Основные направления политики правительства петра 1: Главные направления и результаты внешней политики царя Петра I

Содержание

Внешняя политика Петра 1

Внутренняя и внешняя политика Петра I иногда носит разные оценки историков. Несмотря на это, практически все признают результаты внешней политики как важные и нужные для Российского государства. Они стали основой для дальнейшего укрепления молодой империи.

Петр 1

Цели и задачи внешней политики Петра 1

Петр I, взойдя на престол, начал пристально следить за политической ситуацией в Европе. Эти данные помогали корректировать внешний курс России. Эпоха позволяла России проводить активную внешнюю политику, чтобы не оказаться на задворках истории.

Основными целями для молодого царя были:

  • Выход к Балтийскому морю;
  • Выход к Черному и Азовскому морям;
  • Развитие внешней торговли;
  • Расширение границ на востоке;
  • Вхождение России в число ведущих европейских государств.

Для осуществления этих целей нужны были глубокие преобразования во внутренней политике и внешние реформы. С помощью этого можно было подготовить необходимые силы.

Внешнеполитические задачи включали:

  • Создание союза держав против Османской империи;
  • Возврат Ингрии;
  • Возврат Карелии;
  • Выход к границам Индии и Ирана, последующее развитие торговли в тех регионах.

Направления

Исходя из целей и задач, можно обозначить основные направления внешней политики:

  • Южное;
  • Северо-западное;
  • Восточное.

Царь Петр I понимал, что без военного вмешательства ни на одном из направлений не обойтись. Требовалось реорганизовать и обучить новые полки, а также подготовить флот. Необходимость строительства кораблей не раз была наглядно доказана. Тем более, если Россия стремилась стать морской державой. Также стоило заручиться поддержкой союзников, чтобы увеличить шансы на успех и заставить противника действовать сразу на несколько фронтов.

Царь Петр I

Самыми опасными противниками Русского царства на то время были Османская империя и Швеция. Оба государства твердо стояли на своих морских рубежах. Отдавать позиции без боя или беспрепятственно пропускать корабли России в моря они точно не собирались.

Южное направление

На южном направлении главным противником России была Османская империя. Союзниками османов были крымские татары, совершавшие набеги на территории Русского царства. Петр стремился закрепиться на Азовском, а затем и на Черном море.

Для этого были совершены Азовские походы:

  • В 1695 году;
  • В 1696 году.

Первый поход не принес результата. Азов остался за турками, перекрывая для кораблей выход из Дона в Азовское море. Русскими войсками были взяты несколько крепостей. Проанализировав причины провала, русский царь сделал выводы. Было организовано масштабное строительство кораблей и судов, набрана большая армия и налажено снабжение.

Взятие Азова 1696

Эти меры привели к успеху второго Азовского похода.

Крепость оказалась в руках царских войск и стала опорным пунктом для дальнейших действий. Дополнительно возводились другие укрепленные пункты (Таганрог). А в 1700 году с Турцией был заключен мир. Это позволило царю перебросить силы на северо-западное направление.

Война с Турцией 1710-1713 гг.

Но в 1710 году турецкий султан объявил России войну, чтобы поддержать своего союзника Карла XII, а также вернуть крепость Азов. Войска Петра Первого действовали по трем фронтам. Царь планировал заручиться поддержкой балканских христиан. Но боевые действия закончились не в пользу России.

В 1711 году царская армия была окружена. Соотношение сторон было следующим:

  • 38 000 русских;
  • 190 000 турок и крымских татар.

Прутский мирный договор

В результате был заключен Прутский мирный договор. В 1713 году его условия были подтверждены Адрианопольским мирным договором. По его условиям Россия возвращала Азов и срывала все свои укрепления в районе.

Северо-западное направление

На северо-западном направлении главным противником была Швеция. Это была сильная держава с мощной армией. Шведский король не хотел, чтобы Россия закрепилась на Балтийском море и вела самостоятельную торговлю. Северная война продлилась 21 год.

Понимая, что в одиночку победить не получится, Петр Первый вступил в Северный союз государств. Союзниками России были:

  • Саксония;
  • Дания.

Интересный факт

Поводом для объявления войны Швеции послужило оскорбление. Петр I, находясь в путешествии по Европе, подошел к Риге. Его не пустили в крепость и держались очень холодно в общении. Появился предлог для того, чтобы отомстить за обиду.

План Швеции

Карл XII принял решение разбить своих врагов поодиночке. Главную роль он отводил десантным операциям, проводить которые надлежало очень быстро.

Карл XII Шведский король

Стратегия принесла свои плоды:

  • Сначала Дания вышла из войны после массированной бомбардировки Копенгагена;
  • Август II потерпел неудачу при штурме Риги;
  • Попытка захвата Нарвы русскими войсками закончилась поражением. 8-тысячная армия шведов смогла разгромить 35-тысячную армию Петра.

После таких успехов шведская армия направила свои усилия против Августа II. Петр смог воспользоваться передышкой и провел необходимые реформы для укрепления своей армии.

Действия России

С 1702 года русская армия переходит к активным действиям. Были взяты:

  • Нотебург;
  • Ниеншанц;
  • Дерпт;
  • Нарва.

Царь начал строительство Санкт-Петербурга. Россия стала закрепляться на балтийском побережье. Петр предложил шведскому королю заключить мир. Но его предложение было отвергнуто.

Шведская армия

Несмотря на захват Могилева и Минска, шведская армия потерпела два поражения. Самым тяжелым из них стала Полтавская битва.

После этого началась война России с Османской империей, которая поддерживала шведского короля. После заключения мира Петр I снова вернулся к войне со Швецией. Это привело к тому, что Швеция лишилась всех своих владений на Европейском континенте.

Против сильного шведского флота было создано объединение флотов следующих держав:

  • Россия;
  • Дания;
  • Великобритания;
  • Голландия.

Разногласия помешали союзным силам нанести удар. После смерти Карла XII война продолжалась еще какое-то время. Но в итоге был заключен Ништадтский мирный договор.

Ништадтский мирный договор

По его итогу Россия укрепилась на Балтийском побережье и приобрела земли:

  • Эстляндии;
  • Карелии;
  • Лифляндии;
  • Ингрии.

Успехи на северо-западном направлении сделали Россию одной из ведущих европейских держав. Петр I стал императором.

Восточное направление

Восточное направление также не было обделено вниманием со стороны Петра Великого. И здесь Россию ждали войны. Суть внешней политики на данном направлении заключалась в расширении сферы влияния и в укреплении торговли.

В направлении к югу от р. Иртыш были основаны:

  • Семипалатинск;
  • Омск;
  • Усть-Каменогорск.

Экспедиция в Среднюю Азию не увенчалась успехом. Отправленный отряд был уничтожен. В период правления Петра Камчатка стала частью Российской империи. Император планировал основать колонии в Северной Америке.

Каспийский поход

После Северной войны Россия вмешалась в междоусобицы Персии. Сын шаха обратился за помощью, и 22-тысячный корпус русской армии отплыл из Астрахани.

Персидский поход Петра 1

После сдачи Дербента войска России заняли:

  • Решт;
  • Баку;
  • Астрабад;
  • Провинцию Мазендеран;
  • Провинцию Гилян.

Таким образом, западное побережье Каспийского моря оказалось в сфере влияния Российской империи. Приобретения были зафиксированы в Петербургском договоре. Османская империя, которая также действовала в данном регионе, признала территориальные приобретения России. Была обозначена пограничная линия между тремя государствами.

Впрочем, в следующие царствования некоторые завоеванные области были возвращены Персии. Содержать там гарнизоны было бесперспективно, а выгоду те земли практически не приносили.

Великое посольство

В 1697 году было предпринято Великое посольство. Его цели:

  • Поиск союзников против Османской империи;
  • Привлечение иностранных специалистов на службу;
  • Закупка оборудования;
  • Ознакомление с европейским бытом, ремеслами и производством.

Первая цель не была достигнута. Европейские державы готовились к другому конфликту. Но Россия создала коалицию против Швеции, с которой предстояло воевать за выход к балтийскому морю. Царь Петр отправился в путь инкогнито в чине урядника. Никто не знал, что он тоже отправился в путь.

Распоряжались посольством:

  • Головин Ф. А.;
  • Возницын П.Б.;
  • Лефорт Ф.Я.

Были посещены следующие города Европы:

  • Бранденбург;
  • Рига;
  • Кенигсберг;
  • Митава.

Великое посольство побывало в Англии, Голландии и Австрии. Петр I везде стремился узнать как можно больше. Он побывал во многих местах, в числе которых литейный завод и Оксфордский университет. Основное внимание уделялось вербовке специалистов по кораблестроению. Осмотрев особенности жизни и быта стран Европы, государь понял, что России требуются глубокие реформы на европейский манер.

В противном случае существовала опасность, что государство просто сомнут агрессивные соседи. Будущий император поработал на производствах и на собственном опыте понял, насколько трудно организовать его.

Краткая сводка событий внешней политики Петра 1

Основные даты и события внешней политики приведены в таблице.

ГодСобытие
1695Первый Азовский поход
1696Второй Азовский поход
1697-1698Великое посольство
1697Присоединение Камчатки
1700Начало Северной войны
1702Взят Шлиссельбург
1704Взяты Нарва и Дерпт
1708Победа над шведским корпусом у д. Лесная
1709Победа в Полтавской битве
1710-1711Война с Турцией. Потеря Азова.
1714Морское Гангутское сражение
1720Морское сражение у о. Гренгам
1721Ништадтский договор. Окончание Северной войны
1722Начало Каспийского похода
1723Западный берег Каспийского моря завоеван.
1723Мирный договор с Персией
1724Договор с Турцией

Результаты внешней политики Петра 1

Внешняя политика Петра Первого оценивается историками положительно. Несмотря на то, что не на всех направлениях удалось достичь поставленных целей, Россия при Петре вошла в число сильнейших европейских держав. На смену царству пришла империя.

Итогами внешнеполитического курса стали:

  • Обеспечение выхода к Балтийскому морю;
  • Расширение северных границ государства;
  • Укрепление позиций России на Каспийском побережье;
  • Привлечение иностранных специалистов на службу (что привело к развитию промышленности).

России на время пришлось отказаться от идеи выхода в Азовское и Черное море. Налоговые сборы и убыль населения послужили причиной недовольства среди подданных. Уровень жизни в целом снизился. Стоит учитывать, что правление Петра I, как и его предшественников, выпало на непростое время.

Тем не менее, он действовал во благо России, не чураясь заниматься ремеслами бок о бок с простыми людьми. Именно благодаря его стараниям Россия вступила в эпоху могущества, а на карте известного мира появилось еще одно государство, с мнением которого приходилось считаться. Фундамент для дальнейшего развития был заложен. Оставалось только грамотно воспользоваться этими достижениями и приумножить их.

Даже в неудачах император искал свои плюсы. Из поражений он делал выводы и возвращался еще сильнее, достигая результатов. В этом ему помогали надежные советники, в том числе иностранного происхождения. Например, потерю Азова он с лихвой компенсировал успехами на северо-западном направлении, перебросив туда дополнительные силы и средства.

Список литературы:

  1. Павленко Н.И. «Петр I», 2020 год
  2. Дегоев В.В. «Внешняя политика Петра I». В 3 томах, 2019 год

Направления внешней политики Петра 1 (+Таблицы и схемы)

Удобная навигация по статье:

  • 1 Основные направления внешней политики Петра I
    • 1.1 Азовский походы Петра I (1695 и 1696 года)
    • 1. 2 Великое посольство Петра 1 в европейские государства
    • 1.3 Противостояние со Швецией. Северная война 1700-1725 гг.
    • 1.4 Таблица: европейское направление внешней политики Петра I
    • 1.5 Таблица: восточное направление внешней политики Петра I
    • 1.6 Таблица: южное направление внешней политики Петра I
    • 1.7 Видео-лекция: основные направления внешней политики Петра I
Направления внешней политики Петра I

Внешняя политика одного из самых известных в мире русских царей Петра Первого была подчинена достижению одной цели – становление России на мировой политической арене и поднятие её авторитета среди самых развитых европейских стран. Монарх понимал, что это недостижимо без доступа к незамерзающим морям и торговым путям.

Являясь на момент прихода к власти Петра, отрезанной от морей, русское государство было практически лишено возможности развития экономических отношений со странами Европы. Конечно, Россия в конце семнадцатого века имела порт на Белом море (Архангельск). Однако, из-за своей удалённости и небезопасности он не мог решить все поставленные царём задачи.

При этом, на Балтийском море господствовало одно из самых мощных в тот исторических период государств – Швеция, которая добившись статуса самой сильной страны Северной Европы не желала терпеть в своих владениях Россию.

Чёрное море тоже было «закрытым», ведь его контролировала могущественная Османская империя. В силу своей удалённости и не освоенности, Тихоокеанское побережье русский государь даже не рассматривал в качестве направления внешней политики. В сложившейся ситуации оставалось только одно – прокладывать выход к морю военной силой. И в качестве первого пробного военного похода для достижения этой цели царь выбрал поход на Османскую империю, который вошёл в историю как первый Азовский поход Петра.

Азовский походы Петра I (1695 и 1696 года)

По сути, оба Азовских похода (в 1695 и 1696 году) являлись логическим продолжением войны, которую начала сестра Петра Софья, правящая в качестве регента до совершеннолетия братьев. Единственным их отличием было то, что обе операции были направлены на захват стратегически важной крепости Азов, располагающейся в устье Дона, а не на Крымское ханство. И хотя в первом поход е царь потерпел неудачу, его последующий план, хоть и ненадолго, но имел успех.

Однако, получить Азов не означало закрепление на море, ведь для развития достигнутого успеха и внешней политики нужно было не только продолжить войну против Турции, но и заручиться поддержкой европейских государств. Для достижения этой цели русский царь в 1697 году собирает так называемое Великое посольство и отправляется вместе с ним инкогнито в Европу.

Великое посольство Петра 1 в европейские государства

Дипломатический рейд по странам Европы преследовал такие цели:

  • Ознакомление самого царя с обычаями и опытом государств в различных областях (технологии, управление, культура и пр.).
  • Поиск союзников для ведения дальнейшей войны против Швеции.
  • Поднять авторитет России, использовав фактор победы русского войска в Азовском походе.
  • Получить не только военную, но и дипломатическую поддержку развитых европейских государств в дальнейшей войне с Турцией.

За двухлетний период Великое посольство посетило Австрию, Англию, Голландию, а также Ригу, Лифляндию и другие крупные страны. Результатом этого путешествия стала смена направления петровской внешней политики. После возвращения в Россию царь отказывается от войны за Чёрное море и подписывает с Османской империей мирный договор, закрепив за собой Азов и вернув Турции Поднепровье.

Противостояние со Швецией. Северная война 1700-1725 гг.

Таким образом, русский царь выделил для себя один путь – получение выхода к Балтике и войну с одним из самых опасных противников – Швецией. Во время путешествия в составе Великого посольство Пётр Первый заключает соглашение против Швеции с Августом Вторым, который в то время являлся королём Речи Посполитой и Саксонии. Именно этот союз стал началом Северного союза, в который позже вошла Дания и с этого времени фактически начинается одна из самых долгих войн в истории, которая продолжалась двадцать один год и которая окончилась победой России и её обретением выхода к Балтийскому морю.

После подписания мирного договора со Швецией, теперь уже русский император Пётр Великий предпринимает попытку расширения территории государства, выступая на принадлежавшее Персии Закавказье. Так в 1722-1723 годах Россия успешно захватывает южное и западное побережья Каспия с такими городами как Решт, Баку и Дербент. Однако, продолжать следовать этому направлению внешней политики Пётр Первый отказался, ведь это означало бы новую войну с Турцией, которая в 1723 году вторглась в Армению и Грузию. В итоге, спустя год в 1724 году Турция и Российская империя подписывают документ, названный Константинопольским мирным договором, согласно которому стороны признали большинство территориальных приобретений.

Результатом внешней политики русского царя Петра Великого стало внушительное расширение границ государства, а также установление торговых и дипломатических связей с крупными европейскими государствами и интеграция Российской империи в ход мировой политики. При этом, царю удалось всего за два десятка лет превратить Московское государство в империю.

Таблица: европейское направление внешней политики Петра I

Европейское направление внешней политики Петра I

 

Таблица: восточное направление внешней политики Петра I

Восточное направление внешней политики Петра I

 

Таблица: южное направление внешней политики Петра I

Южное направление внешней политики Петра 1

 

Видео-лекция: основные направления внешней политики Петра I

Как успех партии зеленых меняет глобальную политику

Введение

Партии зеленых, когда-то считавшиеся радикальными аутсайдерами, все чаще завоевывают себе место в основной политике, особенно в Европе. Зеленые во всем мире превратились из сторонников защиты окружающей среды в широкие политические партии, способные побеждать на выборах и работать на самых высоких уровнях правительства.

Подробнее от наших экспертов

Лиана Фикс

Почему европейские демократии более устойчивы, чем ожидалось

Элис С. Хилл

Что означают промежуточные выборы 2022 года для климатической политики США

Маттиас Маттейс

Европейские уроки для американского экономического возрождения

Поскольку изменение климата является насущной проблемой, а традиционные партии теряют поддержку различных альтернатив, зеленые могут играть более важную роль, чем когда-либо. В Германии, стране с четвертой по величине экономикой в ​​мире, они занимают одни из самых высоких постов в правительстве, в том числе в министерстве иностранных дел, и были в авангарде борьбы за усиление западной поддержки Украины после российского вторжения. Тем не менее движение по-прежнему разделено по таким вопросам, как ядерная энергия, военная сила, внешняя политика и сотрудничество с правыми и популистскими партиями.

Что такое вечеринка зеленых?

Подробнее:

Энергия и окружающая среда

Политические движения

Изменение климата

Германия

Европейский Союз

Зеленые политические партии отражают более широкое общественное движение, стремящееся переориентировать цивилизацию в более устойчивом и гуманном направлении. Их экологические опасения начались с противодействия атомной энергетике, но расширились и стали включать изменение климата, загрязнение окружающей среды и промышленное сельское хозяйство. По данным сети Global Greens, существует около восьмидесяти полноценных зеленых партий.

Краткий обзор ежедневных новостей

Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.

Просмотреть все бюллетени >

Они также обычно охватывают более широкие, но взаимосвязанные социальные и экономические вопросы. Большинство зеленых партий взяли на себя четыре столпа:

  • экологическая устойчивость;
  • низовая демократия;
  • социальная справедливость; и,
  • ненасилие.

Еще от наших экспертов

Лиана Фикс

Почему европейские демократии более устойчивы, чем ожидалось

Элис С. Хилл

Что означают промежуточные выборы 2022 года для климатической политики США

Маттиас Маттейс

Европейские уроки для американского экономического возрождения

Зеленые платформы обычно включают оппозицию войне и оружейной промышленности, особенно ядерному оружию; скептицизм в отношении глобальных торговых соглашений и потребительского индустриального общества; предпочтение децентрализованному принятию решений и локализму; и приверженность социальной справедливости, расовому и экономическому равенству и расширению прав и возможностей женщин.

Как утверждает активист Британской партии зеленых Дерек Уолл в своей книге о зеленой политике, движение имеет важные отличия как от левых, так и от правых. Большинство зеленых считают себя левыми в экономической и социальной сферах, но их внимание к децентрализации и местным решениям отличает их от многих традиционных социалистических партий. Есть также разновидности «зеленого консерватизма», которые рассматривают защиту окружающей среды через призму патриотизма и настаивают на рыночных решениях.

Подробнее:

Энергия и окружающая среда

Политические движения

Изменение климата

Германия

Европейский Союз

Почему они важны?

Поскольку зеленые готовы играть роль создателей королей в некоторых из самых влиятельных стран мира, их выбор может все больше влиять на государственную политику и будущее демократии.

Некоторые наблюдатели говорят, что здоровье демократических систем во всем мире ухудшается. По данным Freedom House, продемократической наблюдательной группы, базирующейся в Вашингтоне, округ Колумбия, мир уже пятнадцать лет находится в «демократической рецессии». По мнению старшего научного сотрудника CFR Яши Моунка, растущий популизм подпитывается снижением уровня жизни и нефункционирующими институтами. Между тем, некоторые данные свидетельствуют о том, что экономические и социальные потрясения, вызванные COVID-19,пандемия — и восприятие неуклюжих ответных мер в ведущих демократических странах — еще больше подорвали общественное доверие к властям.

В Европе основные партии уже несколько лет теряют поддержку. Эксперты говорят, что череда потрясений, в том числе глобальный экономический кризис, начавшийся в 2008 году, волна громких террористических актов и волна миграции с Ближнего Востока и Северной Африки, начавшаяся в 2015 году, спровоцировала переход избирателей из центристских партий в альтернативы слева и справа.

В разгар этой турбулентности зеленые еще больше перепутали политические расчеты. Их статус аутсайдера означает, что они смогли извлечь выгоду из недовольства существующей системой, в то время как их идиосинкразическая идеология привлекает сторонников со всего традиционного спектра левых и правых. Некоторые аналитики утверждают, что они обладают уникальными возможностями для того, чтобы отвлечь недовольных избирателей от ультраправых, тем более что в случае с немецкими зелеными они во многих областях примкнули к центру, поддерживая такие международные институты, как Европейский Союз и Североатлантический союз. Военный союз Организации Договора (НАТО).

Тем не менее, остаются вопросы о влиянии зелени на климатическую политику. Также неопределенными являются способность зеленых придерживаться ненасильственных принципов и их готовность заключать союзы с крайне правыми или крайне левыми. Одним из примеров гибкости является то, что австрийские зеленые сформировали коалицию с консервативной Народной партией, в результате чего появилась правительственная платформа, сочетающая антииммиграционную политику и политику снижения налогов с некоторыми из самых амбициозных целей Европы в области климата.

Как они развивались?

Партии зеленых берут свое начало в волне социальных движений, взбудораживших промышленные общества с 1960-х годов. «Новые левые» и студенческие движения 1968 года порвали с более ранними формами классовой организации рабочих, отдав предпочтение радикальной критике самой индустриальной цивилизации и утопическим представлениям о жизни в гармонии с природой.

В начале 1970-х движение начало активно участвовать в избирательной политике. Первые зеленые партии были созданы в Австралии, Новой Зеландии и Великобритании в 1919 г.72. Британская партия PEOPLE была первой в Европе, опираясь на идеи влиятельного экологического текста, который предупреждал о неизбежном экологическом коллапсе, A Blueprint for Survival , который был подписан несколькими десятками высокопоставленных британских ученых.

Только в 1980-х годах первая партия зеленых стала мейнстримом — в Западной Германии, оплоте зеленой политики. Западногерманские зеленые участвовали в общенациональной борьбе в 1980 году, а затем в 1983 году стали полноправной политической силой, войдя в парламент с двадцатью семью местами. К 19В 90-х зеленые боролись и часто выигрывали места на местном, государственном и национальном уровнях по всей Европе.

Как объясняет Уолл, первые партии зеленых в Западной Европе считали себя проводниками более широких протестных движений, возглавляемых поколением 68-го, направляя активность, особенно против гонки ядерных вооружений и ядерной энергетики, но также и против потребительства, жадности, бесконечной экономический рост и репрессивные социальные нормы. В результате единство было редкостью, и возникло множество фракций и внутренних разногласий.

За пределами Европы зеленая политика также приобрела популярность, но временами сталкивалась с совершенно другими избирательными условиями. В Соединенных Штатах, например, отсутствует такая парламентская система, которая дает небольшим партиям возможность играть роль в управлении. Зеленые выиграли сотни выборов в местные органы власти и на уровне штатов и теперь насчитывают около 250 000 зарегистрированных членов, но они изо всех сил пытаются добиться успеха на национальной арене, где доминируют две основные партии. Президентская кампания Ральфа Надера 1996 года была первой под зеленым знаменем, хотя в знак разделения внутри движения Надер был официально выдвинут не национальной партией, а только партиями независимых штатов. Нынешняя Партия зеленых Соединенных Штатов (GPUS) была основана после баллотирования Надера в 2000 году.

Какую роль они играли в правительстве?

Всего за несколько десятилетий зеленые превратились из протестных партий и свободных движений во влиятельных воротил. Тем не менее, хотя в некоторых странах они стали неотъемлемой частью законодательной власти, в других они остаются в стороне.

Европа . Именно в странах-членах ЕС партии зеленых достигли наивысшего уровня власти. В 1995 году партия зеленых Финляндии первой вошла в национальный кабинет после того, как ее лидер был назначен министром окружающей среды.

Зеленые совершили еще больший скачок в Германии в 1998 году, когда они стали младшими членами коалиции с левоцентристской Социал-демократической партией (СДПГ). Их лидер Йошка Фишер стал вице-канцлером и министром иностранных дел. Первый настоящий вкус власти у немецких зеленых высветил как влияние партии, так и ее основные недостатки: Фишер повлиял на планы Германии по постепенному отказу от ядерной энергетики и ее оппозицию вторжению США в Ирак в 2003 году, но он также столкнулся с оппозицией внутри своей собственной партии из-за поддержка правительством интервенций НАТО в Косово и Афганистане.

В 2000-х и 2010-х годах партии зеленых все больше проникали в европейский мейнстрим. Индулис Эмсис из Латвии стал первым премьер-министром от партии зеленых в 2004 году, и зеленые вошли в правительства Бельгии, Франции, Италии и других стран. К 2022 году, когда основные партии продолжали терять популярность, а изменение климата вызывало обеспокоенность избирателей, партии зеленых находились в национальных правительствах Австрии, Бельгии, Финляндии, Германии, Ирландии и Люксембурга.

Австралия, Канада и Новая Зеландия . Зеленые добились неоднозначных результатов в странах Содружества Великобритании. В Новой Зеландии, где многие считают первую в мире крупную партию зеленых, с 1999 года зеленые получили от 5 до 11 процентов голосов по всей стране, а в 2017 году они впервые вошли в правительство. Австралийские зеленые никогда не имели более одного места в нижней палате парламента, которая избирает премьер-министра. Зеленые Канады впервые вошли в парламент в 2011 году с одним местом, которое увеличилось до трех после голосования в 2019 году.выборы.

США . Партии зеленых в США боролись на национальном уровне: ни один член партии зеленых не был избран ни на один федеральный пост, а их лучший результат на президентских выборах был в 2000 году, когда Надер набрал 2,7 процента голосов избирателей. способы. По состоянию на ноябрь 2021 года зеленые занимали 133 выборных должности в штатах и ​​на местном уровне по всей стране, и они были одними из первых сторонников Нового зеленого курса, который стал популярным среди демократов. Это предложение частично включено в планы президента Джо Байдена по инфраструктуре, сельскому хозяйству и энергетической политике по сокращению выбросов углерода.

Латинская Америка . Зеленые вошли в законодательные органы или контролировали важные посты в местных органах власти в нескольких странах. К ним относится Экологическая партия зеленых Мексики (PVE), которая за последнее десятилетие получила 47 мест (из 500) в нижней палате страны и 9 мест (из 128) в Сенате. Примечательно, что кандидаты от ПНЭ заняли консервативную позицию по ряду вопросов, включая поддержку смертной казни и противодействие однополым бракам. Зеленые Бразилии также идеологически смешаны: бывшая Национальная экологическая партия, которая теперь называется «Патриота», является ультраправой религиозной партией, а Бразильская партия зеленых — более традиционно левой. Альянс зеленых Колумбии сыграл значительную роль в политике страны: помимо того, что они занимали девять мест как в нижней, так и в верхней палатах Конгресса, зеленые политики были мэрами крупных городов, в том числе Боготы, а один из них, Антанас Мокус, стал занял второе место на президентских выборах 2010 г.

Африка, Азия и Ближний Восток . Зеленая политика уже не так прочно закрепилась в других странах мира. Африка стала свидетелем целого ряда экологических акций, в том числе Движения «Зеленый пояс» во главе с кенийским лауреатом Нобелевской премии мира Вангари Маатаи, но успехов на выборах было мало. Руанда — единственная африканская страна с зелеными в парламенте, где они являются одной из немногих оставшихся сил оппозиции многолетнему президенту Полю Кагаме. Во многих странах Азии и Ближнего Востока есть партии зеленых, хотя лишь немногие из них получили представительство в правительстве. Японская партия «Зеленые Япония» была зарегистрирована только в 2012 году в рамках антиядерного сопротивления после катастрофы на Фукусиме в 2011 году, и ее единственным избранным должностным лицом является Кадзуми Инамура, мэр Амагасаки.

Каковы основные дебаты внутри глобальных зеленых партий?

Зеленые долгое время были внутренне разделены, что привело к борьбе за лидерство, расколу партий и непрекращающимся спорам о том, как извлечь выгоду из растущей популярности.

Самые фундаментальные дебаты сосредоточены на самой природе движения. Некоторые рассматривают это в первую очередь как активистскую деятельность, направленную на прямое действие и гражданское неповиновение, примером чего является группа эко-саботажников «Земля прежде всего!». Другие предпочитают более традиционную избирательную стратегию. Это разыгралось в Германии между «realos», или умеренными, и «fundis», или радикалами. Примером последних была основательница западногерманской партии зеленых Петра Келли, которая считала ее «антипартийной партией», но чье видение в значительной степени уступило место умеренным, особенно после 19-летнего правления Фишера.98 вход в правительство.

Другие важные области дебатов среди зеленых включают:

Энергетическая политика . Несмотря на давнюю оппозицию ядерной энергетике, некоторые зеленые, особенно в Финляндии, пересматривают эту позицию в свете острой необходимости сокращения выбросов парниковых газов.

Роль технологий, глобализации и экономического роста . Отражая более ранние дебаты между активистами и прагматиками, некоторые зеленые придерживаются более радикальной критики бесконечного экономического роста, потребительства, основанного на энергоемкой торговле и цепочках поставок, а также технологических подходов к изменению климата. Они призывают к «замедлению роста» или резкому сокращению как производства, так и потребления до уровня, который они считают устойчивым. Другие вместо этого призывают к «зеленому росту» и открыты для технологических решений, таких как улавливание углерода и геоинженерия.

Приверженность ненасилию . Зеленые партии делают акцент на разоружении и ненасильственном разрешении конфликтов, если не на тотальном пацифизме, позиция, которая была проверена их участием в государственной политике. Зеленые Германии поддерживали различные военные интервенции, и они решительно поддерживают военную поддержку НАТО и Запада Украине после российского вторжения в 2022 году.

Роль Европейского Союза . Большинство европейских зеленых партий выступают за ЕС, но так было не всегда, учитывая черты локализма и децентрализации в их философии. Зеленые Швеции проводили кампанию против вступления страны в ЕС, а в 2008 году первоначальная датская партия зеленых была исключена из более широкой европейской конфедерации зеленых из-за своего евроскептицизма.

Правый энвайронментализм . Существует небольшая, но настойчивая правая разновидность зеленой политики, сочетающая защиту окружающей среды с национализмом, скептицизмом в отношении правительства и несогласием с левыми подходами к иммиграции, секуляризму и социальному либерализму. Эти группы в значительной степени подверглись остракизму со стороны основных зеленых организаций, совсем недавно это произошло с Латвийской партией зеленых.

Какие критические замечания?

Политические противники Партии зеленых уже давно изображают ее в карикатурном виде как партии мечтательной молодежи и богатых горожан. В Европе зеленые работают над тем, чтобы избавиться от этого имиджа, чтобы конкурировать за избирателей из рабочего класса. Тем не менее, эксперты говорят, что их актуальность остается низкой в ​​Южной и Восточной Европе, где экономический рост идет медленно, а безработица высока, а также во многих сельских районах по всему континенту. Даже в более богатых странах, таких как промышленный центр Германии, критика промышленного развития со стороны зеленых иногда вызывает недоверие. Представители лейбористов говорят, что зеленые должны найти способы лучше продвигать свою политику в секторах, в которых много профсоюзов, таких как автомобильная промышленность.

Примером некоторых из этих опасений стали многомесячные протесты «желтых жилетов» во Франции, которые были вызваны экологически мотивированным повышением налога на топливо в стране, что больше всего ударило по малообеспеченным рабочим. Лидеры партии зеленых говорят, что они извлекли уроки из «желтых жилетов», и обещают проводить жесткую политику перераспределения, чтобы усилия по борьбе с изменением климата не ложились непропорционально тяжелым бременем на бедных.

Что дальше для зеленой политики?

Именно в Европе партии зеленых готовы в ближайшие годы получить наибольшее влияние в правительстве. Нигде это не так очевидно, как в Германии, где зеленые показали свой лучший результат на выборах в 2021 году, став третьей по величине партией в парламенте и впервые с 2005 года войдя в правительство. эксперты говорят, что более широкие тенденции, формирующие континент, в том числе подъем ранее маргинальных партий, зеленые представляют собой стабильность и преемственность, а не радикализм против истеблишмента 19-го века.80-е годы. «Партия переходит от детства к взрослой жизни, — сказал Financial Times немецкий политолог Уве Джун. «Это гораздо более прагматично, [и] радикальные идеи играют менее важную роль».

Вторжение России в Украину резко подчеркнуло это изменение. Платформа зеленых 2021 года еще до войны активно поддерживала НАТО. Однако теперь партия, которая когда-то выступала за демонтаж немецкой армии и прекращение торговли оружием, находится в авангарде планов резко увеличить военные расходы и отправить оборонительное вооружение в Украину. В первые месяцы после вторжения лидер Партии зеленых и нынешний министр иностранных дел Анналена Бербок настаивала на том, чтобы канцлер Олаф Шольц поставил Киеву более современное тяжелое вооружение, но Шольц сопротивлялся этому шагу.

Что касается энергетической политики, то текущий кризис одновременно проверяет принципы партии и предоставляет ей новые возможности для лидерства. Немецкие зеленые давно предупреждали об зависимости страны от российских энергоресурсов и выступали против строительства газопровода «Северный поток — 2», который усугубил бы эту зависимость. Этот трубопровод был остановлен, и сейчас Берлин пытается резко отказаться от российского газа, что может задержать прогресс в достижении климатических целей за счет увеличения использования угля. Но в то же время кризис подтверждает рвение зеленых к возобновляемым источникам энергии в глазах многих немецких избирателей, что еще больше повышает популярность партии.

Тем временем в остальной Европе партии зеленых в значительной степени стали ничем не примечательной политической ареной, адаптировавшись к политике коалиции и подтолкнув политику в более экологическом направлении, в то же время проявляя гибкость в других вопросах, как в Австрии. Поскольку большое и все еще растущее большинство людей в Европе и, все чаще, в других местах рассматривают изменение климата как «серьезную угрозу» для своих стран, зеленые во всем мире могут еще больше усилить свое влияние.

900:00 Четыре варианта окончания войны в Украине

Вторжение российских войск в Украину спровоцировало худший кризис безопасности в Европе за последние десятилетия. Но хотя большая часть анализа правильно сосредоточена на непосредственной ситуации, не менее важно прогнозировать многочисленные возможные траектории и исходы войны. Предвидение неопределенностей, которые принесет эта война, является важным шагом к успешному преодолению ее возможных последствий.

Хотя ситуация в Украине нестабильна, изложенные здесь сценарии предлагают четыре возможных варианта завершения конфликта. Даже самая радужная из этих возможностей, которую мы назвали «Чудом на Днепре», таит в себе опасность. Соединенным Штатам, их трансатлантическим союзникам и партнерам, да и всему миру сейчас, вероятно, предстоит трудный период продолжительного противостояния с Россией.

Сценарий 1: Чудо на Днепре

Вооруженное и гражданское сопротивление Украины, подкрепленное оборонительной помощью членов НАТО, преодолевает трудности и сводит наступление Москвы к остановке, не позволяя президенту России Владимиру Путину свергнуть демократическое правительство Киева и установить марионеточный режим . Решимость и мастерство украинского сопротивления создают патовую ситуацию на поле боя, что благоприятствует защитникам.

Вскоре Кремлю становится очевидно, что Россия заплатит непомерную цену за свой авантюризм, включая перспективу долгой и дорогостоящей заминки на Украине вкупе с экономическим коллапсом и дипломатической изоляцией. Путин угрюмо приказывает вывести свои войска. Украина остается суверенной демократией, а поражение Москвы ускоряет внутреннее недовольство, которое уже начало проявляться в России. Путин начинает сосредотачиваться на растущих внутренних угрозах его власти. Тем временем НАТО сталкивается с улучшением ситуации с безопасностью, поскольку Россия наказана, а Украина все больше сближается с Западом.

Однако ситуация с безопасностью в Европе не возвращается к довоенному статус-кво. Короткая война унесла тысячи жизней с обеих сторон, оставив после себя всеобщую горечь. И хотя демократическая Украина остается нетронутой, если не невредимой, ее все еще опасному соседу грозит неопределенное будущее, поскольку российский политический ландшафт находится на переломном этапе. Склоняется ли страна к большему авторитаризму при Путине или вообще от него отказывается, во многом определит, как Россия будет вести себя с остальным миром.

Сценарий 2: Трясина

После нескольких недель ожесточенных боев в Киеве и других крупных городах России удается свергнуть украинское правительство и установить марионеточный режим. Однако ни вооруженные силы Украины, ни ее население не готовы сдаться. Это далеко не так: вместо этого украинское население поднимает широкомасштабный, хорошо вооруженный и хорошо скоординированный мятеж против оккупантов. Хотя регулярные силы Украины со временем сокращаются, а крупные города, такие как Киев, оккупированы, победа России оказывается пирровой.

Повторяя схему, наблюдаемую в других странах мира, украинские повстанцы наносят значительный, устойчивый человеческий и финансовый урон России, которая вынуждена выделять гораздо больше своих ресурсов в течение гораздо более длительного периода времени, чем она ожидала. Его головная боль усугубляется внешней поддержкой повстанцев, когда страны НАТО оказывают скрытую, но очень мощную оборонительную помощь украинскому сопротивлению. Конфликт истощает казну и решимость Москвы, в конечном итоге вынуждая ее уйти после большого насилия и смертей.

Путин и высшая российская элита понимают, что у них есть свой собственный «брежневский момент», когда они перегибают палку в своем стремлении к максималистским целям на Украине. Подобно тому, как премьер-министр СССР Леонид Брежнев вел войска своей страны в долгую и дорогостоящую гонку в Афганистане, Россия снова вела войну, в которой невозможно победить, — пресловутое болото, в которое на протяжении всей истории попадали многие могущественные государства. Столь же плохо, что в глазах большей части мира Россия стала государством-изгоем: Украина может быть опустошена, но престиж Путина страдает, а его внутреннее положение становится шатким, поскольку элиты сомневаются в его суждениях, а более широкие слои населения выражают гнев по поводу экономической ситуации в России. и снижение глобального положения.

Сценарий 3: Новый железный занавес

Украина в конце концов рухнет под тяжестью российского вторжения. Несмотря на сильное сопротивление, российским силам удается взять страну под контроль за счет использования все более тяжелого оружия и тактики. Сопротивление установленному Путиным марионеточному правительству кипит и вездесуще, но оно подавляется с применением грубой силы и оказывается недостаточно сильным, чтобы бросить серьезный вызов значительным российским силам, которые остаются в Украине. В Восточной Европе опускается новый «железный занавес», который проходит вдоль границ стран Балтии на севере через границы Польши, Словакии, Венгрии и Румынии на юге.

В то время как Россия сталкивается с огромными экономическими издержками, Путин укрепляет свою власть внутри страны, еще более решительно подавляя внутреннее инакомыслие. НАТО более сплочено перед лицом обнаглевшей Москвы, но вынуждено признать, что у него очень ограниченные возможности обратить вспять потерю Украины. После кризиса Швеция и Финляндия присоединяются к Североатлантическому союзу, чтобы укрепить свою безопасность против реваншистских замыслов Москвы.

Как и в случае с первым железным занавесом, новый раскол в самом сердце Европы несет с собой знакомый список опасностей и неопределенностей. Вновь подозрительные войска НАТО и России теперь смотрят друг на друга через внезапно милитаризованную границу, что еще раз повышает вероятность прямого конфликта случайно или преднамеренно. Прерывистые кризисы в области безопасности то приливы, то отливы, поскольку Россия неоднократно запускает дополнительные военные авантюры и гораздо более агрессивные операции гибридной войны против союзников по НАТО. Антагонисты готовятся к долгому, ухабистому противостоянию без ясного исхода и без гарантий мирного разрешения.

Сценарий 4: Война между НАТО и Россией

Наиболее опасным сценарием для будущего Европы и мирового порядка является тот, в котором конфликт на Украине создает основу для прямого военного конфликта между НАТО и Россией. Есть несколько путей к такому результату, в том числе:

  1. НАТО может принять решение об эскалации своего вмешательства в Украине, например, попытавшись ввести запретную для полетов зону или другую форму прямого вмешательства. На данный момент Соединенные Штаты и другие союзники по НАТО отказались от введения бесполетной зоны, но этот расчет может измениться, если Россия продолжит усиливать бомбардировки гражданского населения. Россия будет вынуждена решить, отступить или напрямую вступить в бой с вооруженными силами альянса. Если она выберет последнее, риск эскалации вооруженного конфликта между НАТО и Россией существенно возрастет.
  2. Россия может непреднамеренно нанести удар по территории члена НАТО — например, из-за неточного целеуказания или ошибочного определения «свой-чужой», что вызовет ответные меры со стороны альянса. (Россия уже наносила удары по целям вблизи польской границы.) По мере того, как российские военные запасы высокоточного оружия начинают истощаться, возрастает риск такой аварии, которая может привести к непреднамеренной эскалации с НАТО. Этот сценарий увидит начало прямого конфликта, возможно, в воздухе или на земле в приграничных районах Украины. В свою очередь, это может привести к череде ударов и контрударов, ведущих к открытым боевым действиям.
  3. Страшная перспектива связана с возможностью того, что у Путина есть более широкие планы далеко за пределами Украины. Если российские войска быстро продвинутся в Украине и получат эффективный контроль над страной, Путин может обратить свое внимание на государства, которые он жаждет восстановить в сфере влияния, которая в целом совпадает с территорией бывшего Советского Союза. Очевидными кандидатами для проверки его замыслов и решимости самого НАТО были бы страны Балтии (все они являются членами Североатлантического союза). Путин может питать убеждение, что НАТО отступит, если на него надавить; НАТО настаивает на том, что будет бороться с любым российским военным вторжением в государство-член.
Туман войны 

Первые данные свидетельствуют о том, что эта война оборачивается в пользу Запада по трем причинам. Грубая агрессия российского вторжения и энергичное украинское сопротивление вызвали народную поддержку Украины по всей Европе. Россия и Путин, похоже, сильно недооценили как решимость Украины, так и глобальное возмущение против Москвы. Наконец, демократические правительства по обе стороны Атлантики сделали далеко идущие политические решения — экономические, финансовые, дипломатические и связанные с безопасностью, — которые отражают целеустремленность и вновь обретенную солидарность.

Тем не менее мир по-прежнему находится в опасном и крайне неопределенном моменте. То, что происходит после этого конфликта, представляет собой такой же вопросительный знак, как и то, как, когда и где закончатся боевые действия. Эти четыре сценария отражают вероятные результаты, но едва ли они исчерпывают все возможности. В конечном итоге Путин может усилиться или ослабеть внутри России в зависимости от внутренних событий (народное восстание или переворот) и внешних событий (укрепление или ослабление Китаем поддержки самого Путина). Он мог сыграть за Молдову или Грузию или даже попытаться занять Сувалкский коридор между прибалтийским анклавом России Калининградом и Беларусью.

Однажды начавшись, войны редко следуют сценарию. Чаще они ведут как комбатантов, так и мирных жителей по непредвиденным путям, что иногда приводит к изменению мира. Вторжение России в Украину, похоже, несет в себе семена такого конфликта. Что его исход будет означать для Украины и мира, еще предстоит увидеть.


Барри Павел — старший вице-президент и директор Центра стратегии и безопасности Скоукрофта Атлантического совета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *