегородцев собрать и снарядить народное ополчение для защиты Москвы от поляков. Надпись на нижегородском памятнике сохранилась, но без указания года.
По легенде, после смерти Ленина в 1924 году, во время борьбы за власть, на памятнике появилась надпись:
Смотри, князь, какая мразь завелась сегодня в Кремле
Памятник Минину и Пожарскому расположен напротив собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Это первый памятник в столице, воздвигнутый не в честь государя, а в благодарность национальным героям. Лучшим его произведением стал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, созданный великим русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом. Скульптурная композиция отражает патриотизм и доблесть не только двух героев России, но и всего русского народа.
Из историиВ 1803 году Вольное общество любителей словесности, наук и искусств Санкт-Петербурга выступило с инициативой сбора средств на создание памятника в честь героев нижегородского ополчения 1612. Главной фигурой композиции должен был стать народный герой Нижегородский земский староста Кузьма Минин, а памятник планировалось поставить в Нижнем Новгороде, так как именно здесь собиралось Второе земское ополчение.
Для справки: В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин призвал создать ополчение и изгнать иностранцев из Москвы. Он предложил назначить главным главнокомандующим нижегородского князя Дмитрия Пожарского. Под Нижним Новгородом было собрано огромное войско, для которого люди привезли одежду, оружие и деньги. Под предводительством этих патриотов народное ополчение с Казанской иконой Божией Матери подошло к Москве и 4 ноября 1612 года Китай-город был взят штурмом, а иностранцы изгнаны из столицы.
Создание памятникаВ 1808 году был проведен конкурс на завершение проекта памятника, в результате которого победила работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирались по всей России, и каждый мог увидеть гравюру с изображением будущего памятника.
Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет — с 1804 по 1817 год. Ее планировалось установить в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими захватчиками, но война с Наполеоном помешала осуществлению этих планов . В то же время победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которой стала скульптурная композиция, созданная Мартосом.
ОписаниеГлавной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина — его рука воздета к Пожарскому и всему русскому народу к Москве, призывая защитить ее от иноземного ига. Мужественный торс и широкий шаг героя выражают его уверенность и решительность.
Дмитрий Пожарский изображён сидящим, он ещё не оправился от травмы, но уже откликнулся на призыв Минина. В одной руке у него щит с изображением Спасителя, а другая рука на протянутом Кузьмой Мининым мече.
Меч объединяет фигуры двух героев, подчеркивает их единство и выражает готовность возглавить ополчение и повести народ на борьбу с иноземным игом.
Произведения Ивана Мартоса большей частью выполнены в классическом стиле и поэтому видно, что лицо Минина напоминает Зевса и оба героя в античных одеждах. Но, если присмотреться, то можно заметить, что на щите изображен Спаситель.