Основные произведения шопена: список 10 наиболее знаменитых его композиций

ТОП 10 самых известных произведений Ф. Шопена — лучшие композиции музыканта

Фредерик Шопен (Fryderyk Franciszek Chopin) — композитор с тонким слухом, чьи мелодии сочетают страстную лиричность бельканто и сдержанность классики. Его музыкальный стиль гармонично соединяет польский фольклор, наследие классиков (И.С. Баха, Моцарта, Шуберта) и атмосферу парижских салонов, на которых Шопен был завсегдатаем. Ни один другой композитор не вдохнул в репертуар фортепиано столько чувственности, утонченности и живости.

Содержание

  1. ТОП-10 лучших произведений Фредерика Шопена
  2. Nocturne in E flat, Op. 9, No.2
  3. Piano Sonata No.2 in B flat minor, Op.35
  4. 24 Preludes, Op.28
  5. Polonaise-Fantaisie
  6. Ballade No.1 in G minor
  7. Barcarolle
  8. Sonata No.3 in B minor, Op.58
  9. Mazurkas, Op.24
  10. Fantaisie in F minor
  11. Piano Concerto No.1 in E minor, Op.11
  12. Ф.Шопен: лучшие фортепианные концерты

ТОП-10 лучших произведений Фредерика Шопена

Мы составили список из 10 лучших произведений Фредерика Шопенаосновываясь на отзывах критиков и влиянии композиций на мировое искусство. Избранные мелодии, ноктюрны, сонаты, мазурки и вальсы — вас ожидает феерическое путешествие!

Картина Генриха Семирадского. 1887 год.

Музыка не имеет отечества; отечество ее — вся вселенная.

Nocturne in E flat, Op. 9, No.2

Ноктюрны Шопена — это поэтические шедевры, завораживающие атмосферой безмятежных ночей, тревожных преследований и угрюмого сумрака. Многие из них ноктюрнов являются фаворитами на концертах. И это неудивительно: за погружением в аккомпанемент следуют два узнаваемых «голоса» — они умоляют, спорят, конфликтуют, отчаиваются и примиряются — и это создает настолько сложную эмоциональную палитру, что па-де-де невидимых танцоров или бессловесный оперный дуэт кажутся явственными.

Piano Sonata No.

2 in B flat minor, Op.35

Существует ли в мире еще одна соната, столь же оригинальная и ошеломляющая, как эта? Первые удары по клавишам в лихорадочном ритме похожи на диалог со смертью; острохарактерное скерцо разъяренно бесчинствует с удивительно кротким трио; «Похоронный марш», полагаем, не нуждается в представлении; и финал — это вековечное, незабвенное движение, которое Артур Рубинштейн — известный польский пианист — сравнил с «завыванием ветра вокруг надгробий».

24 Preludes, Op.28

Как и сборник «Хорошо темперированный клавир» И. Баха (за исключением фуг), прелюдии Шопена сменяют друг друга в строгой последовательности. Произведения короткие — продолжительность некоторых не длиннее минуты — но цикл исполнен такой изобретательностью и широтой звучания, что неискушенный слушатель может диву даться, безвозвратно погрузившись в таинственный мир фантазий. Где Шопен придумал причудливую драму из «ми-бемоль минор» или «ре минор»? Как он мог сотворить мелодию, такую же совершенную, как «ми минор», чтобы ее повторяющиеся ноты гармонично — снова и снова — представали в новом свете? Что насчет чистого и простого «ля мажора», дорогой слушатель? Поражает, что нет двух пианистов, играющих сет одинаково.

Polonaise-Fantaisie

Самодостаточная 10-минутная «Польская фантазия» — одна из лучших последних работ Шопена. Новелла, уникальная по структуре и обладающая пронизывающим эмоциональным эффектом, открывается легко и свободно — даже с нотками импровизации; основная часть полонезов позже контрастирует с колыбельной, частично любовной песней, частично «сном под гипнозом». Мягкая песнь без слов в полонезном ритме к концу превращается в торжественную коду и гордо исчезает в паре дрожащих трелей. Чистый гений.

Ballade No.1 in G minor

Ф. Шопен в возрасте 21 года создал первую и самую известную из своих баллад. Это невероятно драматичное произведение. Его балладный характер, достигнутый ритмом раскатистости и длинными бардоподобными мелодиями, очень филигранно сочетается со вспышками необузданной страсти. Произведение заканчивается мощными — даже резкими — кодами. Слушатели предполагают, что баллада основана на эпической поэме Адама Мицкевича «Конрад Валленрод» — романтической сказке, написанной за три года до Баллады, в центре которой — таинственный герой, потерявший возлюбленную и покончивший жизнь самоубийством.

Barcarolle

В «Баркароле» — народной песне венецианских гондольеров — звучит перекатывающийся аккомпанемент и итальянская мелодия, подчеркивающая страсть Шопена к итальянскому бельканто. Центральная часть полна неоднозначности, тоски и печали — прощальный дух витает в воздухе. Шопен написал «Баркаролу» за четыре года до кончины — в период, когда особо тяжело страдал от туберкулеза. Независимо от того, могли ли депрессивные помыслы музыканта (а у Шопена их было, нужно признать, немало) повлиять на содержание композиции, это — мрачное, но красивое произведение.

Sonata No.3 in B minor, Op.58

Состоящая из четырех частей соната — наиболее традиционная работа Шопена с точки зрения формы. Ее структура симфонична: драматическое вступление, противопоставляющее боевые и лирические мотивы; скерцо, требующее невероятно виртуозной игры на фортепиано; песноподобное медленное ларго; и напряженный финал, полный экстравертных взрывов. Структура может показаться нетривиальной, но для Шопена использование подобной конструкции означало обратное.

Mazurkas, Op.

24

Мазурки Шопена — это шедевры в миниатюре. Четыре пьесы, которые изобилуют обаянием, мелодикой и пафосом, по-своему уникальны. Однако последняя — си-бемоль минор — особенно оригинальна: баланс между ритмом польского народного танца и поэтическим голосом композитора образует волшебное созвучие. Более поздние опусы гораздо сложнее, но захватывают слух в меньшей степени. Тем не менее, когда вы прослушаете эти мазурки, обратите внимание на Рубинштейна — он доводит их дух до совершенства.

Fantaisie in F minor

Пьеса, написанная в 1841 году, когда Ф. Шопен пребывал в расцвете сил, удивительным образом сочетает восторженную атмосферу и причинно-следственный сюжет, традиционно используемый в литературе. Склонность композитора к импровизации может быть ключом к понимаю того, как вступление в виде таинственного марша перетекает в расцветы, открывающие итальянское буйство. Пианисты знают: Шопен и импровизация — это клятвенные союзники. Представьте: он записал абсолютно все, что играл!

Piano Concerto No.1 in E minor, Op.11

Два фортепианных концерта — ранние произведения, написанные музыкантом в возрасте 19 лет. Их свежесть, энергичность, непосредственность и мелодичность поистине чаруют. Это делает их вечными, незыблемыми и, вероятно, лучшими произведениями Шопена. Творения композитора для оркестра вызывали много критики; и мы будем честны: оркестр — не его кредо. Однако Шопен обладал уникальным мастерством задавать тон фортепиано по всей фактуре: струнные — это ореол вокруг сольной мелодии, а духовые — нежный дуэт для пианиста. Концерт ми минор — первый, хотя и написанный вторым, — тяготеет к медленному танцу, который невозможно не обожать. Если вы не людоед, конечно.

Ф.Шопен: лучшие фортепианные концерты

Мы рекомендуем прослушать фортепианные концерты Шопена в исполнении Бенджамина Гросвенора.

  • Ссылка на его YouTube-канал.

«Шопен был первым композитором, с которым я почувствовал сильную связь в детстве. Меня всегда привлекала его музыка, а его фортепианные концерты — одни из лучших в репертуаре», — отметил Гросвенор.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы получать свежие статьи своевременно!

история, содержание, интересные факты, слушать

Вальсы Шопена

 

Его называли варшавским Моцартом, а музыку, написанную им, сравнивали с поэзией Пушкина. Имя этого гениального музыканта Фредерик Шопен. Он не сочинял ни опер, ни балетов, да и симфоническая музыка его особо не привлекала. Будучи превосходным пианистом, маэстро практически все свои произведения писал для фортепиано. Это баллады, ноктюрны, экспромты, этюды, прелюдии, полонезы, мазурки и, несомненно, вальсы — шедевры элегантности, благородства и изысканности. Изначально в классической музыке самыми выдающимися образцами данного жанра были именно вальсы Шопена.

Историю создания Вальсов Шопена и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

История создания

Фредерик Шопен прожил недолгую жизнь, но написал много замечательных произведений, среди которых вальсы занимают не последнее место. Своё первое творение в этом жанре композитор сочинил в четырнадцать лет, а последнее за два года до своей преждевременной кончины. К сожалению, сегодня никто не может точно сказать, какое вальсовое наследие у 

Шопена, но есть предположение, что оно насчитывает более двадцати произведений. При жизни композитор опубликовал всего лишь восемь вальсов, остальные девять, вошедшие в полное собрание сочинений были напечатаны лишь после смерти Шопена.

Особую популярность вальс получил в первое десятилетие XIX века: он покорил всех своими полётными, кружащимися движениями. Фридерик Шопен тоже был не равнодушен к этому танцу, а сочинённые произведения этого жанра посвящал дамам своего сердца.

Первой девушкой, к которой Фредерик испытал настоящие чувства, была Констанция Гладковская. Эта красавица, обладающая прекрасным голосом, училась в Варшавской консерватории и мечтала выступать на оперной сцене. Влюблённый Шопен, шесть месяцев страдая от любви, стеснялся с ней даже заговорить.

Образ Констанции следовал за юношей повсюду и размышления о ней вдохновили молодого композитора на создание четырёх великолепных вальсов: изысканного Ре-бемоль мажорного, поэтичного и грустного си минорного, лёгкого и грациозного ми минорного и виртуозного Ми-бемоль мажорного. Его Фридерик дописал в Париже, назвав затем Большим блестящим вальсом». К сожалению, пылкие романтические отношения между Шопеном и Констанцией закончились печально: когда Фредерик уехал в гастрольную поездку по городам Европы, его возлюбленная вышла замуж за другого.

  

Через некоторое время Шопен встретил другую девушку, которая пленила сердце талантливого композитора. Это была Мария Водзиньская — сестра лицейского друга композитора. Обаятельная юная особа смогла вновь воскресить у Фредерика прекрасное волнительное чувство, побудившее его на создание таких прекрасных шедевров как «Вальс ля-бемоль мажор» и «Вальс до- диез минор». Однако Мария тоже разбила сердце несчастного композитора. Будучи обручённой с Фредериком, она расторгла помолвку, чтобы связать свою жизнь с сыном влиятельного польского дворянина — Юзефом Скарбеком.

Несомненно, нельзя оставить без внимания историю любви Шопена и французской писательницы Жорж Санд. Десять лет продолжались романтические отношения, вдохновившие композитора на сочинение прекрасных произведений, среди которых «Вальс Фа мажор», «Вальс Ля-бемоль мажор» и «Вальс фа минор». Увы, но и этот роман закончился для Шопена очень грустно. Фредерик близко к сердцу принял разрыв с любимой женщиной и даже на смертном одре мучительно вспоминал о ней.

Известна ещё одна женщина, которая воодушевляла Шопена на создание прекрасных произведений — это графиня Дельфина Потоцкая. С ней молодой композитор познакомился в 1831 году в Париже. Хозяйка модного музыкального салона, красавица, обладательница многих талантов впоследствии стала Шопену добрым и верным другом. Фредерик посвятил графине изящный Ре-бемоль мажорный вальс «Минутку». Это светлое по своему характеру произведение композитор постоянно включал в программу своих концертов.

 

Интересные факты

  • По результатам медицинских исследований музыка вальсов Фредерика Шопена, обладающая целебной энергией, успокаивает нервную систему и нормализует психическое состояние человека. Помимо этого она улучшает память, повышает умственную работоспособность и даже снижает напряжение мышц.
  • Свой знаменитый Ре-бемоль мажорный вальс, известный как вальс «Минутка», Шопен написал в награду за поцелуй. У любимой женщины композитора — писательницы Жорж Санд в поместье была маленькая собачка, который любила гоняться за собственным хвостом. Это было похоже на весёлый собачий танец, к которому Жорж Санд попросила Фредерика написать музыку. Композитор не любивший давать названия своим произведениям сам озаглавил его как «Вальс маленькой собачки».
  • Вальсы Фредерика Шопена – это эффектные концертные произведения, которые не предназначены для танцевального сопровождения, но, тем не менее балетмейстер Михаил Фокин не мог устоять перед выразительной грустью Вальса до-диез минор и попросил композитора Александра Глазунова оркестровать это произведение, чтобы включить его в свой балетный спектакль «Шопениана», поставленный на музыку гениального польского маэстро. Эта хореографическая постановка под названием «Сульфиды» и сегодня во всём мире пользуется большой популярностью.

  • Жизнь Констанции Гладковской, после того как она вышла замуж за графа Юзефа Грабовского, сложилась несчастливо.
    Супруг сразу запретил талантливой певице выступать на оперной сцене, о которой она так мечтала, а в тридцатилетнем возрасте её постигла слепота. Прожив семьдесят девять лет, Констанция всё время хранила письма Шопена, но перед самой смертью их всё же сожгла.
  • Музыка Фредерика Шопена всегда вдохновляла людей искусства. Так в 1994 году соотечественник композитора режиссёр Вальдемар Шайковский снял замечательный анимационный фильм «Фредерик Шопен. Вальс си-минор», рассказывающий о закончившейся печально истории любви Шопена и Констанции Гладковской.
  • Фредерик Шопен всю жизнь берёг послания от Марии Водзинской. Когда после смерти разбирали бумаги композитора, был обнаружен пакет, на котором было написано «моя печаль». В последнем послании девушка откровенно поясняла Фредерику, почему она так жестоко с ним поступила. Мария считала, что серые будни семейной жизни буду препятствовать вдохновению талантливого композитора, а для творчества ему нужна страстная любовь.
  • Дельфина Потоцкая — талантливая и высокообразованная женщина, с которой у Шопена был четырёхгодичный пылкий роман. После окончания отношений они расстались добрыми друзьями, и даже перед своей смертью композитор просил Дельфину петь его любимые песни.

 

Содержание вальсов Шопена

Вальсы Фредерика Шопена – это выразительные и изящные концертные произведения, прекрасные образцы романтической миниатюры, своего рода вдохновенные музыкальные поэмы. Глубокие по музыкальному содержанию и блистательные, с широким использованием богатого арсенала виртуозной пианистической техники, они являются эффектными произведениями для концертных выступлений. Свои вальсовые композиции Шопен украшает стремительными гаммообразными пассажами, различной аккордовой и октавной техникой, а также обилием интересных фигураций, являя слушателю грациозный и элегантный стиль.

Вальсы Шопена можно поделить на два вида. Одни из них яркие, феерические и стремительные, живописно отображающие помпезные балы. Другие – лирические, мечтательные и меланхоличные, погружающие в атмосферу романтических воспоминаний.

По своему строению вальсы Шопена различны, но большинство из них имеют трёхчастную форму. В основном они состоят из нескольких разделов и первый из них, как в рондо, периодично повторяется.

  • Вальс № 7 до-диез минор является одним из самых популярных произведений композитора данного жанра. Эту проникнутую элегическим настроением миниатюру он написал в необычной трёхчастной форме: ab – cb – ab. Вальс начинается с эмоциональной и меланхоличной темы, которая затем сменяется головокружительным завораживающим пассажем, имеющим название ритурнель, ведь в произведении он как припев постоянно повторяется. В схеме произведения он отмечен буквой b. Характер музыки в третьей теме вновь меняется: он приобретает нежный и мечтательный характер.
  • Следующим произведением композитора, заслуживающим особого внимания, является Вальс №10 си-минор (соч. 69, №2). Нежная, полная грустного томления композиция, звучащая как поэтическое произведение, написана в трёхчастной форме: II:a:II: ba:II – c – aba. Элегически печальная тема, отмеченная буквой «а», как видно из схемы повторяется шесть раз. Другие светлые по характеру мажорные темы «b» и «c» вносят в произведение радужный оттенок, но по их завершению музыка вновь окрашивается в сумрачные тона.
  • Нельзя оставить так же без внимания Вальс Ре-бемоль мажор (Des-dur, o 64 №1). Это произведение Шопен, не любивший давать названия своим сочинениям, сам именовал как «Вальс маленькой собачки». В нынешнее время миниатюра пользуется большой популярностью под заголовком «Минутка». Эффектную, искромётную пьесу, как и большинство своих сочинений данного жанра, композитор заключил в трёхчастную форму со своеобразным строением: aII:b:II – c – ab. Первая и соответственно последняя часть произведения основана на безостановочном спиралеобразном, стремительном движении восьмых нот, которые дают произведению характер невероятной полётности. Средний раздел вальса своим спокойным темпераментом отличается от крайних частей. Плавная и чувствительная мелодическая линия наполняет музыку нежностью и лиризмом.

 

Фредерика Шопена величают музыкальным аристократом, а его вальсы называют поэтическими произведениями, в которых каждая эмоция выражена самым изысканным языком. Ясное выражение музыкальных мыслей, заключённых в отточенную, стройную форму, является неотъемлемым качеством произведений композитора данного жанра. Это делает их совершенными творениями, которые занимают достойное место в золотом фонде мировой музыкальной литературы.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Вальсы Шопена

10 Известные произведения Шопена — 10 Известные произведения

10 Известные произведения Шопена (Желазова-Воля, Польша, 1 марта или 22 февраля 1810 г. — Париж, 17 октября 1849 г.)

Фредерик Шопен вырос в семье среднего класса. В 7 лет он опубликовал свою первую композицию, а год спустя начал играть, проявляя признаки вундеркинда. В 1829 году он остановился в Вене, чтобы получить более широкое образование, но именно в 1832 году он переехал в Париж, где общался с высшим обществом. Хотя у Шопена были юношеские романы и когда-то он был помолвлен, ни один из его романов не продлился больше года. В 1838 году он начал любовную историю с французской писательницей Амантин Люсиль Авророй Дюпен, которую звали Жорж Санд. С целью поправить всегда подорванное здоровье композитора пара проводит зиму на испанском острове Майорка, где заболел Шопен. В 1839 г., Санд везет Шопена в Марсель, где у него обнаруживают туберкулез. После периода выздоровления в этом городе в мае 1839 года Шопен и Санд поселились к югу от Парижа в Ноане, коттедже Санда. Следующие семь лет оказались самым счастливым и продуктивным периодом в жизни Шопена. Отношения закончатся в 1848 году, и после плотного графика концертов на Британских островах Шопен вернется в Париж, чтобы умереть в следующем году.

Почти вся продукция посвящена фортепиано, за некоторыми исключениями.

1. Ноктюрны, соч. 9

Между 1827 и 1846 годами Шопен написал в общей сложности 21 фортепианную пьесу под названием «Ноктюрны», разделенные на разные номера опусов. В его Opus 9 есть три самых известных. Похоже, что Шопен был создан по образцу Джона Филда (1782-1837), считавшегося создателем ноктюрнов, хотя явно Шопен развил эту идею.

2. Исследование Op. 10, № 12 до минор, «революционный этюд».

Этюды Шопена считаются шедеврами техники и являются эталоном для каждого пианиста. В период с 1830 по 1840 год Шопен написал в общей сложности 27 этюдов. Они разделены на опусы 10, 25 и три отдельных этюда. В частности, его этюд № 12 его соч. 10, посвященный Листу, как и другие части этого сочинения, берет свое название от революции кадетов в Польше против русского правления в 1831 г.

3. Прелюдия, соч. 28, № 15. «Капля дождя».

Шопен написал 24 прелюдии в своем опусе 28. Ему нравились его предшественники, в разных тональностях, как в наиболее известном случае прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха. Они написаны между 1836 и 1839 годами, часть из них в то время, когда Шопен и Жорж Санд жили на острове Майорка. Возможно, это число 15 самое известное, работа, которая отдает дань уважения одиночеству, близости и размышлениям с самим собой.

4. Концерт для фортепиано № 2 фа минор, соч. 21

Шопен написал два концерта для фортепиано с оркестром, соч. 11 и соч. 21. Премьера этого концерта состоялась в 1830 году, когда композитору было 20 лет, и посвящена графине Дельфине Потоцкой.

Он разделен на движения Maestoso, Larghetto и Allegro Vivace.

5. Баллада для фортепиано № 1 соль минор соч. 23.

Шопен написал четыре баллады между 1831 и 1842 годами, которые являются эталонными произведениями в музыке польского композитора. Самая известная, пожалуй, первая, написанная в 1831 году, когда композитор был по-настоящему опустошен пребыванием в Вене, пока его семья и соотечественники боролись против российской гегемонии в его стране. Второй посвящен композитору Роберту Шуману.

6. Соната для виолончели соль минор, соч. 65.

Написанное в 1846 году, это анекдотическое произведение композитора, поскольку почти все его произведения написаны для фортепиано, поэтому оно может быть превращено композитором в эталонное произведение для исполнителей на виолончели. Это было последнее произведение, опубликованное при жизни композитора, посвященное Огюсту Франкомму и исполненное с ним в Париже в 1848 году.

7. Соната для фортепиано № 3 си минор, соч. 58

Шопен написал три сонаты для фортепиано, две из которых были опубликованы еще при жизни. Тройка считается самыми сложными произведениями композитора наряду с «Полонезом-Фантазией», соч. 61 и его Allegro de Concerto, соч. 46. ​​Свою третью сонату он написал в 1844 году и посвятил графине Эмили де Пертюи.

8. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53, «Героический полонез».

Написано в 1842 году, когда у Шопена были серьезные проблемы со здоровьем, и он обычно лежал в постели с лихорадкой и рвотой. Это произведение, восхваляющее его землю, хотя оно и не соответствует классической форме полонеза.

9. Вальсы ре-бемоль мажор, соч. 64, № 1, «Вальс минуты».

Кажется, Шопен мог сочинить около 36 вальсов, концертных произведений, которые нельзя танцевать. Он начал сочинять их в 14 лет и занимался этим всю жизнь. Самым известным является минутный вальс, хотя его интерпретация обычно длится одну минуту сорок секунд, кажется, что термин «минута» не относится к продолжительности пьесы.

10. Фантазия-Экспромт op. пост 66

Написано в 1835 году. Шопен не хотел, чтобы это произведение было обнародовано, потому что он сказал, что оно очень похоже на «Кларо де Луна» Бетховена, и, чтобы избежать критики, которую это могло вызвать, он сказал своему другу Джулиану Фонтане сжечь его, но, к счастью, это не то, что он сделал, и после смерти Шопен опубликовал это.

Фредерик Шопен | Биография, музыка, смерть, известные произведения и факты

Фредерик Шопен

Смотреть все медиа

Дата рождения:
1 марта 1810 г. Польша
Умер:
17 октября 1849 г. (39 лет) Париж Франция
Известные работы:
«Берсез» «Прелюдии Шопена, соч. 28” «Героический полонез» «Полонез соль минор»
Механизм/стиль:
Романтизм

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем известен Фредерик Шопен?

Фредерик Шопен известен своей выразительной игрой на фортепиано и новаторскими произведениями, которые он написал для этого инструмента.

От чего умер Фредерик Шопен?

Фредерик Шопен умер от туберкулеза 17 октября 1849 года. Он страдал от туберкулеза последние 11 лет своей жизни.

Где похоронен Фредерик Шопен?

Фредерик Шопен похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Его сердце похоронено в костеле Святого Креста в Варшаве, на его родине, в Польше.

Как прославился Фредерик Шопен?

Фредерик Шопен прославился в Польше как вундеркинд и как пианист, и как композитор. Его слава распространилась с концертами в Вене в 1829 году. После того, как он переехал в Париж в 1831 году, его известность как учителя игры на фортепиано и композитора росла.

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Фредерик Шопен , французский полностью Фредерик Франсуа Шопен, польский Фредерик Францишек Шопен , (родился 1 марта 1810 г. [ныне в Польше] — умер 17 октября 1849, Париж, Франция), польский французский композитор и пианист эпохи романтизма, наиболее известный своими сольными произведениями для фортепиано и фортепианными концертами. Хотя он написал мало произведений, кроме фортепианных, многие из которых были короткими, Шопен считается одним из величайших тоновых поэтов музыки благодаря своему сверхтонкому воображению и привередливому мастерству.

Отец Шопена, Николас, французский эмигрант в Польше, работал наставником в различных аристократических семьях, включая Скарбеков, в Желязовой Воле, на одной из беднейших родственниц которых он женился. Когда Фредерику было восемь месяцев, Николас стал учителем французского языка в варшавском лицее. Сам Шопен посещал лицей с 1823 по 1826 год.

Вся семья имела склонность к творчеству, и даже в младенчестве Шопен всегда странно умилялся, слушая игру своей матери или старшей сестры на фортепиано. К шести годам он уже пытался воспроизводить услышанное или сочинять новые мелодии. В следующем году он начал брать уроки игры на фортепиано с 61-летним Войцехом Живным, всесторонне развитым музыкантом с проницательным чувством ценностей. Простое обучение Живного игре на фортепиано вскоре было оставлено его учеником, который открыл для себя оригинальный подход к игре на фортепиано и получил возможность развиваться без ограничений со стороны академических правил и формальной дисциплины.

В раннем возрасте Шопена пригласили играть на частных вечеринках, а в восемь лет он впервые выступил на публике на благотворительном концерте. Три года спустя он выступал в присутствии русского царя Александра I, который был в Варшаве на открытии парламента. Не только игра была причиной его растущей репутации вундеркинда. В семь лет он написал Полонез соль минор , который был напечатан, а вскоре после этого его марш обратился к русскому великому князю Константину, который записал его для своего военного оркестра для игры на параде. Затем последовали другие полонезы, мазурки, вариации, экосезы и рондо, в результате чего, когда ему было 16 лет, его семья записала его во вновь созданную Варшавскую консерваторию музыки. Руководил этой школой польский композитор Йозеф Эльснер, с которым Шопен уже изучал теорию музыки.

Лучшего учителя нельзя было найти, ибо, настаивая на традиционном обучении, Эльснер, будучи композитором-романтиком, понимал, что индивидуальное воображение Шопена никогда не должно ограничиваться чисто академическими требованиями. Еще до того, как он попал в поле зрения Эльснера, Шопен проявлял интерес к народной музыке польской деревни и получил те впечатления, которые впоследствии придали его творчеству безошибочный национальный колорит. В консерватории он прошел солидный курс обучения гармонии и композиции; в игре на фортепиано ему позволили развить высокую степень индивидуальности.

Несмотря на оживленную музыкальную жизнь Варшавы, Шопену срочно требовался более широкий музыкальный опыт, и поэтому его преданные родители нашли деньги, чтобы отправить его в Вену. После предварительной экспедиции в Берлин в 1828 году Шопен посетил Вену и дебютировал там в 1829 году. Второй концерт подтвердил его успех, и по возвращении домой он подготовился к дальнейшим достижениям за границей, написав свой Концерт для фортепиано с оркестром № 2 в Фа минор (1829) и его Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор (1830), а также другие произведения для фортепиано с оркестром, созданные с использованием его блестящего оригинального фортепианного стиля. Его первые этюды также были написаны в это время (1829–1832 гг.), Чтобы позволить ему и другим справиться с техническими трудностями в его новом стиле игры на фортепиано.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

В марте и октябре 1830 года он представил свои новые работы варшавской публике, а затем покинул Польшу с намерением посетить Германию и Италию для дальнейшего изучения. Он не пошел дальше Вены, когда до него дошли вести о польском восстании против русского владычества; это событие, усугубленное неспокойным состоянием Европы, заставило его бесполезно оставаться в Вене до июля следующего года, когда он решил отправиться в Париж. Вскоре после своего прибытия в то место, которое было тогда центром европейской культуры и в разгар своего собственного романтического движения с поздним расцветом, Шопен понял, что нашел среду, в которой мог расцвести его гений. Он быстро установил связи со многими польскими эмигрантами и с молодым поколением композиторов, включая Ференца Листа и Гектора Берлиоза и, на короткое время, Винченцо Беллини и Феликса Мендельсона. Круги, в которые допустили Шопена таланты и известность, быстро признали, что нашли художника, которого требовал момент, и после короткого периода неуверенности Шопен занялся главным делом своей жизни — преподаванием и сочинением. Его высокий доход из этих источников освободил его от необходимости давать концерты, к которым у него было врожденное отвращение.

Изначально были проблемы, профессиональные и финансовые. После своего парижского концертного дебюта в феврале 1832 года Шопен понял, что его исключительная деликатность игры на клавишных не всем по вкусу в больших концертных залах. Но знакомство с богатой банковской семьей Ротшильдов позже в том же году внезапно открыло новые горизонты. Благодаря своим элегантным манерам, привередливой одежде и врожденной чувствительности Шопен стал фаворитом в великих домах Парижа как в качестве солистки, так и в качестве учителя. Его новые фортепианные произведения в это время включали в себя два поразительно поэтических сборника этюдов (1829 г.–36), Баллада соль минор (1831–35), Фантазия-экспромт (1835) и множество более мелких произведений, среди которых мазурки и полонезы, вдохновленные сильным националистическим чувством Шопена.

Юношеские романы Шопена с Констанцией Гладковской в ​​Варшаве (1830) и Марией Водзинской в ​​Дрездене (1835–36) ни к чему не привели, хотя с последней он действительно обручился. В 1836 году он впервые встретился со свободной писательницей Авророй Дюдеван, более известной как Жорж Санд; их связь началась летом 1838 года. Той осенью он отправился с ней и ее детьми, Морисом и Соланж, зимовать на острове Майорка. Они сняли простую виллу и были идиллически счастливы, пока не наступила солнечная погода и Шопен не заболел. Когда до владельца виллы дошли слухи о туберкулезе, их выгнали, и они смогли найти жилье только в монастыре в отдаленной деревне Вальдемоса.

Холод и сырость, недоедание, крестьянская подозрительность к их странному содержанию и отсутствие подходящего концертного рояля препятствовали творчеству Шопена и еще больше подорвали его шаткое физическое здоровье. Действительно, лишения, которые пережил Шопен, ускорили медленное ухудшение его здоровья, закончившееся его смертью от туберкулеза 10 лет спустя. Санд понял, что только немедленный отъезд спасет ему жизнь. Они прибыли в Марсель в начале марта 1839 года, и благодаря опытному врачу Шопен достаточно выздоровел менее чем за три месяца, чтобы они начали планировать возвращение в Париж.

Лето 1839 года они провели в Ноане, загородном доме Санда примерно в 180 милях (290 км) к югу от Парижа. Этот период после возвращения с Майорки должен был стать самым счастливым и продуктивным в жизни Шопена, и долгие лета, проведенные в Ноане, принесли плоды в виде череды шедевров. В качестве постоянного источника дохода он снова обратился к частному преподаванию. Его метод допускал большую гибкость запястья и руки и смело нетрадиционную аппликатуру в интересах большей ловкости, с воспроизведением красивого певческого тона, которое было основным требованием почти во все времена. Также рос спрос на его новые работы, и, поскольку он становился все более проницательным в отношениях с издателями, он мог позволить себе жить элегантно.

О здоровье постоянно беспокоились, и каждое лето Сэнд возил его в Ноан на свежий воздух и отдых. Часто приглашались и близкие друзья, такие как Полина Виардо и художник Эжен Делакруа. Шопен написал большую часть своей самой популярной музыки в Ноане, не только миниатюры, но и расширенные произведения, такие как Фантазия фа минор (сочинена в 1840–1841 гг. ), Баркарола (1845–1846 гг.), Полонез. Fantaisie (1845–46), баллады ля-бемоль мажор (1840–41) и фа минор (1842), а также Соната си минор (1844). Здесь, в деревне, он нашел покой и время, чтобы предаться укоренившемуся стремлению к совершенству. Казалось, он особенно стремился развить свои идеи в более длинные и сложные аргументы и даже послал в Париж за трактатами музыковедов, чтобы усилить свой контрапункт. Его гармонический словарь в этот период также стал намного более смелым, хотя никогда не за счет чувственной красоты. Он ценил это качество на протяжении всей жизни так же сильно, как ненавидел описательные названия или любой намек на скрытую «программу».

Семейные разногласия, возникшие из-за замужества дочери Санда, Соланж, привели к тому, что отношения Шопена с Санд стали натянутыми, и он стал все более капризным и раздражительным. Некоторые предполагают, что, помимо таких личных конфликтов, его переменчивое поведение могло быть связано с определенным типом эпилепсии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *