Особенности конституции 1918 года: Принята первая Конституция РСФСР | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Принята первая Конституция РСФСР | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов была принята первая советская Конституция, определившая основные принципы устройства нового государства. Большинство этих принципов было разработано в ходе революции и нашло отражение в первых декретах Советской власти и документах Всероссийских съездов Советов.

Первая Конституция РСФСР состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.

В качестве первого раздела в Конституцию 1918 г. была включена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция закрепляла в качестве основного орудия строительства социализма государство диктатуры пролетариата, а в качестве государственной формы этой диктатуры — Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Государственная власть объявлялась принадлежащей только трудящейся части населения. Предусматривалось лишение политических прав нетрудящихся классов и групп. В избирательном праве рабочим предоставлялись определённые преимущества по сравнению с другими классами, в том числе и с крестьянством.

Конституцией РСФСР 1918 г. было установлено, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделён Президиум ВЦИК.

Конституция предусматривала непрямые выборы в уездные (районные) и вышестоящие органы государственной власти, устанавливала производственно-территориальный принцип выборов в Советы.

Народному Комиссариату Просвещения было поручено ввести во всех школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений Конституции, их разъяснение и истолкование.

Главные принципы Конституции 1918 г. легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 г.

 — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.

Лит.: Конституция РСФСР 1918 года: принятие, основные положения // Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции. Гл. 1. [Электронный ресурс] // Всё о праве. 2003-2014. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum118/item244.html; Чистяков О. И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003; То же [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/DOC_3888990.htm.

См. также в Президентской библиотеке:

Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Пг., 1918;

Конституция (основной закон) РСФСР 1918 года // Конституция — Основной закон: [цифровая коллекция];

Принята «Сталинская» конституция // День в истории. 5 декабря 1936 г.;

Принята «Брежневская» конституция // День в истории. 7 октября 1977 г. ;

Принята Конституция Российской Федерации // День в истории. 12 декабря 1993 г.

Принятие первой советской конституции России

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию – первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?

Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.

В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся – «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию».

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и И. В. Сталина.

На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции.

http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum118/item244.html

ВЛАСТЬ – ТРУДЯЩИМСЯ

Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА

Глава первая

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Глава вторая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы

социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

е) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.

ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах…

Из Конституции РСФСР 1918 г.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ?

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Конституция РСФСР 1918 года – первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, – имела следующие особенности.

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).

3. Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции – большое число «целевых» норм.

4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах…». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 года, как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей власти несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

Конституция 1918 года | Encyclopedia.com

Принятая 10 июля 1918 года, в разгар ожесточенной гражданской войны, Конституция СССР 1918 года, первый устав новой Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР), был назван Владимиром Лениным «революционным» документом. По его словам, это не похоже ни на одну конституцию, разработанную национальным государством. Он также отметил, что оно не вытекает из каких-либо традиционных русских или западных юридических принципов.

В отличие от трех последовавших советских конституций (в 1924, 1936 и 1977) Конституция 1918 г. содержала откровенное заявление о том, что абсолютная власть принадлежит «диктатуре пролетариата», воплощенной в идеологии марксизма-ленинизма и вытекающей из концепции социалистической диктатуры, разработанной Карлом Основная работа Маркса, Критика Готской программы. Пролетарская диктатура описывается в советской идеологии как «власть, не ограниченная никакими законами». Хотя конституция была провозглашена «основным законом Советского государства», она отнюдь не рассматривалась как единственный источник правовых норм. Программа ВКП(б), декреты и распоряжения ЦК партии также носили вполне нормативный характер. Таковы были декреты Совета Народных Комиссаров.

Советские конституции, таким образом, отражали тот факт, что советское государство, «надстройка» над экономическим «базисом», было политическим выражением монопольного, однопартийного правления ВКП(б). В последующих конституциях конкретное упоминание об этой диктатуре не упоминалось. Вместо этого они признали, как и последняя конституция 1977 года, что Коммунистическая партия является «ведущим ядром» всех политических и общественных организаций.

Другие части хартии 1918 года радикально отличались от предыдущих или более поздних конституций других государств по всему миру. Например, 1918 Конституции изложены основные идеологические цели Коммунистической партии. Одной из таких целей было построение социалистического общества. Другим было продвижение мировой революции. Эта формулировка была воспроизведена в уставах советских республик, присоединенных к союзу, официально провозглашенному СССР в 1924 году. высший орган власти», несмотря на то, что большинство ключевых законодательных актов возникло в ВКП(б), законопроекты, представляемые на съезд, почти всегда принимались и вводились в действие единогласно. Кроме того, конституционно уполномоченный Центральный исполнительный комитет, т. е. бессрочный исполнительный орган съезда, был уполномочен через свой президиум издавать крупные декреты в длительные промежутки между ежегодными (позже, реже) сессиями более двух съездов. тысячный пленум. Другой руководящий орган, Совет Народных Комиссаров, председателем которого был глава правительства или премьер, также имел конституционное право издавать декреты.

В состав съезда входили депутаты рабочих, крестьян и солдат, избираемые и избираемые по единому списку, не тайным голосованием, от губерний и других, более мелких политико-административных районов РСФСР. На практике Съезд Советов, как и последующий Верховный Совет СССР, закрепленный в последующих конституциях, стал «штампом» или псевдопарламентом, полномочия которого носили чисто формальный характер.

Первая советская конституция 1918 года не содержала формального перечня гарантированных Конституцией прав. Тем не менее, когда права в конечном итоге были перечислены в 1936 Конституции было включено условие, что выражение всех таких прав населением должно быть «в соответствии» с принципами, установленными Коммунистической партией. Конституции всех шестнадцати (позже пятнадцати) республик содержали это положение, что, по сути, сужало выражение традиционных гражданских прав.

См. также: центральный комитет; гражданская война 1917–1922 гг.

Харпер, Сэмюэл Н. (1949). Правительство Советского Союза. Нью-Йорк: Ван Ностранд.

Решетар, Джон С. младший (1989). Советская политика Правительство и политика в СССР, 3-е изд. Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Таустер, Джулиан. (1948). Политическая власть в СССР 1917–1947 гг. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Альберт Л. Уикс

Верховный суд. Капитализм и конфликт.

Первичные источники

Назад к первоисточникам

Закон о подстрекательстве к мятежу 1918 г.
Из Законов США в целом, т. 40 (апрель 1917 г. — март 1919 г.).

ОПИСАНИЕ ДОКУМЕНТА

Закон о подстрекательстве к мятежу 1918 года, принятый во время Первой мировой войны, объявил преступлением «умышленное высказывание, печать, написание или публикацию любых нелояльных, богохульных, непристойных или оскорбительных высказываний о форме правительства Соединенных Штатов» или «умышленно призывать, подстрекать или защищать любое сокращение производства» вещей, «необходимых или существенных для ведения войны». По этому акту, наряду с другими аналогичными федеральными законами, за 19 лет было осуждено не менее 877 человек.19 и 1920, согласно отчету генерального прокурора. В 1919 году Суд заслушал несколько важных дел о свободе слова, в том числе «Дебс против Соединенных Штатов» и «Абрамс против Соединенных Штатов», касающихся конституционности закона. В обоих случаях суд оставил приговоры в силе, а также закон.

ВЫПИСКА

Разд. 3. Любой, кто, когда Соединенные Штаты находятся в состоянии войны, умышленно делает или передает ложные сообщения или ложные заявления с намерением помешать операции или успеху вооруженных сил или военно-морских сил Соединенных Штатов или способствовать успеху их врагами, или умышленно делать или передавать ложные сообщения или ложные заявления, или говорить или делать что-либо, кроме добросовестных, а не нелояльных советов инвестору или инвесторам, с намерением воспрепятствовать продаже Соединенными Штатами облигаций или других ценных бумаг. Соединенных Штатов или предоставление займов Соединенными Штатами или для Соединенных Штатов, и кто бы то ни было, когда Соединенные Штаты находятся в состоянии войны, умышленно вызывает или пытается вызвать, или подстрекает или пытается подстрекать к неподчинению, нелояльности, мятежу или отказу от службу в вооруженных силах или военно-морских силах Соединенных Штатов, или будет умышленно препятствовать или пытаться воспрепятствовать вербовке или рекрутинговым службам Соединенных Штатов, и кто-либо, когда Соединенные Штаты находятся в состоянии войны, будет умышленно произносить, печатать, писать или публиковать любые нелояльные, непристойные, непристойные или оскорбительные высказывания о форме правления Соединенных Штатов или Конституции Соединенных Штатов, или о вооруженных силах или военно-морских силах Соединенных Штатов, или о флаге Соединенных Штатов, или об униформе армии или флота Соединенных Штатов в неуважении, презрении, оскорблении или дурной репутации, или будет умышленно произносить, печатать, писать или публиковать любые выражения, предназначенные для подстрекательства, провоцирования или поощрения сопротивления Соединенным Штатам или для продвижения причиной своих врагов, или будет умышленно вывешивать флаг любого иностранного врага, или будет умышленно высказыванием, письмом, печатью, публикацией или разговорным языком призывать, подстрекать или выступать за любое сокращение производства в этой стране какой-либо вещи или вещей , продукт или продукты, необходимые или существенные для ведения войны, в которой могут участвовать Соединенные Штаты, с намерением таким сокращением нанести ущерб или помешать Соединенным Штатам в ведении войны, и кто будет умышленно выступать, учить, защищать , или предлагать совершение каких-либо действий или вещей, перечисленных в этом разделе, и кто-либо, кто словом или делом поддерживает или благоприятствует делу любой страны, с которой Соединенные Штаты находятся в состоянии войны, или словом или действием противостоит делу Соединенных Штатов Америки, подлежит наказанию в виде штрафа в размере не более 10 000 долларов США или лишения свободы на срок не более двадцати лет, либо того и другого: при условии, что любой служащий или должностное лицо правительства Соединенных нелояльный язык или кто в оскорбительной и жестокой форме критикует армию, флот или флаг Соединенных Штатов, должен быть немедленно уволен со службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *