Основные черты коммунизма: Коммунизм как идеальная социальная формация благополучия, равенства и справедливости

Коммунизм как идеальная социальная формация благополучия, равенства и справедливости

Коммунизм (лат. communis – совместный, общий) – это теоретическая социально-экономическая формация, основанная на всеобщем равенстве, справедливости и совместной (общей) собственности на средства производства. Коммунизм может построить только общество высокоразвитых, ответственных и исключительно сознательных людей, обладающих высочайшими моральными качествами.

Понятие “коммунизм” разными людьми трактуется по-разному. Так, В.И. Ленин утверждал, что коммунизм – это высшая степень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу. А Карл Маркс трактовал коммунизм как положительное выражение упразднения частной собственности.

  1. 1 Социализм – это не коммунизм
  2. 2 Введение термина «коммунизм»
  3. 3 Признаки коммунизма
  4. 4 Формы исторического развития коммунизма
  5. 5 История и причины появления теории коммунизма
    1. 5. 1 Коммунизм первобытного общества
    2. 5.2 Средневековые коммунистические идеи с христианским подтекстом
    3. 5.3 Эгалитарный коммунизм XVII-XVIII веков
    4. 5.4 Утопическая теория коммунизма
    5. 5.5 Научная теория коммунизма
  6. 6 Что можно представить попытками практики коммунизма
  7. 7 Закат коммунистической идеи
  8. 8 Антикоммунизм
  9. 9 Современная актуальность

Социализм – это не коммунизм

Задачу воспитания новых людей решить никогда не удавалось, поэтому на практике коммунистический проект никогда не осуществлялся и возможно, не будет реализован. Многие коммунизмом называют социалистический общественно-экономический уклад. Однако на деле социализм является лишь средством достижения идеальной цели, но никак не коммунизмом.

Лозунг социализма: «от каждого по способности, каждому по труду», совсем не похож на коммунистический: «от каждого по способности, каждому по потребностям».

Если при коммунизме работа — это органическая потребность каждого сознательного гражданина, то социализм предполагает экономическое и даже внеэкономическое принуждение к труду. По-другому распределяются материальные блага. Поэтому социализм – это совсем не коммунизм.

Введение термина «коммунизм»

В политический и научный лексикон термин коммунизм попал из французского языка (а туда из латыни). В 30-е XIX века, словом коммунист французы называли жителей трудовых общин с коллективной собственностью на основные производственные и социально-бытовые фонды. Многие французские обыватели коммунистами называли восставших ткачей Лиона в 1834 году, это придало слову радикальный окрас.

Полноценно термин стал частью политического дискурса в 1840 году в отношении последователей Гракха Бабёфа. Карл Маркс, впервые использовал понятие коммунизм в своих работах в 1842 году. Манифест коммунистической партии определил параметры применения термина, как краеугольного смыслового понятия в теории идеального будущего человечества.

Признаки коммунизма

Коммунизм является высшим уровнем формационного развития человечества и имеет следующие признаки:

  • полное отсутствие товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, принадлежащие всему обществу;

  • общество не разделено на антагонистичные классы, как следствие нет эксплуатации человека человеком;

  • обязательность трудовой деятельности, основанной не на принуждении, а на осознанной необходимости приносить пользу обществу;

  • произведённые сообща материальные блага распределяются по потребностям каждого члена коммунистического общества;

  • жизнедеятельность людей во всех сферах жизнедеятельности регулируется общественным самоуправлением.

Каждый гражданин сознательно вносит свой посильный вклад в развитие социальных процессов, ставя общественные интересы, выше личных.

Формы исторического развития коммунизма

  • Примитивный коммунизм – вид общественных отношений в первобытном обществе, когда добытые продукты и ресурсы распространялись между членами общества ровно в такой доле, которая была необходима для существования.

  • Военный коммунизм – один из видов насильного введения в общественные отношения элементов коммунизма. Такая государственная политика была актуальная в Советской России времён гражданской войны, а также в некоторых странах-участницах Первой Мировой войны.

  • Еврокоммунизм – политика современных коммунистических партий Западной Европы, предполагающая введение в общественную жизнь элементов советского социалистического строя, а также пытающихся завоевать власть мирным и демократическим путём.

  • Анархо-коммунизм – идея общественно-политического устройства, предполагающая полный отказ от государственного централизованного управления, установление социального равенства и всевозможных свобод. Попытки внедрения такой политики наблюдались в действиях Нестора Махно во времена Гражданской войны в России, а также в мероприятиях, проводимых анархо-синдикалистами в годы Гражданской войны в Испании.

История и причины появления теории коммунизма

Коммунистическое учение возникло на основе анализа прогрессивных социально-экономических элементов форм и идей прошедших эпох.

Коммунизм первобытного общества

До появления неравенства в первобытных общностях примитивный коммунизм был единственной формой обеспечения выживания. Археологи относят этот исторический период к каменному веку. Тогда все члены первобытных сообществ имели одинаковый доступ к средствам труда. Следовательно, и распределение полученного сообществом продукта, имел единые для всех основания.

 Каждый получал для себя столько благ, сколько общество считало нужным для поддержания его жизнедеятельности. Размер вклада каждого в «общий котёл» не влиял на долю полученного им продукта. Отсутствовала частная собственность, деление на классы (следовательно, и эксплуатация человека человеком), не было и государства. Однако дальнейшее развитие производственной базы привело к появлению неравенства и уходу первобытного коммунизма.

Средневековые коммунистические идеи с христианским подтекстом

Идея справедливости не умерла, а частью перешла в религию. Христианство не призывало к социальному равенству, но создало предпосылки для развития идей о справедливом обществе. Одну из таких идей – философию бедности, можно условно назвать коммунистической. В XIII-XIV веках, часть монашеского ордена францисканцев решительно выступила против возведения частной собственности в абсолют и одновременно против монашеского аскетизма.

Их идеалом была бедность, в ней они видели стимулы к праведности и спасения. При этом францисканцы не имели в виду общее имущество, а сознательный отказ от него, во имя общественного блага. Эти мысли нашли своё выражение в лозунгах радикальных гуситов (таборитов) и восставших под предводительством Т. Мюнцера немецких крестьян. Такие идеи можно назвать коммунистическими, имея в виду их религиозную подоплёку.

Эгалитарный коммунизм XVII-XVIII веков

Английская и Великая Французская буржуазные революции привнесли, светскую концепцию коммунизма. Она основывалась на идее уравнивания (уравнительность – egalitaire) членов общины в правах владения коллективной собственностью. При этом сглаживался конфликт между общественной и индивидуальной собственностью свободных и равноправных общинников.

Теорию светского коммунизма начали разрабатывать Томас Мор и Томазо Кампанелла, продолжили французские просветители XVIII века Этьен Морелли и Габриэль Мабли. Они видели основную проблему общественного развития не в экономике, а в морали и политике. Поэтому их идея коммунизма, базировавшаяся на уравнительности и аскетизме, не была понята в широких массах народа.

Утопическая теория коммунизма

С утверждением капиталистических отношений в Европе появилась идеология рабочего (утопического) социализма, а уже в её контексте был обоснован утопический коммунизм. Теоретики утопического социализма: Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Анри Сен-Симон обосновали свои представления об обществе всеобщей справедливости, о труде, как средстве для приобретения материальных благ и даже морального наслаждения.

Сходство утопического социализма с коммунизмом заканчивалось на признании социалистами-утопистами частной собственности, а так же имущественного расслоения. Обличая капиталистическую эксплуатацию и допуская неравенство, они делали свои коммунистические и социалистические взгляды совершенно утопичными. В России такие идеи были у А. Герцена и Н. Чернышевского.

Научная теория коммунизма

Высокая социально-политическая и революционная активность масс 30-40-х годов XIX века, достижения философской и экономической мысли, подвигли Карла Маркса к научной проработке идеи коммунизма. Источниками для создания грандиозной концепции коммунизма послужили немецкая материалистическая философия (Г. Гегель), английская политэкономия (А. Смит), французский утопический социализм.

Материалистический анализ исторических процессов, вскрытие истинной природы прибавочной стоимости и эксплуатации позволили К. Марксу и Ф. Энгельсу научно обосновать теорию коммунизма, как самоуправляемых, высокоорганизованных, сознательных и свободных трудящихся. В дальнейшем научный коммунизм стал одним из трёх столпов марксизма-ленинизма, рядом с политэкономией социализма (ПЭС) и марксистско-ленинской философией (МЛФ).

Что можно представить попытками практики коммунизма

Как известно коммунизма, как особой общественно-экономической формации в природе не существовало. Но можно представить попытки воплощения идей марксизма-ленинизма в СССР, как практический коммунизм. Опыт строительства социализма (коммунизма) по марксистко-ленинской модели коммунизма выявил недостатки в социальной, политической, экономической и духовной концепциях коммунизма:

  1. Недооценка роли естественных различий людей в условиях разделения социальных интересов.

  2. Монизм – попытка коммунистов свести к единому началу социальное, политическое, экономическое и духовное многообразие общества.

  3. Противоречие теории общественного самоуправления и практики диктатуры пролетариата.

Подобные моменты характерны для попыток построить коммунизм в СССР, «в отдельно взятой стране». Коммунизм Китая и стран третьего мира имел ещё более ярко выраженные противоречия, доводящие практику до ужасающего абсурда, например коммунистическая диктатура Пол Пота в Кампучии.

Закат коммунистической идеи

В последнем десятилетии XX века, большинство стран, строящих коммунизм во главе с СССР, уступили в конкурентной гонке с капитализмом. Эффективность экономики ведущих западных держав наглядно продемонстрировала многим слабые стороны социализма (как стадии предшествующей коммунизму). Капитализм победил, не разрешив своих внутренних противоречий, сумев обойти неповоротливую политическую систему социализма на тактическом уровне.

Социалистические режимы утратили стимулы к строительству коммунизма в силу перерождения советского общества. Идея коммунизма потеряла привлекательность тогда, когда многие осознали её недостижимость. Признав это истиной, советское общество приняло должным «закат коммунизма» не только дома, но и по всему миру. Однако за закатом всегда приходит рассвет.

Антикоммунизм

Против коммунизма, ещё с момента его оформления как научной теории с разным уровнем эффективности работает антикоммунизм. Симбиоз политических доктрин, идеологий и практических деяний, направленных на борьбу с коммунизмом называют Антикоммунизмом. Целью этого политического течения является дискредитация идеи коммунизма, критика попыток его практической реализации.

Современная практика антикоммунизма имеет чёткую направленность против рудиментарного марксизма-ленинизма. Поэтому само понятие антикоммунизм обозначает не противодействие гипотетической идеологии бесклассового устройства общества. Оно означает борьбу с коммунистической практикой, выраженной в политике коммунистических стран и народных движений.

Современная актуальность

Явные недостатки в практике строительства коммунизма не ликвидировали идею, как негодную к использованию. Осталось несколько стран (КНР, Куба, Вьетнам), которые не отказались от коммунизма, как перспективы своего развития. В настоящее время коммунистические идеи возвращают своё влияние повсеместно.

Не отказавшиеся от своей идеологии старые партии и возникшие недавно левые движения не подвержены соображениям конъюнктуры. Они принимают во внимание общественные настроения, которые складываются в силу решительного наступления капитализма на права и свободы трудящихся. Вековая мечта возвращается в головы угнетённых, и это новый шанс для коммунизма.


Литература:

  1. К. Маркс и Ф. Энгельс.Манифест Коммунистической партии. — Москва: ИТРК, 2007.. — 67 с. — ISBN
  2. Философский словарь.под ред. М. М. Розенталя. Издание третье. М.: Политиздат, 1972. С. 379
  3. Словарь-справочник по обществоведению и основам Советского государства и права: Пособие для учащихся/Сост. Н. С. Чернавин. М.: Просвещение, 1985, — 207

Основные черты коммунизма . История марксизма-ленинизма. Книга первая (40-е годы XIX века – 1871 год)

С позиций научного коммунизма «Манифест» подверг критике отношения, институты и идеологию буржуазного общества, противопоставляя им соответствующие черты будущего, коммунистического общества.

Относительно собственности Маркс и Энгельс давали важное разъяснение: коммунистами провозглашается «не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности»[710]. Это разъяснение было нужно потому, что, во-первых, в среде Союза коммунистов еще не вполне были изжиты шедшие от вейтлингианства нереалистические и неисторичные представления об уничтожении всякой собственности (и замене ее «общностью имущества») и, во-вторых, такими представлениями злоупотребляли буржуазные и мелкобуржуазные идеологи, например Штирнер и Прудон, уверяя, будто коммунисты хотят «уничтожить собственность, лично приобретенную, добытую своим трудом, образующую основу всякой личной свободы, деятельности и самостоятельности»[711].

«Манифест» выяснял несостоятельность таких обвинений. Он указал, что уничтожение ранее существовавших отношений собственности не является чем-то, присущим исключительно коммунизму. Отношения собственности и ранее подвергались историческим преобразованиям. Например, французская революция заменила феодальную собственность собственностью буржуазной. И буржуазную собственность ждет подобная участь. Что же касается мелкобуржуазной, мелкокрестьянской собственности, то она исторически предшествовала собственности буржуазной, и ее можно считать добытой своим трудом. Но коммунистам «нечего ее уничтожать, развитие промышленности ее уничтожило и уничтожает изо дня в день»[712].

В отличие от других классов буржуазного общества у пролетариев нет собственности. В этом состоит особенность пролетариата, который формировался из разорявшихся мелких собственников. Наемный рабочий получает от буржуазии лишь то, что необходимо для воспроизводства его жизни. По этому поводу в «Манифесте» говорилось: «Мы вовсе не намерены уничтожить это личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни, присвоение, не оставляющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом.

Мы хотим уничтожить только жалкий характер такого присвоения, когда рабочий живет только для того, чтобы увеличивать капитал, и живет лишь постольку, поскольку этого требуют интересы господствующего класса»[713].

Относительно же буржуазной собственности в «Манифесте» указывалось, что она не является результатом личного труда капиталиста. Капитал, то есть «собственность, эксплуатирующую наемный труд, собственность, которая может увеличиваться лишь при условии, что она порождает новый наемный труд, чтобы снова его эксплуатировать»[714], авторы «Манифеста» характеризовали как «коллективный продукт», который может быть приведен в движение «лишь совместной деятельностью многих членов общества, а в конечном счете – только совместной деятельностью всех членов общества… Капитал – не личная, а общественная сила»[715]. Далее делался вывод о том, что если капитал будет превращен в коллективную собственность, принадлежащую всем членам общества, то «это не будет превращением личной собственности в общественную.

Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер»[716].

По поводу лицемерного ужаса буржуа перед намерением уничтожить частную собственность Маркс и Энгельс напоминали: «…в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых… Мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества»[717].

В связи с частной собственностью (которую идеологи буржуазии и по сей день выдают за основу личной свободы и самостоятельности людей[718]) в «Манифесте» рассмотрены проблемы личности и свободы в буржуазном обществе и при коммунизме.

Маркс и Энгельс показали, что в буржуазном обществе живой труд есть лишь средство увеличивать труд накопленный, который в силу частной собственности превращается в капитал. И именно капитал, монополизируемый собственниками, «обладает самостоятельностью и индивидуальностью, между тем как трудящийся индивидуум лишен самостоятельности и обезличен». В рамках буржуазных производственных отношений под свободой «понимают свободу торговли, свободу купли и продажи»[719]. Буржуазные отношения и вместе с ними буржуазная личность, буржуазная самостоятельность, буржуазная свобода действительно должны быть упразднены при коммунистическом преобразовании общества. Но это вовсе не означает, что коммунизм будто бы вообще упраздняет свободу и обезличивает индивидуума.

«Коммунизм, – гласит „Манифест“, – ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд»[720]. В коммунистическом обществе накопленный труд превращается в «средство расширять, обогащать, облегчать жизненный процесс рабочих»[721]. Здесь личность не только не будет принижена, но, наоборот, получит все условия для расцвета, ибо коммунизм означает, что на место общества с классами и классовыми противоположностями приходит «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»[722]. Таким образом, высокопарные речи буржуа о свободе если и имеют какой-то смысл, то «лишь по отношению к несвободному торгашеству, к порабощенному горожанину средневековья, а не по отношению к коммунистическому уничтожению торгашества, буржуазных производственных отношений и самой буржуазии»[723].

«Манифест» раскрывал также несостоятельность буржуазных измышлений о семье, воспитании и образовании при коммунизме.

Саркастически высмеивая «высокоморальный ужас» буржуазии перед мнимой общностью жен при коммунизме, «Манифест» указал, что именно буржуазная семья, буржуазный брак вместе с вынужденной бессемейностью пролетариев и публичной проституцией означают в действительности общность жен. Но так как и для буржуазной семьи, и для проституции основанием служат буржуазные производственные отношения, та и другая «вместе исчезнут с исчезновением капитала»[724], с уничтожением частной собственности, буржуазных производственных отношений.

«Манифест» подчеркивал, что при коммунизме упразднению подлежит не образование вообще, мнимую гибель которого оплакивает буржуазия, а лишь буржуазное классовое образование, которое при господстве буржуазии оборачивается для трудящихся превращением их в придаток машины.

Коммунисты, обосновывая необходимость общественного воспитания детей при новом общественном строе, «не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса»[725].

В ответ на обвинения в адрес коммунистов, будто они хотят отменить отечество и национальность, «Манифест» указывал: «Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса, конституироваться как нация, он сам пока еще национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия»[726]. В этих положениях, направленных против буржуазного понимания вопроса, разумеется, нет ни национального нигилизма, ни антипатриотизма. В них – отказ лишь от насаждаемого буржуазией под видом патриотизма тлетворного национализма, который под флагом любви к отечеству, с одной стороны, подчиняет рабочих своей национальной буржуазии, а с другой – препятствует интернациональной солидарности рабочих разных стран.

«„У рабочего нет отечества“, – разъяснял Ленин, – это значит, что (?) экономическое положение его (le salariat[727]) не национально, а интернационально; (?) его классовый враг интернационален; (?) условия его освобождения тоже; (?) интернациональное единство рабочих важнее национального»[728].

С позиций исторического материализма «Манифест Коммунистической партии» объяснял действительный смысл идеологических представлений буржуазии, с которыми она выступает против коммунизма и которые выдает за вечные нормы и законы природы и разума. «Нужно ли особое глубокомыслие, – ставил вопрос „Манифест“, – чтобы понять, что вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия, – одним словом, их сознание? Что же доказывает история идей, как не то, что духовное производство преобразуется вместе с материальным? Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса»[729].

Поэтому Маркс и Энгельс считали излишним оспаривать буржуазные представления о тех или иных общественных явлениях и их значении. «Ваши идеи, – говорили своим противникам авторы „Манифеста“, – сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса»[730].

Касаясь заявлений о том, что коммунизм отменяет «вечные истины», религию и нравственность, «Манифест» разъяснял, что вследствие классово-антагонистического характера исторического процесса «общественное сознание всех веков, несмотря на все разнообразие и все различия, движется в определенных общих формах, в формах сознания, которые вполне исчезнут лишь с окончательным исчезновением противоположности классов»[731]. Поскольку же коммунистическая революция коренным образом преобразует общественные отношения, она в ходе своего развития «самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого»[732].

Из этого не следовало, конечно, что коммунизм отменяет принципы и нормы морали вообще; он решительно порывает лишь с моралью классово-антагонистического, эксплуататорского общества. Вместе с тем авторы «Манифеста», указав на то, что между идеями коммунистического общества и идеями, характерными для общества классово-антагонистического, возникнет самый решительный разрыв, предсказали, что не только отдельные идеи, но даже формы сознания, существовавшие на протяжении ряда эпох и присущие частнособственническому обществу, при коммунизме исчезнут.

Таким образом, в противовес карикатурным изображениям коммунизма буржуазными и мелкобуржуазными идеологами Маркс и Энгельс в «Манифесте» выявили подлинные черты будущего, коммунистического общества как воплощения социального прогресса, показали его истинно гуманистическую природу. Коммунистическая революция, подчеркнули авторы «Манифеста», навсегда покончит со всеми видами социального неравенства и угнетения, паразитического существования одного человека за счет другого. Исчезнут классовые противоречия и различия, полностью будет ликвидирован национальный гнет, причины, порождающие войны между народами, колониальное угнетение. «Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой»[733]. Бурное развитие производительных сил будет использовано в интересах всестороннего удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Возникнут реальные возможности для преодоления противоположности между умственным и физическим трудом, чему будет способствовать «соединение воспитания с материальным производством»[734], а также для преодоления противоположности между городом и деревней. Сельское население избавится от «идиотизма деревенской жизни». Будут созданы условия для подлинного расцвета человеческой личности, для проявления и развития индивидуальных способностей каждого, для установления гармонического единства интересов личности и общественных интересов.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс как бы приоткрыли завесу над будущим человечества. Они выступили провозвестниками грядущего коммунистического общества, причем не в виде красочной фантазии, как это было в сочинениях социалистов-утопистов, а в том реальном облике, прогнозировать который уже тогда позволяли их научный метод и материалистическое понимание истории.

Все о Особенности коммунистического общества

В коммунистическом обществе плановая экономика является доминирующим способом производства. Это означает, что средства производства принадлежат и контролируются государством, а не отдельными капиталистами. Отмена частной собственности также является ключевой чертой коммунизма, поскольку она гарантирует, что все члены общества имеют доступ к ресурсам, необходимым им для жизни. Наконец, социализм и коммунизм часто ошибочно принимают друг за друга. Итак, мы узнаем о социализме против коммунизма. Однако между этими двумя идеологиями есть несколько ключевых различий. В этом блоге мы более подробно рассмотрим особенности коммунистического общества!

Особенности коммунистического общества

Коммунистическое общество — это общество, в котором средства производства принадлежат всему сообществу, а распределение товаров и услуг основано на потребности, а не на прибыли.

Существуют различные черты коммунистического общества, наиболее важными из которых являются плановая экономика и отмена частной собственности.

Центральная плановая экономика

Это экономическая система, в которой центральная власть. Централизованное плановое хозяйство — самая отличительная черта коммунистического общества. Это экономическая система, в которой правительство, а не рынок, определяет распределение ресурсов и то, какие товары и услуги будут производиться. Централизованное плановое хозяйство строится по принципу «каждому по потребности, от каждого по способностям». Это означает, что центральная власть распределяет ресурсы в зависимости от того, что нужно людям и что они могут производить.

Отмена частной собственности

Отмена частной собственности — еще одна отличительная черта коммунистического общества. В коммунистическом обществе нет частной собственности. Государству принадлежит вся собственность и средства производства. Это означает, что в коммунистическом обществе нет неравенства. Государство обеспечивает нужды людей и в деньгах не нуждается.

Коллективная собственность

В коммунистическом обществе средства производства принадлежат государству. Это отличается от социализма, который представляет собой экономическую систему, в которой средства производства принадлежат рабочим. При коммунизме государство владеет средствами производства и контролирует экономику. Государство централизовало экономическое планирование и принятие решений.

В коммунистическом обществе нет частной собственности. Государству принадлежит вся собственность и средства производства. Это означает, что в коммунистическом обществе нет неравенства. Государство обеспечивает нужды людей и в деньгах не нуждается.

Нет несправедливого разрыва

В коммунистическом обществе не существует несправедливого разрыва между богатыми и бедными. Государство централизовало экономическое планирование и принятие решений. Это означает, что государство распределяет ресурсы исходя из того, что нужно людям и что они могут производить. В коммунистическом обществе нет места неравенству.

Обеспечение потребностей

В коммунистическом обществе государство обеспечивает потребности людей. Государству принадлежит вся собственность и средства производства. Это означает, что государство может распределять ресурсы в зависимости от потребности. Государство обеспечивает нужды людей и в деньгах не нуждается.

Коммунистическое общество — это эгалитарное общество, в котором нет места неравенству. Государство централизовало экономическое планирование и принятие решений. Это означает, что государство распределяет ресурсы исходя из того, что нужно людям и что они могут производить. Государство обеспечивает нужды людей и в деньгах не нуждается. В коммунистическом обществе люди равны и нет места неравенству.

Социализм против коммунизма

Существует большая разница между социализмом и коммунизмом. вот основное различие между ними:

  • В социалистическом обществе средства производства принадлежат центральному правительству, а в коммунистическом обществе центральное правительство отсутствует и собственность I частная собственность упразднена, а при коммунизме она не
  • Социалистические общества, как правило, имеют плановую экономику, в то время как коммунистические общества не имеют
  • Социализм стремится к равенству всех членов общества, а коммунизм стремится к равенству общества в целом
  • При социализме еще есть частная собственность, а при коммунизме ее нет
  • В коммунистическом обществе все члены должны работать на общее благо, в то время как в социалистическом обществе люди работают на себя и получают вознаграждение в соответствии с их работой
  • При коммунизме вся собственность принадлежит обществу, а при социализме еще существует частная собственность
  • В коммунистическом обществе нет центрального правительства, а в социалистическом обществе центральное правительство владеет средствами производства

Заключение

В заключение, черты коммунистического общества таковы: экономическое планирование посредством централизованно управляемой экономики, распределение ресурсов по потребностям, общественная собственность на средства производства и устранение классовых различий. Эти принципы были реализованы в странах по всему миру с неоднозначными результатами.

Коммунизм | Определение, история, разновидности и факты

Карл Маркс

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Владимир Ленин Мао Зедун Иосиф Сталин Никита Хрущев Лев Троцкий
Похожие темы:
Национальный коммунизм еврокоммунизм демократический централизм первобытный коммунизм анархо-коммунизм

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое коммунизм?

Коммунизм — политическая и экономическая система, направленная на создание бесклассового общества, в котором основные средства производства, такие как шахты и фабрики, принадлежат и контролируются обществом. Нет ни государственной, ни частной собственности, ни валюты, а богатство делится между гражданами поровну или в соответствии с индивидуальными потребностями. Многие постулаты коммунизма восходят к работам немецкого революционера Карла Маркса, который (вместе с Фридрихом Энгельсом) написал Коммунистический манифест (1848 г. ). Однако на протяжении многих лет другие вносили вклад — или коррупцию, в зависимости от точки зрения, — в марксистскую мысль. Возможно, самые влиятельные изменения были предложены советским лидером Владимиром Лениным, который особенно поддерживал авторитаризм.

Ленинизм

Узнайте о ленинизме.

Какие страны являются коммунистическими?

Когда-то около одной трети населения мира жило при коммунистическом правительстве, особенно в республиках Советского Союза. Сегодня коммунизм является официальной формой правления только в пяти странах: Китае, Северной Корее, Лаосе, Кубе и Вьетнаме. Однако ни один из них не соответствует истинному определению коммунизма. Вместо этого можно сказать, что они находятся на переходной стадии между концом капитализма и установлением коммунизма. Такая фаза была намечена Карлом Марксом и включала в себя создание диктатуры пролетариата. Хотя во всех пяти странах авторитарные правительства, их приверженность упразднению капитализма вызывает споры.

Подробнее читайте ниже: Коммунизм сегодня

Чем коммунизм отличается от социализма?

Вопрос о том, чем именно коммунизм отличается от социализма, уже давно является предметом споров. Карл Маркс использовал эти термины взаимозаменяемо. Однако для многих различие можно увидеть в двух фазах коммунизма, обозначенных Марксом. Первая — это переходная система, в которой рабочий класс контролирует правительство и экономику, но при этом платит людям в зависимости от того, как долго, усердно или хорошо они работают. Капитализм и частная собственность существуют, хотя и в ограниченной степени. Эта фаза широко рассматривается как социализм. Однако в полностью реализованном коммунизме Маркса в обществе нет ни классовых разделений, ни правительства, ни личной собственности. Производство и распределение товаров основано на принципе «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

социализм

Подробнее о социализме.

Каковы истоки коммунизма?

Хотя термин коммунизм не использовался до 1840-х годов, общества, которые можно считать коммунистическими, были описаны еще в 4 веке до нашей эры, когда Платон написал Республику . В этой работе описывалось идеальное общество, в котором правящий класс посвящает себя служению интересам всего общества. Первые христиане практиковали простую форму коммунизма, и в 9 в.0101 Utopia (1516) английский гуманист Томас Мор описал воображаемое общество, в котором деньги упразднены и люди делят пищу, дома и другие блага совместно. Однако наиболее широко коммунизм отождествляется с Карлом Марксом, который изложил систему вместе с Фридрихом Энгельсом в «Коммунистическом манифесте » (1848 г.). Принятие Марксом коммунизма было частично мотивировано несправедливостью, вызванной промышленной революцией.

Подробнее ниже: Историческая справка

коммунизм , политическая и экономическая доктрина, направленная на замену частной собственности и экономики, основанной на получении прибыли, общественной собственностью и общественным контролем по меньшей мере над основными средствами производства (например, шахтами, мельницами и фабриками) и природными ресурсами общество. Коммунизм, таким образом, является формой социализма — более высокой и передовой формой, по мнению его сторонников. Вопрос о том, чем именно коммунизм отличается от социализма, уже давно является предметом споров, но различие в значительной степени основывается на приверженности коммунистов революционному социализму Карла Маркса.

Как и большинство писателей XIX века, Маркс имел тенденцию использовать термины коммунизм и социализм взаимозаменяемо. Однако в своей «Критике Готской программы » (1875 г.) Маркс определил две фазы коммунизма, которые последуют за предсказанным ниспровержением капитализма: первая будет переходной системой, в которой рабочий класс будет контролировать правительство и экономику, но все еще считают необходимым платить людям в соответствии с тем, как долго, усердно или хорошо они работали, а вторым был бы полностью реализованный коммунизм — общество без классового деления и правительства, в котором производство и распределение благ основывались бы на принципе: От каждого по способностям, каждому по потребностям». Последователи Маркса, особенно русский революционер Владимир Ильич Ленин, подхватили это различие.

В Государство и революция (1917) Ленин утверждал, что социализм соответствует Марксову первой фазе коммунистического общества, а собственно коммунизм — второй. Ленин и большевистское крыло Российской социал-демократической рабочей партии закрепили это различие в 1918 году, через год после того, как они захватили власть в России, взяв название Всероссийская коммунистическая партия. С тех пор коммунизм во многом, если не исключительно, отождествлялся с формой политической и экономической организации, разработанной в Советском Союзе и впоследствии принятой в Китайской Народной Республике и других странах, управляемых коммунистическими партиями.

Фактически, на протяжении большей части 20-го века около одной трети населения мира жило при коммунистических режимах. Эти режимы характеризовались правлением одной партии, не терпящей оппозиции и небольшого инакомыслия. Более того, вместо капиталистической экономики, в которой люди соревнуются за прибыль, партийные лидеры установили командную экономику, в которой государство контролировало собственность, а его бюрократы определяли заработную плату, цены и производственные цели. Неэффективность этих экономик сыграла большую роль в распаде Советского Союза в 1991, а остальные коммунистические страны (за исключением Северной Кореи) теперь допускают большую экономическую конкуренцию, твердо придерживаясь однопартийного правления. Удастся ли им это начинание, пока неизвестно. Успех или поражение, однако, коммунизм явно не является той силой, которая потрясла мир, как это было в 20-м веке.

Хотя термин коммунизм не использовался до 1840-х годов — он происходит от латинского communis , означающего «общий» или «общий», — представления об обществе, которое можно считать коммунистическим, появились еще 4 век до н.э. В идеальном состоянии, описанном Платоном в Республика , правящий класс опекунов посвящает себя служению интересам всего сообщества. Платон утверждал, что поскольку частная собственность на товары развращает их владельцев, поощряя эгоизм, опекуны должны жить как большая семья, которая разделяет общую собственность не только на материальные блага, но также на супругов и детей.

Другие ранние представления о коммунизме черпали вдохновение в религии. Первые христиане практиковали простой вид коммунизма — как описано, например, в Деяниях 4:32–37 — и как форму солидарности, и как способ отказа от мирских владений. Подобные мотивы позже вдохновили создание монашеских орденов, в которых монахи давали обеты бедности и обещали делиться своими немногими мирскими благами друг с другом и с бедными. Английский гуманист сэр Томас Мор расширил этот монашеский коммунизм в Utopia (1516), в котором описывается воображаемое общество, в котором деньги упразднены, а люди делят еду, дома и другие блага вместе.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Затем последовали другие вымышленные коммунистические утопии, в частности Город Солнца (1623 г.) итальянского философа Томмазо Кампанеллы, а также попытки претворить коммунистические идеи в жизнь. Пожалуй, наиболее примечательной (если не печально известной) из последних была теократия анабаптистов в вестфальском городе Мюнстере (1534–35), закончившаяся военным захватом города и казнью его лидеров. Английские гражданские войны (1642–1651 гг.) побудили диггеров отстаивать разновидность аграрного коммунизма, при котором Земля будет «общей сокровищницей», как это предвидел Джеррард Уинстенли в Закон Свободы (1652) и другие работы. Это видение не разделял Протекторат во главе с Оливером Кромвелем, жестко подавивший диггеров в 1650 году.

Это был не религиозный переворот и не гражданская война, а технологическая и экономическая революция — промышленная революция конца 18-го и начала 19-го веков — которая дала импульс и вдохновение для современного коммунизма. Эта революция, приведшая к значительному повышению экономической производительности за счет все более бедствующего рабочего класса, побудила Маркса думать, что классовая борьба, господствовавшая в истории, неизбежно ведет к обществу, в котором процветание будет разделяться всеми через общее владение имуществом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *