Острожский федор: Преподобный Фео́дор Васильевич Острожский, Печерский, князь, инок

Содержание

Преподобный Фео́дор Васильевич Острожский, Печерский, князь, инок

Дни памяти

10 сентября  – Собор Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах

24 августа

31 марта  – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

14 июля  – Собор Белорусских святых

23 октября  – Собор Волынских святых

Житие

Краткое житие преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского

Про­ис­хо­дил из ро­да св. рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра и стя­жал се­бе сла­ву устро­е­ни­ем хра­мов и за­щи­той пра­во­сла­вия на Во­лы­ни от на­си­лия па­пиз­ма. Пер­вый раз имя св. кня­зя упо­ми­на­ет­ся под 1386 г., ко­гда за ним бы­ло утвер­жде­но на­след­ствен­ное вла­де­ние – Острож­ский округ. В 1410 г. св. Фе­о­дор участ­во­вал в раз­гро­ме ка­то­ли­че­ско­го ор­де­на под Грюн­валь­дом. В 1422 г. св. князь из-за со­чув­ствия пра­во­слав­ным в Че­хии под­дер­жал гу­си­тов в борь­бе с гер­ман­ским им­пе­ра­то­ром Си­гиз­мун­дом. В 1432 г. ря­дом по­бед над по­ля­ка­ми св. Фе­о­дор вы­ну­дил кня­зя Ягел­ло огра­дить за­ко­ном сво­бо­ду пра­во­сла­вия на Во­лы­ни. В 1438 г. свя­той участ­во­вал в бит­ве с та­та­ра­ми.

По­сле 1441 г., оста­вив об­шир­ные име­ния в луч­ших об­ла­стях По­до­лии и Во­лы­ни, во­ин­скую сла­ву и кня­же­ство, пре­по­доб­ный при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Фе­о­до­сия в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре и под­ви­зал­ся здесь для спа­се­ния сво­ей ду­ши до са­мой кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей во вто­рой по­ло­вине XV в. (год точ­но неиз­ве­стен). По­гре­бен он в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах. В 1638 г. иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­но­фий­ский сви­де­тель­ство­вал, что пре­по­доб­ный Фе­о­дор «от­кры­то по­чи­ва­ет в Фе­о­до­си­е­вой пе­ще­ре в це­лом те­ле».

Полное житие преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор, князь Острож­ский, стя­жал сла­ву устро­е­ни­ем хра­мов и за­щи­той пра­во­сла­вия на Во­лы­ни от на­си­лий па­пиз­ма. Он про­ис­хо­дил от ро­да свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра (па­мять 15 июля) через его пра­вну­ка Свя­то­пол­ка-Ми­ха­и­ла, кня­зя Ту­ров­ско­го (1080–1093), ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го († 1113). Пер­вый раз имя пре­по­доб­но­го кня­зя Фе­о­до­ра упо­ми­на­ет­ся под 1386 го­дом, ко­гда поль­ский ко­роль Ягел­ло и Ли­тов­ский князь Ви­то­вт утвер­ди­ли за ним на­след­ствен­ное вла­де­ние – Острож­ский округ и уве­ли­чи­ли За­слав­ским и Ко­рец­ким окру­га­ми. В 1410 го­ду пре­по­доб­ный князь Фе­о­дор участ­во­вал в раз­гро­ме ры­ца­рей ка­то­ли­че­ско­го ор­де­на под Грюн­валь­дом. В 1422 го­ду свя­той князь из-за со­чув­ствия пра­во­слав­ным в Че­хии под­дер­жал гу­си­тов в борь­бе с гер­ман­ским им­пе­ра­то­ром Си­гиз­мун­дом. (В рус­ское во­ен­ное ис­кус­ство вве­ден был свя­тым кня­зем осо­бый при­ем – гу­сит­ский строй, т. н. та­бо­ры, усво­ен­ный укра­ин­ским ка­за­че­ством.) В 1432 го­ду, одер­жав ряд по­бед над поль­ски­ми вой­ска­ми, свя­той Фе­о­дор вы­ну­дил кня­зя Ягел­ло огра­дить за­ко­ном сво­бо­ду пра­во­сла­вия на Во­лы­ни. Князь Свид­ри­гай­ло, опа­сав­ший­ся уси­ле­ния сво­е­го со­юз­ни­ка, в 1435 го­ду за­клю­чил пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра в тем­ни­цу, но на­род, лю­бив­ший свя­то­го, под­нял мя­теж, и он был осво­бож­ден. Пре­по­доб­ный Фе­о­дор при­ми­рил­ся с обид­чи­ком и явил­ся ему на по­мощь в борь­бе с ли­тов­ско-поль­ской пар­ти­ей. В 1438 го­ду свя­той князь участ­во­вал в бит­ве с та­та­ра­ми; в 1440 го­ду по вступ­ле­нии на поль­ский пре­стол Ка­зи­ми­ра, млад­ше­го сы­на кня­зя Ягел­ло, свя­той Фе­о­дор по­лу­чил на пра­вах на­мест­ни­че­ства го­ро­да Вла­ди­мир, Дуб­но, Острог и стал об­ла­да­те­лем об­шир­ней­ших име­ний в луч­ших об­ла­стях По­до­лии и Во­лы­ни. Все это вме­сте с кня­же­ской си­лой и сла­вой пре­по­доб­ный Фе­о­дор оста­вил, по­сту­пив по­сле 1441 го­да в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, где, при­няв мо­на­ше­ство с име­нем Фе­о­до­сий, под­ви­зал­ся для спа­се­ния сво­ей ду­ши до са­мо­го пре­став­ле­ния к Бо­гу. Год пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра неиз­ве­стен, но не под­ле­жит со­мне­нию, что он скон­чал­ся во вто­рой по­ло­вине ХV ве­ка в глу­бо­кой ста­ро­сти (С.М. Со­ло­вьев в «Ис­то­рии Рос­сии» счи­тал го­дом его кон­чи­ны 1483). По­гре­бен пре­по­доб­ный в Даль­них пе­ще­рах пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия (па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных от­цов Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста). Про­слав­ле­ние, оче­вид­но, бы­ло в кон­це ХVI ве­ка, так как в 1638 го­ду иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­но­фий­ский сви­де­тель­ство­вал, что «пре­по­доб­ный Фе­о­дор от­кры­то по­чи­ва­ет в Фе­о­до­си­е­вой пе­ще­ре в це­лом те­ле».

Развернуть

Случайный тест

Преподобный Феодор, князь Острожский (XIV-XV), в Дальних пещерах, память 24 августа нов.

ст. — Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Онлайн трансляция

Онлайн трансляция | 12 сентября

Название трансляции

Онлайн трансляции Веб-камеры

  • 12 сентября 2015 Название трансляции
  • 12 сентября 2015 Название трансляции
  • 12 сентября 2015 Название трансляции
  • 12 сентября 2015 Название трансляции
  • 12 сентября 2015 Название трансляции
  • 12 сентября 2015 Название трансляции
  • 12 сентября 2015 Название трансляции
  • 12 сентября 2015 Название трансляции

Перейти к архиву

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра / Патерик / Феодор, князь Острожский (XIV-XV)

Прп. Феодор, князь Острожский (XIV-XV)

Дальние пещеры

Память 24 августа

С 1385 года в древних письменных актах упоминается имя св. Феодора, князя Острожского, мощи которого почивают в Дальних пещерах.

Он считается сыном первого документально известного из князей Острожских, Даниила. Преподобный Феодор жил в первой половине XV века и отличался ревностью к защите Православия. В это время великое княжество Литовское находилось в упорной борьбе с Польшей. Витовт, двоюродный брат польского короля Владислава Ягелла, опасаясь, чтобы митрополиты всея Руси, жившие со времен Петра постоянно в Москве, своим влиянием не установили братского единодушия между Литовско-Русскими и Московскими землями, опасного для Литовского правления, поспешил установить для своих земель митрополию, отдельную от Московской.

Но еще более он старался прервать всякую политическую связь Литовского княжества с короной Польской. По смерти его, Свидригайло, родной брат Ягелла, следовал его примеру. Для Православия было полезным не иметь никакой зависимости от Польши, поэтому-то и Феодор, князь Острожский, помогал Свидригайлу против Польши, и весьма прославился в этой борьбе.

Усилив свои дружины наемными валохами и татарами, Феодор мужественно действовал против Жигмонта Кейстуговича, которого Польша противопоставила Свидригайлу.

В 1432 году он овладел замком Смотричем в Подолье и подчинил Свидригайловой власти Луцк, главный из городов Волынских. Вслед за тем разбил он наголову и взял в плен Бучацкого, старосту Каменецкой крепости, и опустошил окрестности Бреста Литовского. Передавши княжеский престол и славу сыну своему Василию, Феодор, по сказанию краткого рукописного жизнеописания, принял в Печерском монастыре святое иночество и, усердно подвизаясь о своем спасении и благоугождении Богу, украсил душу свою всеми добродетелями.

В историю Руси со славой вошли и потомки святого Феодора, князья Константин Иванович и Константин Константинович, защищавшие Православную Церковь в крае от притеснений со стороны иноверных властей.

В своем описании Дальних пещер «Тератургима» 1638 года свидетельствует, что в одном уголке подземелья «ожидает последнего Суда св.

монах Феодор в целом теле», а в другом «почивает св. Мардарий монах, а не как простой люд думает, будто там был положен Феодор Данилович, князь Острожский». Таким образом, хотя сам подвижник косвенно и упомянут, место упокоения его мощей определить непросто.

На карте Дальних пещер 1661 года имя «Феодор» названо дважды и приблизительно на местах, оговоренных «Тератургимой».

На карте 1703 года отмечен только «Феодор князь» на месте, где в 1638 году покоился «монах Феодор». На более поздней карте Дальних пещер, предположительно 1744 года, на том же месте указан «преподобный Феодор, князь Острожский», а там, где в 1638 году упоминался св. Мардарий, отмечен «преподобный Феодор Молчаливый».

Отдельно память подвижника празднуется 24 (11 по ст. ст.) августа. Кроме этого, имя преподобного Феодора включено в Собор Волынских святых, чествуемый 23 (10 по ст. ст.) октября.

Икона Царя-мученика Николая II из Сербии прибыла в Санкт-Петербург

ФОТО: Чудотворная икона Царя-мученика Николая II, написанная в Сербии

В начале этой недели большая чудотворная икона Царя-мученика Николая II , написанная в Сербии, была привезена в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Икона будет находиться в Лавре до 15 июня.

Икона написана в 2018 году, однако иконописец пожелал остаться неизвестным. Икона Царя-мученика Николая II была освящена в древней церкви святого пророка Иеремии в восточносербском городе Врбовец 24 февраля 2019 года..

Икону освятил отец Душан Попович в сослужении четырех священников. В церкви было много верующих, и все они преклонили колени в молитве. Это считалось первым чудом от иконы.

В течение двух лет икона использовалась во многих крестных ходах, освященных Святейшим Патриархом Иринеем (1930-2020), в Сербии, Черногории, Республике Сербской, Косово и Метохии. Многие люди молились перед иконой Царя-мученика Николая II и кланялись его святому образу. В монастырях и храмах, где находилась икона, верующие часто часами стояли в очереди, чтобы приложиться к иконе. С тех пор многие чудеса приписываются по молитвам царю-мученику Николаю II.

Монахиня Василиевско-Острожского монастыря на горе Рожай серьезно заболела лейкемией. За пять лет до прихода в монастырь во имя Царской Иконы ей было видение. Образ Государя находился в монастырской церкви три недели. Каждый день после литургии монахини читают акафист святому царю. Затем икону увезли для посещения святынь Средней Сербии. Через две недели монахиня почувствовала себя лучше и посетила врача. Ее анализы оказались такими, как будто она никогда не болела! Доктор был поражен. И сейчас, слава Богу, она здорова.

Около тридцати церквей и монастырей Сербии получили икону Государя, а вместе с ней еще две царские иконы — Святого Царя Сербского Лазаря и Царя Иоанна Сильного.

Иконы на три месяца привезли в монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы на горе Рудник, куда приезжали поклониться им верующие, в том числе священники и монахи из Средней Сербии. Здесь и в других местах, между богослужениями, непрестанно читался акафист святому царю Николаю II.

ФОТО: Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге

Были и царские иконы в Белграде, в храмах св. Параскевы и св. Николая. Они были предприняты ради укрепления веры и спасения сербского и русского народов. Много раз от икон исходило благоухание.

Благословение на привоз икон в Россию дали почитаемые в Сербии духовники – старцы Иоанн (Еленко) и Серафим (Милькович). Эту миссию выполняла госпожа Биляна Ракович, духовная дочь отца Серафима, горячо любившая Россию и русский народ.

Милостью Божией в аэропорту Белграда произошло еще одно чудо. Сотрудник-мужчина, который сначала холодно объявил себя неверующим, отвечал за перемещение ящиков с иконами к трапу. Иконы были упакованы в очень большие футляры, что создавало проблемы. Когда мужчина коснулся и передвинул ящики, он полностью изменился, буквально преобразился. Пока грузили ящики в самолет, мужчина вместе с другими работниками бережно ставил иконы на конвейерную ленту, стоял по стойке смирно, воздавая Царю-мученику Николаю II и другому Царю воинскую честь! Те, кто помогал ему, сделали то же самое. Его глаза сияли, его коллеги по аэропорту плакали, а один опустился на колени.

Иконы прибыли в Россию в начале Страстной недели в этом году. Образ святого царя Лазаря Сербского сейчас находится в Ростовской области. Верующие приходят за помощью свыше через него.

За неделю по благословению настоятеля протоиерея Константина Королева и почетного игумена схиархимандрита Варсонофия (Кузьмина) икона Царя-мученика Николая II была впервые перенесена в храм Всех Святых, в Петербурге просиявших. Петербург. Затем по благословению архимандрита Нектария (Головкина) икона более чем на неделю была перенесена в храм святых Петра и Февронии в Петергофе. Здесь икона благоухала и внутри храма.

Им ранее на этой неделе Сербская икона Царя-мученика Николая II прибыла в Александро-Невскую Лавру – главный монастырь Санкт-Петербурга, где она будет находиться до 15 июня. Икона прибыла в Лавру накануне 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Икона также прибыла всего за несколько дней до дня рождения Святейшего Государя Николая Александровича 19-го [ст. 6 мая и накануне 300-летия провозглашения Государства Российской Империи, которое произошло в день Казанской иконы Божией Матери.

ФОТО: чудотворная икона Царя-мученика Николая II, написанная в Сербии

© Paul Gilbert. 14 мая 2021

Нравится:

Нравится Загрузка…

описание, история, интересные факты и отзывы

На юге Ровенской области расположен Острожский (Острожский) замок — вотчина князей Острожских.

Это каменное трехъярусное строение (толщина стен достигает 2-2,6 метра) со сводчатыми потолками со всех сторон окружено рвами, наполненными водой.

Острожский (Острожский) замок. История неприступной крепости

Строительство величественного каменного сооружения началось в 16 веке. Князь Василий-Константин Острожский, стремясь расширить зону защиты, построил и укрепил Круглую башню.

Полностью Острожский (Острожский) замок, согласно историческим сведениям, был построен потомком Василия-Константина — Даниилом Острожским. Сегодня замком называют архитектурный ансамбль, состоящий из Круглой башни, Богоявленской церкви и Надвратной колокольни.

Камень-песчаник и кирпич использовались для строительства Круглой башни. Это сооружение цилиндрической формы Василий-Константин разделил на три яруса, преследуя две цели – эстетику и функциональную целесообразность.

Сегодня Острожский (Острожский) замок признан образцом фортификационной архитектуры и ренессансной стилистики в архитектуре Украины.

Богоявленская церковь, согласно древнему источнику, тоже была задействована в системе обороны. Здание церкви, которое долгое время не использовалось по прямому назначению, со временем рухнуло. Восстановлен только в 1886-189 гг.1. От здания, возведенного князем Василием-Константином, осталась только северная стена.

Василий-Константин Острожский — выдающийся политический и культурный деятель своего времени

Князь Василий-Константин Острожский (Острожский), чей замок и по сей день красуется на Смоленской горе, умер в 1608 году, дожив до 82 лет. Современники назвали бы его политиком, меценатом и меценатом.

При жизни Василий-Константин Острожский занимал многочисленные государственные должности: был владимиро-волынским старостой, предводителем Волынской земли, киевским воеводой и сенатором и даже претендовал на польский и московский престол.

Усилиями князя в 1576 году была основана первая в Восточной Европе высшая школа — Острожская академия. Они изучали грамматику, риторику, диалектику, геометрию, музыку, астрономию и иностранные языки — греческий и латинский.

Меценат и коллекционер

В 1580 году первопечатнику Ивану Федорову не без помощи Василия-Константина Острожского удалось напечатать первый неразрывный вариант Библии (Острожская Библия) на церковнославянском языке.

Гордостью князя Василия-Константина была его коллекция оружия, которую он периодически показывал только самым высоким гостям. Коллекция была немаленькой: чтобы расставить все предметы, каменные стены нескольких раздевалок пришлось выложить дорогими коврами.

Другая версия историков

По другому источнику, она началась в 14 веке, когда князь Федор Острожский построил в Дубно для своей семьи деревянный замок. Василий-Константин Острожский позже обложит деревянное строение камнем и превратит его в неприступную крепость.

Казначейство рода Острожских

Авторитет князя Константина Острожского значительно возрос после его назначения на должность киевского воеводы. К нему прислушивались самые влиятельные государственные деятели еще и благодаря высокому положению его тестя, князя Тарновского.

Если верить следующей версии развития событий, Василий-Константин Острожский использовал Замок Острожский исключительно для хранения своих сокровищ. Многочисленные сундуки, спрятанные в глубоких подземельях замка, были набиты драгоценным багажом.

Чего только не было! Московские иконы, краковские, римские и русские книги, обеденные сервизы, серебряные столы, шкатулки, кубки, светильники, корзины, пояса, пуговицы, иглы, колокольчики, цепи, распятия, слитки серебра, музыкальные шкатулки, браслеты с реликвиями, часы и многое другое Что. ..

Кроме перечисленных предметов, в замке князя Острожского (Острожского), по слухам, спрятаны ценные охотничьи ружья для охоты на дедовских кабанов и шкуры диких зверей: медведей, лосей, оленей, волков, рысей , барсуки, куницы…

В середине ящиков, наполненных гусарскими, казачьими, турецкими стременами из железа и серебра, азиатскими, казачьими, немецкими, греческими седлами, посеребренными шишаками (шлемами), лежало несколько сабель, среди которых выделялась одна — та, что была куплена за 6000 талеров, А затем обрамленных золотом и украшенных камнями.

Среди жертвователей были князья Чарторожские, Пузины, Мармедюк, Бенедикт, Шаск, Рысковский, Балабан, воевода Троцкий и Виленский. И это не считая доверенностей, занимающихся поставкой «интересных» экземпляров, оплатой покупок средствами княжеской казны.

Среди приближенных был личный секретарь и телохранитель князя — Богдан Сусло, отличавшийся отменным аппетитом. «Богдан, — пишут историки, — ел очень много. Например, за завтраком этот обжора съел жареного поросенка, гуся, двух петухов, воловье жаркое, три буханки хлеба, сырную головку и выпил две миски меда… и когда время близилось к обеду, он опять ужасно проголодался… Обед его был Из десяти кусков воловьего мяса, большого количества телятины, баранины и свиней.Тогда он потребовал гуся и каплуна, которых схватил с три вида жаркого: воловье, телячье и свиное, запивая вином, медом, водкой, пивом… но его нельзя было назвать очень полным человеком…»

Богдан Сусло ел за тридцать и, обладая невероятной силой, мог одолеть сразу тридцать противников. Князь Острожский, устраивая пиры, посадил Богдана за отдельный стол, расположенный таким образом, чтобы гости, разинув рот, могли дивиться его невероятному аппетиту.

Замок семьи Острожских (Замок Острожских) — неприступная крепость

Во время татарского нашествия в 1577 году замок, заключённый в броню и жесть, стал для его обитателей не только надёжной защитой, но и источником несметных провизий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *