Основные идеи пьер огюстен карон де бомарше – Основные идеи Пьер-Югостен Карон де Бомарше… -reshimne.ru

Пьер Бомарше — Libtime

  1. Главная
  2. История
  3. Пьер Бомарше
Елена Голец 6002

Пьер Бомарше – один из замечательнейших французских писателей, гениальный драматург-сатирик. Он написал очень мало комедий: всего две из общего количества шести пьес, составляющих его драматургическое наследие.

Но эти две комедии называются «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Нет сейчас в мире ни одного грамотного человека, которому были бы неизвестны эти жемчужины мировой комедийной классики.

Популярность двух названных комедий Бомарше основана на том, что они написаны необычайно живо, весело, остроумно, занимательно.

Эпоха Просвещения

Жизнь и деятельность Пьера Бомарше приходится на один из знаменательных периодов в истории Франции, который называют эпохой Просвещения. И основным содержанием этой эпохи является упорная идеологическая борьба с феодализмом

и его проявлениями во всех областях общественной жизни. Такая идеологическая борьба происходила в XVIII веке во многих европейских странах. Но наиболее яркое и полное выражение просветительство получило во Франции, где его историческая задача заключалась в идейной подготовке Французской буржуазной революции. А так как эта революция имела общеевропейское значение и начинала новую эру в истории человечества, то и подготовившее ее французское Просвещение явилось значительным этапом в истории мировой культуры.

Возрождение комедии во Франции и явилось делом рук Бомарше. Однако к сочинению комедий он был уже зрелым автором, с большим жизненным и литературным опытом.

Биография Пьера Бомарше

Биография Пьера Бомарше особенно интересна тем, что она тесным образом связана с его творчеством.

Настоящее имя Бомарше было Пьер-Огюстен Карон. Он родился 24 января 1732 года в Париже в семье часовщика. Бомарше не получил законченного образования: в возрасте тринадцати лет отец забрал его из школы, чтобы обучать своему ремеслу. Но юный Бомарше чувствовал мало склонности к занятиям часовщика. Он

увлекался поэзией и музыкой и вел легкомысленный образ жизни, который был не по нутру почтенному мастеру Карону. Начались размолвки, кончившиеся тем, что отец выгнал сына и разрешил вернуться домой только после того, как восемнадцатилетний Бомарше дал письменное обязательство заниматься ремеслом часовщика.

Бомарше был очень талантлив

Бомарше был очень талантлив: ему удавалось все, к чему бы он ни прикладывал рук. Так, он ввел важное усовершенствование в механизме карманных часов, которое принесло ему большую клиентуру у высшей знати. Заказчиками Пьера Бомарше были король Людовик XV и его фаворитка, маркиза Помпадур. Это дало Бомарше право рекламировать себя в 1755 году, как «королевского часовщика».

Пьер Бомарше мечтает о придворной карьере

Но чем больше успехов делал Бомарше как часовщик, тем более

росла в нем жажда высокого положения. Он мечтал о придворной карьере, а так как для этого в тогдашней Франции нужно было обладать дворянским титулом, он начинает добиваться этого титула. В ноябре 1755 года он откупил у Пьера-Огюстена Франке, мужа своей клиентки, небольшую придворную должность. Через два месяца после этого Франке скоропостижно скончался, а Бомарше женился на его вдове. Так как жене принадлежало небольшое поместье, называвшееся «Бомарше», то он присоединил наименование этого поместья к своей фамилии Карон и стал подписываться «Карон де Бомарше». Но хотя у него перед фамилией и появилась дворянская частичка «де», дворянином он все же не стал. Но в 1761 году он купил себе за 56 тысяч франков должность королевского секретаря, за ним было признано право считать себя дворянином.

Начало придворной карьеры Пьера Бомарше

Началом придворной карьеры Пьера Бомарше явилось приглашение давать уроки игры на арфе четырем престарелым принцессам, дочерям Людовика XV. Свою приближенность к принцессам, которые им восхищались, Бомарше использовал для предоставления услуги крупному финансисту, подрядчику на армию

Пари-Дюверне, построившему военную школу. В течение девяти лет Пари-Дюверне не удавалось добиться, чтобы король побывал в его военной школе. Бомарше пригласил своих учениц посмотреть эту школу; принцессы расхвалили ее королю, и тот сам вскоре «соблаговолил» посетить ее. Дюверне отблагодарил Бомарше: он взял его в свои компаньоны и ввел в мир финансовых дельцов. Пьер Бом

libtime.ru

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799)

«Севильский цирюльник» (1775)«Женитьба Фигаро» (1784)

Бомарше представляет новый тип творческой личности и отражает в своей драматургии черты поднимающегося третьего сословия – буржуазии. Его жизнь была протестом против существующего строя. Сын часовщика, он, благодаря своим талантам и практической хватке, достигает видного положения в обществе, он вхож в королевский дворец, выполняет в Испании поручения французского правительства, помогает восставшим американским колониям получить оружие для борьбы с английскими войсками, издает полное собрание сочинений Вольтера, во время Революции он достает оружие для революционных армий, был арестован и чудом избежал смерти, эмигрировал, вернулся на родину, снял с себя обвинения, во время Директории он пользовался заслуженным почетом. Бомарше боролся за права литератора, человека искусства прямо выражать свое мнение и не зависеть от богатых покровителей ( во Франции того времени процветал протекционизм – успех произведения и сама возможность его опубликовать зависели от того, был ли у писателя знатный и влиятельный покровитель)

Его главные произведения – трилогия о севильском цирюльнике Фигаро. («Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность», «Безумный день, или женитьба Фигаро», «Преступная мать, или Второй Тартюф»)

Пьеса «Севильский цирюльник» была подготовлена к постановке в 1774, но запрещена из-за выхода в свет «Мемуаров» Бомарше, содержание которых компрометировало правительство, и только в 1775, после смерти Людовика ХУ! пьеса была поставлена, но успеха не имела из-за растянутости действия. Тогда Бомарше ее перерабатывает и ставит вновь – успех был невероятным. Сюжет пьесы — незатейливая с виду история о Розине, юной девушке из буржуазной семьи, страдающей под властью своего опекуна доктора Бартоло. Но полюбив графа Альмавиву, она с помощью умного и ловкого цирюльника Фигаро, слуги графа Альмавивы, преодолевает все препятствия и выходит замуж за графа. Но за внешним действием, к тому же перенесенным в Испанию, скрывается современная автору Франция, в которой нарастала борьба буржуазии за свои права, издавалась «Энциклопедия» и отважно выступала «партия философов». За веселой игрой слов Фигаро явственно просматривается просветительская идея о человеческой природе, неподвластной сословным ограничениям и любому угнетению. В речах Фигаро слышатся отголоски философских идей Руссо и Вольтера, которые выступали против пережитков и суеверий феодальной Франции. Все герои пьесы – Бартоло, учитель музыки Базиль, Альмавива и сам Фигаро представлены как ярко обрисованные социальные типы. Фигаро – носитель лучших черт и свойств третьего сословия, он отважен, предприимчив, находчив, артистичен, способен преодолеть и выдержать любые трудности и испытания. Пьеса полна веселья, юмора и оптимизма, оптимизм просветителей отражается в светлом взгляде на жизнь Фигаро и молодых героев, которые в финале побеждают и защищают свою любовь и право на счастье.

Комедия «Женитьба Фигаро» — вершина драматургического творчества Бомарше, она была создана 10 лет спустя. Людовик ХУ!, прочитав текст пьесы, сказал «Это отвратительно, этого никогда не будут играть. Нужно разрушить Бастилию, иначе представление этой пьесы будет опасной непоследовательностью. Этот человек смеетсянад всем, что должно почитаться священным в государстве». Эти слова оказались пророческими. Пьеса сначала будет поставлена в дворцовом театре, некоторое время спустя – для широкой публики, а затем – даже в домашнем спектакле во дворце, роль Розины в котором будет исполнять Мария-Антуанетта.

Эта пьеса смелее и серьезнее в аспекте поставленных проблем, острее звучит мотив социальной критики и протеста личности против феодальных предрассудков. Теперь противником Фигаро оказывается сам граф Альмавива, который способен, забыв о долге супружеской верности, обмануть свою Розину и готов посягнуть на честь Сюзанны – юной невесты Фигаро, апеллируя к давно отжившей привилегии – праву первой ночи. Фигаро, наученный своей суровой жизнью, ловкий и смелый, проявляет чудеса изворотливости и выходит победителем, сделав в финале графа смешным и заставив его раскаиваться и просить прощения. Особое значение имеет монолог Фигаро в последнем акте, в котором раскрывается вся сила ума и характера Фигаро – ему приходится бороться за существование, защищать себя и свою любовь не только против графа, но и против его времени. И если в первой пьесе у Фигаро были некоторые черты пикаро – веселого плута, знающего изнанку жизни, но не обремененного моралью и гуманными намерениями, то здесь Фигаро вырастает как почти героическая фигура, как обличитель социальных пороков Фпанции накануне революции. Героини пьесы – Сюзанна и Розина – тоже несут значительную смысловую нагрузку, Сюзанна – умная, честная, находчивая – под стать своему любимому Фигаро, она даже находит силы и возможность поддержать Розину в ее беде и найти из нее выход – посрамленный граф возвращается к своей жене.

В третьей пьесе «Преступная мать», поставленной в 1792 году. В разгар революционных событий, показаны главные герои «Жентьбы Фигаро» два десятка лет спустя. Они совершили много ошибок в своей жизни, в том числе – доверились господину Бежеарсу, «второму Тартюфу», который может принести им много бедствий, и от которого графа и Розину спасают их верные Фигаро и Сюзанна. Но лейтмотив пьесы – идея прощения былых прегрешений графа и его жены и утверждения гуманизма и любви , хотя бы в масштабах одной семьи — в известной степени ассоциируется с теми призывами к милосердию, которые тщетно звучали во Франции во времена революционного террора.

studfiles.net

Пьер Бомарше. Краткая биография | Культура и искусство

Август, 18 2011

Пьер Огюстен Карон де Бомарше — выдающийся французский драматург, непревзойденный полемист и острослов, автор великих комедий «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Caron de Beaumarchais

Сочинительство никогда не было главным в его жизни, а талантов и выпавших на его долю приключений с лихвой хватило бы на несколько человек!

Родился Бомарше 24 января 1732 в семье часовщика Андре Шарля Карона в Париже. Сначала он пошел по стопам отца, но одновременно с большим интересом изучал музыку. Музыкальные таланты и великолепный дар оратора открыли молодому Бомарше (тогда еще Карону) доступ в высокое общество. Здесь он приобрел большие связи, пригодившиеся ему впоследствии. Фамилию же «де Бомарше» Карон взял после первого брака. Так называлось поместье, принадлежащее его жене.

Пьер Бомарше «с младых ногтей» делал все возможное, чтобы достичь богатства и высокого положения в обществе. В двадцать один год он создал революционный часовой механизм — анкерный спуск, который обеспечивает равномерный ход часового механизма. А в двадцать два года Бомарше принимают в Лондонское королевское общество (таким образом он становится академиком) и получает место королевского часовщика. При этом занимался обучением музыке принцесс — игре на арфе.

Кроме того Бомарше занимался торговлей с Америкой рабами, создав «португальскую компанию» «Родриго Орталес и Ко», стал снабжать оружием восставшие североамериканские колонии, выполнял секретные миссии королей, одно время считался самым богатым человеком Франции, а потом оказался в тюрьме как должник.

В тюрьму его сажали и при королевской власти, и после её свержения. Благодаря трём выгодным бракам (все три раза он женился на богатых вдовах), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ, Бомарше стал обладателем весьма значительного состояния.

Своего «Севильского цирюльника» Бомарше сначала сочинил как оперу, и лишь через несколько лет (в 1775 году) состоялась его премьера на сцене «Комеди Франсез», завершившаяся оглушительным провалом. Всего лишь за два дня (!) автор полностью переделал пьесу — и второе представление обернулось её триумфом, сделавшим его самым любимым писателем Франции того времени.

Уже через год он написал «Женитьбу Фигаро» — вершину своего творчества, но премьеры пришлось ждать восемь лет. Своему знаменитому герою он дал несуществующее имя Фигаро, под которым скрыл собственное — от Фикаро (сын Каро), как писал в черновиках. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Бомарше в этой пьесе — провозвестник революции. Наполеон отзывался о ней как о «революции в действии». А до него король Людовик XVI сказал так: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, следует разрушить Бастилию. Этот человек смеётся над всем, что следует почитать при известном образе правления…» Король оказался хорошим предсказателем, а на могиле Бомарше выведены слова:

Простой в повседневной жизни, гордый в несчастье, он никогда не поступался своей свободой

Умер Бомарше 18 мая 1799 года в Париже.

«Главное — захотеть!»

✓ Когда началась война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы.

✓ В 1781 году некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности. Бомарше представлял интересы мадам Корнман и блестяще выиграл дело, хотя представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником.

✓ Когда Бомарше однажды отказали в удовлетворении его собственного иска, он, недолго думая, подал в суд на… своих судей. Поступок был беспрецедентный, скандал — невероятный, публика оказалась всерьёз заинтригована, и, на этом фоне, Бомарше снова выиграл!

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

краткая биография и обзор творчества

Пьер Бомарше – выдающийся французский драматург и автор, который получил мировую известность благодаря своим бессмертным произведениям о неунывающем Фигаро. Показателен тот факт, что, несмотря на свою обширную деятельность, он стал популярен именно после выхода трилогии про бравого и веселого цирюльника, который впоследствии переквалифицировался в графского управляющего.

Ранние годы

Пьер Бомарше родился в Париже в 1732 году в семье часовщика. Отец хотел обучить сына своему ремеслу, однако будущий писатель уже в очень юном возрасте обнаружил незаурядные музыкальные способности. Помимо основных занятий часового механика, Пьер очень активно изучал музыку. Благодаря своей настойчивости, упорству, а также способностям, очень скоро получил доступ в высший свет. Тогда же он для особенного шика взял себе известную фамилию.

Через некоторое время Пьер Бомарше стал членом королевского двора, так как обучал дочерей Людовика XV игре на арфе. Два раза он выгодно женился. Благодаря этим бракам, Бомарше приобрел влияние в аристократических кругах. Такой социальный статус позволил ему заняться финансовыми операциями, которые принесли ему большое денежное состояние. Однако впоследствии Бомарше был привлечен к суду и даже несколько дней провел в тюрьме.

В Испании

Пьер Бомарше в 1764 году поехал в Мадрид для разбирательства по своему семейному делу. Тогда же он проявил незаурядные дипломатические способности, очень быстро попав в доверие к испанским министрам. Здесь Пьер проявил свои качества ловкого дипломата и интригана, добившись отставки своего противника. Это пребывание в Испании впоследствии сказалось на его творчестве, так как действие знаменитой трилогии про Фигаро разворачивается в данной стране.

Первый успех

Пьер Огюстен Карон де Бомарше увлекся драматургией и театром, а в 1767 году написал пьесу «Евгения», которая имела большой успех у публики. Эта драма имеет прямые отсылки к упомянутой семейной истории, случившейся с Бомарше. Его сестра, проживавшая в Испании, была обманута своим мужем, а будущий автор вступился за ее честь. Нечто похожее зритель может наблюдать и в рассматриваемом произведении.

Действие пьесы Пьер Огюстен Карон де Бомарше перенес в Лондон, куда из Ирландии приезжает обедневший барон вместе со своей дочерью и братом. Евгения влюбляется в молодого графа, однако тот решил нарушить данной девушке слово и жениться на богатой невесте. Тогда брат обманутой героини с оружием в руках отстаивает честь сестры. В этом не очень замысловатом сюжете можно увидеть отсылки к реальной истории, случившейся с автором.

Неудача

Пьер Огюстен Бомарше первое время был намерен работать в жанре серьезной драмы. Именно в таком духе выдержана его первая пьеса. И здесь следует отметить, что, несмотря на успех у публики, произведение тем не менее было типично для литературы рассматриваемого времени.

В 1770 году на театральной сцене была представлена его новая пьеса «Лионский купец». В этот раз автор перенес действие в сферу буржуазии и буржуазных отношений. Это было ново для того времени, и тем не менее серьезный нравоучительный сюжет явно не удавался автору. Произведение, повествующее о грозившем банкротстве главному герою, явно пришлось публике не по душе. Пьесу ожидал сокрушительный провал.

Успех

Пьер Огюстен де Бомарше состоялся как автор комедийных пьес. В 1773 году вышло его новое сочинение под названием «Севильский цирюльник», которое имело грандиозный успех. История, повествующая о похождениях неунывающего Фигаро, который с помощью своей хитрости, ловкости и проворства помогает своему хозяину графу Альмавиве добыть себе невесту, пользуется популярностью до сих пор. Следующие две части закрепили успех, хотя в заключительной пьесе автор вновь вернулся к морализаторству. Однако первые два сочинения популярны до сих пор, и на их сюжеты даже были написаны несколько опер.

Предпринимательская и адвокатская деятельность

Бомарше зарекомендовал себя не только как блестящий драматург, но и как делец. Когда в США началась Война за независимость, то он взялся поставлять оружие, на чем нажил себе миллионы. Через некоторое время Бомарше вел довольно скандальное судебное дело, которое выиграл у профессионального адвоката. однако это не принесло ему симпатий общественности.

Очень скоро Бомарше обанкротился, так как не выполнил обязательств по поставкам вооружения. От судебного разбирательства его спасло бегство за границу. Показателен тот факт, что в подобных случаях Бомарше писал мемуары, в которых пытался оправдать свои действия. Они интересны тем, что показывают приверженность автора просветительским взглядам.

В своих воспоминаниях Бомарше не только оправдывает себя, но и нападает на современную ему судебную систему, обвиняя ее в произволе и беззаконии. Такой пафос был свойственен многим произведениям 18 века.

Бомарше скончался 18 мая 1799 года.

fb.ru

Пьер Огюстен Бомарше

студентки II курса 1 гр.

Пьер Огюстен Карон де БОМАРШЕ

(1732-1799)

В просветительской, бунтарской, революционной литературе Франции XVIII столетия комедии Бомарше заняли одно из главных мест по силе влияния на массы. Но для того, чтобы понять, отчего его творения обладали столь большой силой, нужно обратиться к истокам, к биографии писателя.

Он родился в одном из старинных парижских кварталов близ Центрального рынка, где его отец, А.Ш.Карон, держал часовую мастерскую и лавку. Младенцу дали при крещении имя Пьер Огюстен. Отец будущего драматурга увлекался механикой и любил изобретать разного рода приспособления для речных судов, для портовых работ и т.п.

Семья часовщика была многодетная. Всего у Пьера Огюстена было 10 братьев и сестер. С 13 лет Пьер Огюстен стал учиться на часовщика в отцовской мастерской, так как именно ему предполагалось завещать семейное дело. Мальчик успел получить только начальное школьное образование, причем с уклоном в ветеринарию, а вовсе не в литературу. Несколько лет будущий наследник работал в мастерской, ведя достаточно свободный образ жизни. Тщеславие старого Карона было вполне удовлетворено: сын стал лучшим часовых дел мастером во всем Париже. Он продолжил и семейную традицию изобретательства, придумав в 21 год, как усовершенствовать часовой механизм. Но его изобретение присвоил королевский часовщик Лепот. Последовало громкое разбирательство, в котором Бомарше прославился остроумными памфлетами. Благодаря скандалу он был замечен при дворе, и его назначают королевским часовщиком. Однако юноше пришлось потратить немало сил, чтобы добиться от Академии наук свидетельства на свои авторские права.

Очень скоро красивый, ловкий, уверенный в себе и одаренный юноша сумел так очаровать принцесс и королеву, что они стали брать у него уроки игры на арфе (Пьер Огюстен прекрасно играл на арфе, флейте и виоле) и поручать ему устройство домашних концертов в Версале. Не бросая ремесла, Пьер Огюстен весьма удачно использовал свое влияние при дворе, чтобы завязать выгодные знакомства и быстро накопить вполне приличное состояние.

В 1756 году в возрасте 24 лет он выгодно женился на богатой влюбленной в него вдове — владелице имения под названием Бомарше. Пьер Огюстен приобрел дворянское звание. Но брак оказался несчастливым, и супруги вскоре стали жить раздельно. Через десять месяцев после свадьбы жена Бомарше внезапно умерла. После этого началось долгое, разорительное для Бомарше судебное разбирательство между ним и его тещей, которая еще при жизни дочери оспаривала право зятя вступить во владение состоянием жены. Во время этого громкого процесса и родился слух, будто смерть жены Бормаше и ее первого мужа-старика наступила от яда. Эта молва держалась очень упорно, ее повторяли и 10 лет спустя, когда у Бомарше умерла вторая жена. Из попыток защитить Бомарше особенно известным стало оброненное в одном из писем Вольтера суждение, будто «для отравителя Бомарше был слишком смешон».

После процесса часовщик Карон оставил за собой дворянское имя де Бомарше, с помощью которого он надеялся упрочить свои позиции при дворе. Однако в глазах придворных он был только ремесленником-выскочкой с сомнительной репутацией.

Бомарше пользовался расположением принцесс, королевы, мадам Помпадур и даже ее мужа. Людовик XV не может отказать себе в удовольствии послушать иногда «весельчака Бомарше». Дофин (наследный принц) с удивлением замечал, что во всем государстве есть, пожалуй, только один человек, который не боится сказать ему правды в глаза. Именно из-за его влияния на членов королевской семьи, Бомарше заинтересовался один из богатейших людей Франции, финансист и основатель Военной школы Пари-Дюверне. Эта дружба оказалась полезной обоим. Благодаря Пари-Дюверне, которому Бомарше помог получить поддержку короля, часовщику удалось купить две дорогие престижные должности, обычно предоставлявшиеся аристократам — королевского секретаря и смотрителя королевских охотничьих угодий. Он также приобрел богатый дом и выезд, совершил по поручению Пари-Дюверне путешествие в Испанию, где проникся любовью к этой стране и уже тогда задумал использовать испанские мотивы в своих произведениях.

По возвращении в Париж Бомарше загорелся желанием сочинять и со свойственным ему пылом взялся за театральные пьесы. Первые драматургические произведения Бомарше связаны с театральной реформой Дидро. Дидро и авторы, последовавшие его призыву (в том числе и Бомарше), осуждали классицистическую трагедию за ее чрезмерные преувеличения, выходящие за пределы реальности, за гигантизм страстей, преступлений, пороков, страданий. Написанная в жанре слезливой мещанской драмы «Эжени, или Несчастная добродетель» («Евгения») была явным подражанием Дидро, и ее встретили прохладно. В 1770-м Бомарше поставил вторую пьесу «Два друга», но с тем же успехом. Не в “трогательной” драме суждено было Бомарше найти свое настоящее место. По натуре своей он скорее склонен был смеяться, чем проливать слезы. В атмосфере лукавой шутки, остроумной словесной перепалки, в веселом и радостном царстве смеха он чувствовал себя свободнее. Это его стихия. Здесь он властелин.

Неудачный дебют и большие денежные траты на постановки не расстроили Бомарше, который к этому времени снова выгодно женился — опять на красивой богатой вдове. Но тут жизнь Бомарше вступает в полосу тяжелых несчастий. В 1770 году в родах умирает жена, а через два года и сын. Скончался и близкий друг — Пари-Дюверне, завещав своему наследнику, графу Лаблашу, выплатить Бомарше значительный долг. Возвращать его граф не пожелал, а опротестовал в суде счета и долговые расписки. При этом он обвинил Бомарше в том, что тот подделал их и обманом добился выгодной для себя расписки умирающего старика-финансиста, которому якобы сам оставался должен очень много.

Поначалу суд принял сторону Бомарше, но Лаблаш обратился в высшую судебную инстанцию — в парламент, где дело попало к судье Гезману. В это время Бомарше готовил постановку своей комедии «Севильский цирюльник», которую Театр комедии должен был сыграть на открытии масленичного карнавала в феврале 1773 года. Но накануне премьеры Бомарше был арестован полицией из-за ссоры с одним знатным грубияном и препровожден в тюрьму. «Цирюльник» был тут же запрещен. Бомарше же, просидев в тюрьме месяц, добился, наконец, разрешения посетить судью Гезмана, но тот упорно уклонялся от встречи. Между тем Бомарше дают знать, что ему следует повидаться сначала с женой судьи на предмет вручения взятки. Та и в самом деле дважды принимает подношения от Бомарше — деньги и часы с бриллиантами, но аудиенции у Гезмана он так и не получает. Гезман же за большую взятку от Лаблаша доложил в палате дело таким образом, что Бомарше был признан виновным. Лаблаш добился, чтобы имущество Бомарше, все еще находившегося под арестом, описали. Разорение было неминуемым.

Но как только двери тюрьмы наконец открылись, Бомарше предал всю историю со взятками широчайшей огласке. Гезман подает в суд за клевету, его поддерживают магистрат, газеты и даже один романист. У Бомарше масса врагов и нет даже адвоката. Зато есть беспощадное оружие — остроумное, бичующее слово, рождающее смех, который и сделал общественное мнение его союзником в борьбе за достоинство и честное имя.

Пять блестящих сатирических памфлетов, которые Бомарше напечатал в 1773—1774 годах под заглавием «Мемуары» превратились в обвинительный приговор всей продажной, прогнившей феодальной судебной машине. «Я никогда не видел ничего смелее, сильнее, комичнее, интереснее, сокрушительнее для противника, чем «Мемуары» Бомарше», — писал Вольтер. Вся Европа с увлечением следила за тем, как плебей Карон-Бомарше единоборствует со всем юридическим корпусом Парижа. И плебей побеждает. Гезмана отстранили от судейства, а его жене объявили публичное порицание. Рассмотрение дела Бомарше отложили на неопределенный срок. Лаблаш покинул Париж, а парламент волею короля был распущен. Однако запрет на постановку «Цирюльника» продолжал действовать, а описанным имуществом Бомарше распоряжаться все еще не мог. Тем не менее, это был триумф. Бомарше стал самым популярным человеком в Париже. В его лице все третье сословие Франции праздновало победу над монархическими порядками.

В этой ситуации король счел разумным приблизить к себе прославившегося героя. Он услал Бомарше в Лондон, дав щекотливое дипломатическое поручение, с которым тот справился с честью. В качестве награды король обещал Бомарше лично ходатайствовать перед парламентом о прекращении судебного дела и возвращении описанного имущества. Но внезапная смерть Людовика XV помешала выполнить это намерение.

Новому королю, Людовику XVI, тоже вскоре понадобилась дипломатическая ловкость Бомарше в улаживании разного рода скандальных дел королевской семьи. Выполняя тайные поручения монарха, Бомарше разъезжает по всей Европе, подчас попадает в рискованные авантюры. В придворной среде о нем складываются весьма противоречивые мнения, вокруг него плетутся интриги. Но король благоволит Бомарше. Наконец, во время масленичного карнавала 1775 года приходит разрешение ставить «Севильского цирюльника» в Театре комедии.

На первом представлении комедия провалилась. Ее сочли чересчур длинной, а остроты Фигаро показались сатирой на конкретных лиц. Не дожидаясь второго спектакля, Бомарше убрал длинноты и сократил в монологах Фигаро намеки на своих недругов. Пьеса от этого очень выиграла, она тут же заискрилась задором и молодым весельем, а в ее герое Фигаро рельефно проступил новый комедийный характер расторопного, умного, одаренного разнообразными способностями слуги, который знает себе цену и умеет завоевывать симпатии. Переделанный «Цирюльник» имел потрясающий успех. Через шесть месяцев Бомарше напечатал комедию, дав ей название «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» и предпослав ей в качестве предисловия «Скромное письмо о провале и о критике «Севильского цирюльника». Это был каскад ироничных возражений критикам, привыкшим к «хорошему стилю», «хорошему тону» и «хорошему жанру», но не умеющим оценить проявления комического: «Драматическая наша музыка еще мало чем отличается от нашей музыки песенной, поэтому от нее нельзя ожидать подлинной увлекательности и настоящего веселья», «Драматические произведения подобны детям. От них, зачатых в миг наслажденья, выношенных с трудом, рожденных в муках и редко живущих столько времени, чтобы успеть отблагодарить родителей за их заботы, — от них больше горя, чем радости».

mirznanii.com

Творчество Бомарше Пьера Огюстена — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Районный Дом детского творчества Дети страны Уйкоаль для мини-энциклопедии «Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009»

Творчество Бомарше Пьера Огюстена

Бомарше Пьер Огюстен Карон де (1732 — 1799)

Это знаменитый французский драматург. Он написал две комедии о простом человеке Фигаро и показал, что несмотря на свой блеск, дворяне уступают Фигаро в уме, и тот всегда их одурачивает. Эти комедии называются «Севильский цирюльник» и «Безумный день или Женитьба Фигаро». Д.Россини написал оперу на сюжет первой пьесы, а В.А.Моцарт — на сюжет второй

Его комедии внушали людям ненависть к старому порядку. В них Бомарше проявил себя как смелый и правдивый художник, самый яркий художник эпохи Просвещения. И комедии эти продолжают жить на драматической и оперной сцен театров всего мира.

— Бомарше Пьер Огюстен Карон де

27 апреля 1784 года

День величайшего триумфа Бомарше. Театр — в осаде. В зале сидела самая разнородная публика: высокородные аристократы и простые люди из народа. Все они хохотали и веселились. Комедия Бомарше их покорила.

«Старая монархия хохочет и рукоплещет,— писал о постановке «Фигаро» Пушкин.— Старое общество созрело для великого разрушения. ..». «Революцией в действии» назвал Наполеон эту пьесу Бомарше.

«Женитьба Фигаро» — произведение необычное для того времени. Во всех комедиях слуга помогает жениться своему господину, а в «Женитьбе Фигаро» господин мешает слуге. Но ему это не удаётся. Слуга (Фигаро) побеждает господина (графа Альмавиву). Его невеста (служанка Сюзанна) — достойная подруга. Она борется за свои человеческие права, она отстаивает свое человеческое достоинство. А ведь это не просто слуги, за ним стоит весь простой народ. Он — активная сила, участвующая в действии, и в этом тоже сказалось новаторство Бомарше. Народ умён, весел, жизнерадостен. И именно он создаёт все богатства страны. А что аристократы? Они просто дали себе труд родиться. Но для чего — непонятно.

Веселая комедия Бомарше, сделавшая героем представителя третьего сословия, высмеяла аристократию и развенчала ее, противопоставив ей образ человека из народа, который уже чувствует свою силу и требует уважения к себе, к своему достоинству. Комедия помогает человеку весело расставаться со своим прошлым — и «Женитьба Фигаро», осмеивая абсолютистский феодальный строй Франции, помогла народу осознать, что этот строй готовится стать прошлым, что он скоро рухнет окончательно и безвозвратно.

Это о французском народе сказано:

«Его гнетут, с ним власть сурова, Он восстаёт, он раздражён, Но песней все кончает он».

Этими словами заканчивается пьеса. Но в 1790 году голос из зрительного зала закричал: «Всё пушками кончает он!»

14 июля 1789 года народ сказал своё веское слово. Бастилия была разрушена. Началась Великая Французская революция, которая изменила весь мир.

«Женитьба Фигаро» — это самое высокое творческое достижение Бомарше, венец его славы.

http://www.biblioteka.teatr-obraz.ru/files/lib/bomarshe_bezumn.html — БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО (текст)

Восхищающий нас Бомарше

Творил Пьер Огюстен Бомарше не только пьесы. Его жизнь даёт не мнее поучительные уроки, чем его драматургическое творчество. Многое в ней просто восхищает. Вот только три факта.

1. Бомарше много сил вложил в поддержкку борьбы северо-американских колоний за независимость. Французское и испанское правительства дали ему субсидию — 2 миллиона. Но Бомарше вложил в дело и 3 миллиона собственных денег. Он не только закупил оружие для американцев — он построил флот для его перевозки. Американское правительство так и не возместило ему эти расходы. Американское правительство навсегда осталось должником Бомарше. То есть никакой прибыли Бомарше от этого дела не получил.

2. Бомарше всегда восхищался Вольтером и его литературной деятельностью. И после его смерти он решил издать полное собрание его сочинений. Дело это было очень трудное. Католическая церковь, которую он критиковал в своих произведениях, хотела уничтожить всякую память о нём. А с ней ссориться было небезопасно. Кроме того, многие произведения Вольтера находились в частных руках и их надо было найти и выкупить. Да и организовать типографию, где можно было отпечатать труды Вольтера тоже стоило немалых трудов. Бомарше все трудности преодолел. И через 8 лет было напечатано два издания: роскошное, семидесятитомное, и более дешевое, в 92 томах, каждое — тиражом в 15 тыс. экземпляров. Это издание до сих пор не потеряло своей ценности. Прибыли никакой Бомарше не получил, но произведения Вольтера он сохранил для человечества.

3. После смерти П.Бомарше в его счетных книгах были найдены записи, из которых явствовало, что до конца жизни он помогал не только своим друзьям, но и своим врагам: он платил пенсию вдове одного человека, который когда-то подал на него в суд за «попытку подкупить судью»; он оказывал денежную помощь одному из свидетелей этого человека. В одном из своих «Мемуаров» Бомарше писал: «Я никогда никого не ненавидел». И мы видим, он действительно не ненавидел своих личных врагов.

Афоризмы

Афоризм — это законченная мысль, выраженная сжато и ёмко.

Пьер Огюстен Бомарше был очень остроумным человеком, и его афоризмы тоже очень остроумны. Они сохраняют своё значение и в настоящее время.

А что, если я лучше своей репутации?

Что слишком глупо, чтобы быть просто сказанным, то поется.

Утверждать что-либо, не имея возможности доказать это законным путем, означает клеветать.

У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит.

Так отрадно, когда тебя любят ради тебя самого.

Интрига рано или поздно губит того, кто ее начал.

Гнев добрых людей — это не что иное, как настоятельная потребность прощать.

Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна.

Всеисцеляющего средства не существует.

Если начальник не делает нам зла, то это уже немалое благо.

Наиболее виновные — наименее великодушны, это общее правило.

Когда поддаешься страху перед злом, то уже начинаешь чувствовать зло страха.

Робким человеком помыкает любой проходимец.

Исправить людей можно, лишь показав их такими, каковы они на самом деле.

Глупость и тщеславие — неразлучные подруги.

Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знание.

Умение мужественно преодолевать самого себя — вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек.

Жить — это бороться; бороться — это жить.

Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности, должностных лиц, благонадежных корпораций, Оперного театра, равно как и других театров, а также всех лиц, имеющих к чему-либо отношение,- обо всем же остальном я могу писать совершенно свободно под надзором двух-трех цензоров.»

letopisi.org

Бомарше, Пьер Огюстен Карон де

План
Введение
1 Биография
1.1 1760—1780
1.2 «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»
1.3 1780—1799

2 Библиография
Список литературы

Введение

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais; 24 января 1732, Париж — 18 мая 1799, там же) — знаменитый французский драматург и публицист.

1. Биография

Родился в Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698—1775), он сначала пошел по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли Бомарше доступ в высшее общество, где он приобрел большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах — Франк и Левек — и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ (Duverney) стал обладателем значительного состояния.

1.1. 1760—1780

В 1764 г. он отправился по семейным делам в Мадрид, чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом — испанским писателем Клавиго Боэмом.[1]. В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравиться королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 г. пьесой «Eugénie» («Эжен»), имевшей некоторый успех. В 1770 г. он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дювернэ; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.

Бомарше начал тяжбу с наследником Дювернэ, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй — проиграл. По обычаю того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «Mémoires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством (к слову, Вольтер был от них в восторге), «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 г. процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 г. Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 г. выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» — «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дювернэ.

1.2. «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»

Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней, что с этой пьесой взвился занавес революционной драмы.

1.3. 1780—1799

Когда началась Война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя ее в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха. Вдобавок опера «Tarare» (1787) пошатнула его славу как писателяуточнить, а комедия «La mère coupable» (1792), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный прием.

Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завел для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя так и неисполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

2. Библиография

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

  • 1765(?) — Le Sacristain, интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)

  • 1767 — «Евгения» (Eugénie), драма

  • 1767 — L’Essai sur le genre dramatique sérieux.

  • 1770 — «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon), драма

  • 1773 — «Севильский цирюльник» (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile), комедия

  • 1773—1774 — Мемуары (Mémoires contre Goezman)

  • 1775 — «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville»)

  • 1778 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro), комедия

  • 1784 — Préface du mariage de Figaro

  • 1787 — «Тарар» (Tarare), драма, либретто к опере Антонио Сальери

  • 1792 — «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe), драма, третья часть трилогии о Фигаро

  • 1799 — Voltaire et Jésus-Christ.

Список литературы:

  1. Эта история впоследствии послужила сюжетом трагедии Гёте «Клавиго», только реальный Клавиго, в отличие от героя Гете, не был убит и благополучно дожил до старости

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бомарше,_Пьер_Огюстен_Карон_де

doc4web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *