Киевская русь когда возникла: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Что такое «Киевская Русь»? | История | Общество

Андрей Сидорчик

Примерное время чтения: 3 минуты

16090

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком

Категория:  События

В последние годы термин «Киевская Русь» на Украине активно используется в качестве подтверждения существования некоего древнего государства, от которого свою историю ведет современная независимая Украина.

Как возникло государство «народа рос»

В реальности данный термин имеет совсем иное значение. Прежде всего надо сказать, что фактически государства с названием Киевская Русь никогда не существовало, а подобное словосочетание возникло относительно недавно. Первое упоминание о «народе рос» встречается в Бертинских анналах, датируемых 839 годом. Некие люди, назвавшие себя росами, прибыли к византийскому императору Феофилу как послы для заключения дружеских отношений от имени своего предводителя. У императора Феофила сложилось мнение, что посланники выполняли скорее разведывательную, нежели дипломатическую миссию. Согласно славянской версии росами или русами называли племя восточных славян, жившее по среднему течению Днепра: к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и её притока Россавы. Впоследствии название стало распространяться и на другие объединения славянских племён в данном регионе. «Повесть временных лет» утверждает, что государство Русь, включившее в свою территорию земли балтийских, финно-угорских и восточно-славянских племён, получило своё название от варягов. До призвания варягов территорию первого русского государства населяли балтийские, финно-угорские и восточно-славянские племена под своими собственными названиями. Автор летописи, монах начала XII века Нестор, отмечает, что «от тех варяг прозвалася Русская земля».

Не территория, а хронологический период

К X веку название «Русь» прочно закрепилось за новым государственным образованием, которое на пике своего могущества включало в себя земли от Галича и Перемышля на западе до Волги на востоке и от Белого моря на севере до Чёрного моря на юге. Единое Русское государство со столицей в Киеве просуществовало до середины XII века, когда начался период феодальной раздробленности с выделением отдельных княжеств. Термин «Киевская Русь» впервые появился в первой половине XIX века в работе историка Михаила Максимовича «Откуда идёт русская земля» в узкогеографическом смысле для обозначения Киевского княжества в одном ряду с такими словосочетаниями, как «Червонная Русь», «Суздальская Русь». Во второй половине XIX века термин приобрёл дополнительное, хронологическое измерение — одной из стадий единой русской истории и государственности. Окончательно термин «Киевская Русь» утвердился в советский период благодаря работам историка Бориса Грекова. Сам академик Греков трактовал этот термин так: «Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, — включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц«.

Использовавшийся в советские годы в школьных учебниках термин «Киевская Русь» употреблялся именно с точки зрения концепции Грекова.Таким образом, термин «Киевская Русь» является идентичным термину «Древнерусское государство» и означает исторический этап развития нашей страны до феодальной раздробленности и ордынского нашествия.

Киевская Русьистория Украиныистория России

Следующий материал

Новости СМИ2

Откуда украинцы взялись на Руси, или Борьба за киевское наследие

Историческая риторика в российско-украинском конфликте — такое же оружие, как танки и «Грады».

Потому что танки решают вопросы нынешней войны, а вот историческая риторика — тысячелетние проблемы. Но почему же такое истерическое внимание к прошлому?

От Руси до Украины

На первый взгляд, споры по поводу древнерусского наследия кажутся искусственными. Было себе государство, созданное киевскими князьями Рюриковичами, был центр этого государства — Русская земля, что в Среднем Приднепровье. Киев стоит и сейчас, Среднее Приднепровье также никуда не сдвинулось. Разве что каскады водохранилищ замедлили течение Днепра, который когда-то служил знаменитым путем из варяг в греки. Соответственно, если Русь здесь была, то остается и сейчас.

Это означает: если население нынешнего Среднего Приднепровья является потомком древнерусской людности (пусть уже и перемешанной вследствие войн и миграций), то оно может вполне легитимно претендовать на древнерусское наследие — по крайней мере, на местную часть. Но что собой представляет это наследие? Конечно, сохранились его материальные остатки, которые сейчас являются либо памятками архитектуры, либо памятками археологии и внесены в соответствующие государственные реестры. Это имущество — недвижимое, и ему угрожают разве что небрежность памятникоохранительных учреждений и черные археологи.

Другое дело с наследием духовным… Оно является выразительно движимым имуществом, причем чаще всего даже нематериальным — как мысли и воображение, воспоминания и память. Конечно, никто не может помнить события тысячелетней давности. Но для многих образ отечественной истории начинается с хрестоматийного «Откуда пошла Русская земля» Нестора и его «Повести временных лет», написанной в начале ХІІ в. Без Руси представление о пути нашего народа в истории повиснет в воздухе, а стремление казацких гетманов образовать как свое государство Великое княжество Русское будет казаться странным. Тогдашние надднепрянцы не сомневались в том, что они являются наследниками Руси. Возведенный в 1620 г. на киевский митрополичий престол Иов Борецкий весьма красноречиво характеризовал происхождение казачества: «Це військо того коліна, яке за руського монарха Олега плавало на своїх човнах по морю і по землі, поставивши човни на колеса, і штурмувало Константинополь. Це — ті ж, які ще за Володимира Великого, святого руського монарха, воювали Грецію, Македонію та Іллірію».

Духовное, культурное и политическое возрождение украинства в XVII в. было бы невозможным без отождествления себя с древним народом русским.

Двести лет спустя передача эстафеты борьбы за украинское дело от потомков казацкой старшины к национальной интеллигенции ХІХ в. не была бы успешной без такого трактата, как «История русов» (на рубеже XVIII–ХІХ ст.). Фундаментален для новейшего украинского самосознания текст — «История Украины-Руси» Михаила Грушевского (1898). Современные украинские учебники истории Древнюю Русь также не обходят вниманием. В чем же проблема?

Повод к ее возникновению заключается в том, что сегодня наша страна носит название Украина, а не Русь. Это у кое-кого порождает мысль, что украинцы могут существовать лишь в Украине, а не в Руси. С другой стороны, наследственность между древнерусским населением, которое называло себя русь или русины, и его потомками в лице современных украинцев в определенной степени подрывает законность другой многократно задекларированной наследственности: от Руси к России, от Руси к русским. Здесь расхождений в названиях почти нет. Возникает довольно старый вопрос: откуда же украинцы взялись на Руси?

Как растягивали киевское наследие

Рассмотрим, как возник этот досадный вопрос. С XV в., только что избавившись от татарского контроля, московские князья и цари декларировали, что те русские земли, которые сегодня носят название Беларусь и Украина, — это их «отчина». Соответственно они стремились присоединить их к Московскому государству в продолжительной борьбе с другим конкурентом, который уже объединил эти земли на 100 лет раньше, — Великим княжеством Литовским, Жемайтским и Русским. Более привычное для нас название этого государства — Великое княжество Литовское — является сокращением, скрывающим небезосновательность части названия — Русское. Пока владимирские, московские, тверские и куча других княжеств на территории современной России спорили за бóльшую благосклонность и соответственный ярлык от своих ордынских сюзеренов, литовские властители Ольгерд и Витовт отрезали от татарских владений земли вплоть до Черного моря. Бóльшая часть земель Древней Руси избавилась от унизительного ига, а сами литовские князья породнились с потомками Рюриковичей, ввели государственный русский язык и водили дружины русских воинов против немецкого Ордена, поляков, татар и московитов. Собственно, «воссоединение» Руси, если кому-то очень хочется, произошло уже в XIV в. Позже, после Люблинской унии Польши и Литвы, украинские земли вошли в состав владений Короны Польской, но название свое Русь сохранили. Чтобы не быть голословным, процитирую на языке оригинала современную российскую академическую монографию.

«О терминах.

В источниках X–ХІІІ веков Русью именовали территории Среднего Приднепровья, а позднее — православные земли, входившие в состав Речи Посполитой. Исторически этот термин охватывал территории современной Украины и Беларуси, за исключением Буковины, Закарпатья, Крыма и причерноморского побережья междуречья Днестра и Дуная. В отношении этих земель Константинопольский патриархат в первой половине XIV в. впервые стал употреблять термин Micra Rosia («Малая Русь») для обозначения земель киевского церковного престола вплоть до вхождения Киевской митрополии в состав Московского патриархата в 1686 г., в отличие от Megale Rosia («Великая Русь») в отношении территорий, которые образовались после распада Киевской Руси, то есть Галицко-Волынского княжества, Владимиро-Суздальских земель и Новгородского княжества. Из официальных документов терминология проникла в церковную письменность. «Руським воеводством» в составе Польской Короны называли только Галицко-Волынское княжество (с начала XV в.). Топоним «Украина» вошел в обиход лишь в конце XVII в. для обозначения земель Киевского и Брацлавского воеводств. Помимо терминов «русинские» и «руськие», для территорий современной Беларуси в период XIV–XVII вв. было также характерно употребление самоназвания «литвины», исторически обусловленного вхождением этих территорий в состав Великого княжества Литовского. Дабы не запутаться в дебрях исторических топонимов и самоназваний, наиболее корректным по отношению к XIII–XVII вв. будет употребление терминов «Русь» и «русинский» (Западные окраины Российской империи. М., 2007. — С.15–16.).»

Не лишним будет уточнить, что термины «Киевская Русь», «Московская Русь», «Северо-Восточная Русь» или «Северо-Западная Русь», «Южная Русь» и большинство других определений к топониму Русь изобрели историки ХІХ в. , распространившие узкое и аутентичное значение этого слова («Среднее Приднепровье») на конгломерат княжеств Рюриковичей — кто для удобства географических очертаний, кто из идеологического интереса. Сами жители Киевской Руси употребляли в ХІІІ в. лишь узкое значение («окраины Киева, Чернигова, Переяслава»). В ХІІІ в., в апогее расползания остатков символической власти из рук Киева, Русь также начала расползаться. Галицко-Волынский князь Даниил Галицкий стал «королем Руси», в которую де-факто уже Киев и Чернигов не входили. Древние жители нынешнего украинского Запада усвоили самоназвание «русины» и дольше всего пользовались им — вплоть до ХХ в. На этих географически и культурно более близких к Киеву территориях Южной Руси название Русь хорошо прижилось.

Нельзя этого сказать на протяжении какого-то времени о противоположном крае бывших киевских владений — Северо-Восточной Руси. Впервые современник назвал ее Русью в тот переломный момент, когда страницу с историей Древней Руси уже перелистывали монголы — в 1238 г. — в «Повести о погибели Русской земли». До этого земли будущего сердца России назывались Залесьем, но никак не Русью Залесской, как иногда пишут в российских учебниках. Впоследствии местным жителям трудно было себя описать иначе, как по принадлежности к суздальцам, владимирцам, тверичам, рязанцам… В XV в. бытовали там разные варианты (из патетического сказа церковного автора о князе Дмитрии Донском, победителе в Куликовской битве 1380 г.):

«И метнулся поганый Мамай от своей дружины серым волком и прибежал к Кафе-городу. И молвили ему фряги [генуезці]: «Что же это ты, поганый Мамай, посягаешь на Русскую землю? Ведь побила тебя орда Залесская» […] И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «[…] Положили вы головы свои за землю за Русскую и за веру христианскую. Простите меня, братья, и благословите в этой жизни и будущей. Пойдем, брат, князь Владимир Андреевич, во свою Залесскую землю, к славному городу Москве» («Задонщина»).

Где-то тогда же и в тех же краях, как читаем, затвердел в слове «руський» до того мягкий звук [с], образовав слово «русский». Древнее самоопределение русины там не успевает распространиться. Со времен Ивана ІІІ и Ивана Грозного представление о величественной миссии Третьего Рима и претензии на все «русское наследие» закрепляются в идеологии Московского государства, внедряясь через московскую митрополию (позже патриархию) и бюрократию. Способствовали этому упомянутые греческие церковные обозначения митрополий — Великая и Малая Rosia: они одновременно распространяли название Русь на все православное пространство от Карпат до Волги и вводили как параллельное (почти такое же) название этого пространства – очень перспективное слово «Россия». До начала XVIII в. его воспринимали образованные люди (знавшие греческий язык) как торжественный синоним Руси, и употреблялся он в произведениях высокого стиля — стихах, панегириках, речах и проповедях.

Россия: из Киева в Москву

Студенты Киево-Могилянского коллегиума в начале восстания Хмельницкого писали в стихотворении, что с Богданом «Россия на ноги встала», причем имели они в виду отнюдь не ту страну, которая сегодня так называется. Для Хмельницкого слово «Россия» в их исполнении означало собственно ту Русь, «єдиноволодарем» которой он себя считал, и которая у него простиралась по Львов, Холм и Галич. Не совсем нынешняя Россия, не правда ли? Таким образом, мы видим, что церковная «интеллигенция» начала понемногу запутывать ситуацию с тем, где именно Русь и Россия расположены…

Запоздалым последствием этой путаницы является параллельное употребление в советских и современных российских учебниках относительно Московского государства XVI–XVII ст. названий Московское государство, Русское государство и Российское государство. Второе и третье названия содержат в себе некоторые скользкие моменты — особенно относительно критериев употребления именно такого, а не иного.

Окончательно все запуталось после 1654 г. (после Переяславской рады) и 1686-го (присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату, о чем у нас сейчас активно вспоминают по поводу томоса). Произошел этакий бартер: Московское государство распространилось на древнюю Русскую землю, а яркие представители киевских интеллектуально-церковных кругов (Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Дмитрий Ростовский и пр. ) выступили в роли идеологов-модернизаторов (в ХІХ веке сказали бы — культуртрегеров) Московии. Кто-то делал это сознательно, поднимаясь по ступенькам карьеры, а кто-то неумышленно — просто в силу бóльшей образованности.

В 1674 г. в киевской лаврской типографии вышел «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа», авторство которого приписывают архимандриту этого монастыря Иннокентию Гизелю. Книга приобрела огромную по тем временам популярность, став (несмотря на то, что сосредоточена на украинских событиях) единственным тогда учебником истории восточных славян (она оставалась таким до начала ХІХ в., выдержав 25 переизданий и имея много рукописных вариантов!). Гизель был патриотом «народа малорусского» и активно выступал против поглощения украинской церкви московской. Однако его взгляд на историю как на описание событий в пределах всего «православного пространства», где исторический путь всех православных (и мало-, и великороссов) изложен как один-единственный процесс, а государственность перетекает из Киева в Москву вслед за одной из ветвей династии Рюриковичей, заложил фундамент под все схемы российской истории от Карамзина и Соловьева вплоть до советской теории «общей колыбели». Если поколения просвещенных людей на протяжении 150 лет с детства изучают российскую историю «от Киева», то им потом и на ум не придет поинтересоваться, когда на месте будущей Москвы славяне заменили финские племена…

Другой представитель могилянского круга, Феофан Прокопович, в 1721 г. на одном из заседаний Синода предложил Петру І принять «титул императора всероссийского и именоваться Великим и Отцом Отчизны». Вскоре в акте 22 октября 1721 г. появилось название Российская империя, и Московия, наконец, окончательно стала Россией… Эта просветительская миссия украинских православных деятелей со временем существенно усложнила жизнь их соотечественникам, которым пришлось искать себе другое самоназвание. Уже никто не интересовался тем, отличается ли чем-то Россия от Руси; их тождественность казалась очевидной, тем более что под конец того же века все древнерусские территории (за исключением Галиции, Буковины и Закарпатья) уже присоединили к России. Правда, слово «россияне» трудно входило в будничное употребление. «Русские» закрепилось как этническое название, а «россияне» оставалось в сфере официоза, в окружении выражений вроде «веселись, храбрый росс», в эпических упражнениях Тредиаковского и Ломоносова.

На протяжении 150 лет, до середины ХІХ в., просвещенный слой тогдашних надднепрянцев вполне удовлетворяло компромиссное и приличное название Малороссия, которое охватывало территорию меньшую, чем Русь, занимая лишь Левобережье. Мы помним, что в первоначальном греческом значении это название означало более древнюю, срединную, Русь (Великая — это периферия, присоединенные земли), но с провинциализацией Малороссии в составе империи эти древние смыслы уже терялись. Малоросс все больше становился действительно «малым». Часть малорусской шляхты активно интегрировалась в имперские структуры, часть занималась своими местными делами. Впрочем, кое-кто более раздражительно воспринимал унификационную политику имперского центра. Тайные малорусские сепаратисты, как, например, Василий Капнист, готовили себе немногочисленную, но живучую смену местных патриотов. На рубеже XVIII–ХІХ вв. они отважились напомнить великороссам, кто являются настоящими русами. Историко-политический памфлет «История русов, или Малой России» подает героические действия русов на Руси, которыми для неизвестного нам автора являются казаки на украинских территориях. Богдана Хмельницкого в произведении осуждают за присоединение к Москве. Характерно, что Древняя Русь и древние русы по сравнению с казачеством автора интересуют мало. Но нам достаточно первоначального, зафиксированного в названии отождествления с русами именно малороссиян. Таким образом, для кое-кого из наших соотечественников еще 200 лет назад толкование Ярослава Мудрого как выдающегося представителя «малороссиян» отнюдь не казалось бы странным.

Что касается современной России (также наследницы Руси), то ей кое в чем проще, а кое в чем — наоборот. Проще потому, что на протяжении 200 лет ее академическая наука и система исторического образования не проникались вопросом, почему их страна называется Россия (а не Русь). В народе же всегда была полная ясность и никаких сомнений в тождественности этих понятий. Эти вопросы поставила нынешняя неестественная для России ситуация — ее границы не охватывают всех территорий Древней Руси (в самом широком ее понимании). И потому объяснение, откуда взялись на Руси украинцы, логически подведет к вопросу: а что в действительности связывает Русь и Россию? В советское время спасала теория «древнерусской народности — общей колыбели русских, украинцев и белорусов», но теперь она разваливается по разным научным причинам. Устаревшее с научной точки зрения понятие древнерусской народности реабилитировано для употребления в образовании и пропаганде; в России даже стали частыми термины в духе еще вполне царских времен: «Древнерусское государство создал русский народ». Или же заменено царской терминологией о «русском народе в Киевской Руси».

В российских учебниках, впрочем, эту «народность» еще вспоминают, но ни в одном не дано четкого определения, что же это было… Посему проще сделать этот вопрос фигурой умолчания, ведь иначе потеряется образ прошлого, привычный для многих поколений россиян. Полный «разрыв шаблона» — а это же мировоззренческая катастрофа для сообщества, воспитанного на извечном государственном величии. Пока не стали самостийными украинцы, было очень легко переводить упоминание о «русинах» в летописях как о «русских». Теперь, конечно, можно и дальше придерживаться того же взгляда, но… Все-таки «русин» осталось только нашим словом.

Языковой вопрос

Отдельный вопрос с языком. Исторически русский язык — это украинский, который нам пришлось переименовать из-за 200-летней монополизации названия Россией. Это делалось уже в пределах нашего современного национального проекта. В XVI в. нормой для европейских дипломатов в Восточной Европе было знать и «русский», и «московский» языки, о чем есть свидетельства в источниках. Но присваивая все киевское наследие (Русь, Россию), соседи не замедлили и с языком. Обоснование опять же «историческое»: в Древней Руси был «древнерусский язык», а теперь — «русский язык». И ясно, что это один язык на разных этапах истории. Все летописи — на «старом русском языке». Откуда взялся украинский? Это «испорченный» русский. Так что только россияне «сохранили» и название, и язык Руси. О названии мы уже сказали.

И все время забывается, что древнерусский книжный язык (церковнославянский) — это солунский диалект древнеболгарского. А в быту люди пользовались живым разговорным, который был предшественником современных языков — украинского, белорусского или русского. Современное языковедение однозначно утверждает: у восточнославянских языков не было стадии «общего восточнославянского языка», которая будто бы потом распалась. Были древние диалекты современных языков. То есть как не было древнерусской народности, так и не было общего русского языка.

Related video

Поэтому можно понять, насколько угрожающим для русской идентичности и образа прошлого является существование независимой Украины. И этот вопрос не столько геополитики и экспансионизма, сколько сохранения привычных «скреп» русскости, напрочь выплескивающейся из днепровской купели. Очень далеко. И с этой точки зрения парадоксально понятен тезис кремлевской пропаганды, что «Россия в Украине лишь обороняется». Ведь на самом деле завоевание, присвоение Украины — это единственный путь спасти те фантомы и мифы, на которых держится российская цивилизация. Но история свидетельствует, что украденное когда-то может быть возвращено. И нам для этого не нужно ни на кого нападать, а просто утвердить для себя: все исторически наше — действительно наше. И не лелеять комплексы неполноценности. Потому что история за нас.

Краткая история Киевской Руси

Украина – страна с богатой историей и разнообразным народом.

Когда идешь по улицам Киева (украинское написание, произносится КЕЕ-ева), Львова или Харькова, тебя окружают исторические здания, уходящие вглубь веков.

Вы видите величественные, золотые купола православного храма, и вас окружают люди, съезжающиеся отовсюду. Это разнообразие восходит к девятому веку.

Недавняя полемика Владимира Путина о том, что Украина была создана бывшим СССР, является такой же дезинформацией, как и все, что исходило от сталинского отдела пропаганды КГБ или его газеты Правда («Правда»).

«Современная Украина целиком и полностью создана Россией, точнее большевистской, коммунистической Россией», — сказал он. «Этот процесс начался практически сразу после революции 1917 года, причем Ленин и его соратники сделали это самым неаккуратным образом по отношению к России — разделив, оторвав от нее куски ее собственной исторической территории».

Давайте кратко заглянем в историю региона, чтобы раскрыть путинскую ревизионистскую историю.

Киевская Русь представляла собой свободную федерацию государств, возникшую в девятом веке нашей эры, столицей которой был Киев, основанный в шестом или седьмом веке нашей эры. Для сравнения, первое историческое упоминание о Москве относится к 1147 году нашей эры.

Этнически регион наследует славянские племена на востоке, наряду с финнами и балтийскими племенами на севере, множеством племен от булгар до мордвы и Хазанской империей, которая контролировала долину реки Днепр.

Неясно, были ли русы особым славянским племенем или варягами, ассимилированными в славянский народ. Несмотря на это, скандинавское влияние было замечено во всем регионе, с деревнями и аванпостами на территории современной Западной России, Украины и Белоруссии.

В середине девятого века многие племена платили дань варягам. Согласно Первой летописи , в 862 г. н.э. финские и славянские племена вокруг Новгорода восстали, вытеснив скандинавов из этого региона.

Вскоре после этого племена начали борьбу друг с другом за власть, пока варяги не были приглашены обратно для установления мира. Регион был разделен между тремя братьями; после их смерти регион был передан князю Олегу в 879 г. н.э.

В 880-х годах Олег начал поход на юг, в конечном итоге захватив город Киев у хазар и провозгласив Киев «матерью городов Руси».

Киев быстро стал торговым центром, который через Днепр соединял Константинополь с варяжскими торговыми путями, а хазар с германскими путями. Это было очень прибыльно, и город и область быстро расширялись.

Киевская Русь процветала до XI века, когда внутренние политические раздоры и ослабление Константинополя, основного торгового партнера Киева, привели к ослаблению ее регионального влияния. Крестовые походы XII века создали новый торговый путь для Европы и навлекли на Киев экономическую гибель.

По мере упадка Киевской Руси центр влияния переместился из Киева обратно в Новгород, через который проходили важные торговые пути к Балтийскому морю. В 1136 году Новгород восстал против Киева, завоевав независимость.

Новгород, получив независимость от Киевской Руси, в конечном итоге перешел на сторону Москвы. Окончательный упадок Киевской Руси наступил с монгольским нашествием, расколовшим империю на мелкие княжества.

На пике своего могущества Киевская Русь простиралась от Белого и Балтийского до Черного морей. Уровень грамотности превысил уровень Западной Европы, женщинам были предоставлены основные права собственности и, в некоторых случаях, права наследования, в то время как православное христианство начало укрепляться.

История региона после Киевской Руси слишком длинна и сложна, чтобы рассматривать ее здесь, поскольку несколько стран контролировали части территории, которая сейчас является Украиной. Его появление в качестве независимого государства впервые произошло в 1918-1920 годах, прежде чем оно стало частью Советского Союза. Затем Украина провозгласила свою независимость в 1991 году с распадом СССР.

Украинская идентичность имеет прочные культурные и исторические корни, уходящие далеко за пределы СССР и современной России. Как объяснил профессор Йельского университета Тимоти Снайд в ответ на утверждения Путина, «Советский Союз принял такую ​​форму, как союз республик с национальными названиями, именно потому, что основатели Советского Союза знали, что существует украинский вопрос. и знали, что они должны были каким-то образом решить эту проблему».

Он продолжил: «Украинское национальное движение возникло за 100 лет до Советского Союза. Элементы украинской истории восходят к средневековью».

Словом, Владимир Путен переписал историю. Украина не была современным детищем большевиков. Именно Россия обязана своей историей происхождения восточным славянам, испытавшим сильное влияние варягов.

Хотя эта сжатая версия восхождения и падения Киевской Руси недостаточно отражает славу древней Украины, она иллюстрирует некоторые важные уроки истории.

Во-первых, Украина – многонациональная, многонациональная нация. Именно партнерство бесчисленных племен создало процветание Киевской Руси.

Да, есть сепаратисты на востоке и гипернационалисты на западе, но подавляющее большинство граждан считают себя украинцами, независимо от того, говорят ли они дома на украинском (67%) или на русском (29%). Это разнообразие всегда придавало украинцам силу.

Во-вторых, экономическая нестабильность порождает политическую нестабильность.

Крестовые походы, за которыми последовало монгольское нашествие, в конечном итоге привели к падению Киевской Руси, сместив культурный и экономический центр региона в Новгород и, в конечном счете, в Москву.

Украина добилась определенного экономического успеха в 2000-х годах, но большую часть постсоветской эпохи преследовали коррупция, нестабильный энергетический сектор и плохое планирование.

Энергетический сектор оказался особенно тернистым. Россия и Украина спорят о ценах на газ уже десять лет, и Украина до сих пор должна российской газовой компании «Газпром» миллиарды долларов. Россия прекращала поставки в Украину в 2006, 2014 и 2015 годах, чтобы поиграть своими политическими мускулами.

Ни для кого не секрет, что Россия использовала экспорт газа как политический козырь. Около четверти природного газа, используемого Европейским Союзом, поступает из России, а в 2005 г. 80% проходило через украинские газопроводы.

Короче говоря, это не только украинский вопрос; это европейская проблема.

Все это не ново, и большинство проблем возникло после распада Советского Союза.

Если экономическая нестабильность повлечет за собой политическую нестабильность, тогда Западу нужно обратить внимание на свою непоследовательную историю с Украиной и свою неспособность справиться с украинской коррупцией.

Сегодняшний кризис в Украине не связан с плохим решением, принятым президентом Байденом, президентом Трампом или ЕС. Это результат трех десятилетий невыполненных обещаний и неверных решений Запада в отношении Украины.

Монти Селф

Старший капеллан и специалист по клинической этике в медицинском центре Baptist Health в Литл-Роке, штат Арканзас.

 

Теги: Беларусь, Европа, История, Киевская Русь, Монти Селф, Россия, Украина, Владимир Путин

История России и Украины

Чем украинец отличается от русского? Что отличает ирландцев от англичан? Или нигерийца из алжирца? Корейский от индийского? Эфиоп из Аргентины? Христианин от буддиста?

С точки зрения единого Бога, сотворившего всех нас, нас ничего не разделяет — ни раса, ни национальность, ни религия. Как говорит нам старый афроамериканский духовный человек: «Во Христе нет ни востока, ни запада, ни юга, ни севера; но одно великое братство любви по всей широкой земле».

Но с точки зрения человечества нас разделяет каждое различие. В то время как исследования эволюции человечества демонстрируют тесную связь между всеми людьми, общества подчеркивают то, что нас разделяет, начиная не только с обычных группировок по расе, национальности, этнической принадлежности и религии, но и по ценностям, образу жизни, политике, классу, экономике. и образование. К сожалению, эти различия, которые делают каждого из нас уникальным чадом Божьим и должны прославляться как таковые, могут быть использованы для разделения одного от другого. Эти различия в оружии мешают солидарности, препятствуют нашей способности прощать, примиряться и заключать мир, будь то между членами семьи или между народами.

Пока Европа готовится к возможной войне, трагедия России и Украины является уроком опасностей превращения различий в оружие. Взгляд на развитие церкви в регионе дает некоторый исторический контекст.

Современные белорусы, карпато-русины, русские и украинцы имеют одинаковое происхождение, все считают одно средневековое царство своим. В девятом веке варяги — скандинавское племя, известное своей свирепостью и пиратством, — ворвались в Восточную Европу, поселившись среди живших там восточных славян и смешавшись с ними. Все вместе называемые русинами, они основали города-крепости вдоль трех рек, установили контроль над торговыми путями от Балтийского до Черного морей и установили торговые отношения с Новым Римом — Константинополем — великой столицей Византии.

Единый русинский городской центр постепенно взял на себя главенствующую роль. Из этого города Киева (Киев на современном украинском языке) развилась цивилизация, известная историкам на английском языке как Киевская Русь (в переводе с русского как Киевская Русь и с украинского как Киевская Русь). Его лидер принял титул великого князя и требовал верности и налогов от более слабых князей, многие из которых были членами его большой семьи. Согласно русинским летописям 12 

– века, один из этих великих князей (Владимир на современном русском языке, Владимир на современном украинском языке) разослал послов, чтобы узнать больше о верах своих соседей, включая латинское христианство франков и Восточное христианство византийцев.

Заинтересованность великого князя в укреплении своего торгового и военного союза с Константинополем, возможно, привела к его выбору христианства в его византийской форме при крещении в 988 году. Быстрое развитие византийского христианства среди русинов, которое князь энергично преследовал — совпало с возникновением государства. Его великие князья укрепили свою власть, промульгировали первый свод законов восточных славян, построили церкви, спонсировали монастыри, поддерживали науку и искусство.

Женщины молятся во время рождественской литургии в св. Украинская автокефальная православная церковь апостолов Петра и Павла в Космаче, Украина. (фото: Петр Дидула)

Первый, сын и преемник Владимира, Ярослав Мудрый (978–1054), добился некоторой церковной независимости от Константинополя, наблюдая за установлением в 1037 году митрополита архиепископа Киевского и всея Руси. киевская церковь, подчиненные которой епископские престолы находились в различных областных центрах, управляемых великокняжеской семьей. Однако эта русинская митрополия оставалась под властью византийского вселенского патриарха в Константинополе.

Господство Киевской Руси было недолгим. Соперничающие русинские города возмущались его контролем над торговлей и стремились к большей автономии. На крайнем северо-востоке города Новгород и Псков провозгласили независимость и создали республику в 1136 году.

На севере и востоке Владимир и Суздаль становились экономически и политически независимыми, укрывая изолированные аванпосты, такие как Москва. К западу от Киева потомки Владимира образовали независимое княжество в Галичине и Волыни.

Ослабление русинских земель открыло их для вторжения ближайших соперников — тевтонских рыцарей, мадьяр, поляков и литовцев — всех, кто наслаждался богатством своих городов. Однако самое разрушительное вторжение произошло с востока. Монголы, кочевой народ из Центральной Азии, пронеслись через владения русинов в 13 веке, сожгли и разграбили их города, включая Киев в 1240 году. Они опустошили землю, убили большую часть населения и поработили тех, кто выжил. Киев и земли, находящиеся под его непосредственным контролем, так и не восстановились полностью.

Разрушение Киевской Руси привело к распаду ее митрополичьей церкви. Оставшиеся в живых искали убежища на северо-востоке, мигрируя в его княжества. Фактический лидер русинов Максим, митрополит Киевский и всея Руси, покинул обезлюдевший Киев и отправился на восток, поселившись во Владимире в 1299 году.

Его преемник Петр перенес историческую кафедру русинской церкви из Владимира в Москву около 26 г. лет спустя. Родившийся в Галицко-Волынской области, митрополит Петр укрепил отношения русинской церкви с великими московскими князьями, заключив союз, который привел к развитию могущественной Московской церкви и государства, ядра современной России.

Более века преемники митрополита Петра претендовали на Киев как на часть своей юрисдикции. Однако в 1448 году русинские епископы формально разделились на две отдельные митрополии, Киевскую и Московскую. Находясь в полном общении друг с другом и технически под опекой Вселенского патриархата в Константинополе, разделение русинской церкви на две провинции ознаменовало начало раскола единой русинской культуры на отдельные лагеря: один с центром к западу от Киева и незащищенный державам Центральной Европы; другая в значительной степени изолирована от Европы и враждебна ей, особенно Литве и Польше, и сосредоточена в Москве.

Московская церковь, отражая растущую мощь своих князей, регулярно бросала вызов Константинополю и добилась полной независимости в 1589 году, когда вселенский патриарх неохотно возвел митрополита Московского на престол патриарха Московского и всея Руси.

Москва была не единственным претендентом на наследство Киева. Русинские князья Галиции и Волыни, чьи владения граничили с Венгрией и Польшей на западе и северо-западе, создали единое государство в 13 веке. Галицко-Волынская область (известная сегодня как Галичина) соперничала с Киевской Русью по размеру и богатству, даже когда ее правители отдавали дань уважения своим монгольским повелителям.

Один из таких князей, Данило I (умер в 1264 г.), открыл Галицко-Волынскую область для армянских, немецких, венгерских, еврейских и литовских купцов, которые образовали самостоятельные общины. Он укрепил союзы с соседними державами и заручился поддержкой папства, чтобы отогнать монголов. Хотя церкви Константинополя и Рима находились в формальном расколе почти два века, христиане-русины в Галицко-Волынской области не были и поддерживали общение с обеими.

Алтарные служители Армянского Апостольского собора во Львове, Украина. (фото: Петр Дидюла)

В 1253 году представитель папы короновал русинского великого князя Данило королем, несмотря на верность русинской церкви Вселенскому Константинопольскому патриархату. Три года спустя король Данило основал город Львов, назвав его в честь своего сына и преемника Льва, который в 1272 году сделал Львов столицей. В знак признания столицы королевства вселенский патриарх воздвиг во Львове в 1303 году митрополичью кафедру, заполнив пустоту, образовавшуюся после отъезда митрополита Максима из Киева во Владимир всего четырьмя годами ранее.

Галицко-Волынское господство также оказалось недолгим. К середине 14 века литовские и польские соседи королевства разделили его, захватив Львов и Киев. Несмотря на то, что ее расцвет давно миновал, очарование Киевской Руси осталось. Эта «мать всех русинских городов» продолжала оставаться духовным центром русинского христианства даже тогда, когда русинское общество распалось.

По иронии судьбы, окончательный раскол между русинским христианством и Римской церковью произошел только в 1441 году, всего через два года после того, как раскол между Константинопольской и Римской церквями прекратился на соборе во Флоренции. Когда Исидор, византийский грек, назначенный Вселенским патриархом митрополитом Московским и всея Руси, провозгласил на литургии в Успенском соборе Московского Кремля восстановление полного общения между католическим и православным общением церквей, он был почти сразу же уволен и посажен в тюрьму за «отступничество от Православия». В конце концов он бежал из Москвы и нашел убежище в Риме. Его родной Константинополь пал перед турками-османами в мае 1453 г.

По мере того, как католическое Литовско-Польское государство закрепляло свои завоевания в Древней Руси, его знать привязывала к земле православных русинских крестьян. Многие бежали на юго-восток, найдя убежище в «Украине» — древнеславянском названии окраин. В конце концов, эти беженцы сформировали автономные сообщества кочевых всадников, известных как казаки, которые бросили вызов закону своих повелителей.

Оставшиеся крепостные русины (или русины, от средневековой латыни для русинов, жителей литовско-польского содружества) подвергались притеснениям и кампаниям по этнической ассимиляции со стороны правительства, которое также обложило высокими налогами православное духовенство и мирян и отказало епископам в разрешении строить церкви.

Протестантская Реформация и связанные с ней войны изменили конфессиональную динамику Центральной Европы, включая польско-литовское государство. Постоянные столкновения опустошали сельскую местность. Болезни и войны опустошили население. Тем временем росли кальвинистские, лютеранские и унитарные общины, особенно среди «хозяев» русинов.

Иезуиты, авангард католической Реформации, работали среди православных лидеров Центральной Европы, чтобы бороться с распространением протестантизма. Они пообещали православным, что сохранят свои византийские литургические обряды, обычаи и привилегии (в том числе женатое духовенство и метод избрания епископов) в обмен на свою лояльность папству. Кроме того, православному духовенству будут предоставлены те же гражданские права и привилегии, что и римско-католическому духовенству.

В 1596 году православный митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Михаил Рогоза разорвал связи с православным вселенским патриархатом в Константинополе и православным патриархатом в Москве и в городе Бресте принял первенство и власть римского первосвященника, таким образом, была создана греко-католическая церковь («греческая» относилась к византийскому наследию русинов). Польско-литовское римско-католическое дворянство способствовало объединению своих русинских подданных, чтобы сдерживать растущую мощь соседней Москвы, которая оставалась стойко православной.

Многие русины приняли унию, но в Киеве и на казачьих территориях Украины вспыхнуло восстание. Военные действия вынудили митрополита Михаила и его преемников поселиться на более дружественной, прокатолической территории, тем самым образовав пустоту в церковном руководстве, заполненную установлением в 1620 году конкурирующего православного митрополита Киевского архиепископа. Соловецкий монастырь в России. (фото: Джордж Мартин)

Кризисы, вызванные иностранным господством, дискриминацией, экономическими трудностями и Брестской унией, спровоцировали восстание Хмельницкого (1648-54). Восстание, возглавляемое образованным иезуитом казачьим дворянином Богданом Хмельницким, стремилось объединить русинские народы в независимую Украину. Но эта независимая Украина вскоре начала разваливаться, как раз тогда, когда Хмельницкий с триумфом вошел в Киев. Неохотно казак обратился за помощью к московскому великому князю, принявшему царский титул и стремившемуся объединить земли исторической Руси под своей властью.

В 1654 году Хмельницкий и представители царя подписали Переяславский договор. Договор ознаменовал конец восстания и начало раздела Украины. Польша сохранила за собой украинские земли к западу от Днепра. Чтобы уничтожить любое потенциальное влияние Москвы среди русинского населения, поляки подавляли Православную церковь в районах, находящихся под ее контролем, и продвигали интересы греко-католической церкви. К 18 веку две трети русинского населения Западной Украины, особенно Галиции, стали греко-католиками. Тем временем царская Россия поглотила территории к востоку от Днепра, в том числе и Киев.

Чтобы способствовать объединению Древней Руси с Россией, царь в 1686 году присоединил Киевскую митрополию к Московскому патриархату, несмотря на протесты вселенского патриарха в Константинополе. Первоначально к греко-католикам, проживающим на территориях, поглощенных Россией, относились терпимо. Однако это закончилось после того, как греко-католики поддержали восстание после раздела Польши Австрией, Пруссией и Россией в конце 18 века. К 1839 году царь упразднил греко-католическую церковь на подвластных ему территориях и воссоединил ее епархии с Православной церковью. Одна-единственная епархия осталась греко-католической, но в конце концов в 1875 г. ее поглотила Русская Православная Церковь9.0003

По иронии судьбы, попытки царей интегрировать украинские земли с Россией разожгли чувство украинского национализма, которое яростно горело в тех районах к западу от Днепра, где процветала греко-католическая церковь. Этот национализм также подпитывал стремление самопровозглашенных украинских православных лидеров к церковной независимости от Москвы.

После падения царской власти в 1917 году и последовавшего за этим политического и социального хаоса политические и религиозные движения за независимость в Украине набрали обороты. В 1921 января группа православных священников в Украине создала Украинскую автокефальную православную церковь. Сталин уничтожил это выражение украинского национализма во время чисток 1930-х годов.

Литургия в лесу недалеко от Недольной, Украина, во время Великого поста 1987 г. (фото: Институт истории церкви)

Когда нацисты оккупировали Украину, националисты восстановили церковь, которая снова была подавлена, когда Красная Армия восстановила советский контроль в 1945 г. Через год Сталин ликвидировал Украинскую греко-католическую церковь, сохранившуюся в некоторых частях Галиции под контролем австро-венгров и их преемников, чехословаков и поляков.

Распад единой Православной Церкви в Украине начался еще тогда, когда советское правительство санкционировало планы публичного празднования тысячелетнего юбилея христианства на Руси с Крещением Владимира.

В 1987 году из подполья вышли священники и миряне Украинской греко-католической церкви, ходатайствовавшие о восстановлении своего храма. Вскоре после этого значительное число священников Московского Патриархата на западе Украины заявили о своей лояльности подавленной церкви.

Украинская автокефальная православная церковь снова возродилась на западе Украины, и значительное количество «русского» православного духовенства и приходов также перешли на сторону возрожденной церкви.

Распад Советского Союза в 1990 и 1991 годах усугубил ситуацию. Когда в 1991 году более 90 процентов советских украинцев проголосовали за независимость, православный митрополит Киевский Филарет Денисенко обратился к Московскому Патриархату с просьбой о большей автономии, опасаясь распада единой православной церкви в независимой Украине. Синод Русской Православной Церкви отклонил его прошение, а патриарх Алексий II осудил его.

Попытки исправить эти расколы и объединить раздробленные православные церкви Киева за последние три десятилетия по большей части провалились. Объединительный собор, который включал в себя разную степень поддержки и участия враждующих церквей, в декабре 2018 года провозгласил единую Православную церковь Украины, избрав митрополита Киевского и всея Украины. В январе 2019 года новоизбранный митрополит Епифаний совершил поездку во Вселенский патриархат в исторический Константинополь (современный Стамбул), где в патриаршем храме св. Георгия получил от вселенского патриарха Варфоломея Томос о признании его избрания и независимости возведена православная церковь Украины.

Украинские протестующие участвуют в митинге на Майдане Незалежности в Киеве 11 декабря 2013 г. (фото: CNS/Валентин Огиренко, Reuters)

Московский Патриархат осудил действия Вселенского Патриархата и отделился от него. Российское правительство обязалось защищать интересы всех православных христиан в Украине от того, что, по его мнению, является незаконной деятельностью вселенского патриархата, поощряемой, по его словам, давлением со стороны Соединенных Штатов.

Все это возвращает нас к настоящему. Массивное накопление российского оружия, боеприпасов и солдат — силы, подобной которой Европа не видела со времен Второй мировой войны, — окружили Украину с трех сторон. Россия отрицает намерение вторгнуться в независимую Украину, утверждая, что Россия находится в осаде со стороны Запада и ей нужно пока защищать свои интересы, а именно Украину. Что будет дальше, это ничья игра.

Как россияне на самом деле относятся к этому военному безрассудству, в значительной степени неизвестно, но на протяжении десятилетий их чувства к своим «младшим братьям» варьировались от покровительственной нежности, как у ребенка или родственника, который не знает лучше, до напыщенного высокомерия . Отношение украинцев к своему восточному соседу сложное и почти полностью личное, оно зависит от семьи, географии, языка и религии. Но с 2014 года ситуация изменилась, когда страх украинцев перед российской агрессией и расчленением их страны стал реальностью, объединив государство, которое когда-то считалось безвозвратно разрушенным.

А как насчет общей истории, наследия и культуры? Все относительно, если подходить к этим предметам с разных точек зрения и точек зрения, обусловленных историей и опытом и укорененных либо в чувстве безопасности, либо в чувстве незащищенности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *