От греческого философия: Краткий путеводитель по греческой философии • Arzamas

Содержание

Краткий путеводитель по греческой философии • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсЧто такое Древняя ГрецияЛекцииМатериалы

Материалы

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Элементарный путеводитель по философии XX века

9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени

История Японии в 20 пунктах

Самые значимые для понимания японской истории даты и события

«Волк, коза и капуста» с писателями

Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским

Узнайте писателя по детской фотографии

Физиогномический тест

Как читать и понимать хайку

Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью

«Мемори» с Романовыми

Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых

Как вы понимаете японцев?

Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Соберите кирасира-трансформера

Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус

Дневник глазами литературоведа

Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

История западного Средневековья в 90 пунктах

Интерактивная шпаргалка

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

Архитектурная азбука

Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

«Александр Невский»

Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»

Эмодзи-Пастернак

Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Поэзия Пастернака: гид для начинающих

16 стихотворений для первого знакомства с поэтом

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя

События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Как читать Карла Маркса

Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

Очень краткая история архитектуры

Приключения строительных конструкций

Европейские театры XVI–XVII веков

Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения

Англия эпохи Шекспира в датах

Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Кто окружал Русь

Cписок соседей русских земель в XIII веке

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Семь мифов о Горьком

Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется

Заболоцкий за 10 минут

Подборка от Александра Архангельского

Девять мифов о Есенине

Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда

Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях

Как читать летописи

Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст

О чем говорит здание мэрии Москвы

Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Кто придумал термин «серебряный век»

Как вошел в обиход уже привычный термин

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Основатели символизма: the best

Целая эпоха в 10 стихотворениях

Философия Стругацких

Рассказывает литературовед Илья Кукулин

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

Как воспитать почтового голубя

Инструкция для начинающего голубевода

Как продать крепостного

Инструкция от историка Игоря Курукина

Как уберечься от чумы

Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века

Как писать на бересте

Инструкция из Древней Руси

Семь тестов на знание всего

Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке

23 мифа, которые раздражают ученых

Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма и об их взаимном влиянии

Автор Елизавета Щербакова

Как греки придумывали термины — Нож

Как греки придумывали термины — Нож

Понять античную философию без знания греческого невозможно. Всё, на что можно рассчитывать, лишь поверхностное ознакомление с текстами. Но не отчаивайтесь, если у вас под рукой не оказалось словаря древнегреческого языка! «Нож» рассказывает о происхождении десяти главных слов в античной философии, а вы сможете блеснуть своими знаниями в умной беседе с друзьями.

ПоделитьсяРепостнутьТвитнуть

В отличие от всех последующих поколений, у греков как первых философов не было никаких слов, чтобы выражать и описывать сложные абстрактные явления. Всё, чем они располагали, был житейский язык — язык ремесленников и землевладельцев, язык быта и площадей. Но чтобы по-настоящему начать философствовать, слов этого языка было недостаточно — нужны были специальные понятия, термины.

Пока не появились философские кафедры и научные журналы, создать термин было не так уж просто. Слово обыденной речи — это слово «малоподвижное», определяющее узкий круг предметов. Чтобы слово стало означать что-нибудь другое, его необходимо «сдвинуть» с места — вытолкнуть в зону метафор.

Именно в этой зоне и работали первые античные мудрецы, выплавляя из житейского языка терминологический инструментарий.

Одним из самых известных таких мудрецов был древнегреческий поэт Гераклит, которого современники за его непонятные вирши прозвали Темным. Взяв на себя роль оракула, в своих афоризмах философ разрушал синтаксические связи и сталкивал целые семантические пласты, приводил слова в движение. Своим современникам Гераклит отвечал: «Не меня слушайте, а язык!»

Так, в своей известной фразе βιός τῷ τόξῳ ὄνομα βίος ἔργον δὲ θάνατος он столкнул два слова, которые в древнегреческом языке различаются только ударением, — βιός и βίος («лук» и «жизнь»). В переводе получается: «Луку имя — „жизнь“, а дело — смерть», но в оригинале это звучит куда сильнее. Сопрягая два противоположных онтологических понятия, практически сводя их в одно слово, философ создает напряжение, в котором возникает некий зазор.

По мысли Гераклита, только в этом зазоре между словами и можно увидеть само бытие.

Но настоящим мастерством в подобных трюках отличался, конечно, Платон. Выдающийся историк культуры Сергей Аверинцев замечает, что в его текстах «каждое слово чуть ли не на глазах у читателя выхватывается для терминологического употребления из родной стихии быта и еще трепещет, как только что выловленная рыба»; что его слово «расковано и разбужено, даже раздразнено, без прямой нужды подвижно; избыток не вполне еще определившихся возможностей придает ему здоровую нервность породистого и норовистого животного».

Языковое чутье Платона поражает. В девятой книге «Государства», говоря о «тираническом» юноше, он строит вычурную по древнегреческим меркам фразу: έπιθυμίαι θυμιαμάτων τε γέμουσαι καὶ μύρων («вожделения, изобилующие благовониями и мазями»). Делает он это для того, чтобы в одном месте два раза подряд попались пять букв — θ-υ-μ-ι-α: в слове έπιθυμίαι («вожделения») и θυμιαμάτων («благовония»). Оба эти слова восходит к одному корню — θυμ, который можно найти и в латинском слове fumus, и в русском слове «дым». Этот корень включает в себя значения и «запаха», и «страсти», и «храбрости» — точно так же, как русское «дух». Вряд ли об этом знал сам Платон, но то, что он столкнул эти слова, говорит о многом.

Однако заслуга Платона не только в этом. Все архаические мудрецы тяготели «к острословию, к притязательной, замысловатой речи, к игре аллитераций, рифмоидов, ложных этимологий».

Платон — первый, кто начал не только «разогревать» язык, но и «остужать» его своей интеллектуальной критикой. Слово, сумевшее выдержать такую закалку, отливалось в термин.

Эти манипуляции античных мудрецов с греческим языком можно сравнить с работой, которую проделывали поэты ХХ века с русским: словотворчество Велимира Хлебникова, усиленная этимологизация Марины Цветаевой, метафорический шифр Осипа Мандельштама. Очевидно, что передать всё это в переводе на другой язык просто невозможно, как невозможно уловить и тот труд, который осуществили греки. Именно поэтому мы расскажем вам о главных словах античной философии, которые стали терминами.

1. Материя

Слово materia латинское по происхождению и означает «дубовая древесина» или «строевой лес». Древнеримский оратор и философ Цицерон калькировал таким образом древнегреческое слово ὕλη (произносится с придыханием — «ги́ле»), которое, в свою очередь, тоже означало «лес», «древесина» или «пиломатериалы».

В том смысле, в котором мы используем его сейчас, это слово (а точнее, его греческий оригинал,

ὕλη) впервые начал употреблять Аристотель. Материалистами он стал называть философов-досократиков, которые, по его словам, «началом всех вещей» считали «материю»: Фалес — воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь, Эмпедокл — аж четыре природных элемента, а Демокрит — атомы.

Почему Аристотель выбрал именно это слово — «лес»? Вероятно, потому, что так нагляднее всего можно было объяснять студентам, что материя — это то, из чего можно строить, чему можно придавать «форму» и что, среди прочего, может «сгорать», претерпевая различные изменения, но по сути оставаясь всё тем же — «древесиной», материей.

2. Сущность

«Сущность» — это термин, без которого сейчас не обходится, пожалуй, ни один философский трактат. Да и в обыденной речи мы пользуемся им достаточно часто. В древнегреческом языке это слово писалось οὐσία (читается как «у́сия») и означало прежде всего «земельный надел» или «двор», то есть имущество человека.

Когда древнегреческий философ хотел узнать, какова сущность той или иной вещи, ему приходилось спрашивать: «Каково имущество этой вещи?» или «Что у нее есть?» И здесь самое время вспомнить, что одна из форм русского глагола «есть» — слово «суть». Сущность древнегреческих философов — это не сущность, которая скрывается за явлениями, а совокупность того, чем обладает вещь, — совокупность ее отличительных черт и свойств.

Примечательно при этом, что лишиться своей «усии» в обыденном смысле означало разориться, то есть потерять свой двор, надел и всё остальное имущество. Потерять же свою «усию» — свой-ство — в философском смысле равнозначно тому, чтобы перестать существовать.

3. Ум

Древнегреческое слово «ум» писалось как νοῦς и произносилось как «нус». Чуткий к языку читатель может учуять за этим словом тот же корень, что и в русском «нюхать», и будет прав. Русское «нюх» и древнегреческое νοῦς — родственные слова. А это значит, что античный ум — это что-то, близкое скорее к чутью и интуиции, нежели к интеллекту и рассудку. Этот ум схватывает, а не рассуждает, и на английский это слово переводят как intuition или apprehension.

В гомеровской «Одиссее» сменившего облик героя узнает по запаху его старая собака Аргус, и в этом месте Гомер использует глагол ἐνόησεν, образованный как раз от существительного νοῦς:

Так полумертвый лежал неподвижно покинутый Аргус,
Но Одисееву близость почувствовал (ἐνόησεν) он, шевельнулся,
Тронул хвостом и поджал в изъявление радости уши.

«Одиссея», XVII, 300–392

Великий русский философ Владимир Бибихин так комментирует упомянутое выше родство: «В самом древнегреческом языке это прошлое слова забыто, и только наш язык, если можно так сказать, еще помнит, что высокое философское νοῦς восходит к нюху, чутью. На ту же память загадочно намекает фрагмент Гераклита, перестающий в свете этого русско-древнегреческого соответствия казаться причудливым. „Если бы все вещи стали дымом, их распознавали бы носом“. И еще: „В Аиде души вдыхают запахи“ (фр. 7 и 98 по Дильсу-Кранцу)».

Позже, случайно или нет, с собаками, различающими по запаху свое и чужое, Платон будет сравнивать философов («Государство», II, 376b).

4. Категория

Древнегреческое κατηγορία состоит из двух слов: κατά («против») и ἀγορά («агора, народное собрание») — и означает «обвинение». Если эллин хотел, чтобы кого-то наказали за нарушение какого-либо закона, он выходил вперед на народном собрании и во всеуслышание произносил: «Тот, который…» — и дальше шло перечисление того, в чем «тот» виновен.

В результате все деяния преступника становились явными и открытыми, а обвиняемого определяли по той статье закона, которую он, предположительно, нарушил. Сейчас бы мы сказали: его относят по такому-то признаку к той или другой категории. Именно в этом смысле и начал употреблять древнегреческое слово κατηγορία Аристотель.

Интересно, что близкое к нему по современному значению латинское слово classis, от которого произошли «класс» и «классификация», означало в свое время «военный призыв» и несло в себе ту же семантику: юношей определяли по тем или иным признакам в такую-то военную часть. Причем двусмысленность слова «определение» выявляется здесь неслучайно: на основании признаков и определяют, и распределяют.

5. Атом

В сегодняшней речи мы пользуемся одновременно греческим словом ἄτομος, и его латинской калькой individuum. И первое, и второе буквально переводятся как «неделимый». Слово с таким значением понадобилось атомисту Демокриту для того, чтобы постулировать предел деления мира. По мысли философа, если этого предела не допустить, то окажется, что никакое движение невозможно: Ахиллес, пытающийся догнать черепаху, всё время будет стоять на месте.

Существенно, что для Демокрита внешние отличия атомов друга от друга были не менее важны, чем их неделимость. У Демокрита каждый атом обладал своим уникальным, неповторимым образом: он был in-dividuum уже в современном значении слова. Похожую эволюцию, кстати, легко отыскать и в русском языке: от слова «лик», означавшего «внешность», очень скоро образовалась «личность».

Кроме того, представление о неделимости предмета в античной культуре сопрягалось с мыслью о его невыводимости из чего-либо другого. Неделимое — само по себе: оно выключено из цепи причинно-следственных связей, ничем не обусловлено, ни к чему не сводимо и собственные основания имеет только внутри себя. Это сущностные черты и древнегреческих атомов, и современных индивидуумов.

6. Катарсис

Древнегреческое слово κάθαρσις известно, пожалуй, каждому, кто хоть раз соприкасался с искусством. Правда, к тому времени, когда Аристотель употребил это слово в своей «Поэтике», оно уже успело стать термином — и даже не в одной, а в двух областях. В медицине κάθαρσις означал «меры по удалению ненужных веществ из организма», а в сфере ритуальных обрядов — процедуру «очищения от скверны».

Однако любопытно, что к 1931 году это слово приобрело, внимание, 1425 толкований. Причиной тому стал, можно сказать, сам Аристотель. Мало того, что в дошедшей до нас части «Поэтики» он употребил слово κάθαρσις всего лишь один раз, — сама фраза, в которой он использовал это слово (κάθαρσις τῶν παθημάτων), считается грамматически невнятной: то ли философ говорит об «очищении подобных аффектов», то ли об «очищении от подобных аффектов».

Обнадеживает только то, что это слово обладало устойчивым значением для самого Аристотеля. Судить об этом можно по тому, что κάθαρσις еще раз попадается в другом его сочинении, и там он ссылается на «Поэтику».

Речь идет о восьмой книге «Политики», а именно той части, где Аристотель говорит о музыке: «Мы утверждаем, что музыкой следует пользоваться не ради одной цели, а ради нескольких: и ради воспитания, и ради очищения (что мы называем очищением — этого теперь мы объяснять не будем, а в сочинении „О поэтике“ скажем об этом яснее)».

В свете всего вышесказанного последние слова звучат крайне иронично.

7. Идея

Изначально в древнегреческом языке слово ἰδέα, получившее свое современное значение благодаря Платону, означало просто «облик», «внешний образ». Платон прекрасно осознавал ту двусмысленность, которую он создавал, приписывая чувственно воспринимаемому «виду» практически противоположное значение, и, надо отдать должное его юмору, часто заставлял своего Сократа нахваливать εἶδος красивого юноши.

— Как нравится тебе юноша, мой Сократ? Разве лицо его не прекрасно?
— Необыкновенно прекрасно, — отвечал я.
— А захоти он снять с себя одежды, ты и не заметил бы его лица — настолько весь облик его совершенен (οὕτως τὸ εἶδος πάγκαλός ἐστιν).

«Хармид», 154d

Самое важное здесь то, что и древнегреческая ἰδέα, и русский «вид» имеют один и тот же индоевропейский корень *ueid. Наши «видеть» и «ведать» берут свое начало отсюда. Из этого же корня произошло и санскритское vе́da, которое можно перевести как «знание». Из этих примеров видно, что Платон не слишком грешил против истины, заставляя звучать древнегреческое ἰδέα иначе. Он просто раскрывал покоящийся внутри этого слова сокровенный смысл.

Вот еще пример того, как глубоко и прочно этот корень сидит в индоевропейских языках. В одном из фрагментов Гераклита — как считается, он первым употребил слово «философ» — находим: «Многого знатоками должны быть философы». В оригинале вместо неуклюжего оборота «многого знатоками» стоит слово ἵστορας — «истории». Филологи утверждают, что внутри этих ἵστορας есть корень *ιδ — тот же самый, что в слове ἰδέα и русском «вид». Иначе говоря, ἵστορας можно было бы перевести на русский как «с-ведения» (а что есть история, как не собрание сведений?), и тогда получится, что философ, по мысли Гераклита, должен быть ведающим, сведущим.

8. Логос

Одно из ключевых и самых труднопереводимых понятий античной философии — λόγος — происходит от древнегреческого глагола λέγω, который означает «говорить» и читается точно так же, как и название одной датской компании, производящей детские конструкторы, — «лего». И это совпадение не случайно.

Греческое слово с тем же корнем λέγειν означает «собирать», «отбирать». Этот же корень можно найти и в латинских словах collegium и collection. А если вы когда-нибудь бывали в Германии, то, возможно, видели на этикетке какой-нибудь бутылки надпись Auserlesene Weine, что переводится как «отборное вино». Находящийся посерединке Auserlesene немецкий глагол lesen означает «читать» и «собирать». Не будет ошибкой вспомнить здесь русское «слог» (читать по слогам, красивый слог), а также «слагать». Причем слагать в русском языке можно как числа, так и истории.

Еще числа и истории можно складывать, да и читать тоже — по складам. У человека может быть не только склад в доме, куда можно что-нибудь сложить, но и складный вид, хорошо сложенное тело, складная речь, слаженные движения и интересный склад ума. Сложно, правда? Таким же невероятным количеством значений и оттенков обладал древнегреческий λόγος. А философ и филолог Татьяна Васильева этимологически сближает это слово с русским словом «ложь». И что тогда этот λόγος? «Мысль изреченная».

9. Фюзис

Древнегреческое слово φύσις, которое на русский чаще всего переводят как «природа» и которое стало основой для «физики», означало у греков всё нерукотворное, рождающееся само по себе вокруг человека.

Происходит это слово от глагола φύω — «рождаю», а его корень восходит к индоевропейскому bheu-. Последний, в свою очередь, послужил основой для глагола со значением «быть» в европейских языках: в старославянском — «быти», в английском — to be, в немецком — ich bin, во французском — je fus, в латыни — fu. В связи с этим слово φύσις очень часто связывают с понятием бытия. Но бытия не как «наличествующего», результативного, а как происхождения на свет.

Сближают φύσις также и с сущностью, о которой мы уже говорили. В русском языке этот смысл сохраняется во фразе «природа вещей». А греческий поэт Пиндар считал, что узнать, каков человек, значит узнать его род, происхождение. В отношении животных можно было бы сказать «породу».

От породы / Блещет в рожденных знатная отвага родителей.
(φυᾷ τὸ γενναῖον ἐπιπρέπει ἐκ πατέρων παισὶ λῆμα)

«Пифийские песни», 8.44
Таким образом, знание φύσις, природы — это знание того, чем одно порождение отличается от другого.

Особенно этим знанием отличались в Древней Греции врачи, которые собирали различные травы и изучали их лечебные свойства.

10. София

Строго говоря, древнегреческое слово σοφία, которое переводится обычно как «мудрость», не является термином. Для греков оно с самого начала указывало на знание, ремесленное мастерство или «умение, ориентированное на образец» (в отличие от τέχνη, которое связывали скорее с хитростью и удачей). Но своя особенность у этого слова тоже есть.

Пытаясь определить его достаточно запутанную этимологию, выдающийся русский лингвист Владимир Топоров пришел к выводу, что слово σοφία происходит от индоевропейского корня *sṷ̯obhiā. Этот корень, с одной стороны, «ориентирует на понятие обособления, выделенности, самости», а с другой — «указывает на включенность в некую общность». Этот самый корень послужил основой для славянских слов «свой», «особенный», «способный», «свобода» и «слобода».

Все эти русские, и не только, слова позволили Топорову описать σοφία как процесс «приобретения, достижения и усвоения мудрости», заключающийся в «особом сосредоточении», «погружении в себя, связанном с отключением от восприятия более внешних сфер»; как технический прием, «имеющий целью обособление мысли и придание ей интенсивного, рефлексивно углубляющегося движения».

«Каждое такое обособление, — заключает Топоров, — влечет за собой формирование новых и всё более глубоких смыслов, позволяющих, с одной стороны, выводить за свои пределы, отчуждать от себя всё, что овеществляется и становится достоянием common sense сферы man, а с другой стороны, обеспечивать непрерывное возрастание смысловой наполненности бытия, осознающего самого себя».

Напомним, что именно любовью к «софии» и славятся философы.

5 жизненных уроков греческой философии

Древняя Греция была интеллектуальным центром, в котором родились одни из величайших умов в истории. Политическая теория, наука и философия были вплетены в культуру этой необычной цивилизации. И точно так же, как современные люди, греки были одержимы тем, как жить хорошей жизнью.

Хотя некоторые из их идей не выдержали испытания временем, есть причина, по которой люди до сих пор читают греческую философию. Эти древние произведения наполнены ценными знаниями, которые могут изменить нашу жизнь к лучшему.

1. Сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать (Эпиктет)

Эпиктет не самый известный греческий философ, но у него все еще есть много интересных идей.

Он много писал об индивидуальных агентствах. Эпиктет считает, что вместо того, чтобы беспокоиться о вещах, находящихся вне нашего контроля, мы должны заниматься только своими собственными действиями и мыслями.

Гравюра С. Бейссента с изображением Эпиктета, ок. восемнадцатый век (Источник: Wikimedia Commons)

Смерть, например, бесполезно беспокоиться, поскольку наша собственная смертность неизбежна. Однако у нас есть контроль над нашим восприятием смерти. Тем, кто беспокоится о своей продолжительности жизни, просто нужно изменить свое отношение.

Эпиктет также применяет эту концепцию личной свободы действий к тем, кто зациклен на мнении других. Если мы беспокоимся о том, как нас воспринимают, мы становимся рабами чего-то вне нашего контроля, что является верным путем к несчастной жизни.

Истинная свобода приходит, когда мы находим счастье в том, что наполняет нас на индивидуальном уровне.

2. Пусть вас ведет разум (Платон)

Платон затрагивал множество тем, но одна из его самых последовательных мантр заключалась в том, что разум превыше всего.

Он утверждает, что нашим разумом руководят три вещи: удовольствие, репутация и разум. Хотя эти три движущие силы иногда находятся в согласии, они также часто и враждуют. Картина Платона из «Афинской школы» Рафаэля, 1509 г. (Источник: Wikimedia Commons)

Платон считает, что беспорядочный разум (или душа ) возникает, когда нами движет не разум. Ложь, воровство, насмешки и злоба питают эгоистичную, неразумную часть нашего разума. Если это происходит слишком часто, наши поверхностные желания и наша потребность в признании могут пересилить нас:

«Подобная ситуация, когда элементы ума спутаны и смещены, и есть несправедливость, недисциплинированность, трусость, невежество и, короче говоря, злоба всех видов».

Если, напротив, мы руководствуемся разумом, наш разум будет удовлетворен и здоров.

3. Выбирайте удовольствия с умом (Эпикур)

Хотя Платон настаивает на том, что разум должен руководить нами, безусловно, ценен, Эпикур предлагает столь необходимый баланс.

Вместо того чтобы просто избегать удовольствий, Эпикур хочет, чтобы мы были более избирательными. Он утверждает, что лучшие удовольствия естественны и оставляют у нас чувство удовлетворения. Бюст Эпикура работы неизвестного художника, ок. второй век (Источник: Wikimedia Commons)

Например, есть до тех пор, пока мы не проголодаемся, — это естественно. Однако переедать неестественно. Вместо того, чтобы чувствовать удовлетворение, наши тела могут страдать от боли, а наш разум будет пронизан чувством вины. Это также заставляет нас ожидать большего, чем нам нужно.

Используя этот пример в качестве отправной точки, Эпикур рекомендует вообще избегать баловства. Изобилие славы, денег, еды и питья никогда не сделает нас удовлетворенными.

Вместо этого мы должны стремиться к удовольствиям, которые оставляют нас с долгосрочным чувством удовлетворения.

4. Подружитесь с добродетельными (Аристотель)

Подобно Платону, Аристотель за свою жизнь затронул множество тем, включая важность дружбы. Но Аристотель вовсе не рекомендует большое количество друзей, он считает, что качество важнее количества.

Более слабая дружба, как правило, основывается на одном из двух: на пользе или на удовольствии. Деловые отношения могут быть примером первого. В то время как общий интерес к определенному виду деятельности или теме может быть примером последнего.

Между тем самые крепкие дружеские отношения связаны взаимным чувством доброй воли:

«… те, кто желает добра своим друзьям ради них, являются самыми настоящими друзьями … их дружба длится до тех пор, пока они добры, а добро непреходяще». вещь». Римская копия мраморного бюста Аристотеля работы неизвестного художника, дата неизвестна. Оригинал был сделан Лисиппом в 330 г. до н. э. (Источник: Wikimedia Commons)

Поэтому очень важно дружить с добродетельными людьми, ибо добродетельные люди имеют базовый уровень добродетели и заслуживают большего доверия. Они вряд ли предадут нас или поощрят нечестие.

Дружба, основанная на доброй воле и добродетели, обычно занимает больше времени, но это также самая ценная дружба, которую мы можем завести.

5. Задавайте вопросы (Сократ)

Ни один список греческой философии не был бы полным без Сократа. Проблема, однако, в том, что у Сократа нет источников, так как он писал очень мало. Историки называют это «проблемой Сократа».

К счастью, мы знаем об этом великом человеке благодаря другим философам. Ксенофонт, который был не только философом, но и солдатом, сказал о Сократе следующее:

«Я никогда не был знаком с кем-либо, кто уделял бы больше внимания тому, чтобы выяснить, что знает каждый из его товарищей».

Во многих своих диалогах Платон изображает одно и то же. Сократ инициирует споры и всегда уравновешивает знание любознательностью.

Действительно, Сократ был известен тем, что задавал вопросы. Он был человеком, который любил учиться. А учитывая, что слово «философ» буквально означает «любитель мудрости» на древнегреческом языке, Сократа часто называют крестным отцом западной философии.

Признание собственного невежества и задавание вопросов — первый шаг к просветлению. Если бы мы все поступали как Сократ, мир был бы намного мудрее. Картина Жака-Луи Давида «Смерть Сократа», 1787 г. (Источник: Wikimedia Commons)

Джейкоб Уилкинс

Писатель из Англии.

Контакт: jacobwilliamwilkins@gmail. com

12 Древнегреческие философы, изменившие мир

Самые известные древнегреческие философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, помогли сформировать жизнь в Древней Греции и оказали влияние на западную философию. Вот наш путеводитель по 12 самым влиятельным философам из Греции.

Древнегреческая философия

Люди, которые путешествуют по Греции, часто бывают поражены нашими древними памятниками. Такие места, как Афинский Акрополь, Древний Эпидавр или Древняя Олимпия, связаны с долгой и богатой историей Греции.

Еще одним элементом Древней Греции, привлекающим тысячи посетителей, является древнегреческая философия. Все слышали о таких греческих философах, как Сократ, Платон и Аристотель.

Греческое слово философия буквально означает любовь к знаниям и мудрости. Философ — это тот, кто размышляет и формирует теории, связанные с такими областями, как логика, этика, идеология и человеческая природа.

Вот 12 древнегреческих философов, которые помогли сформировать основные добродетели и этику в Древней Греции. Многие из их философских идей оставались популярными на протяжении веков и вдохновляли современных философов.

1. Фалес Милетский (624/3 – 548/5 до н.э.)

Фалес Милетский происходил из Ионии, в Малой Азии. Он общепризнан как первый древнегреческий философ.

Фалес был математиком, врачом, инженером и астрономом и известен как отец науки. Он разработал несколько теорий, используя наблюдения, научные знания и логику, избегая мифологии.

Он стремился найти объяснение природным явлениям, которые ранее приписывались 12 олимпийским богам. В то же время он не отвергал богов и верил, что они присутствуют во всем.

Фалеса прежде всего интересовало, как был создан мир. По его мнению, вся природа возникла из одного единственного вещества: воды.

Он был одним из самых влиятельных философов-досократиков и вдохновил большинство людей, сменивших его.

2. Пифагор Самосский (570-495 гг. до н.э.)

Пифагор пришел с острова Самос. Он основал движение пифагорейцев, школу мысли, которая выступала за общинный, скромный образ жизни в соответствии с природой.

Пифагор верил в метемпсихоз . По его словам, душа бессмертна и после смерти переселяется в другое тело.

Помимо занятий философией, Пифагор хорошо известен своим вкладом в математику и естественные науки. Теорема Пифагора до сих пор является одной из наиболее широко используемых теорем в геометрии.

Пифагора часто называют первым ученым, предположившим, что Земля круглая. Его учение повлияло на более поздних греческих философов и ученых 15-16 веков нашей эры, таких как Иоганн Кеплер и Исаак Ньютон.

3. Парменид Элейский (ок. 520 г. до н. э. – ок. 440 г. до н. э.)

Греческий философ Парменид родился в Элее, на юге Италии. Он был основателем элейской школы и считается отцом метафизики.

Парменид был одним из первых греческих философов, использовавших логику в своем подходе. Он считал, что реальное существование можно познать только посредством логики, а не чувств. Его главный принцип заключался в том, что «все едино».

Многие из его идей были абстрактными и теоретическими. Позднейшие философы часто пытались упростить его философские положения.

4. Анаксагор из Клазомен (500–428 гг. до н. э.)

Анаксагор родился в Клазоменах, Малая Азия, и переехал в Афины, когда ему было 20 лет. Он был астрономом и философом.

Среди прочих Анаксагор стремился открыть естественные причины затмений и описал солнце как огромную огненную скалу, превышающую по размеру Пелопоннес.

Он утверждал, что ничто не может погибнуть, но материальный мир состоит из ингредиентов, которые постоянно развиваются и меняют форму. Следовательно, все имеет часть всего.

За свои новые идеи и неприятие греческой мифологии Анаксагор был приговорен к смертной казни судом Афин. Впоследствии он покинул город и провел свои последние годы в ссылке.

5.

Эмпедокл из Акрагаса (495 – 435 до н.э.)

Эмпедокл родился в Акрагасе, греческом городе на Сицилии, в знатной семье. Во время своих туров по Сицилии и Пелопоннесу он считался почти сверхъестественным учителем и целителем.

В отличие от Анаксагора, Эмпедокл считал, что материя состоит из четырех классических элементов: воздуха, земли, воды и огня.

Каждое изменение среди этих элементов было связано с силой, движущейся к Любви или Раздору, двум противоположным добродетелям, которые должны быть в равновесии, чтобы мир процветал.

Вслед за пифагорейцами Эмпедокл высказался против употребления мяса и принесения в жертву животных. Он также считал, что душа и восприятие больше связаны с сердцем, чем с мозгом.

6. Зенон Элейский (ок. 495 г. до н. э. – ок. 430 г. до н. э.)

Зенон родился в Элее, Южная Италия, и был последователем Парменида.

Он расширил философские идеи своего учителя и исследовал пространство, время и концепцию бесконечности. Среди прочего, он выступал за то, чтобы движение было не чем иным, как иллюзией.

Зенон стал известен тем, как подталкивал людей к восприятию реальности. Он известен своими парадоксами, которые бросают вызов здравому смыслу и здравому смыслу. Примером популярного парадокса является гонка между Ахиллесом и черепахой.

7. Сократ Афинский (469 – 399 г. до н.э.)

Сократ Афинский – самый известный греческий философ и один из основателей западной философии. Он был настолько влиятельным, что все философы, жившие до него, известны как «философы-досократики».

Сын богатого каменщика, Сократ впервые заинтересовался философией в подростковом возрасте. В отличие от своих предшественников, его больше интересовало изучение человека и общества, а не материального мира и космоса .

Великий греческий философ V века до н. э. разработал свои собственные методы и образ мышления. Он установил метод Сократа ( maieutiki, от греческого слова «акушерство»), основанный на следующем принципе:0003

Диалог между двумя или более людьми предназначен для стимулирования критического мышления и помогает каждому человеку раскрыть свои собственные убеждения и найти собственные решения ряда проблем.

Несмотря на его вклад в философию (или благодаря этому), Сократа в конце концов обвинили в атеизме и развращении молодежи и приговорили к смертной казни. Он отказался бежать из города и, как известно, выпил чашку яда болиголова (кониума) в 399 г. до н.э.

Известно, что Сократ не писал текстов. Он известен благодаря рассказам своих учеников, в первую очередь «Диалогам» Платона.

8. Демокрит Абдерский (460 – 370 гг. до н.э.)

Демокрит родился в Абдере в богатой семье. Несмотря на то, что он был современником Сократа, его относят к досократовским древнегреческим философам.

Его интересовали все области человеческих знаний того времени, кроме религии и политики. Среди прочего, он изучал математику, метеорологию, музыку, космологию, лингвистику и историю. К сожалению, большая часть его письменных работ утеряна.

Его главная жизненная цель — счастье, которое включает в себя душевное спокойствие и стабильность. Он утверждает, что материальные блага или деньги не способствуют счастью.

Что делает человека счастливым, так это рациональное мышление и образование. В то же время мужчине нужно находить счастье в том, что он имеет.

9. Платон Афинский (427 – 347 до н.э.)

Платон – еще один известный греческий философ, родившийся в Афинах. Он самый известный ученик Сократа и, в свою очередь, был учителем Аристотеля.

Платон основал научную школу под названием Платоник и первое высшее учебное заведение, названное Академией. Он один из очень немногих древнегреческих философов, чьи письменные труды сохранились почти полностью.

Одно из самых известных произведений Платона, «Государство», обсуждает справедливость, стремясь ответить на вопрос, что представляет собой справедливый человек и справедливый город-государство. Он рассматривает понятия добра и зла по отношению к телу и душе.

Республика также сравнивает четыре режима, тимократию, олигархию, демократию и тиранию, и описывает идеальное/утопическое общество.

Платон также внес свой вклад в философию через теорию Форм, где он провозглашает, что абсолютные, нефизические идеи более реальны, чем мир природы.

10. Аристотель из Стагиры (384–322 гг. до н. э.)

Родившийся в Стагире, Северная Греция, Аристотель в позднем подростковом возрасте переехал в Афины и стал студентом Академии Платона. Он был воспитателем Александра Македонского, царя Македонии.

Аристотель основал свою собственную школу, Ликей, который мы можем посетить и сегодня, с единым билетом на все достопримечательности Древних Афин. Он также основал Перипатетическую школу философии.

Площадь Аристотеля в Салониках

Подобно Демокриту, Аристотель был эрудитом. Его интересовали многочисленные, казалось бы, не связанные между собой темы, от физики и биологии до театра, музыки и политики.

Аристотель исследовал и изучал многочисленные философии, которые были созданы до него, и синтезировал их в более сложные идеи.

Далее он разделил четыре элемента на горячие и холодные / влажные и сухие и предположил, что они неотделимы от этих качеств.

Аристотель написал несколько работ на эти темы. Его работа вдохновила более поздних философов и оказала глубокое влияние на западную философию.

11. Эпикур Самосский (341–270 гг. до н. э.)

Эпикур — один из самых известных древнегреческих философов, частично благодаря тому, что его идеи часто неверно истолковывались.

Эпикуреизм выступает за приятную и спокойную жизнь. Важнейшие его добродетели — душевное спокойствие ( атараксия ), свобода и отсутствие боли и страха. Самодостаточность и друзья важны для того, чтобы жизнь была приятной.

Эпикур считает, что удовольствие морально законно и мы должны стремиться к нему, чтобы в конечном итоге достичь атараксии . В этом свете даже боль может быть положительной вещью, если она ведет к душевному покою.

Вот некоторые из его самых известных принципов:

  • Человек не должен бояться Бога
  • Смерть не повод для беспокойства
  • Легко получить то, что нам действительно нужно
  • Легко терпеть то, что заставляет нас страдать

12.

Диоген Синопский (ок. 412–323 гг. до н. э.)

Диоген, наиболее известный как Диоген Киник, родился в Синопе, на Черном море. В середине 4 века до нашей эры он был изгнан из родного города и переехал в Афины.

Он вел очень простой образ жизни, носил ковры и часто попрошайничал. Его дом представлял собой большой керамический кувшин, но он якобы обедал и ночевал, где бы ни оказался. Говоря современным языком, его назвали бы бродягой, гражданином мира.

Диоген раскритиковал социальные и культурные традиции города, которые он считал коррумпированными. Он считал, что человеческая испорченность может исчезнуть, если человек вернется к естественной жизни и самодостаточности.

Александр Македонский встретил Диогена в Коринфе в 336 г. до н. э. и спросил философа, может ли он что-нибудь для него сделать. Якобы Диоген ответил, что хотел бы, чтобы Александр стоял подальше от своего солнца.

Согласно другому рассказу, царь Македонии сказал, что «если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».

Древнегреческие философы в современном мире

Упомянутые выше философы, наряду со многими другими, заложили основы критического мышления и анализировали сложные темы. Не будет преувеличением сказать, что они помогли сформировать современный мир.

Сегодня повсюду в Греции вы увидите улицы и площади, названные в их честь. Статуи Сократа и Платона установлены перед зданием Академии в центре Афин.

Часто задаваемые вопросы о древнегреческих философах:

Вот еще несколько вопросов, которые люди задают о греческих философах:

Чем занимались философы в Древней Греции?

Слово философ происходит от греческих слов, означающих любовь и мудрость. Большинство греческих философов были учеными и обычно интересовались несколькими темами. Они пытались объяснить окружающий мир с помощью разума и логики.

Кто 3 самых важных греческих философа?

Самыми известными философами Древней Греции являются Сократ, Платон и Аристотель.

Кто был старейшим греческим философом?

Фалес Милетский, родившийся в 624/623 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *