Смерть Микеланджело. Микеланджело Буонарроти
Смерть Микеланджело
Все его друзья умерли: Франческо Граначчи, друг детства Балдуччи, верный слуга Пьетро Урбино. отец и братья. дорогая его сердцу Виттория Колонна. А Томмазо деи Кавальери женился и стал отцом семейства.
Микеланджело в задумчивости поднялся, нужно было найти эскизы для площади Капитолия, для дворца Фарнезе, для церкви Сан-Джованни, для часовни Сфорца. Его отец скончался на девяностом году жизни, а значит, и ему оставалось жить лет пять, не больше.
Он рассыпал эскизы на своем рабочем столе: картинки, ворох иллюзий. За неимением детей он оставил на земле лишь каменные изваяния, похожие на него самого. Он взял несколько рисунков и бросил их в печь, затем еще и еще. Наконец Микеланджело с остервенением принялся охапками бросать в огонь свои поэмы.
После этого он оседлал коня и направился к маленькой церкви Санта-Мария дельи Анджели. В сумке у него были молоток и резец: он хотел еще поработать над тамошней «Мадонной»243, сделать ее такой же совершенной, как произведения самого Господа.
В церкви Микеланджело упал, потеряв сознание. Пришел в себя он лишь на рассвете следующего дня. После этого он кое-как добрался до дома, лег, дрожа от лихорадки, на кровать и попросил перепуганную служанку:
– Позовите Томмазо!
Вслед за этим он потребовал, чтобы ему принесли бумагу и перо, а потом в трех словах набросал завещание: он оставляет свою душу Богу, свое тело – земле, а имущество – племяннику Лионардо.
– Томмазо! Я хочу быть похороненным в церкви Санта-Кроче, рядом со своими.
Помешать стремительному ходу болезни было невозможно. Лихорадка и прожитые годы сломили отважного борца, и он перестал сопротивляться, отдавшись воле Божьей. Что же касается незаконченных произведений – да какое теперь все это имело значение.
Томмазо деи Кавальери тихо прикрыл глаза своего старого друга – необыкновенно красивого с этой своей густой сетью морщин, говоривших о сомнениях и страданиях его жизни. Пробило пять часов. Уже наступило 18 февраля 1564 года.
Как пишет Марсель Брион, «божественный покой воцарился на его лице и теле. Что же до его души, то она соединилась с предназначением, дарованным ей милосердием Божьим. Больше никакой борьбы, никаких сражений. Одно лишь великое упокоение смерти, которая расшнуровывает кирасу воина и нежно ласкает его усталые члены. Для этого так много страдавшего человека смерть, возможно, была наименее мучительным моментом его жизни»244.
Тело Микеланджело было перевезено во Флоренцию, как он того и хотел, но при весьма неординарных обстоятельствах. Почему «неординарных»? Да потому, что похищение трупов – это уже что-то запредельное. С другой стороны, ведь это был вызов для Флоренции – организация похорон Микеланджело в римской церкви Святых Апостолов, построенной по заказу Сикста IV архитектором Баккио Понтелли, по проекту которого, кстати, и по заказу того же папы была сооружена Сикстинская капелла. Ведь это оскорбление – решение хоронить скульптора в Риме, в городе, где, как отмечает известный живописец Ренато Гуттузо, Микеланджело «замкнулся в своем пессимизме, отягощенном накопившейся горечью, страданиями и страшным зрелищем краха всего того, во что он верил»
Во Флоренции люди, почувствовавшие наконец культурный и духовный долг перед своим великим гражданином, не смогли вытерпеть такого отношения. Они поспешно собрали средства, чтобы оплатить услуги лучших воров во всей Тоскане. И вот два «специалиста» отправились в Рим. Там, после захода солнца, они проникли в церковь, выкрали тело Микеланджело, обмотали его веревками и замаскировали под груду тряпья. Затем они положили его в телегу и во весь дух пустились обратно во Флоренцию, прибыв туда к рассвету.
Таким образом, как пишет Марсель Брион, «Флоренция силой завладела тем, в чем ей было отказано Римом»246.
А потом все флорентийские художники, скульпторы и архитекторы, знавшие Микеланджело, собрались перед его гробом, установленным на носилках и покрытым покрывалом, расшитым золотом. На покрывале лежало лишь простое распятие. В полночь самые старшие взяли в руки факелы, а более молодые подняли носилки. Толпа была так велика, что счастливыми считались те, кто мог, как Бенвенуто Челлини и Джорджо Вазари, «восславить себя, неся останки самого великого человека, которого когда-либо знало искусство»247
Микеланджело был похоронен в церкви Санта-Кроче, расположенной в самом центре города. Там его могила находится и по сей день. Гробница, кстати, сделана по проекту Джорджо Вазари: над саркофагом установлен бюст Микеланджело, а в нижней части расположены три аллегорические фигуры.
Отметим, что в Санта-Кроче Микеланджело покоится рядом со многими великими людьми: с Галилео Галилеем, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини, Энрико Ферми и другими. Не правда ли, не самая плохая компания?..
«Микеланджело жил бурно и страстно, хотя и провел жизнь в одиночестве, – пишет итальянский живописец Ренато Гуттузо. – Его надежды терпели крах. Однако как истинный боец, пусть даже предававшийся порой унынию и отчаянию, он всегда был готов вновь воспрянуть духом, гордо снося удары, наносимые судьбой. Так жил и творил Микеланджело Буонарроти. Он вынес на собственных плечах всю тяжесть своего «железного» века» 248.
Вспомним еще раз его стихи:
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный…
Отрадно спать – отрадней камнем быть.
Но он не стал «камнем». Он жил и чувствовал, и своему «преступному и постыдному» веку он ответил великими творениями, которые, как совершенно верно отмечают специалисты, являются «высочайшим проявлением заложенных в человеке созидательных сил»249. Не даром же личность Микеланджело, создателя великих творений, несмотря на все ее противоречия, продолжает волновать людей и через четыре с половиной столетия после его смерти.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
289.
ЖДУТ НОВОГО МИКЕЛАНДЖЕЛО289. ЖДУТ НОВОГО МИКЕЛАНДЖЕЛО Да воскреснет искусство и своры Палачей в нем конец обретут! Неподвижные снежные горы Микеланджело нового ждут. Тот, кому доверяли мы радость, — И велик, и возвышен. Ужель Не ему принесем мы в награду Сердца нашего пламенный хмель? День
Мой Микеланджело
Мой Микеланджело Кинжальная строка Микеланджело…Мое отношение к творцу Сикстинской капеллы отнюдь не было платоническим.В рисовальном зале Архитектурного института мне досталась голова Давида. Это самая трудная из моделей. Глаз и грифель следовали за ее
45. Микеланджело — статуе Дня (1535 г.)
45. Микеланджело?— статуе Дня (1535 г.) Проворный День, единым махом ты Украсил позолотой Апеннины И тут же сполз в туманные низины, Покинувши горбатые хребты. Здесь спит Свобода в царстве нищеты, Здесь вялый люд покорнее скотины, А ты беспечно осветил равнины Под
Микеланджело
Микеланджело Блаженные и проклятые, выходящие из борделяМикела?нджело Лодо?вико ди Леона?рдо ди Буонарро?ти Симо?ни (1475–1564) – великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.Знаток живописи Елена
Состязание с Микеланджело
Состязание с Микеланджело Ситуация приняла особенно драматический для Леонардо оборот по той причине, что не ему одному было доверено расписывать зал Совета.В 1505 году Микеланджело получил заказ на написание «Битвы при Кашине» в том же самом зале Совета, на
Установка «Давида» Микеланджело
Установка «Давида» Микеланджело В 1504 году, незадолго до того, как развернулось это знаменитое состязание живописцев, Синьория созвала всех лучших художников Флоренции, чтобы выбрать наиболее подходящее место для установки «Давида» Микеланджело.
Унижение Микеланджело
Унижение Микеланджело В январе 1494 года инфантильный Пьеро де Медичи пригласил Микеланджело во дворец и попросил его построить снежную статую, подобную которой еще никто не видел – огромную и неохватную. На нее будет приходить смотреть вся Италия, так как она заледенеет,
Методика Микеланджело
Методика Микеланджело Бенджамин Блеч и Роя Долинер пишут: «Тот Давид, которого он создал, был просто чудом. Он нарушал все традиционные образы. Вместо того чтобы показать поражение Голиафа, Микеланджело предпочел изобразить мальчика-пастуха в самый решающий момент. Его
Фига от Микеланджело
Фига от Микеланджело Используя игру света и тени, Микеланджело создавал эффект рельефа, то есть он писал фигуры на плоскости так, словно они были высечены из камня. Он изобразил самые славные эпозоды из истории еврейского народа: Давид и Голиаф у него восславляют победу«Исправление» шедевра Микеланджело
«Исправление» шедевра Микеланджело Павел IV – кардинал Джанпьетро Караффа, бывший инквизитор, ставший папой в мае 1555 года, – «замазал» фрески Сикстинской капеллы. Призванный для этого художник Даниэле да Вольтерра вынужден был пририсовать персонажам Микеланджело
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (род. в 1475 г. — ум. в 1563 (1564) г.) Вот слова, которые вместили в себе самое пространное и подробное, самое высокохудожественное и поэтическое жизнеописание земного пути великого скульптора и художника, зодчего и мыслителя — Микеланджело Буонарроти
Микеланджело
Микеланджело Полное имя – Микеланджело Буонарроти (род. в 1475 г. – ум. в 1564 г.) Величайший итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Высокого Возрождения.«Он до сих пор посредством своих творений влияет на наше видение самих себя. Руки этого величайшего
XIV. Ну улыбнись, Микеланджело!
XIV. Ну улыбнись, Микеланджело! Мне исполнилось сорок, а я все не был уверен, что проживаю свою собственную жизнь. Думаю, я не единственный, кому знакомо ощущение, что он живет не внутри себя, а где-то рядом, как внимательный попутчик.Итак, мне было сорок, казалось, я всегда буду
Умер Микеланджело Антониони — Российская газета
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
01.08.2007 05:00
Поделиться
Юрий Лепский
Позавчера скончался Ингмар Бергман, вчера пришло известие о смерти Микеланджело Антониони. Тяжелейшие утраты для мировой культуры.
Год назад я был у него в гостях, в скромном доме на римских холмах. Мы договорились с его женой Энрике встретиться у подъезда дома. Она сама приехала в Рим из-за города. Извинилась за опоздание. Мы поднялись по лестнице просторного парадного. Энрике попросила подождать в прихожей. Он спит, сказала она, сейчас я его разбужу и помогу сесть в кресло. Я остался ждать…
Двадцать лет великий Микеланджело Антониони не давал интервью журналистам. Два тяжелейших инсульта парализовали правую часть тела и лишили его речи. Двадцать лет он молчал, писал левой рукой, рисовал, делал аппликации, читал, смотрел фильмы. Двадцать лет он учился разговаривать с помощью жестов, движений губ и глаз с единственным человеком, который его понимал не то чтобы с полуслова, но и вовсе без слов — с женой Энрике. Он считал, что именно она продлила ему жизнь, научившись общаться с ним, понимать его точно и без ошибок. Два года назад мы договорились с Энрике, что сделаем интервью с маэстро, если он на это согласится. Он дал согласие. Решили, что я буду задавать вопросы, Антониони будет слушать и знаками давать ей понять, как надо ответить. Если ответ прозвучит неправильно или неточно, он даст знак. Если она скажет именно то, что он считает, Микеланджело кивнет головой.
Так мы «говорили» с ним полтора часа, пока он не устал. Единственный раз он дал знак, что его неправильно поняли. Энрике что-то уточнила, и он кивнул головой…
Через год я приехал вновь на римские холмы, в этот уютный дом, из окон которого видна величественная панорама вечного города. В моей сумке лежали экземпляры «Российской газеты» с этим интервью и сувенир для маэстро — коробочка с изящной металлической страничкой нашей газеты, которую можно было разглядывать с помощью небольшой лупы. Энрике пригласила войти.
Антониони сидел в кресле, укрытый пледом. По обыкновению он слегка приподнял кисть левой руки, я подошел и пожал ее. Он кивнул головой и жестом пригласил сесть. Я отдал ему газеты и коробочку с сувениром. Он внимательно взглянул на собственную фотографию, полистал газету. .. Но наибольший интерес вызвала у него именно металлическая пластинка с миниатюрной газетной страничкой. Он долго разглядывал ее в лупу, потом сделал какой-то знак Энрике. Ему интересно, сказала она, как это сделано. Я рассказал. Он слушал внимательно. Потом предложил обсудить возможную ретроспективу его фильмов в Москве. Он хотел, чтобы было показано не меньше десяти лент. Причем открывать ретроспективу он хотел сам. Обсудили, где лучше это устроить в нашей столице. Обсудили и время. Решили, что лучше всего ранняя осень, например август. Его волновало, придут ли люди. Я стал говорить ему, что даже если придут зрители только моего поколения, этого будет достаточно, чтобы зал был полон на каждом сеансе, потому что именно моему поколению Антониони открыл глаза на то, что такое кино. Величие этого искусства мы постигали на закрытых просмотрах его «Приключения», «Затмения», «Профессии: репортер», «Забриски-пойнт», «Блоу-ап»…
Он слегка улыбнулся, прикрыл глаза и жестом попросил Энрике ответить. Он думает, что вы преувеличиваете его значение. Но сам я заметил, что, скорее всего, ему было приятно. Во всяком случае теперь у меня есть ощущение хотя бы отчасти отданного ему долга.
Вчера утром мне позвонили из Рима и сказали, что Микеланджело Антониони умер. Завтра он будет похоронен в его родном городе Ферраре.
Вместе с Бергманом и Антониони уходит великий кинематограф двадцатого века.
Конец фильма.
Из интервью Микеланджело Антониони «Российской газете»
— Герой Вашего фильма «Профессия: репортер» пытается прожить другую жизнь. Хотелось ли Вам когда-нибудь сделать то же самое? Если бы у Вас появилась возможность прожить вторую жизнь, Вы прожили бы ее так же или что-то постарались бы сделать иначе? Если так, то что именно?
— Нет, он не хотел бы второй жизни, даже при том, что в первой, и единственной, было сделано немалое количество ошибок. Он вообще не любит оглядываться в прошлое и о чем-то сожалеть. Он так устроен, что всегда смотрел только вперед, всегда был устремлен только в будущее. И еще: никогда не сожалел о том, что у него чего-то нет, он был всегда доволен тем, что у него было. Конечно, соблазн прожить более легкую, более счастливую жизнь велик, но его вполне устраивает качество тех лет, которые он прожил, хотя их и не назовешь легкими.
— А что было в Вашей жизни самым тяжелым?
— Пожалуй, самым тяжелым для него было не соглашаться на компромиссы, когда речь шла о том, чтобы предельно точно воплотить свой замысел. Нужно было держаться до последнего, а это стоило немало сил и нервов.
— Значит, Вы довольны своей жизнью?
— Он полагает, что я задаю один из самых трудных вопросов, потому что на него нет однозначного ответа. Доволен? Да, доволен. Недоволен? Конечно, недоволен! Если считать, что его жизнь — это его фильмы (а так оно и есть на самом деле), то, пожалуй, он не удовлетворен тем, что сделал.
—Почему? Ведь все, что Вы сняли, давно уже стало классикой, хрестоматией мирового кино.
— Это вам кажется, что фильмы Антониони — это классика и хрестоматия. Для него самого — это лишь то, что он сделал. У него свои счеты с собственным творческим результатом. Каждый свой фильм он смотрел с чувством досады и неудовлетворения, потому что за то время, пока фильм монтировался и выходил на экраны, сам он успевал измениться, уйти вперед, его волновали уже другие проблемы. Оттого во многом то, что было снято, выглядело для него анахронизмом. Если коротко, то любой его фильм ко времени просмотра в зрительном зале был уже неадекватен Микеланджело Антониони.
— И все же… Существует фильм, в котором Микеланджело Антониони — Ваш внутренний духовный мир — воплотился бы наиболее полно, без потерь, фильм, который хотя бы относительно был бы адекватен Вам и сегодня?
— Такого фильма, полагает он, не существует. На разных этапах его жизни его духовному состоянию соответствовали разные фильмы. Он всегда слишком быстро шел вперед, слишком стремительно двигался к обновлению, слишком цепко хватался за то, что только появлялось в жизни. Ему всегда было интереснее заметить и понять новое явление, нежели размышлять о причинах того, что сформировало сегодняшний день. Он маниакально стремился угадать, каким будет завтра, но никогда не испытывал интереса ко вчерашнему. И если представить себе его фильм как зеркало, отразившее его духовное состояние в конкретное время, то вся жизнь Антониони будет состоять из осколков множества зеркал.
— Извините за настойчивость. Все же какой из осколков больше других?
— Хорошо, соглашается он, самым большим будет, пожалуй, «Профессия: репортер». Может быть, потому, что герой Джека Николсона очень похож на него по мироощущению, а может быть, потому, что как раз на съемках этого фильма он познакомился с Энрике. А может быть, и еще почему-то…
— Почему?
— Он полагает, вам известно, что в творческом человеке, как правило, уживаются двое: один ест, пьет, спит, гуляет с собакой, общается с друзьями, занимается любовью. Другой выходит на съемочную площадку или садится перед чистым листом бумаги. То есть как только обычный человек начинает творить — он преображается, становится другим.
— Доктор Джекилл и мистер Хайд?
— Если хотите. Оттого всегда трудно понять, какому из этих двоих соответствует твой фильм…
— Я хочу задать еще один непростой вопрос. Считаете ли Вы, что жизнь справедлива, что человеку при жизни воздается по заслугам?
— Да, он полагает, что жизнь в конечном итоге справедлива. Да, он считает, что человек получает то, что заслужил. Правда, не всегда ему дано понять это. Оттого возможно, многим кажется, что удача или справедливый итог обошли их стороной. На самом деле это не так. Вы получаете ровно то, что заслужили.
— А Ваша жизнь? Она тоже справедлива?
— Он считает, что все сказанное в полной мере относится и к его жизни. Как это ни парадоксально, но несчастье, которое случилось с ним, продлило его годы. Если бы не инсульт, он, вероятнее всего, умер бы много лет назад. Но случился инсульт, и все заботы, все удары судьбы легли на плечи Энрике. Он считает, что Господь и Энрике продлили ему жизнь. Благодаря им он узнал, что ждет человека за порогом девяноста лет. Он смеет думать, что и это он тоже заслужил, и это воздаяние судьбы.
— Уже двадцать лет Вы практически не говорите. Появились ли у Вас за это время новые формы самореализации, хоть в какой-то мере способные заменить речь?
— Он уверен, что ничего адекватного речи, языку не существует. Однако его языком всегда было кино, монтаж зрительных образов, и в этом смысле ему повезло. Ничто не мешает ему и сейчас снимать свой бесконечный фильм, правда, без камеры и без пленки и без постановочного света. Но это не важно. Важно, что его мозг и душа продолжают работать. Еще он научился писать красками на холсте. А вот теперь занят новым делом: он работает над аппликациями по картону. Новые обстоятельства обострили в нем осязание. Он впервые так остро почувствовал форму предмета на кончиках пальцев. Это его радует.
— Любое поколение людей, достигнув определенного возраста, начинают говорить о деградации культуры, об измельчании культурных ценностей. Как Вы думаете, это свидетельство реального процесса деградации культуры, реального культурного регресса? Во всяком случае Вы лично ощущаете упадок культуры?
— Он не знает, что ответить на этот вопрос, поскольку у него никогда не возникало мысли сравнивать то, что было, с тем, что есть сейчас. Он уже говорил, что ему неинтересно прошлое, его занимает то, что будет. Поэтому и по сей день ему интересно жить. Во всяком случае он не хотел бы умирать в обозримом будущем. Ему еще обязательно надо увидеть эти бурно развивающиеся города Шанхай, вашу Москву. Ему очень интересно, как выглядит будущее, что нас ожидает. Вы говорите об упадке культуры. Вряд ли. Он так не считает. Скорее всего, какая-то ветвь культуры может высохнуть со временем, зато другая способна дать свежую листву. Надо видеть и ту и другую. Но лично его всегда интересовала свежая листва.
Российская газета — Федеральный выпуск:
Поделиться
Образ жизниКино и ТВ
Смерть Микеланджело — Тоска по Риму
Смерть Микеланджело — Тоска по РимуК январю 1564 года Микеланджело диктовал свои письма, потому что «моя рука больше не служит мне». И все же он продолжал лепить. Он завещал свою душу Богу, свое тело земле и свое имущество своим родственникам в последнем завещании всего из трех предложений. 12 февраля во время работы над Rondanini Pietà у него поднялась температура. Он часами сжигал груды набросков и рисунков. Даже в свои последние дни Микеланджело помнил о своей репутации и не хотел оставлять после себя ничего, что он не считал совершенным или достойным.— Путешествие в Рим Микеланджело Анжелы К. Никерсон (страницы 139-141)15 февраля он послал за Лионардо. Собрались его друзья. Даниэле да Вольтерра и Томмазо де Кавальери были среди преданных служителей, которые читали Микеланджело и пересказывали, по его просьбе, историю распятия Христа снова и снова. Микеланджело лежал у огня и в конце концов перебрался в свою постель. В какой-то момент он повернулся к Вольтерре и взмолился: «О Даниэле, мне конец; Я на твоем попечении. Не оставляй меня». Вольтерра не только остался рядом с Микеланджело до конца, но и принял мантию своего друга после его смерти, взяв на себя ответственность за роспись одежды и драпировок на многих обнаженных телах в «Страшном суде». (Его собственные картины часто создавались по эскизам Микеланджело и отдавали дань уважения его учителю и другу.)
18 февраля 1564 года врач Микеланджело написал герцогу Козимо во Флоренцию, в котором говорилось: «Сегодня днем это превосходнейшее и истинное чудо природы, мессер Микеланджело Буонарроти, перешло от этого к лучшей жизни».
Рим глубоко оплакивал смерть Микеланджело. Его тело было перенесено в церковь Санти Апостоли, примыкающую к Палаццо Колонна и в нескольких кварталах от его дома. На самых публичных похоронах «присутствовала вся артистическая профессия, а также все его друзья». Вазари рассказывает, что «Микеланджело был похоронен в гробнице в церкви Санти Апостоли в присутствии всего Рима, в то время как Его Святейшество планировал воздвигнуть особый мемориал и гробницу в самом соборе Святого Петра». Однако Микеланджело выразил желание быть похороненным во Флоренции, а не в Риме. Однако его друзья знали, что римляне так просто его не отпустят. Таким образом, в отличие от публичных фанфар, сопровождавших его погребение в церкви Санти Апостоли, его тело было тайно перевезено во Флоренцию через две недели, «отправлено, как товар в тюке. .. . . чтобы в Риме не было возможности поднять шум». Флоренция приветствовала своего родного сына, и снова жизнь Микеланджело была отмечена в изысканном стиле, на этот раз в церкви Санта-Кроче. Флорентийские академики изящных искусств посмертно избрали Микеланджело «главным академиком» — «главой, отцом и учителем всех». Д
Путешествие в Рим Микеланджело
25,00 $
Количество:
В корзину
Микеланджело умер, не дожив до своего 89-летия. Он умер в 1564 году — в том же году, когда родились Галилей и Шекспир.
Могила Микеланджело в Санта-Кроче во Флоренции, его домашняя церковь
Флорентийская Пьета, одна из последних скульптур, над которыми Микеланджело работал в пожилом возрасте
В этот день, 18 февраля 1564 года, в Риме скончался Микеланджело Буонарроти.
– Итальянское художественное обществоАвтор: Саманта Хьюз-Джонсон.
В этот день, 18 февраля 1564 года, в Риме умер Микеланджело Буонарроти. По словам его бывшего ученика и биографа, эрудита Джорджо Вазари, тело Микеланджело было быстро возвращено во Флоренцию (к 11 марта) и положено в склепе Успенского братства в Сан-Пьетро-Маджоре.
«Ничего не было сделано в тот день, а затем на следующий день, который был вторым воскресеньем Великого поста, все художники, скульпторы и архитекторы тайно собрались у церкви, куда они не взяли ничего, кроме бархатного, богато украшенного покрова. и вышитые золотом, которыми они покрыли одр и гроб, на котором лежало распятие. Затем с наступлением темноты они собрались вокруг трупа, и самые старые и самые выдающиеся мастера взяли каждый по одному из большого количества принесенных для этой цели факелов, и молодые люди одновременно подняли гроб. Они делали это с таким рвением, что те, кто мог подойти поближе и просунуть плечо под гроб, действительно могли считать себя счастливыми, ибо понимали, что в будущем они смогут похвастаться тем, что несут останки величайшего человека, которого когда-либо знало их искусство. известен.»
Вазари продолжает восхвалять «великолепие события» и описывает «похоронную процессию с морем восковых огней, огромной толпой священников, служителей и плакальщиков, одетых в черное… [и] стольких выдающихся артистов… собрались вокруг тела Микеланджело, чтобы участвовать в церемониях с такой любовью и преданностью».
Тело Микеланджело в конце концов было доставлено в Санта-Кроче, «где монахи совершали обычную службу мертвых. Вскоре после похорон Джорджо Вазари было поручено создать роскошную гробницу в память о своем бывшем хозяине. Микеланджело, учитывая, что он был скромным человеком, возможно, не одобрял публичное зрелище, сопровождавшее его последние права, или строительство огромной гробницы, которая видела бесчисленные паломничества памяти, со времени смерти художника до наших дней. Тем не менее, если судить о его глубокой и сложной вере по его великим произведениям и эрудированным стихам, Микеланджело, когда он в последний раз отложил свои инструменты, возможно, нашел бы ту же меру сверхъестественной поддержки для своей бессмертной души, которую он предоставил ( в образе Никодима) к телу Христову в его Отложение – отстаивание своей веры (буквально труп Иисуса Христа) на всеобщее обозрение.
С тоской тяжкое бремя положу,
Господи мой, и от мира освободив,
Я как ремесло хрупкое обращусь к Тебе, усталый, 90 004
От испуга бурю в нежное спокойствие.
Шипы и гвозди, левая и правая ладони,
Твое лицо, доброе, смиренное и исполненное жалости,
Поклянись, что для великого покаяния есть милость,
Душе грустной дай надежду, Ты избавишь.
Пусть не наблюдают твои святые очи со справедливостью
Мое прошлое, и пусть непорочное ухо твое
Протяни к нему свою нещадную руку, Только твоей кровью мое прегрешение смой или прикоснись
И больше, когда моя старость становится больше,
С готовой помощью и абсолютным прощением.
Микеланджело Буонарроти
Изображения: Джорджио Вазари, Могила Микеланджело , 1564 – 1575, Санта-Кроче, Флоренция.