Особенности и идея романа Приключения Робинзон Крузо (Дефо Даниель) 👍
Во второй части романа, повествуя о Робинзоновой колонии, Дефо как бы дает в миниатюре картину социального развития человечества. Первоначально на острове царит естественное равенство (Робинзон выделил всем колонистам равные участки), однако вскоре благодаря различиям в характерах, трудолюбии и т. д. это естественное равенство нарушается, рождаются зависть, вражда, озлобление, выливающиеся в открытые столкновения. И только общая угроза нашествия дикарей заставляет островитян объединиться в целях самозащиты и достичь некоего равновесного
существования на основе “общественного договора”, Эта островная утопия обнаруживает хорошее знание ее в втором философских трудов Томаса Гоббса (“Левиафан”, 1651) и Джона Локка (“Два трактата о правлении”, 1690).
Гоббсовские мерки применяет Дефо и к описанию жизни в Англии, где Робинзон чувствует себя более одиноким, чем за 28 лет пребывания на необитаемом острове.
“Наше собственное “я” в конце концов
Цель бытия. Таким образом, человек может быть вполне ОДИНОК в гуще толпы, в сутолке деловых людей; все его наблюдения направлены на него самого; всеми удовольствиями наслаждается
он сам; все тревоги и горести вкушает тоже он. Что для нас несчастия другого? и что его радости?..” Действительно, в этом, как и в других романах Дефо, нет описаний дружбы (общение с Пятницей не выходит за рамки отношений хозяина и слуги), любви, семейных связей; есть только одинокое “я” в противоборстве с природой и социальным миром.
Изображенные Дефо разобщенность, полнейшее одиночество людей в гуще жизни позволили многим увидеть в нем певца набирающей силу в XVIII столетии новой общественно-экономической формации – капитализма, с особой отчетливостью обнажившего прагматизм и частный интерес, лежащий в основе общественных отношений. Теперь Робинзон выступает не как “естественный человек” Руссо или “вселенский человек” Колриджа, а как вполне конкретный и социально определенный тип, представитель буржуазного мира. Такой подход к роману и его создателю воплотился в середине прошлого века в работах К. Маркса и Ф. Энгельса, в оценках И. Тэна, Г. Гетнера и других представителей культурно-исторической школы литературоведения. Но и современный исследователь Ян Уотт, рассматривая Робинзона как “homo economicus”, отмечает: “Первородный грех Робинзона – это, в действительности, сама динамическая тенденция капитализма, никогда не сохраняющего “status quo”, а постоянно трансформирующегося”
Индивидуализм, который отмечают многие зарубежные писатели и исследователи, безусловно характерен для Робинзона и в еще большей мере для других героев Дефо (пожалуй, эта черта развивается даже по нарастающей, достигая апогея в последнем романе Дефо “Роксана”, где героиня ради своего спокойствия и преуспеяния дает молчаливое согласие на убийство собственной дочери). Но как раз в самой удачной и эстетически совершенной части романа – в островном эпизоде – дух буржуазного предпринимательства, частного интереса, своекорыстия менее ощутим, так как герой пребывает наедине с самим собой. Роман в этой части, при всей своей территориальной замкнутости (небольшой остров) и ограниченности персонажей (долгое время один Робинзон, затем – Пятница и лишь в финале несколько других персонажей), затрагивает, как мы убедились, все аспекты человеческой жизни: физической (здесь это решается в терминах Человек и Природа), духовной (Человек и Бог), социальной (Человек и Общество)
“Это повествование – лишь строгое изложение фактов; в нем нет ни тени вымысла”,- утверждается в “предисловии издателя”, в действительности сочиненном самим автором “Робинзона Крузо”.
Одна из главнейших черт повествовательной манеры Дефо – здесь единодушны и исследователи и читатели – достоверность, правдоподобие. Это относится не только к “Робинзону”. О чем бы ни писал Дефо, даже об опыте общения с привидениями, он стремился к созданию эффекта максимального правдоподобия.
После публикации “Правдивого сообщения о появлении призрака некоей миссис Виль” (1705) многие уверовали в возможность общения с потусторонним миром. “Мемуары кавалера” (1720) и “Дневник чумного года” (1722) некоторыми искушенными литераторами воспринимались как подлинные исторические документы, созданные очевидцами событий.
В самом стремлении имитировать подлинность Дефо не оригинален: интерес к факту, а не к вымыслу – характерная тенденция эпохи, переросшей рыцарские романы и требовавшей повествований о себе самой, Угадывая эту тенденцию, еще предшественница Дефо Афра Бен в предисловии к роману “Оруноко, или Царственный раб” заверяла читателей: “Предлагая вам историю этого раба, я не намерена занимать читателей похождениями вымышленного героя, жизнью и судьбой которого фантазия может распоряжаться по произволу почта; и, рассказывая правду, не собираюсь украшать, ее происшествиями за исключением тех, которые действительно имели место…” Однако на деле ее роман полон самых неправдоподобных совпадений и приключении. А вот автору “Робинзона” удалось не просто декларировать достоверность, но создать ее иллюзию, неотразимость которой действует и поныне.
Как же это удалось? Тут мнения исследователей расходятся: за счет обращения к мемуарной и дневниковой форме; за счет самоустранения автора; за счет введения я “документальных” подтверждений рассказа – описей, реестров и пр.; за счет подробнейшей детализации; за счет как раз не детализации, а умения схватить внешний облик предмета целиком, а потом уж передать его в немногих словах; за счет полного отсутствия литературности, “эстетической преднамеренности”, приема и даже… за счет чисто человеческого феноменального умения “лгать”, и лгать убедительно.
Все художественные произведения Дефо написаны от первого лица, чаще всего – в мемуарной форме. Это не случайность, а сознательный литературный прием, рассчитанный на устранение автора-сочинителя и передачу повествования свидетелю, очевидцу (“Дневник чумного года”) или, чаще, главному участнику описываемых событий (Робинзон, Молль Флендерс, капитан Джек, Роксана и др.). “Сам видел”, “это произошло со мной самим” – такие утверждения действо-пали на неискушенного читателя неотразимо. Даже когда Свифт в “правдивом” рассказе Гулливера дошел до откровенной небывальщины, убедительность формы и стиля повествования подчас перевешивали в глазах читателей фантастичность содержания.
Но и одной мемуарной формы для Дефо недостаточно. В мемуары героя он вкрапливает еще и дневник (“подлинный документ”), причем события, изложенные в мемуарной форме, отчасти дублируются и в дневниковой для вящей убедительности. (Заметим в скобках, что дневниковая форма выдержана в романе непоследовательно: рассказчик то и дело вносит в дневник те сведения, о которых он мог узнать только позднее, тем самым лишаясь основного преимущества дневниковой записи – отсутствия дистанции между моментом действия и моментом описания, эффекта непосредственности. Дневниковая форма исподволь размывается и вновь переходит в мемуарную).
Для той же убедительности вводятся в текст романа и другие “документы” – описи, списки, перечни: сколько и каких вещей увезено с севшего на мель корабля, сколько и каким способом убито индейцев, сколько и какие запасы продовольствия сделаны на сезон дождей… Сама монотонность и деловитость этих перечислений создает иллюзию достоверности – вроде бы, зачем так скучно выдумывать? Однако в детальности сухих и скупых описаний есть свое обаяние, своя поэтичность и своя художественная новизна.
Как каждый поистине великий художник, Дефо расширяет для потомства границы эстетического восприятия действительности. Его младший современник Лоренс Стерн показал, “какой толстый том приключений может выйти из…ничтожного клочка жизни у того, в чьем сердце на все находится отклик” ‘. А у Дефо была своя сфера “странного и удивительного”: “Удивительно, что почти никто не задумывается над тем, какое множество мелких работ надо произвести, чтобы вырастить, сохранить, собрать, приготовить и выпечь обыкновенный кусок хлеба”. И действительно, большая часть “приключений” Робинзона связана с изготовлением мебели, обжигом горшков, устройством жилища, выращиванием посевов, приручением коз…
Происходит именно тот эффект “остранения”, о котором в свое время писал В. Шкловский,- самая обычная вещь, самое обыденное действие, становясь предметом искусства, приобретают как бы новое измерение – эстетическое. “”Робинзон Крузо”, конечно, пер вый роман в том смысле, что это первое беллетристическое повествование, в котором главный художественный акцент сделан на будничных занятиях рядового человека”.
Несмотря на обилие подробностей, проза Дефо производит впечатление простоты, лаконизма, кристальной ясности. Перед нами лишь констатация фактов пусть даже небывало детальная для своего времени), а рассуждения, пояснения, описания душевных движений сведены к минимуму. Патетики же и вовсе нет.
Вот эпизод из “Дальнейших приключений Робинзона Крузо” – описание смерти верного Пятницы: “…в него полетело около трехсот стрел,- он служил им единственной мишенью – и к моему неописуемому огорчению бедный Пятница был убит. В бедняка попало целых три стрелы, и еще три упали возле него: так метко дикари стреляли!”
Огорчение “неописуемое” – и только. Диккенс впоследствии скажет, что в мировой литературе не было ничего более бесчувственного, чем описание смерти Пятницы. Сам он описывал смерть своих литературных любимцев совсем по-иному. “Когда смерть поражает юные, невинные существа и освобожденные души покидают земную оболочку, множество подвигов любви и милосердия возникает из мертвого праха. Слезы, пролитые на безвременных могилах, рождают добро, рождают светлые чувства.
По стопам губительницы жизни идут чистые создания человеческого духа – им не страшна ее власть, и угрюмый путь смерти сияющей тропой восходит в небеса” ,- читаем в “Лавке древностей” по поводу смерти малютки Нелл. А вот реакция автора на смерть одинокого бродяги Джо из Холодного дома”: “Умер, ваше величество. Умер, милорды и джентльмены.
Умер, вы, преподобные и не преподобные служители всех культов. Умер, вы, люди; а ведь небом вам было даровано сострадание. И так умирают вокруг нас каждый день”.
Не удивительно, ню лаконичной сдержанности Дефо Диккенс не мог понять и принять.
Однако лаконизм в изображении эмоций не означает, что Дефо не передавал душевного состояния героя. Но передавал он его скупо и просто, не через отвлеченные патетические рассуждения, а скорее через физические реакции человека: “С крайним омерзением отвернулся я от ужасного зрелища: я ощутил страшную тошноту и, вероятно, лишился бы чувств, если б сама природа не пришла мне на помощь, очистив мой желудок обильной рвотой”. Как отмечает Вирджиния Вулф, Дефо описывает прежде всего “воздействие эмоций на тело”: как сжались руки, стиснулись зубы… При этом автор добавляет: “Пусть натуралист объясняет эти явления и их причины: все, что я могу, это описывать голые факты”.
Такой подход позволяет некоторым исследователям утверждать, что простота у Дефо – не сознательная художественная установка, а результат бесхитростной, добросовестной и точной фиксации фактов. Но существует и другая, не менее убедительная точка зрения: “…именно Дефо был первым состоятельным, то есть последовательным до конца, создателем простоты. Он осознал, что “простота” – это такой же предмет изображения, как и любой другой, как черта лица или характера.
Разве что наиболее сложный для изображения предмет”.
Источники:
- Дефо Д. Робинзон Крузо: (Роман) / Сост., вступ. ст., коммент. К. Атаровой.- М.: Высш. шк., 1990.- 543 с.
Аннотация:
Книга содержит канонический текст всемирно известного романа Даниеля Дефо, обширное литературно-критическое приложение, в которое вошли фрагменты самых популярных европейских “робинзонад”, высказывания о Дефо и его романе современников, писателей и критиков последующих поколений. Интересны материалы, связанные с судьбой этого романа Дефо в России. Издание снабжено вступительной статьей и комментариями к публикуемым текстам
Даниэль Дефо: основоположник жанра романа — Статьи — Литература
Даниэль Дефо. Фото: interesnyefakty.org
Даниэль Дефо, создатель бессмертного романа «Робинзон Крузо», считается одним из основоположников жанра романа, хотя за период творческой активности он написал более 500 трудов на разные темы, в том числе много не художественных книг. Дефо известен также как политический памфлетист, сатирик и родоначальник экономической журналистики.
Мальчик родился в 1660 году в лондонском районе Криплгейт в семье торговца мясом Джеймса Форна или Фо, убежденного пресвитерианина, мечтавшего видеть сына пастором – но уж никак не литератором, писавшим под именем Даниэль Дефо. По меркам своего времени Дефо получил неплохое образование, сперва духовное, потом окончил протестантскую академию в Стоук-Ньюингтоне. Но, несмотря на «базис» духовного образования, юношу привлекала коммерческая деятельность. Первым местом работы будущего писателя оказалась должность приказчика у торговца чулками. Он действительно был там человеком на своем месте, и, что немаловажно, по торговым делам много ездил в другие страны Европы, что расширило кругозор молодого человека. Окрыленный успехом, Дефо пожелал открыть собственное чулочное дело, но разорился. Впоследствии он начинал еще разные торговые предприятия — с переменным успехом, в старости, к примеру, не вылезал из долгов. По устойчивому преданию, пожилой Дефо мог позволить себе выходить на улицы лишь по воскресеньям, в дни, когда должников не арестовывали. А то, что в преклонные годы он расстался с семьей, скитался по чужим углам, скрываясь от кредиторов, и умер в окружении не семьи, а посторонних людей, является печальным фактом.
Молодой Дефо. Фото: interesnyefakty.org
На личную биографию Даниэля Дефо оказала влияние политическая обстановка в Англии конца XVII века, где после Революции 1640 года произошла реставрация Стюартов, а затем – воцарение голландского правителя (статхаудера) Вильгельма Оранского на английском престоле, от которого снова отстранили потомков Стюартов.
Политическая деятельность Дефо, возможно, не всегда чистоплотная, сегодня уже забылась, по крайней мере, отступила на дальний план. Сегодня прежде всего имеет значение вклад, который сделал Даниэль Дефо в историю мировой культуры. Это четыре приключенческих романа, написанных в 1720-х годах: «Мемуары кавалера», «Дневник чумного года», «Счастливая куртизанка, или Роксана» и «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс». Но с именем автора прочно ассоциируется главная книга: роман «Робинзон Крузо» о моряке, который провел на необитаемом острове 28 лет, три месяца и 19 дней.
Первое издание книги. Фото: zen.yandex.ru
Одним из прототипов Робинзона называют шотландского моряка, пирата Александра Селькирка, которого угораздило прожить на необитаемом острове Мас-а-Тьерра в Тихом океане, в 640 километрах от побережья Чили, 4 года и 4 месяца. Попал туда матрос вовсе не в результате кораблекрушения, как литературный герой, а поссорившись с капитаном: был высажен в порядке наказания. Говорят, в последний момент даже капитан дрогнул и хотел изменить форму кары, но Селькирк отказался – и остался на острове в океане в полном одиночестве. Через четыре года его спасла другая английская экспедиция. Своими приключениями на острове Селькирк хвастался в английских кабаках. По распространенной версии, именно так его повествование и услышал Дефо. Примечательно, что после такого испытания Селькирк не угомонился, снова записался на корабль и вышел в море, где заболел, умер на корабле и был похоронен в родной стихии.
Только выйдя из печати в 1719 году, роман «Робинзон Крузо» произвел фурор. Даниэль Дефо был вдохновлен похвалами в свой адрес и сочинил продолжение истории Робинзона, который теперь отправлялся странствовать по России и Татарии, имевших тогда в глазах цивилизованного мира прямое сходство с преисподней. Но продолжения оказались куда менее популярными, чем первая часть «Робинзона Крузо» на необитаемом острове. Возможно, тогда и был заложен закон литературы, что сиквелы всегда слабее «первоисточника». Кстати, остров, на котором томился Селькирк, в дальнейшем назвали Робинзон Крузо.
Фото: interesnyefakty. org
К нашему времени книга «Робинзон Крузо» сменила, так сказать, целевую аудиторию: подобно многим великим произведениям прошлого, она теперь считается приключенческим романом для детей. Меж тем многие ребята, прочитав ее впервые, оказываются разочарованы. Они ждут захватывающих приключений, любовной истории, сказочных поворотов – а получают скрупулезное перечисление припасов да нудное изложение технологий, как Робинзон устраивает себе хижину, койку, светильник… Действие немного оживляется, лишь когда Робинзон встречает племя людоедов и пленяет Пятницу. Меж тем Даниэль Дефо, хотя умел писать увлекательно, здесь, видимо, имел в виду совсем другое: «Робинзон Крузо» – первый в истории человечества роман о выживании и о силе человеческого духа. Потому он и не теряет актуальности спустя столько лет, а имя его героя стало нарицательным. И не счесть литературных и кинематографических вариаций, созданных на основе знаменитого романа.
Но бессмертие к Робинзону пришло много лет спустя кончины литератора. В уже упомянутых плачевных обстоятельствах смерть Даниэля Дефо прошла почти незамеченной для общества. Это произошло 24 апреля 1731 года, писателю было 70 лет. Те газеты, что все же удостоили Дефо некролога, высказались с некоторым сарказмом. Его могила быстро заросла травой. Лишь век спустя на месте погребения поставили памятник с надписью: «В память автора «Робинзона Крузо».
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Солнце: правда или вымысел?
8 жутких тварей в творчестве Эдгара Аллана По
Следы приближают науку к пониманию динозавров южной части Африки
О Даниэле Дефо | Общество Дефо
Даниэль Дефо родился и вырос в неспокойное время. О рождении Дефо см. эссе Дж. А. Дауни «Рождение Дефо», доступ к которому можно получить здесь. Мы хотели бы поблагодарить профессора Алана Дауни и The Scriblerian and the Kit-Cats за их разрешение разместить это эссе здесь. Юность Дефо была отмечена чумой, большим лондонским пожаром, серией войн с голландцами и преследованием инакомыслящих. Его взрослая жизнь будет столь же нестабильной, особенно в том, что касается финансовых вопросов. Получив образование в академии диссидентов, Дефо предпринял ряд коммерческих предприятий, работая с различными продуктами, от вина до кирпичей и чулочно-носочных изделий. Как указал Максимилиан Э. Новак, такая диверсификация была типичной для делового человека во времена меняющейся национальной экономики (Master of Fictions 77). Дефо также был очень активным инвестором, вкладывая средства в такие предприятия, как торговля парфюмерией и водолазный аппарат. Временами он был очень успешен, но в другие периоды жизни его деловые дела были в беспорядке.
Дефо пережил несколько банкротств, одно из 1692 и еще один в 1703 году.
Хотя Дефо сейчас наиболее известен своими романами, большая часть его произведений связана с политическими, социальными и деловыми вопросами. Это видно по его раннему творчеству. Одна из его первых работ, Опыт о проектах (1697 г.), представляла собой серию предложений, затрагивавших такие темы, как банковское дело, содержание дорог, образование и страхование. Дефо также писал о современных религиозных проблемах, и ему было предъявлено обвинение в клевете за одну брошюру, которая была ответом на предложенный законопроект, запрещающий случайное подчинение, «Кратчайший путь с несогласными» (1702 г.). Часть его наказания заключалась в том, чтобы стоять у позорного столба, что было потенциально опасным приговором, поскольку делало заключенного уязвимым для капризов толпы. Однако друзья Дефо превратили публичное наказание в возможность; они не только стояли вокруг него, когда он стоял в устройстве, но и этот случай был использован для продажи публике его Гимна к позорному столбу, стихотворения, высмеивающего систему правосудия.
Забота Дефо о социально-политических вопросах часто пересекалась с его любовью к литературе, и он начал публиковать поэтические произведения, посвященные вопросам, вызывающим общественный интерес. Например, его замечательный Настоящий англичанин (1701) – это сатирическая поэма, написанная в защиту короля Вильгельма III, которого часто критиковали за его иностранное воспитание. Какое право, предполагает Дефо в стихотворении, имеют англичане, сами представляющие собой разношерстную группу национальностей, критиковать тех, кто приехал из других мест? Другим его писательским предприятием была газета The Review, которая, как недавно отметила Паула Р. Бакшайдер, была «новаторским периодическим изданием, которое продвигало английскую журналистику в новых направлениях» (Online DNB).
В течение значительного периода своей жизни Дефо работал политическим агентом и пропагандистом. Действительно, он был шпионом Роберта Харли, канцлера казначейства, в год, предшествовавший англо-шотландскому союзу. Это включало посещение Эдинбурга и Глазго, письмо Харли, чтобы держать его в курсе того, что шотландцы относятся к профсоюзу, и подготовку ряда эссе и брошюр, продвигающих трансграничный союз. После объединения в 1707 году Дефо продолжал работать политическим писателем, работая в разное время как на администрацию вигов, так и на администрацию консерваторов.
Как написал Дефо произведения, которые нам сейчас наиболее знакомы — Робинзон Крузо (1719), Капитан Синглтон (1720), Молл Фландерс (1722), Полковник Джек (1724), Journal of Чумной год (1722) и Роксана (1724) — он также написал множество новаторских текстов в самых разных жанрах и на самые разные темы. Например, наряду со значительным количеством политических брошюр и эссе, он публиковал литературу о путешествиях, такую как Путешествие по всему острову Великобритании (1724-6), комментарии к религии, такие как сатирический Политическая история дьявола (1726), и руководства по самопомощи, такие как Семейный наставник ( 1715 г. ).
Стипендия Дефо была яркой и увлекательной на протяжении многих десятилетий, но многое еще предстоит сделать. Бакшайдер недавно напомнил нам, что в настоящее время печатается менее четверти произведений Дефо, и ученые в настоящее время работают над решением этой дилеммы. И постоянно открываются новые захватывающие пути, через которые мы можем приблизиться к корпусу Дефо. Целью этого общества является поиск творческих новых способов облегчить эту стипендию и открыть новые возможности для сотрудничества.
Эта запись лишь вкратце коснулась нескольких ключевых фактов о Даниэле Дефо. Существует множество превосходных научных биографий Дефо и его творчества, которые позволят вам более подробно изучить его жизнь и впечатляющее разнообразие его работ как с точки зрения темы, так и жанра. Вы можете начать со следующего, которому я обязан этой краткой биографией. Они перечислены в порядке даты публикации, начиная с самой последней:
- P. N. Furbank and W. R. Owens. Политическая биография Даниэля Дефо .