Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
Литератор Михаил Салтыков-Щедрин один из самых гениальных и великих сатириков. Освещая проблемы современного общества, он доказывал, что необходимо бороться за свободу простых людей, за свободу от рабства, прикрепление к земле крестьян. Салтыкова-Щедрина волновали взаимоотношения землевладельцев и общества, появление капитализма, процветание бюрократии.
Особенностью сказок Михаила Салтыкова-Щедрина является умение разоблачать общество, описывать страшный произвол, предательство, взяточничество и фальшь. Писатель, используя простую форму детской сказки, описывал серьезные вещи, затрагивал проблемы того времени. Обстановка в стране противоречила духу писателя. Характерными чертами сказок Салтыкова-Щедрина выступает простота, примитивность, незамысловатость, откровенность, но в то же время серьезность происходящего. В своих сказках он использует образы господ и правящего класса.
В произведениях писателя нужно особое внимание уделить образу простых людей, потому что народ занимает первое место. Самобытность, смекалка и талант отличает обычного человека от господ. Люди, имеющие власть, представляются в негативном свете. Кроме власти у них ничего больше нет. Они ленивы, глупы и беспомощны.
Жизненны ли произведения Салтыкова-Щедрина на сегодняшний день? Конечно. Его сказки никогда не устареют, эти гениальные произведения созданы на века. Произведения Салтыкова-Щедрина помогают познать и изучить современный мир. В тексте раскрыта тема социальных отношений и то, как люди приспосабливаются к условиям существования. Его творчество вне времени. Сказки принадлежат не только прошлому, но и настоящему и будущему. Его произведения оказали громадное влияние на развитие литературы.
Вариант 2
Одним из направлений литературного творчества писателя является цикл сказочных произведений, состоящий из тридцати двух новелл, написанных автором в остросатирической манере.
Все многочисленные сказка писателя отличаются особой манерой письма, многочисленными художественными приемами изображения, исключительными портретными описаниями, разнообразием диалогов и пейзажей.
Особым идейным содержанием сказок является их общедоступная и ярко выраженная форма, которая наполнена лучшими народнопоэтическими традициями, включающими в себя элементы народных сказаний, легенд, пословиц, поговорок и передающими авторскую позицию по отношению к добру и злу, богатству и нищете, надежде на неминуемое торжество справедливости и разума. Народные изречения подаются в сказках автором в социальных, политических толкованиях.
Сюжетная структура произведений органично сочетает в себе реальное и фантастическое, переплетающиеся между собой, отражая жизненные моменты и вымышленные, передавая неповторимость образности и склада народного фольклорного языка, в котором стирается грань привычных понятий и даже положительные герои наделяются отрицательными чертами, раскрытыми затем писателем.
Образы героев сказочных произведений, в которых писатель изображает животных, близки к традиционным описаниям в баснях и сатирических сказках, выражающих резкую оценку, мораль и поучение в форме социальных аллегорий для иллюстрации человеческих пороков на примере звериного обличия.
В качестве художественных приемов писатель активно применяет в произведениях гиперболы, сравнения, преувеличение, антитезы, противопоставление, а также афористичность и авторскую самоиронию, отражая в доступных формах трактовку сложнейших политических и нравственных проблем.
Главным отличием сказок писателя от аналогичных произведений других авторов, направленных на преображение и воспитание человеческих личностей, является введение в содержание собственных произведений политической сатиры, придающей сказкам злободневный и общечеловеческий смысл, акцентируя внимание на деспотичности существующего самодержавного строя, обличая его негативные стороны и показывая непримиримость интересов простого народа и правящей верхушки, которая нещадно эксплуатирует трудящееся население. Тем самым писатель в завуалированной форме в своих сказочных произведений призывает к свержению царского режима, видя в этом спасения от гнета для русского народа, ярко обличая и раскрывая человеческие пороки, недостатки, а также общественные. Именно поэтому сатирические сказки писателя несут в себе острую социальную направленность.
Отражая состояние общества, включая все его социально-общественные слои, используя юмористическую, комическую форму в сказках, писатель выполняет свою главную литературную задачу в виде злого осмеяния порочного характера существующей власти, неся в произведениях огромный энциклопедический смысл.
Другие сочинения:← Анализ сказки Премудрый пескарь↑ ДругиеЭзопов язык Салтыкова-Щедрина →
Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
Несколько интересных сочинений
Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
- Автор: М. Е. Салтыков-Щедрин
- Произведение: Сказки Салтыкова-Щедрина
Для второй половины XIX века творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина имело крайне важное значение. Дело в том, что не было в той эпохе настолько жёстких и суровых поборников истины, осуждавших общественные пороки, как Салтыков. Писатель выбрал такой путь вполне сознательно, так как был глубоко убеждён, что должен быть художник, выполняющий роль указующего перста для общества. Примечательно, что карьеру «разоблачителя» он начал как поэт. Но это не принесло ему ни широкой популярности и известности, ни самоудовлетворения. В начинающем поэте прорезалось сатирическое начало. Как известно, сатира знает множество разнообразных жанров, и Салтыков-Щедрин во многих себя попробовал. Так, были у него бытовые очерки и романы-очерки. Сказки же обозначили вершинный период в творчестве писателя.
Так почему сатирик-романист обратился к столь скромному жанру, как сказка? Дело в том, что традиции создания сказок на Руси были очень глубоки и древни; сказка, равно как и притча, имела несложный сюжет, который скрывал глубокий смысл, доступный только мыслящему читателю. Очевидно, что Щедрин имел разногласия с официальной идеологией, поэтому спрятать реальное значение сказанного за безобидными сказочными событиями и в то же время выразить свою позицию было для него оптимальным решением. С другой стороны, сказки охотно читали (и читают до сих пор) абсолютно все – пожалуй, нет более демократичного жанра в России, чем сказка. Щедрин мог обратиться к широкому кругу читателей, указав им на общественные пороки. Писатель сам намекает, что его сказки – не просто детская забава, назвав первый цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Намёк уже понятен, но если вчитаться в текст, то открываются все увиденные Щедриным недостатки общества, ловко облачённые писателем в лаконичный, но меткий эзопов язык.
Нетрудно догадаться, что большую долю проблематики сказок занимали отношения власти и народа. Дело в том, что эти две социальные группы были извечными антагонистами. «Медведь на воеводстве» — одна из сказок об этом. Она рассказывает историю трёх Топтыгиных, попавших на воеводство в лес. В лесу этом назрели те же противоречия и возникают такие же конфликты, что и в современном Щедрину обществе. Обитатели лесного царства делятся на хищников и жертв, а жизнь превращается в борьбу за существование. В лесу творится настоящее беззаконие, и медведи призваны его остановить. Но, как нетрудно догадаться, Топтыгины были не слишком успешны в своём деле.
Первый решил, что только сильная рука спасёт лес от самоуничтожения. Однако медведь был чересчур ретив и съел невинного чижика, что доказало его несостоятельность. Второй Топтыгин быстро сообразил, будучи умнее тёзки, что необходимо найти корни зла и что это важнее, нежели просто бороться с существующими порядками. Его постигла неудача – ни типографии, ни академии, ни университета в лесу не было, поэтому корни происходящего им найдены не были. Не найдя себе другого занятия, он задрал скотину, и мужики его убили. Третий хотел отлежаться в берлоге, предоставив всё «натуре», но и это не было выходом из ситуации. Этим Салтыков-Щедрин объясняет, что нет различия в разных подходах к управлению государством и между разными деятелями, пока сама власть носит медвежий, грубый характер.Но не только невежество характеризует власть по Щедрину. Власть для него ещё и паразит, собирающий плоды, взращенные простыми людьми и полностью уверенный в справедливости общественного неравенства. Воплощением такого отношения к жизни является фигура «генерала», то есть важного лица.
Помещики также не прошли мимо острого пера Щедрина. Сказка «Дикий помещик» является удивительной смесью сказки и злободневных деталей, которая удивительно точно описывает быт помещика. Впрочем последний, живя трудом крестьян, мечтал их сжить со свету. Его фамилия очень походит на татарскую (Урус-Кучум-Кильдибаев), что говорит о том, что в этом помещике «бусурманское» начало, чуждое русскому. Можно даже найти аналогию с временами монголо-татарского ига. Впрочем, как и в предыдущей сказке, мужики понимают самые невероятные идеи хозяина не как угрозу себе, а как «великий разум» хозяина.
По законам абсурда рой мужиков улетает, оставляя помещика одного, и последний дичает: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные». Фонвизин и Гоголь ранее были довольно резки, в создании портретов помещиков, Щедрин же превратил своего героя в зверя в прямом смысле слова. Впрочем, всё оканчивается благополучно – рой мужиков пойман и возвращён хозяину, сам хозяин тоже возвращён к человеческой жизни. Рой всегда трудолюбив, но все пчёлы в нём одинаковы. Так и народ – он трудится, но обезличен и легко управляем.
Должен быть такой человек, который выберется из трясины покорности и, обладая активной жизненной позицией, пойдёт вперёд. В противном случае получается ситуация, которую изобразил и осмеял Щедрин в сказке «Премудрый пискарь». Эпитет герою дан с явно отрицательным оттенком, ведь он всю жизнь провёл в своей норе. Так завещал ему отец. Это, в общем, неудивительно, потому что в водном царстве, в котором Пискарь и обитает, царят такие же порядки, как и в лесу в сказке «Медведь на воеводстве». Отец Пискаря на основании своего опыта общения с другими речными обитателями завещал что-то своему сыну, но сын не имеет даже такого опыта. Его жизнь подчиняется формуле: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал». Щедрин фактически приравнивает такую жизнь к смерти, ведь пискарь жизни никогда не узнает. В финале автор засыпает героя градом вопросов: «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нём?» Смерть Пискаря тоже абсурдна – он просто исчез, что говорит о том, что он ничего не представлял из себя.
Подытоживая, следует отметить важную заслугу Щедрина: используя простые, а подчас абсурдные сюжеты, эзопов язык и гротеск он смог коротко и метко описать ту или иную область общественного сознания. Поэтому сказки писателя являются глубоким срезом эпохи, а образы вполне конкретны. Впрочем, типажи щедринских героев можно встретить и по сей день, и они будут легко угадываемы и узнаваемы. Поэтому один из критиков заметил: «У Щедрина злоба дня перерастает в злобу века».
Фонд Президентской библиотеки рассказывает о литературной деятельности и государственной службе Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина
27 января 2017 года исполнится 191 год со дня рождения русского классика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Помимо исследований, связанных с жизнью и литературными достижениями писателя, на сайте Президентской библиотеки есть работы, связанные с государственной службой Салтыкова-Щедрина.
Михаил Евграфович Салтыков (Николай Щедрин — творческий псевдоним) принадлежал к старинному дворянскому роду. «Детство будущего писателя прошло в крепостной среде, в одном из глухих, бесхитростных уголков старой России. Соседний Пошехонский уезд вошел в творчество Щедрина как «Пошехонье» — символ незрелости и дикости — можно прочитать в критико-биографическом очерке Д. Заславского «Салтыков-Щедрин», опубликованном в 1939. Автор подчеркивает, что переживания детства дали писателю богатый материал для своих произведений: «Не говоря уже о «Старых годах в Пошехонье» и «Семье Головлевых», многие его сатирические очерки содержат автобиографический материал. Конечно, литературные типы нельзя полностью отождествлять с личностями из реальной жизни. Сам Щедрин предостерегал от этого, но многие черты его детства нашли отражение в его произведениях».
Литературная деятельность Салтыкова-Щедрина началась еще во время учебы в Императорском лицее в Царском Селе. «Влияние литературы в лицее было очень сильным: память о Пушкине очень обязывала; в каждом классе предполагался преемник Пушкина», — цитирует Б. Папковский воспоминания писателя в произведении «М. Ю. Салтыкова-Щедрина» из 1943-е издание, электронная копия которого находится в фонде Президентской библиотеки. Стихи будущего писателя выходили на страницах журналов «Современник» и «Отечественные записки», но он безжалостно относился к своему юношескому лирическому опыту и в последнее время больше не возвращался к рифмам.
Первые рассказы Салтыкова-Щедрина появились в 1847 и 1848 годах. «Одну из них, «Противоречия», он предал забвению сам; другое, «Запутанное дело», которое он потом повторил в «Невинных рассказах», — рассказывает А. Н. Пыпин в вышедшем в 189 г.9 и под названием «М. Ю. Салтыкова». С этого, по его словам, «начались почти полувековая любовь к родной литературе и неустанная работа на ее поприще».
Сатирический талант и особый язык стали отличием Салтыкова-Щедрина от других русских писателей-современников. Пыпин говорил: «Сатира Салтыкова так замечательна прежде всего своим неисчерпаемым богатством, как неисчерпаемо было богатство его средней обыденной речи, полной его особого меткого остроумия оригинального, как бы необыкновенного языка. Сатира Салтыкова — это не ряд из нескольких стихотворений; не сатира, переходящая в чистую карикатуру и буйный гротеск; это серия глубоко реалистичных сцен, окруженных живыми типами, неоспоримыми составляющими темперамента; это настоящие бытовые образы, которые превращаются в сатиру только потому, что писатель сумел ясно изложить скрытые мотивы этой действительности и там действующих лиц, и в этой наготе они отталкивают зрителя своим часто постыдным безобразием».
Вклад Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина не ограничивается только русской литературой. Будучи активным государственным служащим на важных государственных должностях, он приложил определенные усилия для изменения ситуации в стране.
Книга Н. Дризена 1900 г. Михаила Евграфовича Салтыкова в Рязани, на основе архивных материалов, в частности, описывает отношение писателя к выполнению собственных гражданских обязанностей. Ему пришлось дважды служить в Рязани: в 1858 году он был назначен вице-губернатором Рязани, а в 1867 году служил управляющим местной Казенной палаты, где столкнулся с массовыми злоупотреблениями. Н. Дризен пишет: «Он вступил на темную сторону мошенничества и коррупции, где честный человек был исключением… Прежде всего Салтыков взялся за городские книги учета доходов и расходов, и с тех пор экономика города стала предметом его самые важные заботы».
М. Ю. Салтыков-Щедрин боролся за права ветеранов войны с Наполеоном, о котором, по его словам, правительство забыло вскоре после деэскалации военной кампании. В 1856 г. он писал в брошюре «Пособия и льготы после Отечественной войны 1812 г.»: «Война лишила многие семьи всего их богатства, оставила множество раненых, вдов и сирот без крова, без всякой всячины. средства к существованию. Правительство было обязано протянуть руку помощи… тем, кто более нуждался».
Из этого глубокого погружения в заботы и глобальные проблемы государства, отразившего духовную и физическую деградацию дворянства второй половины XIX века, вышел роман «Семья Головлевых». «Историю одного города» нельзя забыть – помимо иронически показанных отношений между жителями и властями Глупова города, автор возвел ее до критики народного управления.
Творческое наследие Салтыкова-Щедрина можно назвать собранием оригинальных исторических документов, ведь во многих его произведениях — правда, как в кривом зеркале — отражаются реальные люди в реальных ситуациях. Писатель обличал пороки общества своего времени, но его произведения и сегодня не теряют своей актуальности.
О ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИНАХ ЭВОЛЮЦИИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В КОНЦЕ РОМАНА М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «Госпожа ГОЛОВЛЕВАЯ»
Language & Literature
DOI: 10.18510/hssr.2019.7694
Поступило: 11.12.2019
Опубликовано: 11.12.2019
- Колесников Андрей Александрович + −
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры философии, культурологии, науковедения Белгородского государственного института искусства и культуры, Белгород, Россия
Салтыков-Щедрин «Миссис. Головлевых» Поэтика Эволюция образа главного героя христианство Покаяние
Реферат
Цель: По мнению автора статьи конец романа «Госпожа. Головлевых» явилась первой попыткой М.Е. Салтыкова-Щедрина показать разрушительную силу духовного опустошения и доказать возможность сохранения души человеческой для Вечной Жизни согласно христианской традиции. Появляются новые для творчества Салтыкова мотивы Покаяния и духовного Воскресения. Это становится возможным как благодаря «внешним» факторам (событиям жизни Щедрина, не связанным напрямую с творчеством), так и «внутренним» факторам (выразившимся в воплощении в Порфирии Головлеве личных качеств автора). Статья посвящена определению причин, повлиявших на эволюцию главного героя в финальном романе.
Методология : Методология, использованная в статье, представляет собой вопросник, заполненный при тщательном изучении различных статей в этой области. Все главы, одна за другой, были тщательно изучены и проанализированы в ходе расследования.
Результатов: В данном исследовании предпринята попытка выявить наиболее значимые характеристики идейно-духовных основ творчества М. Головлевы».
Значение/применение : Применение этого исследования представляет роман читателю, а также дальнейшее изучение его характеристики.
Новизна/оригинальность : Новизна этого исследования заключается в методе, реализованном для подготовки вопросов в опросе, чтобы стимулировать аудиторию к ответу.
Литература
- Белоголовый Н. (1897). Воспоминания и другие статьи. — М., 216 с.
- Голос прошлого. (1916).
- Гончаров И.А. (1955). Сб. работ. – М.
- Журавлев. Н., М.Е. Салтыкова (Щедрина) в Тверской губернии. — Калинин. — 1939. — 189 с.
- Макарова, Е.М. Жизненные источники образа Иуды Головлева // Звезда, 1960. — № 9.
- Макашин, С.А. Салтыков-Щедрин. Биография. 2-е издание, дополненное. — М. — 1951. — 587 с.
- Салтыков-Щедрин М.Е. в воспоминаниях современников. — М., 1957. — 698 с.
- Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. — М., 1963. — 286 с.
- Прокопенко, З.Т., Салтыков-Щедрин М.Е., Захаров И.А. Гончаров в литературном процессе XIX века. — Воронеж. — 1989. — 245 с.
- Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 тт. — М. — 1965-1977.
- Гальперин, Дж. (1974). Теория романа: новые очерки.
- Ковтун Н.В. (2011). На развалинах «Хрустального дворца», или Судьба русской утопии в античную эпоху (Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин). Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки, 7(4), 1045-1057.
- Хетерингтон, П. (1974). «Руководство художника» Дионисия Фурнийского: английский перевод (с греческого) с комментариями о треске. гр. 708 в Государственной публичной библиотеке Салтыкова-Щедрина, Ленинград. Стрелец Пресс.
- Энгельштейн, Л. (1994). Ключи к счастью: секс и поиск современности в России конца века. Издательство Корнельского университета.
- Тодд, В. М. (1976). Тысячеликий антигерой: Порфирий Головлев Салтыкова-Щедрина.