Он был одним из создателей великого русского реалистического романа. Современник Герцена и Тургенева, Островского и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Льва Толстого, Гончаров вместе с ними на протяжении ряда десятилетий привлекал к себе внимание передовой, демократической критики и широких кругов читателей. Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске, образование получил в пансионе, затем в коммерческом училище и Московском университете (там он учился одновременно с Белинским, Лермонтовым, Герценом). Гончаров много читал, переводил, затем стал писать – в духе осмеянных им впоследствии романтических повестей и стихотворений молодого Адуева из романа «Обыкновенная история». Свои произведения 30-х годов сам писатель не признал достойными для издания. Но только пройдя трудную десятилетнюю школу поисков и литературного мастерства, Гончаров выступил как художник-реалист. Первый же его роман – «Обыкновенная история» (1847) – принес писателю громкую известность и всеобщее признание. «Обыкновенная история» – первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 г. вышел роман «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя. Спустя еще десять лет был напечатан «Обрыв». «Обломов» появился в то время, когда в России складывалась революционная ситуация, и имел большое прогрессивное значение. С потрясающей убедительностью Гончаров показал условия, которые привели его героя к духовному краху. Уже в «Сне Обломова» автор рассказал, как в резвом и живом мальчике Илюше постепенно подавлялись всякие попытки деятельности. С детских лет его окружала сонная, праздная жизнь дворянина-помещика. Обитатели Обломовки настоящее благополучие понимали «не иначе, как. покой и бездействие». Даже чтение считали тягостным трудом, «таким делом, без которого легко и обойтись». Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду. В нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то мыслителем, великим художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения.Невеста Обломова – Ольга в тоске спрашивает: «Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу.» И сам Обломов подсказал ей ответ. «Есть, – сказал он чуть слышно, – обломовщина!.» «Обломовщина» стала нарицательным понятием косности и застоя, выражением глубокого кризиса крепостнического хозяйства и порожденной им идеологии. Сам Гончаров подчеркнул в романе, что «обломовщина» сложилась и выросла на почве крепостнических отношений, на почве владения «тремястами Захаров». В замечательной статье «Что такое обломовщина?» (1859), содержавшей глубокую характеристику идейно-художественного богатства творчества Гончарова, Добролюбов раскрыл исторический смысл общественного содержания его романа, силу художественного обобщения образов. Критик высоко оценил произведение Гончарова за то, что в нем показана борьба старого и нового в жизни предреформенной России. Добролюбов подчеркнул величайшую типическую силу самого образа «обломовщины»: история нравственной гибели одного помещика, по его мнению, прозвучала у Гончарова ярким обвинением «обломовщины» в целом. Подлинно положительного героя романа Добролюбов видел в невесте Обломова – Ольге Ильинской. В ней он усмотрел «намек на новую русскую жизнь»: «. от нее можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину». Величие Гончарова как художника-реалиста, глубокого знатока русской действительности ярко проявилось в том, что, осудив «обломовщину», он сумел показать и буржуазную ограниченность трезвого дельца Штольца. В 1852–1854 гг. Гончаров совершил кругосветное плавание на русском военном фрегате «Паллада». Путевые очерки, заметки, письма с дороги он впоследствии переработал и объединил в книге «Фрегат «Паллада» (1858). Очерки Гончарова пронизаны критикой буржуазной цивилизации. Писатель рисует резкие противоречия капиталистической действительности, с негодованием говорит о последствиях колонизаторской политики правящих кругов буржуазных стран, и прежде всего Англии и Соединенных Штатов Америки. Под их владычеством «гибнут не только отдельные лица, семьи, но целые страны»; местных жителей «они не признают за людей, а за какой-то рабочий скот». Здесь «каждый шаг выжженной солнцем почвы, – пишет Гончаров, – омывался кровью». Впечатления от буржуазных порядков в странах Западной Европы и особенно в их колониальных владениях повлияли на отношение Гончарова и к русскому капитализму. Развитие нового уклада в жизни России и революционная борьба разночинной интеллигенции не вызывали у него радужных иллюзий. В результате реакции, последовавшей вслед за проведением крестьянской реформы 1861 г. и поражением польского национально-освободительного движения в 1863 г., развились консервативные тенденции в мировоззрении писателя. В последнем своем романе «Обрыв» Гончаров пытается в искаженных, мрачных красках представить революционную борьбу разночинной интеллигенции. Но художественная ценность «Обрыва» определяется не выдуманным, фальшивым образом нигилиста Марка Волохова. Подлинным героем романа выступает Вера – один из самых положительных женских образов, созданных Гончаровым, воплощение лучших душевных качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее. Роман Гончарова содержит правдивые картины и образы русской жизни. По мастерству композиции, яркости портретных зарисовок, глубине и драматизму психологического проникновения в образы «Обрыв» – значительное художественное достижение в творчестве Гончарова. Его отличает та верность действительности, которая приводила писателя к конфликту с его собственным, порой весьма ограниченным пониманием событий и направления их развития. В конечном счете читатель ясна ощущал, что перед веяниями новых идей, воплощенных в лучших чертах Веры, не в силах устоять ни патриархальная «правда» бабушки, ни надуманные буржуазные добродетели Тушина.Среди мемуарных очерков, статей и набросков, написанных Гончаровым в последние годы жизни, наибольший интерес представляют его воспоминания о Белинском, а также известная статья о «Горе от ума» Грибоедова – «Мильон терзаний», не утратившая своего значения до наших дней. Гончаров – художник больших социальных обобщений. Созданные им образы надолго пережили свое время. Обращаясь к замечательным произведениям Гончарова, мы всегда восхищаемся его образной русской речью. Еще Белинский писал о «чистом, правильном, легком, свободно льющемся» языке писателя. Автор «Обломова» и «Обрыва» по праву занял достойное место в блестящей плеяде русских писателей-реалистов прошлого века, ближайших наследников великих пушкинских традиций. |
Иркутская область
город Братск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37» муниципального образования города Братска Высоцкая Марина Анатольевна Конспект урока по литературе в 10 классе Разработала: учитель первой квалификационной категории Высоцкая Марина Анатольевна МБОУ «СОШ № 37» г. Братска Тема: Иван Александрович Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. Цель урока: дидактические: 1. Познакомить учащихся с с личностью и творчеством И.А. Гончарова; 2. Выявить особенности художественной манеры писателя; 3. Вызвать интерес учащихся к изучению жизни и творчества И.А. Гончарова; воспитательные: 1. Способствовать формированию устойчивого интереса к литературе; 2. развивающая: Способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: портреты писателя, раздаточный материал Ход урока 1. Организационный момент 2. Слово учителя — Сегодня мы начинаем знакомство с уникальным писателем, который очень многим нас удивил, над многим заставил задуматься уже не одно поколение. По заданному домашнему заданию вы догадались, о ком идёт речь…. Но что мы знаем об этом человеке? Почему многие его поступки называли странными. Но обо всем по порядку. Сначала нам нужно с Иваном Александровичем познакомиться. Класс разделён на группы. 3. Постановка проблемы Задание 1. Перед вами фотография на которой запечатлены известные люди того времени. Ваша задача найти Ивана Александровича. В качестве подсказки предлагаю вам следующие описания лица писателя. а) Портрет кисти Горбунова(1842г.) изображает писателя в возрасте 30 лет.
в) В 1874 году И.А. Гончаров позировал художнику И.Н. Крамскому. В письме к Третьякову он пишет: «Я вместе с Крамским много приложил старания со своей стороны, позируя терпеливо и послушно, чтобы портрет удался…». И, действительно, портрет получился прекрасный. Прав был писатель, когда утверждал, что только «любящий и живой человек создает около себя светлый круг, целую сферу счастья, к чему не прикоснется своей человеческой, симпатичной доброй натурой, то везде делается тепло, честно, хорошо и чисто». Для того, чтобы проверить верность рассуждений учащихся предлагается другой снимок, на котором запечатлён Иван Александрович среди офицеров фрегата «Паллада».
4. Открытие новых знаний Задание 3. Знакомство с биографией писателя. Использование приёма «Инсерт». Цель: поиск ответов на поставленные в таблице вопросы. Иван Александрович Гончаров Небольшой, тихий городок Симбирск, окруженный фруктовыми садами, стоял высоко над Волгой. Издали он казался нарядным и праздничным, особенно весной, когда зеленели деревья и бело-розовым цветом зацветали яблони. Но совсем не нарядно и не празднично выглядел город вблизи. Немощеные улицы с лужами непросыхающей грязи, дощатые мостки вместо тротуаров, ряды деревянных, посеревших от времени домиков; канавки, поросшие полынью и крапивой. Редко-редко проедут дрожки или телега, застучат по мосткам сапоги прохожего; заспорят и закричат мальчишки, которые среди улицы играют в бабки. Изредка попадается забор подлиннее, дом побольше, с колоннами, совсем как в деревне, у помещика, а за домом — большой двор, многo разных построек: конюшня, хлев, птичник, баня. За одним из таких заборов, ближе к центру города, в большом каменном доме жила семья Гончаровых. Отец вел торговлю хлебом. Семья была зажиточная, окруженная родственниками, домочадцами, прислугой. Ванечка, или Ванюша, как ласково называли маленького Гончарова в семье, родился 6 июня 1812 года. Россия переживала трудное время: шла война с иноземными захватчиками. Когда русские воины с победой вернулись домой, их снова ждали рабские цепи. Народ волновался, во многих местах России начались крестьянские восстания. А семья Гончаровых, казалось, не замечала того, что творится вокруг. Жизнь в доме шла тихая, неторопливая. Дети росли, не зная нужды, никогда не задумываясь о том, что где-то рядом живут такие же дети, как они, которых разлучают с родными, продают и покупают, как щенят и лошадей, засекают часто насмерть. Ванюше было семь лет, когда умер отец. Мать — «славная, чудесная женщина», как о ней говорили, — сама занималась воспитанием детей, была взыскательна, но справедлива. Как и в семье Пушкиных, была у Гончаровых умная, добрая и ласковая няня, которая знала множество сказок и очень хорошо их рассказывала. Воспитывать детей после смерти отца помогал матери замечательный человек — отставной моряк Николай Николаевич Трегубов. Как-то, еще при жизни отца, он снял у Гончаровых флигель во дворе, поселился в нем, да так и прожил у них всю жизнь. Он был одинок, очень привязался к детям, особенно к Ванюше, которого полюбил за любознательность и живость. Эти первые прочитанные книги заронили в мальчике любовь к чтению, которая осталась у него на всю жизнь. Вместе с рассказами Трегубова они будили в нем пока еще неясные мечты о далеких странах, о море, о кораблях. Мальчик подрастал, надо было думать о его образовании. По совету Трегубова, мать отдала Ванюшу в симбирский пансион. Он выучился в пансионе французскому и немецкому языкам. В пансионе Гончаров пробыл два года. Мать решила взять его из пансиона и отправить в Московское коммерческое училище — она хотела, чтобы он, как и его отец, занимался торговлей, и совсем не думала о том, что у мальчика никакого призвания к торговле не было. Летом 1822 года десятилетнего Гончарова отвезли в Москву. О коммерческом училище Гончаров всю жизнь вспоминал с тяжелым чувством. Училище было скверное, директор и учителя мало заботились об образовании детей, а больше хлопотали о том, чтобы было тихо в классах, чтобы ученики не читали вредных книг. А ученики, подрастая, часто читали как раз то, что запрещалось начальством, — переписанные стихи Пушкина, Рылеева, отрывки из «Горя от ума» Грибоедова, отдельные главы «Евгения Онегина», которые тогда печатались. «Я узнал его с «Онегина»… Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг и какие правды — и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, — хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках!. .» — так много лет спустя писал Гончаров о своем первом знакомстве с произведениями Пушкина. Гончарову было в то время лет пятнадцать-шестнадцать, он и сам уже пробовал сочинять. Восемь лет пробыл Гончаров в коммерческом училище, но коммерсантом быть не хотел и училища так и не окончил. Ему было девятнадцать лет. Надо было решать, что делать дальше, где учиться. Хотелось учиться живописи — у Гончарова были хорошие способности к рисованию, — но он решил поступить на филологическое, или, как тогда называли, на словесное, отделение Московского университета. Осенью 1831 года он держал экзамен и был принят в университет. Гончаров исправно посещал университет. Он был горд тем, что вступил на серьезный путь науки, как он говорил. Он много учился, читал, занимался иностранными языками. С годами росла его страсть к литературе, но пока еще он не ставил себе никаких целей, а писал просто потому, что не мог не писать. Мало кто знал о том, что он пишет, — он не был ни в одном кружке, не был знаком с Белинским, Герценом, Лермонтовым, почти не принимал участия в общественной жизни университета. И все-таки годы, проведенные в Московском университете, многому его научили. Они укрепили в нем любовь к родной литературе, а главное, помогли ему правильнее понять назначение и роль русской литературы и русского писателя в жизни России. В 1834 году Гончаров окончил университет и решил ехать домой. От Москвы до Симбирска надо было проехать больше семисот верст. Можно было ехать на почтовых — переменных лошадях, но это стоило дорого, а из присланных на дорогу денег Гончаров заказал платье у лучшего портного — ему хотелось приехать в провинцию столичным франтом. Много лет спустя, в своих воспоминаниях, Гончаров очень смешно описывал это свое путешествие, но тогда ему было не до смеха. Около недели он ехал в большой, неуклюжей бричке без рессор. Стояла страшная жара, начались сильные грозы. Последнюю сотню верст он ехал почти без сознания, весь обгорел и, приехав домой, только через несколько дней принял свой обычный вид. И дома и в городе все было по-старому: тихо, сонно, лениво. Первое время Гончарова радовала тихая домашняя жизнь, но очень скоро, глядя на это затишье, он понял, что жизнь в родном городе не дает «никакого простора и пищи уму, никакого живого интереса для свежих, молодых сил. А сил было много, хотелось работать, писать, и, может быть, уже смутно мерещились темы и образы будущих произведений. Гончаров уехал в Петербург и поступил на службу переводчиком в министерство финансов; к этому времени он хорошо знал три иностранных языка: французский, немецкий и английский. Вскоре после приезда в Петербург он познакомился с семьей Майковых — его пригласили давать уроки русской литературы сыну, будущему поэту Аполлону Майкову. У Майковых издавались рукописные журналы «Подснежник» и «Лунные ночи», в которых сотрудничали и гости и хозяева. Гончаров много писал в эти годы. Он говорил, что такое постоянное писание было для него хорошей школой, «выработало ему перо». Но печатать долго ничего не решался — он был очень не уверен в себе и позднее рассказывал, как безжалостно топил печи кипами исписанной бумаги. Как обычно, Гончаров много времени проводил за чтением, изучал языки, переводил. В его скромной комнате на первом месте стояли сочинения Пушкина, любимого поэта, где «все было изучено… всякая строчка была прочувствована, продумана». 29 января 1837 года погиб Пушкин. Великое народное горе — гибель Пушкина — Гончаров пережил очень трудно. Он узнал об этом на службе. Всегда очень сдержанный, Гончаров не выдержал, вышел в коридор и, как вспоминал позднее, «горько-горько, не владея собой, отвернувшись к стенке и закрывая лицо руками, заплакал». Проходили годы. Каждый день Гончаров исправно ходил на службу, продолжал писать, бывал у Майковых, познакомился со многими писателями: Гоголем, Некрасовым, Григоровичем, но он трудно сходился с людьми, был замкнут, любил внешнее однообразие жизни, свой диван, книги. Многие считали его ленивым, у Майковых даже прозвище ему дали: «принц де Лень». Но за этой кажущейся ленью скрывалась постоянная, упорная и глубокая работа мысли. Он задумал в эти годы свой первый большой роман — «Обыкновенная история». В нем показал он историю жизни молодого дворянина — романтика, мечтателя и поэта, который постепенно превращается в практического дельца и расчетливого чиновника. В 1847 году роман «Обыкновенная история» был напечатан в журнале «Современник». Гончарову тогда было тридцать пять лет. О романе много говорили, писали; книга всем нравилась. А Гончаров думал уже о новом романе, записывал на клочках бумаги то отдельные фразы, то какое-нибудь удачное сравнение, иногда даже целые сцены. Постепенно вырисовывался план романа, намечалась его главная мысль. Своими новыми планами и замыслами Гончаров делился в кружке Майковых, возможно, беседовал о романе с Белинским, который, как говорил Гончаров, помог ему многое увидеть в окружающей его жизни, на многое обратить внимание, а главное, понять, какое страшное зло — крепостное право, как много в России помещиков — людей, которые живут за счет своих крепостных. В 1849 году Гончаров напечатал в «Иллюстрированном альманахе», разосланном в виде премии подписчикам журнала «Современник», небольшой отрывок еще не законченного нового романа «Обломов». Он назвал этот отрывок «Сон Обломова». А Гончаров вскоре после того, как был напечатан «Сон Обломова», уехал в Симбирск. Он не был дома четырнадцать лет. Гончаров и на этот раз недолго пробыл дома. Он вернулся в Петербург и совершенно неожиданно узнал, что ему представляется возможность отправиться в кругосветное плавание на военном корабле. В нем пробудились заветные и, казалось, давно забытые мечты. Еще в детстве, «может быть, с той минуты, когда учитель сказал мне, — вспоминал позднее Гончаров, — что если ехать от какой-нибудь точки безостановочно, то воротишься к ней с другой стороны, мне захотелось поехать с правого берега Волги, на котором я родился, и воротиться с левого; хотелось самому туда, где учитель указывает пальцем быть экватору, полюсам, тропикам». Экспедиция уходила в кругосветное плавание с целью обследовать российские колонии в Северной Америке и заключить торговый договор с Японией. Друзья и знакомые отговаривали Гончарова ехать — плавание предстояло трудное и опасное, путь далекий. Гончарову было сорок лет, он часто болел, боялся простуды, любил жизнь спокойную, уединенную. И все-таки, несмотря ни на что, он решил ехать.
Сколько раз потом Гончаров был свидетелем бурь, штормов, ураганов в трех океанах: Атлантическом, Индийском, Тихом! Как-то в Индийском океане, после жестокой качки, Гончаров заснул в капитанской каюте — это был его любимый приют. Вдруг он услышал крик: «Зарядить пушку ядром!» Гончаров бросился наверх и увидел: на корабль мчится черный, крутящийся столб с дымом, а с неба к нему тянется узкая полоса, будто рукав. Это был смерч — водяной столб, который обычно разбивают ядрами с кораблей. Еще минута — и смерч налетит на корабль. «Готова ли пушка?» — закричал вахтенный. Пушка была готова. Но вдруг смерч начал бледнеть и почти у самого корабля пропал, не причинив никакого вреда. В другой раз корабль попал в ураган. И сколько раз, когда смерть смотрела в глаза кораблю, вся команда корабля просто, со спокойным мужеством готова была принять ее. «Как прекрасна жизнь, между прочим, и потому, что человек может путешествовать!» — восклицал Гончаров, когда корабль после сырых и низменных берегов Англии подплывал к острову Мадера. И где бы ни пристал корабль, сойдя на берег, Гончаров прежде всего «смотрел жизнь». Уходя в плавание, Гончаров задумал написать книгу о своем путешествии. Какая это будет книга, о чем он будет писать, что описывать, он еще не знал, но ему хотелось рассказать о своем плавании, обо всем, что он увидит, просто, правдиво. Плавание подходило к концу. Все чаще думал теперь Гончаров о родине: он скучал по петербургской жизни, по русским березкам, соснам, по русским полям, ему хотелось домой, к друзьям, к обычным занятиям, к привычной жизни. Скоро Гончаров покинул свой плавучий дом, в котором прожил почти два года. Небольшая шхуна доставила его из Нагасаки в Аян на Охотском море. От Аяна до Петербурга десять тысяч верст. После долгих сборов перед домиком, где жил Гончаров в Аяне, расположился караван: восемь всадников и десяток вьючных лошадей. Гончаров ехал верхом, случалось иногда по десять-одиннадцать часов подряд не слезать с лошади. Проводники-якуты ни слова не говорили по-русски, но были необыкновенно ласковы и внимательны. «Все-таки это Русь, хотя и сибирская Русь! — восклицал Гончаров. — У ней есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах, обычаях, отчасти, как вы видите, в языке, что и образует ей свою коренную, немного суровую, но величавую физиономию». Во все время пути Гончарова поражало радушие, желание местных людей сделать путникам что-нибудь приятное. «Сколько холодна и сурова природа, столько же добры и мягки там люди», — говорил он. И в Якутске, и в каждом самом маленьком городке Гончаров всегда стремился познакомиться с местным архивом, где хранились какие-нибудь исторические документы, читал все, что мог найти о Сибири. Он продолжал писать свой дневник и заносил в свою «памятную дорожную книжку» все впечатления дня. Писать приходилось то где-нибудь на станции, то в пустой юрте, то в лесу. Чем ближе подъезжал он к Иркутску, тем больше «все стало походить на Россию: являются частые селения, деревеньки, Лена течет излучинами; и ямщики, чтобы не огибать их, едут через мыски и заимки, как называют небольшие слободки. В Иркутске Гончаров прожил около месяца; он отдохнул, перезнакомился со многими людьми, был у декабристов, живших здесь на поселении, — у Волконских, Трубецких, Якушкина. В январе Гончаров покинул Иркутск, дальше ехал на Красноярск, Томск, по широкой Барабинской степи. По дороге заехал в Симбирск к родным. Из Москвы до Петербурга ехал по недавно открытой железной дороге и к концу февраля был в Петербурге. Через год после того, как вышла книга «Фрегат «Паллада», в «Отечественных записках» за 1859 год был напечатан роман «Обломов». «Мне кажется,— писал он, вспоминая свое детство,— у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежания и зародилось неясное впечатление от «обломовщины». «Обломов» появился в свет, когда только что так тяжело и неудачно для России закончилась Крымская война. Все понимали, что надо изменить жизнь и что крепостное право — основное зло России. Своим романом Гончаров тоже сказал об этом, показал, как гибнет человек при крепостном строе. «Я старался, — говорит он, — показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель». Друзья Гончарова были в восторге от романа. Лев Николаевич Толстой просил передать автору, что роман ему очень нравится, что это «капитальная вещь, какой давно-давно не было». Тогда же в журнале «Современник» появилась статья Добролюбова — «Что такое обломовщина?». В ней он подробно разбирал роман и говорил, что Обломов — это неизбежное порождение крепостного права, при котором помещики усвоили «гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от чужих». Почти одновременно с «Обломовым» Гончаров писал роман «Обрыв», писал его трудно, медленно. «Обрыв» вышел в 1869 году, через десять лет после выхода «Обломова». «Этот роман, — говорил Гончаров, — был моя жизнь, я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, родную и близкую мне жизнь». «Обрыв» был последним большим романом Гончарова. Проходили годы, менялась жизнь, уходили из жизни один за другим современники Гончарова — Пушкин, у которого он учился писать, Лермонтов, Гоголь, Белинский, Некрасов, Тургенев… Все меньше оставалось вокруг него друзей. Ничем не нарушалось внешнее однообразие его жизни, все так же был он ровен в обращении с людьми. «Но, — говорил один из его друзей, — под спокойным обличием Гончарова укрывалась от нескромных или назойливых глаз тревожная душа». Гончаров умер на восьмидесятом году жизни, в сентябре 1891 года. С молодости Иван Гончаров дружил с Иваном Тургеневым. Они подолгу беседовали, читали друг другу свои произведения. Однажды Тургенев на приятельской вечеринке прочел Гончарову отрывок из своего «Дворянского гнезда», а тот вдруг обиделся! Выяснилось, что Ивану Александровичу показалось, будто значительная часть текста скопирована с его романа «Обрыв», о чем Иван Александрович не замедлил сообщить Ивану Сергеевичу. Едва не случилась дуэль! К счастью, ее удалось предотвратить. Одним из сильнейших впечатлений юности сам Иван Александрович Гончаров считал эпизод, когда в университет, где он учился, заглянул Пушкин. Поэт затеял горячий спор с историком Каченовским о подлинности «Слова о полку Игореве». Молодой Гончаров был в восторге от того, что ему представилась возможность лицезреть и слушать великого поэта. Как он сам вспоминал впоследствии: «Словно солнце озарило всю аудиторию!». Творчество Пушкина оказало огромное влияние на Гончарова, как и на многих писателей той эпохи. В последние годы жизни (а прожил писатель 79 лет) Гончаров страдал частыми депрессиями. Остро ощущал одиночество. Возможно, в один из таких приступов тоски он уничтожил многие из поздних произведений, заметок, писем. Теперь мы никогда не узнаем их содержания. Немалая потеря для отечественной литературы! Задание 4. Составление синквейна 5. Подведение итогов. 6. Домашнее задание Читать роман «Обломов» с 1-10 главы
Задание 1. Задание 2. Задание 2. Работа с таблицей «Верю — не верю».
Скачать 204,55 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Мир империй: Русское путешествие фрегата Паллада
Арон Узилевски
Смотреть видеозапись здесь.
В понедельник, 19 ноября, в Иордан-центре состоялась лекция о книге «Мир империй: Русское путешествие фрегата «Паллада»» с Эдитой Бояновской. Бояновска — профессор славянских языков и литературы, председатель Совета европейских исследований Центра Макмиллана в Йельском университете, специализирующаяся на 19Русская литература ХХ века и интеллектуальная история. Она также является автором отмеченной наградами книги «Николай Гоголь: между украинским и русским национализмом». Доклад открыла заведующая кафедрой русского и славистики Нью-Йоркского университета Энн Лаунсбери.
Книга Бояновской исследует рассказ о путешествиях Ивана Гончарова, более известного как автор романа « Обломов », используя его рассказ очевидца как окно в имперскую историю 19-го века, а также восприятие и отношения России со своими колониальными подданными. Гончаровское 9, хотя и исключенное из русского литературного канона.0010 Фрегат Паллада был бестселлером в России в течение десятилетий после его публикации. Собственный подход профессора Бояновской к работе Гончарова носит междисциплинарный характер, опираясь на исторические теории путевых заметок при анализе текста. Бояновска подчеркнула, что язык, который она использовала в книге, доступен широкой аудитории.
Морское плавание Гончарова, «самозванного Гомера», по Африке и Азии с задачей достичь североамериканских владений России: Аляски и части Калифорнии. Однако неофициальной целью поездки было установление торговых отношений с Японией. В 1852 году корабль отплыл от острова Кронштадт и прошел вдоль побережья Африки и Восточной Азии. Гончаров служил секретарем коммодора и вел официальные записи о ходе путешествия в дополнение к своим личным впечатлениям. После прибытия корабля в Корею Гончаров вернулся в Санкт-Петербург по суше через Дальний Восток России. Путевой рассказ обрывается приездом Гончарова в Иркутск в 1853 году, через 15 месяцев после его отъезда. Пять лет спустя текст был опубликован полностью.
Бояновска утверждала, что значение рассказа о путешествиях заключается в том, что «ни один крупный русский писатель XIX века не видел столько света, сколько Гончаров». Она также охарактеризовала его как великое произведение русской прозы, тираж которого вдвое превысил тираж « Обломов ». Сам Гончаров охарактеризовал его как свою «розу без шипов», и рассказ о путешествиях стал образцом для всех последующих русских путевых заметок, вдохновляя таких, как Чехов, Набоков и даже Леонид Брежнев. Его изучали в школах и военных академиях и читали государственные чиновники, что сделало его третьим по популярности текстом в истории России. В своей книге Бояновска объясняет неудачу канонизации рассказа о путешествиях из-за его неопределенного положения между художественным и научно-популярным и его частичной цензурой в Советском Союзе.
Несмотря на то, что он резко отличается от Обломов , рассказ о путешествиях, по словам Бояновской, «помещает «русские вопросы» романа в глобальное мировоззрение его создателя», одновременно «обеспечивая мощное сдерживание ностальгических прочтений «Обломова»». «Фрегат Паллада» превратил «обломовского» героя Штульца в «тип героя, который действительно нужен модернизирующейся империи». Цитируя интерпретацию профессора Лаунсбери « Обломов », которая характеризует роман как выражение потребности России «соединиться интеллектуально, экономически и пространственно», Бояновская сказала, что оба текста согласуются. Для ускорения своей модернизации и имперских амбиций Российской империи нужна была такая книга, как «Фрегат Паллада». В собственной книге Бояновской этот текст используется для иллюстрации того факта, что Российская империя действовала на мировой арене, что является важной задачей, поскольку «Россия остается маргинализованной в глобальном имперском историческом нарративе». Бояновская изображает Россию в 19 веке.как «все более напористой империи, которая понимала себя и действовала дипломатически и эффективно, основываясь на торговле и имперской экспансии».
Империализм, колониализм и раса — основные темы, которые интересовали Бояновскую в ее анализе. Отчет Гончарова, утверждала Бояновская, не был набором простых впечатлений, поскольку он содержал смелые идеологические и полемические заявления, защищая колониальную деятельность России «как отличительные черты современности и глобального капитализма» и продвигая цивилизаторскую миссию России. «Россия должна догнать своих колониальных соперников, особенно британцев», — таков был главный лозунг в залах российских дворцов. По словам Бояновской, экипаж фрегата «Паллада» был гораздо менее расистским, чем его американский коллега. Тем не менее, насильственные средства «цивилизации» колонизированных народов, похоже, не смущали Гончарова, и писатель сохранял сильный европоцентристский тон. Поэтому текст не следует характеризовать как антиколониальный, считает Бояновска. Гончаров никогда не воздерживается от стереотипизации и постоянно встраивает своих героев в европоцентристские иерархии. Но счет также не должен сводиться к «чрезмерному усердию в служении политическим властям». Самое главное, несмотря на качество очевидца, текст не следует читать как прозрачное и эмпирическое окно в мир, который наблюдает Гончаров.
В каждой главе своей книги Бояновска определяет ключевую проблему в образах, которые Гончаров нарисовал в местах, которые он посетил. В первой главе рассматриваются более ранние визиты Гончарова в Лондон и его колонию в Кейптауне, а также устанавливается склонность Гончарова к имперским сравнениям. Сравнительная тема продолжается на протяжении всей книги: в Кейптауне Гончаров размышляет о том, как империи издалека сохраняют контроль над коренным населением; в Азии Гончаров высоко оценивает тарифы, восхищаясь способностью портовых городов создать глобальную сеть. Гончаров оказался в Китае во время восстания в Тайбэе, на которое он ответил осуждением аморальности британской торговли опиумом. Во время своего визита в Японию Гончаров был охвачен грандиозными мечтами о преобразовании Японии в полностью западную культуру, привлеченный ее плодородной землей и видящий в ней важнейшую цель для имперской экспансии России. Бояновская также обратила внимание на другой эпизод, подробно описывающий взаимодействие России с Японией, хотя он не описан в книге Гончарова. В 1854 году, после разрушительного цунами, обрушившегося на японское побережье, экипаж русского корабля адмирала Евгения Путятина и местные японские общины помогали друг другу в восстановлении после катастрофы.
По прибытии в Сибирь Гончаров исследовал потенциал «русского манифеста судьбы колониальной экспансии», восхваляя миссию русского православия в обращении и русификации коренных народов. В пятой главе своей книги Бояновская обрисовывает в общих чертах гончаровскую концептуальную сетку расы, национальности, этничности. Восприятие Гончаровым других, переплетенное с вопросами о том, как русские могут занять эти экзотические места, пронизывают текст. Гончаров охарактеризовал Сибирь как «российское цивилизационное чудо, соперничающее с западной моделью», но не мог понять, как некоторые русские решили перенять сибирскую культуру. В заключительной части своей книги Бояновская сосредотачивается на том, как текст Гончарова был сделан приемлемым для советского режима. Текст был сжат, а расистские моменты были опущены, в результате чего «ключевые части рассказа о путешествиях растворились в воздухе». Бояновская завершила свое выступление, описав результат путешествия фрегата «Паллада»: дипломатическое «танго» с японскими официальными лицами, кульминацией которого стал Санкт-Петербургский мирный договор.
Безопасное и эффективное развитие – ключевой приоритет в Арктике
Современные технологии приобретают все большее значение в 21 веке. Он также играет значительную роль в освоении Арктики. В интервью Владимир Гончаров, заместитель исполнительного директора Департамента комплексных систем безопасности РТИ, рассказал о применении новых технологий и перспективных технологических решениях.
Господин Гончаров, чем занимается ваша компания?
РТИ — крупный российский промышленный холдинг, разработчик и производитель высокотехнологичной продукции и инфраструктурных решений с использованием собственных микроэлектронных технологий.
Есть несколько направлений деятельности. Во-первых, Defence Solutions, элита мировой оборонки, мы одна из крупнейших частных компаний России. Еще одно направление — микроэлектроника. На сегодняшний день РТИ обладает самыми передовыми производственными мощностями по производству микроэлектроники в России.
Наш отдел называется Комплексные системы безопасности. Мы разрабатываем системы мониторинга и контроля угроз и управления ситуацией для стратегических объектов, крупных организаций и агентств. Мы разрабатываем программное обеспечение, в том числе для принятия решений, системы предиктивного анализа в реальном времени, а также сложное инженерное оборудование и ИТ-инфраструктуру.
Каковы, на Ваш взгляд, главные проблемы развития Арктики сегодня?
Арктика — обширная, но малонаселенная территория с экстремальными условиями проживания. Поэтому любой проект — это сложное и дорогостоящее мероприятие, требующее концентрации финансовых, материальных и человеческих ресурсов. Вам нужны правильные экономические условия, чтобы сделать эту работу прибыльной и оправданной. Итак, экономические вопросы выходят на первый план, как и в любом бизнесе: стратегическое планирование и поиск ниш, которые обеспечат отдачу.
Во-вторых, экономически эффективно осваивая Арктику, важно обеспечить безопасность государства: ведь наша самая длинная морская граница проходит в Арктике. Наконец, это развитие не должно наносить ущерб окружающей среде или интересам коренных народов.
Многообразие и сложность этих задач требует координации усилий всех участников, создания единого информационного пространства, разработки и внедрения эффективных информационно-коммуникационных технологий на региональном уровне и на уровне Государственной комиссии по освоению Арктики.
Вы упомянули технологии. Каких технологий не хватает в Арктике и какие технологии может предложить ваша компания?
Мы разрабатываем системы мониторинга обстановки и предлагаем передовые системы радиолокации, связи, интеграции, защиты данных, хранения и обработки и поддержки принятия решений.
Специфика транспортной инфраструктуры и связи, например судоходства, в Арктике предъявляет особые требования к информации о ледовой обстановке и навигационном обеспечении.
Беспилотные летательные аппараты для Арктики — отдельная тема. Здесь мы тоже можем предложить несколько интересных решений.
Особо хочу отметить, что эффективное освоение Арктики — это не только вопрос нормативно-правовой, организационной и финансовой деятельности, но и, возможно, даже в большей степени, вопрос технологического обеспечения: разработка передовых технологий для добыча, переработка и транспортировка углеводородных ресурсов, строительство в арктических условиях (Ямал СПГ, порт Сабетта и др.