Основные этапы объединения русских земель в единое централизованное государство: Этапы объединения Руси

Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство / Шпаргалки

Все шпаргалки / История экономики / 

В начале XIV в. усилился процесс объединениярусских земель в единое централизованное государство, который закончился в основном в XVI в. Следуетотметить, что объединительный процесс был закономерным в развитии всех европейских стран, нона Западе он завершился главным образом в концеXV — начале XVI вв. На Руси первые попытки объединения появились во Владимиро-Суздальском княжестве еще в XII—XIII вв. при Андрее Боголюбскоми Всеволоде Большое Гнездо. Но этому помешало монгольское нашествие, которое надолго задержало развитие экономических и политических предпосылок объединения. В начале XIV в. этот процессвозобновился на основе национально-освободительной борьбы с иноземным игом.Основной причиной усиления объединительныхтенденций на Руси в отличие от Запада было укрепление и развитие феодальных отношений, дальнейшееусиление вотчинного и поместного землевладения. Весь долгий путь объединения можно условно разделить на три этапа. Первый: конец XIII в. — 1380-е гг.;второй: 1380-1462гг.;третий: 1462г. -серединаXVIв.На первом этапе происходил заметный прогрессв развитии и укреплении северо-восточных княжеств.Шла борьба между Владимиром, Нижним Новгородом,Москвой и Тверью за политическое господство.После Куликовской битвы начался второй этапобъединительного процесса. Дмитрий Донскойпровел большую работу по упорядочению сбора податей с княжеств в пользу государства, попыталсясоздать собственную денежную систему, не зависимую от Золотой Орды, реформировал процесс создания княжеских ополчений, из которых позже должнобыло получиться единое войско.В первой половине XV в. происходила ожесточенная борьба с противниками централизации, окончившаяся при Иване III полной победой московских князей. И с этого времени можно говорить о третьемэтапе формирования единого Российского государства, когда в результате ожесточенной борьбы Московскому княжеству были подчинены Ярославское,Ростовское, Козельское, Тверское княжества, Новгородская республика и другие земли.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвыв централизованное государство приходится на годыправления Ивана ///(1462-1505 гг.) и Василия III(1505-1533 гг.).Начиная с правления Ивана III Русское государство активно развивало международные связи.В конце XV в. были установлены посольские связис Германией, Венгрией, Турцией, Персией. При Василии III были установлены дипломатические отношения с Францией, Индией и другими странами. В результате женитьбы Ивана ill на Софье Палеолог,племяннице последнего византийского императораКонстантина, у Московского государства появилсявизантийский герб — двуглавый орел, который былсоединен с прежним московским гербом, где былизображен Георгий Победоносец. В это же времяу московских государей появилась и шапка Мономаха — символ наследия византийской короны. Получилараспространение и доктрина, в соответствии с которой Москва (как наследница Константинополя — Второго Рима) является Третьим Римом, последними вечным царством всего православного мира.

Москва во главе объединения русских земель

Тема урока:

План урока

1.Русь в 14 веке.

2.Борьба Москвы с Тверью.

3.Иван Калита.

4.Начало правления Дмитрия Донского.

5.Московское княжество перед Куликовской битвой.

6.Куликовская битва.

Задание на урок.

Составить таблицу:

«Этапы объединения русских земель вокруг Москвы»

Этапы

Московский князь

Основные события

Территории, вошедшие в состав Московского княжества

1.Русь в 14 веке.

Повторение:

1. В результате какого события XIII века «состояние России было самое плачевное»?

2. Какие последствия для русских княжеств имело нашествие Батыя?

3. Что послужило главной причиной ослабления русских княжеств перед внешней угрозой?

1.Русь в 14 веке.

Задачи:

  • Объединение русских земель в единое централизованное государство;
  • Борьба с Ордой за национальную независимость.

1.Русь в 14 веке.

Огромное значение в тот

период играли монастыри,

ставшие не только

оборонительными, но и

хозяйственными центрами.

Вокруг монастырей и

новых город шло

объединение земель и ряд

центров стал бороться за

первенство.

Троице-Сергиев

монастырь

2.Борьба Москвы с Тверью.

Острейшая борьба в начале 14 века развернулась между Москвой и Тверью.

В 1273 г. сын Невского-Даниил (1272- 1303) стал 1-м самостоятельным князем Москвы.При нем к Москве были присоединены Коломна, Можайск и Переяславль.

Великий князь Даниил.

Фреска Успенского

собора Кремля.

2.Борьба Москвы с Тверью.

Сын Даниила- Юрий(1303-

1325) начал открытую борьбу с

Михаилом Тверским.

Юрий несколько раз потерпел

поражения и взял верх

коварством.

Его противник погиб в Орде.

Но сын Михаила- Дмитрий

убил Юрия.

При Юрии Москва получила

Ярлык на великое княжение.

3.Иван Калита.

А.Васнецов.

Московский Кремль

при Иване Калите.

В 1325 г. московский стол занял Иван Данилович Калита (1325-1340).В 1327 г. подавив восстание в Твери против Чолхана, Калита вновь получил ярлык и право сбора дани с русских земель.При нем в Москве был отстроен деревянный Кремль.

3.Иван Калита.

Иван Калита превратил Москву в религиозный центр Руси.

Митрополит, часто гостивший у князя, решил перенести в Москву свою резиденцию.

Калита следил за «семейными» делами у соседей и сумел браками детей, или куплей закрепить за Москвой новые земли.

В его правление были присоединены Углич, Белоозеро, Кострома, Галич, Ростов.

Митрополит Петр. Икона.

3.Иван Калита.

Политику отца продолжили Симеон Гордый (1340-1353) и Иван Красный (1353-1359)

Во время их правления в дела Северо-Западной Руси стали вмешиваться ее западные соседи, правители Литвы.

4.Начало правления Дмитрия Донского

А.Васнецов.

Московский Кремль

при Дмитрии

Донском.

В 1359 году на московский престол взошел 9-летний Дмитрий (1359-1389). Ярлык получили суздальцы. Однако митрополит добился возвращения ярлыка в Москву.

Тверичи решили опереться на Литву. Ольгерд 3-ы осаждал Москву,но взять, только что построенный, Белокаменный Кремль не смог.

4. Начало правления Дмитрия Донского

В 1375 г.Дмитрий подошел к Твери и тверской князь признал себя «Молодшим братом».

Орда, напуганная усилением Москвы,стала готовить новое нашествие. Церковь призвала готовиться к борьбе.

В 1378 г.на р.Воже Дмитрий впервые разбил монголов.

Великий князь Дмитрий.

Гравюра XIX в.

5. Московское княжество перед Куликовской битвой.

У.Бубнов.

Утро на

Куликовом

поле.

В августе 1380 г. под стягами Дмитрия собрались почти 150 тысяч человек во главе с Дмитрием и Владимиром Серпуховским.

Русское войско испугало литовцев во главе с князем Ягайло и те отступили. Рязанцы тоже не спешили.

6. Куликовская битва

Соперники встретились у р. Непрядва (приток Дона).По настоянию князя русское войско форсировало Дон, что бы отрезать себе пути к отступлению.

Дмитрий стал строить войска таким образом, чтобы не дать монголам использовать свою грозную конницу

Князь Дмитрий

осматривает поле боя.

6. Куликовская битва

М.Авилов.

Поединок

на Куликовом

поле.

Рано утром 8 сентября перед выстроившимися полками навстречу друг другу выехали два богатыря Пересвет и Челубей. Их поединок был недолог сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями.

6. Куликовская битва

6. Куликовская битва

Работая с текстом учебника стр. 125, ответьте на вопрос:

Каковы причины победы русских войск на Куликовом поле и значение этого сражения?

Закрепление

1. Какое событие произошло в 1327 г.?

А) Народное восстание в Твери против Ордынцев

Б) начало правления а Москве Ивана Калиты

В) убийство в орде князя Михаила Черниговского

Г) строительство в Москве белокаменного Кремля

2. Каковы годы правления московского князя Юрия Даниловича?

А) 1303-1325 б) 1300-1331 в) 1325-1340 г) 1340-1353

3. Какое из названных событий относится к XIV веку?

А) «стояние на Угре» б) Ледовое побоище

В) Куликовская битва г) Битва на реке Калке

4. Князь Иван Калита заслужил уважение современников

А) строительством в Москве дубового кремля и каменных соборов

Б) окончательным свержением ордынского ига

В) подавлением восстания в Твери

Г) разгромом войск Мамая

5. В чем значение Куликовской битвы?

А) в закреплении за Москвой статуса национальной столицы

Б) в окончании объединения русских земель вокруг Москвы

В) в падении татаро-монгольского ига

Г) в появлении новых видов оружия

Путин повторяет украинскую риторику по Сирии, но сравнения с нацистами не убеждают

Ян Бейтсон

Читать за 6 минут Елисейский дворец в Париже, Франция, 2 октября 2015 г. REUTERS/Etienne Laurent/Pool как это было год назад в Украине. Русская православная церковь столь же быстро объявила борьбу президента Владимира Путина с «терроризмом» в Сирии «священной», добавив духовное благословение к правительственному благословению военной авантюры Путина в Сирии.

До начала бомбардировок почти 70 процентов россиян выступали против прямого военного вмешательства России в Сирии. С тех пор Путин полагался на святую троицу, состоящую из парламента, церкви и средств массовой информации, которые помогали сделать его аппетит к войне более приемлемым для его народа. Но Сирия — это не Украина, и разговоры о нацистах и ​​защите «русского мира» менее правдоподобны для оправдания военных действий в Сирии. Хотя оппозиции мало, путинская риторика — в сочетании с имперским проникновением на Ближний Восток — рискует поколебать власть, которая в первую очередь облегчила ему отправку войск в Сирию.

С начала своего третьего срока Путин поддерживает тесный союз с церковью, полагаясь на нее в отстаивании своих решений в преимущественно православной России. Религиозные оправдания действий становятся все более важной частью путинской пропагандистской стратегии дома. В прошлом году Путин оправдал аннексию Крыма, объявив его «священным» и «подобным Храмовой горе в Иерусалиме для мусульман и евреев» — несмотря на то, что он был включен в состав Российской империи только в 1783 году9. 0003

Российские СМИ добавляют к религиозной связи те же аргументы, что и в поддержку сепаратистов на Украине. Расплывчато определяемый «русский мир», который, как утверждали российские СМИ, включает в себя части Украины, теперь расширился, чтобы освободить место для Сирии. В программе российских дебатов член российского парламента Семен Багдасаров утверждал, что «не было ни Православия, ни России без Сирии» и что историческая традиция православия в Сирии, где сейчас проживает мусульманское большинство, делает ее «святой землей» для русских и «их» земля.

В своем еженедельном телевизионном монологе Дмитрий Киселев, глава государственного информационного агентства «Россия сегодня», связал военные действия России в Сирии с борьбой Советского Союза против нацистской Германии. Он и раньше приводил подобные сравнения, обвиняя прозападное правительство Украины в том, что оно является фашистской хунтой, которой нужно противостоять, как гитлеровской Германии. На этот раз он сослался на заявление Путина о том, что «Исламское государство» представляет угрозу, подобную нацистской, и нуждается в аналогичной коалиции противников, назвав это «очень точным» обоснованием бомбардировок Сирии.

Российские СМИ, однако, достигли нового уровня абсурда, когда один ведущий дал прогноз погоды для Сирии, подчеркнув, что слабый ветер и минимальное количество осадков сделали октябрь идеальным временем для российских авиаударов. Сообщение, казалось, заключалось в том, что даже погода сотрудничала с российской военной интервенцией в Сирии.

Многие из тех, кто оправдывает участие России в Сирии, играют на системе, которая требует и поощряет поддержку действий Путина после того, как он их объявил. Поскольку Путин восстановил централизацию власти в России, большинство правительственных организаций, средств массовой информации и организаций гражданского общества действуют в первую очередь для его поддержки.

«Политической элиты не существует», — заявил главный редактор журнала « Слон » Михаил Фишман в интервью интернет-сети «Громадське Интернэшнл». «Есть только одно решение, и когда оно принимается, политическая элита просто поддерживает его». Все они являются «ветвями одного и того же политического организма, именуемого Путиным или Кремлем», — сказал Фишман.

Чтобы укрепить свою власть, Путин работал над уничтожением правительства и организаций гражданского общества. Тем самым он превратил Россию в замкнутый круг, не принимающий обратной связи и не терпящий инакомыслия. Централизация власти позволяет быстро демонстрировать военную силу — например, развертывание войск и авиаудары за несколько дней — и пугает своей способностью оправдывать военные действия в любой точке мира.

Но централизация власти также сделала государственную структуру чрезвычайно хрупкой. Односторонний поток информации предотвращает обратную связь о том, что не работает. Путин может использовать многие из тех же аргументов в Сирии, что и год назад в Украине, но Россия уже не та страна. Русские по-прежнему без энтузиазма относятся к военному вмешательству в Сирию, российская экономика находится в рецессии с почти 16-процентной инфляцией, а Путин платит за эти войны, беря деньги из пенсионных фондов. Институты, которые сейчас функционируют только для штамповки решений Путина, не могут решить эти проблемы, и создание нацистов и отслеживание российского общества до Сирии не избавят от этих фактов.

Функции парламента в федеративных государствах

Резюме

Данное исследование представляет собой сравнительный анализ принципа горизонтального и вертикального разделения властей в условиях федерализма. Обосновывается роль парламента в политической системе. Парламентаризм имеет особенности в федеративных государствах. Специфика парламентаризма определяется характером государственности в зависимости от конкретной формы политико-территориального устройства государства. Федерализм, являясь подсистемой в конституционном строе России, выступает как система по отношению к входящим в его состав институтам. В работе обращается внимание на чрезвычайную сложность формирования российского парламента в условиях мозаичности интересов различных социальных слоев и групп, неустойчивой и влиятельной многопартийности. Парламентаризм представляет собой сложную структуру законодательной власти, многофункциональную подсистему и неотъемлемую часть политической системы. Он хрупкий и неустойчивый. Автор приходит к выводу, что конституционные принципы российского федерализма представляют собой закрепленную Конституцией систему федеративных отношений, составляющих основы федеративных отношений в России. Они развиваются в других источниках конституционных основ российской государственности. Неотъемлемой характеристикой федерализма как политико-правового явления является обязательное наличие федерального и регионального уровней законодательной власти, вытекающее из принципа вертикального разделения властей.

Ключевые слова: Федерализм, парламентаризм, страна, штат, законодательный орган, федеративное государство

Введение

В условиях углубления федеральных реформ, кардинальных изменений в российском обществе важно определить эффективные пути оптимизации федеративного устройства. Поступательное развитие современного российского государства зависит от демократических федеративных принципов. В основу системы конституционных основ российского федерализма положены принципы, позволяющие рассматривать государство как федеративное и выявлять черты модели российского федерализма, отличающие ее от других моделей. Оценка их конституционно-правового закрепления проявляется в российской модели федерализма. Существует более 20 федеральных земель. Они включают в себя значительное количество субъектов, сформированных с учетом различных факторов: национальных, территориальных, историко-территориальных и др. Субъектами являются государственноподобные образования (или даже государства). Именно наличие государственной власти отличает их от автономных образований. У них есть своя система государственных органов. Почти все субъекты имеют свой законодательный орган. Субъекты федерации имеют и другие элементы государственности, в частности, конституции. Конституции основаны на федеральных конституциях.

Постановка проблемы

Теория и практика построения федеративного государства подтверждают, что оно основывается на национально-территориальном принципе организации и может быть устойчивым только в условиях конституционного равноправия всех субъектов. Основные проблемы, влияющие на процесс реформирования российского федерализма, связаны с представительной властью. В переходный период возрастает роль парламента как ведущего элемента парламентаризма, представительные институты, выполняющие законодательные функции, становятся центром конфликтов и взаимодействия различных политических сил, мобилизуют политические элиты, артикулируют групповые интересы и способствуют рационализации политических решений. .

Исследовательские вопросы

Российский федерализм как политико-правовое явление является одним из принципов современного российского конституционного строя и прямым фактором, влияющим на парламентаризм как способ организации государственной власти (Усанов, 2007).

В развитии российского парламентаризма можно выделить четыре основных этапа. На раннем этапе развития парламентаризма его источником является совещательный орган в Киеве, состоявший из бояр и знатных воинов. Законодательные акты разрабатывались и утверждались князем при участии приближенных к нему лиц. По-иному обстояли дела в Новгороде и Пскове, где основным законодательным органом называлось народное вече, которое избирало высших чиновников, изменяло законы, принимало решения по важным общественным вопросам. Это была традиция военной демократии родоплеменного периода, направленная на ограничение власти князя (Иналкаева и др., 2017).

Следующий период был связан с процессом объединения русских земель вокруг Москвы. В России существовали органы сословного представительства: Боярские думы и Земские соборы. При самодержавии они осуществляли полномочия общественных представителей. Третий этап включает период с начала XVIII века до 1917 года, который можно охарактеризовать как движение к буржуазному парламентаризму.

27 апреля 1906 года начала свою работу Первая Государственная Дума. Это был первый российский общенациональный парламент, в котором обсуждались законопроекты по аграрным вопросам: кадеты и депутаты думской рабочей группы. Однако 9 июляВ 1906 году Первая Дума прекратила свою работу. Вторая Государственная Дума работала с 20 февраля по 2 июня 1907 г. и провела только одно заседание. Третья Государственная Дума работала с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. За почти пять лет состоялось 611 заседаний, обсужден 2571 законопроект. Основной вопрос был аграрный.

Таким образом, попытка реализовать западный вариант разделения властей и парламентаризма в России потерпела неудачу, поскольку царизм не хотел иметь органа, осуществляющего законодательную власть, а личности не имели реальных прав и свобод, что и определило застойный характер развития парламентаризма. в России.

В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 г. сформировалась новая система представительной власти – Советы. 10 июля 1918 года была принята Конституция РСФСР. Она включала Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемых. Впервые понятие федерации было провозглашено в конституционном документе. Это была федерация, в состав которой входили только те территории, которые имели инорусский этнический состав: «Советы областей, отличающиеся своим особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы, управляемые областными съездами советов и их исполнительными тела. Эти автономные областные союзы входят в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (Иналкаева, 2019). , п. 1339).

Таким образом, с самого начала существования Советской Федерации субъектами признавались только те образования, которые отличались от российского по национальному составу населения. Национальные образования приобретали права автономий, а русские территории считались не более чем административно-территориальными единицами. «РСФСР не была федерацией в ее общем понимании» (Баглай, 2006, с. 12).

В связи с нетипичностью российского федерализма советского типа авторы оценили его как фиктивный. РСФСР была унитарным государственным органом, некоторые части которого имели автономный статус. В сложившихся условиях революционное настроение народа использовалось большевиками для распространения идей мировой социалистической революции и формирования для этой цели промежуточной государственно-правовой базы, основанной на принципе автономии других народов. Советская федерация была провозглашена переходной формой к полному единству трудящихся разных национальностей (Захаров, 2008).

Желание образовать федеративное государство с Россией выразили многие республики, возникшие после распада Российской империи. В Белоруссии, Украине и Закавказье эта проблема обострилась; велись интенсивные переговоры и обсуждения, заключались двусторонние и многосторонние соглашения. В результате была утверждена концепция союза равноправных республик в форме СССР. СССР был добровольным объединением народов, республики сохраняли за собой право выхода из Союза. В то же время СССР, созданный в 1922 не считался федеральным в классическом понимании этого слова. Это был Союз суверенных республик, из которых две были федеративными — РСФСР и Закавказская СФСР, в котором сохранялся суверенитет бывших республик и их право на выход из Союза. Это положение было включено в Конституцию СССР 1936 года. Еще в Конституции СССР 1977 г. раздел назывался «Национально-государственное устройство СССР», в котором использовалось понятие «федерализм», но в своеобразном контексте: «СССР — единое союзное многонациональное государство, образованное на принципе социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик» (ст. 70). союзные республики не были аналогичны автономным.Принцип социалистического федерализма основывался только на свободном самоопределении наций.К сожалению, акцент делался не на государственном строительстве.Граждане как представители любой нации имели равные права и свободы на всей территории территории, а на национальное строительство, что не совпадало с интересами в целом и приводило к противоречиям между нациями Стремление удовлетворить национальные интересы приводило к межэтнической напряженности п., и даже конфликты. Создание СССР ослабило государственное устройство РСФСР. К тому времени в Конституции СССР (1936) и РСФСР (1937), государство уже стало унитарным. В Конституции РСФСР названы 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имеющих национальные округа не названы). Автономные республики считались несуверенными образованиями. Их конституции были утверждены Верховным Советом РСФСР. Автономные области были неопределенными (Гумашвили, 2009).

В советский период сложилась новая система представительной власти – это Советы, это были массовые регулярно избираемые представительные органы нового социалистического типа. Они отличались от буржуазных парламентских республик. Однако с развитием российского общества они приобрели парламентские черты. Они не смогли стать настоящими парламентами из-за своих функций, противоречащих принципу разделения властей и вертикальной подчиненности представительных органов.

В Советском энциклопедическом словаре 1984 г. парламентаризм определялся как «система управления обществом со стороны буржуазии, при которой законодательные и исполнительные функции четко разграничены при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство формируется парламентом из членов партии, имеющей парламентское большинство и подотчетной ему. В целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также унификации законотворческой деятельности регионов 10 августа 2000 г. Президент подписал Указ «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». Российской Федерации». Он определил перспективы развития регионального законодательства, был направлен на повышение качества законодательных и иных нормативных правовых актов регионов и укрепление принципов и институтов законности. Одним из ключевых компонентов была системная законодательства Российской Федерации, реализующего единые принципы на всей территории страны и учитывающего национальные, культурные и социально-экономические особенности регионов9.0003

Федеративные отношения в России регулируются конституционно-правовыми актами (Глигич-Золотарева, 2009). Структурно система состоит из Конституции Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы, ратифицированные международные договоры, договоры между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами о разграничении полномочий, акты Конституционного Суда Российской Федерации; подзаконные акты федеральных органов, конституции, уставы, законы регионов, договоры между Российской Федерацией и регионами о разграничении полномочий, акты региональных конституционных судов; подзаконные акты органов государственной власти регионов; местные акты.

Основные черты, характеризующие современный российский федерализм, были закреплены в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (в редакции 2008, 2014, 2020 гг.). Последние изменения показали, что наблюдается тенденция к расширению полномочий федерации за счет сокращения полномочий регионов. Это унитаризация федераций. Это связано со стремлением центральной власти обеспечить одинаковый уровень жизни на всей территории федеративного государства, независимо от экономической дифференциации регионов. Эта цель требует централизованного правового регулирования, единого перераспределения материальных ценностей, выравнивания межрегиональных различий. Для российского федерализма характерно стремление обеспечить целостность России, укрепление ее вертикали и совершенствование механизма взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее регионов.

В России отношения между федеральным центром и регионами строятся на централизованной основе. Законодательная компетенция сосредоточена в федеральном центре. Сфера совместного ведения приближается к сфере ведения только Федерации. Центр способен регулировать все вопросы совместного ведения. Возможно, выход — дуалистический подход к разграничению юрисдикции между Федерацией и ее регионами. Главным результатом реформы должно стать установление предметов ведения Федерации и ее субъектов. Оставшиеся полномочия должны быть переданы Федерации.

Политика федерализма имеет стратегическое значение для Российской Федерации, ее государственности и ее многонационального народа. Продолжающаяся модернизация российского федерализма направлена ​​на усиление интеграционных тенденций и централизованных принципов государственного строительства. Теория разделения властей основана на принципе равенства всех ветвей власти. При этом подчеркнута особая роль законодательного органа. Парламент – орган, выражающий волю народа. Поэтому идея парламентаризма тесно связана с разделением властей.

Цель исследования

Цель — анализ российского федерализма как политико-правового явления, являющегося одним из принципов современного российского конституционного строя и непосредственным фактором, влияющим на парламентаризм как способ организации государственной власти; выявить особенности федеративного государства как двухуровневый характер органов государственной власти, двухуровневый характер законодательства в федеративном государстве; многообразие сложившихся взаимоотношений между органами государственной власти федерации (федеральными органами власти) и органами государственной власти регионов; разнообразие нормативных правовых актов.

Методы исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные (диалектико-материалистический, системный, синергетический, социологический и др.) и специальные (сравнительно-правовой, формально-правовой, историко-правовой и др.) методы. Всесторонний анализ познаваемых явлений государственно-правовой действительности требует их рассмотрения в процессе развития. Использовались следующие общенаучные методы исследования: анализ и синтез полученных результатов исследования, индукция и дедукция. Кроме того, использовались специальные методы (историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-функциональный, формально-правовой подход), моделирование.

Находки

Данная статья представляет интерес для студентов и преподавателей юридических факультетов. Теоретические выводы будут способствовать развитию научных знаний об особенностях федерализма и парламентаризма.

Заключение

Федерация — территориальная организация с федеральным правительством и автономными правительствами субъектов федерации. Это отражает организационный, учредительный аспект государственной власти в сложноустроенном политическом государстве, которым является федерация.). Территориальная целостность федеративного государства обеспечивается принципом единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).

Принцип единства системы государственной власти в федеративном государстве охватывает широкий круг функций государственного механизма, объединенных основополагающей концепцией единой государственности.

В ходе развития нового федерализма российская наука и практика уделяли внимание изучению мировой практики федеративных отношений. В классической теории федерализма выделяют несколько моделей федерализма (Гумашвили, 2009).).

Определенные модели федерализма создавались с учетом политического, экономического и культурного единства стран. Современный российский федерализм также исходит из исторического, экономического, политического единства федеративного российского общества, определяющего территориальную целостность государства, оптимальное сочетание централизма и децентрализма.

Система конституционных основ российского федерализма, определяющая содержание его модели, базируется на принципах, позволяющих рассматривать государство как федеративное и выявлять черты модели российского федерализма, отличающие ее от других моделей.

Ссылки

  • Баглай М.В. (2006). Конституционное право Российской Федерации. Учебник. Москва.

  • Глигич-Золотарева М.В. (2009). Теория и практика федерализма: системный подход. Наука.

  • Гумашвили, Л. Э. (2009). Формирование законодательного (представительного) органа государственной власти и избирательного законодательства Чеченской Республики. В Сборнике научных трудов. Комтехпринт.

  • Иналкаева К. С. (2019). Эффективность законодательства: теория и практика. Европейские исследования социальных и поведенческих наук, SCTCMG 2019, 1337–1344.

  • Иналкаева К.С., Тепсуев М.С., Матыева А.Р. (2017). Областные избирательные комиссии как институт прямой демократии. J. Home Arch., 9 (2), 1375–1387.

  • Лексин В. Н. (2009). Федеративная Россия и ее региональная политика. ИНФРА-М.

  • Усанов В.Е. (2007). Парламентаризм в России: конституционно-правовые основы формирования и деятельности [Кандидатская диссертация]. Москва.

  • Захаров А.Е. (2008). Унитарная Федерация. Пять этюдов о русском федерализме. Московская политическая школа. Стад.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *