Лирика Пушкина, основные темы и мотивы сочинение
Сочинения > Сочинение на тему > Лирика Пушкина, основные темы и мотивы сочинение
Июл 29, 2019 | 0 комментариев
Темы лирики Пушкина – основные идеи для сочинений школьников разного возраста. Это и неудивительно, ведь Александр Сергеевич – знаменитый русский классик, который внес большой вклад в развитие литературы. До сих пор его произведения пользуются большой популярностью не только в России, но и во всем мире.
Темы и мотивы Пушкинской лирики
Основные темы лирики Пушкина – любовь, свобода, поэт и дружба. Именно они прослеживаются во всем творчестве писателя. По этой причине каждой из них следует уделить особое внимание.
Ранняя лирика Пушкина
Ранние темы и мотивы лирики Пушкина можно описать кратко:
° дружба;
° свобода;
° вольное отношение к царям как на земле, так и на небе;
° индивидуальность;
° красота;
° добро;
° правда.
Именно этими мотивами пронизаны все произведения писателя в ранний период. Когда он только начинал писать, Александр Сергеевич ориентировался по большей степени на французскую литературу. Он пробовал себя в разных жанрах, пытаясь найти свою нишу.
Позднее он был покорен мистикой Жуковского. В результате в его мотивы лирики Пушкина приобрели направленность неразделенной любви и неизбежной смерти.
Тема поэта и поэзии
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина – основной мотив творчества писателя. Она присутствовала в каждый из периодов его жизни. Могли меняться идеалы, а эта тематика оставалась неизменной. Александр Сергеевич считал, что поэт стоит выше греховной земной власти. Его цель – служение правде, а не царям.
Тема творчества в лирике Пушкина открывает читателям, что автор презрел тех поэтов, которые подстраиваются под политический строй и пишут свои стихи в угоду власть имущих. Сам Александр Сергеевич никогда не делал этого. Он считал, что писатель должен быть выше политики.
Тема любви и дружбы
Тема любви в лирике Пушкина прослеживается как в раннюю, так и более позднюю пору деятельности писателя. Особенно ярко развивается эта тематика в так называемом южном периоде творчества. Именно в это время была написана такая романтичная поэма, как «Цыгане». Здесь писатель говорит не только о любви, но и о самоотречении. В этом заключается своеобразие любовной лирики Пушкина. Он утверждает, что это возвышенное чувство несопоставимо с эгоизмом. Такие убеждения прослеживаются и в знаменитом стихотворении «Я вас любил…».
Не последнее место занимает и тема дружбы в лирике Пушкина. У писателя было много друзей, которым он часто посвящал стихи. Среди знаменитых стихотворений можно выделить такое произведение, как «И.И. Пущину». Именно этот друг не оставил писателя, когда тот был отправлен в ссылку и навестил его, несмотря на запрет.
Александр Сергеевич поддерживал общение с лицейскими товарищами. Именно их он ценил больше и любил с ними проводить время больше, чем в светском обществе. О своих друзьях писатель не забывал ни в один из периодов творчества.
Тема свободы в лирике Пушкина
Тема свободы в лирике Пушкина занимает ведущее место. Он всегда считал, что нельзя ограничивать права человека и идти против его воли. При этом социальное положение индивида не должно влиять на его независимость. Каждый человек должен быть свободным. Писатель считал, что монархия, которая ничем не ограничена – основное зло людей.
На творчество Александра Сергеевича оказало сильное влияние движение декабристов. Он сам был непосредственным участником и имел много друзей в этом сообществе. В этот период его стихи уже стали напоминать призыв к действию.
Александр Сергеевич видел будущее России так – страной правит монарх, который защищает права человека. Эту идею он и освещал в своем творчестве.
Философская лирика Пушкина
Тема философской лирики Пушкина – это рассуждения о вечных вопросах. Автор в своем творчестве говорил о добре и зле, смысле жизни, вере, неизбежности смерти.
Философские мотивы в лирике Пушкина носят личностный характер. Его философия была опробована собственной жизнью. Он не писал о том, чего не смог пережить, перетерпеть, испытать. Именно в этом заключалось своеобразие данной тематики.
Если описывать основные мотивы лирики Пушкина кратко, то это темы свободы, любви, поэта и поэзии, дружбы. Прослеживаются также философские мысли в каждом его произведении. Каждое из них имеет глубокий смысл, ведь не зря Александр Сергеевич считается гением литературы.
Основные мотивы лирики Пушкина 9, 10 класс сочинение
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Основные мотивы лирики Пушкина
Пушкин Александр Сергеевич – автор, которого знают все: и взрослые, и дети, и россияне, и иностранцы. Он написал множество сказок, романов и прекрасных стихов, которые до сих пор обожаю читать люди. В лирике Пушкина есть несколько основных мотивов.
Как и всем поэтам, Александру Сергеевичу нужна была свобода. Свобода от рабства, от вышестоящих людей и от любых других вещей. Он видел это основной ценностью жизни, искал друзей и товарищей, которые не смогут заковать его в рамки, лишить свободы. Когда он чувствовал несвободу, начинал писать, ведь творчество – это главное оружие вольного человека. В произведении «Я вас любил…», таком, казалось бы, личном, тоже чувствуется внутренняя свобода поэта, он точно знает, что никогда не прогнётся ни под кого, его строки пылают чувством достоинства. Не секрет, что Пушкин поддерживал декабристов. Тот дух свободы и мятежа вдохновлял его. И он, и эти восставшие люди стремились к одному – к свободе. А стихотворением «К Чаадаеву» зачитывались декабристы, это стало их своеобразным гимном.
Много стихотворений Пушкина посвящено любви. Именно она вдохновляет всех и каждого, поэт он или нет. Мотивы этой обширной темы совершенно разные: юношеская, даже детская наивная влюблённость, взрослая любовь, разочарование, расставание и обида. Стихотворение «К***» вмещает в себя и любовь, и мотив расставания, и радость от встречи вновь. Поэт влюбился в девушку, но из-за потери с ней связи начал охладевать, забывать её, но, вновь встретив свою возлюбленную, снова начал вдохновляться ей. Пушкин был ловеласом, он очень часто влюблялся и также часто посвящал своим музам стихи. Благодаря его чувственности, мы теперь имеем возможность читать такие романтические произведения.
Изучая лирику Пушкина, нельзя не отметить мотивы природы в ней. Любимое время года поэта – осень, именно ей он посвящал самые красивые пейзажные стихотворения. Как и любой романтик, Александр Сергеевич находил в природе нечто восхищающее и близкое своей душе. Через природу автор часто передаёт свои переживания и мысли. Иногда природа служит хорошим фоном-контрастом для описания происходящих событий.
Мотив поэзии и роли поэта в мире звучит в стихотворениях Пушкина и раннего возраста, и более зрелого. Он ищет своё предназначение в мире и находит его. Поэт понимает, что рождён для того, чтобы «жечь сердца людей глаголом», чтобы открывать им глаза и направлять на путь истинный. Рука об руку с этим идёт гражданский мотив. Пушкин выступает против самодержавия и неравенства, он призывает всех встать на путь исправления общества и себя, на путь свободы и светлого будущего.
Лирика Александра Сергеевича содержит разнообразные мотивы, но все они имеют в себе духовно развитый и свободный подтекст – мотив любви, вольности, своего места в обществе и дышащей этой самой свободой природы. Читая его стихотворения и размышляя над ними, мы можем сами стать такими, какими и нужно быть людям – вольными, честными и любящими людьми. А ещё мы можем начать менять мир в лучшую сторону.
Вариант 2
Поэтический мир русского классика, безусловно, многогранен, разнообразны затрагиваемые в его творчестве темы. Это все то, о чем болела его душа. На написание стихов, в широком смысле слова, поэта вдохновляла сама жизнь с ее горестями и радостями, взлетами и падениями, длительными размышлениями и сиюминутными эмоциями.
Советский поэт А. Твардовский очень точно подметил в своем стихотворении «К портрету Пушкина», что поэт такого масштаба и таланта мог родиться только на бескрайних просторах русской земли. Поэтому не случайно одним из мотивов его лирики является тема России. Каждый знает, что поэт неоднократно был в ссылке, вынужденно уезжал из столицы по велению властей.
«К Чаадаеву» — одно из ярких пушкинских стихотворений, посвященных судьбе Отечества. Это было непростое время. Прогрессивные дворяне стремились к либерализму, хотели перемен в жизни общества, но не находили понимания с самодержавной властью. Свои мысли они могли выражать только в узком кругу единомышленников и друзей. Таким другом для него был Петр Чаадаев. Последние пять строк стихотворения звучат революционно для того времени:
«Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»
Ключевая идея отрывка в том, что рано или поздно, самодержавный строй падет и начнется прогрессивный этап развития страны, и именно они – новое поколение, которое должно способствовать свершению этого.
Несмотря на сложные отношения с властью, Пушкин воспевает величие России. В стихотворении «Была та смутная пора» поэт утверждает: «Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат». Он показывает, что, несмотря на все испытания, мощь российского государства день ото дня крепчает.
Тема любви волнует Пушкина. Любовная лирика раскрывает чувственную сторону жизни: от несерьезной скоротечной влюблённости до глубочайших чувств. Любовное томление, предвкушение встречи часто также описывалось в стихах. Легкость, свежесть чувств выразились в стихотворении, посвящённом Анне Керн, с которой у поэта было всего несколько встречь.
«И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».
Эти строки стали примером объяснения в любви для многих поколений читателей.
Совершенно другая «глубина» в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Тут речь идет о зрелой, глубокой, осознанной, при этом неразделенной любви. Эмоции лирического героя противоречивы: ревность, робость, нежность, безнадежность положения… Надежда и уныние – главные спутники любви по Пушкину.
Калейдоскоп времен года отражается в стихах поэта, посвященных природным явлениям. Известно, что его любимой порой была «очей очарованье» — осень. У Пушкина есть знаменитое стихотворение с одноименным названием. В нем описываются все четыре времени года и отношение автора к ним. Весной автору неуютно, он чувствует себя больным, зима ему быстро надоедает своим однообразием, лето «не угодило жарой, засухой, пылью, многочисленными мухами и комарами. А вот осень – совсем другое дело! Для Пушкина она прекрасна в любом проявлении.
«Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет…» — именно так автор описывает свои «взаимоотношения» с этим временем года. Осень вызывает особое щемящее сердце чувство, как «чахоточная дева», которая едва жива. К осени у Пушкина одновременно и любовь, и сострадание, и восхищение.
В лирике поэта каждый может найти ту тему, которая будет особенно близка. В некоторых произведениях переплетаются сразу несколько мотивов.
Другие сочинения:← Мое любимое стихотворение Зимнее утро↑ ПушкинОтзыв о поэме Медный всадник →
Основные мотивы лирики Пушкина
Несколько интересных сочинений
Коллекция Пушкина | Pushkin Press
Коллекция книг в мягкой обложке «Пушкин» с французскими клапанами разработана таким образом, чтобы ее было максимально приятно держать в руках и наслаждаться ею. Каждая книга набрана шрифтом Monotype Baskerville, основанным на переходном английском шрифте с засечками, разработанном в середине восемнадцатого века Джоном Баскервилем. Они напечатаны методом литографии на белой бумаге премиум-класса Munken и переплетены независимой типографией TJ International в Падстоу, Корнуолл.
Коллекция книг в мягкой обложке «Пушкин» с французскими клапанами разработана таким образом, чтобы ее было максимально приятно держать в руках и наслаждаться ею. Каждая книга набрана шрифтом Monotype Baskerville, основанным на переходном английском шрифте с засечками, разработанном в середине восемнадцатого века Джоном Баскервилем. Они напечатаны методом литографии на белой бумаге премиум-класса Munken и переплетены независимой типографией TJ International в Падстоу, Корнуолл.
Ночные явления
Бруно Шульц
12 фунтов стерлингов
Истории в этом сборнике богаты, запутаны и пронизаны тайнами и чудесами. По сужающимся извилистым улицам города бродят странные фигуры. Огромные стаи птиц парят над крышами, заслоняя солнце. Тараканы появляются через щели и бегают по половицам. Люди мчатся из университетских зданий в тускло освещенные гостиные, через странные магазины и […]
Показано 1–24 из 42 результатов
Капитанская дочка
Александр Пушкин
£12,00Внутри кита
Джордж Оруэлл
12 фунтов стерлинговАнглия Ваша Англия
Джордж Оруэлл
12 фунтов стерлинговСтихи на ночь
Райнер Мария Рильке
£12,00Убийство в эпоху Просвещения
Рюноскэ Акутагава
12 фунтов стерлинговЛюбовь и юность
Иван Тургенев
£12.00Торговец кораллами
Джозеф Рот
12 фунтов стерлинговИ Земля Сядет на Луну
Николай Гоголь
£12.00Жизни и смерти
Лев Толстой
£12,00American Midnight
Различные авторы
£12,00Маркиза де О–
Генрих фон Клейст
12 фунтов стерлинговИзольда
Ирина Одоевцева
£12. 00Гвоздь, роза
Мадлен Бурду
£12,00Сдаться ночи
Георг Тракл
15 фунтов стерлинговНесчастье быть одиноким мужчиной: важные истории
Франц Кафка
£12,00Искусство города
Георг Зиммель
12 фунтов стерлинговПирожное дерево в руинах
Акиюки Носака
£15,00Страна дыма
Сара Галлардо
12 фунтов стерлинговКрасавицы
Антон Чехов
£12.00Последний звонок
Йоханнес Урзидил
12 фунтов стерлинговУбежище
Эгон Хостовский
12 фунтов стерлинговГород Львов
Йозеф Виттлин
12 фунтов стерлинговЭкипаж
Джозеф Кессель
12 фунтов стерлинговРейс
Гайто Газданов
£12. 00
Борис Годунов и другие драматические произведения Александра Пушкина
То, что одной из самых известных строк в этой пьесе является режиссура Народ молчит , которой заканчивается пьеса, является достаточным показателем сложности, поднятой этим произведением . Как вы инсценируете финальную тишину? Может быть, поэтому пьеса и потребовала оперы, ведь тишина так же важна и размеренна, как ноты в партитуре. Ибо даже если несколько других пьес и произведений Пушкина стали операми, может быть, именно этой требуется оперное измерение, чтобы расцвести в полную силу.
Эта последняя строчка в любом случае должна вызывать у нас подозрения, так как это была заключительная нота второго и подвергнутого цензуре издания пьесы. Первоначально Пушкин написал ее в 1825 году, когда находился под домашним арестом, но только в 1831 году издание было сокращено. Были вырезаны некоторые разделы, добавлен роман (изначально в нем не было женских персонажей) и оптимистичная финальная строка Да здравствует царь Димитрий Иванович! исчез. Но Молчаливые Люди апеллировали как к Церкви в свое время, так и позже, к советскому времени. И сегодня часто можно услышать, что главный герой этого произведения — «Народ».
Чтение этой пьесы напомнило мне другую драму, которую невозможно поставить, — «Лоренцаччо» Мюссе. Оба требуют многочасового чтения и пушкинского, в частности, театра с современным кинематографическим измерением. Боевые сцены с кавалерией предполагается ставить на сцене. И списка из тридцати двух «именных» персонажей (многие другие с боярами, слугами, солдатами и т. д.) в начале моего издания было достаточно, чтобы предупредить о том, что меня ждет.
Исторические аспекты Пушкин основывал на трудах своего друга историка Николай Карамзин , который между 1821 и 1824 годами издал тома своей обширной «Истории России», посвященной «Смутным временам», то есть периоду между династиями Рюриковичей и Романовых. В пьесе Пушкина Борис Годунов виновен в смерти юного Димитрия в 1591 году. Современные историки не приняли этого представления, но вымышленное представление взяло верх, и Борис Годунов для всех нас — черный персонаж. Это похоже на прекрасную оперу Верди «Дон Карлос», которую мне посчастливилось увидеть недавно. По пьесе Шиллера принц — непонятый герой, а любовь между ним и его мачехой — настоящий роман. На самом деле дон Карлос был жестоким животным, и нет никаких свидетельств романтической привязанности между ним и Элизабеттой Валуа.
Что меня разочаровало в этом прочтении, так это невозможность прочитать пьесу на русском языке, а также недостаточное знание русской драматургии времен Пушкина, чтобы лучше оценить то, что он пытался сделать. Его драматические усилия стали частью общего изменения континентальной драмы, когда Шекспир возродился в период романтизма. Этот поворот был необычайно сильным во Франции, где три классических единства Времени, места и сюжета были перевернуты с ног на голову. Пушкин тоже, кажется, был противником декламационной манеры на сцене, и в этом мне хотелось бы, чтобы он приехал в Мадрид и встряхнул наших нынешних актеров.