Философия номинализм и реализм – 9. Номинализм и реализм в средневековой философии : Философия. Экзаменационные ответы для студентов вузов — Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. : Библиотека книг

Номинализм и реализм

Номинализм и реализм — это то, что противостоит друг другу. Разница между ними велика. Понимание и того и другого дает возможность взглянуть на привычные вещи несколько иначе. Спор о том, какая теория правильная, является вековым. В нем принимали участие многие ведущие философы. Каждый выражал свое мнение, опираясь на труды более ранних мыслителей.

Реализм и номинализм являются противоборствующими направлениями средневековой схоластической философии. Сторонники номинализма пытались доказать, что существуют только единичные вещи, а сторонники реализма были убеждены, что все существует в божественном уме. Крайние номиналисты утверждали, что общие понятия являются результатом абстрагирования, которое связано с мышлением, крайние реалисты же утверждали, что общие понятия являются универсалиями, которые существуют независимо от нас – они были еще до появления вещей.

Номинализм и реализм в средневековой философии сильно отличались друг от друга, находились в состоянии противоречия. Дискуссии, которые возникали между сторонами, приводили к появлению и выработке определенной логики, которая в значительной мере повлияла на развитие схоластики. Также номинализм и реализм, а точнее споры, связанные с ними, привели к развитию научной строгости, повлияли на теорию множеств. Полемика номинализма и реализма длилась несколько веков.

Реализм средних веков является учением, в котором утверждается, что реальностью обладают только универсалии (то есть общие понятия). При этом сами вещи являются временными, единичными и постоянно меняются. Понятия являются первопричиной вещей — они зародились из божественного разума.

В номинализме же делается акцент на том, что воля преобладает над разумом. В божественном разуме нет никаких понятий. Воля Бога была направлена на сотворение именно вещей, понятия же являются творением познающих душ.

Фома Аквинский пытался преодолеть обе крайности. В ответ номиналистам он говорил, что понятия, появившиеся по воле божественного разума, являются прообразами тех понятий, которые мы имеем сейчас. Реалистам же он доказывал, что те понятия, которые образуются в разуме человека, являются вторичными к основной сущности вещей.

Фома Аквинский утверждал, что познание основано на том, что на человека действуют сразу две стороны – умопостигаемая, а также чувственная. Речь о том, что объекты ведут своеобразное двойное существование: внутри сознания человека, а также вне его. Чувственные виды дают людям возможность понимать индивидуальное в вещах. Философское познание вещей возвышает человека, приближает его к Богу.

Номинализм и реализм чуть позже стали рассматриваться несколько иначе. При помощи познания вещей мыслители пытались ответить на вопросы, связанные с существованием вещей, его причинами, основами, а также смыслом. Многие считали, что именно через вещи можно постичь реальность.

Реализм как направление схоластики является учением, в котором утверждается, что подлинная реальность связана только с универсалиями, а единичные предметы не имеют с ней ничего общего. Место существования таких предметов – эмпирический мир. О реальном бытие можно говорить только по отношению к вещам, обладающим постоянством, которые являются вечными. Универсалии – мысли, произошедшие из божественного разума.

В номинализме существование общих понятий не допускалось. Универсалии – это то, что появилось позже вещей. Общие понятия являются только именами, которые вообще не могут обладать самостоятельным существованием.

Номинализм и реализм – это спор о том, как взаимодействует сделочное и общее. Конечно же, в реализме много от идеализма, а в номинализме — от материализма.

fb.ru

9. Номинализм и реализм в средневековой философии

Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. В руках Церкви была организация образования. Школы в основном были при монастырях и соборных капи­тулах, существовали также придворные школы. Преподавание велось пре­имущественно монахами-проповедниками. В школах постепенно складыва­лись основы педагогической и научной системы, которая получала наз­вание схоластики, т.е. школьной учености.

У истоков схоластики стоял Боэций /480-524/, которого позднее называли «отцом схоластики». Он предложил систему обучения, которая включала две группы наук: тривиум /»трехпутье»/, в который входили грамматика, риторика и диалектика /логика/ и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики /»музыки»/ и астроно­мии. Изучение этих наук должно предшествовать изучению теологии.

Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Эта проблема обсуждалась еще в ан­тичной философии и через творчество Боэция перешла в схоластику.

В ранней схоластике сформировались два противоположных направле­ния — реализм и номинализм. Реализм утверждал, что универсалии /все­общее/ являются духовными сущностями и существуют реально. Здесь можно увидеть перекликающиеся с Платоном мотивы. В крайнем варианте реализм исходил из того, что реально существует только общее, а индивидуальное реально не существует, оно лишь кажется существующим, есть не более чем обман чувственного восприятия.

Номинализм /лат. номина — имя/ утверждал, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номина­лизм утверждал, что общее — это только имена, слова и не имеет ни­какого значения вне языка.

Кроме крайних форм существовали и умеренные варианты реализма и номинализма. Некоторые реалисты признавали, что общее есть и в са­мих вещах; некоторые номиналисты считали, что вещи объединяются в классы на основе повторяющихся у них свойств. Общее как понятие /концепт/ обозначает классы вещей.

Философские споры между реалистами и номиналистами привлекли к себе настороженное внимание церкви, так как могли поставить на об­суждение догмат о едином Боге и его трех ипостасях.

Одним из главных реалистов в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена /ок. 810 — ок. 877/. Он развил учение о том, что изначально есть не сотворенная, но творящая природа — Бог; затем – вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая — порожденная Богом совокупность первообразов, идей всех вещей. Начинается процесс дробления первоединой духовной сущности. Затем — третья природа — сотворенная и не творящая – мир чувственных предметов и явлений.

Видный представитель номинализма в ранней схоластике — Росцелин /ок. 1050-1110/. Он утверждает, что действительным, реальным существованием обладают только единичные вещи. Общее есть лишь слово. Ни роды, ни виды не имеют реального существования. Конечно, язык позволяет нам создать, например, слово»белизна», но оно ничего не выражает, поскольку в действительности существуют только белые предметы.

Умеренный номинализм /концептуализм/ был предоставлен Абеляром (1079-1142),который считал, что универсалии — не пустые слова, они имеют определенное значение, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до, независимо от единич­ных предметов.

В позднем Средневековье к реализму склонен Фома Аквинский (1225-1274). Он считал, что универсалии имеют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме. В божественном уме универсалии предшествуют вещам, представляя формы, образцы для единичных вещей.

Представителем номинализма, наиболее известном в эту эпоху был Дунс Скот (ок. 1261-1308).Он утверждал, что реально существуют

только индивиды. При этом он считал, что есть особый принцип инди­видуализации, делающий одну вещь не похожей ни на какие другие.

Оппозиция реализма и номинализма имела отклики в последующей философии.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА В СХОЛАСТИКЕ

Еще в патристике утверждалось, что философия – «служанка теологии». Представитель ранней схоластики, Ансельм Кентерберийский

/1003-1104/ видит основную задачу философии в оправдании вероисповедных формул средствами человеческого разума. Особое внимание он обращает на доказательство бытия Бога. Доказательства бытия Бога подразделяются на два вида. Первый — т.наз. апостериорные доказа­тельства / идущие от следствий — к их причинам; a posteriori — после опыта, на основании опыта. Мы видим различные вещи. У них есть не­наблюдаемая сущность, причина их — Бог.

Особое внимание Ансельм уделяет второму виду доказательств -априорному доказательству (a priory — до опыта, независимо от опыта). Ансельм предлагает т.наз. онтологическое доказательство, в котором бытие Бога выводится из самого понятия Бога. Доказательство строится так. Бог понимается как наибольший объект мысли, какой только возможен. Если мы о некотором объекте скажем, что он не существует, то мы уменьшим его содержание. Поскольку Бог — наиболее полное понятие, сказать, что он не существует, — противоречит самому понятию Бога. Другой вариант доказательства. Бог понимается как совершеннейшее существо. Отсюда следует, что он существует, потому что, если бы у него не было бытия, его нельзя было бы считать со­вершенным. Интересно, что современник Ансельма Гаунило выступил про­тив онтологического доказательства, проводя аналогию — можно соста­вить понятие о совершеннейшем острове, однако отсюда не следует, что он существует.

В поздней схоластике Фома Аквинский отвергает онтологическое доказательство, говоря, что из того, что мы думаем о Боге, еще не следует, что он существует. Доказательства существования Бога естес­твенным разумом могут быть только апостериорными: о существовании Бога мы можем заключать из его творений. Фома предлагает пять до­казательств существования Бога.

1. Доказательство, основывающееся на факте движения. Один предмет движим другим, другой — предшествующим третьим и т.д. Но цепь дви­гателей не может быть бесконечной, ибо в таком случае не было бы первого «двигателя», за ним второго и т.д. и вообще не было бы дви­жения. Нужно признать существование первого двигателя — Бога.

2. Подобно тому, как не может быть бесконечной цепь движении, не может быть бесконечной цепи движущих причин. Нужно признать первич­ную производящую причину.

3.Есть понятия необходимости и случайности как взаимосвязанные понятия. Единичные вещи могут существовать либо не существовать, т.е. имеют случайный характер. Но случайные явления предполагают наличие необходимости. Следовательно, нужно принять некую необходи­мую сущность.

4.В вещах проявляются различные степени совершенства в форме бы­тия и благородства, добра и красоты. Но о различных степенях совер­шенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершен­ным. Следовательно, должно существовать нечто обладающее наивысшеп степенью совершенства.

5. В вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Эта целесообразность особенно заметна в живых сущест­вах. Все это не случайно, кто-то должен целенаправленно руководить миром.

Фома в явлениях материального мира отыскивает следствие деятельности Бога. Бог — действующая и конечная причина мира. Создав мир, Бог им непосредственно управляет, он «есть всеобщий распорядитель всего сущего».

Проблема доказательства бытия Бога из средневековой философии перешла в последующую философию. Доказательства Фомы приняты в современной религиозной философии католицизма.

studfiles.net

Номинализм и реализм в философии :: SYL.ru

Номинализм и реализм – это две наиболее отличные позиции в западной метафизике, касающиеся фундаментальной структуры бытия. Согласно утверждениям реалистов, все сущности делятся на две основные группы: конкретные вещи и универсалии. Номиналисты полагают, что общие понятия не обладают истинным бытием, поэтому реально существуют лишь единичные вещи.

Вопрос о подобии вещей

Чтобы подробно разобраться, чем отличаются реализм и номинализм, необходимо вникнуть в суть вопроса. Что такое подобие? Оно является решающим фактором, когда необходимо разделить сущности на группы и объяснить закономерности в цепи событий. Но согласно каким критериям мы можем утверждать, что два или более предмета являются подобными друг другу? В этом состоит проблема. Теперь важно осознать, что вопрос о подобии вещей укоренен в теме, касающейся тождественности. Подобие родственно тождественности в том, что предметы, как правило, считаются схожими, когда они идентичны в качественном отношении. Здесь необходимо различать два типа тождественности. Во-первых, можно говорить о качественном тождестве, например, когда мы утверждаем, что и Сократ, и Платон – мудры. Во-вторых, существует количественное тождество, как если бы кто-то сказал, что он такой же, как 15 лет назад. Тождественность по количественному признаку имеет дело с конкретными сущностями, в то время как качественное тождество касается свойств и характеристик, существующих в качестве идей (добро, зло, округлость, квадратность и т.д.). Это необходимо понимать, когда мы разбираемся в сути спора, в котором участвуют номинализм и реализм.

Реализм

Реализм предлагает свой ответ на вопрос о подобии вещей, утверждая бытие двух видов сущностей: единичных предметов и универсалий. О подобии конкретных вещей можно говорить постольку, поскольку они так или иначе причастны к одним и тем же универсалиям. А универсалии могут быть подобны, когда они разделяют другие, более общие универсалии: мудрость и великодушие имеют сходство, поскольку и то, и другое является добродетелью. Наиболее известные реалисты – Платон и Аристотель. Номинализм и реализм обладают как сильными, так и слабыми сторонами. Интуитивная правдоподобность реализма очевидна. Он позволяет нам серьезно отнестись к субъектно-предикатной структуре дискурса, при помощи которой мы представляем мир. Когда мы говорим, что Сократ мудр, это значит, что существует как единичный предмет (Сократ), так и общее понятие (мудрость). Конкретная вещь является образцом универсалии. Реализм также может объяснить обращение к абстракциям. Иногда качества и характеристики являются предметом наших рассуждений, например, когда кто-либо говорит, что мудрость – это добродетель, а красный – это цвет. Реалист может интерпретировать эти высказывания как утверждение о существовании универсалий (мудрость, красный), которые являются частными случаями других универсалий (цвет, добродетель).

Номинализм

В некотором смысле номинализм и реализм являются представителями двух противоположных взглядов на вопрос о подобии вещей. Номиналисты утверждают, что универсалии (общие понятия) не имеют реального существования. Основная идея – это мир, где существуют лишь единичные вещи. Качества и характеристики являются продуктами мышления и целиком обусловлены нашей собственной системой восприятия мира. В этом смысле номинализм тесно связан с эпистемологией – наукой о познании. Спор, в который вступают номинализм и реализм, в средневековой философии представлен именами таких номиналистов, как Уильям Оккам и Жан Буридан.

www.syl.ru

Номинализм и реализм в схоластике

В схоластике XI—XIV веков отчетливо выступают два главных направления: номинализм и реализм, боровшиеся между собой на протяжении нескольких столетий по вопросу о сущности общих понятий (род, вид), или так называемых универсалий. Номиналисты и реалисты вели спор о том, могут ли быть общие понятия вторичными, т.е. представляют ли они собой продукт деятельности мышления, или же они они первичны, реальны, существуют самостоятельно.

Номиналисты

Схоластики, которые утверждали, что общих понятий реально не существует и они вторичны, представляют собой лишь названия определенных групп предметов и явлений природы, то есть только имена, стали называться номиналистами (лат. nomina — имена). По мнению номиналистов, реально, объективно существуют лишь дискретные предметы и явления с их личными свойствами, общие же понятия являются результатом абстрагирующей деятельности человеческого мышления. Номиналисты учили, что если бы не было материальных, реально существующих предметов и явлений природы, то не существовало бы и общих понятий, в которых мышление человека отражает самые существенные общие черты, специфичные для той или иной совокупности материальных вещей.

Номинализм представлял собой основу, росток материалистического направления в схоластике, был специфическим выражением материализма в философии средневековья. Признание номиналистами объективного существования предметов и явлений природы так или иначе приводило к расшатыванию церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, подрывало религиозный миф о сотворении природы богом, ослабляло незыблемый в то время авторитет церкви и реальность Священного писания.

Реалисты

В противовес номиналистам реалисты (лат. realis — вещественный) утверждали, что общие понятия по отношению к индивидуальным понятиям, характеризующим природу, являются первичными и существуют реально, сами по себе. Будучи ярко выраженными идеалистами средневековья, реалисты вслед за древнегреческим идеалистом Платоном доказывали, что общие понятия существуют независимо от обособленных индивидуальных вещей материального мира, т.е. независимо от мыслей человека. Эти понятия, по их учению, обладая самостоятельным бытием и являясь первичными, существуют вечно. Предметы же природы являются вторичными, представляют собой только формы проявления общих понятий. Единичные предметы и явления природы, говорили реалисты, в отличие от вечных общих понятий являются преходящими. Реализм был философской основой ортодоксального католицизма, господствующим направлением в схоластике.

Читайте похожие статьи:

dialogika.info

17. Западноевропейская средневековая философия. Номинализм и реализм

Ранняя схоластика. Схола – ученая беседа, диалогическая форма. Синоним средневековой философии западной Европы является ранняя схоластика связанная с сочинением Алкуина «Диалектика». Основана философская школа «Платоновская школа», парижский университет 1200г. С факультетом свободных искусств. Разделение священного писания: бытие и духовная жизнь.

С линией Платона появилась линия реализма: Иоганн Скотт Эриугена. Реалист в схоластике – философ, который полагает, что понятия существуют реально. Иоганн – представитель неоплатонизма в западной христианской философии.

Общее важнее единичного, а род важнее вида. Общее существует вне и до индивидуального и конкретного. Чем более общим является понятие, тем объективней и реальней его существование.

Разделение природы: 1я – Бог – природа несотворенная и творящая – бог-отец: 2я – мир теофании (непосредственное явление божества) – природа сотворенная и творящая – начало разделения 1го абсолютного единства – божественный ум, логос; 3я – сотворенная и нетворящая – мир конкретных существ; 4я – несотворенная и нетворящая — гибель мира.

Ансельм Кентерберийский, или Архиепископ Кентерберийский. Начал борьбу с английскими королями за независимость церкви. «Монолог», «Прибавление к рассуждению». Вопросы существования Бога – привел 4 доказательства существования бога из самого понятия Бога. Рационализация, вера выше разума. Диалектика может укрепить человека в вере. Верить чтобы понимать, но размышлять чтобы верить, вере предшествует разум, во многих случаях человеку требуется размышления, поэтому Бог наделяет человека разумом. Считается 1м классическим схоластиком.

Реалист в схоластике – философ, который полагает, что понятия существуют реально. Учение Платона. Неоплатоники – объективное существование вне и до вещей. Августин, Эриугена, Ансельм (крайний реализм, полагал, что грех Адама мог передаться всему человечеству, т.к. он передал общую сущность человечеству. Иисус Христос в своей идее выражал все человечество и поэтому спас его. Причастие – присутствие тела и крови Христа в каждой частице хлеба и вина. Онтологическое доказательство: чем более общим является данное понятие, тем оно реальней. Бог – самое общее понятие, следовательно, абсолютная реальность)

Номинализм — философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, то есть именами отдельных единичных «сущностей» — реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Номинализм – материалистическая линия. Истоки появляются в античности. Социальная база – развитие городов, бюргерства, личностного начала, интерес к индивидуальному, настаивает на объективном существовании единичного.

Росцелин (1050-1120, Франция, номиналист) — преподаватель диалектики, действительным объективным существованием обладает единичные вещи, в универсале существуют только имена – номине. Всеобщее не существует даже в уме. Церковный собор объявил учение Росцелина еретическим. Он отрицал единство божества в 3х лицах.

Пьер Абеляр (1079-1142). «История моих бедствий», «Да или нет», «Диалектика», «Познай самого себя». Концептуализм. Универсале – результат собственного чувственного опыта и процесса абстрагирования. Универсале существует в человеческом разуме. Концептуализм – как спор номиналистов и реалистов.

studfiles.net

Проблема номинализма и реализма в средневековой философии

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.

Номиналистические идеи Иоанна Росцелина касались различения Божественных Персон (три Божественные ипостаси есть только слова; имя “Бог” есть имя субстанции, а не ипостаси, то есть оно изобретено для обозначения природы субстанции, а не Лица).

Реалисты Ансельм Кентерберийский и Гильберт Порретанский определяли универсалии через тождество субстанции: различные между собой по форме вещи в основе своей имеют одну и ту же субстанцию.

Гильом из Шампо определял универсалии как тождество субстанции в силу ее статуса, хотя единичные вещи различаются между собой не только формами, но личностной сущностью, что делает субстанции тождественными не по сущности, а в силу безразличия.

Петр Абеляр полагал, что универсальная вещь как вещь не может существовать, ибо это была бы противоречивая вещь.

filosofedu.ru

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Количество просмотров публикации НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ — 1686

 

Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. В руках Церкви была организация образования. Школы в основном были при монастырях и соборных капи­тулах, существовали также придворные школы. Преподавание велось пре­имущественно монахами-проповедниками. В школах постепенно складыва­лись основы педагогической и научной системы, которая получала наз­вание схоластики, ᴛ.ᴇ. школьной учености.

У истоков схоластики стоял Боэций /480-524/, которого позднее называли «отцом схоластики». Он предложил систему обучения, которая включала две группы наук: тривиум /»трехпутье»/, в который входили грамматика, риторика и диалектика /логика/ и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики /»музыки»/ и астроно­мии. Изучение этих наук должно предшествовать изучению теологии.

Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Эта проблема обсуждалась еще в ан­тичной философии и через творчество Боэция перешла в схоластику.

В ранней схоластике сформировались два противоположных направле­ния — реализм и номинализм. Реализм утверждал, что универсалии /всœе­общее/ являются духовными сущностями и существуют реально. Здесь можно увидеть перекликающиеся с Платоном мотивы. В крайнем варианте реализм исходил из того, что реально существует только общее, а индивидуальное реально не существует, оно лишь кажется существующим, есть не более чем обман чувственного восприятия.

Номинализм /лат. номина — имя/ утверждал, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номина­лизм утверждал, что общее — это только имена, слова и не имеет ни­какого значения вне языка.

Кроме крайних форм существовали и умеренные варианты реализма и номинализма. Некоторые реалисты признавали, что общее есть и в са­мих вещах; некоторые номиналисты считали, что вещи объединяются в классы на базе повторяющихся у них свойств. Общее как понятие /концепт/ обозначает классы вещей.

Философские споры между реалистами и номиналистами привлекли к себе настороженное внимание церкви, так как могли поставить на об­суждение догмат о едином Боге и его трех ипостасях.

Одним из главных реалистов в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена /ок. 810 — ок. 877/. Он развил учение о том, что изначально есть не сотворенная, но творящая природа — Бог; затем – вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая — порожденная Богом совокупность первообразов, идей всœех вещей. Начинается процесс дробления первоединой духовной сущности. Далее — третья природа — сотворенная и не творящая – мир чувственных предметов и явлений.

Видный представитель номинализма в ранней схоластике — Росцелин /ок. 1050-1110/. Он утверждает, что действительным, реальным существованием обладают только единичные вещи. Общее есть лишь слово. Ни роды, ни виды не имеют реального существования. Конечно, язык позволяет нам создать, к примеру, слово»белизна», но оно ничего не выражает, поскольку в действительности существуют только белые предметы.

Умеренный номинализм /концептуализм/ был предоставлен Абеляром (1079-1142),который считал, что универсалии — не пустые слова, они имеют определœенное значение, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до, независимо от единич­ных предметов.

В позднем Средневековье к реализму склонен Фома Аквинский (1225-1274). Он считал, что универсалии имеют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме. В божественном уме универсалии предшествуют вещам, представляя формы, образцы для единичных вещей.

Представителœем номинализма, наиболее известном в эту эпоху был Дунс Скот (ок. 1261-1308).Он утверждал, что реально существуют

только индивиды. При этом он считал, что есть особый принцип инди­видуализации, делающий одну вещь не похожей ни на какие другие.

Оппозиция реализма и номинализма имела отклики в последующей философии.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА В СХОЛАСТИКЕ

Еще в патристике утверждалось, что философия – ʼʼслужанка теологииʼʼ. Представитель ранней схоластики, Ансельм Кентерберийский /1003-1104/ видит основную задачу философии в оправдании вероисповедных формул средствами человеческого разума. Особое внимание он обращает на доказательство бытия Бога. Доказательства бытия Бога подразделяются на два вида. Первый — т.наз. апостериорные доказа­тельства / идущие от следствий — к их причинам; a posteriori — после опыта͵ на основании опыта. Мы видим различные вещи. У них есть не­наблюдаемая сущность, причина их — Боᴦ.

Особое внимание Ансельм уделяет второму виду доказательств -априорному доказательству (a priory — до опыта͵ независимо от опыта). Ансельм предлагает т.наз. онтологическое доказательство, в котором бытие Бога выводится из самого понятия Бога. Доказательство строится так. Бог принято понимать как наибольший объект мысли, какой только возможен. В случае если мы о некотором объекте скажем, что он не существует, то мы уменьшим его содержание. Поскольку Бог — наиболее полное понятие, сказать, что он не существует, — противоречит самому понятию Бога. Другой вариант доказательства. Бог принято понимать как совершеннейшее существо. Отсюда следует, что он существует, потому что, в случае если бы у него не было бытия, его нельзя было бы считать со­вершенным. Интересно, что современник Ансельма Гаунило выступил про­тив онтологического доказательства, проводя аналогию — можно соста­вить понятие о совершеннейшем острове, однако отсюда не следует, что он существует.

В поздней схоластике Фома Аквинский отвергает онтологическое доказательство, говоря, что из того, что мы думаем о Боге, еще не следует, что он существует. Доказательства существования Бога естес­твенным разумом бывают только апостериорными: о существовании Бога мы можем заключать из его творений. Фома предлагает пять до­казательств существования Бога.

1. Доказательство, основывающееся на факте движения. Один предмет движим другим, другой — предшествующим третьим и т.д. Но цепь дви­гателœей не должна быть бесконечной, ибо в таком случае не было бы первого «двигателя», за ним второго и т.д. и вообще не было бы дви­жения. Нужно признать существование первого двигателя — Бога.

2. Подобно тому, как не должна быть бесконечной цепь движении, не должна быть бесконечной цепи движущих причин. Нужно признать первич­ную производящую причину.

3.Есть понятия крайне важно сти и случайности как взаимосвязанные понятия. Единичные вещи могут существовать либо не существовать, ᴛ.ᴇ. имеют случайный характер.
Размещено на реф.рф
Но случайные явления предполагают наличие крайне важно сти. Следовательно, нужно принять некую необходи­мую сущность.

4.В вещах проявляются различные степени совершенства в форме бы­тия и благородства, добра и красоты. Но о различных степенях совер­шенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершен­ным. Следовательно, должно существовать нечто обладающее наивысшеп степенью совершенства.

5. В вещах и явлениях наблюдается целœесообразность деятельности и поведения. Эта целœесообразность особенно заметна в живых сущест­вах. Все это не случайно, кто-то должен целœенаправленно руководить миром.

Фома в явлениях материального мира отыскивает следствие деятельности Бога. Бог — действующая и конечная причина мира. Создав мир, Бог им непосредственно управляет, он «есть всœеобщий распорядитель всœего сущего».

Проблема доказательства бытия Бога из средневековой философии перешла в последующую философию. Доказательства Фомы приняты в современной религиозной философии католицизма.

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *