Основные идеи эразма роттердамского в таблице: Эразм Роттердамский основные идеи — Kratkoe.com

22. Идеи Эразма Роттердамского о мире и методах политики.

Некоторые гуманисты, вопреки Макиавелли, отстаивали идею неразрывности политики и морали, более того, вместо его метода наблюдения, анализа и обобщения того, что “есть” на самом деле, предпочитали теорию того, что “должно быть”, исходя из идеалов. Пожалуй, в раннее Новое время впервые вполне зримо обозначилось разделение, разумеется, весьма условное, но тем не менее, бесспорно, существующее, между реалисткой, “классической” парадигмой в исследовании международных отношений и парадигмой этико-правовой. Последнюю в известном смысле можно назвать также идеалистической парадигмой, поскольку она исходит из принципа долженствования, идеи совершенствования реальности. Эразм Роттердамский (1469-1536) был виднейшим представителем этой традиции в западноевропейском Возрождении. И вполне символично, что важнейшим в его самом знаменитом труде “Похвала глупости” является тезис о непонимании людьми того значения, которое идеалы, социальные нормы и ценности, имеют для гармоничного развития общества.

Если Н. Макиавелли, раскрыв роль силы

в политических отношениях, просто констатировал это как факт, то Эразм Роттердамский понимал силу и угрозу ее применения как “способы существования глупости”. Соответственно противоположным был и подход

голландского гуманиста к международным отношениям. Он считал возможным ограничить в них роль насилия установлением международных законов, которые были бы приняты всеми государствами на основе соблюдения ими во внешней политике тех же социально-этических норм, на которых основывается внутренняя жизнь государства. Осуждая развязывание войн “недостаточно просвещенными государями” и считая справедливыми

лишь оборонительные войны, Эразм просто и ясно говорил, что мир — это “источник, отец, кормилец, умножитель и защитник всего самого лучшего, что когда-либо существовало на земле”. Знаменитой стала его фраза о том, что “нет такого худого мира, который был бы хуже самой удачной войны”.

В трактате “Жалоба мира” он, пожалуй, первым из мыслителей Нового времени, предложил договорным порядком закрепить существовавшие тогда границы: “Надо найти средства к тому, чтобы границы государств перестали подвергаться изменениям и сделались устойчивыми, потому что изменения государственных границ ведут к войне’’. Он предложил преодолеть “естественное состояние” международных отношений, состояние анархическое и перевести их в стабильное положение. Эразм Роттердамский понимал, что этого нельзя достичь, не ограничив права верховной власти, государства. Это предложение, как и вообще предложение о придании стабильности международного порядка в эпоху Эразма, да и позже, были неосуществимыми, что служит основанием в оценке их как утопических или

чисто пацифистских. Но голландский мыслитель предвосхитил тем самым один из основополагающих принципов устава ООН, современного международного права о нерушимости границ. Эразм Роттердамский не создал законченного политико-правового учения о государстве или межгосударственных отношениях, тем более что во всех своих рассуждениях он исходил из анализа положения индивидуума, а не социальных или политических общностей. Гуманизм его представлений о международных отношениях, осуждение войны проистекали из “философии Христа”, раннего христианства, обогащаемого обращением к античному наследию и идеям итальянского Возрождения.

Эразм не только не порвал с христианской моралью, как это сделал его современник Н. Макиавелли, но, напротив, он желал установления единых христианско-нравственных оснований для внутренней и внешней политики государства. Через три года после того, как из-под пера опального флорентийского политика и дипломата появился “Государь”, великий мыслитель из Роттердама написал трактат “Воспитание христианского государя” (1516).

Великие гуманисты Европы в таблице (7 класс, история)

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2250.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2250.

В 7 классе история как предмет открылась вам с новой стороны, ведь, изучая 15 век, вы узнали не только о различных войнах и внутреннем развитии экономики государств, но и развития человеческой мысли, пробуждения интереса к познанию природы и самих себя.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Развитие гуманизма

Гуманизм – это система взглядов на окружающую действительность, в центре которой находится человек, интересующийся работой законов, по которым работает окружающий мир. Основной объект исследования – человеческие чувства.

Говоря кратко, с вступлением Европы в эпоху Возрождения, у людей начинают формироваться гуманистические взгляды на мир. Первым о значении гуманизма в воспитании будущих поколений заговорил итальянец Витторино де Фельтре. Он создал детскую школу, где занятия проводились на открытом воздухе и которая была доступна детям любых сословий.

Другую модель обучения детей предложил Эразм Роттердамский. В своем трактате «О приличии детских нравов» он изложил мысли о том, что во время беседы плохим тоном считается чесать нос, зевать, поднимать брови. Сформулированные им правила легли в основу современных правил общения между людьми.

Рис. 1. Эразм Роттердамский.

Характерным для эпохи Возрождения стала критика повседневных вещей. Гуманисты смотрели на мир по-другому. Стремление получить образование получило массовость, а люди, дающие знания, стали пользоваться уважением.

Великие гуманисты Европы

Многие знаменитые ученые XV – XVII веков являлись гуманистами. Ими было написано множество работ, сведения о которых отразим в таблице Великие гуманисты Европы.

Гуманист

Работа

Содержание

Эразм Роттердамский

Похвала Глупости

Высмеивание человеческих пороков

Томас Мор

Золотая книжечка (Утопия)

Критика устройства современного общества и описание модели его идеального устройства.

Франсуа Рабле

Гаргантюа и Пантагрюэль

Высмеивание роли папства и богословов в образовательном процессе.

Мишель Монтень

Опыты;

Противны мне и владычество и покорность

Рассуждения автора о философии, морали и труде.

Рис. 2. Томас Мор.

Томас Мор в своей «Золотой книжечке», которая носит и второе название – “Утопия” детально описал модель идеального государства, которое расположено на острове и насчитывает 54 города (как в Англии). Во главе государства стоит монарх, ограниченный конституцией, а все важные вопросы решаются Народным Собранием.

Рис. 3. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Общим для гуманистов было пробуждение в человеке желания принести пользу людям и отказаться от бесцельного существования. Многие из них высказывали идеи построения идеального государства и переходу к идеальному общественному строю. Эти идеи в будущем будут подхвачены и развиты социалистами.

«Надо стремиться не выигрывать битвы или завоевывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах» – писал Монтень в своих трудах.

Что мы узнали?

Появление великих гуманистов в Европе повлекло за собой формирование новых мировоззренческих идей, которые изменили средневековое общество, сформировав человека Нового времени.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2250.


А какая ваша оценка?

Эразм Роттердамский — принц гуманистов

Дезидериус Эразм Ротердамус Ганса Гольбейна Младшего родился Эразм Роттердамский. Он был доминирующей фигурой гуманистического движения начала 16 века. Помимо прочего, он также является тезкой европейской программы финансирования Erasmus, крупнейшей в мире программы поддержки пребывания за границей в университетах, которая профинансировала около 1 миллиона стипендий за первые 15 лет.

«Ни один человек не мудр во все времена и не лишен своей слепой стороны».
– Алхимик, в «Беседах Эразма», том I.

Эразм Дезидериус – Ранние годы

Эразм родился внебрачным сыном католического священника Гауды Ротгера Герарда († 1484 г.) и овдовевшей дочери врача Зевенберга Маргареты Рожериус († 1483 г.), его экономки, вероятно, в Роттердаме между 1464 и 1469 гг. С 1478 по 1485 год вместе со своим братом он посещал Латинскую школу братьев общего жития, принадлежавшую монастырю св. Девентер. Именно там Эразм услышал и увидел Рудольфа Агриколу, которого всю жизнь считал примером и вдохновителем, и пробудился в нем интерес к классической античной литературе. Первоначально Эразм хотел поступить в университет в Хертогенбосе после школьных лет, но возможная эпидемия чумы или английская эпидемия пота, Sudor Anglicus,[4] которая сначала унесла его мать, а затем и отца, не позволили ему поступить в университет. Поэтому его опекун решил подготовить мальчика к религиозной жизни.

Рукоположенный священник и учеба в Париже

«Сначала вы должны приобрести лучшие знания и без промедления; это верх безумия — учить то, от чего тебе потом придется разучиться».
– Эразм Роттердамский, письмо Кристиану Нортоффу (1497)

В 1485 году Эразм оставил латинскую школу, не окончив ее, но с отличным знанием латыни. В 1487 году Эразм стал каноником в монастыре хормейстеров-августинцев Клоостер Эммаус те Штайн недалеко от Гауды. В апреле 149 г.2 Эразм был рукоположен в священники и стал каноником, а в следующем году он оставил монастырь в качестве секретаря на службе у епископа Камбре Генриха фон Глимеса и Бергеса, куда он больше никогда не вступал. С 1495 по 1499 год он изучал богословие в Сорбонне в Париже. Школа столкнулась с растущим влиянием гуманизма эпохи Возрождения, который также оказал влияние на Эразма.

Странствующий ученый

«Самый невыгодный мир лучше самой справедливой войны».
– Эразм Роттердамский, Адагия (1508)

С ноября 1498 года он был воспитателем лорда Маунтджоя и жил в его квартире в Париже. Летом 1499 года он отправился со своим учеником лордом Маунтджоем в Бедуэлл в Хартфордшире, Англия. Там он познакомился с Томасом Морусом и Джоном Колетом, а позже также с Уильямом Уорхэмом, Джоном Фишером и молодым принцем Генрихом, впоследствии королем Генрихом VIII. С 1500 по 1506 год он останавливался попеременно в Нидерландах, в Париже и в Англии. Он отказался от приглашения в Левенский университет в 1502 году, когда временно сосредоточился на переводе греческих текстов. В 1506 году он переехал в Италию, где путешествовал до 1509 года.и где он интенсивно изучал письмо. В Турине (Герцогство Савойское) он получил степень доктора богословия, которая принесла ему титул рейхсбарона. В Венеции он познакомился с издателем Альдом Манутиусом, и тот напечатал некоторые из своих произведений.

Париж, Левен, Базель

«В стране слепых одноглазый — король».
– Эразм Роттердамский, Адагия (впервые опубликовано в 1500 г.)

Затем он вернулся в Англию, где преподавал греческий язык в Кембриджском университете. Эразм читал лекции в Королевском колледже в Кембридже с 1510 по 1515 год. Архиепископ Уильям Уорхэм назначил Эразма ректором церкви Святого Мартина в Олдингтоне в 1511 году. Там он жил в доме священника рядом с церковью, но, поскольку он говорил только на латыни и голландском языке, он мог не выполнять свои пастырские обязанности на английском языке. Только через год он ушел в отставку. Он выдвигал вперед жалобы на почки, в которых обвинял местное пиво. Затем он много лет ездил между Англией, Бургундией и Базелем. Вернувшись из Англии, Эразм несколько лет работал при дворе Бургундии в Левене, в том числе воспитателем (советником) принца Карла, впоследствии императора Карла V. С 1514 по 1529 годЭразм жил и работал в Базеле ( Alte Eidgenossenschaft ), и его сочинения печатались в мастерской его более позднего друга Иоганна Фробена. Хотя Эразм никогда не учился и не преподавал в Левенском университете, он провел несколько месяцев в Левене в 1517 году и помог основать Collegium Trilingue. Это учреждение для изучения латыни, греческого и иврита было первым в своем роде учреждением в Европе, где греческие и еврейские тексты больше не изучались в латинском переводе, а в их оригинальных версиях. В 1518 году первое издание Colloquia Familiaria Семейные беседы »), одна из самых популярных книг XVI века. Книга, часто считающаяся его шедевром, смело и резко критикует злоупотребления церкви.

Фрайбург и дело Томаса Мора

В 1524 году он впервые встретил Иоганнеса Ласко, позже реформатора Фрисландии, который стал одним из его любимых учеников. Когда в Базеле возобладала Реформация Иоганна Эколампада, основанная на Цвингли, он отправился во Фрайбург-им-Брайсгау в 1529 году., где он отверг Реформацию как священник и августинский каноник. В мае 1535 года Эразма посетил Рафаэло Маруффо, дружелюбный генуэзский купец. После более длительного пребывания в Англии он возвращался в Италию и рассказал ему о causa Morus. Король Тюдоров Генрих VIII объявил себя главой английской церкви и приказал бывшему лорду-канцлеру Томасу Мору в апреле 1534 года подтвердить эту меру присягой. Поскольку Мор отказался от этого, он вместе с епископом Джоном Фишером из Рочестера был заключен в лондонский Тауэр и предан суду. 18 июня 1535 г. Эразм сообщил о плачевном положении двух обвиняемых в письме к Эразму Шедту, в котором выразил непонимание действий Генриха VIII. В конце концов Мор был приговорен к смертной казни и обезглавлен 6 июля 1535 года в возрасте 57 лет. После смерти Мора Эразм нашел хвалебные слова:

«Томас Мор, лорд-канцлер Англии, чья душа была чище чистейшего снега, чей гений был так велик, как никогда не было в Англии, никогда больше не будет, хотя Англия — мать великих духов».

В 1535 году он вернулся в Базель и умер там 12 июля 1536 года. О высокой репутации, которой пользовался Эразм, несмотря на его неприятие Реформации, свидетельствует тот факт, что он был похоронен как католический священник во время ожесточенных конфессиональных конфликтов в собор, ставший к тому времени протестантским.

Плодовитый писатель

Эразм говорил и писал в основном на латыни, но также говорил и на греческом. Он был плодотворным автором, по сегодняшним данным написал около 150 книг. Кроме того, от него получено более 2000 писем. Из-за его тонкого выражения его письма пользовались большим вниманием в Европе. Подсчитано, что он писал около 1000 слов в день. Его собрание сочинений было опубликовано в 1703 году в десяти томах. Он видел себя с новой техникой печати в качестве посредника образования:

«Люди не рождаются людьми, а воспитываются такими!»

В качестве текстового критика, редактора (Отцы церкви, Новый Завет) и грамматика он основал современную филологию. Произношение, распространенное сегодня в западных странах, в частности акцент на древнегреческом, восходит к нему.

Похвала глупости

Его самое известное произведение на сегодняшний день — сатира Восхваление глупости ( Laus stultitiae ) 1509 года, которую он посвятил своему другу Томасу Морусу. В этом «стильном упражнении» (как он его называл) он с насмешкой и серьезностью противостоял глубоко укоренившимся заблуждениям и отстаивал разумные взгляды. Для этого он нашел иронические слова:

«Христианская религия довольно близка к некоторому безумию; с другой стороны, с мудростью не уживается».

Рисунок Ганса Гольбейна на полях «Безумие» в первом издании «Похвалы глупости» Эразма, 1515 г. . Recognitum et Emendatum с новым латинским переводом и комментариями, созданными им самим путем пересмотра Вульгата . Новый Завет Эразма был первым доступным полным печатным греческим текстом Нового Завета . После успеха первого издания он просто назвал произведение Novum Testamentum , начиная со второго издания (1519 г.). Он использовался переводчиками Библии короля Иакова, а также служил Мартину Лютеру [5] в качестве исходного текста для его немецкого перевода Библии». Свободы воли не существует », — пишет Лютер в своем письме De Servo Arbitrio to Erasmus, переведенный на немецкий язык Юстусом Йонасом (1526 г.), в том смысле, что грех делает людей совершенно неспособными привести себя к Богу. Отмечая критику Лютером католической церкви, Эразм описал его как « могучую трубу евангельской истины », соглашаясь при этом: « Ясно, что многие из реформ, к которым призывает Лютер, срочно необходимы ». Он с большим уважением относился к Лютеру, а Лютер с восхищением отзывался о превосходной учености Эразма. В период с 1522 по 1534 год Эразм в различных сочинениях имел дело с учениями и сочинениями Лютера. За два года до смерти он попробовал еще раз со сценарием De sarcienda ecclesiae concordia для умиротворения сторон, разделивших веру.

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] Эразм и Эпоха Реформации Йохана Хейзинга
  • [2] Чарльз Л. Кортрайт, Лютер и Эразм: Дебаты о свободе воли
  • [3] Эразм Роттердамский в Стэнфорде   
  • [4] Джон Кайус и английская потливость, блог SciHi
  • .
  • [5] Мартин Лютер — знаковая фигура Реформации, блог SciHi
  • [6] «Дезидериус Эразм». Интернет-энциклопедия философии
  • [7] Работы Эразмуса или о нем в Интернет-архиве
  • [8] Эразм в проекте «Математическая генеалогия»
  • [9] Эразм Роттердамский в Викиданных
  • [10] Работы Эразма Роттердамского в Wikisource
  • [11] Хан ван Рулер,  Кем вообще был этот Эразм? , Studium Generale @ youtube
  • [12] Смит, сохранилось (1928 г.). «Эразм: исследование его жизненных идеалов и места в истории». Харпер и братья.
  • [13] Эмертон, Эфраим (1899 г.). Дезидериус Эразм Роттердамский . Нью-Йорк: Г.П. Сыновья Патнэма.
  • [14] Хронология Эразма Роттердамского, согласно Wikidata
  • .

Статьи по теме в блоге:

  • Мартин Лютер – культовая фигура Реформации
  • Библия Гутенберга и революция книгопечатания

Дезидериус Эразм: как правильно себя вести

В эти смутные времена, когда иногда трудно понять, как себя вести, было бы отличной идеей оглянуться назад на 9 Эразма. 0010 Гражданский .

Мы потеряли представление о том, как вести себя в нынешнем обществе? Дезидериусу Эразму пришлось столкнуться с похожей ситуацией в 16 веке. Он написал книгу о правилах поведения для детей. Мы все еще можем многому у него научиться.

Вопрос о том, как вести себя в культурно разнообразном обществе и вызывает все виды нежелательного поведения на цифровых каналах, становится все более и более запутанным. Расположение лагерей беженцев, новогодние мероприятия в Кёльне, ненавистнические комментарии в социальных сетях, в парламенте или просто на улицах: похоже, мы не знаем, как вести себя в обществе, в котором утрачена всякая определенность. Кажется, мы забыли, что такое хорошие манеры.

550-летие

В этом году мы отмечаем 550-летие Дезидериуса Эразма Ротеродамуса, что означает, что он родился в Роттердаме. Он родился здесь в 1466 году. Роттердам был всего лишь деревушкой карликов, лежащей между соседними городами Делфтом, Гаудой и Дордрехтом, но в ней уже было все, что нужно городу.

Если бы мать взяла его на прогулку по маленькому городку у Ротте, маленький Геррит увидел бы с одной стороны Гроте Керк, а с другой — рыночную площадь. Делая небольшие шаги по Хугстраату на восток, мальчик мог мельком заметить, что происходит у шлюзовых ворот Ротте.

А на другом берегу реки он мог бы увидеть бизнес вокруг мэрии/гостевого дома, места, где принимались политические и экономические решения о городе. Неудивительно, что впоследствии Эразм стал горожанином: его первые впечатления сложились о городе. Возможно, он использовал расширение «Ротеродамус» главным образом для того, чтобы показать, что он не из сельской местности.

Модный

Эразм жил как путешествующий писатель, который в полной мере извлек выгоду из искусства печати, развитого в его время. Одна из его книг-бестселлеров называлась «9».0010 civilitate morum puerilium , книга о цивилизованных манерах для детей.

Книга переиздавалась 130 раз и была переведена с латыни на немецкий, французский, чешский, голландский и ряд других языков. Слово «цивилизованный» вскоре стало модным в Европе. Социолог Норберт Элиас начал свой основной труд о цивилизационном процессе со ссылкой на этот труд Эразма. По словам Элиаса, цивилизованность Эразма служила потребности в четких правилах поведения во времена больших перемен.

Около 1500 года города росли, люди жили все ближе и ближе друг к другу, и им приходилось чаще иметь дело друг с другом. В своей книге Элиас описывает это развитие общества с придворным поведением в мир, в котором люди должны были вести себя цивилизованно («цивилизованно»).

Не здороваться во время мочеиспускания

‘Неприлично обмакивать палец в соусе’

В своем этикете для городских детей Эразм откровенно и откровенно обсуждает все виды поведения. Он обсуждает, как правильно сморкаться, объясняет правила поведения за столом — «не бери первым только что поданную еду» и «неприлично обмакивать палец в соусе» — и другие правила хорошего поведения. .

‘Неприлично приветствовать человека, когда он мочится’. Обо всем говорится прямо: как придать осмысленный взгляд друг на друга, как сорваться с места, как выразить эмоции и как одеться.

В основе этих направлений городской жизни лежит принцип учета других. У людей должно развиться чувство стыда: делать все, что угодно, безудержно, уже не годится. Цивилизованное поведение выражается в осознании того, что вы знаете свое место, обращаете внимание на свое окружение и проявляете внимание к другим и к тому, что они думают о вас.

Скрытность

В результате новых нравов из общественной жизни исчезли все виды «импульсивного» поведения. Люди в 16 -м веке увидели, что их личное пространство стало меньше, и им пришлось стать более скрытными. Поговорка «делай это дома, но не на публике» вошла в обиход.

Особенно мальчики и мужчины должны были научиться контролировать свои импульсы. Эразм писал, что мальчик ничего не может сделать девушке, если она этого не позволит. Мир, в котором все, взрослые и дети, мужчины и женщины, относились друг к другу очень открыто и безудержно, исчез в переходный период 1500-1700 гг.

Хватит калечить ради удовольствия

Эразм мало писал о жестоком поведении в обществе, но в целом выступал за умеренные и миролюбивые манеры. Стало неприемлемым обычное поведение рыцарей, «грабящих, разрушающих церкви, нападающих на богомольцев, притесняющих вдов и сирот и калечащих невинных с удовольствием».

Жизнь мирных жителей городов также была пронизана драками, ненавистью и издевательствами. Не имея в то время сильной центральной власти, люди должны были учиться хорошим манерам. Эразм описал это примерное поведение в небольшой книжке, которая стала стандартным произведением на два столетия. И, возможно, наше празднование рождения Эразма вдохновит нового Эразма в Роттердаме. Время, безусловно, созрело для этого.

Сотрудничество между Erasmus Magazine и Vers Beton

В 2016 году Роттердам отмечает 550-летие со дня рождения голландского гуманиста Дезидериуса Эразма Ротеродамуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *