Островский гроза кратко по действиям: Пьеса гроза полное содержание по действиям. А.Н. Островский «Гроза»: описание, герои, анализ произведения

«Гроза» — краткое содержание драмы А. Н. Островского


Здесь даны основные сведения о драме А. Н. Островского «Гроза», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по действиям. Также дана краткая характеристика главной героини и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой драмы.

Содержание

Описание произведения и книги для читательского дневника
  • Автор: Александр Николаевич Островский.
  • Название произведения: «Гроза».
  • Жанр: пьеса.
  • Год написания: 1859.
  • Название книги: «Гроза».
  • Место издания: Москва.
  • Издательство: «Искатель».
  • Год издания: 2020.
  • Страниц: 64.

Краткие сведения о произведении

Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского написана в 1859 году. Пьеса состоит из 5-ти действий. События, изображённые в ней, происходят в вымышленном приволжском городе Калинове.

Главная героиня драмы
  • Катерина — жена Тихона Кабанова, чувствительная, нервная молодая женщина.

Другие персонажи
  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — вдова, богатая купчиха с властным характером, ревнительница патриархальной старины и ритуалов.
  • Тихон Иванович Кабанов
    — её сын, добрый, слабовольный человек, подчиняющий во всём матери.
  • Варвара — дочь Кабановой, свободолюбивая девушка.
  • Савёл Прокофьевич Дикой — богатый купец, жаден, груб, притесняет домочадцев.
  • Борис Григорьевич — его племянник, довольно образованный молодой человек, покорный своему дяде.
  • Ваня Кудряш — конторщик Дикого, грубоватый молодой человек.
  • Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, стремящийся к знаниям, изобретательству для пользы людей.
  • Шапкин — мещанин.
  • Феклуша — старая странница.
  • Глаша — прислуга Кабановых.
  • Барыня с двумя лакеями — полусумасшедшая старуха, пугающая людей пророчествами.

Ыть! Читай ещё!
Характеристики героев пьесы «Гроза»

Очень краткое содержание для читательского дневника


В купеческой семье Кабановых царили домостроевские порядки. Их ревностно соблюдала Марфа Игнатьевна. Она учила жить по правилам домостроя сына, дочь и невестку.

Катерина, жена Тихона Кабанова, в детстве росла в обстановке любви, но сейчас терпит придирки свекрови. Она полюбила племянника Дикого, Бориса. Когда муж уехал по делам в Москву, его сестра, Варвара, свела Катерину с Борисом, и они встречались все 10 дней до приезда Тихона.

После возвращения мужа Катерина, мучаясь от осознания своего греха и боязни наказания Бога, во время грозы призналась мужу и свекрови в том, что встречалась с другим мужчиной.

Бориса Дикой отправил в Сибирь работать в конторе знакомого купца, а Катерина, для которой дом стал хуже могилы, утопилась.

Краткий пересказ по действиям (более подробный, чем краткое содержание)

Действие драмы происходит летом, на берегу Волги, в городе Калинове.

Действие 1

В общественном саду сидит на скамейке Кулигин и говорит прогуливавшимся Кудряшу и Шапкину, что 50 лет глядит за Волгу и не может наглядеться на эту красоту.

Затем спрашивает, кто это размахивает руками. Кудряш отвечает, что это ругает племянника Дикой. Шапкин с Кудряшом говорят между собой, что таких ругателей, как Дикой и Кабаниха, нужно ещё поискать.

Кудряш служит у Дикого конторщиком и говорит, что в ответ на ругань хозяина тоже ругается, что «рабствовать» перед ним не станет. Кулигин возражает, что лучше стерпеть, а не брать пример с Дикого.

Хотя был праздник, Дикой отругал Бориса, что он дармоед и бьёт баклуши. Когда Дикой ушёл, Кулигин спросил Бориса, почему он живёт у дяди и переносит его брань. Тот ответил, что делает это оттого, что бабушка оставила им с сестрой наследство. Получить они его смогут, когда станут совершеннолетними, но при условии, что будут почтительны к дяде. Кулигин сказал, что, значит, наследства им никогда не получить.

Борис пожаловался, что дяде не угодить, он всегда найдёт за что отругать. Кулигин сказал, что вообще в их городе нравы жестокие.

Когда Кулигин ушёл, Борис стал рассуждать, что придётся ему загубить в этом городе свою молодость, да ещё влюбился он в замужнюю женщину, с которой никогда и поговорить не удастся. Увидев семью Кабанова, он ушёл.

Кабанова наказывала сыну, которого хотела отправить в поездку по делу, всё сделать, как она приказала. Кабанов уверяет, что он всегда её слушается.

Мать начала учить сына, что с женой нужно обращаться строго, чтобы она его боялась. Долго Кабаниха выговаривала Тихону да учила его жить, а когда ушла, он пошёл выпивать к Дикому.

Катерина рассказывает сестре мужа, Варваре, как она хорошо жила до замужества. Мать её очень любила. А сейчас дома ей душно, хочется убежать. Призналась, что у неё страшный грех — любит другого. Варвара говорит, что когда брат уедет, можно устроить Катерине свидание с любимым. Но та испугалась и стала отказываться.

Проходящая старая барыня начала говорить им, что красота их ведёт в омут. Катерина испугалась этих слов, но Варвара сказала, что старуха всем пророчит плохое и пугает.

Катерина заторопилась домой, потому что надвигалась гроза, а она очень боялась, так как молния убивает мгновенно, и человек не успевает раскаяться в грехах.

Действие 2

В доме Кабановых Глаша собирает в дорогу хозяина, а Феклуша рассказывает ей небылицы о других странах.

Варвара говорит Катерине, что давно заметила, её любовь к Борису. Катерина сокрушается, что скрыть ничего не может. Варвара говорит, что на обмане у них весь дом держится.

Провожая Тихона в поездку, мать наставляла его, как прощаться с женой — приказывать ей, чтобы на молодых людей без него не заглядывалась, не сидела, сложа руки, не грубила свекрови.

Тихон послушно повторял вслед за матерью наказы. Когда та ушла, Катерина сказала мужу, что обиделась на свекровь, а Тихон успокаивал её, убеждал, чтобы слова матери мимо ушей пропускала.

Катерина попросила мужа не ехать или взять в поездку её с собой. Но он не согласился. Тогда она начала клясться, что не будет говорить с чужими и не будет ни о ком думать, кроме мужа. Но не договорила, так как Тихон перебил её, сказав, что об этом и слушать не хочет.

Когда все стали прощаться с Кабановым, свекровь заставила Катерину кланяться мужу в ноги. После отъезда Тихона Кабанова упрекнула её, что не выла, проводивши мужа.

Варвара сообщила Катерине, что маменька позволила им ночевать в саду, и отдала ей ключ от калитки, который утащила у матери. Затем сказала, что если встретит Бориса, скажет, чтобы пришёл к калитке. Катерина с испугом отказывается. Оставшись одна, она подумала, что всё же хочет увидеть Бориса.

Действие 3

На скамейке сидят Кабаниха и Феклуша, которая рассказывает, что наступили последние времена. Подходит хмельной Дикой. В разговоре с ним Кабаниха сказала, что он всю жизнь воюет дома с бабами, и никто угодить ему не может.

На улице встретились Кулигин и Борис. Кулигин стал рассказывать про нравы в Калинове. Богатые тиранят своих домашних, пьянствуют, развратничают — и всё это за запертыми воротами, чтобы никто не видел.

Когда Кулигин ушёл, к Борису подошла Варвара и сказала ему прийти попозже в овраг за садом Кабановых.

Ночью к калитке сада Кабановых пришёл Кудряш с гитарой и стал петь. Подошёл Борис. Кудряш, думая, что он пришёл к Варваре, стал ему угрожать, но тот признался, что полюбил Катерину.

Появилась Варвара, и они с Кудряшом ушли гулять.

К Борису вышла Катерина, он признался ей в любви. Сначала Катерина его упрекает, что он хочет её погибели, а потом говорит, что не побоится греха и людского суда. Борис, узнав, что муж уехал на 2 недели, обрадовался: «О, так мы погуляем!»

Подошли Варвара и Кудряш. Варвара сказала, что завтра пораньше выйдут с Катериной и побольше погуляют.

Действие 4

Действие происходит через 10 дней.

Накрапывает дождь, несколько гуляющих вошли в галерею старинной постройки. На стене её — старинная роспись — геенна огненная.

Зашли туда спрятаться от дождя и Дикой и Кулибиным. Кулибин уговаривает купца пожертвовать деньги на устройство на бульваре часов. Тот не согласился. Тогда Кулигин стал уговаривать, чтобы в городе завели громовые отводы, так как здесь частые грозы. Дикой сердится и говорит, что грозу посылает Бог в наказание.

Когда они ушли, под своды зашла Варвара, потом Борис. Варвара сказала ему, что приехал брат, и Катерина стала сама не своя, не смеет на него глядеть. Варвара боится, что она расскажет мужу об измене. Борис ушёл.

Собирается гроза, в галерею вошли Кабанов, Тихон, Катерина. Катерина сильно испугана, она уверена, что гроза убьёт её.

Вошла барыня с лакеем, и Катерина спряталась. Барыня сказала ей, что нечего прятаться, лучше с такой красотой — в омут, чтобы не соблазнять ею людей.

Катерина увидела на стене изображение геенны огненной и призналась, что грешна перед Богом и перед мужем с его матерью, что все 10 ночей она гуляла с Борисом.

Действие 5

На бульваре встретил Тихон Кулигина и стал рассказывать, что в поездке пил так, чтобы на целый год хватило. Говорит, что в том, что случилось у них в семье, виновата маменька с её крутым нравом. Мать жену поедом ест, а она только плачет. Тихону жаль Катерину, он её любит и простил.

Кабанов говорит, что Дикой посылает Бориса работать в Сибирь к знакомому купцу, и что Варвара убежала из дому с Кудряшом из-за ругани матери.

Пришла Глаша и сказала, что нигде нет Катерины. Тихон испугался, как бы Катерина руки на себя не наложила, и пошёл с Кулигиным её искать.

Выходит Катерина. Встретив Бориса, она просит его взять её с собой в Сибирь. Борис говорит, что нельзя, едет он не по своей воле.

Катерина сказала, что её свекровь запирает и всем говорит, что она хитрая, а муж то ласков, то сердится и всё пьёт.

Попрощавшись с Борисом, Катерина не хочет идти домой, говорит, что в могиле лучше.

Когда она ушла, вошли Кабанова, Тихон, Кулигин. Они ищут Катерину и слышат крик, что в воду бросилась женщина.

Кулигин вытащил её из прибрежного омута и сказал Кабановым, что душа Катерины сейчас перед судьёй, который милосерднее их.

Кабанов кричит матери, что она погубила его жену, что Катерине теперь хорошо, а он остался жить и мучиться.

Заключение к краткому пересказу

В драме А. Н. Островского «Гроза» раскрыты темы:

  • нравы русского купечества середины 19 века;
  • самодурство;
  • домостроевские порядки;
  • тиранство и унижение домочадцев;
  • взаимоотношение двух поколений;
  • любовь;
  • неверность мужу.

Основная мысль (идея) драмы «Гроза»: в условиях патриархального мира, когда замуж выдавали по сговору, а не по любви, женщина, которая захотела свободы для проявления своих чувств, накличет на себя и своих близких беду. Главное в домостроевских порядках — покорность женщины и следование внешним обрядам.

Краткое содержание драмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по действиям — для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Краткое содержание по главам «Гроза» Островский

Краткое содержание по действиям

«Гроза» Островский

Драма в пяти действиях

Действие первое

Общественный сад на берегу Волги.

Сидя на скамейке, мещанин Кулигин восхищается Волгой. Прогуливающиеся Кудряш и Шапкин, услышав, как купец Дикой ругает своего племянника, обсуждают это. Кудряш сочувствует Борису Григорьевичу, считает, что Дикого нужно как следует напугать, чтобы не издевался над людьми.

Шапкин вспоминает о том, что Дикой хотел отдать Кудряша в солдаты. Кудряш уверяет, что Дикой его боится; Кудряш жалеет, что у купца нет дочери, а то бы он с ней развлекся.

Борис покорно выслушивает брань Дикого и уходит.

Бабушка невзлюбила отца Бориса за то, что тот женился на благородной. Жена Григория тоже все время ссорилась со свекровью. Молодой семье пришлось переехать в Москву. Когда Борис вырос, поступил в Коммерческую академию, а его сестра в пансион. Их родители умерли от холеры. Если дети будут почтительны к дяде, он выплатит им наследство, оставленное бабушкой. Кулигин считает, что Борис с сестрой не получат никакого наследства. Дикой ругает всех домашних, а они ничего ему ответить не могут. Борис старается делать все, что ему приказывают, но потом все равно не получает денег. Если Дикому перечит кто-нибудь, кому он не сможет ответить, то он срывает злость на домашних.

Странница Феклуша благословляет дом Кабановых и всю Русскую землю. Кабаниха одарила странницу. Она всегда подает нищим, а о своих родственниках совсем не заботится.

Кулигин мечтает найти деньги на модели и создать вечный двигатель.

Борис завидует мечтательности и беззаботности Кулигина. Борису же приходится губить свою жизнь, он в безвыходном положении, еще и влюбился.

Тихон пытается разуверить мать в том, что ему жена милее нее. Когда Катерина вступает в разговор, Кабаниха говорит, что Тихон должен держать жену в страхе. Тихон не согласен с ма терью, с него довольно, что жена его любит. Кабаниха говорит, что если он не будет иметь жесткой власти над женой, Катерина заведет любовника.

Тихону все время достается от матери из-за Катерины, он просит жену быть сдержаннее. Тихон уходит к Дикому пропустить рюмочку, пока не вернулась его мать.

Катерина рассказывает Варваре, как она жила у родителей, жалеет, что люди не могут летать как птицы. Катерина чует беду; признается Варваре, что любит другого, не мужа. Варвара, привыкшая ко лжи, обещает Катерине как-то поспособствовать ее свиданиям с избранником, но страх перед грехом заставляет «мужнюю жену» противиться.

Полусумасшедшая барыня, появившаяся в сопровождении двух лакеев, кричит, что красота ведет в бездну, грозит геенной огненной.

Катерина очень напугана словами барыни. Варвара успокаивает ее. Когда начинается гроза, Катерина и Варвара убегают.

Действие второе

Комната в доме Кабановых.

Глаша говорит Феклуше, что все постоянно ссорятся, а должны жить в мире. Феклуша отвечает, что идеальных людей не бывает, она и сама грешна: поесть любит. Странница рассказывает о других странах, людях, которые в них живут и правят. Все эти рассказы крайне далеки от истины, напоминают путаную сказку. Доверчивая Глаша считает, что если бы не странники, то люди так бы ничего о других странах не знали, а те их просвещают. Феклуша — образ суеверной бабы, живущей самыми дикими и отсталыми представлениями о мире. Однако все ей верят — пусть она даже рассказывает про людей с «собачьими головами».

Катерина говорит Варваре, что не переносит, когда ее обижают, старается сразу куда-нибудь исчезнуть. Она признается, что любит Бориса, который к ней тоже неравнодушен. Варвара жалеет, что видеться им негде. Катерина не хочет предавать Тихона. Варвара возражает ей, что если никто не узнает, то можно делать все что угодно. Катерина говорит Варваре, что не боится смерти и может покончить с собой. Варвара объявляет, что хочет спать в беседке, на свежем воздухе, и зовет Катерину с собой.

К Катерине и Варваре присоединяются Тихон с Кабанихой. Тихон уезжает и, следуя наставлениям матушки, наказывает жене, как она должна без него жить.

Оставшись наедине с мужем, Катерина просит его остаться. Но он не может не ехать, так как его послала маменька. С собой он ее взять тоже отказывается, так как хочет отдохнуть от ужаса домашней жизни. Катерина падает на колени перед мужем, просит взять с нее клятву верности.

При прощании с мужем Катерине приходится кланяться ему в ноги по наставлению Кабанихи.

Оставшись одна, Кабаниха сожалеет, что нет к старикам былого почтения, что молодежь ничего не умеет, но хочет жить самостоятельно.

Катерина считает, что убиваться за уехавшим мужем и выть на крыльце — только людей смешить. Кабаниха бранит ее за то, что она этого не сделала.

Катерина переживает отъезд Тихона, жалеет, что у них до сих пор нет детей. Говорит, что лучше бы в детстве умерла.

Варвара отпрбсилась спать в сад, взяла ключ от калитки, подложив Кабанихе другой, дала этот ключ Катерине. Та сначала отказывалась, потом взяла.

Катерина колеблется. Затем решает увидеться с Борисом, а потом ей будет все равно. Она оставляет ключ у себя.

Действие третье

Улица у ворот дома Кабановых.

Феклуша рассказывает Кабанихе о Москве: шумно, все куда-то торопятся, бегут. Кабановой дорог покой, она говорит, что никогда туда не поедет.

К дому подходит Дикой, бранится с Кабанихой. Потом извиняется, сетуя на свой вспыльчивый характер. Говорит, что всему причиной просьба работников выплатить зарплату, которую он добровольно отдать не может, из-за характера.

Борис пришел забрать Дикого. Он сетует, что не может поговорить с Катериной. Кулигин сетует, что пообщаться не с кем, по новому бульвару никто не гуляет: бедным некогда, богатые за закрытыми воротами прячутся.

Кудряш и Варвара целуются. Варвара назначает встречу Борису в овраге за садом, предполагая свести его с Катериной.

Ночь, овраг за садом Кабановых.

Кудряш играет на гитаре, поет песню о вольном казаке.

Борису не нравится место свидания, он ругается с Кудряшом. Кудряш догадывается, что Борис любит Катерину; говорит о глупости ее мужа и о злости свекрови.

Варвара и Кудряш идут гулять, оставляя Катерину наедине с Борисом. Катерина сначала гонит Бориса, говорит, что это грех, обвиняет его, что он сгубил ее. Потом признается ему в любви.

Страницы: 1 2

1 2Следующая »

Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза. Особенность композиции в спектакле «Гроза» С чего начинается спектакль?

В жанровом отношении спектакль «Гроза» можно отнести к особому типу трагедии: его социально-бытовой форме, где предметом изображения являются коллизии повседневности, но возведенные в степень катастрофичности. противоречие героя с окружающим миром. Трагедия — один из основных жанров драмы; в его основе лежит неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой, в результате которого герой физически погибает, но одерживает нравственную победу, что вызывает огорчение зрителей и их душевное очищение через страдание — катарсис. Все это можно в полной мере отнести к игре Островского.

Действительно, смерть Катерины неизбежна. Катерина, натура сильная, гордая, способная к действенному протесту, никогда не пойдет на компромисс, никогда не смирится со своим рабским положением в доме Кабановых. Но ее победа невозможна, так как Катерине противостоит не злая свекровь, а весь мир ее современной жизни — мир жестокости, лжи, покорности и тирании. Победить означало бы изменить весь этот мир, поэтому смерть героини закономерна. С другой стороны, по Добролюбову, «Гроза» производит освежающее впечатление, что является ярким свидетельством наличия у зрителей эффекта катарсиса («луч света в темном царстве»)9.0003

Но «Гроза» — не классическая трагедия, а новаторское произведение: трагедия социальная и бытовая. Определение «социальное» дается пьесе потому, что лежащий в ее основе конфликт не частный, а общественный. Драматург изображает не столкновение невестки со свекровью, а серьезные разногласия между противоборствующими лагерями, на которые разделилось общество. Но главное художественное открытие Островского состоит в том, что он, показав в пьесе реальную жизнь волжского города, погрузил трагедию в быт, хотя высокая трагедия, по существующим канонам, не должна была соприкасаться с бытовыми явлениями. Материал с сайта

Оригинальность сюжета и композиции пьесы соответствует новизне жанра. Темп действия в первых актах замедлен, что связано с расширением экспозиции: драматургу важно досконально познакомить читателя и зрителя с обстоятельствами, бытом, нравами, в которых живут герои. будет действовать, вводить ряд второстепенных персонажей, мотивировать назревание конфликта. Действие пьесы включает социальную и индивидуальную линии борьбы и две параллельные любовные связи — главную (Катерина — Борис) и побочную (Варвара — Кудряш). В спектакле есть ряд внехудожественных эпизодов, играющих значительную сюжетную роль, предвосхищая картину «темного царства». Накал драматического действия нарастает от акта к акту, предвосхищая грядущую катастрофу, готовясь к ней. Кульминация приходится на IV акт (сцена раскаяния), а значит, высший момент в развитии действия приходится не на последний акт, как обычно, а на середину пьесы. Развязка происходит в пятом акте, здесь завершаются две интриги и развязываются две линии борьбы, сплетающиеся в тугой узел. Но только Катерина находит выход из тупика через свою трагическую смерть. Пьесы-кольца (события I и V актов происходят на Волжском утесе, в них участвуют одни и те же персонажи) служат композиционной завершенностью и выражают авторский замысел.

План сочинения
1. Введение. Сюжетно-композиционный строй и жанровое своеобразие пьесы.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционное своеобразие «Гроза».
— Художественные приемы драматурга Островского.
— Первое действие. Экспозиция.
— Второе действие. Галстук.
— Третье действие. Кульминация любовной истории. Развитие внутреннего конфликта.

— Четвертое действие. Кульминация основного конфликта.
— Пятое действие. Развязка.
3. Заключение. Играет художественное своеобразие.

Размышляя над сюжетно-композиционным построением пьесы А.Н. Островского, нельзя не задуматься о проблеме жанровой интерпретации произведения. Традиционно «Гроза» считается социальной и бытовой драмой. В центре сюжета любовный треугольник (Катерина — Тихон — Борис), на его основе завязывается семейно-бытовой конфликт, в котором участвует большое количество персонажей. Критик Н.А. Добролюбов подчеркивает социальную сторону конфликта в пьесе, раскрывая его социальные проблемы: кризис мира патриархальных связей, противостояние мира «темного царства» и сильных, цельных личностей. Современные исследователи (А.И. Журавлева) считают пьесу трагедией, отмечая в ней значение внутреннего конфликта. «Гроза — это не трагедия любви, а трагедия совести.

Когда же падение Катерины было полным, захваченная вихрем освобожденной страсти, слившейся для нее с понятием воли, она стала смело смелой… «Я не побоялась греха за тебя, если я боюсь суда человеческого!» Она говорит Борису. Но это «не побоялась греха» как раз и предвещает дальнейшее развитие трагедии… Смерть Катерины предопределена и неизбежна, как бы ни вели себя люди, от которых она зависит. Он неизбежен, ибо ни ее самосознание, ни весь образ жизни, в котором она существует, не позволяют воплотиться в житейских формах проснувшемуся в ней личному чувству», — отмечает исследователь. Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционную структуру пьесы.
Каждое действие в спектакле распадается на отдельные сцены. В них дается развитие конфликта в каком-либо одном ракурсе, показано восприятие какого-либо одного персонажа. В целом конфликт в «Грозах» развивается быстро и динамично, что достигается особым расположением сцен: с каждой новой сценой, начиная с начала, нарастает напряжение сюжетного действия.

В драме пять актов. Первое действие – экспозиция. Первая картина изображает для нас место действия — городок Калинов. Он раскинулся на берегу Волги, утопая в зелени. В природе есть красота и покой. Совсем другое дело в человеческих отношениях и морали. С первых же сцен мы получаем представление о местной жизни, о действующих лицах. «Жестокие нравы-с, в нашем городе жестокие! — замечает Кулигин. В первом действии появляются как персонажи несюжетные, так и все лица, участвующие в основном конфликте. Мы видим Кудряша, Шапкина, Кулигина, Феклушу, Дикого и Бориса, семью Кабановых. Причем еще до появления на сцене Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой, Кудряш и Шапкин рассказывают о них, кратко обрисовывая характеры.Вот предыстория Бориса,племянника Дикого.Затем на сцене появляются сам Дикой и Кабанова.Дикой ругает своего племянника, пока Марфа Игнатьевна читает наставления сыну и невестке.Таким образом, первое действие построено по принципу антитезы: красота природы противопоставляется городской морали.
Здесь же намечается основной конфликт: Борис исповедуется Кулигину что любит Катерину.И здесь мы видим рабство Катерины в семье свекрови, робость и пассивность мужа.И в то же время отмечаем полную психологическую несовместимость героини с семьей , сила и энергия, заложенные в самой ее природе. Так, на замечания свекрови Катерина отвечает: «Вы про меня, маменька, напрасно это говорите. С людьми, что без людей, я совсем один…», «Кому-то приятно терпеть напрасную ложь! Тихон же показан в этой сцене робким, пассивным, безвольным человеком. Мы понимаем, что отношения между героиней и Борисом возможны.
Второе действие содержит очень важные моменты. Катерина признается Варваре в любви к Борису. Однако пока она все еще отгоняет мысли о своей любви. Планируется отъезд Тихона. Катерина прощается с ним и просит взять его с собой. Однако он стремится вырваться из-под гнета матери и прогуляться на свободе. Тихон отмечает, что там ему будет «не до жены». Сцена прощания и ключевая сцена представляют собой сюжет конфликта. Напряжение душевных сил героини здесь достигает предела: «Что бы ни случилось, я увижусь с Борисом! О, если ночь скора! ..»
Далее противостояние двух лагерей в пьесе углубляется. Дикий разговаривает с Марфой Игнатьевной, и в этом диалоге обнаруживается его самодурство, грубость, своеволие, скупость (он не может расстаться со своими деньгами). Точную оценку городских нравов Кулигин дает и в беседе с Борисом: «У всех ворота длинные-с, заперты и собаки вниз. Как вы думаете, они занимаются бизнесом или молятся Богу? Нет, сэр! И не от воров запираются, а чтобы люди не видели, как они едят своих домочадцев и тиранят свой род. А какие слезы льются за этими запорами, невидимыми и неслышимыми! А какой, сударь, за этими замками разврат темноты и пьянства! И все зашито и прикрыто — никто ничего не видит и не знает…». И в то же время внутреннее напряжение в «Грозах» нарастает. Кульминацией романа становится свидание Катерины с Борисом. Но только после этого в пьесе начинает развиваться внутренний конфликт — борьба героини с собственной совестью, с целостностью своей натуры, со своими представлениями о нравственности и чести. Исследователи отмечают композиционное новаторство Островского, разделившего третий акт на две «сцены». Так драматург отходит от традиционного принципа «трех единств», приятного в классицизме.
В четвертом акте напряжение в сюжете нарастает. Неожиданно возвращается Тихон. Катерина переживает моральный кризис. Она считает свои действия преступными и находится в настоящем замешательстве. изображены народные гуляния на бульваре. В воздухе собирается гроза. Дикий замечает, что в наказание людям насылается гроза. Те же мотивы звучат в репликах прохожих («То ли он убьет кого-нибудь, то ли дом сгорит…») Наконец, тут же мы слышим пророчества безумной дамы: «Вам придется ответить за все. В водоворот лучше идти с красотой! Во время грозы Катерина публично признается в своих отношениях с Борисом. Эта сцена завершается развитием основного конфликта пьесы.
Пятый акт – развязка. После признания героине не становится лучше, она плачет и скучает. Не найдя поддержки в семье, она кончает жизнь самоубийством и бросается в Волгу. Тихон в отчаянии падает на тело жены: «Хорошо тебе, Катя! И зачем я остался жить на свете и страдать! Конфликт, таким образом, кончается катастрофой. Вот что писал Добролюбов о финале пьесы: «Этим восклицанием кончается пьеса, и нам кажется, что сильнее и правдивее такого финала ничего нельзя было придумать. слова дают ключ к пониманию пьесы для тех, кто раньше даже не понял бы ее сути; они заставляют зрителя думать уже не о любовном романе, а обо всей этой жизни, где живые завидуют мертвым…».0013 Таким образом, пьеса Островского является и социальной драмой, и трагедией. Именно жанровые особенности определяют развитие конфликта и ход сюжета в «Грозах». «Трагедия Катерины в том, что жизнь, которая ее окружает, утратила целостность и полноту, вступила в полосу глубокого нравственного кризиса. Пережитая героиней эмоциональная буря есть прямое следствие этой дисгармонии. Катерина чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой… Ей кажется, что вся вселенная обижена на ее поведение. Выступая всей своей жизнью против деспотизма, против авторитарной морали, Катерина всем своим внутренним голосом совести доверяет. Пройдя духовные испытания, она нравственно очищается и покидает грешный мир Калиновки человеком, излечившимся от своих болезней и преодолевшим их своими муками.

1. Журавлева А.И. Александр Николаевич Островский. — История русской литературы XIX века. Вторая половина. Эд. проф. Н.Н. Скатова. М… 1987, с. 257.

2. Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве. — НА. Добролюбов. Русская классика. Избранные литературно-критические статьи. М., 1970. Электронная версия. www.az.lib.ru

3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Вторая половина. Книга для учителя. М., 1990, с. 176.

Художественный контраст – основной принцип построения пьесы, который проявляется уже в экспозиции …Город с его глухими заборами — и природа, красота которой разливается повсюду и видится как свободная даль, простирающаяся за Волгой. Единственный человек в городе, способный не только видеть эту красоту мироздания, но и восхищаться ею полвека, — и горожанин, для которого красота мира — «ничто», и поэтический мечтатель чудак, «антиквариат».

Экспозиция пьесы продолжается в явлениях 1, 2 и 3, откуда мы узнаем о дикой тирании Дикого, о бессилии его воспитанного и чуткого племянника-сироты Бориса, отданного на родительскую волю вместе с его сестру в полную власть тирана, но и о противоречии между уходящим и новым поколением купцов: возникает конфликт между купцом Дикимом и его приказчиком Кудряшем — лихим, крутым и хитрым парнем. Кудряш совсем не склонен к страданиям, как Борис (вот еще одно противопоставление), он чувствует, что его время придет, и не испытывает никакого уважения к старшим, а только ждет, чтобы насолить хозяину, но посильнее. Узнаем также, что Дикий держит горожан в страхе, а Кулигин склонен «лучше терпеть», чем противоречить тирану. Явление 3 дает нам знаменитый монолог Кулигина, в котором он описывает Борису жизнь города Калинова и характеры его жителей. «Жестокие нравы-с, в нашем городе, жестокие!» — так начинается этот монолог.

Галстук драма начинается в явлении 4 и ярче выражена в явлениях 5-7. Особенно интересно для нас явление 7, где в диалоге с Варварой Катерина доверительно и мечтательно рассказывает о своей прежней девичьей жизни, обнажает свое чистое сердце. Обратите внимание на следующие реплики Катерины: «Почему люди не летают? Знаешь, иногда мне кажется, что я птица. Когда вы стоите на горе, вас тянет взлететь. Так бы я разбежался, поднял руки и полетел. В романе Льва Толстого «Война и мир» есть сцена, где главный герой говорит почти словами Катерины, а князь Андрей слышит это, и любовь к Наташе проникает в его сердце. Все эти предчувствия беды и смерти, переполняющие Катерину (явление 7, диалог с Варварой) требуют объяснения для современного читателя.Смерть (полный позор и отлучение) для замужней женщины считалась открытой, явной или открытой для окружающих изменой мужу.Поэтому для глубоко верующей, чистой -сердечная Катерина, даже смутные мечты о другом (Борисе) были страшным грехом и прямой дорогой в «ад огненный», смертью души, утратой ею бессмертия. Так в Нагорной проповеди (Евангелии): « Вы слышали, что было сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» — Мф. 5:27-28.

В этом явлении предчувствия невинной Катерины, рассказанные ею Варваре — ровеснице, собеседнице, единственной, кому могла открыться Катерина, предсказали и развитие действия , а также его кульминация и трагическая развязка. Вспомним, что было сказано в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона: для православной души Благодать выше Закона, но подчинение своему произволу ведет не к Спасению, а к Смерти. Грешная, то есть от природы аморальная, Варвара — она ​​не видит ничего серьезного в метании Катерины, как Кудряш не видит красоты мира, поражающей Кулигина: «И какое желание засохнуть! Хоть умри от тоски, но пожалеют, а, тебя! Зачем ждать. Так какое рабство мучить себя! — и толкает Катерину на смерть, разрабатывая вполне практичные способы избавления от мучений.

В привидении 8 появляется страшное привидение — старуха-пророчица со своим предсказанием: «Твоя красота делает тебя счастливой? Вот куда ведет красота. (Показывает на Волгу). Здесь, здесь, в самом омуте. В явлении 9 продолжается напряженный диалог двух девушек и — вот оно! — гремит гром: «приближается гроза». Действие развивается, и появляется новый зловещий образ — странницы Феклуши (д. 2). Ее рассказы о том, что она якобы видела в дальних краях, и ужасны, и нелепы, и темны, как может быть диким только все, что предназначено для ушей Дикого в «темном царстве».0003

Символическую роль в драме играет песня Кудряша, которая звучит в явлении 1 картины 2 акта 3. Звучит жестокая угроза жене мужа, виновной в измене, и исполняется как диалог между мужем, вернувшимся домой, и женой, ожидающей смерти. «Ты меня убьешь, погубишь за полночь, — поет Кудряш под гитару, — от скуки»… Дело происходит поздним вечером в овраге под садом Кабановых, где Борис ждет Катерину.

Акт 4 начинается с описания в диалоге горожан разрушенной, полуразрушенной церкви в городе Калинове. На осыпающихся фресках едва различимы следы изображений. Сохранилось одно — и жители не без труда узнают в нем сцену огненного ада.

Феномен 2 в действии 4 не менее значим. Жадности и мракобесию Дикого противостоит стремление к просвещенному общему благу и защите города в диалоге с Кулигиным. И снова возникает образ грозы.

Кульминация действия подготавливаются в явлениях 3 и 4 действия 4. Напряжение нарастает вместе со все новыми и новыми ударами грома и приближением грозы. Несчастная Катерина, терзаемая совестью, почти теряет рассудок и ждет кары небесной. Особенно важным в «Феномене 4» является обращение Кулигина к горожанам на площади. Казалось бы, ученый-самоучка объясняет несведущему физический смысл явления. Но он называет это удивительным в данном контексте словом – благодать!

Кульминация 6-го явления. Доведенная до предела страданий появлением сумасшедшей дамы с ее страшными проклятиями, Катерина признается во всем.

Шаг 5 дан кольцевой . .. Собственно, ничего неожиданного произойти не может — все предсказано и озвучено в начале первого акта. Драматург «дорисовывает» еще не вполне ясный прежде характер Тихона, сочетая тупое послушание злой и дикой матери и неподдельную доброту. Ему стало жаль жену и даже Бориса. Одно губит этого несчастного человека – слабость, определяющая всю его судьбу и характер. Монолог Катерины в «Феномене 2» пугает, где она борется и тоскует по своей потерянной любви. Ее сцена ужасна на последнем свидании с Борисом (феномен 3) — и она особенно ужасна тем, что Борис не сильнее Тихона. Но самое страшное в развязке этой драмы — последний, предсмертный монолог Катерины (феномен 4). Примирившись с судьбой, она решает принять смерть по своей воле — не как наказание, а как спасение от невыносимой боли. Одно беспокоит ее: этот выход не выход. Самоубийство — это грех. И жить — грех, и умереть — грех. Нет выбора. Последние явления драмы, 5-е и 6-е, завершают развязку, переводя ее в эпилог. В «Феномене 7» звучит голос Кулигина, начиная пьесу с первой реплики: «Вот ваша Катерина, — говорит он. — Теперь делай с ней, что хочешь! Ее тело здесь, возьмите его; и теперь душа не твоя: она теперь перед судьей, который милостивее тебя! И Тихона уже не интересует последняя реплика драмы: «Молодец, Катя! Зачем мне жить и страдать!»

Источник (сокращенно): Михальская А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 часа, часть 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О. Н. Зайцев. – М.: Дрофа, 2018. .

Жанр и композиция. По жанру пьесу «Гроза» можно отнести к особому типу трагедии: ее общественно-бытовой форме, где предметом изображения являются коллизии повседневности, но возведенные в степень катастрофического противоречия героя с окружающим миром. Трагедия — один из основных жанров драмы; в основе его лежит неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой, в результате которого герой физически погибает, но одерживает нравственную победу, что вызывает огорчение зрителей и их душевное очищение через страдание — катарсис. Все это можно в полной мере отнести к игре Островского.

Действительно, смерть Катерины неизбежна. Катерина, натура сильная, гордая, способная к действенному протесту, никогда не пойдет на компромисс, никогда не смирится со своим рабским положением в доме Кабановых. Но и ее победа невозможна, так как Катерине противостоит не злая свекровь, а весь мир ее современной жизни — мир жестокости, лжи, покорности и тирании. Победить означало бы изменить весь этот мир, поэтому смерть героини закономерна. С другой стороны, по Добролюбову, «Гроза» производит освежающее впечатление, что является ярким свидетельством наличия у зрителей эффекта катарсиса («луч света в темном царстве»).

Но «Гроза» — не классическая трагедия, а новаторское произведение: трагедия социальная и бытовая. Определение «социальное» дается пьесе потому, что лежащий в ее основе конфликт не частный, а общественный. Драматург изображает не столкновение невестки со свекровью, а серьезные разногласия между противоборствующими лагерями, на которые разделилось общество. Но главное художественное открытие Островского состоит в том, что он, показав в пьесе реальную жизнь волжского города, погрузил трагедию в быт, хотя высокая трагедия, по существующим канонам, не должна была соприкасаться с бытовыми явлениями.

Оригинальность сюжета и композиции пьесы соответствует новизне жанра. Темп действия в первых актах замедлен, что связано с расширением экспозиции: драматургу важно досконально познакомить читателя и зрителя с обстоятельствами, бытом, обычаями, в которых будут действовать герои, ввести ряд второстепенных персонажей и мотивировать назревание конфликта. Действие пьесы включает социальную и индивидуальную линии борьбы и две параллельные любовные интриги — главную (Катерина — Борис) и побочную (Варвара — Кудряш). В пьесе есть ряд внесюжетных эпизодов, играющих существенную сюжетную роль, завершающих картину «темного царства». Накал драматического действия нарастает от акта к акту, предвосхищая грядущую катастрофу, готовясь к ней. Кульминация приходится на IV акт (сцена раскаяния), а значит, высший момент в развитии действия приходится не на последний акт, как обычно, а на середину пьесы. Развязка происходит в пятом акте, здесь завершаются две интриги и развязываются две линии борьбы, сплетающиеся в тугой узел. Но только Катерина находит выход из тупика через свою трагическую смерть. Круговое построение пьесы (события I и V актов происходят на Волжском утесе, в них участвуют одни и те же действующие лица) служит композиционной завершенностью и выражает авторский замысел.

Роль реплики в одном из произведений русской драматургии 19 века («Лес»). Сочинения

Роль ремарки в пьесе Островского «Гроза»

«Народная трагедия» Островский «Гроза» относится к драматическому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. Эта драма затрагивает многие важные стороны жизни мещан и купечества конца 50-х годов XIX века, и автор не может не высказать своего мнения, но для драматического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны. : через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д.

По мере развития русской драматургии менялась и роль реплик. У Грибоедова это в основном описание действий, а у Чехова они несут еще и очень большую смысловую нагрузку. Пьесы Островского также предназначались для чтения, поэтому его ремарки, хотя и состоят из довольно коротких вставок, несут в себе большой внутренний потенциал.

Примечания в «Гроза» описывают пейзаж, обстановку, персонажей и их поведение.

Лексика, используемая в комментариях к действиям, придает им более конкретное значение: «Кабанов бросается бежать», а не «бежит».

Пейзаж подробно описан только в нескольких случаях: акты I и IV с видом на Волгу и овраг (ск. 2, д. III). В этих сценах Катерина освобождается от человеческих законов и обычаев и отдается природным порывам.

Вид на Волгу в «Гроза» («Сквер на высоком берегу Волги; сельский вид за Волгой») можно дополнить пейзажем из «Приданого», действие которого также происходит «на высоком берегу Волги»: «Вид на Волгу, на большое пространство: леса, деревни и т. д. И мы видим, как жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, безудержно огромного мира , мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами («Я бы в поле летала и от василька к васильку порхала бы по ветру, как бабочка).

Ощущение иной свободы — раскованности, вседозволенности — вызывает в нас ночной пейзаж оврага («Овраг, поросший сверху кустами; наверху ограда Кабановского сада и ворота; на наверху есть путь»). Этот овраг создает ощущение безысходности, смягченное ночной темнотой.

Замечаний к дому Кабановых нет. С одной стороны, это означает, что дом Кабановых такой же, как и многие другие, то есть подчеркнута типичность семьи. Но с другой стороны, можно предположить, что комнаты пусты, и если дом символизирует души его хозяев, то души Кабанихи и Тихона пусты.

Дом Кабановых лишь немного описан в III акте, сцена 1: «Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка. Но это описание внешнее, без подтекста.

В ходе спектакля характеры персонажей не меняются, а раскрываются, но прямых описаний характера нет (как, например, у Гоголя и Ревизора).

Главные герои — Катерина и Кабаниха — раскрываются на протяжении всего спектакля, а некоторые персонажи вообще не имеют характера.

Это Борис, которого, по мнению Добролюбова, надо отнести! скорее к ситуации; и Тихон, о котором в списке действующих лиц сказано просто: «её (Кабанихи) сын», действительно, предстает перед нами только как сын Кабанихи, а не человек.

Замечания об одежде очень общие: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски» (используя эту подборку, Борис Островскш показывает, что поначалу Борис отличался от жителей Калинова, но

Только один раз автор конкретно сказать об одежде: «Катерина тихонько спускается по дорожке, покрытая большим белым платком, потея глазами в землю». Это замечание в целом очень многозначительно и символично. Платок у Катерины белый, поэтому даже0003

Реплики в пьесе «Гроза» служат для выявления авторской позиции и авторского мнения, для характеристики действующих лиц и описания природы и являются одной из непременных частей пьесы.

«Народная трагедия» Островского «Гроза» относится к драматическому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. Эта драма затрагивает многие важные стороны жизни мещан и купечества конца 50-х годов XIX века, и автор не может не высказать своего мнения, но для драматического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны. : через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д.

По мере развития русской драматургии менялась и роль реплик. У Грибоедова это в основном описание действий, а у Чехова они несут еще и очень большую смысловую нагрузку. Пьесы Островского также предназначались для чтения, поэтому его ремарки, хотя и состоят из довольно коротких вставок, несут в себе большой внутренний потенциал.

Примечания в «Гроза» описывают пейзаж, обстановку, персонажей и их поведение.

Лексика, используемая в комментариях к действиям, придает им более конкретное значение: «Кабанов бросается бежать», а не «бежит».

Пейзаж подробно описан только в нескольких случаях: акты I и IV с видом на Волгу и овраг (ск. 2, д. III). В этих сценах Катерина освобождается от человеческих законов и обычаев и отдается природным порывам.

Вид на Волгу в «Гроза» («Сквер на высоком берегу Волги; сельский вид за Волгой») можно дополнить пейзажем из «Приданого», действие которого также происходит «на высоком берегу Волги»: «Вид на Волгу, на большое пространство: леса, деревни и т. д. И мы видим, как жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, безудержно огромного мира , мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами («Я бы в поле летала и от василька к васильку порхала бы по ветру, как бабочка).

Ощущение иной свободы — раскованности, вседозволенности — вызывает в нас ночной пейзаж оврага («Овраг, поросший сверху кустами; наверху ограда Кабановского сада и ворота; на наверху есть путь»). Этот овраг создает ощущение безысходности, смягченное ночной темнотой.

Замечаний к дому Кабановых нет. С одной стороны, это означает, что дом Кабановых такой же, как и многие другие, то есть подчеркнута типичность семьи. Но с другой стороны, можно предположить, что комнаты пусты, и если дом символизирует души его хозяев, то души Кабанихи и Тихона пусты.

Дом Кабановых лишь немного описан в III акте, сцена 1: «Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка. Но это описание внешнее, без подтекста.

В ходе спектакля характеры персонажей не меняются, а раскрываются, но прямых описаний характера нет (как, например, у Гоголя и Ревизора).

Главные герои — Катерина и Кабаниха — раскрываются на протяжении всего спектакля, а некоторые персонажи вообще не имеют характера.

Это Борис, которого, по мнению Добролюбова, надо отнести! скорее к ситуации; и Тихон, о котором в списке действующих лиц сказано просто: «её (Кабанихи) сын», действительно, предстает перед нами только как сын Кабанихи, а не человек.

Замечания об одежде очень общие: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски» (используя эту подборку, Борис Островскш показывает, что сначала Борис отличался от жителей Калинова, но

Лишь однажды автор специально говорит об одежде: «Катерина тихонько спускается по дорожке, укрывшись большим белым шарфом, потея в землю глазами». Это замечание в целом очень многозначительно и символично. Платок у Катерины белый, так что даже

Реплики в пьесе «Гроза» служат для выявления авторской позиции и авторского мнения, для характеристики действующих лиц и описания природы и являются одной из непременных частей пьесы.

«Народная трагедия» Островского «Гроза» относится к драматическому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. Эта драма затрагивает многие важные стороны жизни мещан и купечества конца 50-х годов XIX века, и автор не может не высказать своего мнения, но для драматического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны. : через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д.

По мере развития русской драматургии менялась и роль реплик. У Грибоедова это в основном описание действий, а у Чехова они несут еще и очень большую смысловую нагрузку. Пьесы Островского также предназначались для чтения, поэтому его ремарки, хотя и состоят из довольно коротких вставок, несут в себе большой внутренний потенциал.

Примечания в «Гроза» описывают пейзаж, обстановку, персонажей и их поведение.

Лексика, используемая в комментариях к действиям, придает им более конкретное значение: «Кабанов бросается бежать», а не «бежит».

Пейзаж подробно описан только в нескольких случаях: акты I и IV с видом на Волгу и овраг (ск. 2, д. III). В этих сценах Катерина освобождается от человеческих законов и обычаев и отдается природным порывам.

Вид на Волгу в «Гроза» («Сквер на высоком берегу Волги; сельский вид за Волгой») можно дополнить пейзажем из «Приданого», действие которого также происходит «на высоком берегу Волги»: «Вид на Волгу, на большое пространство: леса, деревни и т. д. И мы видим, как жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, безудержно огромного мира , мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами («Я бы в поле летала и от василька к васильку порхала бы по ветру, как бабочка).

Ощущение иной свободы — раскованности, вседозволенности — вызывает в нас ночной пейзаж оврага («Овраг, поросший сверху кустами; наверху ограда Кабановского сада и ворота; на наверху есть путь»). Этот овраг создает ощущение безысходности, смягченное ночной темнотой.

Замечаний к дому Кабановых нет. С одной стороны, это означает, что дом Кабановых такой же, как и многие другие, то есть подчеркнута типичность семьи. Но с другой стороны, можно предположить, что комнаты пусты, и если дом символизирует души его хозяев, то души Кабанихи и Тихона пусты.

Дом Кабановых лишь немного описан в III акте, сцена 1: «Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка. Но это описание внешнее, без подтекста.

В ходе спектакля характеры персонажей не меняются, а раскрываются, но прямых описаний характера нет (как, например, у Гоголя и Ревизора).

Главные герои — Катерина и Кабаниха — раскрываются на протяжении всего спектакля, а некоторые персонажи вообще не имеют характера.

Это Борис, которого, по мнению Добролюбова, надо отнести! скорее к ситуации; и Тихон, о котором в списке действующих лиц сказано просто: «её (Кабанихи) сын», действительно, предстает перед нами только как сын Кабанихи, а не человек.

Замечания об одежде очень общие: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски» (используя эту подборку, Борис Островскш показывает, что сначала Борис отличался от жителей Калинова, но

Лишь однажды автор специально говорит об одежде: «Катерина тихонько спускается по дорожке, укрывшись большим белым шарфом, потея в землю глазами». Это замечание в целом очень многозначительно и символично. Платок у Катерины белый, так что даже

Реплики в пьесе «Гроза» служат для выявления авторской позиции и авторского мнения, для характеристики действующих лиц и описания природы и являются одной из непременных частей пьесы.

«Народная трагедия» Островского «Гроза» относится к драматическому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. Эта драма затрагивает многие важные стороны жизни мещан и купечества конца 50-х годов XIX века, и автор не может не высказать своего мнения, но для драматического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны. : через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д.
По мере развития русской драматургии менялась и роль реплик. У Грибоедова это в основном описание действий, а у Чехова они несут еще и очень большую смысловую нагрузку. Пьесы Островского также предназначались для чтения, поэтому его ремарки, хотя и состоят из довольно коротких вставок, несут в себе большой внутренний потенциал.
Примечания в «Гроза» описывают пейзаж, обстановку, персонажей и их поведение.
Словарь, использованный в комментариях к действиям, придает им более конкретное значение: «Кабанов бросается бежать», а не «бежит».
Пейзаж подробно описан лишь в нескольких случаях: акты I и IV с видом на Волгу и овраг (ск. 2, д. III). В этих сценах Катерина освобождается от человеческих законов и обычаев и отдается природным порывам.
Дополнить вид Волги в «Гроза» («Сквер на высоком берегу Волги; сельский вид за Волгой») можно пейзажем из «Приданого», действие которого также происходит» на высоком берегу Волги»: «Вид Волги, большого пространства: леса, деревни и т. д. И мы видим, как жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, безудержно огромного мира, мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами («В поле бы летела и от василька к васильку по ветру, как бабочка»).
Ощущение иной свободы — раскованности, вседозволенности — вызывает в нас ночной пейзаж оврага («Овраг, покрытый сверху кустами; наверху ограда Кабановых сада и ворота; наверху есть дорога»). Этот овраг создает ощущение безысходности, смягченное ночной темнотой.
Нет замечаний к дому Кабановых. С одной стороны, это означает, что дом Кабановых такой же, как и многие другие, то есть подчеркнута типичность семьи. Но с другой стороны, можно предположить, что комнаты пусты, и если дом символизирует души его хозяев, то души Кабанихи и Тихона пусты.
Лишь немного описан дом Кабановых в III акте,
сцена 1: «Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамья. Но это описание внешнее, без подтекста.
В ходе пьесы характеры персонажей не меняются, а раскрываются, но прямых описаний характера нет (как, например, в гоголевском «Ревизоре»).
Раскрываются главные действующие лица — Катерина и Кабаниха. на протяжении всей пьесы, а у некоторых персонажей вообще нет характера 9.0013 Это Борис, которого, по мнению Добролюбова, следует отнести скорее к сеттингу; и Тихон, о котором в перечне действующих лиц сказано просто: «её (Кабанихи) сын», действительно, предстает перед нами только сыном Кабанихи, а не личностью.
Замечания об одежде очень общие: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски» (используя это выделение Бориса, Островский показывает, что Борис сначала отличался от жителей Калинова, но Калинов втягивает его и не отпустило, и даже одежда не спасла Бориса от всепроникающей атмосферы города.0013 Лишь однажды автор говорит конкретно об одежде: «Катерина тихонько спускается по дорожке, укрывшись большим белым платком, опустив глаза в землю». Это замечание в целом очень многозначительно и символично. Платок у Катерины белый, поэтому его хорошо видно даже ночью, то есть Катерина надеялась, что кто-нибудь заметит ее и удержит от необдуманного шага, потому что сама она уже не могла остановиться. На символическом уровне Катерина спускается в темный овраг, чтобы совершить страшный грех — изменить мужу. Она словно спускается в Ад, падая с почти ангельской высоты. Белый платок может быть птичьими крыльями, которые Катерина в бессилии сложила.
Ремарки в пьесе «Гроза» служат для раскрытия авторской позиции и мнения, для характеристики действующих лиц и описания природы и являются одной из непременных частей пьесы.

«Народная трагедия» Островского «Гроза» относится к драматическому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. Эта драма затрагивает многие важные стороны жизни мещан и купечества конца 50-х годов XIX века, и автор не может не высказать своего мнения, но для драматического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны. : через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д.

По мере развития русской драматургии менялась и роль реплик. У Грибоедова это в основном описание действий, а у Чехова они несут еще и очень большую смысловую нагрузку. Пьесы Островского также предназначались для чтения, поэтому его ремарки, хотя и состоят из довольно коротких вставок, несут в себе большой внутренний потенциал.

Примечания в «Гроза» описывают пейзаж, обстановку, персонажей и их поведение.

Лексика, используемая в комментариях к действиям, придает им более конкретное значение: «Кабанов бросается бежать», а не «бежит».

Пейзаж подробно описан только в нескольких случаях: акты I и IV с видом на Волгу и овраг (ск. 2, д. III). В этих сценах Катерина освобождается от человеческих законов и обычаев и отдается природным порывам.

Вид на Волгу в «Гроза» («Сквер на высоком берегу Волги; сельский вид за Волгой») можно дополнить пейзажем из «Приданого», действие которого также происходит «на высоком берегу Волги»: «Вид на Волгу, на большое пространство: леса, деревни и т. д. И мы видим, как жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, безудержно огромного мира , мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами («Я бы в поле летала и от василька к васильку порхала бы по ветру, как бабочка).

Ощущение иной свободы — раскованности, вседозволенности — вызывает в нас ночной пейзаж оврага («Овраг, поросший сверху кустами; наверху ограда Кабановского сада и ворота; на наверху есть путь»). Этот овраг создает ощущение безысходности, смягченное ночной темнотой.

Замечаний к дому Кабановых нет. С одной стороны, это означает, что дом Кабановых такой же, как и многие другие, то есть подчеркнута типичность семьи. Но с другой стороны, можно предположить, что комнаты пусты, и если дом символизирует души его хозяев, то души Кабанихи и Тихона пусты.

Дом Кабановых лишь немного описан в III акте, сцена 1: «Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка. Но это описание внешнее, без подтекста.

В ходе спектакля характеры персонажей не меняются, а раскрываются, но прямых описаний характера нет (как, например, у Гоголя и Ревизора).

Главные герои — Катерина и Кабаниха — раскрываются на протяжении всего спектакля, а некоторые персонажи вообще не имеют характера.

Это Борис, которого, по мнению Добролюбова, надо отнести! скорее к ситуации; и Тихон, о котором в списке действующих лиц сказано просто: «её (Кабанихи) сын», действительно, предстает перед нами только как сын Кабанихи, а не человек.

Замечания об одежде очень общие: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски» (используя эту подборку, Борис Островскш показывает, что поначалу Борис отличался от жителей Калинова, но

Только один раз автор конкретно сказать об одежде: «Катерина тихонько спускается по дорожке, покрытая большим белым платком, потея глазами в землю». Это замечание в целом очень многозначительно и символично. Платок у Катерины белый, поэтому даже0003

Реплики в пьесе «Гроза» служат для выявления авторской позиции и авторского мнения, для характеристики действующих лиц и описания природы и являются одной из непременных частей пьесы.

    В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как решить, какой из них главный.

    В «Грозах», как и в драматическом произведении, сюжет построен на развитии конфликта. Драма состоит из пяти актов, в каждом из которых изображен определенный этап борьбы.

    Пьеса «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, — единственная из задуманного писателем цикла «Ночи на Волге». Главной темой драмы является конфликт в купеческой семье.

    В Катерине мы увидели протест против кабановских представлений о морали, протест, доведенный до конца.

    Задача разоблачения хозяйственного и духовного произвола в «темном царстве» купечества была поставлена ​​А. Н. Островским в драме «Гроза».

    Драма «Гроза», изданная в 1860 году, явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней ярче проявились и его сатирическая сила, и его способность утверждать возникающие в жизни прогрессивные тенденции.

    А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решающим произведением, так как «взаимоотношения произвола и безгласия доведены в ней до трагических последствий… .

    Известно, что акценты стиля и смысла всегда несут значительную драматургическую нагрузку, особенно если пьеса на злободневную тему задумана автором не только для постановки, но и для чтения.

    Островский в своем творчестве не раз обращался к теме патриархального купечества.

    Город Калинов, в пространстве которого буквально разворачиваются трагические хитросплетения сюжета пьесы.

    Александр Николаевич Островский – замечательный драматург, много лет создававший репертуар российских театров. Уроженец Замосковречи, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует в своем творчестве различных персонажей этого круга.

    В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-е годы XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но ему очень трудно выразить свою позицию.

    Ремарк — краткая заметка автора, поясняющая ход действия в пьесе. Ремарки могут иметь множество функций: они могут описывать действия персонажей, чувства героев, перед началом сцены или действия режиссёра описывать внешний вид и одежду персонажей.

    Драма Островского «Гроза».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *