Каковы особенности поэзии лермонтова? 🤓 [Есть ответ]
Развитию идеи личности у Лермонтова соответствует характерная для романтиков повышенная субъективность его отношения к действительности. Субъективность эта, превращаясь в особый лермонтовский лиризм, окрашивала все произведения поэта, его характеристики, пейзажи, эпитеты.
В произведениях Лермонтова утверждение не выдвигается на первый план: он говорит «да» гораздо реже, чем «нет». Это обстоятельство давало повод считать Лермонтова поэтом чистого отрицания и беспросветного скепсиса. Лермонтов своим творчеством утверждает любовь к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к свободе.
Непререкаемыми ценностями являлись для него преданность родине, идея справедливости, право человека на уважение, мирные отношения между народами, доверчивость, простота и правдивость в отношениях между людьми. Положительные идеалы Лермонтова становились в его поэзии силой, направленной против враждебных ему явлений действительности.
Поэзия Лермонтова имела не только непосредственно-созерцательный, но и аналитический характер. Это была не только поэзия чувства, но и поэзия мысли. Лермонтов ставит в своем творчестве философские вопросы, несомненно обнаруживая знакомство с европейской философией. Поэт решал философские вопросы по-разному, но за каждым его решением стоял подлинный, пережитый духовный опыт.
Содержание и структура лермонтовского стиха, его художественная ткань глубоко интеллектуальны. Отсюда тяготение поэтики Лермонтова к афоризмам и логическим антитезам («я или бог, или никто», ср. «мне грустно… потому, что весело тебе»). Отсюда — символические и аллегорические стихотворения: «Два великана», «Парус» и поздние «Утес», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» и другие. Лермонтов стремится не столько к тому, чтобы отобразить эмоциональный момент сам по себе или создать картину внешнего мира.
В основании творчества Лермонтова находится своеобразный по своему духовному складу образ лермонтовского человека. Лирический герой Лермонтова — это передовой человек своего времени, беспокойный и мятежный романтик. Это — человек, окруженный враждебной ему действительностью, отгородившийся от нее в своем одиночестве, затаивший на нее злую обиду, страдающий и трагический, полный могучей страсти и воли, умеющий мыслить беспощадно критически и в какой-то момент готовый во имя общего блага к каким-то разрушительным, но неведомым для него подвигам. Это — человек глубоко интеллектуальный, способный к синтетическим философским обобщениям, наделенный пронзительным аналитическим сознанием, находящий противоречия и неблагополучие в том, что большинству его соотечественников казалось незыблемым и непререкаемым.
Романтический образ идущего, мятущегося героя, жаждущего свободы, создает поэт в стих. «Парус», «Пленный рыцарь». Лермонтов противопоставляет тирании свободу, и символом ее выступает одинокий парус.
Байронический мотив одиночества, разочарования, изгнанничества проходит через всю поэзию Лермонтова, но особенно ярко проявляется в стихотворениях «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно и грустно…», «Утес», «На севере диком…».
У Лермонтова нет пейзажных стихов, в которых изображалась бы статичная, застывшая природа. Природа всегда законом мирозданья связана с человеком и соответствует его душевному состоянию или, наоборот, контрастна ему. У поэта почти нет стихов, где природа давалась бы вне связи с человеком. В стих. «Тучи» изгнанничество героя находит отражение в движении туч «с милого севера в сторону южную». Каждое психологическое состояние человека, перебирающего причины изгнанничества («судьбы ли лишения?, зависть ли тайная?,злоба ль открытая?»), соответствует состоянию природы. Но тучи лишены человеческих страстей и страданий, и их летучий образ наводит поэта на мысль о счастье земных привязанности.
“Особенности лирики Лермонтова” очень нужно!!! 🤓 [Есть ответ]
Особенности лирики Лермонтова заключаются в том, что поэт вместил в своем творчестве практические все «вечные вопросы» человеческого бытия. Он пишет о любви, о глубине и значении этого чувства, пишет о смерти и жизни, вере в высшие силы, о свободе человеческой личности, праве человека избирать свою судьбу, о неприятии личности в обществе, о судьбе поэта в мире людей.
Лермонтов как поэт романтизма
В творчестве Лермонтова, особенно в ранний период, много черт от романтического стиля.
Для этого стиля характерен прием двоемирия, когда в своей душе лирический герой рисует идеальный образ, а на деле сталкивается с жестокой действительностью.
Все это есть в поэзии Лермонтова. Проанализируем одно из его любовных стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Стихотворение короткое, вмещающее в себя всего три четверостишья:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
В этом стихотворении лирический герой признается, что влюблен не в ту земную женщину, которую видит перед собой, а в далекий и призрачный идеал женщины, которую создало его воображение.
Как это и свойственно романтизму, герой лирики Лермонтова часто одинок, он ищет лучшей доли в мире людей, но обретает чувство гармонии только в единении с природой.
Этот мотив ясно проглядывается в стихотворении «Для чего я не родился?»:
Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной,
О! как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Как надменно презирал бы
Недоверчивый челнок…
Здесь лирический герой стремится слиться с природой, чтобы оставить свою человеческую сущность и обрести покой и забвение.
Черты лирики Лермонтова пронизаны духом романтизма, это мятущийся тревожный порыв к настоящей свободе, познанию истинного счастья и любви.
Лермонтов как поэт реализма
Однако гений Лермонтова заключил в себя не только популярный в его годы романтический стиль, но и стиль реализма. Поэтому в некоторых своих произведениях поэт предстает как состоявшийся реалист, верный наследник А. С. Пушкина.
Образцом реалистического стиля в поэзии Лермонтова является «Казачья колыбельная песня». Начинается она доброй картиной: мать склонилась у колыбели своего сына и убаюкивает его:
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
Мать рассказывает сыну о его будущей непростой судьбе – судьбе воина, она говорит, что будет молиться за него и ждать его домой с войны:
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
В этом бесхитростном, на первый взгляд, стихотворении выражена и любовь к своей Родине, и восхищение перед подвигом материнства, и вся суть человеческой жизни.
То же самое обращение к судьбе простого человека на фоне грандиозных исторических событий мы видим в стихотворении «Бородино». В этом стихотворении от лица простого русского солдата рассказывается о победе над французскими захватчиками во главе с императором Наполеоном.
Героизм солдат и офицеров исходит из их глубочайшей любви к Родине, все это сугубо просто и реалистично, как будто сами читатели являются живыми свидетелями этого сражения:
Полковник наш рожден был хватом:
Да, жаль его: сражен булатом,
Слуга царю, отец солдатам…
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Недаром В.Г. Белинский называл М.Ю. Лермонтова «поэтом беспощадной мысли истины», поэтом-реалистом, в конце своего творческого пути ставшем гениальным художником слова.
Необычность лирики Лермонтова как раз и заключается в сочетании романтических и реалистических мотивов: каждый читатель найдет в произведениях поэта то, что ему по душе: и тоску мятущейся одинокой молодости, и живое описание жизни своего народа.
«Герой нашего времени» Михаила Лермонтова по роману
«Герой нашего времени» Михаила Лермонтова как повесть-повесть
Полный текст (PDF)
Еремеев Александр Евгеньевич
Подробнее
Аннотация
В статье проанализирована жанрово-стилевая природа литературного произведения Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Творчество известного русского писателя осмыслялось в контексте русской философской прозы, в частности, через призму повествовательного опыта Александра Герцена. Единство жанровых особенностей и философского характера русской прозы 1830-1840-х годов представлено как разные уровни общего историко-литературного процесса в русской традиции XIX в.век. В статье также проведено сравнение литературного произведения «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова с произведением «Записки юноши» Александра Герцена. Авторы использовали сравнительно-литературоведческий и литературно-аналитический методы. Авторы предложили новую жанровую концепцию – «романную повесть», которая в полной мере охарактеризовала произведение «Герой нашего времени». В статье обосновано сходство литературных произведений М. Лермонтова и А. Герцена, обусловленное соответствующими тенденциями развития литературы и личности XIX в.век.
Ключевые слова
- Философская проза
- биографический жанр
- сюжетная проблема
- проза
- поэтика
- классическая литература
Лицензия
Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии правильного цитирования оригинальной работы.
Тип статьи: исследовательская статья
INT ELECT J MATH ED, 2016, том 11, выпуск 5, 1419-1425
Дата публикации: 04 авг 2016
Просмотры статьи: 2732
Загрузка статей: 4103
Открытый доступ Рекомендации Как цитировать эту статью
АПА
Еремеев А.Е. (2016). «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова как повесть-повесть. Международный электронный журнал математического образования, 11 (5), 1419-1425.
Ванкувер
Еремеев А.Е. «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова как повесть-повесть. INT ELECT J MATH ED. 2016;11(5):1419-25.
АМА
Еремеев А.Е. «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова как повесть-повесть. INT ELECT J MATH ED . 2016;11(5), 1419-1425.
Чикаго
Еремеев Александр Евгеньевич «»Герой нашего времени» Михаила Лермонтова по роману». Международный электронный журнал математического образования 2016 11 вып. 5 (2016): 1419-1425.
Гарвард
Еремеев А.Е. (2016). «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова как повесть-повесть. Международный электронный журнал математического образования , 11 (5), стр. 1419-1425.
MLA
Еремеев Александр Евгеньевич «»Герой нашего времени» Михаила Лермонтова как повесть по роману». Международный электронный журнал математического образования , том. 11, нет. 5, 2016, стр. 1419-1425.
Канадско-американские славистики Том 3 Выпуск 3 (1969)
- Заголовок:
- Семантико-синтаксические контрастные схемы в лирике Лермонтова
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
org/10.1163/221023969X00060
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 516–527
- В:
- Канадско-американские славистики
- В:
- Том 3: Выпуск 3
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 2210-2396
- Распечатать ISSN:
- 0090-8290
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство
Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
---|---|---|---|
Абстрактные представления | 118 | 22 | 1 |
полнотекстовых просмотров | 90 | 1 | 0 |
Просмотры и загрузки PDF | 12 | 1 | 0 |
- Заголовок:
- Семантико-синтаксические контрастные схемы в лирике Лермонтова
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
-
https://doi.