Опричнина в период правления ивана грозного на руси это: ОПРИЧНИНА …. А ЧТО ЭТО?

Кромешные реформы: пять фактов из истории опричнины

Попытка быстрой централизации власти, предпринятая Иваном Грозным, обернулась катастрофическими последствиями для России

Полувековое правление Ивана IV Грозного, ставшего первым русским царем, сопряжено со множеством событий и явлений, до сих пор вызывающих яростные споры и неоднозначные оценки. Начать можно с самой личности Ивана Грозного, которого одни называют полусумасшедшим, а другие — одним из самых просвещенных и гибких умом людей XVI столетия. В одном ряду с этими разногласиями стоит и спор об опричнине, учрежденной русским царем в начале февраля 1565 года. Несомненно, этот глобальный социальный эксперимент, организованный Иваном IV, принес России не одни только выгоды. Укрепляя централизованную власть в стране, царь делал это методами, которые трудно назвать цивилизованными, отчего опричнина в итоге привела к существенному ухудшению экономической ситуации в стране и катастрофическому обнищанию населения.

Опричь чего?

Непосредственным поводом к введению опричнины стали противоречия между абсолютистскими устремлениями Ивана Грозного и фактическим двоевластием, которое царило в стране, где деятельность монарха была серьезно ограничена Боярской думой. Чтобы выйти из этой ситуации, Иван IV решил создать государство в государстве, построив личную иерархическую систему с собственной армией, экономикой, управлением и так далее. Для этого требовались земли, которые должны были кормить новую структуру, и именно они именовались «опричными», то есть выделенными «опричь» («кроме», «помимо») остальных земель, входивших в Русское царство. В число этих уделов, которые управлялись напрямую царем и распределялись им между своими приближенными – «опричниками», вошли самые экономически развитые уделы страны, включая два с лишним десятка крупных городов, в том числе Москву, Вязьму, Великий Устюг, Суздаль и другие. В конечном итоге опричными стали почти 60% территории России, что в итоге привело к заметному экономическому ослаблению страны.

Царь и великий князь всея Руси Иоанн Васильевич (Иван IV Грозный). Портрет из «Царского титулярника» — «Большой государевой книги или Корня российских государей», 1672 год

Источник: artchive.ru


Опричное государство

Затевая опричнину, Иван Грозный рассчитывал сформировать новый государственный аппарат, который был бы многим обязан ему лично, а стало быть, отличался высокой преданностью. Кроме того, новая структура должна была стать более малочисленной и подвижной, обеспечивая большую скорость принятия и исполнения решений. Но в первую очередь опричнина должна была обеспечить повышение боеготовности русского государства, втянутого в затянувшуюся Ливонскую войну. Именно поэтому в состав четырех опричных приказов, появившихся вскоре после введения опричнины, вошли Бронный и Конюшенный, названия которых говорят сами за себя. Кроме них, существовали Постельный приказ, отвечавший за обеспечение царской семьи, и Сытный, занимавшийся продовольствием. Была учреждена также и особая Опричная дума, которая в том числе занималась и определением пригодности претендентов к опричной службе.

Территория опричнины по отношению к территории Московского государства. Рисунок из книги «К истории опричнины XVI века» историка Сергея Платонова, 1897 год

Источник: commons.wikimedia.org


Опричная тысяча

Это воинское подразделение, в которое вошла тысяча набранных в опричных уездах человек, стало первым воинским формированием опричнины и основой всего Опричного войска. Со временем тысяча превратилась в шесть, а в само войско, которое также именовалось Государевым (в отличие от Земского, то есть формировавшегося по прежнему принципу за счет боярских семей и их приближенных), вошли и войска, набранные в опричных уделах и подчинявшиеся опричным воеводам, и опричные стрельцы. Традиционно считается, что Опричная тысяча составляла личную гвардию Ивана Грозного, но в действительности такой службой занимались лишь 500-700 человек, исполнявших особо важные царские поручения. Остальные же несли обычную воинскую службу, участвуя во всех военных кампаниях, которые вело государство в то время. Правда, со временем опричные полки полностью переключились на борьбу с реальной или вымышленной крамолой, и их боевая ценность сошла на нет, что позволило крымскому хану Девлет-Гирею в 1571 году захватить и сжечь Москву, и это событие стало поводом для ликвидации опричнины.

Опричник на коне с метлой и песьей головой. Гравированный рисунок на поддоне подсвечника XVII века

Источник: gkaf.nsu.ru


Собачьи головы и метлы

Это, пожалуй, один из самых спорных моментов, связанных с опричниной. Опричники представляли собой почти монашеский орден, в котором роль опричного игумена исполнял сам Иван IV, а, например, один из самых знаменитых опричников Малюта Скуратов – пономаря. Почти монашескими были и одеяния опричников, носивших черные кафтаны и шапки-скуфейки. Но исполнителям царской воли требовались и более явные знаки отличия, которыми, по свидетельству некоторых современников, стали собачьи головы и метлы – символы того, что опричники «выгрызали и выметали» крамолу и предательство. Сохранились даже изображения XVI века, на которых эти предметы хорошо видны: головы привязывались к лошадиной сбруе, метлы держались в руках или приторачивались к седлам. Однако часть исследователей и по сей день считают, что в действительности и головы, и метлы заменялись их символическими изображениями.

«Последние минуты митрополита Филиппа (Митрополит Филипп и Малюта Скуратов)». Картина Николая Неврева, 1898 год. Традиционно считается, что именно Малюта Скуратов в декабре 1569 года задушил в Тверском Отрочем монастыре лишенного сана митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход опричников на Великий Новгород

Источник: artchive.ru


«Синодик опальных»

Одной из важнейших функций опричнины было искоренение крамолы и предательства, которые Иван Грозный рассматривал в качестве главной угрозы существованию Русского царства и его собственной власти. Если в первые годы существования опричнины счет казненным по обвинениях в этих преступлениях шел на единицы, то позднее он пошел на сотни и тысячи. Общее число жертв опричников историки восстанавливают по так называемому «Синодику опальных» — списку тех, кто пострадал за время правления Ивана IV. Этот синодик был составлен по личному указанию царя, который на склоне жизни решил принести покаяние за совершенные по его слову преступления. Правда, списки «Синодика опальных» далеко не полны: они включают лишь около 4000 человек, причем не за все годы опричнины. Именно поэтому некоторые исследователи полагают, что реальное число жертв опричников как минимум вдвое больше, а иногда предлагают исчислять их десятками тысяч человек.

«Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI–XVII веков)». Картина Аполлинария Васнецова, 1912 год

Источник: artchive.ru


Обложка: «Опричник. XVI век». Картина Сергея Ефошкина, 2013 год. Источник: pinterest.com


Смотрите также:

Как царь Иван Грозный пограничные войска создал

Битва при Молодях: как Гуляй-город перемолол крымское войско

Казанская история. Как Иван Грозный восстанавливал законный порядок в Золотой Орде

Иван Грозный – Благочестивый и Певчий герой народного эпоса и первый русский царь

Гибель наследника: мог ли Иван Грозный убить старшего сына?

Опричнина при Иване Грозном – причины создания, деятельность и последствия

Опричнина – это государственная политика территориального разделения государства и жесточайшего террора в отношении родовитой знати России XVI века, обвиняемой в государственной измене.

В рамках борьбы были созданы специальные войска, которые выполняли приказы царя и занимались разбойными нападениями на врагов царя. По воле царя Ивана IV Грозного произошло обособление некоторых земель государства под особым статусом.

Территории, названные «опричными» имели свое самоуправление, особую правовую систему, и закрытые для вольного и самочинного переселения границы. Система предусматривала также создание специальных полей и дворов на экспроприированных территориях для удовлетворения потребностей царской семьи.

Содержание

  • 1 Происхождение термина и аналоги опричнины
  • 2 Признаки опричнины 1565 – 1572 годов
  • 3 Причины опричнины
  • 4 Предательство Курбского
  • 5 Возникновение опричнины и деятельность опричников
  • 6 Основные направления новой государственной системы
  • 7 Террор
  • 8 Ликвидация опричнины
  • 9 Результаты и значения опричнины
  • 10 Последствия опричнины
  • 11 Историческое значение опричнины

Происхождение термина и аналоги опричнины

Термин «опричнина» произошел от старорусского слова «опричь». В современном русском языке вместо «опричь» говорят: «вне», «кроме», «за пределами» и тому подобное.

Издавна опричниной в Московском княжестве называли уделы великих княгинь и земельные владения, переходившие в наследство вдовам. Эти территории находились в полном их распоряжении, там даже не работали исконные правовые традиции.

Похожий термин употреблялся для обозначения участников народных движений в Западной Руси XVI — XVIII веков – «опришки».

Признаки опричнины 1565 – 1572 годов

Во время правления Ивана Грозного на Руси была введена система террора, называемая опричниной. Историки до сих пор спорят о том, что это было – жёсткая необходимость, продиктованная сложившимися обстоятельствами или следствие поражённого разума монарха?

Суть опричнины состояла в конфискации у помещиков земель в пользу государства и создании особой карательной системы, своего рода тайной полиции, численность которой составляла 1000 человек.

  1. Раздел страны на «Земщину» — земли под управлением Боярской Думы и Земского собора и «Опричнину» — территории под непосредственной властью Ивана IV.

  2. Создание особого карательного военно-политического инструмента – Опричного войска.

  3. Репрессии в отношении не только личностей, знатных родов, но и целых городов и регионов.

  4. Попытка создать персонифицированное государство, где власть самодержца выше всяких политических законов и морально-нравственных устоев.

Опричная политика Ивана Грозного, как не имела, так и до сих пор не имеет однозначной оценки в среде профессиональных историков (от Н. М. Карамзина до В. Б. Кобрина и далее). Одни считают «опричнину» закономерным и прогрессивным этапом политического процесса в России. Другие склонны видеть в «опричнине» проявление психической неуравновешенности Ивана Грозного.

Причины опричнины

В возникновении опричнины не последнюю роль сыграла Ливонская война, которая послужила причиной разрыва царя с Избранной Радой. В намерения Ивана Грозного входило завоевание Прибалтики, бояре же были несогласны – они стояли на том, что необходимо овладеть Крымом.

Царь настоял на своём, но всё пошло не так, как он рассчитывал. Неудачи Иван Грозный приписал заговору воевод и бояр целью свержения царской власти. Его выводы на этот счёт были не так уж и безосновательны.

Итак, основные причины:

  1. Переход Ливонской войны в стадию потерь, поражений и знаковых измен (князь Курбский).

  2. Торможение реформаторской деятельности «Избранной Рады» (опала Адашева).

  3. Неудержимый рост природных, политических и военных (со стороны Крыма) неурядиц.

  4. Боярская «фронда», поддерживаемая происками недоброжелателей Запада (Фроянов И. Я.).

Предательство Курбского

В разгар военных действий самый близкий приверженец и друг детства царя князь А. М. Курбский перешёл на сторону врага. Мало того, что он сбежал в Польшу, так ещё и сообщил военные секреты противнику, а также выдал всех русских шпионов.

В своём послании царю, Курбский обвинял того в нарушении Божьих заповедей и поведении, неподобающему православному властителю. В качестве оснований для своих обвинений беглый князь приводил тот факт, что царь казнил множество ни в чём неповинных бояр за измены, которых не было.

Такое предательство нанесло очень сильный удар по самолюбию царя и вероятно спровоцировало у него развитие психического расстройства. Иван Грозный совершенно перестал доверять своим приближённым. У него начались фобии – кругом мерещились измены и заговоры.

Возникновение опричнины и деятельность опричников

Иван IV столкнувшись с комплексными проблемами, осознал серьезную опасность для своей власти со стороны традиционного слоя элиты. Первым неординарным шагом царя был выезд из Москвы в Александровскую слободу и отречение от престола (январь 1565 г.), мотивируя своё решение неверностью бояр.

Под давлением народа бояре вынуждены были послать к самодержцу делегацию с целью уговорить его вернуться в столицу. Царь согласился, но при этом поставил два условия:

  1. Право казнить всех уличённых в государственной измене.
  2. Создание нового государственного строя.

5 января 1565 монарх объявил о создании опричнины. Новая система подразумевала разделение всех земель государства на опричнину (земли изъятые царём) и земщину (земли, оставшиеся в собственности бояр). Чтобы успешно осуществить этот проект, царь создал отряд из 1000 человек, члены которого стали называться опричниками. В их обязанности входило наведение порядка в стране.

Подчинялись опричники непосредственно самому царю. Они имели полную свободу действий и были неподсудны. Большая часть опричников была представителями царского двора, но в команду входили также дворяне и князья. Иван Грозный сравнивал опричнину с европейскими монашескими орденами – он называл себя игуменом, а опричников – братией.

Отличительными знаками опричника были привязанные к его седлу метла (чтобы выметать из страны всякую крамолу) и собачья голова (чтобы загрызать изменников).  По любому намеку царя или самовольным подозрениям в измене опричники сметали все на своем пути, творя беззаконие и избивая невиновных.

Под тяжелую руку царя попадали не только бояре-изменники, но и целые города, например Новгород и, в меньшей мере Псков. Апогеем опричнины стали Московские казни 1570-1571 годов. Тогда под топор палача попало около двухсот не последних людей государства.

Основные направления новой государственной системы

В опричнину были включены большие города и наиболее плодородные земли. Население, угодья которого вошли в опричнину, выселялось. Этим людям давали землю в самых отдалённых и труднодоступных местах, куда добровольно никто бы переселяться не стал. По сути, подобные переселения были равносильны ссылкам. Тех, кто пытался воспротивиться произволу, немедленно обвиняли в государственной измене и казнили вместе с родными и слугами. Их земли, дома и имущество передавали в собственность опричникам.

Как только опричнина была провозглашена, в стране начался террор. У монарха было намерение ослабить Боярскую думу, поэтому он начал с казней представителей знатных семей. Не пощадил Иван Грозный даже своих родственников по матери – Глинских. Среди опричников особой жестокостью отличились Малюта Скуратов, Алексей Басманов и Афанасий Вяземский.

Естественно, что народ и духовенство были недовольны всеми этими событиями. В 1566 году на Земском соборе было решено подать прошение (челобитную) об отмене опричнины. Однако результат этой акции был трагическим: царь приказал казнить всех, кто имел отношение к этому документу (участвовал в его составлении и передавал монарху).

Недовольство бояр, народных масс и духовенство усиливалось. Митрополит Афанасий объявил о своём решении отказаться от духовного сана. Его преемником стал митрополит Филипп (Фёдор Колычев), но он тоже оказался противником опричнины. За это его сослали в Тверской монастырь, где через год его задушил Малюта Скуратов.

Террор

В 1569 году Ивану Грозному донесли, что жители города Новгорода, недовольные установленным порядком, решили просить защиты у Польского короля и перейти на его сторону. Этот город и никогда никому не подчинялся, обладал самобытным статусом. Иван Грозный знал, что укрепить свою власть, он сможет, только усмирив независимый Новгород. Поэтому огромное войско опричников во главе с царём двинулось на этот город, сметая всё на своём пути. Армия безжалостно грабила и сжигала деревни, через которые проходила, убивая при этом жителей.

В 1570 году карательные войска подошли к Новгороду. В городе начались погромы. Ежедневно от рук опричников погибали по 500-600 человек. Их имущество палачи присваивали себе, дома сжигали. Произвол продолжался до 1571 года. В результате этого похода опричникам удалось покорить Новгород и установить там власть царя.

Карта: Районы, отведённые Иваном Грозным под опричнину.

Следующей предполагаемой жертвой Ивана Грозного и его команды был Псков. Войско вошло в этот город, однако население в отличие от оказавших сопротивление Новгородцев встретило царя хлебом и солью. Псков не постигла участь Новгорода. По одной версии монарх пощадил горожан, потому что они засвидетельствовали свою покорность, по другой Ивана Грозного остановил юродивый Николка, который предрёк большие несчастья царю, если он не перестанет проливать кровь. Как бы то ни было, монарх со своим войском покинул Псков и отправился в Александровскую слободу.

Ликвидация опричнины

Опричнине удалось справиться с раздробленностью государства и добиться централизованного управления, но из-за непрестанного террора она стала причиной ослабления экономической и военной мощи державы. Многие крестьяне бежали из страны, в результате чего резко сократились налоги и подати.

Царя ждало ещё одно большое разочарование – опричники, которые успешно сражались с безоружным мирным населением, в битве с настоящими солдатами оказались ни на что не пригодными. Нередки среди них были случаи дезертирства. Результатом стало поражение армии Ивана Грозного в Ливонской войне под городом Ревелем.

В 1571 году произошло нападение на Москву армии крымского хана Девлета Гирея. Царь в это время ещё был в Новгородском походе, и выступить на защиту города было некому – бояре свои войска предоставить отказались. Этим они вызвали настоящий гнев своего правителя.

Армия хана сожгла половину города и забрала в плен 150 тысяч человек. Царь вынужден был срочно вернуться в Москву. Чтобы противостоять крымскому войску царю пришлось объединить опричные и земские войска. Благодаря этому армии крымского хана при повторном набеге было нанесено поражение.

Целью введения опричнины было укрепление политической и экономической мощи страны, а также победа в Ливонской войне. Однако страна была полностью ослаблена, а в ходе военных действий никаких существенных перемен не произошло: они продолжались с переменным успехом.

После всех этих событий серьёзно разочаровавших Ивана Грозного, в 1972 году им было принято решение об отмене опричнины. Опричное войско было объединено с земским. Ближний круг Ивана Грозного перестал называться «опричниками» и получил новое название «двор». Дворянам, у которых были конфискованы земли и которым удалось выжить, часть собственности была возвращена. 

Результаты и значения опричнины

Государственный строй, установленный Иваном Грозным в 1565 году, известный как опричнина, не имел ни одного положительного результата. Последствия этого явления затронули несколько последующих поколений. В целом итоги опричнины можно сформулировать следующим образом:

  • усиление абсолютной монархии;
  • потеря боярством влияния на дела государства;
  • разгром боярских имений.

Введение опричнины не решило задачи ускоренного завершения централизации государства под властью самодержавного монарха. Напротив, Опричнина стала одной из главных предпосылок хаоса, анархии и неопределенности будущего Смутного времени.

Последствия опричнины

Годы опричнины были очень тяжелы для государства. Последствия произвола и террора заключались в следующем:

  • Экономический крах. Большое количество земель было либо разорено, либо брошено по причине бегства владельцев;

  • Падение нравственного авторитета монарха;

  • Ослабление боярского класса. Бояре были политическим, экономическим и военным фундаментом Москвы, и, подрывая их мощь и ресурсы, царь начал разрушать инфраструктуру своей страны. Россия стала легкой мишенью для татар;

  • Постоянные изменения в правительстве вызвали внутренний хаос. Некоторые районы настолько обезлюдели, что сельское хозяйство развалилось, и этими слабостями стали пользоваться внешние враги царя;

  • Централизация власти вокруг царя. Положительной стороной стало то, что опричнина окончила постоянную борьбу бояр за влияние. Царь смог создать новую, сильную Россию;

  • Появилось дворянство. И это положительное последствие. В отличии от бояр, дворяне получали жалованье и владения за службу и личную эффективность, а не просто за знатное происхождение;

  • Создание архетипа российского силовика. Образ одетых в черное всадников, обладающих необъяснимой силой, по-прежнему эффективен. Применение ими жестоких наказаний по отношению к «зарвавшимся» боярам создало им с одной стороны пугающую репутацию, а с другой – одобрение «глубинного» народа;

  • Снижение боеспособности страны и как следствие учащение иноземных вторжений.

  • Появление государства Российского в современном понимание этого слова;

Историческое значение опричнины

Опричнина сыграла серьёзную роль в централизации государства. Однако к этому процессу не было ни экономических, ни социальных предпосылок. Централизация была форсированной – власть стремилась утвердиться посредством террора. В результате Ивану Грозному удалось создать тоталитарный режим, но его не волновал вопрос благосостояния страны, и Россия оказалась разорённой своими же русскими.

В результате опричнины произошли ещё два события, повлиявших на ход истории России:

  1. Общественно-политический кризис, следствием которого было наступление Смутного времени;

  2. Введение в 1581 году заповедных лет, согласно которым крестьянам запрещалось переходить от одного землевладельца к другому (фактически это стало закрепощением крестьян, результатом которого стало массовое бегство последних на юг).

Россия взаимодействует с миром — NYPL

gif»>
г.


  Россия События
Здание Кремля, 1156–1516
Иван IV Берет Жена, 1547
Взятие Казани, 1552
Печать Первой книги в Москве, 1564 г.
Опричнина, 1564
  Мировые события
Золотая Орда, 1300-е годы
Османский захват Константинополь (Стамбул), 1453
Заведение династии Сефевидов, 1502 г.
Протестант Реформация, 1517
Дженкинсон Миссия в Западной Азии, 1558

Глобализация России:
Ключ

Отмеченные события характерные для внутреннего развития Московии/России.
Отмечены важные мировые исторические или культурные события.
указывает конкретные точки социокультурного или военного взаимодействия между Московией/Россией и иностранными державами или отдельными лицами.


 

     Теремной дворец, ок. 1800  
Фотографический Службы и разрешения                               

Цветная гравировка
Москва?, ок. 1800
NYPL, Славянско-Балтийский отдел

Хотя многие структуры Кремля, включая его стены, были спроектированы в 15-м и 16 века итальянскими архитекторами, нанятыми царем, в Теремной дворец был спроектирован русскими архитекторами. Начато как резиденция Ивана III (годы правления 1462–1505) в конце 15 века и впоследствии поврежденный пожаром, Теремной дворец был значительно расширен в годы правления первый царь Романов, Михаил Федорович (годы правления 1613–45) и видоизменялся на протяжении последующих столетий. Дворец выполняли множество функций, в том числе предоставляли место для дипломатические приемы, банкеты, тронный зал и, на верхнем этажи, личные покои царя и его семьи.

Наружная отделка и особенно интерьер теремного дворца олицетворяют «экзотику» русский двор в допетровский период (годы правления 1689–1725) повернулся на запад за вдохновением и модели. Это раскрашенная вручную репродукция 18 века. 17-го вековой вид на дворец.


 

Митрополит Московский, принявший мученическую смерть при Иване Грозном

Святитель Филипп II Московский был митрополитом Московским при Иване Грозном. Его помнят как одного из немногих глав Русской церкви, которые открыто выступали против царя за его отношение к инакомыслию и беззаконию правления опричнины.

Потомок знатного рода и любимец королевского двора, он предпочел строгую монашескую жизнь карьере государственного деятеля. Он тайно уехал из Москвы, когда ему было 30 лет. Переодевшись крестьянином, он добрался до Онежского озера и, наконец, до Соловецкого монастыря. Так как он жил там, он выполнял самую тяжелую работу. Работая в кузнице, он практиковал непрестанную молитву, размахивая молотом. Он усердно посещал молебны. Он всегда приходил первым и уходил последним. В 1546 году он принял сан игумена Соловецкого монастыря и руководил его духовным возрождением.

Тем временем в Москве нарастала напряженность между царем и дворянством, сопротивлявшимся его реформам. Иван чувствовал потребность в духовном советнике, а также в авторитетной фигуре, чтобы обуздать амбиции знати. Он чувствовал потребность в том, чтобы кто-то вроде святителя Филиппа стал митрополитом Русской Церкви.

Святитель долго отказывался принять эту должность, но в конце концов согласился. В конце концов, однако, напряженность между ним и царем начала расти, поскольку он возражал против беззаконных действий монарха и его террористических ударных войск, опричников.

Во время литургии 2 марта 1568 года царь со своими опричниками вошел в храм, святитель Филипп отказался благословить их и обличил казни и другие беззакония двух предыдущих лет.

По повелению царя святой предстал перед Боярской думой на суд. Против него было выдвинуто множество обвинений, в том числе и в колдовстве. Приводились лжесвидетели, многие из Соловецкого монастыря. Святой был признан виновным и приговорен к пожизненному заключению. Чтобы еще больше унизить его, святого Филиппа заставили служить литургию, где его публично разоблачили и выволокли из храма. «Я пришел на землю, как и все мои предки, — смиренно отвечал святой, — готовый пострадать за правду».

Проведя год в кандалах и цепях, святой принял мученическую смерть от рук своего убийцы.

22 января 2022 г.

  • Вверх
  • Новый

Ответить

Жизнь преподобного Серафима Саровского, цитаты и поучения

Святые

Жизнь преподобного Серафима была отмечена различными знамениями и чудесами, свидетельствующими о его избрании с самых ранних лет жизни. В семилетнем возрасте Прохор Мошнин (имя святого при рождении) упал с высокой колокольни, но Бог избавил его невредимым.

Чудеса святителя Иоанна Шанхайского

Сообщение дня Святые

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский – один из самых почитаемых и любимых святых в Русской Православной Церкви, а также в других Православных Церквях всех во всем мире.

Житие святого Владимира Великого как непреходящее чудо

Святые Пост дня

В связи с приближением праздника святого Владимира Великого Киевского готовимся петь на всенощной бдение и Божественная литургия – гимны, прославляющие его великий подвиг и апостольское служение в этой части мира.

Стояние Пресвятой Марии Египетской

Пост дня Святые

Стояние Пресвятой Марии Египетской – другое название долгой утрени в четверг 5-й недели Великого поста. Почему эта услуга так называется и что в ней особенного? Мы приглашаем вас прочитать дальше, чтобы узнать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *