30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов одобрил Договор об образовании СССР
- Информация о материале
- Опубликовано: 30 декабря 2022
- Просмотров: 3460
Подписание Договора об образовании СССР. Художник С. Дудник
30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов одобрил Договор об образовании СССР, положив тем самым начало истории Советского Союза.
Хотя дискуссия о конкретном формате объединения разрозненных республик в единое государство шла достаточно долго, сама необходимость его создания была очевидна и предопределена. В ходе Гражданской войны сформировались прочные военно-политические связи между республиками, закреплённые декретом ВЦИК от 1 июня 1919 года, фактически провозглашавшим создание договорной федерации с РСФСР в качестве центра. Локальные республиканские компартии включались в состав РКП(б) в качестве областных парторганизаций, что несколько ограничивало их суверенитет, формируя предпосылки для дальнейшего объединения.
Следующим значимым шагом стало заключение в период с 1920 по 1922 год двусторонних соглашений о хозяйственном и дипломатическом союзе между РСФСР и всеми прочими советскими республиками.
Открытым оставался только вопрос окончательного формального объединения. Весной 1922 года партийные органы новообразованной Закавказской Социалистической Федеративной Республики, равно как представители УССР и БССР, заявили о необходимости окончательного уточнения формата взаимоотношений между республиками. Для разработки решения по этому вопросу была создана комиссия во главе с В.В. Куйбышевым. На основании концепции И.В. Сталина, была выдвинута идея включить в состав РСФСР Украинскую, Белорусскую и Закавказскую республики с широкими правами автономии, сохранив суверенитет прочих (Бухарской, Хорезмской и т. д.). В свою очередь, В.И. Ленин, в целом поддержав это решение, внёс в него определённые коррективы, сформировав новое государство как союз равноправных республик.
6 октября 1922 года пленум ЦК РКП(б) принял проект резолюции о взаимо¬отношениях РСФСР с независимыми советскими социалистическими респуб¬ликами, исправленный с учётом предложений Ленина.
29 декабря 1922 года в Москве состоялась конференция полномочных делегаций союзных республик. Она утвердила проекты Декларации и Договора об образо¬вании СССР, а также повестку и срок открытия Всесоюзного съезда Советов, который закрепил установившийся порядок и открыл возможности для дальнейшей интеграции республик в единое государство.
В столетие этого знаменательного для истории России события многие члены Российского исторического общества приурочили ряд своих мероприятий к этому юбилею. Некоторые из этих проектов получили поддержку фонда «История Отечества».
Так, 14–15 апреля прошла XII Международная конференция молодых учёных и специалистов «КЛИО-2022. Новые государства в XX веке. Исторические документы и актуальные проблемы археографии, архивоведения и источниковедения, российской и всеобщей истории нового и новейшего времени. К 100-летию образования СССР».
Символическое пространство советской мифологии, характерное для эпохи видение нового, советского, человека и восприятие образов вождей было рассмотрено в рамках проходившей в период с 27 сентября по 30 октября в Российском этнографическом музее выставки «Новый человек: между утопией и традициями. К 100-летию образования СССР».
13–14 октября на площадке МГУ имени Н.П. Огарёва была проведена всероссийская научная конференция «Финно-угорские народы России в контексте опыта национально-культурного строительства: к 100-летию образования СССР» ( XVI Сафаргалиевские научные чтения), в рамках которой участники проанализировали влияние возникновения Советского Союза на жизнь и культуры финно-угорского населения.
20–22 октября 2022 года в Омском государственном университете имени Ф.М. Достоевского состоялась международная научно-практическая конференция «Федеративное государство: историко-правовой опыт и современные практики (к 100-летию образования СССР)». В рамках продуктивной научной дискуссии участники рассмотрели специфику историко-правового опыта Советского федеративного государства, правовых форм, перешедших впоследствии в законодательство России, и иных государств на постсоветском пространстве, особенности их видоизменения в условиях столкновения с принципиально иными реалиями.
С 26 по 29 октября в Ульяновске прошёл III Международный форум историков, философов и публицистов «Феномен советского государства: факты, оценки, образы», посвящённый 100-летию образования СССР, особенностям его формирования и их влиянию на дальнейшее историческое развитие страны.
Проходящая с 3 ноября в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына выставка «КИНО: ЗЕРКАЛО ЭПОХИ. Советский киноплакат в истории русского зарубежья» демонстрирует ранние артефакты советского кинематографа, а также раскрывает историю его успеха за границей нового государства.
Наконец, финальным событием в серии памятных, научных и культурных событий, посвящённых образованию СССР, стало проведение с 15 ноября по 15 декабря в Музее современной истории России выставки масштабного проекта Творческого союза художников России (ТСХР) и Фонда содействия развитию визуального искусства «Визарт» «СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ.
К 100-летию образования СССР: 1922–2022». Посредством архивных фотодокументов, свидетельств современников, оценок специалистов, а также через произведения художников, являвшихся живыми свидетелями самих событий, в рамках выставки была продемонстрирована реакция современников на образование Советского Союза и его восприятие на протяжении последующих лет.Текст:Арсений Солопов
- День в истории
- 30 декабря
- 100-летие образования Союза Советских Социалистических Республик
Как советская власть решала национальный вопрос и что об этом нужно знать
Валентин Жаронкин.
Советская национальная политика:
как мы побывали в будущем.
Нет в русской истории «трудных вопросов», часть 11
Трудный вопрос № 11 сформулирован в историко-культурном стандарте так: «Характер национальной политики большевиков и её оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР».
Вначале остановимся на том, как в современной исторической науке трактуется национальная политика советской власти.
До 1917 г. национальная политика большевиков опиралась на тезис о праве наций на самоопределение (вплоть до образования народами России своих государств). В этом была своя идеологическая логика: классовые различия, согласно марксизму, важнее национальных, и эксплуатируемые классы не имеют отечества. Соответственно, неважно, в какое государство самоопределится тот или иной народ – лишь бы оно было коммунистическим. К тому же тезис о праве наций на самоопределение был полезен большевикам в борьбе за власть, привлекая на их сторону национальные движения окраин Российской империи.
После прихода большевиков к власти тезис о праве наций на самоопределение, как и многое другое, оказался подчинён главным в то время целям – утверждению новой государственности (формально определявшейся как «диктатура пролетариата в форме советской власти») на территории и России, и, в конечном итоге, как можно большего количества стран.
При этом, однако, священная вера в грядущую мировую революцию и «земшарную республику Советов» причудливо шла рука об руку с задачами государственного строительства и суверенитета собственно России. Поэтому политику большевиков в отношении каждого конкретного случая самоопределения наций по-хорошему надо рассматривать индивидуально
Например, Советское правительство отказалось признать в ноябре 1917 г. независимость Украинской народной республики: у власти там оказались не Советы, а враждебная большевикам Центральная рада. А вот независимость руководимой большевиками Эстляндской трудовой коммуны в декабре 1918-го была признана незамедлительно. «Развод» же с Финляндией оформили стремительно: мол, в империи это и так был кусок чужеродный, Советской России не пригодится, но скоро и там всё равно красные победят – вот тогда и будем вместе коммунизм строить да буржуев искоренять.
При этом о праве наций на самоопределение большевики не вспоминали и при заключении Юрьевского (Тартуского) мирного договора с Эстонией (февраль 1920) и Рижского мирного договора с Латвией (август 1920). Из РСФСР в состав Эстонии и Латвии были переданы районы компактного проживания русского населения (Ивангород и Изборск отошли тогда к Эстонии, а Пыталово – к Латвии). В конкретный политический момент посчитали полезнее уменьшить число врагов Советской России хотя бы на две маленькие прибалтийские республики, хоть и трижды буржуйские – а о местных русских, мол, как раз при мировой революции и позаботимся.
Независимость признанных правительством РСФСР советских республик 1919 – 1922 гг. – Украинской, Белорусской, Грузинской, Армянской и Азербайджанской Советских Социалистических (три последние в марте 1922 г. объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую – ЗСФСР) – была фикцией, а их государственность – «буферной». Формально вся власть в этих республиках принадлежала Советам, но фактически ими руководили местные коммунистические партии. А они (и притом совершенно официально!) считались составным частями РКП(б). То есть и до образования в декабре 1922 г. СССР советские республики, возникшие на территории бывшей Российской империи, реально и осознанно управлялись из Москвы.
Так или иначе «собирание советских земель» в ходе Революции и Гражданской войны подчинялось хитрому сочетанию множества факторов, мотивов и мечтаний: планы на мировую революцию, политические и военные возможности удержать Советскую власть на той или иной территории, объективные задачи государственного строительства и обеспечения суверенитета (в т.ч. и по части безопасности). В итоге получилась Россия в привычных границах – исторически, культурно и экономически обоснованных. Её-то и переформатировали в СССР 30 декабря 1922 г.
В рамках Союза право наций на самоопределение по факту превратилось в декларацию, подчинённую традиционным задачам российской государственности (или построения марксистского социализма, как это тогда называлось). Своеобразным компромиссом между принципом и задачами стало создание СССР как федерации советских республик, имеющих право свободного выхода из федерации. Естественно, строить социализм – во враждебном, напомним, окружении – было сподручнее в формате единого сильного суверенного государства.
И в этом плане большевикам больше подходил сталинский, «автономистский» проект объединения советских республик – по которому все они должны были войти, на правах автономий, в состав РСФСР. И.В. Сталин как нарком по делам национальностей специально занимался теорией и практикой национального вопроса в многонациональной стране. Но, как известно, В.И. Ленин настоял на проекте, хотя бы формально исходившем из признания права наций на самоопределение, – и «нерусские» республики стали такими же субъектами федерации под названием «Союз Советских Социалистических Республик», что и РСФСР, – да ещё и с правом свободного выхода из СССР. Об этом споре мы уже писали подробнее.
В условиях руководящей роли коммунистической партии – которая просуществовала в СССР до 1989 г. – заложенное во все Конституции СССР (1924, 1936 и 1977 годов) право союзных республик на выход из состава Союза не могло создать реальную угрозу целостности страны. Ведь до 1989 г. высшие органы власти союзных республик – которые только и могли принять решение о выходе – целиком и полностью формировались руководством РКП(б)/ВКП(б)/КПСС и всего лишь оформляли решения, принимавшиеся этим руководством. Но в феврале 1988 г. М.С. Горбачёв заявил о необходимости вернуть «всю власть Советам»; весной 1989 г. на союзном, а в феврале 1990-го – на республиканском уровне были проведены первые после 1917-го практически свободные выборы в Советы. В результате к реальной власти в союзных республиках пришли немало людей, настроенных антикоммунистически и националистически. Многие из них были сторонниками выхода их республики из СССР – и при этом на законном основании могли апеллировать к провозглашавшей такое право статье Конституции СССР. Конечно, нельзя сказать, что эта статья была главной причиной распада СССР – но на умонастроения общественности она, несомненно, повлияла.
Литература
Сталин И.В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. М., 1937.
Гросул В.Я. Образование СССР(1917-1924 гг.). М., 2007.
Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-1939. М., 2011.
Советские нации и национальная политика в 1920-е-1950-е годы. М., 2014.
Борисёнок Е.Ю. Феномен советской украинизации. 1920–1930-е годы. М., 2006.
Советский Союз: триумф, упадок и падение | История России: очень краткое введение
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Хоскинг, Джеффри, «Советский Союз: триумф, упадок и падение», История России: очень краткое введение
, очень краткое введение ( Oxford, 2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 сентября 2013 г. ), https ://doi.org/10.1093/actrade/9780199580989.003.0008, по состоянию на 24 апреля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыОчень краткое введениеКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория России: очень краткое введениеОчень краткое введениеИстория России и Восточной ЕвропыОчень краткое введениеКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
«Советский Союз: триумф, упадок и падение» начинает окончание Второй мировой войны, в результате чего СССР получает «внешнюю империю» в Центральной Европе и на Балканах и строит социализм советского типа в его новые зависимости. Это привело к традиционной российско-западной дихотомии, ныне укоренившейся в форме военных союзов, Варшавского договора и НАТО, и непростому миру, получившему повсеместное название «холодная война». После смерти Сталина в 1953 году его преемники Хрущев, а затем Брежнев внесли изменения в структуру правительства и систему социального обеспечения, но коммунисто-марксистская и русская националистическая идеология остались. Наконец, описывается конец СССР и создание Российской Федерации с указанием ролей Горбачева, Ельцина и Путина.
Ключевые слова: Александр, Ханна Арендт, форма, Николай, река
Предмет
История России и Восточной Европы
Серия
Краткие предисловия
Коллекция: Очень короткие вступления
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Сталинский контроль над искусством в Советском Союзе
Как и практически все аспекты жизни в Советском Союзе, искусство находилось под жестким контролем. Официально утвержденный стиль, социалистический реализм, превозносил достоинства коммунизма и коммунистической партии. Советское искусство также сыграло важную роль в создании культа личности Иосифа Сталина, поскольку он укрепил свою позицию лидера Советского Союза.
Большевистская партия Владимира Ленина, впоследствии переименованная в Коммунистическую партию Советского Союза, захватила власть в России 25 октября 1917 года. В ходе этой Октябрьской революции они свергли Временное правительство России, которое само заменило монархию Царь Николай II. Первые дни большевистской России были свидетелями волны творческой свободы. Страна была втянута в гражданскую войну между большевиками и контрреволюционными силами, известными как белые русские. Втянутые в борьбу не на жизнь, а на смерть, у большевиков было мало причин или возможностей отслеживать или контролировать художественные тенденции и развитие. Таким образом, в этот период возникло много новых движений авангардного искусства, таких как лучизм, русский футуризм и конструктивизм.
На самом деле государство было счастливо использовать таланты этих художников для продвижения своего дела. Примером может служить « Бить белых красным клином» Эль Лисицкого, 1919. На этом пропагандистском плакате, образце конструктивизма, изображен красный клин, символизирующий большевиков, прорывающихся через своих белых противников.
В этот период Ленин изложил свои мысли о том, для чего служит искусство. Он считал важным, чтобы искусство больше не было прерогативой высших классов и буржуазии. Он заявил, что «искусство принадлежит народу. Она должна оставить самые глубокие корни в самой гуще рабочих масс. Это должно быть понято этими массами и любимо ими». Ленин утверждал, что искусство должно также служить воспитанию и просвещению пролетарских масс, освобождение которых революция претендовала: «Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Взгляды Ленина были подтверждены Анатолием Лунчарским, который был назначен главой только что созданного Наркомпроса в 1917 году. Он утверждал, что искусство должно быть сосредоточено на изображении «нового советского человека», предполагаемого «идеального человека». Благодаря этому граждане Советского Союза будут воспитаны на ценности социализма и сами станут «идеальными советами».
Иосиф Сталин стал Генеральным секретарем Коммунистической партии в 1922 году и опирался на более ранние идеи Ленина и Лунчарского. После борьбы за лидерство после смерти Ленина в 1924 февраля, куда он отправил Льва Троцкого, Льва Каменева, Николая Бухарина и Григория Зиновьева, он стал бесспорным лидером Советского Союза.
Сталин считал, что искусство должно быть использовано для создания положительного образа жизни в Советском Союзе среди его жителей. Он должен быть реалистичным, обладающим визуальным стилем «как в жизни». Писатель и мыслитель-марксист Максим Горький, любимец Сталина, объединил эти нити в нечто, что можно назвать социалистическим реализмом. Горький опубликовал статью на эту тему в 1933 и изложил четыре основных направления социалистического реализма на съезде Коммунистической партии 1934 года. Искусство должно быть актуальным для рабочих и понятным для них, оно должно изображать сцены из повседневной жизни, его изображения должны быть реалистичными, оно должно быть пристрастным и поддерживать цели государства и партии. Горький объявил, что искусство, изображающее негативное отношение к государству партии, должно быть незаконным. Таким образом, Сталин и Горький эффективно мобилизовали советское искусство как форму государственной пропаганды. Вскоре эта новая форма искусства станет еще одним аспектом холодной войны.
Формирование культа личности в советском искусстве
Социалистический реализм сыграл большую роль в создании культа личности Сталина. Основываясь на патерналистских традициях русской культуры, советское искусство изображало Сталина как нечто вроде национального отца. Подобно тому, как царь Николай II был известен как «Маленький отец», избранный Богом для управления нацией, так и Сталина называли «девятым отцом».0013 Вождь , термин, означающий «лидер» или «проводник».
Картина Василия Ефанова 1936 года « Незабываемая встреча » отражает этот образ Сталина как доброжелательного отца. В этой композиции щедрый Сталин преподносит цветы в дар представительнице жен инженерно-технических работников тяжелой промышленности. Предположительно, этот визит является признанием вспомогательной роли жен в промышленных усилиях их мужей. Интересно, что неясно, произошла ли эта встреча на самом деле. Ефанов создал картину по мотивам увиденной им ранее встречи Сталина с женами командиров Красной Армии.
Наряду с этим образом «отца» Сталин изображался наследником Ленина, избранным и верным преемником человека, построившего Советский Союз. Были предприняты большие усилия, чтобы поставить Сталина как можно ближе к Ленину, идеологически и физически, в художественно-историческом повествовании. Обратите внимание на две картины ниже. Оба озаглавлены Первое появление/Речь Владимира Ленина на собрании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 года. На этой картине Ленин обращается к членам Петроградского Совета в день Октябрьской революции. Он героически стоит в окружении рабочих и солдат, свергнув Временное правительство и создав рабочее государство.
В версии картины выше, созданной в 1927 году, люди, стоящие справа от Ленина, включают Троцкого, Каменева и Рыкова, которые в тот период были ведущими коммунистами. Они также были соперниками Сталина в борьбе за место Ленина. Ниже представлен измененный вариант этой картины, созданный в 1935. Мужчины были удалены, а на их место на видном месте добавлен Сталин, подразумевая, что он всегда был истинным наследником Ленина. Между 1936 и 1940 годами все трое этих мужчин были убиты в ходе сталинской чистки. Их смерть и удаление из исторических источников нейтрализовали любой вызов легитимности Сталина.
Помимо идеализированного образа самого Сталина, советское искусство также стремилось создать привлекательный образ жизни на фабриках и фермах Советского Союза. При Сталине для промышленности и сельского хозяйства были установлены производственные цели в рамках более крупных общегосударственных планов индустриализации и развития, известных как пятилетки. Второй из этих планов, инициированный в 1935 году, ознаменовался появлением стахановского движения. Движение представляло собой социалистическое соревнование, побуждающее рабочих превзойти свои цели обещанием вознаграждения. Движение получило свое название от Алексея Стаханова, шахтера из Украины, который был заинтересован в разработке новых методов увеличения добычи. Уголь традиционно добывали вручную железными кирками. 19 августа35 Стаханов с помощью электродрели добыл 102 тонны угля менее чем за шесть часов. Это в четырнадцать раз превышало его цель, хотя ему оказали большую помощь, в том числе ряд вспомогательных работников.
Стаханов прославился, став чем-то вроде знаменитости в Советском Союзе и за рубежом. По словам его дочери Виолетты, Стаханов был награжден новой квартирой, лошадью и телегой. Газеты и плакаты ставили его в пример для подражания рабочих по всей стране. Коммунистическая партия использовала изображения, подобные приведенному выше Стаханову, в качестве символов стахановского движения, которое вскоре распространилось из горнодобывающей промышленности на другие отрасли промышленности по всей стране. Команда Стаханова является образцом реалистического, почти откровенного характера многих картин в жанре соцреализма. Рабочие изображены героически, но в то же время обыденно. Несмотря на свои достижения и навыки, они носят простую утилитарную одежду своего ремесла. За ними видно красное знамя, а также электродрель, символ советской промышленности и техники.
Точно так же крестьяне-фермеры, работающие в совхозах, изображались хорошо вознаграждаемыми. Работа Аркадия Пластова 1937 года « Колхозный праздник » типична для этого типа изображения. Здесь жители деревни празднуют удачный урожай. Столы ломятся от изобилия свежих продуктов. Люди сыты и одеты в яркую чистую одежду. Портрет Сталина смотрит сверху вниз, пока жители деревни отдыхают на солнце.
В действительности условия часто были совсем другими. Всего за пять лет до этого Советский Союз пережил ужасный голод, от которого, по оценкам, погибло около 3,5 миллионов человек. Голод был, по крайней мере частично, вызван решительным стремлением Сталина к созданию коллективных хозяйств, которому крестьянство оказало ожесточенное сопротивление. Особенно тяжелой была ситуация в Украинской Советской Социалистической Республике. Сегодня современное украинское государство считает голод преднамеренным геноцидом, направленным против своего народа.
Немецкое вторжение 22 июня 1941 года изначально было катастрофой для Советского Союза. В условиях неготовности страны к войне и подписания десятилетнего пакта о ненападении с Германией в 1939 году Сталин отказывался верить, что его предали. Немецкие войска быстро продвигались от исходных пунктов в Польше и к ноябрю приближались к Москве. Перед лицом этой военной катастрофы искусство и пропаганда соцреализма были мобилизованы, чтобы сплотить нацию вокруг государства и против немецких захватчиков.
Подобные плакаты призывали к сплочению различных слоев населения Москвы. Красноармеец стоит рядом с вооруженными рабочими из города, в том числе с женщиной, перед стенами Кремля. По мере наступления немцев была развернута массированная оборонительная операция по защите Москвы. 250 000 женщин и подростков работали над рытьем противотанковых траншей и оборонительных сооружений вокруг города. Заводы, производившие товары мирного времени, такие как автомобили, были спешно переоборудованы для производства оружия и взрывчатых веществ. Вооруженные силы гражданских лиц, известные как 9Было создано 0013 Народное ополчение , или Народное ополчение, с шестнадцатью дивизиями в Москве.
СССР сильно пострадал во время Великой Отечественной войны . По оценкам, во время войны погибло от 18 до 26 миллионов человек, военных и гражданских. Это была величайшая фигура из всех воюющих наций. Ленинград и Сталинград, второй и третий города страны после Москвы, остались в руинах после многолетних осад и боев. Кроме того, хотя СССР вернул себе всю территорию, оккупированную немцами, существовала обеспокоенность по поводу неприкосновенности населения страны. Сотрудничество с немцами было широко распространено на оккупированных территориях, особенно на Украине, и, по оценкам, около миллиона советских мужчин вступили в немецкую армию или СС.
В конце войны, в контексте коллективного смешения страданий и радостей, советское искусство представило Сталина как фигуру, вокруг которой должна объединиться вся страна. Он был представлен как движущая сила и провидец победы, а также как человек, который возглавит страну по мере ее восстановления и обновления. Картина Утро нашей Родины , 1948, Федора Шурпина — отличный пример этих тем. Как пишет Дэниел Милнс, бывший помощник куратора Haus Der Kunst, на картине «изображен зрелый и знатный Сталин с седеющими волосами, закаленный испытаниями войны». За Сталиным стоят его жизненные достижения. Над заводами поднимается дым, опоры электропередач свидетельствуют об успехах его электрификации страны, а тракторы пашут поля. Сталин смотрит вдаль, мимо зрителя, «образ Шурпина поэтому не только прославляет индустриализацию, электрификацию и коллективизацию, но и намекает на дальнейшее развитие страны, обещая советскому народу еще более светлое будущее».
После того, как Советский Союз взял под свой контроль Восточную и Центральную Европу после войны, советское искусство использовалось в попытке продемонстрировать населению преимущества коммунизма, чтобы заручиться их поддержкой или, по крайней мере, согласием с режимами, установленными Москва.
Книга Жюля Перахима Борьба за мир, 1950 — чрезвычайно яркий пример принятия социалистического реализма в государстве Восточного блока, в данном случае в Румынии. На картине изображено мировое коммунистическое движение, идущее вперед из серых туч войны в светлое будущее под пристальным взглядом Сталина. В этой картине перенесены ключевые темы соцреализма, такие как прославление рабочего, значение образования и благородство социалистических вооруженных сил. Примечательно, что некоторые фигуры одеты в узнаваемую румынскую одежду. Эта тема повторяется в большей части пропаганды в Восточном блоке, поскольку власти стремились придать своим режимам аутентичность и связь с давними национальными историями.
Сталин умрет в 1953 году, и Советский Союз и Восточный блок вступили в период, известный как «десталинизация», вызванный осуждением Никитой Хрущевым культа личности Сталина в феврале 1956 года. распространены в советском искусстве. Социалистический реализм продолжал оставаться официальным художественным стилем в СССР вплоть до XIX века.