Характеристика образа Кулигина в пьесе «Гроза» островского
В литературе классического периода каждый персонаж того или иного произведения выполняет особую функцию, образ введён не просто так. Это касается как главных, так и второстепенных персонажей. В драматических произведениях действуют такие же принципы. Например, через образ Молчалина в грибоедовской комедии «Горе от ума» показана фальшь и глупость дворянского общества XIX века. А вот у Островского образ Кулигина в пьесе «Гроза» выполняет несколько другие функции. При анализе персонажей «Грозы» этому герою стоит уделить особое внимание. Драматург Кулигину из «Грозы» характеристику дал более чем запоминающуюся.
У нас появилась новая характеристика Кулигина.
Кулигин вовсе не такой простой персонаж, каким может показаться на первый взгляд. Характеристика Кулигина в «Грозе» немного напоминает характеристику Мастера из романа Булгакова. Это мечтательные натуры, для которых конечный результат не будет являться счастьем.
Кулигин отличается от Дикого и Кабанихи, от Бориса и Тихона, даже от Катерины. Роль Кулигина в пьесе «Гроза» несколько иная. Из авторского определения в списке действующих лиц читатель узнаёт, что Кулигин — механик-самоучка. То есть всему выучился сам. Образ и характеристика Кулигина в «Грозе» дополняется фразами из реплик других действующих лиц. Кулигину 50 лет. Кроме его увлечения механикой можно с уверенностью говорить и о высоком уровне общей эрудиции. Он цитирует Державина и Ломоносова, а значит, читал их труды, кроме того, можно говорить и о житейской мудрости: именно Кулигин советует Тихону жить своим умом, избавившись от влияния матери. В Кулигине множество положительных качеств. Он добросовестный, о чём свидетельствует его желание зарабатывать честным трудом; его бескорыстие и искренность проявляются в разговорах с Тихоном и Борисом. К слову, его манера общения отличается от привычек других жителей Калинова. Кулигин даёт советы, а не приказывает.
Мы встречаем Кулигина на берегу Волги, он очарован неповторимостью природы. Кулигин любуется как всё дышит жизнью и красотой: «чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». В этой фразе проскальзывает лиризм, которым полна душа Кулигина. Но что же дальше?
В следующих действиях Кулигин рассказывает о «жестоких нравах» города Калинова. Будто экскурсовод он говорит: «посмотрите налево, там, за закрытыми дверями, множество примеров семейной тирании. А вот здесь, чуть дальше, можете увидеть, как алчный купец обманывает простых людей и грубит городничему». Ведь по сути, если абстрагироваться от высокопарных слов и выражений, Кулигин проводит для Бориса что-то вроде экскурсии о быте и нравах города.
«Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич».
Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
Кулигин продолжает настаивать на своём даже после слов купца о том, что Кулигина можно «раздавить как червяка».
Какие же стороны характера раскрывает этот диалог? Во-первых, Кулигин ратует за общее благо. Громоотвод будет полезен жителям города, но с другой точки зрения позволит реализовать механику какие-то свои идеи. Во-вторых, чтобы убедить купца в пользе такого сооружения, Кулигин лебезит и ведёт себя так же, как и те, кто пришёл просить у Дикого денег.
Ещё одна черта важна для характеристики Кулигина из пьесы «Гроза»: его мечтательность. После разговора с Кулигиным Борис понимает, что всем мечтам механика о перпету-мобиле и других изобретениях суждено остаться лишь мечтами. Кулигину нужно постоянно находиться в поиске, фантазировать о химерах и той пользе, которую механизмы смогут принести обществу. Этого персонажа сложно представить великим или признанным изобретателем хотя бы потому, что Кулигину уже 50 лет. То есть всё это время, всю свою жизнь, он самостоятельно изучал механику, но до сих пор ничего особого не добился. Образ Кулигина в «Грозе» не может существовать вне связи с изобретениями и мечтами о них. То есть без всех этих мыслей Кулигин просто потеряет внутреннее своеобразие.
Получилось так, что его работы не нужны людям, калиновцы не видят в изобретениях никакой практической пользы. На ситуацию с громоотводом и электричеством можно взглянуть иначе. Кулигин хочет принести свет в «тёмное царство», но его жители сознательно отказываются от просвещения и прогресса.
Существует мнение, что в образе Кулигина из пьесы «Гроза» Островский хотел показать печальное положение образованных людей XIX века, вынужденных жить и выживать в атмосфере устаревших патриархальных порядков.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
アーネ ツクリ
11/19
Елена Адышева
14/19
Алиса Миллионова
19/19
Данил Калинин
17/19
Sherzod Toshtemirov
15/19
Виталий Жищенко
12/19
Владислав Соин
16/19
Андрей Дымков
19/19
Михаил Семенов
13/19
Наталья Сятрова
19/19
Гроза характеристика образа Кулигина — SAVUZ
Содержание
Сочинение Кулигин в пьесе Гроза Островского
Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин.
Хоть находится он в возрасте, проявление инициативы от него явление частое. Деятельность в основном направляет на благо общества, но это мало кто ценит. В начале пьесы он сидя на скамейке смотрит на реку Волга.
Когда к нему подходят Шапкин с Кудряшом первые слова, вылетевшие из него, были: «Восторг». Он очень любит природу и находит в ней успокоение.
Житейские проблемы, касающиеся этих двоих, беспокоят и его, но он умеет отвлекаться и отдыхать.
Когда начинается крайне бессмысленный разговор, поддерживать он его не собирается. Тем более, что тема «Темного Царства» крайне неинтересна. А когда он еще негативно отзывается о ругательствах, можно сказать несколько основных вещей. А именно:
- Кулигин человек образованный, воспитанный.
- Он имеет очень острый ум. Это подтверждается по ходу пьесы неоднократно.
- Но больше всего он не любит несправедливости, а свободу ценит превыше всего. Это утверждение можно сделать на основе разговора с Борисом Григорьевичем. Тот, являясь родственником Дикого, постоянно подчиняется ему и старается угодить во всем.
Персонаж отлично понимает время и государственные устои. Город Калинов не является островком или Оазисом для чего-либо. А умение проводить анализ позволяет оценить полностью обстановку и не давать управлять собой. Но, возраст тоже берет свою и Кулигин не хочет менять свою жизнь. Тем более, что возраст уже не позволительный!
Умение находить общий язык не в угоду личным интересам позволяет разговаривать абсолютно со всеми и на разные темы.
Причем иногда даже с властью он может позволить себе вольности, но делает это очень аккуратно! А его мудрость является для многих тем самым камнем преткновения, который так ищут многие.
Вообще человек он честный и даже надежный. Но поскольку это никому уже не нужно и не цениться, Кулигин выпадает из общества автоматически.
2 вариант
Одним из второстепенных персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза является Кулигин, механик-самоучка. Его фамилия созвучна с фамилией известного механика-изобретателя Кулибина, который был талантливым человеком: помимо своих изобретений он писал стихи. Кулигин тоже пишет стихи.
В начале пьесы мы видим Кулигина, любующегося видом Волги. Он восхищается красотой природы и напевает песню. В разговоре с Кудряшом он признается, что уже пятьдесят лет каждый день любуется этим пейзажем и все не может наглядеться.
Кулигин – поэтичная и мечтательная натура, восторженно относится к природе. Но он одинок в этом городе с таким отношением к природе. Дикие и Кабановы равнодушны к прекрасному.
В этом городе бедных и богатых все решает власть денег
Кулигин мечтает об изобретении вечного двигателя. При этом он думает о благоустройстве родного города, а не о личной выгоде.
За вечный двигатель он получил бы миллион и употребил бы на нужды жителей города.
Кулигин заботится о безопасности и пытается поставить в городе громоотвод. В городском парке хочет сделать солнечные часы.
Но простые люди невежественны и не понимают Кулигина, а богатые не воспринимают и считают его «разбойником», да им и жаль расстаться со своими деньгами. Он просит денег у Дикого, но получает отказ.
Ученый-самоучка как будто застрял в прошлом.
В поэзии он предпочитает «старинных поэтов» Ломоносова и Державина, сам пишет стихи, подражая им, будто не было еще ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Грибоедова… Его язык старомоден, в нем чувствуется влияние книжных, старославянских оборотов.
Вечный двигатель изобрести невозможно (это уже было доказано), громоотвод давно изобретен. Идеи Кулигина утопичны. А в городе Калинове его идеи кажутся новшествами. Им нет места в патриархальном мире, что представляет собой Калинов.