Этапы творчества А.С. Пушкина — презентация онлайн
Жизненный и творческий
путь А.С. Пушкина.
уроки литературы в 9 кл.
1799-1837
2. Основные этапы жизни
Детство(1799 – 1811)
Последние годы
жизни (1834 – 1837)
Лицей
(1811 –1817)
Петербург
(1817 – 1820)
Болдинская осень
(1830 – 1833)
Южная ссылка
(1820 – 1824)
Михайловское
(1824 -1826)
После ссылки
(1826 – 1830)
3. Детство
Родился в Москве 6 июня1799 года.
Многие часы проводил
маленький Саша в библиотеках
отца и дяди.
Он писал басни и переделывал
сюжеты Мольера. Это были
первые литературные опыты
будущего великого поэта.
Надежда
Осиповна
Пушкина
Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал
Сергей Львович
Пушкин
Арина Родионовна, няня поэта
19 октября 1811 года состоялось
открытие лицея.
Лицей был задуман как закрытое
учебное заведение, которое должно
было готовить юношей «к важным
частям службы государственной»
(из устава лицея).
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и нервная семья;
А.С.Пушкин
5. Распорядок дня лицеистов
• 6 ч. подъем, молитва в зале7-9 ч. класс (учебные занятия)
9 ч. чай с белой булкой
до 10 ч. первая прогулка
10-12 ч. класс
12-13 ч. вторая прогулка
13 ч. обед из трех блюд
14-15 ч. чистописание или
рисование
15-17 ч. класс
17 ч. чай
до 18 ч. третья прогулка
18-20 ч. повторение уроков
20.30 ч. ужин из двух блюд
до 22 ч. отдых, развлечения
(«мячик и беготня»)
22 ч. вечерняя молитва, сон
6. Воспоминания об учёбе в Лицее, о лицейской дружбе поэт сохранит до конца своей жизни
Пущин И. И.(1798-1859)
Петербург
(1817 – 1820)
ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ,
НАУК И ХУДОЖЕСТВ
В него входили и
будущие декабристы:
А.А. Бестужев,
В.К. Кюхельбекер,
К.Ф. Рылеев.
Членами общества
стали К.Н. Батюшков,
Ф.Н. Глинка,
А.
А. Дельвиг,В.А. Жуковский.
В 1818 году в члены
общества вступил и
А.С. Пушкин.
8. Руслан и Людмила (1820)
Поэма «Руслан иЛюдмила»вызывала
разноречивые отклики в
критике. Она
характеризовалась, как
богатырская
Сам поэт называл ее
«сказкой», «повестью
забавной», «легким вздором»,
«трудом игривым»,
«преданьями старины
глубокой»
Какие оценки
жанрового
своеобразия
произведения вас
привлекают?
волшебная
Литературно-политические общества
«Арзамас» и «Зеленая лампа»
«К Чаадаеву»
«Деревня», эпиграммы
Пушкин «наводнил Россию возмутительными
стихами; вся молодежь наизусть их
читает…Пушкина надобно сослать в Сибирь»
Александр I
10. Друзья Пушкина — Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России.
Друзья Пушкина Южная— Карамзин,ссылка
Жуковский добиваются
смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг
1820-1824
России.
«Бахчисарайский
фонтан»
«Кавказский
пленник»
«Цыганы»
Начата работа над
романом
«Евгений Онегин»
11. 8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить
Михайловское(1824-1826)
8 августа 1824 года Пушкин
приехал в Михайловское. Он
увидел запущенную усадьбу,
старый дом, где ему предстояло
прожить неизвестно сколько
времени. Долгие вечера он
коротал с Ариной Родионовной,
которая рассказывала ему сказки
и пела песни.
«Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу
верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки своего
проклятого воспитания.
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
(А.Пушкин в письме к брату)
«Мой первый друг, мой
друг бесценный…»
В полном одиночестве,
вдалеке от друзей и
культуры поэт
чувствовал себя
неуютно и подавленно.
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1825 год.
14. После ссылки Анчар
ПРОРОКДуховной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». 1826 год.
Болдинская
осень
(1830 – 1833)
«Маленькие
трагедии»
«Евгений Онегин»
«Повести
Белкина»
16. Чистейшей прелести чистейший образец…
МадоннаЧистейшей
прелести чистейший
Сонет
образец…
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных
трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель Она с величием, он с разумом в очах Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, —
Чистейшей прелести чистейший образец.
17. «Капитанская дочка» «Дубровский» «Медный всадник» «Осень»
Последние годы жизни1834 -1837
«Капитанская дочка»
«Дубровский»
«Медный всадник»
«Осень»
27 января вечером на Черной речке, на
окраине Петербурга состоялась дуэль
В 1836 г. В Петербург
приехал молодой
француз Дантес
«Народ обманули: сказали, что Пушкина
будут отпевать в Исакиевском соборе так было означено и на билетах, а между
тем, телонашей
было поэзии
из квартиры
вынесено
«Солнце
закатилось!
ночью, тайком,
и поставлено
Пушкин
скончался,
скончался в
во
Конюшенной церкви. В университете
цвете
лет, в
середине
своего
получено
строгое
предписание,
чтобы
великого
поприща!..
Более
профессора не отлучались от своих
кафедр иостуденты
присутствовали
говорить
сем не имеем
силы, да и бы
нанужно;
лекциях.
Иностранцы
приходили
не
всякое
русское сердце
поклониться поэту в гробу, а
знает
всю ценууниверситета
этой
профессорам
и русскому
невозвратимой
и всякое
юношеству это потери
воспрещено.
Они тайком,
как воры,
должны
были
прокрадываться
русское
сердце
будет
растерзано.
к»Назначенную
нему.» наш поэт!
для
отпевания
церковь
Пушкин!
наша
радость,
переменили,
перенесли
в нее
наша
народнаятело
слава!..
Неужели
в
А.В.Никитенко
ночью,
с какою-то
тайною,
всех
самом
деле
нет уже у
нас Пушкина!
без факелов,
почти без
К поразившею,
этой мысли нельзя
привыкнуть!
проводников;
в минуту
выноса, на
29-го
января 2 ч.и45м.
пополудни.»
которую собралось не более десяти
А.А. Краевский
ближайших друзей Пушкина, жандармы
наполнили ту горницу, где молились об
умершем, нас оцепили, и мы, так
сказать, под стражей проводили тело
до церкви.
»В.А. Жуковский
Exegi monumentum.
Я памятник себе воздвиг
нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной
лире
Мой прах переживет и тленья убежит И славен буду я, доколь в подлунном
мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси
великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне
дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я
свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
1836 год.
Презентация «Основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина»
(06.06.1799 — 10.02.1837)
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Подготовила Луговая Е.В., учитель русского языка и литературы
- Детство и семья Пушкина.
- Лицей.
- Петербург (1817 — 1820)
- На Юге (1820-1824)
- Михайловское (1824-1826)
- Конец двадцатых годов
- Болдинская осень 1830
- Тридцатые годы
Родился 6 июня (26 мая ) 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье.
Семья принадлежала к самой образованной части московского общества.
Ксавье де Местр. Пушкин-ребенок. 1800-1802. Металлическая пластинка, масло.
В их доме собирались поэты, художники, музыканты.
Дом на Немецкой улице в Москве, где родился А.С.Пушкин С фотографии конца XIX века
Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи.
Г.Кампельон С.Л. Пушкин. 1824.
Мать,
Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I , впоследствии русскому генералу Ганнибалу .
Прадедушка,
Абрам Петрович Ганнибал
«Арап Петра Великого»
Н.О. Пушкина. 1800-е гг.
А.П.Ганнибал
Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев.
Е.А. Плюшар О.С. Павлищева. Середина 1830-х гг.
А.О.Орловский Л.С. Пушкин. Первая половина 1820-х гг.
Я.П. Серяков Барельеф Арины Родионовны Работа по кости 1840-е гг.
Лицей.
В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся
19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров
Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества, предназначенного к «важнейшим частям службы Государственной».
В своих правах Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством Александра I . В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов.
Образование основывалось на
- гуманном характер педагогических идей
- внимание и уважение к личности учеников
- отсутствие телесных наказаний
- дух чести и товарищества
А.А.Тон Царское Село. Лицей. 1822.
Комната Александра Пушкина
В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» И.И.Пущин.Записки о Пушкине.
Близкие друзья Пушкина по Лицею.
Иван Иванович
Пущин
Антон Антонович
Дельвиг
Вильгельм Карлович
Кюхельбекер
Пушкин сохранил лицейскую дружбу
и культ Лицея на всю жизнь.
Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.
«Пушкин в Царском Селе», картина
И. Репина, 1911.
В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.
9 июня состоялись выпускные экзамены.
Лицей заменил Пушкину детство.
Лицей был закончен — детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.
В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня,» «Домовому»,
« К Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».
- определен в коллегию иностранных дел.
- отпуск (около двух месяцев) провел в Михайловском, псковском имении матери.
- три года почти безвыездно оставался в Петербурге.
П.А. Александров с оригинала И.С. Иванова 1837. Михайловское. Вид усадьбы.
Работает над поэмой «Руслан и Людмила».
Идеи гражданской свободы нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина.
«Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» — таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг.
- лето 1820 г. Пушкин прожил на Кавказе, где начал поэму «Кавказский пленник».
- в течение трех лет Пушкин жил в Кишиневе.
Южные поэмы Пушкина:
«Кавказский пленник»
«Братья разбойники»
«Бахчисарайский фонтан»
«Цыганы»
9 августа 1824 г прибыл в Михайловское , куда был выслан из-за разногласий на службе.
Михайловское
- закончена работа над поэмой «Цыганы»
- написана шутливая поэма «Граф Нулин»
Автопортрет
В конце июля
1824 года ссылка в родительское имение Михайловское Псковской губернии.
Пушкин в селе Михайловском
(Пущин у Пушкина). Н.Н. Ге. 1875 г.
Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льётся дней моих невидимый поток
Михайловское
С имением своей матери селом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 г.
г.
Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или уходил в село Тригорское, где жили соседи, с которыми он был хорошо знаком.
Тригорское
А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки и песни. Вот как поэт писал брату в письме: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»
Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных.
… Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла…
А.С.Пушкин «Зимний вечер»
Иллюстрация
к стихотворению
«Зимний вечер»
В сентябре Пушкин с фельдъегерем был отправлен в Москву на свидание с Николаем I.
Николай I
С 1827 года Пушкин ведет праздную жизнь, задумывается над устройством семейной жизни.
В 1828 году он делает попытку вступить в брак с Анной Олениной.
пишет неоконченный роман «Арап Петра Великого»
поэму «Полтава».
В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.
В эти годы написана
поэма «Полтава ”
много стихотворений
статьи в журналы
«Роман в письмах»
Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ.
Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении
«Путешествие в Арзрум» (1829).
6 мая 1830 г. состоялась , наконец, помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения с.Болдино. Поэт отправился туда, однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и расставленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдино
с 7 сентября по 2 декабря
1830 г. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.
6 мая 1830 г. состоялась. наконец, помолвка Пушкина с Н.Н. Гончаровой.
Поэт отправился в с.Болдино, чтобы оформить дела по введению во владение имением.
Первые его стихотворения в Болдине — «Бесы» и «Элегия» («»Безумных лет угасшее веселье .
«Болдинская осень» 1830 г.
- «Повести Белкина»
- «маленькие трагедии»
- «Скупой рыцарь»
- «Моцарт и Сальери»
- «Каменный гость»
- «Пир во время чумы»
- поэма «Домик в Коломне»
- роман «Евгений Онегин»
- повесть «История села Горюхина ”
- «Сказка о попе и работнике его Балде“
- критические статьи
- множество стихотворений.
5 декабря 1830 г. поэт вернулся в Москву
18 февраля 1831 г. состоялось венчание с Н.Н.Гончаровой.
В это время написана «Сказка о царе Салтане“
«Письмо Онегина к Татьяне“
Со средины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге.
В 1832 рождается дочь Мария, 1833 г. — сын Александр, 1835 г. — Григорий, 1836 г. — Наталия.
Старшая дочь,
Мария Александровна
Пушкина (1832-1919г.
)
Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.)
У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.
Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.)
Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.)
В марте 1836 года умерла мать Пушкина
В 1835 году появился повод к дуэли, когда молодой офицер Дантес начал ухаживать за Натальей Николаевной, чему она была не против.
Бенар с оригинала неизвестного художника Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг
Дуэль с Дантесом состоялась 27 января 1837 года на Черной речке у Комендантской дачи.
Прожив 2 дня
в страшных мучениях,
Пушкин скончался
10 февраля
1837 г.
«Солнце русской поэзии закатилось»,- написал
В.
Жуковский.
Там Пушкин был смертельно ранен. В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1837 года он умер.
5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у Святогорского монастыря.
Могила Пушкина
Смерть поэта стала
началом его бессмертной славы на земле.
Спасибо за внимание
Президентская библиотека: общие черты Петра I и Александра Пушкина
В июне с разницей в 127 лет в этот мир пришли два человека. Их имена прославили наше Отечество. Они оба были Великими и оба Первыми. Это были Петр Великий, первый российский император и Александр Пушкин, первый поэт России.
Писатель Александр Куприн назвал имена Петра I и Александра Пушкина «главным средоточием, негасимыми маяками русской культуры», признавшись, что его часто поражало «сходство в основных вехах жизни этих двух национальных гигантов».
.
Поэт и царь, правитель и пророк — эти темы волновали историков, писателей, поэтов на протяжении многих веков. Петр был героем пушкинских поэм «Стэнсы» и «Пир Петра Великого», неоконченного романа «Арап Петра Великого», поэм «Полтава» и «Медный всадник», исторического труда «История Петр I».
У поэта были и личные причины интересоваться жизнью императора. Образ Петра с ранних лет сопровождал его в семейных воспоминаниях, причем с двух сторон.
От отца — это были рассказы о предках Пушкиных времен Петра Великого, из которых один был казнен за участие в стрелецком заговоре. Прабабушка Пушкина по отцовской линии была дочерью петровского денщика, ставшего адмиралом Иваном Головиным.
Но самое главное общее с Петром для поэта прослеживалось по материнской линии — здесь прадедом поэта был знаменитый Ибрагим (Абрам) Петрович Ганнибал, «мавр Петр Великий». Рассказы о нем Пушкин мог слышать от людей, лично знавших его, и познакомился с его сыном, Петром Абрамовичем, после окончания лицея и во время ссылки в Михайловском в имении Ганнибалов Петровское.
Африканские черты, присущие Ганнибалу, в той или иной степени были унаследованы его потомками. Так, например, мать поэта, Надежда Осиповна, которая, по словам ее современников, «необычайно хороша собой», в свете была прозвана «прекрасной креолкой».
В лицейские годы Пушкин иногда подписывался прозвищем, придуманным для него одноклассниками: «Помесь обезьяны и тигра», а в стихотворении «К Юрьеву» даже называл себя «уродливым потомком негров». В примечании к первому изданию «Евгения Онегина» поэт сказал о себе: «Автор, со стороны матери, африканского происхождения. Его прадед Абрам Петрович Аннибал был похищен с берегов Африки в восьмилетнем возрасте.
В журнале «Русская старина» за апрель 1886 года, хранящемся в Президентской библиотеке, опубликован уникальный документ — исследование историка Георга фон Гельбига «Русские избранники».
В 1830 году Булгарин опубликовал в «Северной пчеле» едкий намек на происхождение Пушкина. Поэт ответил стихотворением «Моя родословная».
Взаимоотношения прадеда — «доверенного лица царя» — и императора стали сюжетом незаконченного произведения Пушкина «Мавр Петра Великого». Сюжет романа Пушкин позаимствовал из исторического анекдота «Великодушие государя в награду за заслуги», приведенного в известном произведении Ивана Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» (1788).
В течение нескольких лет Пушкина не покидала мысль о написании исторического труда, посвященного Петру I. В письме начальнику III отдела Собственной Его Императорского Величества канцелярии графу Бенкендорфу от 21 июля 1831 года (Творчество А. Пушкин, 1887), поэт просил «разрешение заниматься историческими исследованиями в государственных архивах и библиотеках». Пушкин «шел» за Петром на верфи, в палатку на Полтавском поле, на собрания, к токарному станку, в Сенат… Восхищаясь гениальностью Петра, Пушкин, однако, не был им ослеплен.Подготовительные тексты к своему произведению говорят: «Разница между государственными учреждениями Петра Великого и его временными указами достойна удивления.
Первые суть плоды обширного ума, исполненные благожелательности и мудрости; вторые — часто жестокие — капризны и, кажется , написано кнутом. Ссылаясь на Александра Куприна, Пушкин «был, есть и будет единственным писателем, который мог своим божественным вдохновением проникнуть в гигантскую душу Петра и понять, почувствовать ее сверхъестественные измерения».
Книга Вересаева «Пушкин в жизни» содержит воспоминания надворного советника Келлера о беседе с поэтом об «Истории Петра». «Об этом государе можно написать, — говорил ему Пушкин, — больше, чем об истории России вообще… <…> Это произведение самоубийственно, <…> если бы я знал заранее, то не взял бы это вверх».
Через три недели после этого разговора умер Александр Пушкин. Первому поэту России было всего 37 лет. Первый император России ушел из жизни в возрасте 52 лет, хотя, как говорит Куприн, «по своему жизненному размаху он должен был прожить еще сто лет»… И все годы, которые отвела им судьба, они трудились не покладая рук — «не как наемники, а как ревностные, трудолюбивые мастера, которые дадут отчет о своей жизни только одному верховному хозяину»…
Каждый возделывал свое поле.
Пушкин оставил нам в наследство русскую литературу. Петр оставил нам Россию.
Какая связь между поэтом и толпой. Пушкин
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области ГБОУ ВПО Ростовской области «Митякинский техникум агротехники и питания»
Методическая разработка занятия
ОУД.01. «Русский язык и литература. Русский язык»
Раздел 1. Русская литература XIX века
Тема 1.2
Агеева Марина Сергеевна
учитель
русский язык и литература
арт. Митякинская
2017
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина
Эпиграф:
Пусть весь мир судит меня как хочет, Злится, кричит, ругается — но я все же поэт.
А.С. Пушкин «Другу поэту»
Цели урока:
образовательный:
Раскройте эволюцию темы поэта и поэзии в литературе.
Определите роль поэзии в жизни Пушкина, раскройте высокое предназначение поэта.
Через лирику понять отношение Пушкина к миру.
образовательный:
Воспитывать чувство гуманизма.
Способствовать развитию познавательной активности учащихся.
Воспитывать внимательное отношение к поэзии, определять свое место в жизни.
разработка:
Развивать творческое воображение;
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся;
развивать знания о поэзии русской литературы 19 векавек,
развивать навыки анализа лирического произведения.
Тип урока: комбинированный
Учебное оборудование:
портрет А.С. Пушкин, фотографии разных лет;
аудиозаписи стихов А.С. Пушкин.
Методические приемы:
работа с эпиграфом;
лекция с элементами беседы;
выразительное чтение стихов и чтение наизусть;
анализ стихов;
использование наглядных пособий;
компиляция кластера;
написание синквейна.
Во время занятий
я .Время организации: Приветствие, проверка состава учащихся в группе, проверка готовности к занятию.
II … Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала: запись темы, оглашение целей концепции.
III … Работа по теме:
1. Представление учителя
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин.
Тема проходит через все творчество Пушкина: его первое опубликованное стихотворение было «К другу поэту» («Вестник Европы» 1814 г.), а одно из последних — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». …» (1836). В своем творчестве Пушкин выстроил представление о месте поэта в мире, об отношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основными вехами этой концепции, главными столпами пушкинского «нерукотворного памятника» являются поэтические манифесты «Разговор книготорговца с поэтом» (1824 г.
), «Поэт» (1827 г.), «Поэт и толпа». (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831)
2. Работа с эпиграфом
— Почему сам Пушкин так открыто и прямо сказал о себе? Как такие мощные громкие слова поэта отражаются в его лирике?
Вдумайтесь и в результате урока мы вернемся к эпиграфу.
3. Чтение и анализ стихов поэта
Поэма «Поэт» (1827). Один ученик читает наизусть.
Вопросы:
На сколько частей можно разделить это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.
В какой момент в поэте начинаются изменения? Как меняется поэт?
Сравните поэта до и после момента, когда Бог дает ему вдохновение.
Поэт предстает в поэме сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью своей творческой силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже, что поэт может быть «всем ничтожным» среди «ничтожных детей мира». Изменения начинаются в нем только тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.
Поэт преображается — он уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а необыкновенный человек: его слух становится чутким, он способен слышать «божественный глагол». Свою прежнюю жизнь он оценивает как «веселье света», сарафанное радио его угнетает — он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не слухи, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Проснется душа поэта:
Душа поэта зашевелится
Как проснувшийся орел.
Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие мысли. Поэт не может творить, находясь среди простых людей, в суете мира. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Поэт бежит от мирской суеты «по берегам пустынных волн,/ В широких — шумных дубравах…» Конечно, берега и дубравы, куда стремится поэт, есть поэтическая условность. Эти «географические точки» — символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стать «звучнее лирного голоса, / Живее творческих сил».
Услышать мир и выразить его словами можно только вдали от человеческого шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» — перед нами поэт, схваченный в момент вдохновения: он «полон звуков и смятения». Здесь нет визуального образа. На смену ему приходят психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «путанием» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.
А.С. Пушкин не ограничивается этим стихотворением и в поэме «Пророк» говорит о том, каким должен быть идеальный поэт.
Ученик читает наизусть.
«Пророк» .
В чем аллегорический смысл библейских образов поэмы?
Определите основной тон стихотворения. Какими способами он создается?
Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Прокомментируйте их.
Какова смысловая роль синтаксических признаков стихотворения?
Каковы особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части можно в нем выделить?
Какой смысл придает тексту многократное повторение союза «Я»?
Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе, или он вестник высших мыслей, каких-то божественных идей?
Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?
Поэма «Поэту «(«Поэт! Не дорожи народной любовью.
..», 1830) связано по смыслу с заключительной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принять равнодушно «похвалу и клевету». «и слушать только» повеление Бога. А в стихотворении «К Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам является «его высшим судом». Стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма является результатом долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творчества.
Вопросы и задания к стихотворению Поэту.
Каковы отношения между поэтом и толпой? Как, по мнению поэта, следует реагировать на похвалу и смех толпы?
Отслеживайте, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез?
Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи настоящему поэту? Что ему нужно для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэзию в нем самом?
Что изображено на толпе? Почему она относится к творчеству поэта «в детской шутливости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
..» 1836 .
Чтение наизусть.
Устный анализ стихотворения и тезисы основных этапов анализа стихотворения (вид самостоятельной работы).
Итоги урока. Синтез.
1.разговор
— Как развивается тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкин?
Поэт в лирике Пушкина проходит определенный жизненный путь. Он растет, переосмысливает себя и свое предназначение. Цель поэта – пробудить чувства, сказать правду – «сжечь сердца людей глаголом».
2.Работа с эпиграфом.
Почему А.С. Пушкин говорит о себе так открыто и такими сильными громкими словами, что, несмотря ни на что и ни на кого, он поэт. И он гордится этим.
3. Выставление оценок учащимся за работу в классе.
В … Домашнее задание :
1. Написать синквейн на тему поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкин
Спасибо за работу.
1) История создания.
Это стихотворение Пушкин Александр Сергеевич написал в 1830 году. Причиной его написания послужило несогласие и резкая критика его произведений со стороны общества, с чем не был согласен и сам поэт.
2) Тема. Это стихотворение относится к важной и философской теме в творчестве поэта, теме поэта и поэзии.
Поэма является нравственным наставлением и советом для начинающих писателей, зависящих от общественного мнения.
3) Основная идея. Основная мысль этого стихотворения, как мне кажется, заключена в его первом куплете:
4) Состав. Стихотворение «Поэту» очень необычно по своей композиции. Он состоит из двух четверостиший и двух трехстихий. Каждая строфа несет в себе отдельный смысл. В первом четверостишии автор призывает читателя сохранять терпение, несмотря на «шум толпы». Во втором четверостишии Пушкин приказывает поэту жить свободно и бескорыстно творить:
По свободной дороге
Иди, куда ведет тебя свободный разум.
В следующих трех стихах автор уверяет нас, что мы сами должны оценивать нашу работу, так как мы являемся ее строжайшими судьями.
В последней строфе лирик показывает, насколько жестока толпа, но все же, если ты доволен, то должен быть равнодушен к критике большинства.
5) Размер, рифма, синтаксис. Размер стихотворения – четырехстопный ямб, один из излюбленных Пушкиным. В первом четверостишии рифма перекрестная, во втором — круговая, в третьем и четвертом — сближенная и круговая.
В стихотворении используются всевозможные предложения, чтобы более широко передать эмоциональную окраску. Также почти все предложения являются императивными, что определяет жанр обучения.
6) Анализ изображений. В стихотворении противопоставлены образы толпы и поэта. Мы ясно видим это по обращениям автора: толпа холодна для него, это суд дураков, но поэт — король, свободный, благородный художник, который должен следовать своим желаниям, не обращаясь к бездарной толпе. Слово «проницательный» также подчеркивает, что поэт сам знает, что для него лучше. Ни один другой человек не имеет права указывать поэту, что и как ему делать, поэтому автор советует поэту: «живи один».
Многое в этом стихотворении намекает на то, что поэт — пророк, который должен нести свое бремя через всю жесткость общества.
7) Анализ троп. Художественный гений Пушкина не обделил и это произведение, поскольку в поэме используются разнообразные художественно-выразительные средства, такие как эпитеты «требовательный художник», «холодная толпа», «благородный подвиг», которые призваны к более подробное описание образов толпы и поэта, метафоры «Вы услышите суд глупца», «Привлекает разум». Есть обращения: «поэт», «художник», «король», которые показывают, кто важен для автора, и которые помогают лучше понять образ адресата. Есть также повторения слова «свободный», чтобы показать независимость поэта.
8) Моё мнение. На мой взгляд, это стихотворение похоже на пушкинского «Пророка», и несет в себе огромный философский смысл — быть независимым от толпы. Стихотворение «Поэту» я считаю шедевром лирики о сущности поэта, так как его идея актуальна и по сей день.
Значение поэта в обществе всегда глубоко беспокоило Александра Сергеевича Пушкина.
Этому непростому вопросу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Предлагаем краткий анализ «Поэт и толпа» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Краткий анализ
История создания — Стихотворение написано в 1828 году.
Тема стихотворения — Роль творца в истории своей страны.
Композиция — Произведение имеет форму диалога и состоит из четырех условных частей.
Жанр — Философская лирика.
Стихотворный размер — Четырехстопный ямб с чередованием парных, крестовых и кольцевых рифм.
Метафоры – « дождевой червь», «холодные евнухи ».
Эпитеты — « вдохновенный», «рассеянный», «заносчивый», «непосвященный ».
Подражание — « душа вкушает холодный сон ».
Сравнения — « ты противен душе своей, как гробы», «как ветер, его песня свободна ».
История создания
20-е годы 19 века стали для Александра Сергеевича настоящим испытанием.
Он долгое время находился в ссылке, снискал себе славу опального поэта и постоянно подвергался нападкам цензуры.
Неспособность вести полноценную жизнь и спокойно творить усугублялась чувством вины перед друзьями-декабристами. Пушкин всячески поддерживал декабристское движение, и свою неудачу он переживал крайне болезненно.
Александр Сергеевич все чаще стал задаваться вопросом, какова истинная роль поэта в обществе. Он понял, что с помощью творчества можно изменить сознание людей, а заодно и весь мир.
Отражением его мыслей и душевных переживаний стало стихотворение «Поэт и толпа», написанное им в 1828 году. Первоначально стихотворение называлось «Черн», но оно было переименовано поэтом в 1836 году при подготовке второго издания .
Тема
Центральной темой произведения является роль поэта в истории, его влияние на общество. Поэта беспокоит полное непонимание между представителями двух противоборствующих лагерей: тех, кто «рожден для вдохновения» и тех, кто видит в искусстве лишь личную выгоду.
Поэт вдохновенно декламирует свое произведение, а толпа только удивленно переглядывается, не понимая, зачем он это делает. Лирический герой, прототипом которого является сам Пушкин, обвиняет чернь в том, что она не способна оценить искусство по достоинству, и ценит лишь материальные блага, насыщающие тело, но не душу.
В ответ «чернь» настойчиво требует, чтобы поэт своим творчеством приносил пользу народу. Однако лирический герой уверен, что два лагеря — истинных ценителей искусства и тех, кто не видит в нем смысла — никогда не придут к взаимопониманию. Он всем сердцем презирает чернь, погрязшую в пороках, злобе и глупости, и не видит смысла тратить свою энергию на их просвещение.
Пушкин вскрывает и другую насущную проблему своего времени — стремление большинства поэтов писать не ради чистого искусства, а ради материальной выгоды. Продажность коллег-писателей угнетает автора, так как произведения, написанные на заказ, часто имеют красивую форму без глубокого содержания.
Горожане гораздо больше ценят внешний лоск, чем полноту поэзии.
Истинное призвание настоящего поэта Пушкин видит в том, что творить, несмотря на все жизненные трудности и проблемы.
Композиция
Произведение написано в форме диалога непризнанного поэта (лирического героя) и толпы («сброда»).
Поэму условно можно разделить на четыре части.
В первой части показано непонимание и негативная реакция непросвещенной толпы на творчество поэта. Она понятия не имеет, для чего нужна поэзия, в чем ее реальная польза.
Во второй части поэт упрекает «чернь» в том, что она заботится только о своей корысти.
В третьей части «сброд» нападает на поэта, требуя от его творчества ощутимых благ, уроков, которые помогут избавиться от пороков.
В заключительной части произведения лирический герой, прекрасно понимая, что до сердец бездушной толпы ему все равно не добраться, отказывается удовлетворить эти требования. Таким образом, он проводит черту между людьми искусства и приземленным «сбродом».
Ни одна из сторон не хочет идти на компромисс. Конфликт неразрешим, и продолжение диалога невозможно.
Жанр
Произведение написано в жанре философской лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с чередованием паровой, крестовой и кольцевой рифм.
Средства выразительности
В своем творчестве Александр Сергеевич использует широкий спектр средств художественной выразительности. Среди них метафор, («земляной червь», «холодные евнухи»), эпитетов («Одухотворенный», «рассеянный», «заносчивый», «непосвященный»), олицетворений («Душа вкушает холодный сон»), сравнений («Отвратителен ты своей душе, как гробы», «как ветер, его песня вольная»).
Тест на стихотворение
Оценка анализа
Средняя оценка: 4,6. Всего полученных оценок: 15.
Какие чувства вызывает заключительная часть стихотворения? Следите за уменьшением словесного запаса и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением.
Какой поэтический смысл раскрывается в этом?
Какова композиционная роль открытой концовки текста?
Проанализировав стихотворение «Сожженное письмо», можно рассказать учащимся об адресате этого стихотворения, рассказать историю кольца, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой на прощание, прочитать стихи «Храни меня, мой талисман.. .» и «Там, где тихо плещется море…».
При изучении стихотворений «На холмах Грузии…» и «Я любил тебя…» следует обратить внимание на смысловую роль художественной формы этих текстов, направляя наблюдения учащихся в «исследовательскую » канал.
Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии…»
Основное настроение стихотворения — «светлая грусть». Как вы понимаете эти слова?
Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Какова направленность в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает опыту его «универсальный» масштаб?
Как соотносятся в стихотворении внешнее и внутреннее состояния поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он и находится в состоянии уныния? Совместимы ли любовь и уныние?
На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы для каждой части.
Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в последних трех стихах?Какие поэтические образы создаются звукописью, частотой звуков «л» и «м» в начале стихотворения?
Какого размера написано стихотворение? Какой поэтический смысл придает ей длинная многостопная строка?
Какой знак придает тексту различие нечетных и четных стихов, чередование мужских и женских рифм?
Как меняется цвет текста по ходу текста: «ночная мгла» — «светлая печаль» — «сердце снова горит»? Какой поэтический смысл раскрывается в этом?
Почему в финале стихотворения чувство любви становится более обобщенным?
Вопросы и задания к стихотворению «Я тебя любил…»
Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему фраза «Я любил тебя» повторяется в стихотворении трижды? С какими интонациями вы можете читать его каждый раз? Что означает тот факт, что глагол «любил» употребляется в прошедшем времени?
Как поэт относится к несостоявшейся любви: разочарование, горе, гнев, смирение, благородство, ирония? Объяснить ваш выбор.
В тексте поэмы главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл раскрывается в этом?
Дома учащиеся могут написать сочинение-интерпретацию одного из стихотворений Пушкина о любви, например «Мое любимое стихотворение Пушкина о любви: восприятие, толкование, оценка».
УРОК 3. «Восстань, пророк!» Тема поэта и поэзия в лирике Пушкина
Учащиеся прочитают стихи на эту тему, изученные ранее, выявят их основные мысли. Центральную часть урока следует посвятить анализу композиционно-стилевых особенностей стихотворений «Пророк», «Поэт».
Вопросы и задания к поэме «Пророк»
В чем аллегорический смысл библейских образов поэмы?
Определите основной тон стихотворения. Какими способами он создается?
Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Прокомментируйте их.
Какова смысловая роль синтаксических признаков стихотворения?
Каковы особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части можно в нем выделить?
Что означает многократное повторение союза «и»
Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе, или он вестник высших мыслей, неких божественных идей?
Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?
Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовью народа.
..», 1830) связано по смыслу с заключительной строфой «Памятника», но там лирический герой подзывает музу равнодушно принимать «хвалу и клевету» и слушать только «повеление Божие». А в стихотворении «К поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам является «его высшим судом». Необходимо обратить внимание учащихся на то, что стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма — результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творчества.
Вопросы и задания к стихотворению «Поэт»
Каковы отношения между поэтом и толпой? Как, по мнению поэта, следует реагировать на похвалу и смех толпы?
Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез?
Что изображено на толпе? Почему она относится к творчеству поэта «в детской шутливости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи настоящему поэту? Что ему нужно для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэзию в нем самом?
Дома учащиеся могут сделать сравнительный анализ стихотворения «Поэту» с одним из стихотворений о поэтическом произведении: «Памятник», «Эхо», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.
УРОК 4. «Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.
На уроке учащиеся выявят поэтические смыслы шедевров пушкинской философской лирики, поразмышляют над вечными проблемами бытия и, прежде всего, над проблемой жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Вы можете прочитать юношеские стихи Пушкина «Моя эпитафия», «Желание», «Элегия», «Завещание». Но в них нет настроения трагической обреченности. Имеют романтические оттенки. Смерть поэту не страшна. Он считает, что умрет от любви. В 30 лет он уже не хочет умирать:
Но жажда жизни здесь звучит гораздо трагичнее и обреченнее. Ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и прежде всего радости творчества. Предвидя свою безвременную кончину, Пушкин восклицает в стихотворении Андре Шенье (1830):
Я скоро все умру. Но любя свою тень
Сохраните рукопись, друзья, себе!
Когда минует буря, суеверная толпа
Собирайся иногда, чтобы прочесть мой верный свиток,
И, долго слушая, скажи: вот оно;
Вот его речь.
И я, забыв гробовой сон,
Взойду незримо и сяду между вами,
И сам услышу…
Таким образом, Пушкин уверен, что только памятники нерукотворные могут сохранить от забвения человеческую личность. Философскими размышлениями о быстротечности человеческой жизни и вечности жизни природы наполнено стихотворение «Блуждаю ли я по шумным улицам…».
Вопросы и задания для анализа стихотворения
О чем думает поэт в стихотворении? Почему он занят своими мыслями о быстротечности жизни и в одиночестве, блуждая «по шумным улицам», и в обществе «безумных юношей», и пред ликом Божиим «в многолюдном храме»?
На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением читать каждую часть?
Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.
Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Что означают здесь образы-символы?
Как поэт относится к подрастающему поколению? К чему снится быть похороненным «ближе к сладкому пределу»?
Как решается тема вечности природы и быстротечности человеческой жизни в финале стихотворения?
«Каменноостровский цикл» стихов 1836 года также посвящен вечным проблемам бытия.
Это «Отцы-пустынники и жены невинны…», «Из Пиндемонти», «Власть мирская», «Подражание итальянцу». Стихотворение «Отцы-пустынники и жены невинны…» представляет собой поэтическое переложение постной молитвы Ефрема Сирина, которая, как это принято, повторяется в храмах на протяжении всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.
Вопросы и задания к анализу стихотворения А. Пушкина «Отцы-пустынники и жены невинны…»
На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве и поэтическое оформление молитвы?
Каким настроением наполнена каждая часть? С какими интонациями их читать?
Прочитайте первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, были составлены «множество торжественных молитв»? Как понимать слова «летать сердцем на ниве переписки»?
Сравните расположение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внес Пушкин? Каков их поэтический смысл?
Текст молитвы:
Господи и Владыка жизни моей, не подари мне духа праздности, уныния, командолюбия и пустословия.
Дух целомудрия, смирения, терпения и любви даруй рабу Твоему. Для ее лорда-короля! Даруй мне увидеть мои грехи. И не осуждай моего брата. Яко благословен ты во веки веков. Аминь. (Шмеманн А. Великий пост. — М., 1993. — С. 28.)
Сравните поэму Пушкина со стихотворным переложением молитвы И.Е. Великопольский. В чем преимущества пушкинского текста?
Какие свойства души, по Пушкину, надо преодолевать, а какие приобретать? Почему?
С «Каменноостровским циклом» связано и стихотворение «Когда за городом, задумчивый, брожу…», навеянное посещением Пушкиным двух близких его сердцу могил — А. Дельвига, погребенного в тесноте Санкт-Петербурга. кладбище в Петербурге, а могила матери на Святых горах. Контрастное построение стихотворения отчетливо проявляется на всех уровнях поэтической структуры: фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном. При анализе также можно заметить противопоставление цветовых, звуковых, пространственных особенностей текста, на антитезе строятся ритмические отношения частей стихотворения, соотношение рифмующихся слов, поэтические интонации.
