Островский таблица гроза: жизнь, творчество и биография Александра Николаевича по главным датам

жизнь, творчество и биография Александра Николаевича по главным датам

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Хронологическая таблица Островского помогает выделить главные этапы жизни писателя. В этой статье в краткой форме изложена информация о жизни и творчестве Островского по датам. Сведения о биографии А. Н. Островского, известного русского драматурга, будут интересны школьникам и всем, кто интересуется русской классической литературой.

Островский внёс уникальный вклад в театральное искусство. В периодизации его творческого пути отражены даты развития русского театра, связанные с основанием Артистического кружка. Произведения Александра Николаевича Островского в таблице указаны в хронологической последовательности. Подробно ознакомиться с творчеством драматурга можно в специальном разделе.

1823 год, 31 марта (12 апреля) – Родился А. Н. Островский в Москве в семье чиновника московского департамента Сената Николая Фёдоровича Островского и его супруги Любови Ивановны.

1831 – Смерть матери А. Н. Островского.

1835 – Поступление в третий класс 1-й московской гимназии.

1840 – Поступление на юридический факультет Московского университета.

1843, май – А. Н. Островский оставил университет, стремясь посвятить себя литературной деятельности;

по настоянию отца поступает на службу в московский Совестный суд; затем служит в канцелярии Коммерческого суда.

1847, 14 февраля – Чтение пьесы «Картина семейного счастья» у С. П. Шевырева, первый успех.

1850, март – В №6 журнала «Москвитянин» напечатана пьеса «Свои люди — сочтёмся!» («Банкрот»).

1851, февраль – Образована «молодая редакция» «Москвитянина».

1853, 14 января – Премьера на сцене Малого театра комедии «Не в свои сани не садись» — первой пьесы А.

Н. Островского, поставленной в театре.

1853, 22 февраля – Смерть отца.

1853, ноябрь – Пьеса «Бедность не порок».

1854, ноябрь – Драма «Не так живи, как хочется».

1856 – Сотрудничество с журналом «Современник»;

«литературная экспедиция» по Волге.

1859, ноябрь — Премьера пьесы «Гроза» в Малом театре, огромный успех.

1860, январь – Пьеса «Гроза» впервые опубликована в №1 журнала «Библиотека для чтения».

1863 — Избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

1865, январь – Комедия «Воевода» опубликована в №1 журнала «Современник».

1865, март-апрель – Утверждён устав Артистического кружка (А. Н. Островский, В. Ф. Одоевский, Н. Г. Рубинштейн).

1865, октябрь – В №9 «Современника» напечатана пьеса «На бойком месте»;

открытие Артистического кружка.

1865, декабрь – А. Н. Островский избран его старшиной.

1868, ноябрь – В №11 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия «На всякого мудреца довольно простоты».

1869, 12 февраля – Женитьба на Марии Васильевне Васильевой (Бахметьевой).

1870, ноябрь – По инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей, преобразованное позднее в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов.

1873, сентябрь – В №9 «Вестника Европы» напечатана «Снегурочка».

1874

– А. Н. Островский единогласно избран председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

1879 – В №1 «Отечественных записок» опубликована драма «Бесприданница».

1880, январь – В №1 «Отечественных записок» напечатана комедия «Сердце не камень».

1880, 6-8 июня – Участие в пушкинских торжествах;

произнесено «Застольное слово о Пушкине» на обеде Московского общества любителей российской словесности.

1882, январь – В №1 «Отечественных записок» опубликована комедия «Таланты и поклонники».

1882, февраль – Чествование А. Н. Островского по случаю 35-летия его творческой деятельности.

1884, январь – Публикация в №1 «Отечественных записок» драмы «Без вины виноватые».

1886, 2 июня

– Смерть А. Н. Островского. Похоронен на кладбище села Николо-Бережки около Щелыкова.

Островский Александр Николаевич — хронологическая таблица, основные даты

1823 — Великий классик родился в Москве. Его отец, чиновник по судебным вопросам, в итоге занял должность коллежского асессора, а мать выросла в семье пономаря. Семья Островского была обеспеченной.
1831 — Ушла из жизни мать будущего писателя, после чего воспитанием маленького Саши занималась его няня.
1835 — После получения очень хорошего домашнего образования, Александра приняли в 3-й класс губернской гимназии в Москве.
1840 — Отец видел в сыне юриста и предопределил его выбор в профессиональном плане. Александр поступил в Московский Университет на юридический факультет, но обучение завершить не смог. Он всецело был поглощен театром, а юридическая наука его не интересовала.
1843 — Александр покидает стены Университета.
1843

— По протекции отца занимал должность мелкого чиновника в совестном суде. Именно на этой работе, где постоянно проходили судебные разбирательства, он соберет богатейший материал для своих пьес.
1845 — Занимает должность в коммерческом суде, где продолжает наблюдать за судебными процессами.
1847 — Проявление писательского таланта, начало литературной деятельности. Издание набросков к комедии «Несостоятельный должник».
1847 — Первый успех после чтения пьесы «Картина семейного счастья».
1849 — Начинающий писатель завершает работу над «Несостоятельным женихом», который был переименован в «Банкрота».
1850 — Один из московских журналов опубликовывает это произведение, дав ему новое название «Свои люди – сочтемся!» После выхода в свет пьесы к Островскому приходит известность.
1850 — В скором времени пьеса будет запрещена Николаем Ι, а ее автор взят под надзор и уволен с занимаемой должности. Ее смогут поставить только после смерти царя.
1853 — Постановка в Малом театре комедии «Не в свои сани не садись».
1853 — Уход из жизни Островского-старшего – отца писателя.
1854 — Постановка на сцене произведения «Бедность не порок», имевшего ошеломительный успех.
1854 — Выход драмы «Не так живи, как хочется».
1856 — Регулярное сотрудничество с «Современником» — московским журналом.
1856-1857 — Московское министерство направила писателя в экспедицию по Верхней Волге для ознакомления с населением этих мест – их бытом, нравами, обычаями.
Впечатления от поездки автор отразит в произведении «Доходное место» (1856).
1859 — Написание драмы «Гроза», в которой ясно отслеживаются особенности русского менталитета.
1860 — Выход в свет этого произведения, опубликование в журнале.

1865 — Принятие устава и открытие Артистического кружка, избрание писателя старшиной кружка.
1869 — Писатель сочетается браком с Марией Васильевой.
1861-1886 — За данный период Островский напишет множество комедий и драм, отражающих основную мысль их произведений – как нелегко жить тонким и ранимым людям в жестоком мире использования и расчета.
Он напишет такие произведения как «Поздняя любовь», «Лес», «Женитьба Белугина», «Бесприданница», «Тяжелые дни», «Таланты и поклонники», «Не все коту масленица» и др.
1870 — Содействие Островского в создании и учреждении Собрания русских драматических писателей, которое позднее переименуется.
Через 4 года он будет единогласно избран его председателем.
1882 — Островский отмечает 35-летие своего литературного творчества.
1885 — Писатель назначен главой императорской сцены в Москве.
1886
— Внезапная кончина великого драматурга в Щелыкове от приступа стенокардии. Похоронен в этой же местности на церковном кладбище.

Рейтинг пользователей

за неделю

  • за неделю
  • один месяц
  • три месяца

        Помогай другим

        Отвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделю

        См. подробности

        Главные герои спектакля – А.Н. Островского «Гроза». Характеристика Тихона («Гроза»)

        Пьеса «Гроза» — самое известное творение Александра Николаевича Островского. Каждый герой этого произведения — уникальная личность, занимающая свое место в системе персонажей. Замечательна в этом отношении характеристика Тихона. «Гроза», пьеса, основной конфликт которой построен на противостоянии сильного и слабого, интересна своими угнетенными героями, среди которых и наш герой.

        Пьеса «Гроза»

        Пьеса написана в 1859 году. Место действия — вымышленный город Калинов, стоящий на берегу Волги. Время действия лето, всего средства хватает на 12 дней.

        По своему жанру «Гроза» относится к социально-бытовой драме. Островский много внимания уделял описанию повседневного уклада города, герои произведения вступают в противоречие с давно назревшим порядком и деспотией старшего поколения. Конечно, основной протест выражает Катерина (главная героиня), но не последнее место в бунте занимает ее муж, что подтверждает характер Тихона.

        «Гроза» — произведение, повествующее о свободе человека, о стремлении вырваться из оков устаревших догм, религиозного авторитаризма. И все это изображено на фоне несостоявшейся любви главной героини.

        Система образов

        Система образов в спектакле построена на противопоставлении тиранов, привыкших всем командовать (Кабаних, Дикий), и молодежи, желающей наконец обрести свободу и жить своим разумом. Второй лагерь возглавляет Катерина, только у нее хватает смелости открыть противостояние. Однако другие юные персонажи стремятся избавиться от ига ветхих и бессмысленных правил. Но есть и те, кто помирился, и не последним среди них является муж Катерины (ниже подробное описание Тихона).

        «Гроза» изображает мир «темного царства», только сами герои могут уничтожить или погибнуть, как Катерина, непонятая и отвергнутая. Получается, что захватившие власть тираны и их законы слишком сильны, и любой бунт против них приводит к трагедии.

        Тихон: Характеристики

        «Гроза» — произведение, где нет сильных мужских персонажей (кроме Дикого). Итак, Тихон Кабанов предстает лишь безвольной, слабой и запуганной матерью, мужчиной, не способным защитить любимую женщину. Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» показывает, что этот герой является жертвой «темного царства», ему не хватает решимости жить своим умом. Что бы он ни делал и куда бы ни шел — все происходит по воле матери.

        В детстве Тихон привык выполнять приказы Кабанихи, и эта привычка сохранилась у него даже во взрослом возрасте. И потому эта потребность повиноваться была так полна, что даже мысль о непослушании повергала его в ужас. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Да, я, мама, и я не хочу жить по своей воле».

        Характеристика Тихона («Гроза») говорит об этом персонаже как о человеке, готовом сносить все насмешки и грубости своей матери. И единственное, на что он осмеливается, это желание вырваться из дома, чтобы выпить. Это единственная доступная ему свобода и свобода.

        Катерина и Тихон: Характеристика

        «Гроза» — пьеса, где одна из главных сюжетных линий — любовь, но насколько она близка нашему герою? Да, Тихон любит свою жену, но по-своему, не так, как хотелось бы Кабанихе. Он ласков с ней, не хочет доминировать над девушкой, запугивать ее. Однако Тихон совершенно не понимает Катерину и ее душевные страдания. Его мягкость губительно действует на героиню. Будь Тихон чуть мужественнее и имей хоть какую-то волю и умение бороться, Катерине не нужно было бы искать все это на стороне — в Борисе.

        Характеристика Тихона из спектакля «Гроза» выставляет его в совершенно неприглядном свете. Несмотря на то, что он отнесся к измене жены спокойно, он не смог защитить ее ни от матери, ни от других представителей «темного царства». Он оставляет Катерину одну, несмотря на ее любовь к ней. Невмешательство этого персонажа во многом стало причиной финальной трагедии. Только поняв, что потерял возлюбленную, Тихон решается на открытый бунт против матери. Он обвиняет ее в смерти девушки, уже не опасаясь ее тирании и власти над ним.

        Образы Тихона и Бориса

        Сравнительная характеристика Бориса и Тихона («Гроза») позволяет сделать вывод, что они во многом схожи, некоторые литературоведы даже называют их героями-близнецами. Итак, что у них общего, но чем они отличаются?

        Не найдя необходимой поддержки и понимания у Тихона, Катерина обращается к Борису. Что в нем так привлекало героиню? Прежде всего, он отличается от других жителей города: образован, окончил академию, одет по-европейски. Но это только внешняя сторона, а что внутри? По ходу повествования выясняется, что он зависит от Дикого точно так же, как и Тихон из Кабанихи. Борис безвольный и бесхарактерный. Он говорит, что держит ему только наследство, после чего его сестра будет лишена беспризорности. Но все это кажется предлогом: он послушно сносит все унижения дяди. Борис искренне влюбляется в Катерину, но ему все равно, что эта любовь погубит замужнюю женщину. Он, как и Тихон, беспокоится только о себе. На словах оба этих героя сочувствуют главной героине, но у них не хватает сил помочь ей, защитить ее.

        Художественные особенности драматурга А. Островского. Композиция «Мастерство драматурга А. Н. Островского в изображении конфликта» в драме «Гроза» Художественные принципы драматургии и н Островский

        Композиция

        Глубокие перемены, происшедшие в жизни России на рубеже 1950-х и 1960-х годов усилил интерес драматурга к истории родной страны, особенно к тем периодам, которые также оказались переломными. В пьесах «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (855-862), «Воевода» («Сон на Волге», 964), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (866), «Тушино» (866) подчеркивается важнейшая роль массовых движений в историческом процессе. Вместе с тем преимущественное внимание Островского к историческим проблемам можно было объяснить и некоторыми творческими трудностями, с которыми он столкнулся в первые пореформенные годы.

        Быстрый распад экономических отношений, изменения в общественном сознании, появление новых «героев времени» требовали тщательного изучения и осмысления. Пьесы Островского о современности, созданные в то время, были в какой-то мере второстепенными, они возвращали читателей и зрителей к уже знакомым по предыдущим пьесам драматурга темам, мотивам, образам, хотя и в новых произведениях были художественные открытия (такие, например, , трилогия о Бальзаминове и «Бездна»),

        Возвращение Островского к социальным проблемам, к конфликтам, отражавшим наиболее острые и злободневные вопросы пореформенного развития, связано в известной мере с его постоянным участием в журнале «Отечественные записки», который в 868 г.

        перешел к Некрасову и Салтыкову -Щедрин. Сотрудничество с виднейшими представителями революционно-демократической литературы благотворно сказалось на творчестве драматурга, который теперь создает пьесы преимущественно социального характера (за исключением поэтической комедии «Комедиант XVII века, 872 г.», написанной для 200-летие возникновения русского театра, а по мотивам сказки Снегурочка 873; народная мифология).

        В драматургии Островского 1970–1980-х годов охват российской действительности становится шире, а социальный состав персонажей — разнообразнее. Начало этому новому периоду положили две пьесы: «На всякого мудреца довольно простоты» и «Горячее сердце», созданные в 1868 году. Герой первой комедии Глумов — типичный представитель эпохи, которую Некрасов в его сатирическая поэма «Современники» (1875), обозначенная словами; «Были времена похуже, Но не было и похуже». Глумов сознательно решает строить карьеру на лицемерии и подлости. Это не комедия, а политическая. Островский использует острые сатирические приемы при создании образов реакционера Крутицкого, сочиняющего «Трактат о вреде реформ вообще», либерального болтуна Городолина и самого Глумова. Не случайно Салтыков-Щедрин сделал его одним из персонажей собственных сатирических произведений.

        Разоблачение «среднего времени» продолжается и в других пьесах драматурга — «Бешеные деньги» (1870), «Овцы и волки» (1875), «Последняя жертва» (1877). Они заменяют бывших тиранов своим невежеством и глупостью? новые хозяева жизни — более образованные, внешне культурные, веду дела с Лондоном и Парижем. Когда-то купцам в гоголевском «Ревизоре» приходилось подобострастно угождать любым желаниям городского головы. Сейчас времена изменились, и в «Горячем; сердце» миллионер Хлынов снисходительно объясняет мэру, что благодаря своему богатству он с самим губернатором; и кофе;и совсем равнодушные.Изменилось и положение дворянства, вынужденного идти в школу с представителями новой буржуазии, с «волками», перед которыми недавние «хозяева жизни» оказываются лишь « овцы» («Волки и овцы»). Дворянская дочь Лидия Чебоксарова, никогда не умевшая считать деньги, вынуждена, скрепя сердце, стать «домработницей» у бизнесмена нового типа Василькова («Бешеные деньги»), для которых главным жизненным принципом являются слова: «Из бюджета не вылезу». в пореформенный период и для кого холодно — то есть расчет заменяет эмоциональные привязанности и человеческие отношения. В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: «Ты один достроил здание, в основание которого ты заложил краеугольные камни Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Его, справедливости ради, следовало бы назвать Театром Островского.

        Роль Островского в развитии русского театра и драматургии вполне можно сравнить с тем значением, которое Шекспир имел для английской культуры, а Мольер — для французской. Островский изменил характер репертуара русского театра, подытожил все, что было сделано до него, и открыл новые пути для драматургии. Его влияние на театральное искусство было исключительно велико. Особенно это касается Московского Малого театра, который также традиционно называют Домом Островского. Благодаря многочисленным пьесам великого драматурга, утвердившего на сцене традиции реализма, получила дальнейшее развитие национальная школа актерского мастерства. Целая плеяда замечательных русских актеров на материале пьес Островского смогла ярко проявить свой неповторимый талант, утвердить самобытность русского театрального искусства.

        В центре драматургии Островского — проблема, прошедшая через всю русскую классическую литературу: конфликт человека с противостоящими ему неблагоприятными условиями жизни, разнообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Широкая панорама русской жизни открывается читателям и зрителям пьесами великого драматурга. Это по сути энциклопедия быта и нравов целой исторической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, крестьяне, генералы, актеры, купцы, сваты, бизнесмены, студенты, артисты — несколько сотен персонажей, созданных Островским, давали целостное представление о российской действительности 40-80-х годов во всей ее сложности, разнообразии. и непоследовательность.

        Островский, написавший целую галерею прекрасных женских образов, продолжил благородную традицию, уже заложенную в русской классике. Драматург превозносит сильные, цельные натуры, которые в ряде случаев оказываются нравственными. но выше слабого, неуверенного в себе героя. Это Катерина («Буря»), Надя («Ученик»), Кручинина («Без вины виноватые»), Наталья («Хлеб труда») и другие.

        Размышляя о своеобразии русской драматургии, о ее демократической основе, Островский писал: «Популярные писатели хотят попробовать свои силы у свежей публики, у которой нервы не очень податливы, что требует сильной драмы, большой комедии, вызывающей откровенной, громкий смех, горячие, искренние чувства, живые и сильные характеры. В сущности, это характеристика творческих принципов самого Островского.

        Драматургия автора «Гроза» отличается жанровым разнообразием, сочетанием трагического и комического, бытового и гротескного, фарсового и лирического элементов. Иногда трудно отнести его пьесы к какому-то определенному жанру. Он писал не столько драмы или комедии, сколько «пьесы жизни», по меткому определению Добролюбова. Шум и разговоры о жизни ворвались в действие, став одним из факторов, определяющих масштаб событий. Семейные конфликты перерастают в социальные. Мастерство драматурга проявляется в точности социально-психологических характеристик, искусстве диалога, в меткой, живой народной речи. Язык персонажей становится для него одним из главных средств создания образа, важнейшим инструментом реалистической типизации. Большой знаток устного народного творчества, Островский широко использовал фольклорные традиции, богатейшую сокровищницу народной мудрости. Песня может заменить монолог, пословица или поговорка стать названием пьесы,

        Творческий опыт Островского оказал огромное влияние на дальнейшее развитие русской драматургии и театрального искусства. В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский, основатели МХТ, стремились создать «народный театр примерно с такими же задачами и планами, о которых мечтал Островский». Драматическое новаторство Чехова и Горького было бы невозможно без освоения лучших традиций их замечательного предшественника. Островский стал союзником и соратником драматургов, режиссеров и актеров в их борьбе за народность и высокое идейное содержание советского искусства. Велика роль Островского в развитии театральной культуры всех народов нашей страны. Каждый национальный театр в период своего становления и овладения реалистическим мастерством прошел «школу Островского». Островский писал: «Только те произведения пережили века, которые действительно были народными дома; такие произведения со временем становятся понятными и ценными для других народов и для всего мира. Справедливость этой мысли может быть подтверждена творческой судьбой самого Островского. Его пьесы ставятся на сценах многих зарубежных театров благодаря их глубокой жизненной правде, высоте идейно-нравственных идеалов, гуманизму и несравненному мастерству. Театр Островского — национальная гордость русского искусства — ценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

        Творчество Островского сыграл важную роль в укреплении идейно-художественных связей между русской и украинской театральными культурами. Русский драматург проявлял живой интерес к украинской литературе и театру. В 852 г. он перевел пьесу Г. Квитки-Основьяненко «Шира любовь, или Милий счастья дороже» («Искренняя любовь, или Милый дороже счастья») и поставил ее на сцене Малого театра. А в дальнейшем интересовался развитием театрального дела в Украине, посещал выступления украинских театральных трупп в Москве.

        Есть что-то знаменательное в том, что одним из первых в украинской литературе талант Островского заметил и сразу же высоко оценил Тарас Шевченко. Уже первая пьеса Островского «Наши люди — поселим!» Кобзарь воспринимался как образец благородной сатиры, способствующей духовному и социальному воспитанию. Назвав эту пьесу «шикарной, благородной сатирой», Шевченко поставил ее в один ряд с такими обличительными произведениями, как «Ревизор» Гоголя и картина П. Федотова «Сватовство майора» (запись в «Дневнике» от 26 июня 857 г.).

        М.П. Драгоманов был активным пропагандистом творчества Островского на Западной Украине. Он первым отправил во Львов пьесы «Гроза», «Доходное место», «Ученик». Произведения русского драматурга очень интересовали Франко. Он ценил в них правильное изображение социальной среды, глубину психологического анализа, мастерство создания характеров, даже второстепенных персонажей. В то же время Франко не всегда был справедлив в оценке пьес Островского, считая их композицию слишком примитивной, а сюжеты недостаточно стройными. Критические замечания Франко были спровоцированы даже «Грозами». Эта драма в переводе М. Павлика ставилась во Львовском театре в начале 80-х, а в 900 вышел отдельным изданием. В рецензии на нее Франко отметил, прежде всего, расплывчатость образа Катерины. По его мнению, Добролюбов толком не объяснил, как такая поэтическая и цельная натура могла появиться в мрачных условиях «темного царства». Франко считал характер Катерины у Островского «совершенно исключительным и загадочным» 2.

        Вероятно, Франко в данном случае учитывал точку зрения * Писарева. Однако полемические высказывания украинского писателя были вызваны и другими причинами. Писарев отверг добролюбовскую трактовку «Гроза», так как по-иному понимал природу движущих сил общественного прогресса в условиях реакции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *