Основание новгорода: История города

История города

  • Статьи о Новгороде

Великий Новгород — один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-Западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород — родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Великий Новгород — один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины сюда пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля — степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.

 

Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели — проложить торговый путь «из варяг в греки» Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве

Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни — Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.

Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.

Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.

С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья — Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.

При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия — потомки родоплеменных вождей — получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей «Вольности в князьях». Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.

Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.

В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси «татарского выхода», снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов.

Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.

На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.

Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское «предательство» военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а «переветник» Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.

Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский

Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород «миром». Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.

Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.

XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.

Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.

Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение.

XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 — 1617 гг. он был оккупирован шведами, вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.

Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале XVIII века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.

ОСНОВАНИЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА . Русь Новгородская

859 год — самая ранняя дата летописного свидетельства о Великом Новгороде. Летописец упоминает о Новгороде как о городе, возведенном племенем словен. Конечно, эта дата основания Новгорода условна, как условны и многие другие летописные датировки исторических событий.

Для возникновения славянских городов большое значение имела система рек Восточной Европы. «Реки служили не только коммуникациями внутри территорий восточного славянства, но и важнейшими артериями, связывавшими Русь с внешним миром. Положение Киева позволяло ему контролировать путь вниз по Днепру, на Черное море и Византию. Новгород запирал путь по Волхову, который выводил к Ладоге и далее через Неву в Финский залив и на Балтику» {16} .

Славяне построили Новгород в центре огромной речной системы. Удачно выбранное местоположение позволило Новгороду в дальнейшем стать одним из богатейших городов Европы и сердцем великой державы.

«Географические выгоды расположения района истока Волхова нельзя недооценивать. Именно здесь сходилась разветвленная сеть рек, охватывавшая обширные территории, и соединялись важнейшие маршруты международных путей» {17} .

Реки имели немалое значение и для внутренней жизни Новгородского государства. Они соединяли воедино его обширную территорию. Водоразделы же между речными системами служили естественными границами с соседними русскими землями.

«Поразительно обширны и разносторонни были новгородские торговые и культурные связи. Трудно представить себе другой город, местоположение которого было бы так выгодно в Средние века, как положение Великого Новгорода. В те времена, когда сухопутные связи имели меньшее значение, чем водные, Новгород бесконечно выигрывал по сравнению с другими русскими городами, так как стоял… на стыке пути „из Варяг в Греки“ с гигантским Волжским путем на Восток…Однако одними географическими данными нельзя объяснить рост и значение Новгорода. Ведь географию определяют прежде всего люди. На протяжении многих веков новгородцы представляются нам отважными, смышлеными, искусными людьми, смелыми путешественниками, дерзкими в войнах и в дальних странствованиях» {18} .

* * *

«История Новгорода, как она видна сегодня, пережила несколько этапов. Поначалу на его территории возникли небольшие поселки. Один из них был основан пришельцами с Днепра, получившими на новом месте имя ильменских словен. Словене заняли восточный берег Волхова и назвали свой городок Холмом или Славном» {19} . Напротив этого поселения на западном берегу Волхова в IX веке возник городок Людин. Его основали кривичи, одно из племен западных славян, выходцев с территории современной Польши. На этом же берегу Волхова располагался Неревский поселок, который принадлежал местному финно-угорскому племени.

«Политическое объединение поселков приводит к созданию общего административного центра Детинца — он и стал Новым городом по отношению к создавшим его городкам-концам. Каждый из этих городков был центром принадлежавшей ему округи, а Детинец стал столицей громадного межэтнического объединения всего русского Северо-Запада» {20} .

В Детинце не было жилой застройки, там находились площадь, на которой проходили вечевые собрания, и языческое капище. Новгородцы продолжали жить в постепенно разраставшихся поселках-концах. В них ведущие позиции занимала старая племенная знать, из которой возникло новгородское боярство. В каждом конце существовали комплексы усадеб, принадлежавших определенному боярскому роду. В этих усадебных комплексах жили и зависимые от бояр новгородцы. Бояр, проживавших в усадебных комплексах концов, возглавлял посадник.

Новгород был по сущности федерацией пяти концов, которые имели собственное самоуправление. Бояре, занимая в этом самоуправлении ведущее место, одновременно представляли концы и во властных структурах общеновгородского уровня {21} .

На территории между «концами» с течением времени начали селиться новые переселенцы. Эти свободные горожане не были зависимы от боярских родов. Их поселки стали называться «сотнями». В дальнейшем десять новгородских сотен возглавил тысяцкий.

С ростом города к первоначальным трем концам — Славенскому, Людину, Неревскому — в XII веке прибавился четвертый — Плотницкий, а в XIII веке пятый — Загородский.

После принятия христианства новгородцы уничтожили языческое капище в Детинце и возвели на его месте главный городской храм — собор Святой Софии. Детинец становится резиденцией новгородских епископов, а собор — их кафедральным храмом и духовным оплотом народного веча.

* * *

Великий Новгород развивался быстро. На общеевропейском фоне он выделялся обустроенностью городского хозяйства. Д. С. Лихачев писал: «Городское благоустройство Новгорода оставляло позади себя многие города Западной Европы. Уже в XI веке в Новгороде мостили улицы… Между тем, главная улица Парижа была впервые замощена в 1184 году. В Западной Европе первые мостовые появляются лишь в конце XII века… Улицы Новгорода были узки, но извилистая форма, типичная для средневекового города, не была преобладающей в Новгороде. Вдоль улиц были положены желоба и трубы для сточных вод. Ярославово Дворище имело первый в Северной Европе водопровод, по которому в деревянных трубах бежала чистая ключевая вода» {22} .

Великий Новгород был одним из крупнейших городов средневековой Европы. «В конце XIII века Новгород являлся самым большим и самым благоустроенным русским городом, не уступавшим западноевропейским городам, а в некотором отношении (устройство мостовых и водопровода) опережал их. По подсчетам исследователей, Новгород в это время превосходил по своей численности — 30 тысяч жителей — такие города Европы, как Лондон, Гамбург и Гданьск, насчитывавшие по 20 тысяч жителей» {23} .

Вплоть до завоевания Москвой в XV веке Великий Новгород продолжал входить в число самых крупных городов Европы. Иностранцы удивлялись его величию и мощи. Европейцы посещали Новгород более всех других русских городов. Для многих на Западе знания о Руси сводились только к информации о Новгородской земле. Некоторые составители географических руководств называли Новгород даже столицей всей Руси.

Некоторые историки любят подчеркивать, что в Новгородской земле, кроме самого Новгорода, не было крупных городов. Они рисуют картину, взглянув на которую, видишь посреди огромной территории только одну столицу. Фактически эти историки утверждают, что Новгородская республика была государством одного города — Новгорода. Правда ли это?

Бесспорно, Новгород являлся самым крупным городом государства. Правда и то, что именно в нем, и ни в каком другом городе, находился центр государственной, общественной, церковной и экономической жизни республики. Однако представлять Новгородскую землю пустыней несправедливо.

В эпоху расцвета республики на ее территории, согласно письменным источникам, существовало около 30 городов. В их число входили такие известные города, как Великие Луки, Торжок, Старая Руса, Ладога, Орешек, Корела, Копорье, Ямгород, Порхов, Орлец, Тиверский городок и др. В своем большинстве эти города не впечатляли размерами, но имели развитые посады и являлись важными региональными центрами, выполнявшими административные, военные и хозяйственные функции. Кроме городов на территории Новгородской земли находилось немалое количество мелких селений.

Северные и восточные пределы Новгородской республики были заселены очень слабо. Населенных пунктов здесь находилось мало. Города и основная часть населения располагались в западной части государства. Подобная ситуация характерна и для современной карты России. Плотность населения на огромных территориях русского Севера была всегда небольшой. Если принять во внимание, что значительная часть этих земель непригодна для нормальной жизни человека, то на оставшейся части Новгородской республики и количество населения, и число городов всегда было вполне сравнимо с другими европейскими государствами.

Исторические памятники Новгорода и окрестностей

Выдающаяся мировая ценность

Краткое обобщение

Город Новгород, самое раннее документальное упоминание о котором датируется Европа со Средней Азией и Византией.

Серийное достояние, Исторические памятники Новгорода и его окрестностей имеют прямое отношение к процессу становления Древнерусского государства в 9 в.го-10 вв. Городская аристократия, управлявшая городом-республикой через Народное Собрание ( Веце ), пригласила князя из шведской (варяжской) династии Рюриковичей на правление русскими землями в течение 700 лет.

Благодаря попечению православных архиереев Новгород был одним из древнейших и важнейших центров русского искусства и, в более широком смысле, русской культуры. В Новгороде написаны древнейшие русские старославянские рукописи (XI в.), в том числе автономная историография (еще в XII в.) и, в частности, первый полный перевод на славянский язык Ветхого и Нового Заветов (конец XV в.). ). Новгород был родиной национального стиля каменного зодчества и одной из старейших национальных школ живописи.

Большинство исторических памятников связано с Новгородской республикой (XII-XV вв.), которая сама по себе была уникальным явлением Средневековой Руси. Только после завоевания двух республик (1478 г., в случае Новгорода) московскими правителями нынешняя российская столица приобрела культурное превосходство.

Исторические памятники Новгорода расположены не только в центре города, но и на некоторых его окраинах. В самом Новгороде есть район Святой Софии, в том числе Кремль с его укреплениями 15 века, укрепленными в 17 веке; церковь св. Софии середины XI в.; и другие памятники с 12 по 19 вв.вв. В коммерческом районе есть памятники, в том числе многие из старейших церквей города, такие как Спасо-Преображенская церковь, расписанная фресками в конце 14 века Феофаном Греком, учителем Андрея Рублева. За пределами старого города также есть четыре религиозных памятника XII и XIII веков, в том числе знаменитая церковь Спаса на Нередице.

Выдающиеся археологические и культурные слои Новгорода 10-17 вв. занимают площадь около 347 га, глубину 7-8 м, заболочены и анаэробны, сохраняя органические вещества.

Критерий (ii) : Выдающийся культурный центр, родина национального стиля каменного зодчества и одна из старейших национальных школ живописи, город Новгород оказал влияние на развитие русского искусства на протяжении всего средневековья.

Критерий (iv) : Благодаря большому количеству памятников, сохранившихся в Новгороде, город является настоящей консерваторией русской архитектуры средневековья и более поздних периодов (XI-XIX вв.). Одних этих памятников достаточно, чтобы проиллюстрировать развитие русской архитектуры.

Критерий (vi) : Новгород был одним из крупных центров русской культуры и духовности; его памятники и хранящиеся в них сокровища являются живым свидетельством этого.  

Целостность

Объект «Исторические памятники Новгорода и окрестностей» является серийным объектом, и целостность каждого его компонента обеспечивается охранной и охранной зонами. Атрибуты, выражающие Выдающуюся Универсальную Ценность, находятся в границах и доказывают значительную значимость объекта как целостного архитектурного ансамбля, гармонично складывавшегося на протяжении веков. Значительная часть археологических памятников находится в пределах территории собственности.

Атрибуты компонентов, а также динамические и функциональные связи между ними остаются неповрежденными и полностью соответствуют критериям Выдающейся универсальной ценности. Собственность страдает от ряда проблем, связанных с развитием, инфраструктурой и изменением окружающей среды.  

Подлинность

Исторические памятники Новгорода и окрестностей соответствуют критериям подлинности, так как даты их основания и авторство документально подтверждены полевыми исследованиями.

Археологический и культурный слой города имеет высокую достоверность и датирован высокоразвитыми средствами дендрохронологии, получившими мировое признание.

Все компоненты этого объекта всемирного наследия обладают характеристиками оригинальных артефактов. Это служит основанием для их использования в международном туризме. Памятники собственности были законсервированы с конца 19 века, и реставрационным работам всегда предшествовали общие исследования, чтобы гарантировать, что будут использоваться материалы, идентичные оригиналам. Это также оказало положительное влияние на понимание и сохранение выдающейся универсальной ценности объекта.

Таким образом, этот объект всемирного наследия обладает свойствами, полностью отражающими его выдающуюся универсальную ценность.

Требования к охране и управлению

Все объекты объекта «Исторические памятники города Новгорода и его окрестностей» находятся в границах историко-архитектурного и археологического заповедника, созданного Постановлением Совета народных депутатов Новгородской области от 366 от 25 сентября 1985 г. Археолого-культурный слой находится под охраной Постановления Совета Министров Российской Федерации от 4 декабря 1985 г. № 624.74.

В связи с этим постоянно проводятся плановые проверки зданий на территории заповедника и обеспечивается проведение археологических раскопок до начала строительных работ. Разработаны и утверждены охранные зоны памятников архитектуры. С 2014 года Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Новгородской области выполняет функции управляющей группы по охране и управлению объектом всемирного наследия. В 19№ 97 Новгородская городская администрация утвердила кадастровый план объектов культурно-исторического наследия города Новгорода, в котором совершенствовалась система мониторинга.

Федеральные средства направляются на сохранение компонентов объекта Всемирного наследия, находящегося в ведении Новгородского заповедника, в качестве музейных экспонатов, а также памятников, находящихся в ведении религиозных учреждений. Памятники, находящиеся в ведении администрации города, охраняются за счет средств муниципального бюджета. С последнего десятилетия 20-го века были проведены мероприятия, направленные на сохранение собственности, что позволило устранить выявленные угрозы либо развития, либо запустения. Существующие системы защиты и управления считаются эффективными.

Дальнейшие улучшения объекта могут включать: продвижение объекта местными сообществами, предприятиями, региональными властями и посетителями; предоставление адекватных человеческих ресурсов для управления и контроля за имуществом; управление на основе исследований; улучшения мониторинга памятников; совершенствование механизмов финансирования реставраций; совершенствование системы управления посетителями; разработка научно-исследовательских проектов с участием научно-исследовательских институтов как источника экспертных знаний; продолжение археологических исследований; проверка давления, оказываемого на имущество; и изучение потока туристов.

Краеведение: Дональд Джадд и русская архитектура

В интервью 1989 года Дональд Джадд заявил:

«Пока я служил в армии, в армии США в течение полутора лет — Вторая мировая война длилась всего больше года — они давали солдатам всевозможные книги, книги в мягкой обложке. Это было началом образовательных книг в мягкой обложке в Соединенных Штатах. Книги обычно просто сваливали в угол в пустом бараке, поэтому я брал их. Я путешествовал с довольно хорошей библиотекой. Одной из книг была история России Бернара Пареса. Я, наверное, раза три перечитал. Делать было особо нечего. И мне это было очень интересно, я люблю читать историю. Так что в 18 лет я неплохо знал русскую историю. А еще было много русской литературы, Чехова, Тургенева, Толстого».

В последующие десятилетия Джадд написал ряд эссе о русских художниках, в том числе «Кандинский и его цитадель», обзор выставки, Василий Кандинский, 1866–1944: ретроспективная выставка , в Музее Соломона Р. Гуггенхайма. музей 1963 г.; рецензия на Казимир Малевич, выставка 1963 года тоже в Музее Гуггенхайма; а в 1981 г. — длинное эссе «Русское искусство в отношении к себе» о важности русского искусства начала ХХ века для Art Journal 9.0012 .

Библиотека Джадда в Ла-Мансана-де-Чинати/Блок в Марфе, штат Техас, демонстрирует его обширный интерес к русской архитектуре; он собрал более двух десятков книг по этой теме, в том числе Использование и традиции в русской и советской архитектуре (Лондон: Архитектурный дизайн, 1987) и Архитектура Советской России (Москва: Стролиздат, 1987). Основная часть его работ о русской архитектуре появилась после поездки в январе 1987 года, которую он предпринял с сыном и дочерью в тогдашний Советский Союз, — одной из четырех, совершенных им при жизни.


Рассказывая о своих поездках в Россию, Джадд заявил в 1989 году:

Я был в России, да, дважды, в Эстонии, а затем в Ленинграде. Это было несколько лет назад. Года два, полтора назад я ездил с двумя детьми на три недели в Москву, Ленинград и старые города, Суздаль, Ярославль, Новгород и так далее [январь 1987]. Но кроме этого я не был в восточных странах. Это очень интересно. Было очень холодно. – 46°C на несколько дней в Суздале.

Экскурсии по разным городам часто включали посещение церквей в каждом месте и запись их различных характеристик. Одна мысль, которую Джадд записал в маленькую синюю записную книжку на спирали, находясь в Ростове, Россия, гласит: «22 января 87 г.: Когда мы обогнули Ростовский кремль по дороге в Ярославль, я понял, увидев Успенский собор, — так называемая «формальная» идея церквей». Ростов, основанный в 862 году, является одним из старейших городов России.

Во время путешествия по России 19 января87-летняя дочь Джадда, Райнер, сделала десятки фотографий мест, которые они посетили.



Многие из этих церквей с похожими апсидами, куполами и аркадами имеют общие ключевые архитектурные особенности. Например, многие из больших соборов, которые посетил Джадд, в том числе Успенский собор в Ростове, имеют одинаковое расположение барабанов и куполов. В длинной заметке, написанной в мае 1987 года как размышление об Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге, еще известном в то время как Ленинград, Джадд писал:

«Вчера я нашел план Исаакиевского, тот самый, который искал в Ленинграде, что позволило вспомнить мои первоначальные впечатления от здания, которые, как и большинство впечатлений в России, я не записал …В целом получается простой и сложный крест, снаружи открытый в глубоких портиках в отличие от закрытых в часовнях и в неглубоких портиках, а изнутри широкий и открытый в отличие от более длинных, менее широких и закрытых, раскрывается поэтапно, когда вы идете крест-накрест. Это, конечно, вариация старой идеи, сделанная слишком поздно, но как пространство, как архитектура, она довольно хороша, а не велика. Но могло бы быть здорово, если бы материалы и детали соответствовали плану».

Поздненеоклассическая интерпретация византийской церкви с греческим крестом, построенной за сорок лет с 1818 по 1858 год под руководством Огюста де Монферрана (1786-1858). Исаакиевский собор — крупнейшая русская православная церковь в городе. и четвертый по величине собор в мире. Вспоминая свой визит, Джадд писал: «В январе, самом холодном в этом веке, кто-то поместил розу на постамент бюста архитектора Рикара де Монферрана, который начал строительство в 1818 году и закончил его в 1858 году, а затем умер. ».

Помимо посещения русских церквей, Джадд и его семья совершили незабываемый визит в дом архитектора и художника Константина Мельникова (1890-1974), как отмечено здесь в его маршруте от 9 января 1987 года.

Дом Мельникова, цилиндрическое здание в центре Москвы, было построено между 1927 и 1929 годами, когда Мельников реализовал десять зданий. Как вспоминал в недавнем интервью Флавин Джадд, сын Джадда: «Мы видели дом Константина Мельникова в Москве, это было невероятно. Я не знал, что это было в то время, но это было великолепно».

Джадд совершил еще две поездки в Россию в январе и августе 1990 года. Его первая и единственная выставка в России состоялась в Советской федерации культуры в Москве, которая открылась в августе 1990 года. в России, и на данный момент существует очень мало документации о шоу. Эта выставка послужила примером для более поздней выставки, реализованной в 1994 году в Galerie Gmurynska, работ, представленных на этой первой российской выставке. В то время как 19На выставке 94 были представлены работы Джадда, а также два рисунка Казимира Малевича, а недавняя выставка 2017 года, курируемая Флавином Джаддом, также в Galerie Gmurzynska, включала 20 рисунков и две картины художника-супрематиста, а также экспонировала кадмиево-красный пол Джадда, который был показан на оригинальной выставке в Москве.

Работа Джадда в области архитектуры началась, когда он служил в армии инженером, и продолжился в его собственных помещениях в Нью-Йорке и Марфе, а также в проектах по всей Северной Америке и Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *