Внешняя политика Петра 1 (западное и восточное направления)
Период правления Петра 1 интересен тем, что царь активно проводил как внутреннюю так и внешнюю политику. В обоих направлениях были предприняты существенные шаги, которые оказали большое влияние на развитие России. Суть внешней политики Петра 1 сводится к поиску выхода в открытое море. Петр хотел сделать Россию морской державой, но границы государства, которые ему достались, не предполагали выхода в море. Для решения этой задачи было 2 направления:
- Чёрное море на Юге. Для продвижения в этом направлении России нужно было вести войну с Крымским ханством и Османской империей.
- Балтийское море на Северо-западе. Продвижение в этом направлении вело к войне со Швецией.
Иными словами можно говорить о том, что внешняя политика Петра 1 разделяется на Восточное и Западное направление. Восточное направление предполагало расширение за счёт выхода к Черному морю, а также расширение границ России по Каспийскому морю.
Восточное направление внешней политики
На Восточном направлении Россия в основном преследовала 2 внешнеполитические задачи:
- Борьба за выход к Черному морю.
- Борьба за выход к границам Ирана и Индии. Страны были важны в торговом отношении.
Изначально Петр 1 большое внимание уделял восточному направлению внешней политики, поскольку хотел обеспечить выход России к Черному морю. На начальном этапе достижение этой цели в 1695 и 1696 годах были совершены два Азовских похода. Второй поход оказался успешным. России удалось захватить крепость Азов. С этого момента у России был выход к Азовскому морю и можно было на базе этого продолжать наступление за черноморские просторы.
Проблема заключалась в том, что дальнейшее продвижение на юг вело к войне с Крымским ханством и Османской империей.Азовские походы в конечном итоге привели к войне с Турцией. Россия эту войну не могла вести эффективно самостоятельно, поскольку в стране практически не было флота. Значимость флота однозначно показал первый Азовский поход, который закончился неудачно только из-за слабого русского флота. Несмотря на успешность второго похода, флот Петра 1 по-прежнему был небольшим и слабым. В то время как Турция была сильной морской державой. Для решения этой проблемы Петр 1 организовал Великое посольство. Официально никаких целей и задач у этого посольства не было, однако во всех странах русское посольство пыталось организовать военный союз против Турции. Этого сделать не удалось, однако, удалось создать военный союз с Речью Посполитой против Швеции. В ноябре 1699 года к этому союзу присоединилась Дания. В результате образовался Северный союз России, Польши и Дании против Швеции.
В июне 1700 года Емельян Украинцев заключил мир с Турцией. Это был важнейший шаг, поскольку Петр не нашел союзник для войны с Османской Империей. Заключив мир с врагом на юге, Петр 1 устремил свое внимание на север, и уже в августе 1700 года объявил войну Швеции. На этом завершился первый этап внешней политики в Восточном направлении.
В целом же можно выделить следующие основные события, характеризующие южное и восточное направление внешней политики России эпохи Петра 1:
- 1695, 1696 годы — азовские походы. Россия сумела захватить крепость Азов.
- 1710-1711 годы — война России с Турцией. Карл 12 сумел убедить турецкого султана объявить войну России, после того как Швеция потерпела поражение в Полтавской битве. Этот этап знаменуется Прутским походом Петра 1, который закончился катастрофически. По итогам Петр 1, вернул Османской империи крепость Азов, а также разрушил укрепления крепости Таганрог.
- 1722-1723 годы — война России и Персии. В последние годы правления Петр 1 на выход к Каспийскому морю. В результате этой войны был подписан Петербургский договор. За Российской Империей закреплялись территории побережья Каспийского моря с юга и запада. В последующем эти земли были возвращены Персии в 1730 году.
- 1724 год — очередной договор с Турцией, который разграничивал влияние двух империй на Кавказе.
Западное (северное) направление внешней политики
Западное направление внешней политики Петра 1Петр 1 искренне полагал, что его стране нужны преобразования на западный манер и всей душой стремился к этим преобразованиям. Поэтому достаточно символично, что основной уклон и важнейшие задачи его внешней политики решались именно на западном направлении. Здесь Петр 1 искал реализацию двух целей:
- Выход России к Балтийскому морю.
- Возврат в состав России земель, ранее потерянных государством несколькими веками ранее.
Западное направление внешней политики Петра 1 полностью связано с Северной войной, начавшейся в августе 1700 года. Война длилась 21 год. У нас на сайте есть отдельный материал, посвященный этой войне. Вы можете изучить его и ознакомиться с ходом этого противостояния Северного Союза (России) со Швецией. Сейчас не будем повторяться, только отметим ключевые даты войны, которая позволила Петру 1 выйти к Балтике, основать город Санкт-Петербург и присоединить некоторые регионы Прибалтики:
- 1700 год — начало Северной войны.
- 1702 год — взятие крепости Орешек.
- 1704 год — взятие крепости Нарва.
- 1708 год — битва у деревни Лесная. Этой битве уделяется незначительное внимание в отечественной истории, но именно эта битва внесла коренной перелом в ход Северной войны, и именно битва у Лесной обеспечила Полтавскую победу.
- 1709 год — Полтавское сражение и победа России в ней.
- 1714 год — сражение у мыса Гангут.
- 1720 год — морская битва у острова Гренгам.
- 1721 год — окончание Северной войны и подписание Ништадтского мирного договора.
Оценка внешней политики
Направление | Задачи | |
---|---|---|
Восточное (Южное) | Выход к Черному морю | Захват крепости Азов. После неудачного Прутского похода крепость была возвращена Турции. Россия вновь лишилась выхода к Черному морю. |
Укрепление позиций у Каспийского моря | Задача выполнена успешно после Каспийского похода. Россия получила контроль над южным и западным берегом Каспийского моря. | |
Западное (Северное) | Выход к Балтийскому морю | Эта единственная задача внешнеполитического курса Петра, которую удалось выполнить полностью. Ради достижения цели пришлось воевать 21 год, но в конечном итоге Россия получила выход к Балтике. |
Присоединение земель, ранее относящихся к Древнерусскому государству | Россия расширила северо-западные границы за счет присоединения Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии. Задача выполнена частично, поскольку вернуть все земли Древнерусского государства не удалось. |
Внешняя политика Петра 1 сегодня оценивается историками однозначно положительно. Действительно, если убрать из рассмотрения проблемы внутренней политики, то Петр Первый смог сделать очень многое. Да, он не сумел продвинуться к Черному морю, о котором так мечтал, но Россия сумела закрепиться на Балтийском море и значительно расширить свои границы у Каспийского моря. Именно при Петре 1 Россия стала морской державой и заложила фундамент для того, чтобы в дальнейшем быть одной из передовых европейских стран.
Внешняя ⚠️ политика Петра I: цели, направления, итоги
Содержание:
- Внешняя политика Петра I
- Цели и задачи внешней политики
- Реформы в политике Петра I
-
Основные события
- Азовские походы
- Посольство в европейские страны
- Северная война
-
Направления политики, их характеристики
- Европейское
- Восточное (Кавказ, Каспий, Средняя Азия)
- Южное (борьба с Крымом и Турцией)
- Причины успешной политики Петра I
- Итоги проведенных внешнеполитических действий
Содержание
- Внешняя политика Петра I
- Цели и задачи внешней политики
- Реформы в политике Петра I
-
Основные события
- Азовские походы
- Посольство в европейские страны
- Северная война
-
Направления политики, их характеристики
- Европейское
- Восточное (Кавказ, Каспий, Средняя Азия)
- Южное (борьба с Крымом и Турцией)
- Причины успешной политики Петра I
- Итоги проведенных внешнеполитических действий
Внешняя политика Петра I
Внешняя политика — взаимоотношение с другими государствами и странами в интересах собственного государства или страны; общий курс государства в международных делах.
Петр I приступил к вопросам регулирования внешней политики страны в 1687 г., когда князь Василий Васильевич Голицын стал докладывать ему о наиболее важных делах. С 1690 года почтмейстер А.А. Виниус предоставлял Петру краткие обзоры зарубежной прессы — так царь вникал в особенности изменений политической ситуации в Европе и средиземноморском регионе.
Петр I динамично занимался как внешней, так и внутренней политикой. Суть внешней сводилась к поддержанию национальных интересов, расширению территорий, организации выходов страны к открытому морю, потому что подобных границ на тот момент у России не было.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Цели и задачи внешней политики
Предполагая Россию морскою державой, Петр I выделил 2 внешнеполитических направления:
- Азиатское простиралось к границам южных Каспийского и Черного морей. Выход к этому направлению предполагал войну с Османской империей и Крымским ханством.
- Европейское рассматривало продвижение к суровому северному Балтийскому морю. Развитие этого направления связывалось с потенциальной войной со Швецией и возвратом утерянных западных территорий.
Преследуемые Петром I цели — это завоевание выхода к морю и развитие уровня государства до развитых европейских столиц. В качестве задач царь определил приоритеты: поиск союзников, возврат утерянных земель, доступ к Балтике, расширение влияния в Закавказье, развитие евразийского торгового пути, изменение народных культуры и быта.
Реформы в политике Петра I
В 1649 году умирает мать молодого царя. Теперь Петра I никто не может отвернуть от войны. Его личное влияние на внешнюю политику становится для всех очевидным. Вся внутренняя и внешняя реформаторская деятельность главы государства была направлена на формирование сильного и независимого государства, базировавшегося на принципах абсолютной монархии.
Историки делают выводы о спонтанности и противоречивости петровских преобразований. С одной стороны, Петр I ставил задачи вывести государство из культурной и технико-экономической отсталости. С другой — изменения упрочили самодержавную власть монархов и сохранили существующий феодально-крепостнический уклад.
Задачей реформы, связанной с внешней экспансией, стала организация регулярной армии и военно-морского флота. Требования к промышленности страны задавались исключительно воинскими нуждами. Как и во внутренней, так и во внешней торговле значительную роль играла государственная монополия на заготовку и продажу первостепенных товаров — соли, льна, икры, хлеба. Государственный бюджет рассчитывался исходя из целей ведения войны за счет увеличения налогов.
Основные события
Азовские походы
Азовские походы 1695-1696 годов стали приоритетной целью молодого Петра. Крепость Азов была ближайшим граничащим с Россией военным опорным пунктом Османской империи. Первый поход окончился неудачно в результате отсутствия флота и неготовности русских офицеров и армии. Петр I сделал выводы и стал готовиться ко второму походу.
Отстроив новые верфи и корабли, с внушительной флотилией и 25 000 крестьян 16 мая войска во второй раз осадили Азов. В результате гарнизон сдался. Для русского флота была создана морская база, а в 1698 году в этом месте основали город Таганрог. Так Россия заполучила первый выход в южные моря, однако выход к Чёрному морю остался под ревизией Османской империи.
Сил и флота для войны с Турцией было по-прежнему недостаточно: последний был все еще слабым и небольшим. Увлеченный идеей строительства мощного флота, Петр I вводит новые виды податей, направляет обучаться за границу подрастающих дворян. А немного погодя и сам направляется в первую поездку по Европе.
Посольство в европейские страны
Делая ставку на развитие технологии и специалистов, Петр пытался найти партнеров и единомышленников в войне против Османской империи. В 1697 году Петр I организовывает Великое посольство. В составе, кроме него, находилось до 250 человек. Великими послами были назначены генералы Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, начальник Посольского приказа П.Б. Возницын.
Целями стали:
- поиск европейских союзников для войны с Турцией, северным Причерноморьем, Швецией;
- развитие промышленности, рост престижа России;
- изучение западного опыта и ознакомление Петра со странами Европы.
Царь лично возглавил посольство. Посетил Голландию, Австрию, Англию, Ригу. Привлек в Россию сотни специалистов по корабельному делу и закупил военное оборудование. Петр I самолично изучал кораблестроение, работал плотником, строил корабль.
Великое посольство своей цели так и не достигло, потому что европейские столицы готовились к другой войне в Испании. Итогом стала смена царских приоритетов: Петр сосредоточился на стратегии выхода к Балтийскому морю. В 1700 году с Османской империей был подписан Константинопольский мирный договор: России остался завоеванный Азов, Турция вернула часть Поднепровья.
Северная война
Вернувшись домой, Петр начал готовится к войне со Швецией. В 1699 году Россия присоединилась к Северному союзу, куда еще входили Дания, Саксония, Речь Посполитая. Польский король Август II стремился отобрать у Швеции Лифляндию, в случае победы он обещал возврат ранее русских земель: Ингерманландии и Карелии.
Начавшаяся в 1700 году война за Балтийское море продолжалась 21 год и получила название Северной. В том же году Россию преследует разгромное поражение при попытке захватить Нарву, когда король Швеции Карл XII атаковал и сокрушил русскую неокрепшую армию. Это событие не остановило Петра. И в 1702 он захватил шведскую крепость Нотебург. В 1703 русской армии удалось выйти к берегам Балтийского моря, а 16 мая того же года началось строительство Санкт-Петербурга.
Выход к морю был закреплён. Первая база русского флота была размещена на острове Котлин (крепость Кроншлот, позже Кронштадт).
Еще одним знаковым моментом стала битва со шведами под Полтавой в 1709 г. Тогда превышающая шведов по составу и отлично укомплектованная русская армия разгромила войско Карла XII, который бежал в Османскую империю. Северная война закончилась в 1721 году русской победой. Россия и Швеция заключили Ништадтский мир.
Направления политики, их характеристики
Европейское
Цели европейского направления политики:
- заграничные экспедиции, усиление роли России в Европе;
- династические браки с германскими подданными;
- доступ к Балтийскому морю, Северная война.
Восточное (Кавказ, Каспий, Средняя Азия)
Содержание восточного направления:
- укрепление российских позиций на Кавказе;
- поход на Каспий, даты кампании:1723-1724 гг.;
- попытки закрепиться в Средней Азии.
Каспийский поход стал крупнейшим событием внешнеполитической деятельности Петра после Северной войны.
Южное (борьба с Крымом и Турцией)
- Выход к Азовскому и Черному морям, противоборство с Крымом и Турцией.
- Азовские походы.
- Прутский поход.
В результате Азовских походов Петр достиг цели и получил доступ к Азовскому морю. Однако Прутский поход в 1710-1711 гг. стал его неудачей и вылился в потерю Россией Азовского побережья.
Причины успешной политики Петра I
Особенностью политики Петра I стала ее предельная активность, выраженная в непрерывных войнах. Так государь решал национальную сверхзадачу — право России на выход к морю. Достижение цели равнялось преодолению экономической, культурной и технической отсталости страны. А также искоренению изоляции со стороны Турции и западноевропейских держав.
Петр решил задачу с государственными границами, которую до него русские цари пытались осуществлять в течение двух столетий. Страна заняла достойное место в кругу европейских партнеров. Именно при Петре I сформировалась Российская империя, которая играла значимую роль в мире.
Историки разделяют царствование Петра Великого (1682-1725) и предшествующую эпоху допетровского правления, отмечая поразительные перемены в стране. Резкие преобразования произошли в правовой, управленческой системах, которые были во многом перестроены. Деятельность Петра I соотносится с новым периодом русской истории, основанным на реализации внешнеполитических государственных реформ. Петр Великий возвеличился не только как реформатор — он стал примером выдающегося русского полководца и дипломата.
Итоги проведенных внешнеполитических действий
Результатами внешнеполитической деятельности Петра стали:
- выход к Каспийскому морю, присоединение Дербента и Баку;
- усиление русского влияния в Закавказье и на Каспии;
- прикрепление к России западных земель;
- завоевание доступа к балтийским берегам.
Среди главных плюсов внешней политики Петра историки отмечают бесспорное развитие уровня России до планки мощнейших мировых держав. В то время заметно окрепли национальная промышленность и экономика, сложились профессиональный флот и армия.
К минусам петровского правления относят ужесточение крепостного гнета и формирование абсолютной монархии. Многочисленные войны осложнили внутреннее состояние страны, уменьшили население. Народ ответил бунтами.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 4.71 (Голосов: 7)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Повиноваться Богу через послушание правительству — 1 Петра 2:13-17 (1 Петра)
Несколько лет назад Джон Леннон написал песню под названием «Представьте себе», в которой он представляет себе утопическое общество — настоящий рай. на земле. Одним из институтов, которые, по его мнению, удерживают нас от такого рая, является религия. В первых двух куплетах он поет:
Представь, что рая нет
Это легко, если ты попробуешь
Нет ада под нами
Над нами только небо
Представь всех людей, живущих сегодняшним днем
Представьте, что нет стран
Это несложно сделать
Не за что убивать или умирать
И никакой религии тоже
Представьте, что все люди живут в мире и мире правительство. Время от времени разные люди рассматривали человеческое правительство как однозначно негативный институт для человечества. Они считают, что нам было бы лучше вообще без правительства.
Библия, однако, придерживается совершенно иного взгляда на правительство. Согласно Писанию, правительство на самом деле является частью Божьего плана для человеческого общества, и мы призваны повиноваться нашему правительству в полной мере, насколько это возможно, не нарушая заповедей Бога.
На прошлой неделе в 1 Петра Апостол напомнил нам, что мы пришельцы и изгнанники в этом мире. Теперь у нас может сложиться неправильное впечатление от этой идеи, и мы можем думать, что можем отказаться от институтов, которые привносят порядок и стабильность в общество, и игнорировать их. Но в самом сердце этого письма от Петра мы увидим, что Бог призывает нас подчиниться этим структурам в максимально возможной степени, включая политические структуры, экономические структуры и семейные структуры.
Прежде всего в этом разделе Петр говорит о политических структурах в 2:13-17, и это то, что мы сегодня рассмотрим. Давайте послушаем, что скажет Питер.
1. Подчиниться правительству из послушания Богу (ст. 13-14)
В ст. 13-14, Петр пишет [ЗАЧИТАЙТЕ ст. 13-14]. Понятно, к чему призывает нас Петр — подчиниться нашему правительству, — но самое главное здесь — почему мы должны подчиниться нашему правительству. Петр говорит, что мы должны делать это «ради Господа». Мы подчиняемся правительству из послушания Богу и, как мы сейчас увидим, для того, чтобы не создавать ненужных препятствий между другими людьми и посланием Евангелия.
Пожалуйста, поймите, что причина, по которой мы должны подчиняться правительству, на самом деле не в самом правительстве. Любим мы существующую систему правления или нет, мы призваны подчиняться ей. Любим мы лидеров в нашем правительстве или нет, мы призваны подчиниться ему. Это все потому, что наш высший господин, Господь Иисус Христос, говорит нам подчиняться этим меньшим господам в гражданском правительстве.
Теперь мы можем спросить себя в этот момент: «Действительно ли Петр хочет сказать, что мы должны подчиняться какая-либо форма правления?» Что ж, давайте рассмотрим форму правления, при которой жили и Петр, и его публика.
Все они были подданными Римской империи, которой на том этапе истории правили императоры. Эти императоры имели практически неограниченную и неконтролируемую власть делать все, что им заблагорассудится. Конечно, не было никакой демократии в правительстве на этом уровне, как и на уровне региональных губернаторов, которых император назначал для надзора за различными частями Империи.
Императоры считали себя по меньшей мере богоподобными, а некоторые из них, возможно, действительно считали себя божественными. Итак, императорам поклонялись по всей Империи. Людям разрешалось следовать своим религиям до определенного момента, пока они отдавали свое высочайшее повиновение императору.
В то время, когда Петр, скорее всего, написал это письмо, римским императором был Нерон, известный своей невероятной жестокостью по отношению к христианам. Он возглавил преследование христиан, и несколько нехристианских историков записывают, что иногда, когда он хотел, чтобы в его садах был свет ночью, он призывал арестованных христиан, покрывал их горючими маслами и подвешивал на высоких шестах, а также затем сжигали, чтобы они служили живыми факелами.
Значит ли это, что Петр действительно имел в виду, что мы должны подчиняться любому старому правительству, под которым мы находимся? Видимо так. Как мы вскоре увидим, нашему послушанию есть предел, но наш общий принцип состоит в том, чтобы подчиняться нашему правительству в максимально возможной степени.
Этот принцип действительно ставит под сомнение некоторые обычаи, за которые на протяжении многих лет выступало меньшинство христиан, например неуплату налогов. Буквально на этой неделе, занимаясь исследованием, я наткнулся на группу из Орегона под названием «Посольство Небес». Они считают себя гражданами Небес, но также считают греховным подчиняться любой форме человеческого правительства, поэтому они не считают себя гражданами Орегона или Соединенных Штатов.
Они действительно довели свою идею до конца — они сами выдают паспорта, водительские права и номерные знаки. Они понимают, что такое вождение в конечном итоге приведет к их аресту, поэтому они полностью исключают возможность попасть в тюрьму в какой-то момент своей жизни. Фактически, на их веб-сайте есть 127-страничное руководство о том, чего ожидать, пока вы находитесь в тюрьме.
Я понятия не имею, как они увязывают свои убеждения с такой заповедью в 1 Петра. Их поведение действительно показывает опасность потери баланса в нашем применении Писания. Да, мы граждане Неба, но, как говорит нам здесь Петр, мы также являемся гражданами наших различных человеческих правительств — и мы должны вести себя соответственно!
Еще одна причина нашего послушания правительству находится в ст. 15-16.
2. Подчинение правительству заставит замолчать некоторую критику нашей веры (ст. 15-16)
Петр пишет в ст. 15 [ЗАЧИТАЙТЕ ст. 15]. Я думаю, что невежество, которое он может иметь в виду, это заявление о том, что христиане представляют угрозу для правительства. Верующие столкнулись с этим обвинением в Римской империи, потому что они не проявляли верности императору, и христиане все еще сталкиваются с этим обвинением сегодня при тоталитарных режимах, таких как на Кубе, в Китае, Иране и Северной Корее.
Но это утверждение сделано просто из-за невежества, потому что, даже если мы выражаем нашу глубочайшую верность Иисусу, Он повелевает нам подчиниться правительству. Так что христиане, в общем и целом, на самом деле хорошие граждане — мы не возмутители спокойствия и на самом деле стремимся делать добро своим ближним. Важно, чтобы мы так жили, потому что это устраняет препятствие для Евангелия людей, считающих нас опасным элементом общества.
Нетрудно понять, почему правительства могут рассматривать нас как угрозу, потому что мы не проявим к ним нашу глубочайшую преданность – и мы не должны этого делать, как напоминает нам Петр в ст. 16 [ЗАЧИТАЙТЕ ст. 16]. Петр напоминает нам здесь, что мы, как слуги Божьи, в высшей степени преданы Ему. Это означает, что в этом смысле мы свободны от человеческих правительств. Они не являются для нас высшим авторитетом, и это ясно видно на различных примерах из Библии.
Согласно примерам, которые мы видим в Писании, наша обязанность подчиняться правительству не применяется, когда правительство приказывает нам делать что-то греховное. Сам Петр приводит один такой пример в Деяниях 4-5. В этих главах Петр и Иоанн были арестованы в Иерусалиме за проповедь о том, что Христос воскрес из мертвых. Иудейские власти приказали им прекратить проповедовать Евангелие, но они отказались, сказав: «Мы должны повиноваться больше Богу, чем человекам (Деяния 5:29)».
Мы также можем вспомнить еврейских повивальных бабок в Книге Исход. Египетский фараон специально велел им убивать всех мальчиков, рожденных от евреев, но в Исходе 1:17 говорится, что они «боялись Бога и не поступали так, как велел им царь Египетский». Далее в тексте говорится, что Бог хорошо обращался с повивальными бабками, поэтому Он явно был доволен сделанным ими выбором, даже несмотря на то, что он бросил вызов человеческому правительству.
Мы также можем думать о Седрахе, Мисахе и Авденаго, а также о происшествии с огненной печью. Царь Навуходоносор приказал всем поклониться идолу, которого он сделал, но те трое отказались сделать это из послушания Богу. Как известно, Сам Бог пришел им на помощь, чтобы избавить их от огненной печи.
Эти примеры учат нас тому, что наша обязанность подчиняться правительству имеет свои пределы. Когда они приказывают нам грешить, мы не должны им подчиняться. Именно в этом смысле мы «свободны», по словам Петра в ст. 16. Но, как говорит и Петр, мы не должны думать о нашей свободе как о разрешении пренебрегать тем, что хорошо и правильно в очах Божьих. Скорее, наша свобода состоит в том, чтобы быть слугами Бога. И еще раз, поскольку Он повелел нам повиноваться человеческому правительству, именно это мы и должны делать, если только его повеления не нарушают заповеди Божьи.
Наше собственное правительство в эти дни ставит перед нами множество вопросов о том, когда именно мы должны решить не подчиняться им. Эти вопросы немного сложны и очень важны, и они заслуживают пристального внимания, поэтому в следующее воскресенье мы будем конкретно рассматривать эти вопросы и изучать некоторые принципы, которые помогут нам ориентироваться в эти странные дни.
А пока давайте закончим изучение указаний Петра в этом отрывке.
3. Поступайте со всеми так, как того требуют ваши отношения с ними (ст. 17)
В стихе 17 Петр дает нам четыре кратких заповеди о том, как мы должны вести себя по отношению к различным людям в нашей жизни. Я думаю, что будет немного полезно сосредоточиться на этих двух одновременно, потому что такой подход создает хорошие сравнения и контрасты.
Итак, прежде всего: «Уважайте всех. Любите братство». Есть базовый уровень уважения, который я должен проявлять ко всем вокруг меня. Это немного отличается от того, что мы слышим в нашей культуре, где мы часто слышим, как люди говорят, что другие должны заслужить мое уважение. Я думаю, что полезным разъяснением было бы сказать, что другие люди должны заслужить мое восхищение или похвалу, но каждый должен получать от меня уважение.
Однако у нас есть повышенный уровень ответственности по отношению к собратьям-христианам. Они должны получать не только наше уважение, но и нашу любовь. Мы, как верующие, должны иметь узы дружбы и привязанности, уникальные и особенные, превосходящие простое уважение и приближающиеся к привязанности.
Затем Петр пишет: «Бойся Бога. Почитай императора». Страх в этом контексте связан с нашей глубочайшей привязанностью и нашей высочайшей преданностью. Это не принадлежит никому другому, кроме Бога. Он единственный, кого мы должны бояться.
Но не забывайте, что Петр призывает нас чтить императора. Мы должны оказывать честь людям, занимающим руководящие должности. Какое хорошее и, возможно, убедительное напоминание для нас в этот сезон выборов — и, очевидно, в любое время, если уж на то пошло.
Здесь, в нашей стране, мы можем свободно высказывать свое мнение о политике и о политиках — и, черт возьми, мы когда-либо пользуемся этой свободой! К сожалению, так много наших сегодняшних политических рассуждений настолько язвительны, ненавистны и неуважительны, что нам действительно должно быть стыдно. И согласно вот этой заповеди, христиане не должны способствовать тому ненавистному тону, который сегодня часто используется в отношении политиков.
Вы не обязаны соглашаться с каждой политикой, которую кто-то продвигает, или каждым решением, которое они принимают, но вы должны выражать свое несогласие с уважением и честью. В христианском обсуждении политики не должно быть места обзываниям или злобной риторике. Это не только правильно, но и мудро: другие люди с гораздо большей вероятностью выслушают вас непредвзято, если вы будете относиться к ним с уважением и почтением.
Так что, друзья мои, что бы вы ни делали, не вносите свой вклад в выгребную яму, которая сегодня является политическим дискурсом в нашей стране. Я не говорю, что о политике надо молчать — вовсе нет! Но когда вы говорите, убедитесь, что вы ведете себя с уважением и честью по отношению к тем, кто имеет власть, и к тому, с кем вы можете говорить.
Как мы часто видим в Писании, мы всегда должны вести себя с побуждением распространять Евангелие и прославлять нашего Господа в глазах других. Поэтому в нашем обсуждении политики мы не должны создавать никаких ненужных барьеров, которые закрывают умы людей для Евангелия. И, живя настолько хорошими гражданами, насколько это возможно, мы можем показать людям, что вера во Христа полезна для наших стран и сообществ, и, надеюсь, привлечь наших сограждан к принятию Господа.
1 Петра 2:13-15 — Долг христианина перед гражданским правительством
Ответ на решение Верховного суда об однополых браках
Петр сказал в отрывке непосредственно перед этим (т. е. стихи 11, 12), что хорошая жизнь верующих помогает завоевать неверующий мир. Затем он показывает нам, как именно это работает, когда мы выполняем свой долг перед гражданским правительством. 1 Петра 2:13-14 показывает, в чем состоит наш долг:
Подчиняйтесь всякому человеческому установлению ради Господа: будь то царь, как высший; или правителям, как посланным им для наказания злодеев и для похвалы творящим добро.
Здесь христианам сказано подчиняться гражданскому правительству; не в первую очередь потому, что государство обладает полицейской властью и может нас достать, а « ради Господа». ’ Это ясно показывает, что то, как мы относимся к правительству, при котором мы живем, напрямую отражается на Господе. Вот почему для нас так важно делать то, что Бог говорит через Петра: подчинись .
Петр ясно дает понять, что мы должны подчиняться общей власти; в свое время это был грозный император Нерон, преследовавший церковь и причинивший огромное зло. Также нас призывают подчиняться вспомогательным властям, таким как губернаторы и местные чиновники.
В стихе 14 говорится, что мы должны поддерживать их, когда они наказывают злодеев. Сила полиции необходима для борьбы с преступниками, и мы должны их поддерживать, иначе надлежащий закон и порядок будут нарушены. Павел говорит в Послании к Римлянам 13:4, что государство «не напрасно носит меч». Другими словами, государство должно иметь дело с убийцами путем смертной казни (установленной в Бытие 9), а также с внешними врагами, которые вторгаются и уничтожить нашу страну и ее свободу. Это означает, что мы должны иметь армии и флоты с огневой мощью, когда необходимы справедливые войны.
Римлянам 13:6-7 говорит, что верующие должны платить налоги, даже когда правительство далеко от идеального (как это было во времена Нерона). Таким образом, сотрудничество с надлежащей полицией и честная уплата налогов — это способы, которыми христиане демонстрируют законное подчинение государству, в котором мы живем.
В общем случае христиане были хорошими гражданами, которые организовывали, создавали и поддерживали правительства всех видов (будь то племена, монархии или республики). Это один из действенных способов показать мир, порядок и любовь Бога, спасшего их.
Однако сама Библия устанавливает пределы подчинения верующих гражданскому порядку. Когда некоторые из ветхозаветных царей Израиля и Иудеи практиковали идолопоклонство, святые пророки, такие как Исайя и Иеремия, выступили против них. В Новом Завете, когда неверующее иудейское руководство приказало апостолам прекратить проповедовать Евангелие, им пришлось не подчиниться этому неправедному приказу. Послушайте Деяния 4:18-20: 90 059.
И призвали их, и велели им вообще не говорить и не учить во имя Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Ибо мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
Апостол Павел бежал из Дамаска, когда неправедные власти опечатали город с намерением убить его. Верующие спустили его в корзине через городскую стену. Это было незаконно по-человечески, но одобрено Богом, верховным правителем всего.
Или во время Второй мировой войны мы можем вспомнить прекрасную голландскую старую деву Корри Тен Боом, которая со своей семьей в Амстердаме храбро прятала евреев от нацистских солдат, чтобы не допустить их депортации в концлагеря. Позже она и ее семья заплатили высокую цену за это неповиновение нацистскому государству. Но, не подчинившись нечестивой политике правительства (которая заключалась в убийстве евреев), эта семья повиновалась Господу (т. е. «не убий») и подала благородный пример миру.
Вот в чем дело: только Божий закон абсолютен; мы должны всегда следовать тому, что он говорит в своем Слове. Но иногда человеческий закон идет вразрез с Божьим законом; в таком случае мы всегда делаем то, что сказал Бог, даже когда это противоречит неправедному человеческому закону. Это сопротивление тирании всегда является основой свободы. За всеми нашими свободами лежит крест тех, кто пострадал за правое дело, даже когда грешные правительства противостояли им за это.
Подумайте о британских пуританах, населявших эти американские колонии. Они отказались повиноваться неправедной короне, которая пыталась помешать им верить, проповедовать и практиковать то, что написано в Божьем Слове. Мы здесь сегодня из-за их сопротивления неправедным человеческим законам.
Теперь позвольте мне рассмотреть только один неправедный закон, согласно которому американские христиане должны будут не подчиняться безбожному постановлению Верховного суда (вынесенному в пятницу, 26 июня 2015 г.), которое разрешает однополые браки по всей стране. Сегодня я не буду пытаться показать библейские основания против браков лиц одного пола, но это достаточно легко сделать. Не вдаваясь в подробности этого, вот проблема, с которой теперь должна столкнуться церковь: поскольку браки между однополыми лицами теперь стали национальной государственной политикой, что, если церковь следует Слову Божьему и поэтому отказывается заключать такие браки?
Отказаться от этого теперь будет означать неподчинение указу Верховного суда США. Означает ли это, что государство будет стремиться поставить церкви в невыгодное положение, лишив их налоговых вычетов или обложив их налогом на имущество? Это еще предстоит выяснить. Если такие вещи произойдут, то мы снова окажемся в положении наших предков-пуритан, которых британское государство жестоко преследовало за несоблюдение государственной политики (как, например, как они поклонялись).
Чего бы это ни стоило, наши предки-британцы-христиане решили следовать за Господом и платить любую цену, которую это было необходимо. Наши современные свободы за последние триста лет вышли из их неповиновения неправедному государству. Это может быть цена, которую время от времени приходится платить истинным верующим, и почему мы должны быть лучше остальных, если должны платить такую цену?
По провидению Божию, такая борьба может быть назначенным Богом способом пробудить сонную, самодовольную церковь; заставить ее решить, будет ли она повиноваться Богу или человеку; истинно ли Слово Божье и отдаст ли она все, чтобы следовать за ним. Возможно, это способ заставить нас крепко положиться на Иисуса и таким образом возобновить нашу первую любовь. Могло случиться и худшее!
Позвольте мне сказать здесь то, что я считаю очень важным для всех Божьих людей: если нам приходится сопротивляться неправедным правительственным указам, мы всегда должны стремиться делать это в духе Христа. Павел сказал Тимофею: «Раб Господень не должен ссориться». То есть мы стоим за Божью истину, но милостиво, а не самодовольно, резко или гневно. Другими словами, мы стремимся «говорить истину в любви»; мы не должны говорить правду с ненавистью. Это значило бы отрицать, кем на самом деле является Иисус Христос.
Во всем нашем свидетельстве против любого вида греха мы должны демонстрировать любовь Бога к грешникам и показывать, что путь прощения и покаяния всегда открыт для них, как бы они ни противостояли истине в это время. Мы никогда не должны лично ненавидеть государственных чиновников, которые проводят в жизнь неправедные указы. Это святой пример, который дали Петр и Иоанн, когда им было повелено не произносить имя Иисуса в храме. В той мере, в какой мы следуем им, наше свидетельство будет иметь сверхъестественную способность проникать в сознание тех, кто находится не на той стороне. Проявление кротости и милосердия, когда кого-то несправедливо преследуют, — это один из основных путей на протяжении сотен лет, который приводил многих заблудших людей к Господу.
Но как нам с этим справиться? Ответ прост, но очень требователен: мы должны постоянно преклонять колени и искать присутствия и силы Святого Духа, чтобы ходить в духе нашего Господа Иисуса Христа. Иисус сказал нам в Луки 11, что Дух дается в ответ на молитву. Как сильно мы будем нуждаться в благословенном Третьем Лице Святой Троицы в ближайшие дни! Мы уже знаем, что делать; давайте смирим нашу гордую плоть и сделаем это!
Если мы стоим за истину, когда она противоречит указаниям неправедного правительства, и делаем это в благодати духа Христа, тогда 1 Петра 2:15 обещает, что произойдет в свое время, и это действительно все, что нам нужно.