Основал москву долгорукий: Юрий Долгорукий основал Москву. Но каменные топоры и загадочные конусы были здесь до него

Юрий Долгорукий основал Москву. Но каменные топоры и загадочные конусы были здесь до него

Археологические раскопки 1969 года на месте Вознесенского монастыря в Кремле позволили погрузиться в прошлое столицы глубже, чем рассчитывали те, кто их вел. Из-под фундамента здания, построенного в 1386 году и снесенного в 1929-м, на свет извлекли предмет, по возрасту превосходящий всю письменную историю столицы. Изготовленный из камня 35 веков назад боевой топор-молот служил хозяевам этих мест — людям бронзового века — фатьяновцам. В кругу культур шнуровой керамики, к которым относится фатьяновская, к каменному оружию относились по-язычески: предавали земле вместе с владельцами — и пускали в ход только против неприятелей. В I тысячелетии до н.э. фатьяновцев на берегах Москвы сменили дьяковцы. Их захоронения в избушках среди чащ обнаруживали славяне, верившие в хозяйку леса Ягу. Они переселились в центральную Россию много веков спустя.  

Древняя цивилизация рядом с нами

Читайте также

Кремль с нуля: как стихийное бедствие раз и навсегда изменило облик Москвы

Нельзя исключать, что могильники доисторической фатьяновской культуры располагаются у москвичей буквально под ногами: современная археология не разработала технологии, позволяющей обнаруживать их надежно. Раскопанные по стечению обстоятельств захоронения незаметны издали: это могильные ямы, укрепленные лубом или берестой. Чаще всего они располагаются у воды. Люди бронзового века, обживавшие лесные земли, старались держаться рек и двигаться осторожно. Обычно поселения этого времени существовали недолго — сегодня их называют сезонными стоянками.

В глубине неизведанной Русской равнины, куда вторгались фатьяновцы, их ждали неприятели — волосовцы. В одном из могильников обнаружены останки древнего первопроходца, пронзенного наконечниками волосовских стрел. Встреча людей двух племен могла привести к сотням погибших и без стычки. Прибывшие с запада фатьяновцы и жившие на северо-востоке волосовцы различались по происхождению и не имели иммунитета к болезням друг друга. Случайного заражения после обмена товарами хватало, чтобы обезлюдить целые селища.

Глиняные изделия и топоры Фатьяновской культуры

© CC0/Wikipedia Commons

На берегах Москвы фатьяновцам эта опасность не грозила из-за того, что у них не было соседей. В черте будущего города люди бронзового века (XXXIII–XII века до н.э.) предпочитали селиться в Царицыно. На территории одноименного музея-заповедника обнаружено около 6 тыс. фрагментов их материальной культуры. Но каменные топоры первооткрывателей находят и в других местах, где близко до воды: на Воробьевых горах, у Сивцева Вражка, Софийской набережной и близ Свято-Андроникова монастыря. На остальной части будущего города рос лес. Фатьяновцы пробовали корчевать его, но природа была сильнее. Технологии, которыми они располагали, не позволяли менять условия среды на благо человека, поэтому до большой распашки московских берегов дело во II тысячелетии до н. э. не дошло.

Тысячелетие до Руси

В течение многих десятилетий археологи избегали привязывать исчезнувшие культуры к ныне живущим народам. Успехи палеогенетики в 2010-е позволили отказаться от осторожности. Сегодня мы знаем, что выходцы из центральной Европы — фатьяновцы разговаривали на диалекте индоевропейского языка, который не являлся славянским. Их соседи и недоброжелатели волосовцы признаются в наши дни финно-уграми. Устойчивое равновесие между теми и другими сохранялось, пока древние люди не научились добывать железо из болотной руды. К наступлению нового века — железного — лучше оказались готовы финно-угры. Сформированная ими новая общность — дьяковцы — потеснила фатьяновцев с московского берега. Индоевропейцы отступали с боем, но едва ли могли задержаться: по мнению ученых, на пользу наступавшим дьяковцам играло локальное изменение климата. 

Как и их предшественники, победители поселились на территории будущего Кремля. Но чаще для своих жилищ они выбирали не его, а Царицыно. В радиусе этой части города дьяковских укрепленных поселений — они называются городищами — больше всего. С доставшимся от фатьяновцев наследием дьяковцы обошлись благоразумно, часто селясь на том же месте, что и предшественники, но укрепляя его лучше. Земледельческая культура, дьяковцы приступили к распашке и вопреки скудости почв обеспечивали себя. Созданная ими сельская цивилизация просуществовала тысячу лет — вплоть до V–VIII веков н.э.

Украшения эпохи Дьяковской культуры

© CC BY-SA 4.0/Wikipedia Commons

В эпоху письменной истории дьяковский мир превратился в смутное воспоминание, а потом окончательно потонул в легендах. Средневековые люди отдавали себе отчет, что земли, когда-то возделанные дьяковцами, хранят в себе следы неизвестного прошлого. Отсюда пугающие названия на юге столицы: «Чертов городок», «Чертова лестница», река Чертановка — и ходившие вокруг них поверья, записанные уже в эпоху Нового времени. Но куда больше, чем странности ландшафта, славян изумляли погребения в чащах и лесах в форме изб или полуземлянок. Историки предполагают, что неожиданные находки не прошли даром — закрепили в общей памяти картину избушки посреди леса, на которую наложился общеславянский образ Яги — подательницы несчастий, но притом хозяйки зверей, живущей в гуще бора. Самих дьяковцев, чтобы объяснить суть погребального обряда, ко времени славянского расселения уже не оставалось.

Река времен

От эпохи дьяковцев в Москве остались десять городищ, каждое из которых вмещало приблизительно сотню жителей. Но говорить о тысяче первых «москвичей» преждевременно: выживавшая веками аграрная цивилизация менялась, и не все ее поселения должны были существовать одновременно. Во II веке до н.э. мир финно-угров нарушило прибытие выходцев с запада, говоривших на языках балтской группы. Восточные балты и дьяковцы предпочли не конфликт, а сосуществование: население региона становилось смешанным, а технологический уклад менялся под влиянием соседей.

От этой эпохи до наших дней дошли загадочные артефакты в форме усеченных конусов, признанные символом дьяковской культуры. Исчерпывающего объяснения им не дано. Большинство археологов видит в этих предметах грузики для ткацкого станка или пряслица. Но нельзя сбрасывать со счетов и гипотезы о языческих артефактах, включая такую: как и степняки-тюрки, носившие с собой амулеты-онгоны, дьяковцы могли верить, что в крошечных предметах заключены души почивших людей.

Упадок, постигший дьяковскую культуру в V–VIII веках н.э., остается загадкой для историков. Самая естественная причина — чужеземное вторжение — имеет меньше всего сторонников и аргументов. Следов насилия в слоях этого времени, в отличие от времен противостояния с фатьяновцами, не сохранилось. Дьяковцев, так долго господствовавших на пространствах Верхневолжья и справившихся с волной восточно-балтского переселения, подтачивало что-то другое: изменение климата, разрыв торговых цепочек или эпидемия. С VI века их место на карте занимают балты, правда, делают это не целиком. Территория Москвы на несколько столетий просто заросла лесом.

Открытие Москвы

Пришедшие на оставленные берега Москвы славяне-вятичи выбрали то же место для поселения, что и дьяковцы: Царицыно. Эта преемственность интригует археологов, констатирующих необъясненные связи. По неизвестной причине славяне ввели у себя обычай есть конину — характерный, судя по остаткам костей, для дьяковской культуры. Расовый тип вятичей — изначально западных славян — в ходе движения на восток сместился к финно-угорскому. Появилась гипотеза, что славянское проникновение в центральную Россию началось рано, еще около IV века н.э., и наши предки впитали в себя дьяковское население, приняв в наследство и часть его традиций. В противном случае — если ничего этого не было — вятичи приходили на пустое место, борьбу за которое им оставалось вести с балтами, известными в средневековых источниках как племя голядь.

Основная волна древнерусской колонизации накрыла московский край в XII–XIII веках, идя с юга. Славян вели князья Рюриковичи, в числе которых Юрий Долгорукий был первым правителем отдельного государства в Верхневолжье. Взиравший из своего главного города Суздаля Юрий рассчитывал укрепить границы на берегах Москвы, где сходились рубежи Черниговского, Рязанского и Смоленского независимых княжеств. Но ко времени, когда Юрий прибыл, чтобы заложить Кремль в стратегическом месте, оно уже было занято. Новгородские берестяные грамоты фиксируют существование Кучкова — небольшого поселения, предположительно в центре будущей столицы.

Оставленное веками назад дьяковцами место нынешнего Кремля могли занимать балты, а если нет, то славяне — в точности это неизвестно. По летописному рассказу, хозяин берега Степан Кучко отказался с честью принять суздальского князя. Конфликт разгорелся — а затем разрешился в логике культуры далекого прошлого. Юрий распорядился казнить Степана, но дочь его выдал замуж за своего сына, а тот сделал сыновей убитого ближними боярами. Расправа переходила в союз, а тот — в брачный альянс. Земли Кучковичей (имя Кучко иногда считают балтским) перешли под прямой контроль Суздаля.

Другие подробности произошедших тогда событий нам неизвестны, кроме одной: на московском берегу стала расти крепость, которой предстояла долгая история.

Игорь Гашков 

Теги:

История

Юрий Долгорукий: основал ли он Москву на самом деле

24 апреля 2019

Русская семерка

Мы привыкли считать, что основателем Москвы является князь Юрий Долгорукий. Но есть и другие версии. Так, во времена царя Алексея Михайловича была записана легенда, согласно которой Долгорукий выступает вовсе не градостроителем, а захватчиком чужих земель.

Фото: depositphotosdepositphotos

«Обед силен…»

Видео дня

Официальной датой основания российской столицы является 4 апреля 1147 года, когда, согласно Ипатьевской летописи, состоялась встреча Юрия Долгорукого и его троюродного брата, северского князя Святослава Ольговича, в «Москове», в честь которой был дан «обед силен».

Однако археологические находки свидетельствуют о том, что Москва как укрепленный город существовала как минимум за сто лет до этого летописного упоминания. Так, еще при строительстве Кремля находили остатки деревянных укреплений XI века.

Встреча со зверем

Итак, вот легенда, записанная в XVII столетии. Если верить ей, то во времена Юрия Долгорукого на месте будущего града Москва находилось поселение, которым владел боярин Степан Кучка. В 1158 году (как видите, даже дата не совпадает с официальной датой основания Москвы!), князь Долгорукий направлялся из Киева во Владимир и по пути посреди болота увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов…»

Греческий мудрец, к которому князь по обычаю той эпохи обратился за толкованием видения, предрек, что в том месте, где явился зверь, «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов».

Далее Долгорукий прибыл во владения Степана Кучки, но тот отказался впустить гостя и не оказал ему почета. Тогда разгневанный князь вместе со своей дружиной решил вступить в бой с боярином. Силы оказались неравными. Княжеская рать ворвалась в крепость через главные ворота, а разбитое наголову войско Кучки во главе с воеводой Букалом покинуло ее через малые ворота. Однако в лесу на них вновь напали княжеские дружинники. Кучка и его самые верные соратники были убиты, и князь присоединил Москву к своим землям.

Легенды о Кучковичах

Больше Юрий Долгорукий, правда, не зверствовал. По преданию, он даже женил своего сына Андрея Боголюбского на дочери Степана Кучки – Улите. Сыновей же Кучки — Якима и Петра – взял к себе на службу.

Поскольку на момент смерти отца Улита, Яким и Петр были еще детьми, они долго не подозревали о том, кто виноват в их сиротстве. Но как-то раз Улита повстречала в лесу воеводу Букала – ему единственному из боярской дружины удалось уцелеть. Тот рассказал ей, что случилось с ее отцом на самом деле. После того как Улита передала рассказ старика братьям, они решили отомстить Долгорукому, убив его сына и по совместительству мужа Улиты Андрея Боголюбского.

Замысел удался. Но верный слуга Андрея Давыд донес обо всем второму сыну Долгорукого – киевскому князю Даниилу. Тот явился с дружиной в Москву и потребовал выдать ему убийц брата. Всех троих Кучковичей не просто казнили: будто бы их тела не захоронили должным образом, а положили в берестяные короба и спустили на дно озера. Иногда по ночам короба с их останками всплывали на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят». Что же до князя Даниила Юрьевича, то он сам стал править Москвой.

Вот какую кашу якобы заварил Юрий Долгорукий! Тем не менее, легенда косвенно подтверждается некоторыми историческими фактами. Прежде всего, Андрея Боголюбского, согласно летописным источникам, действительно убили, и среди убийц встречаются имена Якима и Петра Кучковичей. Также источники упоминают о том, что братья Кучковичи были казнены за предательство великим князем Всеволодом Большое Гнездо, а их останки положены в дубовые короба и пущены в Плавучее озеро под Владимиром.

Наконец, в летописях встречается информация о том, что древнее название Москвы было Кучково: «До Кучкова, рекше до Москвы». А в XIV—XV столетиях одно из московских урочищ, расположенное в самом центре столицы, в районе нынешних Сретенки, Чистых прудов и Лубянки, называли Кучковым полем!

Но имеются и «несостыковки». Например, те же летописные источники утверждают, что Юрий Долгорукий скончался в 1157 году. Как же он тогда мог захватить Москву в 1158 году?! Также, если верить летописям, Андрея Боголюбского Кучковичи убили вовсе не из мести за убийство своего отца, а за его намерение казнить за что-то Петра Кучковича.

Косвенной реабилитацией Долгорукого могут послужить и альтернативные предания о том, что град Москва был отобран у все того же Степана Кучки князем Даниилом, сыном Александра Невского, который затем был убит сыновьями боярина. В некоторых легендах отчество князя Даниила упоминается не как Александрович, а как Иванович.

Существует и еще один источник, где приведена сцена убийства князя, якобы по наущению неверной жены. Там говорится, что убийцы были захвачены в плен и казнены братом убитого, который затем «около красных сел по Москве-реке» основал город Москву… Никакие конкретные имена в тексте не упоминаются.Заголовок

Люди,Александр Невский,

4

Юрий Владимирович Долгорукий | Русский государственный деятель

В Москве: Основание и средневековый рост

…1147, когда 4 апреля Юрий Владимирович Долгорукий ( см. Род Долгоруких), князь Суздальский, принимал на «великом пиру» своего союзника князя Новгородского -Северский «в Москве». Это традиционная дата основания Москвы, хотя археологические данные свидетельствуют о том, что поселение существовало на этом месте с…

Подробнее

место в семье Долгоруких

  • В семье Долгоруких

    Юрий Владимирович Долгорукий (1740–1830), мемуарист, служил в действующей армии в Семилетней войне (1756–63) и двух русско-турецких войнах (1768–74). и 1787–91). Иван Михайлович Долгорукий (1764–1823), вице-губернатор Пензы (1791–97) и губернатор Владимирский (1802–12), писал лирические стихи,…

    Подробнее

«,»url»:»Введение», «wordCount»: 0, «sequence»: 1}, «imarsData»: {«INFINITE_SCROLL»: «», «HAS_REVERTED_TIMELINE»: «false»}, «npsAdditionalContents»: {}, «templateHandler»: {«name»: «INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,» t»:168210}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:168210,»title»:»Юрий Владимирович Долгорукий»,»url»:»https://www. britannica.com/biography/ Юрий-Владимирович-Долгорукий»,»описание»:»Москва: Основание и средневековый рост: …1147 год, когда 4 апреля Юрий Владимирович Долгорукий (см. Род Долгоруких), князь Суздальский, принимал на «великом пиру» своего союзника князь Новгород-Северский «в Москве». Это традиционная дата основания Москвы, хотя археологические данные показывают, что поселение существовало на этом месте с…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Юрий Владимирович Долгорукий»,»metaDescription»:»Другие статьи где речь идет о Юрии Владимировиче Долгоруком: Москва: Основание и средневековый рост: …1147 год, когда 4 апреля Юрий Владимирович Долгорукий (см. Род Долгоруких), князь суздальский, принимал на «великом пире» своего союзника князя Новгородского- Северский «в Москве». Это традиционная дата основания Москвы, хотя археологические данные показывают, что поселение существовало на этом месте с…»,»identifierHtml»:»Российский государственный деятель»,»identifierText»:»Российский государственный деятель»,»topicClass»:»биография» ,»topicKey»:»Юрий-Владимирович-Долгорукий»,»articleContentType»:»ИНДЕКС»,»ppTecType»:»ЛЮДИ»,»gaTemplate»:»ИНДЕКС»,»topicType»:»ИНДЕКС»,»relativeUrl»:» /biography/Юрий-Владимирович-Долгорукий»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/168210/»},»topicLink»:{«title»:»Юрий Владимирович Долгорукий»,»url»:»https://www .

britannica.com/biography/Yury-Vladimirovich-Dolgoruky»},»tocPanel»:{«title»:»Directory»,»itemTitle»:»References»,»toc»:null},»groups»:[]} ,»byline»:null,»citationInfo»:null,»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null ,»authors»:null,»keywords»:»Юрий Владимирович Долгорукий»,»wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica.com/biography/Yury-Vladimirovich-Dolgoruky»,»creationDate» :null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, где обсуждается Юрий Владимирович Долгорукий: Москва: Основание и средневековый рост: …1147, когда 4 апреля Юрий Владимирович Долгорукий (см. Род Долгоруких), князь Суздальский, был хозяином «большого пира» своего союзника князя Новгород-Северского «в Москве». Это традиционная дата основания Москвы, хотя археологические данные показывают, что поселение существовало на этом месте с…»},»initialLoad»:true}

история Москвы

  • В Москве: Основание и средневековый рост

    …1147, когда 4 апреля Юрий Владимирович Долгорукий ( см. Род Долгоруких), князь Суздальский, принимал на «великом пиру» своего союзника князь Новгород-Северский «в Москве». Это традиционная дата основания Москвы, хотя археологические данные свидетельствуют о том, что поселение существовало на этом месте с…

    Подробнее

место в семье Долгоруких

  • В семье Долгоруких

    Долгорукий Юрий Владимирович (1740–1830), мемуарист, служил в действующей армии в Семилетней войне (1756–1763) и двух русско-турецких войнах (1768–74 и 1787–91). Иван Михайлович Долгорукий (1764–1823), вице-губернатор Пензы (1791–97) и губернатор Владимирский (1802–12), писал лирические стихи,…

    Подробнее

История Кремля от князя Юрия Долгорукого до наших дней

  1. Дом
  2. Россия
  3. Москва
  4. Кремль
  5. История

Москва была основана князем Юрием Долгоруким как крепость, предназначенная для защиты западных границ Суздальского княжества. Новый форт был обнесен деревянными стенами, которые легли в основу Кремля. В 1156 году на Боровицком холме была возведена крепость с восьмиметровым земляным валом и мощной для того времени деревянной стеной высотой 3 м и толщиной 1200 м. Так продолжалось до зимы 1237-1238 годов, когда полчища хана Батыя разграбили и сожгли Москву и Кремль.

В 1339-1340 годах при Иване Калите были построены мощные укрепления, за которыми последовали великокняжеский особняк, Митрополичья палата и белокаменные соборы. Москва становилась политическим и духовным центром России, а Кремль — великокняжеской резиденцией и митрополитами (Кремль стал официальной царской резиденцией в 1547 г., когда царем стал великий князь Московский Иван IV Грозный).

В 1367-1368 годах князь Дмитрий Донской, опасаясь нового монголо-татарского нашествия, построил вокруг острога белокаменные стены и башни. Они располагались на расстоянии 60 м от старых дубовых укреплений. Именно тогда было придумано название «белокаменная Москва». Площадь Кремля достигла современных размеров.

В конце 15 века по приказу великого князя Ивана III было начато строительство нового Кремля.

В 1485-1495 годах были возведены знаменитые 2-километровые и 5-19-метровые зубчатые кирпичные стены. Тогда же возводились знаменитые кремлевские башни, Успенский собор (1475-1479), Благовещенский собор (1484-1489), Императорский дворец с Грановитой палатой (1487-1491), Архангельский собор (1505). построен. Работы длились 14 лет, после чего благодаря усилиям русских и итальянских зодчих появилась могучая крепость, уникальное для того времени сооружение. С 1475 по 1508 годы архитектурный комплекс Кремля был завершен. Московский Кремль стал одной из важнейших крепостей Европы. Причем его башни, церкви и другие постройки были совершенны не только с точки зрения архитектуры, но и интерьеров и убранства. В XVII веке кремлевские башни (кроме Никольской) были украшены многоярусными шатровыми крышами в традициях древнерусского зодчества. Ярко-зеленые изразцы, белокаменные грани, позолоченные флюгеры создавали впечатление праздничности и нарядности. Были построены гражданские и религиозные здания, такие как Теремной дворец (1635-1635), Увеселительный дворец (1651-1652), Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов (1642-1656).
В Кремле также были подземные ходы и тайники, которые служили для укрытия людей в случае опасности или для доступа к источникам воды. Специальные подземные галереи предназначались для борьбы с врагами, пытавшимися проникнуть в крепость по подземным туннелям.

В XVII веке Кремль утратил свое военное значение, так как границы государства отдалились от Москвы. Пушки и остальной арсенал убрали, а башни оставили для декоративных целей.

В XVIII веке древний Кремль начал менять свой патриархальный облик. Так, на месте Царского двора (15 век) вырос новый Зимний дворец. В 1810 году по указу Александра I был построен музей, известный как Московская Оружейная палата. В 1838-1851 годах в Кремле был возведен новый дворцовый комплекс. В нее вошли Большой Кремлевский дворец, построенный на месте Зимнего дворца, здание Апартментов и новое, более торжественное здание Московской Оружейной палаты.Новые здания образовали ансамбль площади, получившей название Дворцовой, или Императорской площади.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *