Описание героев портрет гоголь: Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет», описание в цитатах

«Портрет» герои повести, характеристика, внешность, характер персонажей :: Сочиняшка.Ру

В повести Гоголя «Портрет» (1835) прослеживается основная мысль о сатанинском зле, таящемся в деньгах.

Главные герои повести Гоголя «Портрет»

Чартков Андрей Петрович — молодой талантливый художник. В начале повести ему 22 года. Он беден и голоден, но, по совету профессора, старается удержаться от соблазна стать модным портретистом ради сытой жизни. Чартков взращивает свой талант, шлифует мастерство.

Однажды на последний двугривенный он купил у лавочника портрет замечательный по мастерству, но глаза азиата на портрете были страшны своей живостью и выражением. Воздействие этого прожигающего взгляда художник испытывал на себе дома, а ночью видел престранный сон с червонцами. В присутствии портрета у юноши появился ропот на бедность и раздражение против профессора, призывавшего его потерпеть.

В крайних обстоятельствах, когда над художником нависла угроза выселения, из рамы портрета выпал свёрток с тысячью червонцами.

Благие намерения завести хорошую мастерскую, купить всё необходимое для работы и совершенствоваться далее скоро пошли прахом.

Чартков стал роскошествовать, писать портреты знати, приобрёл известность, богатство и загубил талант. Видя настоящее мастерство других художников, он стал испытывать чёрную зависть, скупать их картины и уничтожать. Только после смерти несчастного открылась судьба шедевров.

Второстепенные герои повести Гоголя «Портрет»

Отец художника. Жил в Коломне, был художником-самородком, упорно развивающим свой талант. Он добился признания, талант свой посвятил высокой живописи — христианской тематике. Ему непрестанно поступали заказы из церкви. На одной из картин ему понадобилось изобразить духа тьмы, и как раз его попросил написать портрет ростовщик азиатского вида, наводящий страх на всю Коломну.

Работа над портретом ростовщика дала ужасные результаты: в картине лица не только утратили святость, но приобрели демоническое выражение, сам художник стал зол и завистлив, потерял жену и двух детей.

Осознав происшедшее, живописец оставшегося в живых сына отдал в Академию художеств, а сам удалился в монастырь, где долгим покаянием и постом искупал грех. Только после этого написал он дивную картину на евангельский сюжет.

Портрет же приносил несчастье каждому, кто приобретал его. Взрослому сыну художник, ставший старцем, поручил истребить портрет, если увидит его.

Ростовщик — человек азиатского вида, известный всей Коломне. Давал деньги на выгодных условиях, но всех его заёмщиков постигали несчастья. Фигура, несомненно, демоническая. Предвидя свою смерть, он пришёл к художнику с просьбой написать его портрет. В этом изображении он оставался жить и продолжать нести зло.

Художник. Он рассказал историю портрета. Сын признанного живописца, окончил Академию художеств, жил в Италии, взращивая мастерство. Его отец был автором злосчастного портрета, он поручил сыну уничтожить эту работу. Молодой человек увидел произведение отца на аукционе, но пока он повествовал толпе о находке, таинственным образом портрет исчез, то есть продолжал сеять зло.



Еще герои произведений:

  • Герои рассказа Шукшина «Срезал»
  • Герои рассказа Шукшина «Чудик»
  • Герои «Денискиных рассказов» Драгунского
  • Герои повести Железнякова «Чучело»

  • Образ и характеристика Чарткова в повести Портрет Гоголя сочинение

    • Сочинения
    • По литературе
    • Гоголь
    • Образ Чарткова в повести Портрет

    Чартков — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет», бедный молодой художник, обнищавший дворянин, живущий вместе со своим слугой Никитой в низенькой скудной комнатке на Васильевском острове, из которой их вот-вот выселят за неуплату. Положение Чарткова столь бедственно, что денег у него нет даже на одну свечу. Несмотря на это, молодой человек подаёт большие надежды, и, по заверениям его учителя, усердное обучение и развитие собственных талантов помогут добиться ему огромных успехов в искусстве и принесут ему всеобщую славу. Но пока что ему приходится жить и творить в нищете, едва ли сводя концы с концами и мечтая сказочно разбогатеть.

    Однажды, зайдя в лавку торговца картинами, Чартков почти случайно натыкается на незаконченный портрет неизвестного ему художника, на котором изображен старик с весьма жутким взглядом, который, как кажется юноше, обращен прямо на него. Сам не понимая зачем, Чартков покупает загадочную картину, тратя на неё последний двугривенник. В ночь после покупки, художнику снится кошмар, в котором странный старик с портрета подходит к его кровати и, открыв мешок, высыпает рядом с ней несколько свёртков с золотыми червонцами. Наутро же, по счастливой случайности Чартков находит один из свёртков, которые он видел во сне. Это находка делает его необычайно богатым. И тут перед молодым творцом встаёт серьезный выбор: потратить эти деньги на то, чтобы 3 года ни в чём себе не отказывать и полностью посвятить себя искусству или на то, чтобы мгновенно купить себе репутацию и известность.

    Чартков выбирает второй вариант. Он снимает себе квартиру на главной улице Петербурга, Невском проспекте, покупает дорогой костюм, чтобы ни у кого не было сомнения, что он — человек уважаемый, а так же заказывает о себе хвалебный отзыв в петербуржской газете. После этого слава не заставила себя ждать. Раз за разом к Чарткову приходят всё больше и больше знатных петербуржцев, его приглашают на светские приемы и обеды. Он становится «модным» художником, рисуя портреты так, чтоб угодить богатым заказчикам и изображая их такими, какими они хотят себя видеть. Постепенно искра таланта угасает в юноше, он теряет всякое удовольствие от творчества, выполняя машинальную работу, а иногда и вовсе отдавая её своим ученикам. Автор пишет, что «золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью».

    Но однажды, в жизни Чарткова происходят кардинальные перемены. Произошло это тогда, когда его, как уважаемого и признанного мастера, приглашают оценить работу еще неизвестного автора, с которым он когда-то учился. Художник этот, в отличие от Чарткова, посвятил свою жизнь не заработку денег, а чистому, настоящему искусству. Его картина так поражает главного героя, что тот, понимая, что он уже полностью утратил свой талант, начинает безумно завидовать истинным творцам. Чартков скупает шедевры молодых авторов и в приступах дикой зависти разрывает их на мелкие кусочки. С каждой такой покупкой безумие его лишь усиливается. Припадки доводят его до душевной болезни, от которой он, впоследствии, погибает.

    Так заканчивается история Чарткова – молодого, подающего большие надежды художника, променявшего свой талант и возможность по-настоящему творить на деньги и всеобщую славу. Но стоило ли оно того? Будут ли помнить юношу после его смерти, как мы помним великих творцов? На эти вопросы Гоголь не дает ответов, оставляя их на размышление читателям.

    Вариант 2

    В произведении Николая Васильевича Гоголя «Портрет» Андрей Чартков является одним из главных героев. Он принадлежал дворянскому роду, но бедному. Из повести мы узнаем, что Андрею молод, в возрасте примерно двадцати двух лет. Он подает большие надежды в искусстве.

    Автор описывает Чарткова, как не следящего за своим внешним видом молодого юношу, вещи его рваные и старые. Причиной тому служат не только его безразличие к своему внешнему виде, а отсутствие денег. Своим смыслом жизни Чартков видит искусство, оно его вдохновляет и заставляет существовать дальше. Он постоянно рисует и совершенствует свое мастерство. Проживает главный герой в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Квартира, в которой живет Андрей не является его собственностью, он ее снимает. Но как было сказано ранее у главного героя нет денег и соответственно платить за жилье ему не чем и долг постоянно увеличивается.

    Однажды Чартков спустил все свои последние сбережения на аукционе. Он купил картину, на которой был изображен портрет пожилого мужчины. Придя домой и осмотрев картину, Чартков заметил в глубине рамки мешочек с деньгами. Там оказалась приличная сумма, тысяча золотых монет. Этот день стал переворотом в жизни героя.

    Все свои найденные деньги Андрей спустил на хорошие новые вещи, парфюм и новую квартиру. И остаток последних средств тратит на рекламу, что бы о нем узнали.

    Вскоре Чартков становится востребованным в искусстве. У него заказывают портреты самые знатные люди города. После чего прибыль героя возрастает, и он буквально купается в деньгах. Андрей становится значимой персоной, его приглашают к себе на обед не мало известные люди, он окружен вниманием прекрасного пола.

    Но не все так хорошо, как могло бы казаться. С наступления такого образа жизни Черткова, мастерство ослабевает. Руки уже не те, кисть не так ложится на холст, его картины становятся другими. И между искусством и красивой жизнью Чартков выбирает красивую жизнь, совершенно забыв про то с чего он начинал.

    Чартков, увидел талантливые портреты своего друга, разозлился и возненавидел его. Его друг писал картины гораздо лучше самого Чарткова, но Андрей даже ни на мгновение не допустил мысль, что виной тому является его беззаботная гулящая жизнь. В тот момент в голову главного героя пришла мысль. И мысль была такова: скупить все красивые картины по городу. Он был зол и разгневан. Скупая все картины по городу, он приезжал домой и рвал их на мелкие кусочки. То что с ним происходило привело его к смерти.

    Сочинение Чартков в рассказе Портрет

    Герой повести Гоголя «Портрет», Андрей Петрович Чартков был из бедного, но знатного дворянского рода. У него был один единственный слуга по имени Никита. Андрей – это молодой юноша, двадцати двух лет от роду, подающий большие надежды в искусстве.

    Андрей не следит за своим внешним видом, одевается в старые, рваные вещи. На самом деле, он не только не заботится о том, как выглядит, но и денег на наряды у молодого человека просто нет. Он художник, постоянно совершенствующий свои навыки в написании картин. Это занятие вдохновляет его и является смыслом его жизни. Андрей снимает комнату в Петербурге на Васильевском острове, платить за нее не чем, долг за жилье постоянно растет. Вечером, чтобы сэкономить, Андрей не зажигает свечу.

    В один из дней герой отправился на аукцион, где ему приглянулась картина, за которую он отдал последние свои сбережения. На полотне был нарисован портрет старика. Осмотрев картину, Чертков обнаружил в глубине рамки небольшой мешочек с деньгами. Сумма оказалась немаленькой, тысяча золотых монет. Такая находка навсегда изменила жизнь Андрея.

    В первую очередь он отправляется к швейному мастеру за новым костюмом, меняет старую маленькую комнатку, на большую квартиру в центре Петербурга. Он растрачивает свои деньги на новые вещи, покупает парфюм и другие детали туалета.

    Чертков на последние деньги, создает себе рекламу, чтобы о нем услышали в городе. Молодой человек честолюбив, он желает только признания, славы и восхищения им как художником. Почти сразу же он становиться востребованным в своем деле, к Андрею приезжают самые знатные люди города для написания их портрета. Молодой человек с головой окунается во всю эту роскошь и купается в деньгах. Его приглашают высокопоставленные лица к себе на обед, он не обделен вниманием женщин, к нему относятся как к важной и значимой персоне.

    Но у такой жизни есть и обратная сторона. Чартков, купаясь в богатстве и самолюбии, перестает талантливо писать свои картины, его рука ослабевает, кисть уже так не ложится на холст. Андрею надоедает такое занятие, ему больше по душе ходить на знатные вечера и растрачивать свое внимание и деньги на развлечения.

    Однажды Чартков пришел к своему другу и увидел его портреты. Они оказались намного талантливее, чем пишет сам Андрей. Вместо того, чтобы пересмотреть свою жизнь и начать заново красиво рисовать, молодой человек разозлился и возненавидел своего приятеля. В порыве безумия, Андрей начал скупать все самые лучшие картины в городе и рвать их на части. Он загнал себя в угол, дошел до белой горячки. Это сумасшествие привело Чаткова к собственной смерти.

    Почему чартков стал модным художником

    Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

    ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

    Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

    Как стать экспертом?

    В ней нам рассказывается о молодом живописце Андрее Петровиче Чарткове. Из опыта известных художников, мы знаем что художники – люди не богатые, так и Чартков, хотя у него несомненно был талант. О нём попросту никто не знал, не видел его таланта. Он также любил и искусство других художников, восхищался ими, ходил на выставки. На одной из таких выставок Чартков задёшево купил портрет ростовщика, который поразил его необыкновенно живыми глазами.

    Придя домой художник сначала поставил портрет на пол , а после повесил на стену, после того как художник недолго смотрел в глаза ростовщику, ему вдруг показалось что и ростовщик на него смотри, глаза казались ему самыми настоящими : Это были живые, это были живые человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Художник ещё долго размышлял о портрете и его глазах до того как пошёл спать ,но оказавшись в постели он начинает думать о жалкой судьбе художника и задаётся вопросом: не стать ли ему просто модным живописцем и жить с деньгами. Тогда он не понимал какого это на самом деле – быть модным живописцем.

    Наутро после ужасного сна, приходит к нему хозяин требовать деньги за квартиру, но тут из рамы портрета старика выпадает мешочек с деньгами. И Чартков ощутив всю силу денег, оказавшихся у него в руках, в тотчас же побежал их тратить. Снял квартиру в центре города, оделся с ног до головы, купил материалы для рисования и как ребёнок объелся конфет, но не забыл он и о рекламе самого себя, после которой к нему стали приходить знатные люди. Поначалу Чартков писал с душой и наслаждением, замечая самые мелкие детали, придающие сходство портрету с человеком. Но позже он понял, что людям это не нужно, люди хотели лишь получиться на портрете идеальными, просили изобразить их в различных образах Богов. И тогда то Чартков начал понимать что он превращается из художника в ремесленника, он всегда считал что писать картины надо с душой и быстро, а если художник пишет портрет день за днём не торопясь и только ради денег – это настоящее ремесло. Заметивши это в себе Чартков начал сходить с ума, сходить с ума от того что произошло именно то, чего он всегда опасался: стать модным живописцем, рисовавшим только ради выгоды и славы.

    Но он понял это слишком поздно, в нём уже угас талант, он продолжал ходить на выставки, только он уже не восхищался другими художниками, а завидовал. Начал скупать высокие произведения искусства и уничтожать их. Тогда он совсем сошёл с ума заболел горячкой и скончался. Николай Васильевич Гоголб не оставляет главного героя жить, потому что герой поддался влиянию денег, начал завидовать другим, злиться и ненавидеть себя. В момент наивысшей точки развития финансов прекрасный художник стал ремесленником, всё это произошло лишь из-за денег

    , о которых всю жизнь мечтал Чартков.

    Заканчивая изучения великолепной повести Гоголя, нужно вернуться к самой первой строчке моего сочинения : наслаждение творить. На примере жизни Андрея Петровича Чарткова мы поняли, что нельзя творить без души и наслаждения. Нельзя растрачивать свой талант ради денег. Потому что таким образом мы предаём самих себя.

    Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

    Чтобы вывести это сочинение введите команду /id48181

    Портрет Чарткова

    В образе Чарткова автор старался показать собирательный образ человека, который сочетал в себе как несомненные таланты, присущие его личности, так и другие качества, которые раскрывали в нем простого человека с вредными привычками и обычными пороками. В повести рассказывается про путь, который прошел художник. Вначале он стремился достичь высот в своем ремесле, и успешно продвигался по своей карьерной лестнице. Однако, вскоре, он духовно пал, и проиграл борьбу самому себе. В гениальном произведении «Портрет» автор показал загадочную историю с элементами мистики, которая случилась с данными персонажами.

    В образе молодого начинающего художника автор вложил образ человека, который стремился улучшить свою творческую деятельность посредством того, что он хотел овладеть своим мастерством сполна, и его не пугало его бедное существование, или голод. Он видел то, что он предназначен для этого дела. Художник был весьма добрым и амбициозным молодым человеком, который стремился стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, ему катастрофически не хватало денежных средств на достойное существование. Как-то раз, на свои последние деньги, он покупает портрет, который делает его по-настоящему богатым человеком. Однако, он не сумел распорядиться данным богатством правильно и рационально. Деньги вскружили голову юноше, и он забыл о своих целях и мечтах.

    Герой становится весьма ленивым и безответственным человеком, который не стремится более стать профессионалом. Он стремится посещать модные и роскошные вечера, где считает, что его уважают за его творчество. Однако, это не явилось истиной. Ведь признают молодого человека исключительно за то, что он мгновенно разбогател. В конце произведения, он понимает, что он не только не может развиваться как профессионал, но и утратил былые навыки, так как не практиковался на протяжении длительного периода времени. Стоит сказать, что он прекрасно понял и принял тот факт, что когда-то поставленные цели, на сегодняшний день стали недостижимыми только из-за того, что на протяжении последнего времени, он вел праздную и сытую жизнь, которая отдаляла его от истинных целей и задач. Вначале читатель может испытать сочувствие к данному персонажу. Ведь он ставил себе цели и задачи, которые стремился решать посредством того, чтобы совершенствовать свои навыки. Однако, у него не было денег на это. И, когда они появились, он превратился в алчного и высокомерного человека, который растратил свои силы в неправильных делах.

    Популярные сочинения

    • Сочинение Мой любимый праздник — день рождения
      Самый желанный праздник из всех существующих, который я так долго жду – мой день рождения. Из года в год он проходит как нельзя лучше и оставляет после себя множество теплых воспоминаний.
    • Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве
      Под русской дружиной автор понимал огромную силу и дух своего народа. На фоне описания различных природных явлений, он показывает свое отношение к Родине. Например, когда войско Игоря объединяется с группами воинов Всеволода
    • Сочинение Зачем человеку друзья? 5 класс
      В жизни каждого человека должны быть друзья. Кто бы что ни говорил, но друзья играют большую роль. Они могут поддержать в трудный момент, дать совет или составить компанию. Но обо всём по порядку.

    Гоголь «Портрет» очень краткое содержание

    Гоголь «Портрет» очень краткое содержание

    «Портрет» — рассказ Николая Васильевича Гоголя

    Молодой художник, бедствующий, Чартков, несмотря на то, что ему нечем платить за аренду квартиры, в магазине на Щукинском дворе покупает на двуручный портрет неизвестного человека — старика в азиатке одежды, который привлек его внимание тем, что глаза изображенного человека выглядят совершенно живыми.

    Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него; по ночам Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов из кадра выходит старик с мешком, полным денег, и художнику удается выхватить один сверток с надписью «1000 золотых». Утром, когда появляется хозяин квартиры и квартала, требуя от Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же пакет, какой художник видел в своем кошмаре.

    Чартков переехал в роскошную квартиру на Невском проспекте, дал объявление в газете, и вскоре у него появилось много клиентов. Чартков становится модным художником, пишет много портретов. Он удовлетворяет потребности заказчиков, но многие из его бывших друзей замечают, что его талант, ранее проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и человеконенавистником. Увидев на выставке картину одного из своих бывших знакомых, он понимает, что его собственные работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков заперся в своей мастерской и пытался создать нечто подобное, но не преуспел; затем он начинает скупать живописные шедевры и уничтожать их.

    Вскоре Чартков сходит с ума и внезапно умирает.

    Через некоторое время на некий аукцион среди прочих предметов искусства выставляется портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда в процессе торгов цена значительно повышается, появляется художник Б. и заявляет, что у него есть особые права на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.

    Он описывает ростовщика, когда-то жившего в петербургской Коломне, который был известен тем, что давал в долг любую сумму на, казалось бы, выгодных условиях, но всегда оказывалось в результате, что на самом деле на него сыпались огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила несчастья его клиентам.

    Отец Б., тоже художник, живший неподалеку, получил заказ на портрет от ненавистного ростовщика, подлого и одинокого человека. Так как он давно подумывал изобразить духа тьмы в облике своего соседа, то принял заказ. Однако во время работы над портретом (у которого особенно страшны глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и, в конце концов, бросает работу и убегает из дома заказчика. Уже на следующий день ростовщик умирает, а служанка приносит художнику незаконченный портрет. Со временем артист начинает чувствовать в себе странные изменения. Он хочет сжечь портрет, но друг отговаривает его и забирает себе; затем он сам продает его своему племяннику. Каждого обладателя портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын. Тогда художник, понявший, что часть души старика прижилась в портрете, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время строгой жизни и самоотверженности пишет «Рождество Христово». Христа, и его дело оказывается исполненным святости. Сын навещает его в монастыре, и отец дает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает найти портрет и уничтожить его.

    Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашел картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачиваются к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.

    Художественно-ремесленное произведение Н. В. Гоголя «Портрет» Пример сочинения для учащихся — 2280 слов

    Рассказ Н. В. Гоголя «Портрет» построен на противопоставлении художественных и ремесленных понятий друг другу. Многие гоголисты отмечали это в своих произведениях. Противопоставление этих двух понятий возникает с самого начала. Картины в лавке, куда случайно забрел Чартков, вызывают восхищение народа и недоумение художника. Он искренне не понимает, что именно привлекает людей в этих простых картинках, в которых все карикатурно, неправдоподобно, нарочито, бесчувственно.

    Главный герой мысленно назвал их «простой тупостью, устойчивой неспособностью, стоявшей по своеволию в рядах искусства» «Портрет». Чутьем художника Чартков выхватывает из всего портрета поистине живописное — не случайно он останавливается перед портретом старика и замирает. Еще не подозревая, что перед ним не совсем обычное произведение, Чартков чувствует силу кисти художника, написавшего портрет. Различен характер этих картин, характер самого вдохновения, по воле которого они созданы.

    Творчество (живописное, музыкальное, архитектурное, литературное) — это своеобразная попытка преодоления дисгармонии, возникающей в результате внутренних противоречий человека или неприятия окружающей действительности. Создавая произведение, автор трансформирует мучающие его сомнения в художественные образы, вступая в диалог с самим собой и адресатом. Искусство призвано гармонизировать душу человека (автора и вероятного читателя) и окружающую его действительность, поэтому истинные произведения искусства всегда совершенны и гармоничны в единстве всех своих структурных элементов.

    В этом главное отличие от графоманских экспериментов в литературном, от музыки, удовлетворяющей незатейливые запросы масс, от картин, созданных на заказ, — от того, что сейчас называют поп-культурой, эстрадой, китчем. Искусство — творческий порыв души; ремесло — средство заработка. Искусство живо по своей природе; ремесло, внешне притворяющееся творчеством, — мертво. Творец по натуре, Чартков улавливает именно эту разницу. Но чувствовать, понимать творчество, быть талантливым и служить искусству — не одно и то же. Чартков теряет свои замечательные способности в погоне за модой, деньгами, славой.

    Как только жизнь ставит перед ним выбор искусства или ремесла, он выбирает второе. Блеск его таланта постепенно угасает. В конце первой части рассказа мы сталкиваемся с разгневанным человеком, который понимает, что променял свой талант на роскошную жизнь и почести, в которых, к его сожалению, талант не смог развиться — уж слишком отвлекающее тщеславие. Также богатство и слава дают утешение, притупляют чувства, обостряются в трудных ситуациях. Способность тонких чувств и осознание несовершенства действительности вызывает в той или иной мере необходимую для творческого процесса дисгармонию.

    Чартков не может устоять перед искушением и покупает себе известность и славу за деньги, выпавшие из-под рамы загадочного портрета. В первое время еще дает о себе знать его дар художника: Чартков старается не только выполнять заказы, но и творить — работает с удовольствием, с замиранием сердца ловит тени, не замечает, как бежит время.

    Однако дама, заказавшая портрет, не хочет видеть то, что есть на самом деле, она хочет, чтобы ее дочь была другой, не такой, как в жизни: без слегка желтоватой кожи, без едва заметной синевы под глазами, без темных пятен. на ее лице.

    Другими словами, заказчик желает, чтобы ее дочь стала «абсолютным», совершенством. Но внешнее совершенство холодно и мертво, оно не становится живым, животворящим. Это не становится искусством. Чартков старается сопротивляться, стремится придать портрету больше сходства с оригиналом, Но не столько для того, чтобы остаться верным своему призванию, сколько «чтобы кто-нибудь не обвинил его в действительной неприкрытой лести. » Портрет. В этот момент, когда он работает над первым индивидуальным заказом, Чартков как будто находится на распутье.

    Оказавшись, подобно герою «Пиковой дамы», на распутье, Чартков выбирает один из двух возможных путей. Быстрый успех не приносит ему счастья, это мираж, иллюзия, рассыпающаяся прахом по сравнению с настоящим искусством. Присланное из Италии произведение одного из друзей юности Чарткова поражает не только его самого, но и всех без исключения: когда Чартков вошел в комнату, он обнаружил уже собравшуюся перед картиной толпу посетителей. Над всеми царило глубочайшее молчание, какое редко бывает у толпы критиков.

    Портрет. Все эти годы, пока Чартков предавался славе и тратил деньги, его друг много работал: «Там он погрузился в работу, из которой не позволял ничему отвлекать себя. » Портрет. Только так, отрешившись от мирских отвлекающих факторов, не гоняясь за мнимыми ценностями, не обращая внимания на социум, можно создать настоящий шедевр. Показательно, что в рассказе нет ни фамилии, ни имени художника, творчество которого так подействовало на зрителей.

    Неслучайно этот персонаж остается анонимным, его имя — Художник, Мастер, Творец. Настоящий художник не гонится за признанием толпы, шедевры не создаются на потеху праздной публике. Процесс создания произведения искусства — невозможность «молчать», не выражать. Гёте говорил, что если бы он не написал роман «Страдания юного Вертера», то не смог бы двигаться дальше. Ремесленник, даже научившись подражать искусству, не способен достичь этой цели. Осознание разрыва между ним и настоящим художником поражает Чарткова.

    Как ни пытается что-то сказать герой, продавший свой дар, «бытовое выражение; норовил произнести какое-нибудь такое банальное замечание» «Портрет», он не может оставаться равнодушным, «слезы и рыдания вырвались наружу неудержимо, и он бросился из комнаты, как вне себя» «Портрет». То, что происходит при Чарткове, напоминает синдром Стендаля (при синдроме Стендаля человек, пораженный художественным произведением, чрезвычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения; реакции пострадавших от синдрома различны, вплоть до истерии или попытки уничтожить картину).

    Сначала он не может сдержать рыданий, а потом начинает: покупать лучшее, что произведено искусством всех видов. Купив картину за большие деньги, он перенес ее в свою комнату, бросился на нее с яростью тигра, резал, рвал, рубил на куски и топал по ней с ухмылкой восторга. Портрет. Однако такая реакция вызывает не столько восхищение, сколько зависть, понимание того, что он никогда так не писал, не создает такого красивого, чистейшего, гармоничного произведения. Он пытается вернуть утраченный талант, снова берется за кисть, но граница, которую он прошел много лет назад, прочно отделяет его от прошлого.

    Чартков в пропаже подарка винит портрет старика, приобретенный им в лавке много лет назад, портрет, принесший ему тысячу золотых, положивший начало его славе. Странный портрет только дает Чарткову средство, возможность прославиться. Как и при получении денег, перед молодым художником стоит выбор: жить на них долго, совершая только необходимые траты, посвящая себя упорному труду и искусству, или громко заявлять о своих «талантах», приобретать клиентов и заказы, которые означает славу и богатство.

    Таким образом, портрет старика есть лишь формальное воплощение той границы, после которой для Чарткова уже нет пути назад. Действительно, склонность писать «портреты» и щеголять была у Чарткова задолго до того, как он приобрел странный портрет. Недаром профессор предупредил его: «Берегись! общество уже начинает привлекать вас: я видел вас в блестящей шляпе, в пижонском шейном платке. . . . » Портрет. Опасения профессора были небезосновательны — Чартков иногда жил в состоянии отчаяния и был готов отказаться от своего напрасного, как ему казалось, труда:

    Да, но какой в ​​этом смысл? Эскизы, наброски, все будет этюдами, пробными набросками до конца. А кто купит, даже не зная меня по имени? Кому нужны рисунки из античности, или натурный класс, или моя незаконченная любовь к Психеи, или интерьер моей комнаты, или портрет Никиты, хотя он лучше, по правде говоря, портретов любого из модные художники? Зачем мне волноваться и трепаться, как ученик, над азбукой, когда я могу сиять так же ярко, как и все остальные, и иметь деньги, как и они? Портрет.

    Творчество Чарткова подтвердило двойственность его натуры и сомнения профессора: «В настоящее время ваша окраска начинает слишком громко утверждаться»; Портрет. Таким образом, портрет старика и заключенная в нем дьявольская сила были не причиной отказа Чарткова от истинного искусства, а лишь мотивом, своеобразным катализатором этого процесса. Чартков противоречив по характеру: с одной стороны, он обладает незаурядным талантом, с другой стороны, он не в состоянии выдержать всех тягот, связанных с настойчивым достижением цели, со следованием по пути Искусства.

    Рассказ Чарткова — это только первая часть рассказа, из которой мы почти ничего не узнаем о самом портрете, приобретенном молодым художником. Мы не знаем, кто изображен на портрете, как портрет попадает в лавку, где забрел Чартков, когда и кем он написан. Единственное, что можно сказать, — это то, что портрет написан настоящим Художником: «Как ни был портрет запылен и испорчен, Чартков увидел, когда ему удалось стереть грязь с лица, следы работы большого художник. Портрет казался незаконченным, но сила обращения с ним была поразительна.

    Портрет. Удивляет одно: портрет — тоже произведение искусства, почему в нем нет стремления, внутренней предрасположенности к гармонии, почему он вызывает зависть, гнев, разрушение? Картина необычная, странная, «Они (глаза) изрядно глядели из портрета, нарушая своей странной живостью его стройность. » Портрет. В портрете нет гармонии, хотя он написан талантливым художником. Но мастер, создавший его, говорит: «Скажу только, что писал я его с отвращением: я не чувствовал симпатии к своей работе даже тогда.

    Я пытался заставить себя и, жестокосердно подавляя всякое чувство, быть верным природе. » Портрет. На портрете изображен гомбин-человек (об этом, как и история создания портрета, рассказана во второй части рассказа), обладающий странной темной силой: «Вот как я должен нарисовать Дьявола! «Портрет» — художник думает о старике. Дьявольская сила, заключенная в портретной раме, разрушает гармонию картины. Произведение искусства перестает быть великим, портрет становится лишь окном, через которое силы зла могут проникнуть в мир.

    Портрет гомбенца разрушает не только собственную гармонию, гармонию одной картины, но как бы восстает против искусства вообще: в первой части рассказа он рассказывает нам историю загубленного таланта Чарткова, в вторая — рассказ о создателе портрета, его борьбе с дьявольской силой, поработившей его волю и талант: работая над картиной для церкви, «он всем фигурам даровал глаза ростовщика. » Портрет. Нечистая сила овладевает душой художника, он не может избавиться от ее влияния.

    Дьявольская сила в «Портрете» не шалит — она отчаянно и мрачно пытается погубить Художника, помешать внести гармонию в мир, вышедший из-под его кисти. На время гений и искусство порабощены дьявольской силой. Однако истинное искусство и стремление к гармонии в нем все же сильнее. Верный своему призванию, художник отдаляется от мирской суеты, живет подвижником, достигшим наконец просветления, создает замечательную картину: «В конце года картина была готова. Это была действительно замечательная работа.

    Ни приор, ни братья мало знали о живописи; но все были поражены дивной святостью фигур. » Портрет. Так, настоящего художника, верного своему призванию и пути, можно на время сломить злым духом, но одолеть — никогда. Роман «Портрет» Николая Гоголя — история двух художников, испытанных дьявольским искушением: Чарткова — славой и деньгами, создателя портрета — умением изображать «духа тьмы».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *