24. Эллинизм – определение понятия, периодизация, культура.
Эллинизм – насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира в единую систему государств, имеющих много общего в своей социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. Синтез греческих полисов и консервативных древневосточных обществ.
Синтез разнородных начал в каждом эллинистическом государстве породил дополнительные импульсы для роста экономики.
Три периода эллинизма как целостной системы:
1) 334-281 гг. до н. э. – образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов
2) 280 г. до н. э. – середина II в. до н. э. – период зрелости эллинизма, создание социально-экономической структуры, государтсвенности и культуры эллинизма
3) середина II в. до н. э. – 30 г. до н. э. – поздний эллинизм, разложение эллинистических государств и завоевание их Римом на западе и Парфией на востоке.
Главное отличие культуры эллинизма от предшествующей ей – это расширение рамок мировоззрение.
В драматургии прослеживаются новые течения: бытовая драма, новая комедия. Роль хора сведена до минимума. Расцвет александрийской поэзии. Каллимах. Новая эпическая поэма, Аполлоний Родосский. Идиллии Феокрита. Романы-утопии. Историография.
Для эллинистической архитектуры характерно стремление к грандиозности построек, роскоши внутренней и внешней отделки, нарочитой помпезности и масштабности.
Основными силами на Балканах после распада империи Александра Македонского стали Этолийский и Ахейский союзы, боровшиеся то с нашествием галатов (кельтов), то с Македонией, то с Римом, а чаще всего с другими полисами и между собой. Также некое влияние сохранили Спарта и Афины.
В 280-277 гг. до н. э. произошло нашествие кельтов, которые разгромили македонскую армию, захватили Северную Грецию, и если бы не усилия Этолийского союза, захватили бы и Центральную Грецию, но были остановлены у Дельф.
В середине III в. до н. э. начались активные антимакедонские волнения в Пелопоннесе и Центральной Греции. Ахейскому союзу удалось захватить оплот македонского влияния в Греции – Коринф. Македонии (в лице царя Антигона) пришлось заключить мир с Этолийским союзом. В итоге возникло два военных блока: Македония и Этолия с одной стороны, Ахейский союз, Спарта и Птолемеевский Египет – с другой.
После смерти Антигона Гоната в 239 г. до н. э. Этолийский и Ахейский союзы объединяются против Македонии. Македонцы практически вытеснены с Балкан.
Успешные действия Ахейского союза прерваны вспыхнувшей войной со Спартой, царь Клеомен мечтал о возрождении спартанской гегемонии. Ахейский лидер Арат вынужден обратиться за помощью к Македонии. В 222 г. до н. э. Спарта была разгромлена, а Македония вновь укрепилась в Акрокоринфе.
В 220 г. до н. э. началась союзническая война – Македония и Ахейский союз против этолийцев. В 217 г. до н. э. был заключен мир.
К этому времени, уже стало заметно влияние Рима на Балканах. Для борьбы с Римом македонский царь Филипп заключает союзный договор с Ганнибалом. Этолийцы и Пергамское царство встают на сторону римлян. Очередной мирный договор заключен в 205 г. до н. э. В начале II в. до н. э. на Балканы высаживается римское войско. Начинается борьба с Римом.
Эллинизм: экономика, политика, культура : Г. А. Кошеленко. Эллинизм: к спорам о сущности
7
Введение
Г. А. Кошеленко
ЭЛЛИНИЗМ: К СПОРАМ О СУЩНОСТИ
Периодизация представляет собой один из основных принципов исторического исследования. Изучение исторического процесса вне каких-то определенных хронологических границ невозможно. В зависимости от методологической установки, объекта и конкретной цели исследования могут быть избраны различные методы членения исторического процесса и различные способы определения избранного периода (например, «рабовладельческая формация», «эпоха буржуазных революций», «век Просвещения», «наполеоновское время», год «великого перелома» и т. д.). Вместе с тем проблемы исторической периодизации очень часто являются объектами самых горячих дискуссий, ибо в избранной автором системе «кадрирования» исторического процесса, как правило, ярко отражается его методологический подход, основные концептуальные представления о ходе истории.
В истории античного общества, пожалуй, наиболее трудным для понимания и наиболее сложным для включения в общую схему развития этого общества является так называемый эллинистический период. Он как будто специально созданный историей вызов для всех попыток создать законченную концепцию и периодизацию развития античной грекоримской цивилизации. Прежде всего эллинистический период является частью истории не только античности, но также и древнего Востока, ибо в период своего наивысшего расцвета он включал в себя и зоны древнейших государств Востока (Египет в Африке и Азию вплоть до бассейна р. Инд), что порождает бесконечные дискуссии о периодизации истории древнего мира вообще и сокрушает идущие еще от Гегеля трехчастные схемы, столь дорогие составителям школьных и университетских программ. Кроме того, эллинистическая эпоха не только вторгается в промежуток между «греческим» и «римским» периодами, но и частично перекрывает их, что также препятствует выработке какой-либо однолинейной концепции развития античной цивилизации.
Само понятие «эллинизм», «эллинистический период» впервые возникло более 150 лет тому назад благодаря выдающемуся немецкому историку И. Дройзену, который назвал «эллинизмом» то время, которое наступило после завоеваний Александра Македонского И хотя позднее стало ясно,
1 Droysen J. G. Geschichte Alexanders des Grossen. Gotha, 1833; Idem. Geschichte der Diadochen. Gotha, 1836; Idem. Geschichte der Epigonen Gotha, 1843. В 1877 г. все три тома были переизданы под общим заголовком: Idem. Geschichte des Hellenismus. В., 1877.8
что сам термин появился в результате филологической ошибки, тем не менее он очень быстро привился в науке и сейчас стал общепринятым 2. В общем, в настоящее время большинство исследователей согласны в том, что эллинистическим периодом можно назвать время от смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. вплоть до 30 г. до н. э., когда последнее крупное эллинистическое государство (Птолемеевский Египет) было поглощено Римом. Однако это согласие, как постоянно подчеркивается в исторической литературе, чисто условное, поскольку существуют определенные расхождения относительно времени как начала периода, так и его конца. Точно так же существуют большие разногласия по поводу территориальных границ эллинистического мира. Но наибольшие сложности вызывает сущностная характеристика эллинизма, определение его как особой целостности с внутренне присущими ей особенностями, принципиально отличающими эллинизм (эллинистический мир, эллинистический период) от иных исторических целостностей, даже наиболее близких ему.
Для И. Дройзена, как истинного гегельянца, основным в истории эллинизма было духовное взаимодействие Греции и Востока, рассматриваемое в конечном счете с точки зрения возникновения в дальнейшем на базе этого синтеза христианства. Вторая основная линия исследования И. Дройзена — анализ характера монархических политических образований эпохи эллинизма, что было в значительной мере стимулировано политическими реалиями современной ему Пруссии 3. Эти две линии на долгое время определили принципиальный подход историков к изучению данного периода, хотя очень скоро для понимания его сущности был введен еще один конституирующий признак — идея упадка. Духовная составляющая культуры эллинизма рассматривалась как нечто более низкое нежели достижения эпохи классической Эллады. Иногда эта идея упадка принимала и другие формы: эллинистическая эпоха воспринималась как своего рода низина между двумя вершинами: творческим гением греков в сфере культуры и политическими достижениями римлян, создавших мировую державу 4.
Значительные изменения в понимании эллинизма происходят в XX веке. Не рассматривая все те новые концепции, которые появились в это время, что увело бы нас чрезвычайно далеко, отметим только самое основное 5.
Сложение тех или иных концепций сущности эллинизма происходило, как правило, под влиянием нескольких факторов. Отметим те, которые нам кажутся наиболее важными: 1) расширение круга источников; 2) углубление методов анализа их; 3) влияние новых тенденций в сфере методологии исторического исследования в целом; 4) влияние общеисторической ситуации, в рамках которой автор создавал свои концепции. Приведем только самые необходимые примеры, долженствующие подкрепить наши наблюдения.
2 Préaux С. Le monde hellénistique. P. 1978. T. 1. P. 5.3 Will E. Pour une «Anthropologie coloniale» du monde hellénistique // The Craft of the Ancient Historian: Essays in honour of Chester G. Starr. Lanhaw; N. Y., 1985. P. 274—275.
4 Кошеленко Г. А. Некоторые основные проблемы истории эллинизма в современной зарубежной литературе // Проблемы эллинизма: Реф. сб. М., 1975. С. 6.
5 См.: Bichler R. «Hellenismus»: Geschichte und Problematik eines Epochenbegriffs. Darmstadt, 1983.
9
Совершенно бесспорно, что в результате появления такого неизвестного во времена И. Дройзена источника, как папирусные документы, изменилось не только понимание истории Птолемеевского Египта, но и сущности эллинизма в целом. Если мы сравним последнюю изданную в XIX в. общую историю эллинизма, принадлежавшую перу Б. Низе, в которой папирусные документы практически не были использованы6, с некоторыми почти одновременными с ней исследованиями, базировавшимися на папирологических материалах (У. Вилькен, А. Буше-Леклерк, А. Масперо7), то поразительное различие между ними заметно с самого первого взгляда 8. Работа В. Низе, в сущности, только политическая история. В двухтомном труде У. Вилькена на базе огромного материала была представлена структура финансовой администрации, система налогообложения и способы взимания налогов в греко-римском Египте. Используя эти материалы, автор дал первый очерк истории экономической жизни Египта времен Птолемеев и римлян. В четырехтомной монографии А. Буше-Леклерка два первых тома традиционны. Они раскрывают политическую историю и созданы почти без использования папирологических источников. Два же последних носят специальный подзаголовок — «институты Птолемеевского Египта» — и посвящены государственному строю, центральной и местной администрации, экономике, правовым отношениям. Они почти целиком базируются на свидетельствах папирусов. В книге А. Масперо, помимо чисто финансовых вопросов, исследуются и отношения собственности, существовавшие в Египте.
С того времени проблема сущности эллинизма уже не рассматривалась вне определения характера институтов, отношений собственности, экономической структуры государственных образований, бывших составными частями эллинистического мира. Другой пример этого же характера — это раскопки городища Ай Ханум, расположенного на территории северо-восточного Афганистана. Они проводились французской археологической экспедицией под руководством П. Бернара и привели к открытию подлинного греческого города эпохи эллинизма — самого восточного из греческих городов. Эти раскопки вызвали в конечном счете полную переоценку характера эллинистического Востока и необходимость пересмотра общих концепций эллинизма, в которых до этого, как правило, недооценивалась роль самого восточного региона эллинистического мира 9. Определения сущности эллинизма отныне должны быть таковыми, чтобы они включали в себя и специфику этого региона.
Точно так же на эволюцию в понимании эллинизма определенное воздействие оказывает и появление новых методов исторического исследо-
6 Niese В. Geschichte der Griechischen und Makedonischen Staaten von Chaeronea. Gotha 1893—1903. В. I—III.7 Wilcken U. Griechische Ostraka aus Aegypten und Nubien. Leipzig; B., 1899. Bd. I—II; Bouchë-Leclerq A. Histoire des Lagides. P., 1903—1907. T. I—IV; Maspero H. Les finances de l’Egypte sous les Lagides. P., 1905.
8 Подробнее см.: Пикус H. H. Царские земледельцы (непосредственные производители) и ремесленники в Египте III в. до н. э. М., 1972. С. 31—33.
9 См.: Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. М., 1985; Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979; Hellenism in the East: The Interaction of Greek and non-Greek Civilizations from Syria to Central Asia after Alexander / Ed. by A. Kuhrt, S. Sherwin-White. L., 1987.
10
вания. Отметим прежде всего, что включение в круг исторических источников археологических материалов привело к значительной переоценке всего характера экономики данной цивилизации. Если для архаической и классической эпох пионером этого нового подхода стал Ф. Хайхельхайм, то для эллинистического периода таким протагонистом выступил русский ученый М. И. Ростовцев 10. Благодаря этому новому подходу полностью изменяется картина экономических связей как внутри эллинистического мира, так и между ним и другими частями ойкумены 11. Признание наличия тесных экономических связей, существования рынка заставляет отныне рассматривать эллинизм и в контексте развития экономики античности 12, что в конечном итоге приводит к постановке самых важных вопросов относительно собственно экономической структуры эллинистического мира.
Бесспорно, что понимание сущности эллинизма различными учеными в значительной степени зависит от того, каковы те общеметодологические позиции, которых они придерживаются. Однако преувеличивать значение этого фактора в применении к конкретной истории эллинистического мира не приходится. Различия позиций, столь заметные на уровне историософских построений, при приближении к уровню конкретного исследования резко уменьшаются. Историки, занимающиеся конкретными вопросами, как правило, достаточно скептически относятся к генерализирующим концепциям, тем не менее среди исследователей, ориентированных на изучение проблем социально-экономической истории, влияние методологических подходов достаточно сильно 13. В связи с этим приведем только один пример. Возрождение в 60—70-х годах дискуссии об «азиатском способе производства» среди марксистских и близких к марксизму историков привело к переоценке некоторыми из них стадиальной принадлежности эллинистического мира. Так, П. Бриан предложил рассматривать социально-экономическую природу государства Селевкидов — крупнейшей эллинистической державы — сквозь призму азиатского способа производства 14. Более экстравагантны взгляды X. Крайзига, который также отталкивался от этой идеи и пришел к выводу, что селевкидское государство по своей природе было типичным древневосточным государством, и тем самым вообще снял проблему сущности эллинизма 15.
Чрезвычайно сильное влияние на выработку общих концепций эллинизма оказывают «жгучие вопросы» современности. Сколь бы ни гордился ученый своей академической отрешенностью от «злобы дня», она властно вмешивается в процесс его творчества, определяя иногда темы исследования, а иногда даже и их решение. Эллинистический мир в этом отношении также не является исключением. М. И. Ростовцев, опираясь на наблюдения,
10 Rostovtzejf М. The Social and Economic History of the Hellenistic World. 2nd Ed. Oxford, 1953. Vol. I—III.11 Относительно влияния концепций М. Ростовцева на мировое антиковедение 20—30-х годов см.: Momigliano A. Studies in historiography. L., 1966. P. 91 —104.
12 Подробнее см.: Ейне А. Некоторые проблемы истории эллинизма // ВИ. 1976. № 4. С. 72 и след.
13 См. ниже.
14 Briant Р. Remarques sur «laoi» et esclaves ruraux en Asie Mineure hellénistique // P. Briant. Rois, tributs et paysans. P., 1982. P. 95—136.
15 Kreissig H. Geschichte des Hellenismus. В., 1982.
11
сделанные им в России периода «военного коммунизма», развил идею о двух типах государств древнего мира: больших бюрократических монархиях Востока и автономных демократических государствах Эллады. Эллинистические государства в конечном счете не могли быть не чем иным, как бюрократизированными монархиями. В них существовала строго централизованная система управления с национализированной продукцией сельского хозяйства и промышленности. Результатом господства государства в экономике и политике стало полное подавление личности во всех сферах ее деятельности. Эта система в конечном счете привела царство Птолемеев к гибели 16. Роль государства, его природа и цели в условиях эллинистического мира также составляют один из основных объектов исследований и соответственно дискуссий среди ученых, изучающих данный период, и определение характера государства является одной из главных составляющих в выработке дефиниций эллинизма 17.
Быстрая урбанизация на основе развития промышленности во второй половине XIX и начале XX в. толкнула ряд исследователей в сторону изучения проблемы эллинистического города. Впервые она была поставлена в трудах К. Белоха, особенно в IV томе его «Греческой истории», и стала отныне одной из самых важных в исследовании эллинистического мира 18.
Распад колониальной системы, начавшийся в послевоенное время, постепенно привел ученых к рассмотрению эллинистического мира как колониального, возникшего в результате завоевания греко-македонянами стран Востока. Хотя эти идеи и ранее присутствовали в историографии, но более ранний подход опирался на идеи «благодетельного империализма», на искреннюю уверенность, что как в эллинистическую эпоху, так и в новое время, завоевание стран Азии и Африки европейцами было благом прежде всего для населения завоеванных стран, для народных масс, которые благодаря этому меняли к лучшему свой социальный статус и приобщались к благам более высокой культуры |9. Кризис и распад колониальной системы, однако, придали новую направленность этим старым идеям. Отныне основное внимание уделялось проблеме эксплуатации местного населения завоевателями — греками и македонянами, — взаимодействию социальных и этнических градаций в рамках единого общества, сопротивлению (в разных формах) завоевателям. Кроме того, делались попытки применить некоторые методы анализа колониальных обществ нового времени к исторической реальности эллинизма 20. Таким образом, в последние годы исследование сущности эллинизма предполагает особое внимание к формам эксплуатации и этносоциальным конфликтам.
16 Rostovlzeff М. The Foundation of social and economic Life in Egypt in hellenistic Times // JEA. 1920. Vol. VI. P. 161 — 178.17 Заканчивая рассмотрение проблемы в историческом аспекте, М. И. Ростовцев подчеркивал, что старая дилемма, которую не смог решить древний мир, вновь стоит в повестке дня: «. . .существует ли личность для государства, или государство существует для гарантирования личности, свободного развития ее творческих сил».
18 Beloch К. J. Griechische Geschichte. 2. Aufl. В.; Leipzig, 1925—1927. Bd. IV. T. 1—2.
19 См. подробнее: Кошеленко Г. А. Некоторые основные проблемы. . . С. 22 и след.
20 См. подробнее: Will Е. Pour une «Anthropologie coloniale» … P. 273—302; Bengtson H. Universalhistorische Aspekte der Geschichte des hellenismus // H. Bengtson. Kleine Schriften zur alten Geschichte. München, 1973.
12
Этот чрезвычайно краткий очерк, естественно, не может претендовать на то, чтобы стать хотя бы конспектом по теме «сущность эллинизма в историографии». Автор ставил своей целью показать на примере зарубежной историографии, сколь много факторов (в том числе и не названных здесь) влияет на выработку тем или иным исследователем понятия «сущность эллинизма». С одной стороны, можно прийти к достаточно пессимистическому выводу относительно возможности создания такой всеобъемлющей дефиниции и сделать упор на произвольность критериев, которыми руководствуются ученые в этих попытках. Вполне возможно даже, пойдя по пути наименьшего сопротивления, принять то определение, которое предложил в свое время В. Тарн: «термин „эллинизм“ есть только „условная этикетка“ для цивилизации трех веков, в течение которых греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины; никакое общее определение не может полностью охватить этот процесс» 21.
Однако, как нам кажется, правильным будет иной подход — постараться посмотреть на этот процесс под углом зрения углубления понимания сущности эллинизма. Включение в процесс познания новых источников, новых методов исследования, наконец, новых подходов, хотя бы и порожденных иной исторической реальностью, но в какой-то мере «созвучных» эллинистической эпохе, в конечном счете обогащает понимание эллинизма, хотя на сегодняшний день и не приводит еще к созданию какой-либо четкой концепции.
Советская историческая наука также не создала подобной концепции. Не касаясь ранних работ, посвященных этой проблеме, отметим два основных направления, сыгравших важную роль в развитии советской историографии. Одна из них была выдвинута А. Б. Рановичем 22, вторая — К. К. Зельиным 23. Концепция К. К. Зельина родилась в результате критики им взглядов А. Б. Рановича.
К. К. Зельин указывал, что важнейшим недостатком системы взглядов А. Б. Рановича было то, что эллинизм рассматривался как этап в развитии античной рабовладельческой формации. К. К. Зельин подчеркнул, что подобное употребление термина «эллинизм» может только запутать и без того крайне сложную проблему этапов развития древних обществ. Понимание эллинизма как этапа — пример неправильного применения конкретноисторического понятия в качестве отвлеченно-социологической категории. К. К. Зельин предложил свое определение. Эллинизм, с его точки зрения, — конкретно-историческое явление, характеризуемое сочетанием и взаимодействием эллинских и местных, главным образом восточных, начал в области экономического строя, социальных и политических отношений, в идеологии и культуре. Это сочетание происходило в конкретной исторической обстановке, определившейся в основном в результате македонского завоевания.
Концепция К.· К. Зельина достаточно долгое время пользовалась практически всеобщим признанием среди советских ученых. Однако сейчас ясны и слабые пункты ее. Основной уязвимый пункт этой концепции
21 Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949. С. 20.22Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950.
23 Зельин К. К. Некоторые основные проблемы истории эллинизма // СА. 1955. T. XXII. С. 99—108; Он же. Основные черты эллинизма // ВДИ. 1953. № 4. С. 145—156.
13
определяется, в сущности, одним вопросом: являлись ли Греция и Македония частями эллинистического мира? Несмотря на кажущуюся парадоксальность этого вопроса, он имеет все права на существование. Дело заключается в том, что ни в социально-экономической, ни в политической структуре этих стран не было никаких признаков сколько-нибудь значительного влияния восточных начал. В Греции продолжало существовать классическое рабство, более того, именно на эллинистическую эпоху падает время практически полного исчезновения тех форм зависимости (илотия, пенестия и др. ), которые имеют свои аналоги в социальной структуре Востока. Никаких социальных форм, порожденных влиянием восточных традиций, в структуре греческого общества этого времени мы не видим. В Греции продолжает существовать полис и развивается новый тип государственной организации — федеративный союз полисов, не имеющий никаких связей с политической структурой, существовавшей на Востоке. Даже македонская монархия, типологически наиболее близкая монархиям Востока эллинистического мира, в сущности, продолжает местные традиции и не подвергается влияниям со стороны Селевкидов или Птолемеев. Здесь, в частности, отсутствует одна из наиболее характерных для эллинистического Востока черт — династийный культ. Единственная сфера, в которой влияние Востока в какой-то мере ощущается, — это культура, в основном область религиозных представлений. В Греции отмечается распространение некоторых азиатских культов, таких, например, как культ Исиды, но все-таки это — маргинальное явление греческой культуры.
Второе возражение, которое может быть сейчас выставлено против концепции К. К. Зельина,— это уравнение процессов взаимодействия в социально-экономической и политической сферах со взаимодействием в сфере культуры. Последующие исследования показали, что последнее носило более сложный характер, чем это представлялось исследователю. Во многих областях Востока реального взаимодействия культур в собственно эллинистический период, т. е. в период политического господства греко-македонян, не происходило. Только позднее, когда это господство было уничтожено, начался настоящий культурный синтез. В связи с этим, видимо, возможно выделить две фазы в истории эллинизма: 1) собственно эллинизм, когда имеет место взаимодействие в социально-экономической и политической сферах, и 2) «постэллинизм», характеризуемый в первую очередь культурным взаимовлиянием.
История эллинистического периода, как мы уже отмечали выше, — это один из самых сложных для понимания периодов истории древнего мира, своеобразным отражением чего является отсутствие сколько-нибудь общепринятых дефиниций его. Именно в последние годы наука углубляет свое понимание этого периода, что неизбежно приводит к ломке устоявшихся концепций и попыткам нового синтеза знаний, достигаемого на новом уровне постижения исторической действительности. Предлагаемая читателям коллективная монография, возможно, послужит созданию этого нового синтеза.
Подготовлено по изданию:
Эллинизм: экономика, политика, культура. — М.: Наука, 1990. — 376 с.ISBN 5-02-009011-5
© Коллектив авторов, 1990
Что означает эллинизм; Эллинист В смысле? Библейские определения и ссылки
ЭЛЛИНИЗМ; HELLENIST
hel-en-iz’-m, hel-en-ist:
Эллинизм — это название, которое мы даем многообразным достижениям греков в социальных и политических учреждениях, в различных искусствах, в науке и философии, в морали и религии. Принято различать два основных периода, между которыми стоит яркая фигура Александра Македонского, и применять к более раннему периоду прилагательное «эллинистический», а ко второму — «эллинистический». Хотя для проведения этого различия имеется множество причин, его не следует рассматривать как основанное на случайных изменениях, вызванных иностранным влиянием. Эллинистическая эпоха — это скорее внезапное распускание цветка, бутон которого формировался и созревал веками.
1. Экспансия греческих народов:
До прихода эллинских народов в то, что мы сейчас называем Грецией, на этих землях существовала процветающая цивилизация, которую мы можем назвать «Эгейской». Исследования археологов за последние несколько десятилетий выявили его во многих местах на континенте, а также на островах Эгейского моря и особенно на Крите. Когда пришли эллинские народы, то не как единая нация и даже не как однородные племена одной расы; хотя, без сомнения, они имели преимущественно родственное происхождение, именно общее владение арийским языком и схожими обычаями и религией отличало их от народов, среди которых они поселились. Когда произошло их перемещение на юг из Иллирии и чем оно было вызвано, мы не знаем; но вряд ли это могло произойти задолго до продолжения этой миграции, которая привела к заселению прибрежных районов Малой Азии и островов Эгейского моря примерно с 13 по 10 века до нашей эры. При колонизации этих новых территорий эллинские народы осознали свое родство, отчасти потому, что несколько колоний получили контингенты из разных регионов родины, отчасти потому, что они были в общем поставлены в разительный контраст с чужеземными «варварами», говорившими на другом неразборчивом языке. языки. По мере того, как более старые общины на материке и на островах начали процветать, они почувствовали возникающую по разным причинам потребность в дальнейшей колонизации. Среди этих причин можно назвать скудость земли в самой Греции, ограничивающее давление сильных племен Малой Азии, препятствовавших экспансии вглубь страны, растущее недовольство аристократическим режимом почти во всех греческих государствах и действием закона первородство в землевладении и, наконец, комбинированный соблазн приключений и перспектив торговли. Таким образом, в 8-м и 7-м веках до нашей эры начались два крупных движения колониальной экспансии: одно к Геллеспонту и берегам Понта, или Черного моря, за его пределами, другое на запад, к Южной Италии, Сицилии, и далее до Гадеса в Испании. К VII веку относится также колонизация Навкратиса в Египте и Кирены в Ливии. Затем последовал период относительного бездействия в течение V века, который был отмечен отчаянным конфликтом греков с Персией на Востоке и с Карфагеном на Западе, за которым последовали еще более катастрофические конфликты между собой. С принудительным внутренним миром, навязанным Македонией, возобновилась колониальная и военная экспансия в такой степени, о которой раньше и не мечтали. Через несколько лет империя Александра охватила Фракию, Малую Азию, Египет и Азию на восток за Индом. Самые восточные регионы вскоре отпали, но Малая Азия, Сирия и Египет еще долго оставались под властью Греции, пока Рим в I веке до н.э. не подтвердил свои претензии на суверенитет в этих землях.
2. Эллинское государство:
На протяжении всего этого пути развития и расширения мы говорим о людях как о греках, хотя очевидно, что даже та расовая однородность, которая могла быть у них при приходе в Грецию, должна была сильно измениться под влиянием поглощение покоренных народов. Но сильная индивидуальность эллинского населения проявлялась повсюду в его цивилизации. В эволюции от гомеровского царствования (поддерживаемого дворянами в совете, из которого простонародье было исключено или где оно должно было в лучшем случае выражать согласие или несогласие с предложениями, представленными ему) через олигархическое или аристократическое правление и узурпированную власть тиранов, к установлению демократического правления, для современного человека нет ничего удивительного. Это потому, что греческая цивилизация стала типичной для всей западной цивилизации. Более того, на более ранних стадиях этого процесса нет ничего разительно отличающегося от еврейских институтов, по крайней мере, в том, что касается внешних форм. Но повсюду существовало тонкое различие духа, которое сделало возможным, даже неизбежным, для греков достижение демократических институтов, тогда как для евреев такое развитие было невозможно, если не немыслимо. Трудно дать определение этому духу, но можно сказать, что он с самого начала отличался склонностью допускать свободное развитие и выражение индивидуальности, подчиненной общему благу; соответствующим признанием человеческих ограничений по отношению к своему ближнему как по отношению к Божеству; инстинктивным страхом перед излишествами как бесчеловечными и провоцирующими справедливое наказание богов; и, наконец, разумным отказом воспринимать себя слишком серьезно, проявляя себя в некоторой добродушной иронии даже среди людей, которые, подобно Сократу и Эпикуру, считали себя облеченными возвышенной миссией, в разительном контрасте с еврейскими пророками, которые выражали громы Синайские, но ни разу не улыбнулись своей серьезности. Даже македонцы не пытались править Грецией деспотически, предоставив государствам в целом пользоваться своими свободами; а на Востоке Александр и его преемники, как римляне, так и греки, укрепили свою власть и расширили цивилизацию, основывая и поддерживая эллинские города в необыкновенном количестве. Город-государство, часто объединявшийся с другими городами-государствами, вытеснял организацию племени или клана, заменяя, таким образом, старую единицу и новый интерес; и созданные таким образом центры излучали эллинское влияние и повсюду способствовали порядку и хорошему управлению. Но в соответствии с новыми условиями государство приняло несколько иной вид. Пока город сохранял местную автономию, государство стало монархическим; и восточное обожествление царя, подкрепленное эллинской тенденцией обожествлять благодетелей человечества, вылившееся в способы речи и мышления, которые сильно повлияли на мессианские надежды евреев.
3. Эллинская жизнь:
Жизнь греков, в основном городская, в которой доминировали политические интересы, взращенные в государствах, в которых большое значение имела личность, была совершенно отличной от восточной. Хотя фикция кровного родства культивировалась эллинскими городами-государствами, как и семитским племенем, в первых она была более прозрачна, особенно в более новых сообществах, сформировавшихся в исторические времена. Таким образом, был мощный стимул к взаимной терпимости и уступкам, которые, подкрепленные сильным стремлением к личной независимости и культивированием индивидуальности, привели к развитию свободы и признанию прав человека. Здоровая социальная жизнь была результатом для тех, кто разделял привилегии гражданства, а также, в не меньшей степени, для тех иностранцев-резидентов, которые пользовались защитой государства. Женщины также, хотя и не так свободны, как мужчины, даже в Афинах, где они были наиболее ограничены, пользовались свободами, неизвестными жителям Востока. В эллинистическую эпоху они достигли положения, по существу сходного с положением современной Европы. Были рабы, принадлежавшие как частным лицам, так и государству, но их удел в целом смягчался неуклонно растущим человечеством. Удовольствий жизни было много, и они культивировались во имя религии не меньше, чем искусства, литературы и науки.
4. Греческое искусство и литература:
Как и на каждом этапе греческой цивилизации, развитие искусства и письменности было бесплатным. В самом деле, их высочайшее превосходство следует приписать счастливым обстоятельствам, позволившим им спонтанно вырасти из жизни народа без искусственных ограничений, наложенных изнутри, или подавляющего влияния, приходящего извне:
состояние, которого нет ни в одном другом великом движении в искусстве или литературе. может похвастаться. Греческое искусство в значительной степени развивалось на службе религии; но благодаря тому обстоятельству, что оба они росли бок о бок, исходя из сердца человека, их реакции были взаимными, искусство в той же мере содействовало религии, сколь и получало. Творческий гений эллинского народа выражался с необычайной прямотой и простотой в формах, ясно визуализируемых и подчиненных условиям психологически эффективной группировки в пространстве или времени. Их искусство отличается соблюдением справедливой пропорции и некоторой природной сдержанностью, обусловленной преобладанием интеллектуального элемента над чисто чувственным. Его наиболее характерным продуктом является идеальный тип, в который входит ровно столько индивидуальности, чтобы придать типичному конкретность жизни. То, что было сказано об искусстве в более узком смысле, в равной степени относится и к художественному письму. Образы, созданные таким образом, будь то в скульптуре, архитектуре, музыке, драме, истории или ораторском искусстве, хотя и не относились к ним с суеверным благоговением, зарекомендовали себя чистой силой присущей истине и красоте последующим поколениям, таким образом стабилизируя ход развития и сдерживая буйная оригинальность и склонность к индивидуализму. В эллинистическую эпоху постепенно преобладал индивидуализм там, где слабеющая сила творческого гения не приводила к простому подражанию.
5. Философия природы и поведения:
Традиционные взгляды эллинских народов на природу и поведение, которые не сильно отличались от взглядов других народов на соответствующем этапе культуры, сохранялись до 7 века до н. э. со сравнительно небольшим изменением. Вместе с колониальной экспансией эллинизма и вслед за ней пробуждалось интеллектуальное любопытство или, скорее, шок неожиданности, необходимый для того, чтобы обратить внимание на вопрос. Мифология греков содержала расплывчатую теологию, действительно лишенную авторитета, но удовлетворительную, потому что адекватно выражала национальную мысль. Этики не было, мораль была общепринятой. Но расширяющийся горизонт эллинской мысли обнаружил, что обычаи сильно различались в разных странах; действительно, вполне вероятно, что собрание странных и шокирующих обычаев, наполнявшее колчаны воинствующих софистов в V веке, зародилось в VI и, возможно, в VII веке. был основан в разуме поисками Сократом всеобщего не в поведении, а в суждении. Как этика возникла из непримиримых противоречий поведения, так и натурфилософия возникла из противоречий мифической теологии и противостояла ей. На самом деле существовало два пласта представлений о сверхъестественных существах; один, выросший из первобытного анимизма, рассматривал их действия по существу с точки зрения магии, которая отказывается удивляться какому бы то ни было результату, даже если он никогда не был так несоразмерен используемым средствам, пока было произнесено таинственное слово. или необходимое действие выполнено; другой, возникший из поклонения Природе в ее самых поразительных явлениях, признавал порядок, родственный нравственному порядку, в ее действиях. Когда в VI веке возникла натурфилософия, она сначала инстинктивно, а затем сознательно лишила Природу личности, сняв покров мифа и заменив ее простым и аргументированным рассказом, основанным на механических принципах. Это дух, который пронизывает досократовскую науку и философию. Поиски Сократом общезначимых суждений о поведении направляли мысль к законам разума, которые телеологичны, в отличие от законов материи, которые являются механическими; и, таким образом, фактически низложили Природу, рассматриваемую как материальную, отдав первенство разуму. Отныне греческой философии суждено было, за относительно немногими и незначительными исключениями, посвятить себя изучению человеческого поведения и быть по существу идеалистической, даже там, где основа, как у стоиков, была якобы материалистической. Греческие философы все больше и больше становились верными в том, что они искали Бога, «если бы они могли ощутить Его и найти Его», сознавая сущностное единство Божественного и человеческого и определяя философию как стремление ассимилировать душу. Богу.
6. Эллинская и эллинистическая религия:
Поэмы Гомера представляют картину греческой жизни глазами высокообразованного аристократического общества, не питающего симпатии к простому народу. Следовательно, мы не должны рассматривать гомеровскую религию как религию эллинских народов в гомеровскую эпоху. Наш первый ясный взгляд на эллинского простолюдина представлен Гесиодом в 8 веке. Здесь мы находим, наряду с культом олимпийцев, свидетельства хтонических культов и обильные намеки на человеческие потребности, не удовлетворяемые хорошо регулируемой религией нескольких городов-государств. Конвенциональная монархия Зевса, правящего своими собратьями-олимпийцами, известна как выдумка поэтов, имеющая на самом деле такое же — не более — основание, как и мифическое господство Агамемнона над собравшимися князьями ахейцев; в то время как он захватывал воображение греков и доминировал в их литературе, каждый город-государство обладал собственными святилищами, посвященными его собственным богам, которые могли или не могли быть названы именами олимпийцев. Тем не менее великие святыни, которые привлекали греков из всех государств, такие как святилища Зевса в Додоне (главным образом в период до VII века) и Олимпии, Аполлона в Делосе и Дельфах и Геры в Аргосе, были излюбленными местами обитания олимпийцев. . Следует упомянуть только еще об одном:
Деметры в Элевсине. Поклонение ей носило другой характер, и большая слава ее святыни восходит к V веку. Если Зевс Олимпийский был преимущественно милостивым богом неба, к которому люди приходили в радостном настроении, чтобы порадовать его пышностью и праздничными собраниями, совершая подвиги мужественной доблести на Олимпийских играх, то Зевс Додонский и Дельфийский Аполлон, как пророческие божества, посещались во времена сомнений и бед. 7-й и 6-й века знаменуют появление — или появление на видном месте — божеств, чей призыв был к самым глубоким человеческим эмоциям, экстатическому энтузиазму, страху и надежде. Среди них мы должны упомянуть Диониса, бога изобилующей Природы (см. ДИОНИС), и Орфея. С их приходом пробуждается индивидуальная душа, чье стремление к общению с Божеством нашло мало удовлетворения в общем поклонении государств. Частные организации и квазимонашеские ордена, такие как орфики и пифагорейцы, возникли и завоевали бесчисленное количество сторонников. Их божества нашли доступ в более старые святилища, в основном хтонические божества, такие как святилище Деметры в Элевсине, и произвели изменение в духе и до некоторой степени в ритуале «мистерий», практикуемых там. Именно в этих «тайнах» христианские отцы, в зависимости от настроения или потребности, полемической или апологетической, момента, видели то пропедевтический тип, то дьявольски установленную подделку таинств и таинств церкви. Дух и даже детали соблюдения «мистерий» определить трудно; но нужно остерегаться принимать враждебные суждения христианских писателей, которые на самом деле парировали критику греков, направленную против церкви: оба были ослеплены предвзятостью и поэтому неверно истолковывали символы.
Если мы таким образом находим истинную praeparatio evangelica в эллинистическом развитии более ранней эллинистической религии, то в других религиях, принятых в эллинистическую эпоху, есть параллельное развитие. Старые национальные религии Персии и Египта претерпели аналогичные изменения, породив соответственно поклонение Митре и Исиде, которым суждено было, наряду с хтоническими мистериями греков, стать опасными соперниками в борьбе за завоевание мира христианством. себя младшим сыном в этой плодовитой семье новых религий. Здесь не хватает места для рассмотрения этих религиозных течений, фамильное сходство которых с христианством становится с каждым днем все более очевидным; но, по крайней мере, следует сказать, что, хотя каждый искренний исследователь должен признать превосходство христианства в нравственном содержании и приспособлении к религиозной природе человека, различие в этих отношениях не было на первый взгляд столь очевидным, чтобы успешный соперник мог в любой момент Начало конкурса было уверенно предсказано.
См. ГРЕЦИЯ, ДРЕВНЯЯ РЕЛИГИЯ.
Как и в других проявлениях эллинского духа, так и в вопросах религии именно свободное развитие живых институтов наиболее разительно отличает греков от евреев. У них были священники, но они никогда ими не управляли; у них была литература, к которой относились с почтением, и в некоторых святилищах хранились священные писания, содержащие указания по практике и ритуалам культов, но они не предназначались и не позволяли закреплять на все времена интерпретацию символов. В V и IV веках лидеры греческой мысли порицали деятельность некоторых жрецов, и только в период римского владычества жрецам удалось хотя бы в малой степени узурпировать власть, и священные писания стали пользоваться авторитетом, отдаленно сравнимым с тому, что признано среди евреев.
Самый интересный вопрос касается того, в какой степени греческая цивилизация и мысль проникли в иудаизм и повлияли на него. В течение трех столетий до пришествия Иисуса эллинизм был силен в Сирии и Иудее. Самыми ранними сочинениями евреев, демонстрирующими это влияние, являются Да и апокрифы Ветхого Завета. Несколько книг апокрифов изначально были написаны на греческом языке и демонстрируют сильное влияние греческой мысли. Септуагинта, созданная для евреев рассеяния, рано завоевала авторитет даже в Палестине, где арамейский язык вытеснил иврит, который, таким образом, стал мертвым языком, известным лишь немногим. Новозаветные цитаты из Ветхого Завета почти без исключения взяты из Септуагинты. Таким образом, священная литература евреев для практических целей была греческой. Хотя Иисус говорил по-арамейски, Он, несомненно, немного знал греческий. Тем не менее, нет явных свидетельств специфически греческого влияния на эту мысль, предпосылки которой еврейские или вообще эллинистические. Все писания Нового Завета первоначально были составлены на греческом языке, хотя их авторы сильно различались по степени владения языком и знакомством с эллинской мыслью. Их долг перед этими источниками может быть выгодно рассмотрен только в связи с отдельными писателями; но тот, кто знаком с еврейской и греческой литературой, инстинктивно чувствует при чтении Нового Завета, что национальный характер евреев, отраженный в Ветхом Завете, почти исчез, оставаясь лишь тонким тоном нравственной серьезности и как образная окраска, за исключением простого рассказа синоптических евангелий. Если бы не горечь, вызванная разрушением Иерусалима, вполне вероятно, что евреи полностью поддались бы эллинскому влиянию.
Уильям Артур Хайдель
Заявление об авторских правах Эти файлы являются общественным достоянием. Библиографическая информация |
эллинизм — определение и значение
- Дайте определение
- Связать
- Список
- Обсудить
- См.
- Услышать
- и Любовь
Определения
Извините, определений не найдено. Проверьте и внесите свой вклад в обсуждение этого слова!
Этимологии
Извините, этимологии не найдено.
Поддержка
Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово «эллинизм».
Примеры
И всесильный инстинкт будет обвинять современность в кризисе, справедливо это или нет. человеконенавистничество и анти- эллинизм некоторых экологов здесь лишь симптом.
Бесстыдная самореклама Воскресенье #45 2009
Таким образом, хотя в классе мы можем рассматривать «Урну» в первую очередь с точки зрения романтического эллинизма и политической напряженности, возникающей из-за полемики по поводу шариков Элгина (на самом деле именно такой подход я избрал совсем недавно, отчасти потому, что шарики был в новостях), учащийся может писать на этой неделе краткое объяснение стихотворения, уделяя особое внимание функции переходов.
Три или четыре взгляда на урну 2003
Томас Тейлор, которого часто называют «платоником», оригинально возродил неоплатоническую традицию в Англии, добавив к ней элемент фило- эллинизма конца восемнадцатого века.
Словарь истории идей ЭРНСТ МОРИТЦ МАНАСС 1968
Джордж полагал, что истинный дух платоновской пайдейи сродни его собственному стремлению возродить
. 0003 эллинизм обучением элиты, проникнутой идеалом калокагатии.
Словарь истории идей ЭРНСТ МОРИТЦ МАНАСС 1968
Невозможно установить дату этого исчезновения эллинизма среди них.
Католическая энциклопедия, том 9: Лапрадская месса, литургия 1840-1916 гг. 1913 г.
Византийское правление, в дальнейшем эксплуатируемое персидскими и магометанскими правителями, объясняет факты несторианства и монофизитской истории; византийский национализм эллинизм в его антипатии к латинянам, которую использовали восточные императоры и их прелаты, объясняет отделение Православных Церквей от
Католическая энциклопедия, том 15: Tournely-Zwirner 1840-1916 1913
Вкус к такого рода вещам возник из гуманизма и процветал вместе с эллинизмом , пока в шестнадцатом веке внезапно не пришла контрреакция.
Донателло, с картины лорда Балкарреса Дэвида Линдси Кроуфорда 1905
Утонченность, эллинизм , любовь ко всему изысканному, склонность к необычным исследованиям, эстетическая любознательность, страсть к археологии и эпикурейский вкус в галантности были наследственными качествами дома
.