Описание петербурга в невском проспекте: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


В гоголевской повести «Невский проспект» особое внимание уделяется образу Петербурга, который появляется в самом начале повествования. Петербург становится не столько фоном, сколько действующим персонажем.

Н.В. Гоголь, описывая и чиновников, и деловых мужчин, и беспечных дам, и продавцов, и покупателей, демонстрирует все слои современного ему Петербурга. Писателю важно было показать не одно определенное сословие, а весь Петербург, который отличается разносторонностью. Автор дает общую характеристику людей разных полов и возрастов, разных профессий и чинов.

Стоит отметить, что только несколько персонажей в повести имеют имена. Толпы людей, которые идут по Невскому проспекту, олицетворяющему Петербург, лишены собственных имен, следовательно, они лишены индивидуальных черт. Образы людей имеют собирательный характер. При прочтении повести хочется подробнее узнать о тех, кого описывает писатель, однако автор только скользит по разным сословиям, давая им несколько абстрактных, но точных характеристик, позволяющих сказать о существующем в обществе неравенстве.

Безликая толпа – один из важных персонажей повести. Н.В. Гоголь обращает внимание на то, что в то время было важно то, какое человек занимает положение в обществе. Низшие слои населения стремились к повышению своего статуса, для них это становилось жизненной целью, а люди, которые уже добились чего-то в жизни, гордились и кичились этим.


Ярким символом Петербурга становится Невский проспект. Именно на нем происходит так называемый «парад» сословий того времени. Именно на нем главные герои видят прекрасных девушек, за которыми они идут далее. Образ Невского проспекта, символизирующий весь Петербург, описывается автором с помощью сатирических приемов, ирония видна повсюду: называя Невский проспект «всемогущим» и «красавицей нашей столицы», писатель демонстрирует противоположное отношение.

Н.В. Гоголь говорит о том, что Невский проспект «пахнет одним гуляньем», что по нему ходят лишь люди, которые не имеют никаких целей. Автор показывает, что Петербург – это город обмана, где люди пытаются показать себя теми, кем на самом деле не являются. Показано, что люди живут в соответствии с ложными ценностями. Для них важнее оказываются внешние атрибуты жизни, нежели внутренний мир человека. Люди стремятся к праздной жизни, лишенной каких-либо забот. Петербург – город иллюзий, поэтому неудивительно, что главные герои повести оказываются обманутыми.

Пирогов показан как типичный представитель Петербурга, который привык к принципам жизни окружающих и полностью им подчиняется. Раскрывая образ Пирогова, Н.В. Гоголь демонстрирует, что ухаживать за замужней женщиной для людей того времени было в порядке вещей. Автор показывает, как равнодушно относятся люди к тому, что происходит в их жизни. Пирогов стремится только к обретению чинов, что свойственно всему Петербургу того времени. Лицемерие, алчность, корысть и отсутствие каких-либо нравственных начал – все это отразил Н.В. Гоголь, характеризуя жителей Петербурга.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Пискарева в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Шиллера в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Образ Гофмана в повести Гоголя «Невский проспект»

  • Образ Петербурга в повести «Невский проспект» (Н.

    В. Гоголь)

    Автор Лариса Зотова На чтение 4 мин Просмотров 12.2к. Обновлено

    Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» построен на эффекте усложненного контраста.

    Петербург как объект изображения интересовал многих русских писателей. Первым этот город вывел на страницы своих произведений А. С. Пушкин. Гоголь продолжил тему в своем творчестве. Много лет он прожил в этом городе, и как человек творческий не мог не изобразить его в своих произведениях. Писатель посвятил Петербургу цикл повестей, который назвал «Петербургские повести». Каждое произведение рассказывает историю жизни человека, которая тесно связана с судьбой города.

    Повесть «Невский проспект» написана в 1834году. Петербург – главный герой этого произведения. Гоголь показывает его как город контрастов. Роскошь и нищета, сила и слабость сосуществуют в одном месте. Меркантильность, жадность, корысть нашли здесь приют. Через описание Невского проспекта раскрывается жизнь всего большого города. Главная улица отражает суть общественных отношений, занятия жителей, их вкусы, идеалы.

    В течение дня проспект несколько раз меняет облик. Ранним утром здесь появляются ремесленники, старухи в изодранной одежде, пахнет горячим хлебом. Сонные чиновники плетутся в департамент. В это время дамы не появляются на проспекте. В обед Невский превращается в педагогический проспект. Няни разных мастей гуляют с детьми. После двух часов начинаются настоящие народные гулянья. Здесь можно встретить знакомого, которого не видел много лет. Начинается выставка лучших «произведений» человека: один показывает бакенбарды, другой сюртук, третий галстук. После четырех часов проспект пустеет, но как только спускаются сумерки, улицу заполняют молодые люди, большей частью холостые.

    Эпизод, в котором описывается облик Невского, построен на приеме контраста. Проспект наполнен людьми, которые встречаются здесь ежедневно. В то же время толпа не является чем-то цельным. Каждый спешит по своим делам, не обращая внимания на тех, кто находится рядом. «Им не до того, чтобы заниматься рассматриванием прохожих», — пишет Гоголь о чиновниках, это касается всего мастерового люда. Богатые люди рассматривают только себе подобных, замечая лишь внешние атрибуты. Людей объединяет проспект, но каждый из них одинок. Невский похож на верхушку айсберга, показывая внешнюю сторону жизни.

    Большой город привлекает талантливых людей. Они стремятся в Петербург, чтобы показать и развить свое мастерство, встретиться с другими талантливыми людьми.  Так оказался здесь и герой произведения художник Пискарев. Через его восприятие автор показывает столкновение реальности с миром иллюзий, которые питает художник. Встретив на улице очаровательную девушку, он хочет с ней познакомиться. Его приятель поручик Пирогов подбадривает его, и Пискарев идет за девушкой. Он очень застенчивый, робкий и даже не смеет подумать о том, что она обратит на него внимание. Он хочет только посмотреть на дом, где она живет. Девушка представляется ему небесным существом, которое вот-вот улетит неведомо куда.  Следуя за прелестным созданием, Пискарев зашел в дом, поднялся на четвертый этаж и вошел в квартиру.

    Жилище поразило его беспорядком, а обитатели наглостью и бесстыдством. Он понял, что попал в приют разврата. Бедный художник не мог поверить, что чудесное создание, которое он только что боготворил, обитает в этом вертепе. Она стояла перед ним, юная, красивая, но разврат уже прикоснулся к ней и отразился на ее чертах. Пискарев был раздавлен, он не смог вымолвить ни слова и просто сбежал прочь. В дальнейшем он сделал попытку забрать девушку, предложил ей стать его женой, но она отказалась. Ее не прельщала судьба стать женой бедного художника. Нежная душа художника не смогла справиться с правдой жизни, и он погиб.

    Поручик Пирогов противопоставлен чувствительному Пискареву. Он познакомился с понравившейся ему блондинкой, которая оказалась женой немецкого жестянщика. Это не остановило бравого офицера, он решил приударить за ней, когда мужа не будет дома.

    Все так и случилось, но немец вернулся не вовремя, и Пирогов получил по заслугам. Возмущенный, он хотел было жаловаться на дерзкого жестянщика, но зашел в кондитерскую, съел пирожок и думать забыл о происшествии.

    Так, приключения приятелей, начавшиеся в одну минуту на Невском проспекте, приводят одного к гибели, другого возвращают к прежней благополучной жизни.

    Автор, гуляя по Невскому, вспоминает этот случай и задумывается о том, как все происходит в жизни. Он размышляет об игре, которую затевает с людьми судьба. Одному она дает много, а он не ценит этого. Другой может только мечтать, ничего не получая в реальной жизни. А самое главное, что все оказывается на деле не тем, чем кажется. Так девушка, которая казалась недосягаемым небесным созданием, оказалась доступной бездушной особой с меркантильными интересами.

    Гоголь показал угрюмое бесчеловечие столицы, которое пытается спрятаться за блестящей выставкой Невского проспекта. Произведения Гоголя вдохновили Достоевского, Булгакова, А.

    Белого на создание новых образов Петербурга, которые перекликаются с гоголевским. Это город, который заставляет надеяться и безжалостно обманывает надежды.

    Невский проспект в Санкт-Петербурге, Россия

    Невский проспект – сердце и душа Санкт-Петербурга. Проходя прямо через центр города, он соединяет две самые важные достопримечательности города: Адмиралтейство и Александро-Невскую Лавру. Среди множества примечательных зданий вдоль улицы — Гостиный двор, Казанский собор, Московский вокзал и многие другие.

    С самого начала своего существования этот проспект стал домом для многих иностранцев, в том числе немцев, французов и армян, и они отметили свое присутствие строительством церквей различных христианских конфессий, которыми можно восхищаться и сегодня — католической церковью. Святой Екатерины, Лютеранской церкви Святого Петра и Армянской Апостольской церкви Святой Екатерины. Посещение Санкт-Петербурга в 19В

    -м -м веке французский писатель Александр Дюма-отец описывал Невский проспект как «la rue du tolerance» — «улица толерантности».

    На самом деле центр города Петр I планировал разместить на Васильевском острове, поэтому Невский проспект изначально не задумывался как центральная улица и застраивался медленно. Только в 1720-х годах дорога была вымощена камнем и посажена в четыре ряда берез. Более того, каждый домовладелец отвечал за мощение улицы перед своим домом. Сначала дорога была платной.

    Так как дороги в то время строились с двух концов, то примерно на полпути Невский проспект имеет излом — строители просто ошиблись. В 1730-х годах были попытки спрямить проезд по нынешним Гончарной и Тележной улицам, отчего восточный участок улицы до сих пор неофициально известен всем как «Старо-Невский» — «Старо-невский». Хотя фактически свое нынешнее название Невский получил только в 1781 году — до этого он был просто известен как «Большой проспект».

    В середине XVIII века на Невском проспекте возникло множество роскошных дворцов в стиле барокко — Анчиковский дворец, Строгановский дворец, деревянный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Последний занимал всю территорию между рекой Мойкой и Малой Морской улицей и был снесен в 1767 году. В 1761–1785 годах по проекту архитектора Иоанна-Батиста Валлена де ламота было построено новое каменное здание Большого Гостиного двора. Строительство костела св. Екатерины велось с 1763 по 1783 год.

    В 199005-м -м веке Невский проспект, уже официально признанный центральной улицей столицы, продолжал застраиваться и благоустраиваться. Сначала в центре проспекта был разбит бульвар. Великолепный Казанский собор был построен по проекту Андрея Воронихина, а в 1847 году появился Белосельско-Белозерский дворец Андрея Штакеншнейдера.

    В том же году по Невскому начали ездить омнибусы. Они были заменены трамваями в конце 19 века.го века, а в 1907 году были запущены первые электрические трамваи. В начале ХХ -го -го века архитектурная палитра Невского пополнилась несколькими шедеврами модерна, среди которых Зингер-Хаус (ныне Дом Книги) и Мертенс-Хаус (первоначально здесь размещался меховой магазин Ф. Л. Мертенса).

    В 1918 году новое большевистское правительство изменило название улицы на «Проспект 25 Октября», но новое название так и не пришло в голову местным жителям, которые продолжали называть ее Невской. Следы ужасов Второй мировой войны можно увидеть в сохранившейся на фасаде дома № 14 табличке: «Граждане! Во время обстрелов эта сторона улицы опаснее». Между 1950 и 1952 г. шла генеральная реставрация Невского проспекта, при которой трамвайные пути были сняты. В мае 1985 года состоялось официальное открытие мемориального обелиска на площади Восстания, увековечивающего статус Ленинграда как «города-героя».

    • Торжества на Невском проспекте

    • Карнавальное представление на Невском проспекте в праздничный день

    • jpg»>

      Празднование Нового года на Невском проспекте

    Сегодня Невский проспект отражает лицо современного города. Петербуржцы любят днем ​​и ночью гулять по Невскому, посидеть в одном из десятков его кафе, встретиться с друзьями и пройтись по магазинам. Невский проспект также широко используется для массовых мероприятий. Это место официальных парадов и политических демонстраций, выступлений оркестров и байкеров, едущих строем. Три раза в году — на Новый год, 9 мая (День Победы) и 27 мая (годовщина основания Санкт-Петербурга) участок Невского от реки Фонтанки до Дворцовой площади закрывается для движения и становится центром красочных торжеств.

    Metro stations: Admiralteyskaya, Nevsky Prospekt / Gostiny Dvor, Mayakovskaya / Ploshchad Vosstaniya, Ploshchad Aleksandra Nevskogo
    Best walking route: From Ploshchad Vosstaniya Metro Station to the Admiralty (2.9km)
    Что здесь? Адмиралтейство, Анчиков мост, Азово-Донской коммерческий банк, Александринский театр, Александро-Невский монастырь, Анчиков дворец, Армянская Апостольская Церковь Св. Екатерины, Дворец Белосельских-Белозерских, Большой Гостиный Двор, Дом Вавельберга (Торговый банк), Голландская церковь, Городская Дума, Дом Книги, Елисеевский магазин, Казанский собор, Лютеранская церковь Святого Петра, Московский вокзал, Пассаж Торговые ряды, Площадь Александра Невского, Площадь Восстания, Российская национальная библиотека, Серебряные ряды, Сибирский торговый банк, Строгановский дворец, Театр комедии Н. П. Акимовой, Торговый дом Мертенс, Дом Чичерина, Обелиск города-героя
    Что поблизости? Канал Грибоедова, река Фонтанка, Мойка Рифер, Дворцовая площадь (Дворцовая площадь), Большая Морская улица, Большая Конюшенная улица, Малая Конюшенная улица, Садовая Юица, Малая Садовая улица, Владимирский проспект, Литейный проспект, Лиговский проспект

    Санкт-Петербург 1900, Фото 37

    Гостиный двор означает «Двор для гостей», и в нем размещались сотни торговых заведений и бесчисленное количество киосков. Здесь его можно увидеть слева.

    Американская писательница и переводчик русской литературы XIX века Изабель Хэпгуд описывает Гостиный двор в 1900 году:

    «Здесь стоит огромный базар, известный как Гостиный двор… Его фасад в семьсот футов выходит на проспект, а тысяча пятьдесят на Большом саду и соседней параллельной улице, подготовьте нас к мысли, что в нем действительно может быть более пятисот магазинов на двух этажах, нижний из которых окружен сводчатой ​​аркадой, поддерживающей открытую галерею, которая имеет неоценимое значение для декоративных целей на Пасху и на Пасху. Воздвигнутый в 1735 году в своем нынешнем виде, распространенном по всей стране, на том месте, где совсем недавно было непроходимое болото, где земля все еще трясется на рассвете, лучшие магазины в городе, и его купцы, конечно, не являются «гостями» в древнем понимании этого слова, но тем не менее мы можем утверждать, что он представляет собой сборник наиболее доступных для покупки предметов, существующих в настоящее время. от самоваров, мехов и военных товаров, до книг, святых образов и московских подделок парижских новинок по удивительно низким ценам, а также оригиналов.

    Укромные уголки и пространства пассажа, особенно по углам и в центре, заняты киосками с дешевыми товарами. Священный образ, необходимый для русской лавки, написан на сводчатом потолке; лампада в святилище мерцает под открытым небом, обслуживая таким образом многих торговцев в фартуках, домотканых и одетых в овчину. Толпа гуляющих здесь всегда разнообразна и интересна. Опытный глаз различает бесконечные оттенки различий в богатстве, социальном положении и других условиях. Дама в бархатной шубе, подбитой соболем или черной лисицей, в мягкой бархатной шапочке, отороченной дорогой выдрой, в бусе, окутанной ворсистой вязаной шалью из козьего пуха оренбургских степей, или остроконечным башлыком из козьего плетения. -вниз с Кавказа, приехала сюда в своих санях или повозке и села, чтобы удовлетворить любопытство своих сыновей. Мы знаем с первого взгляда, принадлежат ли эти юноши к аристократическому пажескому корпусу, с Грейт-Гарден-стрит, поблизости, к университету, юридическому факультету, лицею или гимназии, и можем проницательно угадать их будущие профессии. по их лицам, а также по их униформе. Дама, которая идет нам навстречу в шубе с рукавами, стеганая гагачьим пухом, и та, что в коротком жакете, пришли и должны вернуться пешком; они не могли далеко уехать на открытом воздухе, так тонко одетые.

    На Святки сильно приумножаются странные «вяземские» и другие пирожные, крестьянские кружева, сладкие выборгские сухарики, фруктовые пастилки и другие народные товары, на которых, по-видимому, процветают эти мелкие торговцы под открытым небом, как здоровьем, так и здоровьем. и кошелек. Просторное пространство между базаром и тротуаром Невского заполнено елками, красиво неукрашенными или испорченными с неуместной броскостью, привезенными, в большинстве случаев, финнами из окрестностей. Опять же, в неделю, предшествующую Вербному воскресенью, здесь проходит Вербная ярмарка, или Ярмарка вербы. Номинально он проводится с целью предоставления публике веток этого эстетического растения (единственного, в котором проявляются остатки жизни в это время года), которые используются в качестве пальмы от императорского дворца до самой бедной церкви в стране. На самом деле это самая забавная ярмарка игрушек и дешевых товаров, подходящих для пасхальных яиц; яркие бумажные розы, которыми можно украсить кулич; и то сочетание кислого со сладким кремом и другими запретными лакомствами, пасхой, которой следует разговляться долгий строгий пост после полуночной заутрени на Пасху. Здесь пухлые рыжие финские попугаи, зеленые и красные зяблики и другие певчие птицы, которых любезно покупают и выпускают на волю по милому обычаю. Дощатые и брезентовые будки, места для которых выбирают по жребию солдатские вдовы и продают или используют по своему усмотрению, запираются на ночь, опуская брезентовый люк, и никогда не охраняются; а намеки на то, что могут быть совершены кражи или что необходимо наблюдение, с негодованием отвергаются лавочниками.

    Всегда есть популярная игрушка часа. Один год она состояла из ярко раскрашенных, красиво сделанных бутылочных чертят, которых громко звали Американские жители, — жители Америки. Мы поинтересовались причиной их названия.

    «Они сделаны по точному подобию американцев», — пояснил крестьянин-продавец, предлагая на наше восхищение бледно-голубого чертенка с длинным красным языком и феноменальным хвостом.

    «Мы жители Америки. Сходство очень сильное?» мы спросили.

    Толпа тихо захихикала; мужчина выглядел испуганным; но, убедившись, что никакой страшной участи не грозит, вскоре снова завопил с плутовской ухмылкой: —

    «Купити, купи-и-ити! Превосходния Американские жители! Са-а-мия настойдщия!» — Покупайте, покупайте, великолепные выходцы из Америки! самый настоящий сорт!

    Далеко за этим Гостиным двором простирается сложная масса других любопытных «дворов» и рынков, достойных посещения из-за популярных типов, которые они представляют из низших классов. Среди них всех нет более стабильно и разнообразно интересного во все времена года, чем Сенная площадь, Сенная, названная так по употреблению в давно минувшие дни. Здесь, на Рыбном рынке, большое хранилище замороженных продуктов, столь необходимых в стране, где церковь взимает в общей сложности более четырех месяцев поста из двенадцати. Здесь рыба лежит штабелями, как дрова, или переливается из бочек, для экономных покупателей. Купеческие жены в бусах, закутанных в цветные платки, в старинном стиле, хорошо заправленные за ворот салопи или пальто с длинными рукавами, рыщут в поисках выгодных покупок. Здесь сидят рыбаки с далекого мурманского берега, из Архангельска, с обветренными, но умными лицами, в причудливых тюбетейках из оленьих шкур и мешковатых, бесформенных одеждах из таинственных шкур, распоряжаясь товарами, которыми они рисковали жизнью. ловить в бурных арктических морях, в долгие дни короткого лета; высушенная и свернувшаяся в серую неузнаваемость треска; желтая икра, которая противостоит зубам, как крошечные шарики гуттаперчи, — не вкусная серая «жемчужная» икра осетровых рыб, — и прочая морская пища, которую никогда не увидишь на столе богача.

    Другой иностранный житель Петербурга в 1900 году дает нам дальнейшее описание Гостиного двора:
    «Подсчитано, что в Гостином дворе около тысячи лавок, наполненных всевозможными товарами, а Александровский рынок, еврейский курорт, как Здесь можно купить красивые кружева, сделанные крестьянами внутренних дел, костромские полотна, оренбургские шали прекрасного рисунка, лаковые изделия, изготовление которых до сих пор держится в секрете, изящные золотые и серебряные эмали, привезены варягами или вывезены из Византии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *