Островский гроза 5 действие явление 2: Гроза островский действие 5 явление 2.  А.Н.Островский. Гроза. Действие IV

Конспект занятия по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Пьеса Н.А.Островского «Гроза»

История создания

Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году.

“Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжелая жизнь погибшей, ее тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови задержки части приданого.

В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова “не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.

Вскоре после этой злополучной истории, в Костроме отдельным изданием вышла пьеса А.Н. Островского “Гроза” (1860 год). Естественно, что костромичи нашли это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В 1892 году Н.И. Коробицын в своем исследовании “Опыт комментария к драме “Гроза” писал: “Сходство содержания уголовного дела и “Грозы”, обнаруживающееся в действующих лицах, даже в совпадении числа членов семьи, в обстановке, характере, положениях и разговорах их (разговоры в некоторых местах сходны до буквальности), невольно наводит комментатора на мысль, что основою “Грозы” послужило … “клыковское дело”.

В действительности Островский, когда создавал “Грозу”, не знал и не мог знать о “клыковском деле”. Пьеса “Гроза” была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.

“Литературная экспедиция”, сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма.

Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

“Гроза” представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада и пейзажа.

 

Характеристика героев

Действующие лица

Характеристика

Примеры из текста

«Старшее» поколение.

Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна)

Богатая купеческая вдова, проникнутая староверческими убеждениями. «Всё под видом благочестия», по словам Кудряша. Заставляет чтить обряды, слепо во всём следовать старым обычаям. Домашний тиран, глава семьи. Понимает в то же время, что рушится патриархальный уклад, заветы не соблюдаются — и потому ещё жестче насаждает свой авторитет в семье. «Ханжа», по словам Кулигина. Считает, что перед людьми надо изображать пристойность во что бы то ни стало. Её деспотизм является главной причиной развала семьи.

Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 3, 5; Действие 2, явление 6; Действие 2, явление 7.

Дикой Савел Прокофьевич

Купец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань — вот что приносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости , чем унижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то, кого не смеет обругать, то срывается на домашних. Грубость — неотъемлемая часть его натуры: «дышать не может, чтоб кого-нибудь не отругать». Брань же является у него и своеобразной защитой, как только речь заходит о деньгах. Скуп, несправедлив, о чём говорит его поведение по отношению к племяннику и племяннице.

Действие 1, явление 1 — разговор Кулигина с Кудряшом; Действие 1, явление 2 — разговор Дикого с Борисом; Действие 1, явление 3 — слова о нём Кудряша и Бориса; Действие 3, явление 2;Действие 3, явление 2.

Молодое поколение.

Катерина

Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой. Не перечит мужу, относится к нему ласково. Первоначально в ней живы традиционная покорность и послушание мужу и старшим в семье, но острое чувство несправедливости позволяет шагнуть навстречу «греху». Она говорит о себе, что «неизменна по характеру и на людях, и без них». В девушках Катерина жила вольно, маменька её баловала. Истово верит в Бога, потому тяжело переживает из-за грешной любви вне брака к Борису. Мечтательна, но мироощущение у неё трагическое: она предчувствует свою гибель. «Горячая», бесстрашная с детства, она бросает вызов домостроевским нравам и своей любовью, и своей гибелью. Страстная, полюбив, отдаёт сердце без остатка. Живёт скорее эмоциями, а не разумом. Не может жить во грехе, скрываясь и таясь, как Варвара. Потому и признается в связи с Борисом мужу. Она проявляет мужество, на которое не всякий способен, одерживая победу над собой и бросаясь в омут.

Действие 1, явление 6; Действие 1, явление 5; Действие 1, явление 7; Действие 2, явление 3, 8; Действие 4, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 3, сцена 2, явление 3; Действие 4, явление 6; Действие 5, явление 4, 6.

Тихон Иванович Кабанов.

Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём матери. Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти из-под пяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет в город, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не может противостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, он завидует решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но при этом проявляет своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины.

Действие 1, явление 6; Действие 2, явление 4; Действие 2, явление 2, 3; Действие 5, явление 1; Действие 5, явление 7.

Борис Григорьевич.

Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек, сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневоле терпит брань Дикого.

«Хороший человек», по словам Кулигина, он не способен на решительные действия.

Действие 1, явление 2; Действие 5, явление 1, 3.

Варвара.

Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как и он, открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать мать втихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается с Кудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса с Катериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и она не терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря на всю наружную покорность.

Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 5, явление 1.

Кудряш Ваня.

Конторщик Дикого, имеет репутация грубияна, по его же словам. Ради Варвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть.

Действие 1, явление 1; Действие 3, сцена 2, явление 2.

Прочие герои.

Кулигин .

Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу.

Действие 1, явление 4; Действие 1, явление 1; Действие 3, явление 3; Действие 1, явление 3; Действие 4, явление 2, 4.

Феклуша

Странница, которая подлаживается под понятия Кабанихи и стремится испугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределами города, внушая, что жить счастливо и в добродетели они могут только «в земле обетованной» Калинова. Приживалка и сплетница.

Действие 1, явление 3; Действие 3, явление 1.

 

Смысл названия

Природное явление

Социальное столкновение

Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается фи­нальная сцена пьесы.

Столкновение убеждений консервативно на­строенных представителей более старшего по­коления со стремлением к свободе, возможно­сти выбора молодых героев пьесы.

Гроза как обещание мучений на том свете за грехи — «гиена огненная».

Нравственные проблемы:

? проблема человеческого достоинства;

? проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;

? проблема честности, справедливости и спо­собности сделать выбор.

Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.

 

Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»

Статья посвящена драме Островского «Гроза». В начале её Добролюбов пишет о том, что «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». Далее он подвергает анализу статьи об Островском других критиков, пишет о том, что в них «отсутствует прямой взгляд на вещи».

Затем Добролюбов сравнивает «Грозу» с драматическими канонами: «Предметом драмы непременно должно быть событие, где мы видим борьбу страсти и долга — с несчастными последствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг». Также в драме должно быть единство действия, и она должна быть написана высоким литературным языком. «Гроза» при этом «не удовлетворяет самой существенной цели драмы — внушить уважение к нравственному долгу и показать пагубные последствия увлечения страстью. Катерина, эта преступница, представляется нам в драме не только не в достаточно мрачном свете, но даже с сиянием мученичества. Она говорит так хорошо, страдает так жалобно, вокруг неё все так дурно, что вы вооружаетесь против ее притеснителей и, таким образом, в ее лице оправдываете порок. Следовательно, драма не выполняет своего высокого назначения. Все действие идёт вяло и медленно, потому что загромождено сценами и лицами, совершенно ненужными. Наконец и язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовоспитанного человека».

Это сравнение с каноном Добролюбов проводит для того, чтобы показать, что подход к произведению с готовым представлением о том, что должно в нём быть показано, не даёт истинного понимания. «Что подумать о человеке, который при виде хорошенькой женщины начинает вдруг резонировать, что у неё стан не таков, как у Венеры Милосской? Истина не в диалектических тонкостях, а в живой правде того, о чем рассуждаете. Нельзя сказать, чтоб люди были злы по природе, и потому нельзя принимать для литературных произведений принципов вроде того, что, например, порок всегда торжествует, а добродетель наказывается».

«Литератору до сих пор предоставлена была небольшая роль в этом движении человечества к естественным началам», — пишет Добролюбов, вслед за чем вспоминает Шекспира, который «подвинул общее сознание людей на несколько ступеней, на которые до него никто не поднимался». Далее автор обращается к другим критическим статьям о «Грозе», в частности, Аполлона Григорьева, который утверждает, что основная заслуга Островского — в его «народности». «Но в чём же состоит народность, г. Григорьев не объясняет, и потому его реплика показалась нам очень забавною».

Затем Добролюбов приходит к определению пьес Островского в целом как «пьес жизни»: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву. Вы видите, что их положение господствует над ними, и вы вините их только в том, что они не выказывают достаточно энергии для того, чтобы выйти из этого положения. И вот почему мы никак не решаемся считать ненужными и лишними те лица пьес Островского, которые не участвуют прямо в интриге. С нашей точки зрения, эти лица столько же необходимы для пьесы, как и главные: они показывают нам ту обстановку, в которой совершается действие, рисуют положение, которым определяется смысл деятельности главных персонажей пьесы».

В «Грозе» особенно видна необходимость «ненужных» лиц (второстепенных и эпизодических персонажей). Добролюбов анализирует реплики Феклуши, Глаши, Дикого, Кудряша, Кулигина и пр. Автор анализирует внутреннее состояние героев «тёмного царства»: «все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя она ещё и не видна хорошенько, но уже посылает нехорошие видения тёмному произволу самодуров. И Кабанова очень серьёзно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения и что при первой возможности их бросят»

Затем автор пишет о том, что «Гроза» есть «самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что в „Грозе“ есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это „что-то“ и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».

Далее Добролюбов анализирует образ Катерины, воспринимая его как «шаг вперёд во всей нашей литературе»: «Русская жизнь дошла до того, что почувствовалась потребность в людях более деятельных и энергичных». Образ Катерины «неуклонно верен чутью естественной правды и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Все равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».

Автор подробно разбирает мотивы поступков Катерины: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается всё облагородить в своём воображении. Чувство любви к человеку, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине». Но это будет не Тихон Кабанов, который «слишком забит для того, чтобы понять природу эмоций Катерины: „Не разберу я тебя, Катя, — говорит он ей, — то от тебя слова не добьёшься, не то что ласки, а то так сама лезешь“. Так обыкновенно испорченные натуры судят о натуре сильной и свежей».

Добролюбов приходит к выводу, что в образе Катерины Островский воплотил великую народную идею: «в других творениях нашей литературы сильные характеры похожи на фонтанчики, зависящие от постороннего механизма. Катерина же как большая река: ровное дно, хорошее — она течёт спокойно, камни большие встретились — она через них перескакивает, обрыв — льётся каскадом, запружают ее — она бушует и прорывается в другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердиться на препятствия, а просто потому, что это ей необходимо для выполнения её естественных требований — для дальнейшего течения».

Анализируя действия Катерины, автор пишет о том, что считает возможным побег Катерины и Бориса как наилучшее решение. Катерина готова бежать, но здесь выплывает ещё одна проблема — материальная зависимость Бориса от его дяди Дикого. «Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис — такой же, в сущности, только образованный».

В конце пьесы «нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в „тёмном царстве“ хуже смерти. Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: „Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!“ Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».

В заключение Добролюбов обращается к читателям статьи: «Ежели наши читатели найдут, что русская жизнь и русская сила вызваны художником в „Грозе“ на решительное дело, и если они почувствуют законность и важность этого дела, тогда мы довольны, что бы ни говорили наши учёные и литературные судьи».

Темы сочинений

1.       Город Калинов и его обитатели.

2.       Душа героинь А. Н. Островского.

3.       Современны ли пьесы А. Н. Островского?

4.       Могла ли быть «Гроза» сейчас? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

5.       Чем страшен облик «темного царства»? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»).

6.       Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)

7.       Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

 

Контрольные вопросы

1.    Где происходит действие пьесы?

2.    Перечислите главных героев пьесы.

3.    Дайте характеристику Кабанихе.

4.    Опишите жизненный путь Катерины от ее рождения до гибели.

5.    В чем смысл названия пьесы?

Александр Островский — Гроза — Страница 15 из 15

Катерина. Ничего, ничего! Поезжай с Богом!

Борис хочет подойти к ней.

Не надо, не надо, довольно!

Борис (рыдая). Ну, Бог с тобой! Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай! (Кланяется.)

Катерина. Прощай!

Борис уходит. Катерина провожает его глазами и стоит несколько времени задумавшись.

Содержание

  1. Явление четвертое
  2. Явление пятое
  3. Явление шестое
  4. Явление седьмое
  5. Скачать материал в полном объеме:

Явление четвертое

Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается), всякие… Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где‑то! Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест‑накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)

Входят Кабанова, Кабанов, Кулигин и работник с фонарем.

Явление пятое

Кабанова, Кабанов и Кулигин.

Кулигин. Говорят, здесь видели.

Кабанов. Да это верно?

Кулигин. Прямо на нее говорят.

Кабанов. Ну, слава Богу, хоть живую видели‑то.

Кабанова. А ты уж испугался, расплакался! Есть о чем. Не беспокойся: еще долго нам с ней маяться будет.

Кабанов. Кто ж ее знал, что она сюда пойдет! Место такое людное. Кому в голову придет здесь прятаться!

Кабанова. Видишь, что она делает! Вот какое зелье! Как она характер‑то свой хочет выдержать!

С разных сторон собирается народ с фонарями.

Один из народа. Что, нашли?

Кабанова. То‑то что нет. Точно провалилась куда.

Несколько голосов. Эка притча! Вот оказия‑то! И куда б ей деться!

Один из народа. Да найдется!

Другой. Как не найтись!

Третий. Гляди, сама придет.

Голос за сценой: «Эй, лодку!»

Кулигин (с берега). Кто кричит? Что там?

Голос: «Женщина в воду бросилась!»

Кулигин и за ним несколько человек убегают.

Явление шестое

Те же, без Кулигина.

Кабанов. Батюшки, она ведь это! (Хочет бежать.)

Кабанова удерживает его за руку.

Маменька, пустите, смерть моя! я ее вытащу, а то так и сам… что мне без нее!

Кабанова. Не пущу, и не думай! Из‑за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало нам она страму‑то наделала, еще что затеяла!

Кабанов. Пустите!

Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь.

Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть‑то мне на нее!

Кабанова. Вытащут, взглянешь.

Кабанов (встает, к народу). Что, голубчики, не видать ли чего?

1‑й. Темно внизу‑то, не видать ничего.

Шум за сценой.

2‑й. Словно кричат что‑то, да ничего не разберешь.

1‑й. Да это Кулигина голос.

2‑й. Вон с фонарем по берегу ходят.

1‑й. Сюда идут. Вон и ее несут.

Несколько народа возвращается.

Один из возвратившихся. Молодец Кулигин! Тут близехонько, в омуточке, у берега; с огнем‑то оно в воду‑то далеко видно; он платье и увидал, и вытащил ее.

Кабанов. Жива?

Другой. Где уж жива! Высоко бросилась‑то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови.

Кабанов бросается бежать; навстречу ему Кулигин с народом несут Катерину.

Явление седьмое

Те же и Кулигин.

Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)

Кабанов (бросается к Катерине). Катя! Катя!

Кабанова. Полно! Об ней и плакать‑то грех!

Кабанов. Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!

Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!

Кабанова (сыну). Ну, я с тобой дома поговорю. (Низко кланяется народу.) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

Все кланяются.

Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я‑то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены. )

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Derecho

Louisville, KY

Служба прогнозов погоды

В связи с жаркими и в большинстве случаев влажными погодными условиями, которые приходят летом в долину Огайо, угроза довольно редкого типа сильных гроз также вырисовывается. Событие известно как derecho .

Дерехо (произносится как «дех-РЕЙ-чо») — широко распространенный, продолжительный ураган, связанный с полосой быстро движущихся ливней или гроз. Хотя дерехо может вызывать разрушения, сравнимые по силе с торнадо, ущерб обычно направлен в одном направлении вдоль относительно прямой полосы. В результате термин «прямолинейное повреждение ветром» иногда используется для описания повреждения дерехо. По определению, если полоса поражения ветром простирается более чем на 240 миль (около 400 километров) и включает порывы ветра со скоростью не менее 58 миль в час (93 км/ч) или более на большей части его длины, то событие может быть классифицировано как дерехо.

Дугообразное облако фронта порыва на переднем крае дерехогенной грозовой системы. Фотография сделана вечером 10 июля 2008 года в Хэмпшире, штат Иллинойс. Фото: Brittney Misialek

1.) Развитие дерехо обязательно связано с формированием эхо-сигналов от лука. Эхо-сигнал обычно возникает из-за группы гроз, но также может возникать из-за одного сильного шторма. Эхо-сигналы от носа чаще всего возникают, когда атмосферные ветры относительно сильные и однонаправленные (т. Е. Они мало меняются по направлению с высотой, но увеличиваются по скорости). Когда охлаждаемый дождем нисходящий поток грозы достигает земной поверхности, он распространяется горизонтально, наиболее быстро в направлении среднего атмосферного потока. По мере того как холодный, плотный воздух распространяется наружу, он выталкивает более легкий, теплый и влажный воздух, окружающий шторм, вдоль передней кромки оттока или фронта порывов (9).0007 см. рисунок ниже, при этом предполагается, что средний поток идет слева направо). Фронты порывов часто отмечаются полосой зловещих низких облаков, известной как «дуга». (на фото выше)

2.) Дождь, вызванный более новыми штормами, усиливает холодный бассейн, усиливая приток воздуха с обратной стороны развивающегося штормового комплекса и способствуя нисходящему переносу ветров с более высокой скоростью. с высоты. Эти процессы могут позволить системе достичь состояния, близкого к стационарному. Это увеличивает долговечность и прочность всей системы и позволяет шторму перемещаться по такой большой территории за короткий промежуток времени. В этот момент конвективная система обычно имеет ярко выраженную дугообразную форму на радаре 9.0007 (см. рисунок ниже).

3.) Поскольку грозы продолжают увеличиваться, еще больше охлаждаемого дождем воздуха усиливает холодный бассейн (на фото ниже). Линия штормов продолжает ускоряться либо в виде одного большого эхо-сигнала, либо нескольких меньших эхо-сигналов в пределах общей линии. На данный момент широко распространенные и постоянные повреждения ветром происходят в течение длительного периода времени.

Ниже приведен пример сводок о ветре, оставленных 29 июня., 2012 г., который за несколько часов пронесся от верхнего Среднего Запада до центрального побережья Атлантического океана. Было получено почти 1200 сообщений об разрушительных ветрах с многочисленными сообщениями о порывах ветра силой урагана или выше (74 мили в час). Сильные ветры, вероятно, распространились на Атлантический океан.

Ниже приведено изображение, показывающее благоприятные погодные условия для образования дерехо. Прогрессирующему дерехо нужна очень нестабильная (жаркая и влажная) среда с относительно сильными ветрами наверху. Следовательно, наиболее благоприятная область для развития этого типа шторма находится на периферии сильной области высокого давления наверху, где происходит наибольшее наложение жарких и сухих условий и более сильного ветра наверху. На изображении ниже самые сильные ветры наверху возникают там, где линии давления ближе всего друг к другу.

Одно интересное замечание заключается в том, что прогрессивные дерехос гораздо труднее предсказать из-за окружающей среды, в которой они процветают. Во многих случаях лучшее совпадение более сильных ветров наверху и жарких и душных условий происходит в районе, где атмосфера «закрыта» ( тонкий слой более теплого воздуха на нижних и средних уровнях, который может препятствовать восходящему вертикальному движению, необходимому для грозовых восходящих потоков). Крышка вызвана общим движением опускания, которое демонстрирует высокое давление наверху. Единственный способ спровоцировать грозы в этой среде — это спровоцировать пусковой механизм, такой как возмущение потока от среднего до верхнего уровня или конвергенция поверхности, вызванная фронтальной границей в этом районе. Во многих случаях эти особенности очень тонкие и их трудно предсказать. Таким образом, прогрессирующее дерехо может быстро развиться без предупреждения. Чтобы представить это в перспективе, рассмотрим карту повреждений от ветра с выше . Миллионы людей от Верхнего Среднего Запада до побережья Атлантического океана в течение дня сильно пострадали от комплекса штормов, который начался из-за незначительного нарушения потока верхнего уровня над северо-западом Айовы.

Серийные дерехо развиваются вдоль линии, более параллельной среднему уровню течения, и поэтому представляют собой гораздо более длинную линию штормов, однако преодолевают более короткое расстояние. Общий профиль ветра содержит более направленный сдвиг (поворот ветра с высотой), который создает меньшие, но более сильные эхо-сигналы от носа и увеличивает вероятность коротких раскруток торнадо. Серийные дерехо в целом легче прогнозировать из-за характера крупномасштабной системы, которая обычно их создает.

Derechos в Соединенных Штатах чаще всего встречаются вдоль двух осей. Один простирается вдоль «кукурузного пояса» от верхней части долины Миссисипи на юго-восток до долины Огайо, а другой — от южных равнин на северо-восток до середины долины Миссисипи (рисунок ниже). В прохладное время года (с сентября по апрель) дерехо встречаются относительно редко, но чаще всего встречаются от восточного Техаса до юго-восточных штатов. Хотя дерехо крайне редко встречаются к западу от Великих равнин, изолированные дерехо встречались во внутренних частях западной части Соединенных Штатов, особенно весной и в начале лета. Дополнительная климатологическая информация о дерехос США доступна здесь.

70% всех деречо приходится на период с мая по август (теплый сезон). Остальные 30% приходятся на прохладное время года.

Фотография, сделанная Дугом Берри: очень впечатляющее шельфовое облако на переднем крае «Преследователя людей» Деречо, сделанное 27 мая 2001 года недалеко от Форт-Саплэй, Оклахома.

Для получения дополнительной информации и благодарностей перейдите на страницу Центра прогнозирования штормов о Derechos.

Символ Солнца в рассказе Р. Брэдбери «Все лето в один день» и в сказке А.

Островского «Снегурочка»



Целью данного исследования было изучение образа и роли Солнца в рассказах Рэя Брэдбери «Все лето в один день» и «Снегурочка» Николая Островского. Анализируется, как авторы описывают влияние солнца на людей: их физическое и психическое здоровье. Кроме того, исследователь рассмотрел литературные приемы, используемые авторами, чтобы показать читателю значение солнца для людей. Тем не менее, эта статья включает в себя сравнительный анализ историй на предмет различий и сходств. Выводы показали, что оба автора описывают Солнце как мощный и позитивный символ для людей. Однако выяснилось, что Островский описывал солнце как бога и олицетворял его, тогда как Брэдбери представлял Солнце как часть природы.

Ключевые слова: символ, Солнце, восприятие, природное явление.

Введение

Цель исследования

Сравнить и проанализировать восприятие двумя авторами одного и того же символа Солнца в двух разных литературных источниках.

Цели:

— проанализировать литературные ресурсы;

— выявить, какие литературные приемы используются авторами для описания Солнца;

— изучить значение Солнца для людей по рассказам;

— определить различия и сходство образа Солнца в двух текстах.

Исследовать вопрос

Как изображен символ Солнца в рассказах Рэя Брэдбери, «Все лето в один день» и «Снегурочка» Александра Островского?

Значение исследования

В настоящее время вопрос о связи человека и природы приобрел особую актуальность. Массовое расширение городов вынуждает людей переселяться в городские районы, а, следовательно, они теряют связь с природой. На мой взгляд, необходимо изучать, какие отношения у людей с природой и Солнцем в частности, так как наше поколение должно осознать значение этих отношений и сохранить их на будущее. Литература является одним из важнейших ресурсов для развития этого сознания у людей разного возраста. Поэтому я решил провести это исследование.

В мировой литературе широко признано, что люди придавали силам природы явлениям специфические черты, подобные людям или богам. В русской литературе образ Солнца тесно связан с мифами и сказками. Демченко исследовал образ Солнца в мировой литературе и выявил, что Ярило, как его обычно называли в русской литературе, считался символом красоты [3]. Оно доброе и теплое, и люди и животные любят Солнце за то, что оно дает жизнь, а в некоторых случаях и смерть. Кроме того, в поэзии Солнце описывается как символ перемен. Например, когда восходит Солнце, это начало чего-то нового и необычного. Также у этого есть уменьшительное имя Солнышко. Кроме того, образ Солнца заключает в себе все краски и символы поэзии, а также образы, передающие мифологическое осмысление, ощущение чего-то мощного и прекрасного, принятие эмоций и чувств, философские объяснения действительности и вымысла, как а также глубину поэтического мира.

Поэма «Коркан Шунды» — один из примеров, где присутствует идея могучего светила как природного элемента, определяющего мироздание. В тексте используется богатый арсенал изобразительно-выразительных средств для создания исключительно живописной картины, очень динамичной и подвижной, благодаря использованию множества словесных образов-персонификаций, изображающих действия Солнца как искрящиеся и переливающиеся [1]. .

Согласно Жилякову, «хронология» природы, управляемая Солнцем: весна, лето, осень и зима понимаются как неизбежные движения и развития, основанные на идее всеобщего единства природы и человека [4].

В «Снегурочке» автор представляет сильную привязанность жизни людей древней Руси к явлениям природы. И наоборот, Брэдбери демонстрирует будущее время, когда люди живут на Венере без Солнца. Жизнь без Солнца негативно влияет на их психическое и физическое здоровье. Таким образом, люди должны иметь хорошие отношения с солнцем и природой. Недавние исследования показали, что те люди, которые имеют связь с природой, живут более счастливой жизнью и сообщают, что их жизнь ценна. По этим причинам я решил изучить эту проблему, чтобы проиллюстрировать, насколько важно солнце для людей. Также было интересно исследовать, как люди разных культур, русские и американцы, воспринимают Солнце через литературу.

Методология

В этом исследовании использовался сравнительный анализ текстов, чтобы выделить мнения и идеи автора относительно символа Солнца. Кроме того, исследователь проанализировал литературные приемы, которые использовались авторами. Для того, чтобы понять, какое восприятие солнца у людей

В качестве ресурсов были выбраны рассказы, где Солнце является одним из главных героев и играет значительную роль. Кроме того, было подчеркнуто, что Александр Островский в «Снегурочке» рассказывает о жизни людей в прошлом и их отношениях с природными явлениями. Брэдбери описывает, как люди будут жить в будущем на других планетах.

Методы и инструменты сбора данных

Чтобы понять, как писатели воспринимают и представляют символ Солнца в своих рассказах, я решил проанализировать тексты на предмет контекста и используемого ими образного языка. Важно узнать о литературных приемах, поскольку авторы передают свое мнение о событиях и персонажах с помощью этих приемов.

Кроме того, я провел опрос учащихся 11-х классов об их восприятии Солнца. Исследование было основано на этических стандартах относиться к участникам с уважением и не причинять им вреда. Опрос проводился анонимно, поэтому от участников не требовалось вводить такую ​​личную информацию, как имя и адрес электронной почты. Они указали только свой пол и возрастной диапазон. Причем участие в исследовании было добровольным, так как ссылка на опрос была разослана более чем 30 людям, и респонденты не могли видеть отвеченные вопросы. Для анкеты я разработал следующие вопросы:

  1. Что для вас значит Солнце?
  2. Как вы думаете, люди могут жить без Солнца?
  3. Вы читали истории о Солнце?

По результатам опроса респонденты понимают Солнце как тепло — 31 %, свет — 28 %, яркую звезду — 23 % и источник энергии — 18 %.

Рис. 1. Вопрос 1

Более того, почти все участники считают, что люди не смогли бы жить без Солнца. Некоторые участники объяснили это следующим:

«Земля покроется льдом»

«Количество витамина D будет на низком уровне, и люди будут испытывать проблемы со здоровьем.

Рис. 2. Вопрос 2

Кроме того, на последний вопрос о прочитанной студентами литературе о солнце более 70 % участников ответили, что читали «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери. Еще 28 % респондентов ответили, что не читали ни одного рассказа о солнце или где это один из персонажей.

Рис. 3. Вопрос 3

Анализ данных

Поскольку человечество неразрывно связано с природой и природными явлениями, как в экосистеме, так и в рассказе Рэя Брэдбери «Все лето в один день», автор раскрывает великое значение такого символа, как Солнце, где показывает близкое связь между человеком и природой. На Венере Солнце выходит раз в семь лет, а все остальное время людям приходится жить в темноте, потому что все время идут дожди, и, соответственно, дни унылые и серые. Автор использует повторение как «тысячи и тысячи», чтобы создать ощущение тяжести и депрессии.

Поэтому, на мой взгляд, люди, живущие на Венере, разорвали всю цепочку связи с природой, где нет такого звена, как Солнце. Даже такой персонаж, как Марго, увидевший Солнце на планете Земля, был духовно и физически подавлен на Венере из-за ее отсутствия. Энергия Солнца бесконечна и целительна, что видно в той части истории, когда дети видели Солнце, где их эмоции и физическое состояние отличались от обычного душевного состояния, которое было во время длительного дождливого периода. Они чувствовали это на своей коже, а яркий солнечный свет придавал им сил и жизненной энергии, которых раньше у них не было.

В тексте Брэдбери солнце символизирует счастье, энергию, жизненную силу и свободу. В тексте раскрывается тема силы природы. Таким образом, автор подчеркивает важность природы и, в частности, Солнца. Впервые мы видим детей счастливыми и полными сил, что говорит о положительном влиянии Солнца на наше самочувствие.

Автор прямо говорит нам, что Марго «хилая», а затем описывает ее так, как будто дождь смыл с нее все краски, и использует метафору как «старую фотографию», чтобы подчеркнуть, как солнце влияет на физическое здоровье детей. Это говорит о том, что она выглядит бледной, серой, монотонной, почти болезненной или какой-то не очень живой. Она также не часто говорит, но когда говорит, «ее голос подобен «призраку», подразумевая, что она говорит очень тихо, потому что у нее нет силы». Исходя из этого, Марго предстает худой, слабой и унылой. История содержит доказательства важности возвращения на Землю для Марго. Кажется, что Марго не может справиться с жизнью на Венере. Во-первых, суровые погодные условия угнетают ее до такой степени, что она даже не хочет принимать душ. Во-вторых, Марго изолирована и подвергается издевательствам со стороны детей за то, что она «отличается». Она также жаждет Солнца и возвращения на Землю, но лишена этого. Все эти факторы негативно сказались на ее психическом состоянии. Дети «ненавидят» Марго, потому что она помнит Солнце, и есть вероятность, что она может вернуться на Землю, что означает более светлое, нормальное будущее, пока они остаются на Венере. Поэтому они завидуют ей и плохо с ней обращаются. А причина всего в том, что люди на Венере не имеют доступа к солнечному природному явлению, которое может изменить климат планеты и повлиять на психическое здоровье людей, межличностные отношения и образ жизни в целом.

Брэдбери создает ощущение, что он попал в ловушку, когда дети описываются как собравшиеся вместе и смотрящие в окно. Это создает у читателя впечатление, что он не может свободно бежать на улицу. Они не могут вспомнить Солнце и мечтают о солнце. Жизнь на Венере тоже кажется удручающей. Дождь описывается как «сотрясение бури», настолько сильное, что похоже на приливные волны. Кроме того, повторение «тысяч» и «раздавил» создает очень тяжелое и угнетающее ощущение.

Для передачи идеи о Солнце и о жизни без Солнца Брэдбери использовал литературные приемы: повторение, сравнение, метафору, построение предложений.

Брэдбери использует такие метафоры, как «золото или желтый мелок», «достаточно большая монета», «Солнце — цветок» и сравнение «как лимон», чтобы описать яркость, размер и красоту Солнца. Также описывается качество тепла и комфорта: теплота, как румянец на лице, теле, руках и ногах. Брэдбери использует метафору «Это был цвет горящей бронзы», чтобы показать те же признаки цвета и блеска, которые появляются, когда яркий свет падает на такой материал, как бронза, потому что этот металл начинает ослеплять ярко-желтым, как желтое сияние Солнца. Чтобы еще больше помочь читателю понять, что чувствовали дети, автор использует сравнение «как теплое железо», чтобы описать, что они чувствовали, когда солнце согревало их щеки и ярко светило в небе. Дети смеются, бегают, играют и полны энергии. Они ведут себя как обычные дети.

Согласно определению Солнца в русской литературе, Ярило — весенний Бог Солнца, Бог весеннего ветра и тепла, Бог зачатия и пробуждения природы. Это означало плодотворную любовь. Хотя Ярило в рассказе и молчит, он один из главных героев. Его описывают другие персонажи. Например, Дед Мороз говорит: «Сердитый Ярило, палящий бог…» — этим эпитетом автор показывает, что Ярило — мощное природное явление. Также Весна с ее слов:

«Солнце ревнует и смотрит на нас сердито,

И хмурится на всех…..’

подтверждает значительную роль Солнца для человека и природы.

Несмотря на смерть Снегурочки и Мизгиря, царь Берендей говорит:

‘Снегурочка печальная кончина

И страшная смерть Мизгиря

Они не могут нас беспокоить; Солнце знает,

Кого наказать и помиловать. Удавшийся

Правдивый суд! ‘

В этих словах автор дает характеристику Ярило как сильному и справедливому существу.

Напротив, обычные люди характеризуют Ярило как «Ярио светлого», чтобы подчеркнуть свое уважение и любовь к Солнцу. Это также можно увидеть в следующих словах хора:

«Свет и Сила,

Бог Ярило.

Красное Солнце наше!

Нет тебя прекрасней на свете!»

Люди относятся к Солнцу как к живому существу, потому что оно приносит тепло, любовь и хороший урожай. Без Солнца весна стала длиннее и холоднее. Люди разучились любить и стали равнодушны друг к другу. Говорит царь Берендей:

«В сердцах людей я заметил, что остыну

значительный; пыл любви

Берендеевых давно не видел.

В них исчезло служение красоте;

Я не вижу глаз молодых людей,

Смоченный чарующей страстью.

Автор также использует олицетворение «Залитые солнцем румяные лучи на верхушках деревьев», чтобы показать, насколько это может быть красиво.

Ограничения исследования

Всего две истории были взяты для анализа в исследовании. Это могут быть возможные ограничения, потому что писатели по-разному изображают Солнце в своих рассказах. Следовательно, охват большего количества источников даст возможность получить другие результаты исследования. Но это исследование показывает лишь сравнительный анализ двух разных историй американской и русской.

Выводы

В этом разделе обсуждаются различия и сходства, обнаруженные в ходе анализа двух источников. Установлено, что оба автора придают большое значение Солнцу в жизни людей. В рассказе Брэдбери Солнце символизирует свет, тепло и здоровье. Точно так же и Солнце яркое и теплое, дающее тепло и урожай, по описанию Островского в «Снегурочке».

Поскольку события в «Снегурочке» происходят в глубокой древности, люди отождествляют Солнце с Богом и живым существом, даже боясь его гнева. Более того, солнце предстает могучим, сильным, способным любить, злиться, дарить любовь и свет как живое существо. В то время как история Рэя Брэдбери описывает жизнь людей в будущем, Солнце считается естественным явлением.

Более того, Брэдбери предполагает, что дети, которые видят Солнце раз в семь лет, имеют проблемы с психическим и физическим здоровьем. Точно так же и в рассказе Островского люди теряют эмоции и становятся апатичными друг к другу, как и описания человеческих эмоций в «Все лето в один день». Кроме того, народ и царь Берендей сходятся во мнении, что смерть Снегурочки и Мезгиря в заключительной части поэмы Островского справедлива. Следовательно, их благополучие зависит от Солнца. В конце романа Рэя Брэдбери Солнце очищает души малышей, которые потом испытывают к Марго сочувствие и понимание и отпускают ее из чулана. Дети, которые проводят два часа на солнце, становятся счастливыми.

Рис. 4. Сходства

Рис. 5. Отличия

Заключение

Целью настоящего исследования явился анализ двух литературных ресурсов: «Все лето в один день» и «Снегурочка» для выявления того, как в этих ресурсах проиллюстрирован образ Солнца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *