Основные идеи философии платона: Философия Платона: основные идеи, учение кратко

Содержание

Основные идеи философии Платона ,его учение о государстве, Философия

Пример готового реферата по предмету: Философия

Введение 3

Глава

1. Эпоха Платона: кризис полиса и расцвет культуры и философии 4

Глава

2. Этические проблемы в философской системе Платона: учение об идеях, человеке и общественном устройстве 10

Глава 3. Политическое учение Платона об идеальном государстве и обществе 17

Заключение 24

Список литературы 27

Содержание

Выдержка из текста

Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, так как вся последующая философия и этика развивалась под огромным влиянием философии и этики Платона. Что же касается сугубо социальной этики, то она плавно вытекает из общефилософского учения Платона и его учения об идеальном государстве.Главная цель данной работы – рассмотреть основные аспекты учения Платона, связанные с идеями, проблемой человека и общества.

Платон как объективный идеалист первым среди философов поставил вопрос о соотношении духа и материи — основной вопрос философии. — идеализм, учение о мире идей и мире вещей, определить понятие теологического идеализма;

  • рассмотреть учение о государстве, проблемы государственного устройства общества;

4) Неоплатонизм (3 в. до н.э. – 6 в. н.э).

(универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).

Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе).

Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией.

Таким образом, заслуга Платона состоит в целом в том, что ему удалось определить понятие «души», ее бессмертия, выделить социальные классы, что важно и для социологической науки, также он стоял у истоках эротической философии. Благодаря подробно разработанному учению об Эросе внес весьма важный теоретический вклад в общую мысль философского понятия любви. Платон осмысливая любовь, параллельно рассматривал такие явления, как разум, познание и бытие человека, что также легло в основу его учений об идеальном государстве и обществе.

Сопоставительный анализ дает возможность расчленить произведение философа на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности. Затем синтез объединяет все данные, полученные в результате анализа. Но, синтез в исследовании литературного философского произведения не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого произведения.

Философия Гегеля явилась кульминационным моментом развития немецкой философии, начавшегося с Канта. Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система никогда не могла бы возникнуть, если бы не существовало системы Канта. Его влияние, теперь уменьшившееся, было очень сильным, и не только в Германии.

Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положения послужили теоретической основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения. В конце XIX века ведущие академические философы, как в Америке, так и в Великобритании, были в большинстве своем гегельянцами. Помимо чисто философии, многие протестантские теологи приняли его учение, а его философия истории оказала глубокое влияние на политическую теорию. Маркс, как всем известно, был в молодости учеником Гегеля и сохранил в своей системе, в ее окончательном виде, некоторые существенные гегельянские черты.

Цель исследования – провести философский анализ понятий «наука», «научная школа», «научный закон», «научное познание» и других, а также определить их функциональные возможности и назначения, типологию и функции законов в научном познании, рассмотреть классификацию научных законов и критерии научного знания.

Русская философия имеет много различных направлений. Одно из них – религиозно-идеалистическое. Представителями этого направления являются – Вл. Соловьев, Н.Трубецкой, Г.Флоровский, П.Флоренский, Л.Шестов, В.Розанов.

Материалистическая философия и неосознанный, но яркий материализм естествоиспытателей стали для буржуазных идеологов основой нового мировоззрения, способного дать наиболее полные ответы науке о природе.

3. Демократия власть черни. Но народ быстро от неё устает, политика превращается в рутину. Самые видные места занимают «трутни», существующие за счёт бывших богачей, они изображают из себя защитников народа. Один из них возвышается больше других

Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами.

Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей.

Произведения Платона принято делить на несколько групп в хронологическом и тематическом отношении. В ранний и так называемый «переходный» периоды (до 70-х гг. IV в. до н. э.) им были написаны «сократические» диалоги, посвященные этическим вопросам («Лахет», «Евтифрон», «Менексен» и т. д.), и сочинения против софистов, в которых, наряду с критикой софистики, уже намечается его собственное философское учение («Горгий», «Гиппий больший», «Протагор» и др.).

На зрелый период (70 – 60-е гг.) приходятся самые значительные труды Платона: «Федр», «Пир», «Государство», «Софист», «Тимей» и некоторые другие. К позднему периоду его творчества (50-е гг.) относят трактат «Законы».

Список источников информации

1. Асмус В.Ф. Античная философия. — М., 1998.

2. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1979./Электронный ресурс// http://www.sno.pro 1.ru/lib/asmus_platon/index.htm

3. Бородай Т.Ю. Платон. // Античная философия: Энциклопедический словарь. — М., 2008.

4. Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. — М., 1999./Электронный ресурс// http://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-30

5. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2004.

6. Гусейнов А.А. История этических учений. – М., 2003.

7. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. – М., 2002./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/

8. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — М., 2000.

9. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. (Серия «Люди. Время. Идеи»).

  • М., 1977. [Ресурс локального доступа]

10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 3. – М., 1969. [Ресурс локального доступа]

11. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. – М., 1979.

12. Платон. Государство. – М., 1999. [Ресурс локального доступа]

13. Поппер К. Чары Платона. – М., 2004./Электронный ресурс: Русский гуманитарный университет//http://www. i-u.ru

14. Спиркин А.Г. Философия.// http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml

15. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000./Электронный ресурс// http://polbu.ru/tatarkevich_philohistory

список литературы

Основные положения философии Платона — презентация онлайн

Основные положения
философии Платона
Платон (427
-347до н.э.)
До конца 5в. до н.э.
основным типом
древнегр.
философии был
материализм.
Философское
учение Платона
охватывает
широкий круг
вопросов – о
бытии, мире и его
происхождении,
душе и познании,
обществе, раздел
труда, воспитании,
искусстве.
Основная часть философии Платона учение об идеях (эйдосах).
Обычный мир существует, но неистинным образом. Помимо и сверх
чувственного мира существует и другой мир – мир чистых сущностей.
Для обозначения этих сущностей Платон использовал слово «идея».
«Идея» в обыденном языке обозначала внешний вид, образ, форму, качество.
Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из
бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не
может породить.
Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире
есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из
которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной
Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной.
Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и
существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа.
Высшей идеей у Платона выступает идея Блага как источник
истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая
всем требованиям высочайшей добродетели. Мир идей и есть мир
подлинного. Т.е. вечного и неизменного бытия.
Единственный для
человека способ
знать — это
припоминать,
находить в вещах
чувственного мира
«отблески» идей.
Когда же человеку
удается увидеть
следы идей — через
красоту, любовь или
справедливые дела
— то, по словам
Платона, крылья
души, когда-то
утерянные ею, вновь
начинают расти.
Душа человека представляется у Платона в образе
колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой
и черной. Возница символизирует разумное
начало в человеке, а кони: белый — благородные,
высшие качества души, черный — страсти,
желания и инстинктивное начало.
Антиподом бытия выступает мир небытия, где властвует не
идея, а материя («хора»), некая хаотическая, небытийная
первоматерия, которая способна принимать любые формы,
становясь оформленной материей. Материя, как и идея,
вечна.
Если идеии вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий
пространства и времени, то мир чувственных вещей – это мир вечного
возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства
относительны, ограничены условиями пространства и времени. В
природе все изменчиво, преходяще, непрочно, смертно, несовершенно.
Там все возникает на время и погибает навечно. Для объяснения
динамики чувственного природного мира Платон ввел третье начало –
мировую душу. Душа космоса – творческая сила, источник
движения, жизни, одушевленности.
Платон показал, что в человеке, помимо его способностей
воспринимать окружающий мир и реагировать на него в качестве
части самого мира, существует и действует некая сила какой-то
другой природы, благодаря которой осуществляется переход в
духовное измерение.
Знание есть припоминание. До своего вселения в
оболочку душа пребывала на небе и созерцала там
истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает
то, что знала, но в глубине эти знания остаются.
Восприятия материальных предметов напоминают
душе позабытые ей знания.
Идеи познаются путем интуиции, независимой от
чувственного восприятия, чувственные вещи
отражаются лишь во мнениях, которые не дают
подлинного знания. Середину между многим и
подлинным знанием занимают математические
знания. Они имеют нечто родственное чувственным
вещам и идеям.
«Государство»
Человеческая душа независима от тела и бессмертна.
Душа состоит из 3 частей: разумной, которая
создается самим творцом, аффективной и
вожделеющей, которые создаются низшими богами.
Победа разумной части над страстями и
вожделениями соответствует воспитании. Т.к. люди
не могут личными усилиями приблизиться к
совершенству, то необходимо государство и законы.
Государство основано на разделении труда между
разрядами свободных граждан.
Платон создал интересную версию
происхождения государства (оно возникает потому, что
каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в
одиночку и нуждаться в помощи).
Сформулировал представление об идеальном государстве, в
котором политические отношения подчиняются принципу
справедливости. Справедливое государство – где каждый занят своим
делом, т.е. выполняетет определённые обязанности и получает за них
вознаграждение.
Считал, что беды гос-ва возникают из-за того, что люди
заняты не своим делом. «Управление гос-вом – особое искусство, кому способны не все».
Характеристики реальных типов
государственного устройства Платона:
— Тимократия
– власть честолюбцев.
— Олигархия – господство немногих над большинством.
— Демократия – власть большинства.*
— Тирания – власть одного над всеми.**
*Недостаток этой формы он видел в том, что здесь обостряются
противоречия между бедными и богатыми.
**Наихудший вид правления по мнению самого Платона.
Политический идеал Платона
Политический идеал Платона– личность, общество и гос-во
сотворены в полисе.
Существует строгая иерархия:
Философы–правители (правители–мудрецы)
Стражи и воины
Ремесленники и крестьяне
«Государство»
Основной пафос учения Платона о государстве заключается в том, чтобы
внушить людям понимание необходимости формировать такое
государство, которое в той или иной степени соответствовало его модели
идеального гос-ва. Это отвечало бы интересам большинства людей,
обеспечило бы им необходимые условия для достойной жизни и
всестороннего развития. Такое государство Платон читал самым лучшим,
что может быть на земле. Считал, что сила государства заключается также
в силе законов, выражающих интересы большинства людей данного
общества, которому должны подчиняться все – от рядовых граждан до
правителей.
В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей
классификацией частей души. Одной части должен соответствовать
разряд правителей-философов, аффектной – воинов, вожделенной –
ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен выполнению
своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других.
Спасибо за внимание!

Кто такой Платон? Введение в философию Платона

Введение в Платона

Если бы кто-то попросил вас назвать древнегреческого философа, Платон, скорее всего, пришел бы на ум одним из первых.

Его вклад в изучение философии не имеет себе равных, и многие из его сочинений и диалогов полностью дошли до нас сегодня.

Чем важен Платон?

Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Для некоторых Платон считается первым настоящим философом, поскольку ему приписывают создание и формулирование строгой системы мысли, охватывающей метафизические, этические, политические и эпистемологические вопросы с определенной методологией.

Нельзя недооценивать его наследие и влияние на религию и западную цивилизацию в целом.

Кто такой Платон?

Считается, что Платон родился в богатой аристократической семье и получил при рождении имя Аристокл. Имя Платон пришло к этому философу в более позднем возрасте из-за его удивительно широкой груди и плеч или, по некоторым данным, лба.

После суда над своим учителем и другом Сократом и его смертью сверстники призвали его покинуть Афины, так как власти подозревали его в заговоре с целью освобождения Сократа.

Что установил Платон?

Платон уехал и путешествовал по миру, прежде чем вернуться в Афины и основать Академию, которая считается первым университетом.

Именно в Академии Платон вступил в ожесточенные дебаты со студентами и сверстниками и продолжил писать свои знаменитые диалоги.

Его устойчивые произведения представляют собой серию диалогов между персонажами, в которых его философские идеи выражаются через предложения и контрпредложения.

Какой выдающийся вклад Платона в философию?

Платон внес большой вклад в развитие философии. Вот некоторые из идей, обсуждаемых в философии Платона: Это считается началом современного высшего образования, такого как университеты.

  • Теория форм. Теория форм Платона утверждает, что мир является копией истинной реальности, состоящей как из конкретных, так и из абстрактных объектов.
  • Этическая вера. Платон считал, что ни один человек сознательно не выбирает зло, а скорее ему не хватает знаний о том, как быть хорошим.
  • Политика Платона

    Смерть Сократа, друга и учителя Платона, не оставила Платона невредимым. Это вселило в него страстное презрение к демократии и поиск новой системы правления, которая позволила бы тем, кто наиболее достоин править, подняться на руководящие должности.

    Его мысли о политике видны в его работе «Республика», в которой он исследует вопрос справедливости и ее отношения к счастливой, полноценной жизни.

    Во что верил Платон?

    Он считал, что наилучшей политической системой является та, которая допускает специализацию, при которой каждый человек зарабатывает на жизнь той ролью, которая ему лучше всего подходит (например, фермер, учитель, судья и т. д.).

    Поощрение этой специализации, в свою очередь, будет препятствовать давлению со стороны общества, которое побуждает людей искать богатства, репутации или славы.

    Если политическое правительство управляется несправедливыми людьми, которые являются рабами своих собственных желаний или аппетитов, они продолжат отравлять всю демократию — как видно из смерти Сократа.

    Наши обреченные правительства

    Согласно Платону, совершенным городом-государством является город, в котором правят самые добродетельные люди, а граждане вольны жить в той роли, которая им больше всего подходит.

    Тем не менее, он тоже считал, что этого государства не было и не будет.

    Почему Платон считал, что совершенный город-государство не может существовать?

    Какой бы безрадостной ни казалась эта мысль, Платон считал, что в конечном счете всегда будет достаточно людей, оторванных от добродетели и движимых своими темными желаниями жадности, богатства и статуса, чтобы этот идеальный город-государство никогда не существовал. .

    Таким образом, все формы правления были обречены быть несправедливыми и причинять несправедливость своим гражданам, потому что эти человеческие побуждения и аппетиты были слишком необузданными среди людей.

    Кроме того, поскольку эти люди, вероятно, будут использовать любые средства, необходимые для достижения своего стремления к статусу или репутации, они, вероятно, будут избраны лидерами, потому что они могут лгать или жульничать, чтобы казаться наиболее привлекательными для избирателей.

    Платоновское определение счастья

    Платон основывался на идее Сократа о том, что причина, по которой люди живут несчастливой или неудовлетворенной жизнью, заключается в том, что им не хватает необходимых знаний о том, что нужно для счастья.

    Платон ввел понятие о том, что людей не удовлетворяет не просто недостаток знаний, а то, что они не взаимодействуют с серией метафизических сущностей, которые он назвал «формами».

    Каково представление Платона о формах?

    Формы, которые он считал характерными для хорошей жизни, были справедливость, красота и равенство, и эти формы были путем к истинному счастью или эвдемонии.

    Важно отметить, что «счастье» для философов не означает счастье, как мы его сегодня понимаем. Теперь это рассматривается как эмоция, что-то мимолетное или в ответ на окружающую среду.

    Однако для древних философов счастье, или эвдемония, было состоянием процветания. Когда они задали вопрос, Как я могу быть счастлив? это ближе сегодня к тому, как я могу жить хорошей жизнью?

    Обретение счастья в равновесии

    Будучи учеником Сократа, Платон соглашался со своим учителем в том, что добродетель, или arête , лежит в основе счастья и что только она может помочь в его достижении. Однако Платон подробно остановился на том, что именно arête было.

    Он описал arête как фундаментальное совершенство, превосходящее знания или материальные аспекты. Например, превосходство ручки заключается в ее способности четко печатать.

    Превосходство автомобиля заключается в его способности двигаться, точно так же совершенство художника заключается в его способности запечатлевать красоту и вызывать эмоции. Таким образом, добродетель или совершенство — это то, что позволяет человеку вести счастливую жизнь.

    Как Сократ и Платон по-разному относились к счастью?

    Сократ считал, что именно знание добродетели ведет к достижению добродетели и, следовательно, к счастью. Но Платон видел это иначе: он считал, что в человеческой душе есть три части — разум, дух и аппетит, — которые должны быть уравновешены, прежде чем можно будет достичь счастья или «эвдемонии».

    Уравновешивание души

    Согласно Платону, каждый человек обладает бестелесной и внутренней душой, состоящей из трех элементов разума, духа и аппетита.

    Платон считал, что эта внутренняя душа отделена от материального тела и отвечает за высшие элементы человеческого разума, такие как разум и мудрость.

    Эта душа, согласно Платону, будет жить даже после смерти в бессмертном состоянии бытия.

    Чем платоновское представление о душе отличается от христианского?

    Платон также считал, что наша бессмертная душа состоит из трех элементов. Каждый из этих элементов души имеет свои желания и прихоти, которые необходимо привести в равновесие друг с другом.

    Хотя теперь мы можем понять концепцию души под маской христианства, важно отметить, что в Древней Греции не было сформулировано христианской концепции души, на которую ссылался Платон, хотя многие из его теорий использовались ранними христианами для объяснить их богословие.

    Три элемента человеческой души, по Платону, имеют каждый свои желания. Разум желает правды и справедливости и стремится к добру, как стражи или судьи в городе.

    Дух души ищет славы, мужества и соперничества; эти элементы соответствуют военной силе города, который защищает личность в целом и живет высшими идеалами.

    Последней и самой низкой частью души является аппетит, который ищет пищу, питье, секс и богатство. В городе аппетит представляет банкиров или художников, которые питаются только удовольствием и жадностью.

    Как, по Платону, можно достичь счастья?

    Согласно Платону, счастье достигается путем уравновешивания этих трех элементов. У каждого аспекта души есть потенциал добра, но он также может затмить другие.

    Неуравновешенная душа влияет на психику человека и приводит к погоне за желаниями и ценностями, которые не ведут к счастью.

    Укрощение лошадей

    Один из аспектов философии Платона относится к укрощению непослушной части души. Платон сравнивает динамическое состояние души человека и ее способность подавить или ввести в заблуждение с парой лошадей.

    Одна чистокровная лошадь соответствует высшим, духовным аспектам души, отвечающим разуму, добродетели и истине. Эта лошадь не требует взбивания.

    Другая лошадь неблагородного происхождения непослушна и требует хлыста и дрессировки. Это низший аспект души, аппетит. Если эту лошадь не дрессировать и не пустить на волю, она настигнет благородную лошадь и станет неуправляемой, что приведет к беспорядку и разрушению.

    Как этот дисбаланс повлияет на душу?

    Не только низшая душа может стать непокорной, но и высший дух, отвечающий на добродетель и истину, не будет уравновешен, если его не подпитывать. То есть, если человек не ищет самопонимания и добродетели, дух души не будет процветать или приходить в равновесие.

    Формы Платона

    Метафизика Платона продолжает сбивать с толку даже сегодня. Подобно философам до него, он видел мир постоянно меняющимся, свидетельством чему являются времена года, рушащиеся здания и смерть людей, животных и природы.

    Однако Платон считал, что в основе этой постоянно меняющейся реальности лежит более глубокая, более стабильная и постоянная реальность. Он назвал эту более глубокую реальность миром форм или эйдосом, который постоянен, неизменен и совершенен.

    Что является примером платоновской идеи форм?

    Например, идеальный круг — это форма, которая существует в этом более глубоком слое реальности. Если человек познает форму идеального круга и попытается нарисовать его, он неизбежно потерпит неудачу, точно так же, как всякая материальная или наблюдаемая реальность не соответствует идеальным формам.

    Платон считал, что истинное знание приходит от отождествления и понимания этих форм. Пока человек не понимает, что эти формы существуют, невозможно подражать им или пытаться их понять.

    Пещера

    Прекрасным примером несоответствия, которое видел Платон между миром природы и истинной реальностью форм, или высшим, трансцендентным слоем реальности, является его аллегория Пещеры.

    Что за история с пещерой?

    В этой истории он описывает мужчин, прикованных цепями к стене в пещере, наблюдающих за мелькающими на стене перед ними тенями. В конце концов, вы отрываетесь, чтобы обнаружить город и огонь за ним, отбрасывающий тени на стену.

    Согласно Платону, большинство людей существуют в пещере, просто глядя на тени на стене и пытаясь различить их как реальность.

    Просветление и истинное знание приходят, когда вы выходите из пещеры и идентифицируете более истинные формы или эйдосы, составляющие эти тени.

    Выход из пещеры

    В основе философии Платона лежит представление о том, что реальность, которую мы видим, не единственная существующая реальность. Реальность, какой мы ее знаем, это лишь тень того, что есть. Хотя это может показаться надуманным, мы можем понять это на практическом уровне.

    Возьмем, к примеру, справедливость или равенство. Обе эти ценности можно увидеть в реальных действиях, языке и поведении; однако проявления этих ценностей являются лишь частью их истинной реальности.

    Глубина этих значений и идея о них не являются чем-то, что существует в физическом состоянии, подлежащем измерению и количественной оценке.

    Эти и другие ценности существуют на трансцендентном слое реальности. Знание этой более глубокой реальности приближает нас к ней.

    Как нам выйти из пещеры?

    Если мы хотим видеть больше добродетели в мире и стремимся вести счастливую, полноценную жизнь, тогда мы должны решиться выйти из пещеры и увидеть более истинный мир за тенями на стене.

    Кто такой Платон? Введение в философию Платона Часто задаваемые вопросы

    Как умер Платон?

    В отличие от своего учителя Сократа, который был казнен, Платон, согласно Тертуллиану, мирно умер во сне. Некоторые источники указывают, что он умер во время свадебного пира.

    Был ли Платон дуалистом?

    Платон не был идеалистом, и благодаря его трудам, известным как «Диалоги», есть много указаний на то, что Платон был дуалистом. Дуалист — это тот, кто считает, что разум и тело — разные и отдельные сущности.

    Когда жил Платон?

    Платон жил в Древней Греции, и общеизвестно, что он родился в 428–427 гг. до н. э. и умер в 348–348–347 гг. до н. э. в возрасте восьмидесяти или восьмидесяти одного года.

    Сколько книг написал Платон?

    Платон считается одним из отцов-основателей философии, и ему приписывают авторство более 25 философских текстов.

    Список для чтения Платона – 6 лучших книг для чтения студент, Аристотель. Комментируя огромное влияние Платона, философ XX века Альфред Норт Уайтхед однажды заметил:0005

    Самая надежная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой просто серию сносок к Платону.

    Действительно, в своих работах (написанных между 399 г. до н.э. и 347 г. до н.э.) Платон излагает большинство основных тем, на которых с тех пор сосредоточилась западная философия, включая эпистемологию, метафизику, этику и политику.

    Написанные почти полностью в форме диалогов произведения Платона обычно представляют своего учителя Сократа, обсуждающего различные вопросы с собеседниками из древнего афинского общества. Сократ использует сократовский метод, чтобы раскрыть темы, начиная от того, что означает «справедливость», до того, как мы можем что-либо знать об окружающем нас мире (вывод Сократа: все, что мы можем знать с уверенностью, это то, что мы ничего не знаем).

    Учитывая, что сам Сократ никогда ничего не записывал, ученые упорно трудились, чтобы определить, какая часть работ Платона представляет собой нейтральную запись взглядов Сократа, а какая часть Платона просто использует Сократа как рупор для своих собственных идей. Учитывая, что Платон продолжал изображать Сократа главным героем своих диалогов даже после смерти Сократа, ученым трудно распутать эти два понятия, особенно в некоторых ранних работах Платона.

    Независимо от истинного «владельца» идей, представленных в диалогах, они неизменно блестящие, заставляют задуматься, развлекать и стимулировать — и нам очень повезло, что мы можем получить к ним доступ спустя почти 2500 лет.

    В этом списке для чтения представлены лучшие книги Платона и о нем. После ее прочтения и переноса в древние Афины у вас будет полное понимание того, почему работа Платона до сих пор оказывает такое влияние на западную мысль. Давайте прыгать!

    1. Платон: очень краткое введение, Юлия Аннас

    Книга Джулии Аннас «Платон: очень краткое введение», опубликованная в 2003 году, — отличное начало для всех, кто проявляет интерес к Платону или древнегреческой философии в целом. Аннас вовлекает читателя в мир древних Афин, представленный в диалогах Платона, обсуждая ключевые темы, такие как добродетель, природа вселенной, а также анализ отношения Платона к женщинам, сексу и любви. Аннас также дает полезные советы о том, как читателю подходить к диалогам Платона. В доступных 144 страницах это очень хорошая отправная точка для Платона.

    Платон: очень краткое введение

    ДЖУЛИЯ АННАС

    Посмотреть на Amazon

    2. The Cambridge Companion to Plato, Ричард Краут

    Кембриджский компаньон Платона под редакцией Ричарда Краута. Краут объединяет четырнадцать эссе различных исследователей Платона, в которых обсуждаются взгляды Платона на знание, реальность, математику, политику, этику, любовь, искусство и религию. Этот сборник эссе на 576 страницах наполнен глубоким пониманием и станет прекрасным дополнением для тех, кто ищет более глубокого понимания мысли Платона.

    Кембриджский компаньон к Платону

    РИЧАРД КРАУТ

    Посмотреть на Amazon

    3. Последние дни Сократа, Платон

    Переходя от введения к первоисточникам, с чего лучше начать, чем с фолианта, который до сих пор рутинно обожаем и изучаем студентов бакалавриата философии по сей день? «Последние дни Сократа» Платона включают в себя четыре великолепных диалога — «Евтифрон», «Апология», «Критон» и «Федон», в которых рассказывается о суде над Сократом и его смерти в 399 году до нашей эры. Служа идеальным введением в стиль Платона и форму диалога в целом, произведения в этом сборнике являются одними из самых ранних работ Платона и представляют Сократа, обсуждающего природу благочестия, справедливости, смерти и бессмертия души в блестящей, очень заряженной прозе. Чрезвычайно занимательный и мудрый — сборник, который бросит вызов любому, кто считает философию скучной или банальной — «Последние дни Сократа» должен быть на книжной полке любого, кто интересуется Платоном, Сократом или событиями древних Афин.

    Последние дни Сократа

    ОТ ПЛАТОНА

    Посмотреть на Amazon

    4. Симпозиум, Платон

    Оживленный пьяный банкет с красочными персонажами, обсуждающими природу любви, желания и смысла жизни: Симпозиум находит Платона в прекрасной форме, производя вечный диалог остроумия, мудрости и случайных противоречий. Платон блестяще сплетает воедино различные мнения и точки зрения, восхваляя Эроса, бога любви и желания, и обсуждает (через Сократа) идею о том, что истинная любовь выходит за пределы своего земного происхождения, чтобы достичь духовной трансцендентности. Прекрасная книга для чтения «Симпозиум» необходима всем, кто интересуется Платоном.

    Симпозиум

    ОТ ПЛАТОНА

    Просмотреть на Amazon

    5. Республика, Платон

    Пожалуй, самый известный из диалогов Платона, «Государство» пытается ответить на вопрос «Что такое справедливость?» — и при этом Платон не только дает прекрасный комментарий (через Сократа) о значении справедливости как таковой, но также делится своим видением того, как идеальное общество могло бы ее достичь. И угадай что? Идеальное общество Платона управляется не народно-демократическими средствами, а авторитарными царями-философами. Поучительная и противоречивая по сей день, «Государство» Платона является важным текстом для всех, кто интересуется тем, как Платон заложил основы западного мышления по таким вопросам, как что такое добро, что такое реальность, что такое знание и как выглядит хорошее общество.

    Republic

    BY PLATO

    Посмотреть на Amazon

    6. Plato: Complete Works, by Plato

    Если вы ищете универсальный магазин для всего, что связано с Plato, нет ничего лучше, чем Plato: Complete Работы, отредактированные и представленные Купером и Хатчинсоном. Весь сохранившийся корпус произведений, приписываемых Платону, представлен здесь в современных переводах с полезной контекстуальной информацией о композиции и хронологии. Это, бесспорно, окончательное издание сочинений Платона на английском языке, в котором поют его глубоко заставляющие задуматься и занимательные диалоги.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *