Камин Врубеля в Третьяковской галерее: barucaba — LiveJournal
Когда входишь в зал Врубеля в Третьяковке через боковой вход, то первым делом в глаза бросается сверкающий всеми красками на фоне жемчужно-голубых стен камин. Игра световыми бликами — это особенность техники майолики, в которой выполнено панно камина. Камин появился в отреставрированном зале Врубеля только в 2007 году, а история его совершенно особенная и удивительным образом связана с такими разными личностями, как предприниматель и меценат Савва Мамонтов, художник Михаил Врубель, американский миллионер Арманд Хаммер и русская певица Ольга Вадина. Но обо всём по порядку…
Издалека кажется, что это просто яркий орнамент. Постепенно в этом орнаменте начинаешь различать и крестьянина Микулу в цветной рубахе, держащего в руках плуг, и коня его, и поле, и закатное небо, и солнце. Одежда Микулы Селяниновича яркая, поэтому его фигура при взгляде на камин первой бросается в глаза. И это символично, ведь по сюжету былины, именно богатырь-пахарь — победитель во всех состязаниях между ним и богатырём-воином Вольгой.
Напротив Микулы — суровый воин Вольга Святославович на своём могучем коне. Богатырь облачён в рельефную кольчугу, шлем и расшитый узорами плащ. Булава, колчан со стрелами и лук составляют его вооружение, за спиной виден щит. Яркое пятно солнца над головой Микулы, с одной стороны, украшают панно, а с другой — подчёркивает преимущество Микулы перед князем.
Тут есть ещё двойная арка (каминный портал). Звериные головы, как капители, венчают несущие столбы арки. Верхняя часть рамы обрамлена тоже двойной аркой. В самом верху поселились птицы сирины, зреет блестящий виноград на верхних «ушках». Камин стоит на столбах — по три с каждой стороны.
Керамическая облицовка камина «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем». Автор эскиза М.А. Врубель. Абрамцево, худож. гончарная мастерская. 1899-1900 гг. Майолика, цветные глазури
История создания керамического камина «Микула Селянинович и Вольга» (1898-1900, ГТГ) восходит ко второй половине 1890-х годов, когда М. А. Врубель по заказу С.И. Мамонтова написал два монументальных панно для Всероссийской нижегородской выставки 1896 года — «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович».
Вообще, Врубель любил русское народное творчество и часто обращался к изображению могучих русских богатырей, к русским сказкам и легендам. В основу сюжета панно легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет его. По замыслу Врубеля, именно Микула олицетворял силу всей земли Русской. В панно Врубель изображает момент диалога двух героев.
Михаил Врубель. Микула Селянинович. 1896. Эскиз-вариант декоративного панно для Всероссийской промышленной выставки
Для сравнения можно посмотреть, как совсем по-другому композиционно решена эта тема у Ивана Билибина.
Иван Билибин. Вольга Святославович и Микула Селянинович
Оба панно Вубеля стали основой для последующих воплощений в керамике. Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Майолика — такой вид керамики, в котором объединены обожжённая глина с расписной глазурью. В Древней Руси она была известна уже в XI веке, но высокого расцвета достигла в XVII-XVIII веках. С её помощью изготавливались наличники для окон, порталы, фризы, изразцовые печи, посуда.
В создании первого экземпляра камина Врубель принимал самое активное участие, следующие делал Пётр Ваулин по его эскизам. Первый камин получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже и был там сразу продан, также есть врубелевские камины в Москве: в музее «Коломенское», в Третьяковской галерее, во Всероссийском Музее декоративно-прикладного искусства. В Петербурге камины находятся в Государственном Русском музее и в доме Бажанова.
Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где долгое время использовался по прямому назначению, то есть, в отличие от всех других известных, чисто декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Камин стоял в этом особняке, когда здесь развивалась романтическая история любви американца Арманда Хаммера и русской певицы ялтинского кафешантана, исполнительницы цыганских романсов Ольги Вадиной. Но это совсем другая история, расскажу её отдельно…
В начале 1960 годов, при передаче здания в ведение посольства Ливана, оказалось, что врубелевский камин не вписывается во вновь отделанные интерьеры. Сотрудникам Третьяковской галереи было предложено срочно забрать «ненужное» произведение искусства. Поскольку камин был намертво вмурован в стену особняка, извлечь его, не повредив, в установленные хозяевами особняка сроки было невозможно.
В Третьяковскую галерею он был доставлен в виде нескольких сотен обломков, представляющих собой фрагменты майолики, спаянные с кусками цементно-известкового раствора, часть фрагментов была разбита, имелись множественные утраты, травмы поливы.
До 1986 года камин находился в запасниках музея и считался безнадежно утраченным. После реставрации он был выставлен в постоянной экспозиции только в 2007 году.
Вот такая судьба камина из Третьяковской галереи.
Краткое содержание: Вольга и Микула Селянинович 📕
Вольга и Микула Селянинович
Микула Селянинович — один из самых популярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый «сырою землею». Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.
Жил Святослав девяносто лет,
Жил Святослав да переставился.
Оставалось от него чадо милое,
Молодой Вольга Святославович.
Стал Вольга ростеть-матереть,
Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольге под оболоки,
Волком и рыскать во чистых полях.
И вот подросший Вольга собирает «дружинушку хоробрую»:
Тридцать молодцев без единого,
Сам еще Вольга во тридцатыих.
Далее в былине рассказывается о дяде Вольги, «славном князе Владимире стольно-киевском», который «жаловал» племянника тремя городами:
Первыим городом Гурчовцом,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Однажды молодой Вольга отправился с дружиной в свои города «за получкою», то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал, как в поле трудится пахарь (ратой):
Выехал Вольга во чисто поле,
Он услышал
во чистом поли ратоя.
А орет в поли ратой, понукивает,
А у ратоя-то сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешики прочиркивает.
Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:
Ехал Вольга он до ратоя,
День с утра ехал до вечера,
Да не мог ратоя в поле наехати…
Лишь к середине следующего дня Вольга достиг работающего в поле пахаря, который
…С края в край бороздки пометываёт,
В край он уедет — другого невидать.
То коренья-каменья вывертываёт,
Да великия он каменья вся в борозду валит.
При этом Вольга видит, что и лошадь и снаряжение у пахаря весьма скромное: «кобылка соловенька», «сошка кленовая».
Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:
Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своею со дружинушкой хороброю?
Вольга раскрывает пахарю цель своей поездки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:
— Ай же Вольга Святославгович!
Да недавно был я в городе, третьего дни,
На своей кобылке соловою,
А привез оттуль соли я два меха,
Два меха-то соли привез по сороку пуд,
А живут мужики там разбойники,
Они просят грошев подорожныих.
А я был с шалыгой подорожною,
А платил им гроши я подорожный:
А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,
А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.
Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним «к городам за получкою». Пахарь соглашается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:
— Ай же Вольга Святославович!
А оставил я сошку в бороздочке,
Да не гля-ради прохожаго-проезжего,
Ради мужика-деревенщины:
Они сошку с земельки повыдернут,
Из омешиков земельку повытряхнут,
Из сошки омешики повыколнут,
Мне нечем будет молодцу крестьяновати.
А пошли ты дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку с земельки повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.
Вольга посылает в поле нескольких «молодцев» из своей дружины, чтобы они спрятали соху — орудие труда пахаря — от других мужиков.
Едут туды два да три добрых молодца
Ко этой ко сошки кленовоей;
Они сошку за обжи кругом вертят,
А им сошки от земли поднять нельзя,
Да не могут они сошку с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Вольга посылает в поле десятерых «молодцев», но и те не могут справиться с «сошкой» пахаря. Тогда Вольга посылает всю свою «дружинушку хоробрую».
Тридцать молодцов да без единаго.
А подъехали ко сошке кленовенькой,
Брали сошку за обжи, кружком вертят,
Сошки от земельки поднять нельзя,
Не могут они сошки с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнути,
Бросити сошки за ракитов куст.
И сказал Микула князю:
— Ай же Вольга Святославгович!
То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,
А не могут оны сошки с земельки повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Не дружинушка тут есть хоробрая,
Столько одна есть хлебоясть.
С этими словами пахарь
…Подъехал на кобылке соловенькой
А ко этой ко сошке кленовенькой,
Брал эту сошку одной ручкой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспокоиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосходство героя былины над целой дружиной, состоящей из двадцати девяти крепких «молодцев».
Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.
А у ратоя кобылка, она рысью идёт,
А Вольгин-тот конь да поскакивает;
А у ратоя кобылка грудью пошла,
Так Вольгин-тот конь оставается.
То есть, когда лошадь пахаря бежит неспешной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.
Стал Вольга покрикивати,
Стал колпаком Вольга помахивати,
Говорил Вольга таковы слова:
— Стой-ко, постой, да оратаюшко! —
Говорил Вольга таковы слова:
— Ай же оратай-оратаюшко,
Эта кобылка конем бы была,
За эту кобылку пятьсот бы дали.
Однако пахарь отвечает, что если бы его лошадь была конем, то «этой бы кобылке и сметы нет». Восхищенный всем увиденным, Вольга обращается к пахарю:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именём зовут,
Как величают по отечеству? —
Говорил оратай таковы слова:
— Ай же Вольга ты Святославович!
Ржи напашу, в скирды складу,
В скирды складу да домой выволочу,
Домой выволочу, дома вымолочу.
Драни надеру да то я пива наварю,
Пива наварю, мужичков напою,
Станут мужички меня покликивати:
— Ай ты молодой Микулушка Селянинович!
Здесь, как и в былине «Святогор-богатырь», имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз подчеркивает скромность богатыря-землепашца.
Глоссарий:
- Вольга и Микула Селянинович краткое содержание
- характеристика микулы селяниновича
- вольга и микула селянинович
- святогор и микула селянинович краткое содержание
- былина вольга и микула селянинович краткое содержание
Напишите сочинение рассуждение чистая детская привязанность.
Краткое содержание: Вольга и Микула Селянинович
Волга
Перейти к содержимому
Так же доступно:
История величайшей реки России
Джанет М. Хартли
416 страниц, 5,00 x 7,75 дюйма, 22 ч. илл. + 10 карт
- Мягкая обложка
- 9780300266412
- Опубликовано: 2 августа 2022 г.
18,00 $
Купить
- Твердый переплет
- 9780300245646
- Опубликовано: 2 февраля 2021 г.