Сочинение: Основные черты сентиментализма в литературе
(499 слов) Сентиментализм представляет собой одно из важнейших направлений в искусстве и литературе. Кроме того, под сентиментализмом понимают определённое настроение общества, распространившееся в Европе в 20 -х — 80-х гг. восемнадцатого столетия. В России данный период был в конце восемнадцатого — начале девятнадцатого века. Сентименталисты на первое место выдвигали чувства, а не разум. Они преувеличенно сильно ощущали каждое событие и считали веления и достоинства сердца наиболее важными для принятия решения. Рассмотрим поподробнее, какие признаки и особенности характерны для направления сентиментализма.
Как известно, сентиментализм завершает эпоху Просвещения, которая длилась на протяжении всего восемнадцатого столетия. Сентименталисты, создавая свои произведения, особое внимание акцентировали на силе чувств, на личности, на природе. Это направление было противопоставлено классицизму, где долг и ум были на первом плане личности.
Есть еще один важный признак: если раньше авторы воспевали лишь благородных господ, то теперь они обратили внимание на простых людей — бедных и мало значимых в обществе, зато добрых и чувствительных. Сентиментализм, в отличие от остальных направлений литературы, провозглашал культ человеческого сердца. Писатели, творящие в духе сентиментализма, восхищались простотой и естественностью. Зачастую персонажами произведений были представители простого народа. Сентименталисты большое значение придавали внутреннему состоянию личности, а также окружающей природе. В центре внимания произведений, созданных в духе сентиментализма, становились чувства. Сентименталистам была присуща большая свобода воображения, чем писателям других направлений.
Главными жанрами данного направления считались романы и путешествия. Им был присущ поучительный характер. Очень часто в сентиментализме применялись такие жанры, как дневники, письма, воспоминания. Ведь с помощью них можно было глубоко раскрыть внутренний мир личности.
Для поэзии сентиментализма характерно преимущество таких жанров, как послание и элегия.
Известно, что в России сентиментализм носил либеральный характер или был реакционным. Представителем последнего был Шариков Пётр Иванович. Он создавал произведения в форме идиллической утопии, им не было присуще наличие социальных противоречий. Представителями либерального направления были такие известные русские писатели, как Николай Михайлович Карамзин и Василий Андреевич Жуковский. Кроме того, в этом духе творили А.Н. Радищев, который написал «Путешествие из Петербурга в Москву«, И.И. Дмитриев, М.Н. Муравьёв и так далее.
Не секрет, что русский сентиментализм несколько отличается от европейского. Так, одним из главных признаков отечественного сентиментализма является просветительский и поучительный характер, а также элементы нравственности. Помимо этого, русскому сентиментализму присуща ещё одна важная особенность, которая заключается в совершенствовании литературного языка произведений.
Как известно, в эту эпоху авторы впервые обратили внимание на духовный мир простого человека, демонстрируя его щедрость и богатство души.
Вершиной русского сентиментализма является известная повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза». В своем произведении автор восхищался простотой, естественностью и богатым миром главной героини. Писатель противопоставил этот образ образу главного героя Эраста. Несмотря на то, что персонаж обладал добрыми качествами, с девушкой он поступил непростительно, ведь естественную добродетель его характера отняла городская среда, заразившая героя фальшью. Автор воспел в повести культ любви, а также показал душевную красоту простого человека, что свойственно сентиментализму. Именно новаторство, привнесенное сентиментализмом, и принесло знаменитому произведению небывалую славу.
Таким образом, произведениям, написанным в духе сентиментализма, присуща преимущественно любовная тематика. Данному направлению присущи специфические жанры: элегия, путешествия, письма, сентиментальная повесть.
Писатели, создававшие свои творения, старались уходить от культа долга и разума, они воспевали чувства и красоту природы.
Автор: Виктория Комарова
Что такое сентиментализм в литературе: классицизм, романтизм, реализм
В статье изложены принципы сентиментализма, его особенности, основные черты. Отмечены признаки этого направления в новелле Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Дана сравнительная характеристика главных литературных направлений. Рассмотрены жанры произведений писателей-сентименталистов.
Содержание
Особенности литературного направления
Новые веяния вызваны несправедливым порядком феодального устройства европейского общества, необходимостью отразить антифеодальные настроения деятелей эпохи Просвещения.
Идеология нового направления заключалась в признании ценности человеческой личности независимо от сословия.
В русской литературе с просветительскими идеями сентиментализма первым выступил А. Н. Радищев.Появление сентиментализма
Европейский сентиментализм появился на смену классицизму в конце XVIII века и просуществовал до половины XIX столетия.
Россия познакомилась с этим художественным стилем на 50 лет позже Европы, его основоположником был Н. М. Карамзин.
Литературное течение доминировало 100 лет. Затем постепенно сменилось на романтизм и реализм.
Главное открытие сентиментализма
Высшей ценностью было объявлено не государство, а человек. Его ощущения, устремления, органичная связь с природой.
Сентиментализм акцентировал внимание на эмоциональное восприятие мира, верховенство чувства (sentiment – фр.).
Главные признаки жанра:
- Описание душевных переживаний героя, его волнений, тревог.
- Сочувствие персонажу независимо от сословия. Личность оценивалась способностью к дружбе, любви.
- Прославление великодушия поступков и помыслов, часто под видом назиданий, наставлений.
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
Сравним основные принципы этих четырех направлений.
Классицизм — приоритет разума, великих идей, исполнения долга.
Подражание античной литературе. Описание деяний героических людей прошлого. Непререкаемые каноны жанра.
Сентиментализм — культ чувства, сострадание горестям «маленького человека». Нравственная чистота души, единение с природой. В России образовалось две ветви — дворянский и революционный сентиментализм. Различия между ними состояли в степени лояльности к власти.
Строгую оценку сентименталистов дал А. С. Грибоедов.Писатель полемизировал с подражателями, пародировал их литературу, критиковал за отсутствие реализма.
Романтизм XIX века — прославление индивидуальности личности. Стремление к свободе, идеалу. Игра воображения и фантазии, готовность к подвигу.
Реализм XVIII–XX веков — правдивое, адекватное изображение жизни с ее многогранностью и противоречиями. Поиск и анализ причин пороков.
Какие жанры характерны для сентиментализма
Писатели создали разнообразие жанров, причем четких правил и границ между ними не было.
Излюбленный инструментарий авторов:
- путевые заметки с живописанием красоты природы;
- рассказы, повести, басни;
- мемуары, дневники;
- послания стихов, элегии.
Свободная манера изложения дорожных впечатлений, эпизодов общения с народом неявно вызывали размышления о деспотизме царского режима.
Признаки и черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»
Образным слогом показан искренний чистый характер юной доверчивой девушки, ее умение любить, несмотря на трудную судьбу.
Сюжетная линия: любовь неопытной крестьянки Лизы к легкомысленному дворянину Эрасту, предательство и женитьба любимого человека на пожилой вдове. Налицо все признаки жанра — радости, восторги, вздохи, рыдания, обмороки. Идиллические сельские пейзажи.
Лиза руководствуется чувствами, а не разумом. Это привело ее к трагической гибели.
Сентиментализм раскрыл психологию обыкновенного человека. До него описывалась жизнь вельмож, царей, людей дворянского происхождения. Жанр дал сигнал к отмене крепостного права, демократическому направлению развития искусства.
А как можно охарактеризовать современную русскую литературу начала XXI века? Кто ваш любимый писатель?
Сентиментальный роман: определение, типы, пример
Сентиментальный роман был основным литературным жанром 18 века. Он поощрял эмоциональные реакции читателей, ставя это выше логики или разума. Хотя этот жанр достиг пика своей популярности в это время, он был расширен в более поздние века, и его все еще можно найти в некоторых формах сегодня.
Сентиментальный роман: определение
Сначала рассмотрим определение термина сентиментальный роман .
Сентиментальный роман был европейским литературным жанром 18-го века, сосредоточенным в основном на эмоциях и чувствах, а не на логике и разуме.
Нарративы, как правило, изображали персонажей в неприятных сценах, вызывая чрезмерные эмоциональные реакции, которые определяли дальнейшее действие сюжета.
Популярность жанра росла, и он столкнулся с резкой негативной реакцией. Критики отметили, что этот жанр был поверхностным, экстремальным и потакающим своим желаниям, допускающим видимость эмоций без значимой причины. Другие недоброжелатели назвали такие сильные проявления эмоций нарциссическими и истерическими. Сентиментальный роман часто высмеивался, особенно в романе Джейн Остин 1811 года 9.0015 Разум и чувства .
Жанр определяется двумя основными понятиями: сентиментальность и чувственность .
Сентиментализм в английской литературе
Рассмотрим сначала философию сентиментализма .
Сентиментализм относится к моральной философии, которая поощряет практику сентиментальности , которая является ветвью философии, которая отдает приоритет опоре на эмоции как на способ поиска моральных истин.
Развитие этой философии привело к рождению сентиментализма в английской литературе, включая сентиментальный роман и сентиментальную поэзию.
Концептуальные аргументы оживлялись персонажами и нарративами, основанными на идеях сентиментальности. В литературе писатели использовали методы, которые поощряли непропорционально эмоциональные реакции на незначительные в остальном события, чтобы заменить взвешенные дискуссии на более глубокие этические и интеллектуальные темы.
Сентиментализм возник в противовес рационализму .
Рационализм — это философия, уходящая корнями в Древнюю Грецию, которая рассматривает разум как источник всех знаний.
В восемнадцатом веке рационалистическая философия решительно утверждала, что анализ, основанный на логике, является основой всех истин, даже в представлениях о морали.
Таким образом, сентиментализм возник как контрфилософия, утверждающая, что моральное суждение не может быть основано только на этих принципах.
Вместо этого необходимо рассмотреть и развить человеческие эмоции, чтобы получить доступ к более точной моральной теории.
Чувственность
Сентиментальные романы иногда называют «романами чувствительности» из-за всепроникающего влияния современных идей чувствительности .
Понятие чувствительности возникло в Англии 18-го века, обозначая большую чувствительность и отзывчивость по отношению к вещам, особенно к эмоциям в себе и других.
Восприимчивость вскоре стала ключевым аспектом британского общества, поскольку она стала ассоциироваться с добродетелью и моралью. Чувствительность персонажей, проявляющаяся в их огромной способности чувствовать других и глубоко ценить мир, рассматривалась как свидетельство чистого, истинного сердца.
Сентиментальный роман: элементы
Все элементы сентиментального романа работают вместе, чтобы сформировать особое намерение жанра, в том числе:
- важность эмоций
- его цель как развлечение
- и идеализация природы.

Сентиментальный роман: характеристики
Рассмотрим основные характеристики жанра.
Эмоции
Определяющим качеством сентиментального романа является отображение эмоциональных реакций на внешние раздражители.
Персонажи, как правило, переживали сильные моменты боли, нежности и страдания, которые определяли их действия и, следовательно, развитие сюжетного действия. Сентиментальные писатели продемонстрировали острую чувствительность этих персонажей в их способности испытывать сильные чувства к вещам, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными.
Чувственная культура 18-го века нашла бы этих персонажей очень милыми. Персонажи, демонстрирующие сильные эмоции, продемонстрировали необычайную способность к состраданию, особенно в обществе, которое все больше ценило рациональность.
Важно отметить, что писатели полагались на то, чтобы вызвать у читателей эти чувства сочувствия, чтобы помочь сформировать понимание нереального сюжета и персонажей.
Развлечения
Сентиментальный роман был чрезвычайно популярен в 18 веке как развлечение. Подъем романа способствовал беспрецедентной читательской аудитории, которая включила в литературную культуру новые социальные и экономические группы.
Литература ранее была исключительно интересом высшего класса. Однако рассмотрение в сентиментальном романе социальных и экономических вопросов, а также его развлекательная ценность способствовали участию представителей среднего класса, молодежи и женщин.
Мир природы
Сельская обстановка была типичной для сентиментальных романов, часто представляемых через идеализированную призму.
Обычно повествования следуют за главным героем в путешествии, когда его переносят в сельскую местность из города. Красота и чистота природного ландшафта резко противопоставляются испорченности и безнравственности городской среды.
Таким образом, природа видится раем, где люди живут счастливо, не подвергаясь жестокому обращению со стороны города.
Это стало ключевым пунктом разногласий с критиками, которые указали на нереалистичное качество этого изображения мира природы, как оно представлялось персонажам и читателям.
Рассмотрим пример:
В романе Хорхе Айзекса 1867 года « Мария » великолепная естественная красота колумбийского пейзажа служит декорацией. Дикая природа Латинской Америки, возможно, отличается от сдержанной тишины английской сельской местности; однако их цель остается прежней.
Айзекс, колумбийский писатель, создает типичную историю любви 19-го века в Мария , где одноименный главный герой, Мария, умирает, ожидая возвращения своего возлюбленного из Лондона.
Действительно, в сельской местности пропитана мощная романтика, особенно если учесть колониальные ассоциации с необузданной мощью чужеземной колумбийской среды. Это противоречит жесткости Лондона, подразумевая, что эмоции следует оставлять неукротимыми, как и пасторальные пейзажи.
Примеры сентиментальных романов
Существуют различные примеры сентиментальных романов, которые мы могли бы рассмотреть.
Эмоциональная сила романа Памелы , написанного Сэмюэлем Ричардсоном, оказала определяющее влияние на сентиментальные романы второй половины века.
Это эпистолярный роман , повествующий о главной героине, Памеле, пятнадцатилетней служанке, за которой ухаживает сын ее любовницы, мистер Б.
Эпистолярный роман — это роман, написанный посредством серии писем, часто включающих дневниковые записи, газетные статьи и другие документы.
Не сумев соблазнить ее, мистер Б. похищает Памелу, угрожая изнасиловать ее, но она сопротивляется. Затем он предлагает выйти замуж, и она соглашается. Во второй части романа Памела исследует свою новую роль жены и приспосабливается к высшему обществу.
В описании брака в романе Ричардсон подразумевает, что предложение мистера Б. является наградой за добродетель Памелы, как можно предположить из названия. Роман типичен для сентиментального жанра в изображении тягостных событий и ситуаций, а также в острой чувствительности и доброте Памелы.
Другой пример, на который мы можем обратить внимание, это Викарий Уэйкфилда Оливера Голдсмита.
Роман рассказывает доктор Примроуз, титулярный викарий Уэйкфилда, который на протяжении всего повествования претерпевает множество испытаний и невзгод. К ним относятся его тюремное заключение, наблюдение за тем, как его семейный дом был разрушен пожаром, потеря всех его денег и многое другое.
В отличие от Pamela , Wakefield можно назвать сатирическим жанром; хотя он содержит многие ключевые характеристики жанра, в том числе идеализированную сельскую обстановку, сентиментальную философию и эмоциональные события, в большей части повествования романа также есть ирония.
Сентиментальный роман — основные выводы
- Сентиментальный роман был основным литературным жанром, популяризировавшимся в 18 веке.
- Жанр фокусируется в основном на эмоциях, а не на разуме и логике.

- Основными понятиями являются сентиментальность и чувствительность.
- Ключевыми чертами сентиментальных романов являются наличие эмоций, идеализация мира природы и развлекательная ценность.
- Примеры, которые мы могли бы рассмотреть: Pamela или Virtue Rewarded (1740) Сэмюэля Ричардсона и Викария Уэйкфилда (1766) Оливера Голдсмита.
Сентиментальность — Викторианская литература — Oxford Bibliographies
Введение
Природа и статус сентиментальности широко оспариваются, хотя большинство критиков согласится с тем, что прилагательное «сентиментальный» применяется к произведениям, которые в первую очередь обращаются к эмоциям и действуют посредством аффекта. Сентиментальная литература заинтересована в переживании, проявлении, воздействии и интерпретации эмоций (приятных или иных), а также в пробуждении эмоций у читателей. Литература и культура сентиментальности традиционно рассматривались как клишированные, предсказуемые и имеющие ограниченную эстетическую и социальную ценность.
Тем не менее, критические работы последних двух десятилетий — прежде всего в области литературоведения и культурологии, а также в области философии — пытались реабилитировать историческую сентиментальную традицию и отстаивать включение сентиментальных произведений в канон. Сентиментальная философия прочно укоренилась в Британии 18-го века, и последующий взрыв сентиментальной литературы означал, что долгий 18-й век стал местом наиболее критических работ в области сентиментальности. Вторым по важности периодом в этом отношении является 19Америка 10-го века: американская литература и культура привлекли внимание выдающихся критических работ. Исследования британской литературы и культуры XIX века отстают, хотя существует несколько важных переоценок викторианской сентиментальности. Недавние критические исследования сентиментальных текстов и контекстов викторианской эпохи, как правило, в значительной степени опираются на аргументы и подходы, разработанные критиками британской сентиментальной культуры 18-го века и американской сентиментальной культуры 19-го века.
По этой причине, хотя эта библиография посвящена викторианской сентиментальности, она также включает критические исследования, которые не концентрируются явно на британских викторианских текстах, но имеют важное значение для их изучения и оказали влияние в этой области. Викторианская сентиментальность касается широких вопросов чувствительности, включая медицинские и физиологические исследования, и эмоций, которые можно с пользой подвести под общим заголовком аффекта.
Общий обзор
Перечисленные здесь работы содержат как широкий спектр сентиментальности викторианской эпохи, так и сентиментальную традицию в более широком смысле. Bell 2000 обеспечивает основательное обоснование теории настроений, начиная с 18 века. Davis 2000, разделяя убеждения Фулвейлера и Бейлина (см. «Современность и класс») о том, что викторианская сентиментальность отвечает быстрым темпам социальных изменений того периода, приводит убедительные и аргументированные доводы в пользу важности сентиментальности в викторианском романе и должна быть существенной.
чтение. Ховард 1999 представляет собой ясное введение в ключевые вопросы, связанные с историческими и литературно-критическими описаниями сентиментальности, а также полезное введение в наиболее влиятельные критические исследования. Kaplan 1987 остается в значительной степени стандартной монографией о викторианской сентиментальности и является новаторским примером критической работы, серьезно относящейся к сентиментальной литературе. Merish 2000 представляет интерес 21-го века к отношениям между сентиментальной традицией и капитализмом: недавняя критика склонна рассматривать сентиментальность как тесно связанную с рыночной культурой, а не как противостоящую ей. Рейлтон 1998–2009 представляет собой превосходную подборку первоисточников по сентиментальности XIX века и служит незаменимым введением в сентиментальную культуру. Banfield 2007 помогает рассмотреть, как чувства определялись в викторианский период, и сдвиги, которые произошли в этих определениях. Наконец, Tompkins 1986 была ранней и определяющей поле работой, оказавшей огромное влияние на переоценку сентиментальной литературы XIX века, особенно, хотя и не исключительно женской, и на аргументы в пользу ее политического влияния.
- Банфилд, Мари. Специальный выпуск: От сентиментальности к сентиментальности: лексикографический поиск девятнадцатого века. 19: Междисциплинарные исследования в долгом девятнадцатом веке 4 (2007).
Изучает определения слова «чувство» в викторианском словаре, чтобы оценить меняющиеся значения, связанные с этим термином в 19 веке.
Белл, Майкл. Сентиментализм, этика и культура чувств . Бейзингсток, Великобритания: Palgrave Macmillan, 2000.
Прослеживает развитие сентиментальности с 18 по 20 века. Первые две главы содержат четкое описание чувств и симпатий в моральной философии. Это полезное дополнение к предыдущей работе Белла, Чувство реальности: Истина чувств в европейском романе (см. Роман).
Дэвис, Филип. «Викторианская реалистическая проза и чувства». В Перечитывая викторианскую фантастику . Под редакцией Элис Дженкинс и Джульетты Джон, 13–28 лет. Лондон: Макмиллан, 2000.

9.0003Короткое, но очень важное эссе, предлагающее блестящее внимательное прочтение отрывков из реалистических романов, чтобы показать и переоценить содержащийся в них эмоциональный заряд.
Ховард, июнь. «Что такое сентиментальность?» История американской литературы 11 (1999): 63–81.
Призывает положить конец рассуждениям о сентиментальности. Пересматривая важные критические исследования, Ховард предполагает необходимость междисциплинарного понимания сентиментальности, которое берет новые работы по эмоциям и телу из лингвистики, социальных наук и физиологии.
Каплан, Фред. Священные слезы: сентиментальность в викторианской литературе . Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1987.
Классическое исследование викторианской сентиментальности, занимающее в значительной степени сочувственную и ревизионную позицию в прослеживании корней сентиментальных вымыслов 19-го века в моральной философии 18-го века.
Основное внимание уделено роману, в частности Диккенсу и Теккерею.
Мериш, Лори. Сентиментальный материализм: пол, товарная культура и американская литература девятнадцатого века . Durham, NC: Duke University Press, 2000.
Прослеживает построение идеала «сентиментальной собственности», в котором развитие женского потребительства в Америке 19-го века стало ассоциироваться с дискурсами чувств. Убедительно и увлекательно, с центральным тезисом, который в равной степени применим к викторианской литературе.
Рейлтон, Стивен. Хижина дяди Тома и американская культура. Университет Вирджинии, Институт передовых гуманитарных технологий, 1998–2009.
Выдающаяся база данных, содержащая информацию и контекст романа Стоу и американской сентиментальной традиции в целом. Включает разделы, посвященные различным авторам XIX века. Очень полезный вводный ресурс по викторианской сентиментальности как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах.

Томпкинс, Джейн. Сенсационные проекты: культурное произведение американской художественной литературы 1790–1860 гг. . Oxford: Oxford University Press, 1986.
Основополагающая работа по популярным 19художественной литературы 19-го века женщинами, переоценив значение жанра и утверждая, что сентиментальные цели романов 19-го века имели жизненно важное политическое значение. Содержит особенно влиятельную главу о Стоу и сентиментальности.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Викторианская литература
- О викторианской литературе »
- Познакомьтесь с редакционной коллегией »
Перейти к другим статьям:
Артикул
Вверх
- Империя
- Актрисы
- эстетизм
- Оказывать воздействие
- Арнольд, Мэтью
- Атеизм и секуляризация
- Автобиография
- Барнс, Уильям
- Баррет Браунинг, Элизабет
- Слепая, Матильда
- Брэддон, Мэри Элизабет
- Великобритания в Латинской Америке
- Бронте, Энн
- Бронте, Шарлотта
- Бронте, Эмили
- Бротон, Рода
- Браунинг, Роберт
- Бертон, Ричард Фрэнсис
- Батлер, Сэмюэл
- Кэрд, Мона
- Карлайл, Томас
- Католицизм и антикатолицизм
- Чартизм
- Детство в викторианской литературе
- Детская литература
- христианская церковь,
- Город,
- Учебный класс
- Клаф, Артур Хью
- Кобб, Фрэнсис Пауэр
- Коллинз, Уилки
- Конан Дойл, сэр Артур
- Конрад, Джозеф
- Заражение
- Корелли, Мари
- Преступление и наказание
- Культура, Визуальное
- дарвинизм
- Смерть
- декаданс
- Диккенс, Чарльз
- Дизраэли, Бенджамин
- домашняя жизнь
- Доусон, Эрнест
- Дю Морье, Джордж
- Экология в викторианской литературе
- Образование
- Элиот, Джордж
- Эпическая традиция,
- евангелизм
- Феминизм
- фантастика, детектив
- фантастика, сенсация
- Филд, Майкл
- Фин де Сикль
- Фитцджеральд, Эдвард
- Еда и напитки
- Франция
- сады
- Гаскелл, Элизабет
- Пол
- Госсе, Эдмунд Rider»> Хаггард, Х. Райдер
- Харди, Томас
- Исторический роман, The
- гомосексуальность
- Хопкинс, Джерард Мэнли
- Иллюстрация
- Ирландия
- Джеймс, Генри
- Журналистика
- Кебл, Джон
- Кингсли, Чарльз
- Киплинг, Редьярд
- Ланг, Эндрю
- Лир, Эдвард
- Ли, Вернон
- Леви, Эми
- Написание жизни
- Грамотность
- Машины
- морской
- Маррьят, Флоренция
- Мартино, Харриет
- Мужественность
- Материальная культура
- Лекарственное средство
- Мелодрама
- Милль, Джон Стюарт
- Мобильность
- Монолог, Драма
- Моррис, Уильям
- Миф
- Неовикторианство
- Новая женщина, The
- Ньюгейтский роман, The
- Ньюман, Джон Генри
- Олифант, Маргарет
- ориентализм
- Уида
- Оксфордское движение,
- Пантомима
- Патер, Уолтер Горацио
- Периодическая печать, The
- Психология
- Издательский
- Гонка
- рафаэлитизм, до-
- Рид, Чарльз
- Реализм W. M.»> Рейнольдс, G.W.M.
- Робинс, Элизабет
- Россетти, Кристина
- Россетти, Данте Габриэль
- Раскин, Джон
- Раймер, Джеймс Малкольм
- Сатира
- Наука
- Сикол, Мэри
- Сентиментальность
- Сериализация
- Сексуальное насилие
- Сексуальность
- Серебряная вилка Роман (Модный роман)
- Искренность
- Рабство и антирабство
- Социализм и труд
- Социально-проблемный роман
- Сонет
- Стивенсон, Роберт Луис
- Стокер, Брэм
- сверхъестественное,





