Проверочное тестирование по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
8 мая 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
TG 4ЕГЭ
Пробные работы ОГЭ по литературе
evgenij-onegin.docx
1. А.С. Пушкин работал над романом
А) 6 лет
Б) 7 лет
В) 8 лет
2. Роман в стихах считается
А) реалистическим
Б) романтическим
В) реалистическим с элементами романтизма
Г) романтическим с элементами сентиментализма
3. Роман охватывает время
А) до восстания декабристов
Б) подготовки к восстанию и само восстание
В) после восстания
Г) Отечественной войны 1812 года
4. Роман издан
А) при жизни А.С.Пушкина
Б) после гибели поэта
В) посмертно, но частично при жизни
5. Сколько глав в романе?
А)10
Б) 8
В) 9
6. «Энциклопедией русской жизни» роман был назван
А) литературным критиком
Б) самим поэтом
В) читателями
7. Главный герой романа являлся
А) молодым поэтом
В) декабристом
Г) заядлым дуэлянтом
8. В центре романа
А)восстание декабристов
Б) светская жизнь Москвы и Петербурга
В) любовная история
Г) история семьи из российской глубинки
9.О ком эти слова
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не так различны меж собой..»?
А) об Ольге и Татьяне
Б) Татьяне и Онегине
В) Ольге и Ленском
Г) Онегине и Ленском
10. Почему подружились Онегин и Ленский
А) они дружили с детства
Б) от нечего делать
В) они оба были поэтами
Г) вместе путешествовали за границей
11. В какой науке Евгений был «истинный гений»?
А) в экономике
Б) в науке моды
В) в «науке страсти нежной»
Г) науке показать себя в высшем свете
12.Причина дуэли Онегина и Ленского
А) Онегин оклеветал Ленского
Б) Евгений Онегин сделал предложение руки и сердца Ольге
В) Ленский приревновал Ольгу к Онегину
13. В каком месте была дуэль
А) прямо на балу
Б) у Черной речки
В) у мельницы
Г) в имении Ленского
14. Зачем Татьяна читала книги, найденные в кабинете Онегина?
А) чтобы лучше понять личность Онегина
Б) чтобы узнать, какую литературу он любит
В) Татьяна хотела развлечься таким образом
Г) Татьяна хотела стать образованной
15. Почему Ларины поехали в Москву?
А) давно хотели побывать в столице
Б) их пригласил к себе в гости Онегин
В) решили выдать Татьяну замуж в столице
Г) очень тосковали после смерти Ленского
16. Что приснилось Татьяне?
А) Онегин в окружении чудовищ
Б) во время свадьбы Онегин превращается в медведя
В) Ольга плачет у могилы Ленского
Г) цветущий сад, в котором гуляют Татьяна и Ольга
17. Что ответил Онегин Татьяне, прочитав ее письмо?
А) что он давно любит ее и готов жениться
Б) что он уж женат
В) что женитьба не входит в его планы
Г) что ей нужно учиться владеть собой
18. «Дика, печальна, молчалив
Как лань лесная боязлива» О ком речь?
А) О Татьяне
Б) об Ольге
В) о няне Татьяны
Г) о старушке Лариной
19. Что ответила Татьяна Онегину, прочитав его любовное письмо?
А) ничего
Б) что давно разлюбила его
В) что любит по-прежнему, но будет верна мужу
Г) что у нее и так достаточно поклонников
20. С кем из литературных героев сравнивает Пушкин Онегина?
А) с Мцыри
Б) с Чайльд Гарольдом
В) с Ромео
Г) с Чацким
Ответы
1.б
2.в
3.а
4.а
5.б
6.а
7.б
8.в
9.г
10.б
11.в
12.в
13.в
14.а
15.в
16.а
17.в, г
18.а
19.в
20.б
Стихотворения А. С. Пушкина, написанные в Болдине
МЕДНЫЙ ВСАДНИК
Предисловие
Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.Вступление
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен лобедных, Сиянье шапок этих медных, Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царский дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет И, чуя вешни дни, ликует. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!
Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье... Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье. Печален будет мой рассказ.
Часть первая
Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной. Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя.
В то время из гостей домой Пришел Евгений молодой... Мы будем нашего героя Звать этим именем. Оно Звучит приятно; с ним давно Мое перо к тому же дружно. Прозванья нам его не нужно, Хотя в минувши времена Оно, быть может, и блистало И под пером Карамзина В родных преданьях прозвучало; Но ныне светом и молвой Оно забыто. Наш герой Живет в Коломне; где-то служит, Дичится знатных и не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине.Итак, домой пришед, Евгений Стряхнул шинель, разделся, лег. Но долго он заснуть не мог В волненье разных размышлений. О чем же думал он? о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь; Что мог бы бог ему прибавить Ума и денег. Что ведь есть Такие праздные счастливцы, Ума недальнего ленивцы, Которым жизнь куда легка! Что служит он всего два года; Он также думал, что погода Не унималась; что река Все прибывала; что едва ли С Невы мостов уже не сняли И что с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен.
Евгений тут вздохнул сердечно И размечтался, как поэт: "Жениться? Мне? зачем же нет? Оно и тяжело, конечно; Но что ж, я молод и здоров, Трудиться день и ночь готов; Уж кое-как себе устрою Приют смиренный и простой И в нем Парашу успокою. Пройдет, быть может, год-другой Местечко получу, Параше Препоручу семейство наше И воспитание ребят... И станем жить, и так до гроба Рука с рукой дойдем мы оба, И внуки нас похоронят..." Так он мечтал. И грустно было Ему в ту ночь, и он желал, Чтоб ветер выл не так уныло И чтобы дождь в окно стучал Не так сердито... Сонны очи Он наконец закрыл. И вот Редеет мгла ненастной ночи И бледный день уж настает... Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури... И спорить стало ей невмочь... Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод. Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Все побежало, все вокруг Вдруг опустело -- воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь, как тритон, По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые войны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Народ Зрит божий гнев и казни ждет. Увы! все гибнет: кров и пища! Где будет взять? В тот грозный год Покойный царь еще Россией Со славой правил. На балкон, Печален, смутен, вышел он И молвил: "С божией стихией Царям не совладеть". Он сел И в думе скорбными очами На злое бедствие глядел. Стояли стогны озерами, И в них широкими реками Вливались улицы. Дворец Казался островом печальным. Царь молвил --из конца в конец, По ближним улицам и дальным В опасный путь средь бурных вод Его пустились генералы Спасать и страхом обуялый И дома тонущий народ.
Тогда, на площади Петровой, Где дом в углу вознесся новый, Где над возвышенным крыльцом С Подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые, На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный Евгений. Он страшился, бедный, Не за себя. Он не слыхал, Как подымался жадный вал, Ему подошвы подмывая, Как дождь ему в лицо хлестал, Как ветер, буйно завывая, С него и шляпу вдруг сорвал. Его отчаянные взоры На край один наведены Недвижно были. Словно горы, Из возмущенной глубины Вставали волны там и злились, Там буря выла, там носились Обломки... Боже! боже! там Увы! близехонько к волнам, Почти у самого залива - Забор некрашеный, да ива И ветхий домик: там оне, Вдова и дочь, его Параша, Его мечта... Или во сне Он это видит? иль вся наша И жизнь ничто, как сон пустой, Насмешка неба над землей?
И он, как будто околдован, Как будто к мрамору прикован, Сойти не может! Вкруг него Вода и больше ничего! И, обращен к нему спиною, В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне.
Часть вторая
Но вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, Своим любуясь возмущеньем И покидая с небреженьем Свою добычу. Так злодей, С свирепой шайкою своей В село ворвавшись, ломит, режет, Крушит и грабит; вопли, скрежет, Насилье, брань, тревога, вой!.. И, грабежом отягощенны, Боясь погони, утомленны, Спешат разбойники домой, Добычу на пути роняя.
Вода сбыла, и мостовая Открылась, и Евгений мой Спешит, душою замирая, В надежде, страхе и тоске К едва смирившейся реке. Но, торжеством победы полны, Еще кипели злобно волны, Как бы под ними тлел огонь, Еще их пена покрывала, И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь. Евгений смотрит: ,видит лодку; Он к ней бежит как на находку; Он перевозчика зовет И перевозчик беззаботный Его за гривенник охотно Чрез волны страшные везет.
И долго с бурными волнами Боролся опытный гребец, И скрыться вглубь меж их рядами Всечасно с дерзкими пловцами Готов был челн - и наконец Достиг он берега. Несчастный Знакомой улицей бежит В места знакомые. Глядит, Узнать не может. Вид ужасный! Все перед ним завалено; Что сбрсУшено, что снесено; Скривились домики, другие Совсем обрушились, иные Волнами сдвинуты; кругом, Как будто в поле боевом, Тела валяются. Евгений Стремглав, не помня ничего, Изнемогая от мучений. Бежит туда, где ждет его Судьба с неведомым известьем, Как с запечатанным письмом. И вот бежит уж он предместьем, И вот залив, и близок дом... Что ж это?.. Он остановился. Пошел назад и воротился. Глядит... идет... еще глядит. Вот место, где их дом стоит; Вот ива. Были здесь вороты - Снесло их, видно. Где же дом? И, полон сумрачной заботы, Все ходит, ходит он кругом, Толкует громко сам с собою - И вдруг, ударя в лоб рукою, Захохотал. Ночная мгла На город трепетный сошла; Но долго жители не спали И меж собою толковали О дне минувшем. Утра луч Из-за усталых, бледных туч Блеснул над тихою столицей И не нашел уже следов Беды вчерашней; багряницей Уже прикрыто было зло. В порядок прежний все вошло. Уже по улицам свободным С своим бесчувствием холодным Ходил народ. Чиновный люд, Покинув свой ночной приют, На службу шел. Торгаш отважный, Не унывая, открывал Невой ограбленный подвал, Сбираясь свой убыток важней На ближнем выместить. С дворов Свозили лодки. Граф Хвостов, Поэт, любимый небесами, Уж пел бессмертными стихами Несчастье невских берегов.
Но бедный, бедный мой Евгений. Увы! его смятенный ум Против ужасных потрясений Не устоял. Мятежный шум Невы и ветров раздавался В его ушах. Ужасных дум Безмолвно полон, он скитался. Его терзал какой-то сон. Прошла неделя, месяц - он К себе домой не возвращался. Его пустынный уголок Отдал внаймы, как вышел срок, Хозяин бедному поэту. Евгений за своим добром Не приходил. Он скоро свету Стал чужд. Весь день бродил пешком. А спал на пристани; питался В окошко поданным куском. Одежда ветхая на нем Рвалась и тлела. Злые дети Бросали камни вслед ему. Нередко кучерские плети Его стегали, потому Что он не разбирал дороги Уж никогда; казалось - он Не примечал. Он оглушен Был шумом внутренней тревоги. И так он свой несчастный век Влачил, ни зверь, ни человек, Ни то, ни се, ни житель света, Ни призрак мертвый... Раз он спал У невской пристани. Дни лета Клонились к осени. Дышал Ненастный ветер. Мрачный вал Плескал на пристань, ропща пени И бьясь об гладкие ступени, Как челобитчик у дверей Ему не внемлющих судей. Бедняк проснулся. Мрачно было: Дождь капал, ветер выл уныло, И с ним вдали, во тьме ночной Перекликался часовой. .. Вскочил Евгений; вспомнил живо Он прошлый ужас; торопливо Он встал; пошел бродить, и вдруг Остановился - и вокруг Тихонько стал водить очами С боязнью дикой на лице. Он очутился под столбами Большого дома. На крыльце С подъятой лапой, как живые, Стояли львы сторожевые, И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне.
Евгений вздрогнул. Прояснились В нем страшно мысли. Он узнал И место, где потоп играл, Где волны хищные толпились, Бунтуя злобно вкруг него, И львов, и площадь, и того, Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался... Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?
Кругом подножия кумира Безумец бедный обошел И взоры дикие навел На лик державца полумира. Стеснилась грудь его. Чело К решетке хладной прилегло, Глаза подернулись туманом, По сердцу пламень пробежал, Вскипела кровь. Он мрачен стал Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, "Добро, строитель чудотворный!- Шепнул он, злобно задрожав,- Ужо тебе!.." И вдруг стремглав Бежать пустился. Показалось Ему, что грозного царя, Мгновенно гневом возгоря, Лицо тихонько обращалось... И он по площади пустой Бежит и слышит за собой - Как будто грома грохотанье - Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой. И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне; И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал.
И с той поры, когда случалось Идти той площадью ему, В его лице изображалось Смятенье. К сердцу своему Он прижимал поспешно руку, Как бы его смиряя муку, Картуз изношенный сымал, Смущенных глаз не подымал И шел сторонкой. Остров малый На взморье виден. Иногда Причалит с неводом туда Рыбак на ловле запоздалый И бедный ужин свой варит, Или чиновник посетит, Гуляя в лодке в воскресенье, Пустынный остров. Не взросло Там ни былинки. Наводненье Туда, играя, занесло Домишко ветхий. Над водою Остался он, как черный куст. Его прошедшею весною Свезли на барке. Был он пуст И весь разрушен. У порога Нашли безумца моего. И тут же хладный труп его Похоронили ради бога. 6-31 октября 1833
БУДРЫС И ЕГО СЫНОВЬЯ
Три у Будрыса сына, как и он, три литвина. Он пришел толковать с молодцами. "Дети! седла чините, лошадей проводите, Да точите мечи с бердышами.
Справедлива весть эта: на три стороны света Три замышлены в Вильне похода. Паз идет на поляков, а Ольгерд на прусаков, А на русских Кестут-воевода.
Люди вы молодые, силачи удалые (Да хранят вас литовские боги!), Нынче сам я не еду, вас я шлю на победу; Трое вас, вот и три вам дороги.
Будет всем по награде: пусть один в Новеграде Поживится от русских добычей. Жены их, как в окладах, в драгоценных нарядах; Домы полны; богат их обычай.
А другой от прусаков, от проклятых крыжаков, Может много достать дорогого, Денег с целого света, сукон яркого цвета; Янтаря- что песку там морского.
Третий с Пазом на ляха пусть ударит без страха: В Польше мало богатства и блеску, Сабель взять там не худо; но уж верно оттуда Привезет он мне на дом невестку.
Нет на свете царицы краше польской девицы. Весела - что котенок у печки - И как роза румяна, а бела, что сметана; Очи светятся будто две свечки!
Был я, дети, моложе, в Польшу съездил я тоже И оттуда привез себе женку; Вот и век доживаю, а всегда вспоминаю Про нее, как гляжу в ту сторонку".
Сыновья с ним простились и в дорогу пустились. Ждет, пождет их старик домовитый, Дни за днями проводит, ни один не приходит. Будрыс думал: уж, видно, убиты!
Снег на землю ложится, сын дорогою мчится, И под буркою ноша большая. "Чем тебя наделили? что там? Ге! не рубли ли?" "Нет, отец мой; полячка младая".
Снег пушистый валится; всадник с ношею мчится, Черной буркой ее прикрывая. "Что под буркой такое? Не сукно ли цветное?" "Нет, отец мой; полячка младая".
Снег на землю валится, третий с ношею мчится, Черной буркой ее прикрывает. Старый Будрыс хлопочет и спросить уж не хочет, А гостей на три свадьбы сзывает. 28 октября 1833
ВОЕВОДА
Поздно ночью из похода Воротился воевода. Он слугам велит молчать; В спальню кинулся к постеле; Дернул полог... В самом деле! Никого; пуста кровать.
И, мрачнее черной ночи, Он потупил грозны очи, Стал крутить свой сивый ус... Рукава назад закинул, Вышел вон, замок задвинул; "Гей, ты, кликнул, чертов кус!
А зачем нет у забора Ни собаки, ни затвора? Я вас, хамы!.. Дай ружье; Приготовь мешок, веревку, Да сними с гвоздя винтовку. Ну, за мною!.. Я ж ее!"
Пан и хлопец под забором Тихим крадутся дозором, Входят в сад - и сквозь ветвей, На скамейке у фонтана, В белом платье, видят, панна И мужчина перед ней.
Говорит он: "Все пропало, Чем лишь только я, бывало, Наслаждался, что любил: Белой груди воздыханье, Нежной ручки пожиманье, Воевода все купил.
Сколько лет тобой страдал я, Сколько лет тебя искал я! От меня ты отперлась. Не искал он, не страдал он, Серебром лишь побряцал он, И ему ты отдалась.
Я скакал во мраке ночи Милой панны видеть очи, Руку нежную пожать; Пожелать для новоселья Много лет ей и веселья, И потом навек бежать".
Панна плачет и тоскует, Он колени ей целует, А сквозь ветви те глядят, Ружья наземь опустили, По патрону откусили, Вбили шомполом заряд.
Подступили осторожно. "Пан мой, целить мне не можно,- Бедный хлопец прошептал: - Ветер, что ли, плачут очи, Дрожь берет; в руках нет мочи, Порох в полку не попал".-
"Тише ты, гайдучье племя! Будешь плакать, дай мне время! Сыпь на полку. .. Наводи... Цель ей в лоб. Левее... выше. С паном справлюсь сам. Потише; Прежде я; ты погоди".
Выстрел по саду раздался. Хлопец пана не дождался; Воевода закричал, Воевода пошатнулся... Хлопец, видно, промахнулся: Прямо в лоб ему попал. 28 октября 1833
Онегинская строфа Определение и примеры
Форма сонета — одна из важнейших форм русского стиха XIX века. Он был вдохновлен чертами традиционных сонетов Шекспира и Петрарки, но имеет свои уникальные элементы.
Исследуйте Станцу Онегин
- 1 Станца Онегин Определение
- 2 Кто придумал Станцу Онегин?
- 3 Примеры строф Онегина
- 4 Часто задаваемые вопросы
- 5 Связанные литературные термины
- 6 Другие ресурсы
Онегинская строфа Определение
Онегинская строфа – это строфа сонета, состоящая из четырнадцати строк. Он состоит из трех наборов из четырех строк, известных как четверостишия, и заключительного двустишия, или набора из двух строк.0
Читатели, знакомые с другими формами сонета, сразу узнают, что поэт использует четырнадцать строк как наиболее традиционную черту. Кроме того, Уильям Шекспир известен тем, что использовал заключительный куплет в своем шекспировском или елизаветинском сонете.
В сонете Пушкина тоже всего семь рифм. Второй катрен включает в себя два независимых куплета, в которых поэт может использовать терн или вольту.
В других формах сонета, таких как сонеты Шекспира и Петрарки, поворот появляется либо между двенадцатой и тринадцатой строками, либо между восьмой и девятой строками.
Сонет следует схеме рифмовки aBaBccDDeFFeGG. В этом необычном шаблоне используются прописные и строчные буквы, чтобы указать на использование рифм женского и мужского рода. Женские рифмы встречаются в предпоследнем или предпоследнем слоге в последнем слове строки. Мужские рифмы встречаются в последнем или последнем слоге последнего слова строки.
Форма сонета также использует метрический образец, известный как четырехстопный ямб. Это означает, что на протяжении всего стихотворения поэт использует строки, состоящие из восьми слогов, которые можно разделить на группы по два, известные как стопы. Эти стопы содержат один ударный и один ударный слог.
Кто придумал строфу Онегина?
Строфа «Онегин» была придумана русским поэтом Александром Пушкиным. Он родился в июне 1799 года в Москве и умер в январе 1837 года в возрасте 37 лет. Он наиболее известен литературным произведением, в котором читатели могут найти первые образцы онегинской строфы — 9.0038 Евгений Онегин.
Книга представляет собой роман, написанный в стихах, который считается одним из важнейших произведений русской литературы. Он был опубликован в серийной форме между 1825 и 1832 годами. Первое полное издание не появлялось до 1833 года. На протяжении всей книги читатели могут найти 389 строф сонетов из четырнадцати строк. На протяжении всего произведения Пушкин демонстрирует уникальную форму сонета, в которой используются четырехстопный ямб, женские и мужские рифмы. Иногда его также называют сонетом Пушкина.
Примеры строф Онегина
Без сомнения, лучшие образцы формы строфы взяты из первого произведения, в котором она была использована, — Евгений Онегин. Роман был издан как сериал в середине 1800-х годов Александром Пушкиным и в настоящее время считается одним из самых значительных произведений русской литературы. На протяжении всего романа Пушкин использует строфы из четырнадцати строк, которые создают книгу в стихотворной форме. Например, взгляните на первую строфу книги в переводе на английский подполковником В.И. Генри Сполдинг:
Мой дядя очень добр,
Если он серьезно болен;
Он снискал в мире уважение
И ничего более важного не видит;
Он образец добродетели!
Но какая это будет неприятность,
Прикован к постели день и ночь
Без шанса ускользнуть.
Вам нужна база для притворства
Умирающий с искусством успокаивать,
Под его головой подушка гладкая,
И лекарство принести со скорбным лицом,
Вздохнуть и помедитировать в одиночестве:
Когда черт возьмет свое!
Довольно легко прочитать этот английский перевод и выбрать идеальные рифмы, которые использовал Пушкин. Например, в первых четырех строках читатели могут найти примеры традиционного рисунка женских и мужских рифм. Первая строка оканчивается словом «крайний», третья строка оканчивается словом «уважение», представляя собой первый пример в романе женских рифм. Далее следуют слова «болезнь» и «видит» мужского рода. (Следует отметить, что, как и во всех переводах, большая часть схемы рифмовки и метрического рисунка может быть утеряна.) Вот еще одна строфа из более поздних частей романа:
Как быстро он научился возбуждать
Сердце заядлого флирта!
Желая уничтожить
Своих собственных антагонистов, эксперта,
Как горько он будет клеветать,
Многими ловушками их линию пути!
Но вы, о счастливые мужья, вы
С ним дружили навеки:
Ласкала его лукавая супруга, которая
У Фаубла в юности училась,
И подозрительный ветеран старый,
Напыщенный, самодовольный рогоносец,
Который плывет по жизни довольный,
Гордится своими обедами и женой!
Другие элементы пушкинского сонета довольно легко найти, анализируя любые строфы стиха из этого стихотворения/романа. Например, второе четверостишие включает в себя два полных куплета, а строки написаны четырехстопным ямбом.
Узнайте больше о поэзии Александра Пушкина.
Часто задаваемые вопросы
Какова схема рифмовки пушкинской строфы сонета?
Рифмовка сонета Пушкина, или сонета Онегина, пожалуй, самая сложная черта первой формы. Поэт использует следующий паттерн: aBaBccDDeFFeGG. Прописные и строчные буквы соответствуют рифмам женского и мужского рода.
Каковы основные черты сонета Онегина?
Важными особенностями строфы сонета «Онегин» являются схема рифмовки, тот факт, что стихотворение можно разделить на три группы по четыре строки и одно заключительное двустишие, а также использование четырехстопного ямба. В отличие от других форм сонета, поэт предпочел использовать «тетраметр», а не «пятиметр». Это уменьшает количество слогов в строке.
Сколько строф в Евгений Онегин ?
Роман Александра Пушкина Евгений Онегин содержит в общей сложности 389 строф. Они написаны в популяризированной и изобретенной им стихотворной форме, известной сегодня как пушкинская строфа или строфа Онегина. Он содержит четырнадцать строк, использует четырехстопный ямб и уникальную схему рифмовки, состоящую из мужских и женских рифм.
Связанные литературные термины
- Станца Бернса: названа в честь шотландского поэта Роберта Бернса, который популяризировал его использование. Это форма строфы из шести строк, в которой используется схема рифмовки AAABAB, а также строки четырехстопного и двустворчатого стихов.
- Чосеровская строфа: также известная как королевская рифма, представляет собой форму строфы, введенную английским поэтом Джеффри Чосером. Он состоит из семи строк и использует схему рифмовки ABABBCC.
- Горацианская ода: одна из трех распространенных форм оды. Это простая форма строфы, в которой все строфы используют один и тот же образец, выбранный поэтом.
- Гимн Станца: использует схему рифмовки ABCB и чередует трехстопный и четырехстопный ямб.
- Оттава Рима: используется для описания определенного типа строфы в поэзии. Он использует восемь строк ямба и следует схеме рифмовки ABABABCC.
Другие ресурсы
- Прочтите: Евгений Онегин Александра Пушкина
- Прочтите: Шекспировский сонет
- Прочтите: Петрарчанский сонет
«Евгений Онегин» Александра Пушкина
Опубликовано 22 марта 2021 г. пользователем argumentsativeoldgit в категории книги, литература, поэзия. Tagged: Байрон, Чехов, Евгений Онегин, Пушкин, Стерн, Чайковский, Толстой. Оставить комментарий
Выдержки из пушкинского «Евгения Онегина», приведенные в этом посте, взяты из перевода Тома Бека, опубликованного Dedalus.
В главе 6 романа в стихах Пушкина Евгений Онегин молодой поэт Ленский убит на дуэли (и нет, я не предваряю этот пост одним из утомительных «предупреждений о спойлерах»: эффект, произведенный этим стихотворение , а не зависит от того, «что будет дальше»). Это, пожалуй, самый известный поединок во всей литературе. Ленский выходит на дуэль с предчувствием собственной смерти, а накануне пишет стихотворение, оплакивающее утраченную молодость и, быть может, укороченную жизнь, и воображая, что Ольга, на которой он обручен, будет потом оплакивать его и вспоминать его. Это неизбежно в данных обстоятельствах глубоко прочувствованное стихотворение. Но тотчас же, дав нам это стихотворение, рассказчик насмехается над ним:
Вот как он написал, «неясно», «вяло»,
(«Романтизм», кажется,
хотя что тут романтического я просто
32 90 совершенно не могу воспринимать! но кого это волнует?) С приближением рассвета…
Это кажется жестоким и бесчувственным. Ленский, возможно, не был великим поэтом, каким несомненно был Пушкин. Возможно, он даже не был очень хорошим поэтом. Но в сложившейся ситуации вряд ли сейчас, может быть, чувствуется подходящее время для литературной критики, и резкие строки Пушкина действительно кажутся резкими и бесчувственными. Но вот в чем дело: поэт, столь суровый и бесчувственный, как предполагают эти строки, не был бы способен написать стихотворение столь тонкое и чувствительное, как 9.0038 Евгений Онегин . Мы должны, я думаю, в этой из всех книг с ее различными уровнями иронии научиться различать Александра Пушкина-рассказчика и Александра Пушкина-автора: автор Пушкин создал рассказчика Пушкина как своего рода alter ego . самого себя — не совсем отделенного от себя, но и не совсем такого же.
Конечно, Сервантес очень эффектно обыгрывал подобные вещи в Дон Кихоте (особенно в той ослепительной второй части), и Набоков, горячий поклонник 0038 Евгений Онегин , также использовал этот прием: в Пнин , например, есть замечательный отрывок, где одноименный Пнин ломается в отчаянии, а рассказчик, представившийся русским эмигрантом по имени Владимир Набоков, тычет издеваться над ним нещадно. Но мы должны в такие моменты научиться видеть за тем, что говорит нам этот рассказчик. Настоящий автор Набоков (в отличие от Набокова-рассказчика) не более насмехается над Пниным, чем настоящий автор Пушкин принижает глубокое чувство Ленского: насмешка рассказчика вызывает у нас сочувствие к предмету насмешки.
Но тем не менее остается фактом, что поэзия Ленского — довольно убогое произведение, и, как бы мы ни симпатизировали ему, ни автор Пушкин, ни рассказчик Пушкин не собираются делать вид, что нет.
Те, кто настроен более романтично, просят не согласиться. В оперной редакции Чайковского « Евгений Онегин » стихотворение Ленского легло в основу изысканно красивой и страстной арии тенора: Ленский в опере действительно есть поэт, и действительно великий поэт, ибо только великий поэт мог спеть такую душераздирающе прекрасную арию. И трагедия оперы в том, что такого великого поэта срубают в расцвете сил. Но трагедия в поэме Пушкина несколько иная: здесь, при всей глубине чувства Ленского, он никогда не был бы действительно большим поэтом, даже если бы жил. Да и памяти он после себя почти не оставляет: даже любимая Ольга после его смерти быстро забывает о нем и выходит замуж за другого. Трагедия здесь в том, что смерть Ленского так же незначительна, как была его жизнь и, скорее всего, осталась бы таковой, если бы он был жив. Трагедия здесь в том, что его судьба даже не воспринимается как трагичная.
Когда Пушкин подходит к описанию самой дуэли, он занимает на некоторое время вполне объективную позицию, как будто пишет технический справочник по заряжанию пистолета:
Пистолеты блестят, капсюль
резонирует с головкой шомпола;
пули падают, толкаются досылателем,
Рычаг щелкает, порох подается
серенькими струйками
в поддон; грубый и ломкий,
надежно закрепленный кремень поднят
снова …
Происходит дуэль, и происходит ожидаемое: Ленски убит. И тогда Пушкин дает нам незабываемый поэтический образ, который далеко превосходит все, что мог бы придумать сам Ленский, — пустой дом, лишенный людей:
… а здесь, как в доме, неосвещенном
И голо, где все пусто, холодно,
Сердце навеки неподвижно,
Ставни закрыты, окна побелели… чем Пушкин-рассказчик. Но не всегда легко отличить.
Сюжет, как он есть, строится вокруг того, что, по сути, является двумя несобытиями. Юная, наивная Татьяна влюбляется в Женю и пишет ему любовное письмо: из этого ничего не выходит. А ближе к концу все наоборот: Евгений на этот раз влюбляется в Татьяну, пишет ей любовное письмо, но и из этого ничего не выходит. В промежутках Татьяне снится очень странный и сюрреалистический кошмар, который, кажется, переносит нас в мир фольклора и мифических монстров; происходит дуэль, и поэта Ленского убивает его бывший друг Онегин; а потом Татьяна посещает настоящий пустой дом — дом Онегина, который, полный раскаяния и отвращения к себе после убийства Ленского, покинул это место.
Этот пустой дом — явная метафора самого Онегина, человека, которого она до сих пор любит, несмотря на то, что он отверг ее. Но что эта метафора говорит о нем, не совсем ясно. Татьяна заходит в его библиотеку и находит образ почти стереотипного романтика. Есть портрет Байрона и бюст Наполеона. Книги романтической литературы. Сама Татьяна формировалась литературой доромантической эпохи («…она читала и потом осталась непоколебимо верна / Ричардсону и Руссо…») и традиционному фольклору, воспринятому ею от крестьянской няни и сообщил ее странный сон. В конце концов, все мы сформированы нашим опытом, и то, что мы читаем, является частью нашего опыта: взаимосвязь между вымыслом и реальностью, то, как первое влияет на второе, и, в частности, наши восприятие последнего, как и Дон Кихот , является одной из основных тем этого произведения. Татьяна еще очень простая и довольно наивная деревенская девушка, а Онегин, как обнаруживает здесь Татьяна, петербургский утонченный, лихой франт, почти стереотипный неугомонный романтик. Но также, пожалуй, как и опустевший ныне дом, Онегин — каркас без души. Возможно. Опасно навязывать столь очевидную и столь фиксированную интерпретацию этому самому тонкому и неуловимому из произведений, произведению, которое так последовательно выбивает почву из-под наших ног.
Это главный герой Онегин, которого мы встречаем первым в этой поэме. Он живет разгульной жизнью среди сверкающих бальных залов, салонов и театров Петербурга, и ему скучно. У него есть друг, поэт Александр Пушкин, рассказчик того, что мы читаем. Онегину приходится выходить в трущобы, чтобы ухаживать за больным дядей, и от этого ему становится еще скучнее. Но оно того стоит: дядя умирает, и Евгений становится таким же состоятельным человеком, как и всегда был человеком праздного досуга. Но деревенская жизнь не подходит нашему городскому человеку. Ему смертельно скучно. Его друг в деревне — местный помещик Ленский, и этот Ленский знакомит его с Лариными — матерью, несколько глуповатой вдовой, и двумя ее дочерьми, Ольгой и Татьяной. Ольга обручена с Ленским, а Татьяна, с которой мы теперь знакомимся, — наивная и чувствительная девушка, и вскоре ей вскружил голову лихой Онегин. Но любовное письмо, которое она опрометчиво пишет ему, приносит ей только суровую и холодную лекцию от получателя: она хорошо поставлена на свое место. Позже Татьяне снится странный сон, в котором она сначала теряется в страшной бурной зимней ночи, но затем пугающий ее сначала медведь приводит ее в избу, где обитают всякие странные и чудесные чудовища; и среди этих странных чудовищ сам Онегин. Можно было бы повеселиться, пытаясь проанализировать сон: сам Пушкин от этого отказывается.
Именно тогда и состоится дуэль. Мотивы неясны: Пушкин отказывается что-либо разъяснять. Онегин несчастен среди этих неотесанных деревенских людей, которые так явно ниже его; и он раздражается на Ленского за то, что он привел его сюда. Но почему он должен намеренно заигрывать с Ольгой, чтобы вызвать ревность у своего друга Ленского, остается неясным. Но кажется, что во всем этом есть какая-то неизбежность — маленькие вещи ведут к большим вещам, пока последовательность событий не приобретет такой импульс, что остановить ее станет невозможно. Здесь то, что начинается как не более чем небольшие неприятности, приводит к трагедии.
Последняя из восьми глав образует своего рода эпилог. И вновь центральное событие этой главы по сути не является событием: пишется любовное письмо, но из него ничего не выходит. Но он завершает с почти формальной симметрией события, которые произошли ранее. На этот раз Татьяна привлекает Онегина. Он вернулся из странствий и находит Татьяну уже не наивной деревенской девушкой, а замужней женщиной, светской хозяйкой. И на этот раз ее очередь отвергнуть его. Однако ее неприятие не холодно и бесчувственно, как было у Онегина: она открыто признается, что все еще любит его; она настаивает на том, что она не изменилась, и что изощренный вид, который она сейчас надевает на — это , но только спереди. Но тем не менее она не опустится до того, чтобы стать любовницей Онегина.
Как всегда, Пушкин не вникает в психологию этих персонажей: он позволяет это сделать нам. Почему именно Татьяна отвергает Онегина? Мы должны собрать это вместе. Почему именно теперь Онегин влюбляется в деревенскую девушку, которую он когда-то отверг? Изменился ли он сейчас и стал ли способен любить ту деревенскую девушку, которой, по утверждению Татьяны, она и остается? Или он теперь любит утонченную светскую хозяйку, которую он теперь видит, и которая, по словам Татьяны, является лишь прикрытием? Можем ли мы на самом деле верить Татьяне, когда она говорит, что на самом деле не изменилась? Смогла бы та Татьяна, которую мы впервые увидели, сыграть такую роль? Над всеми этими вопросами мы, читатель, можем ломать голову, как ломаем голову над невесомыми вопросами самой жизни.
Пушкин заканчивает стихотворение, оставляя Онегина в затруднительном положении, но не раньше, чем он дает нам сдержанную кульминацию, которая при повторном чтении кажется мне одной из самых трогательных вещей, с которыми я сталкивался в литературе. Пока он читает в своей комнате, «между строк то и дело появлялись / совсем другие строки…»
И тут какой-то медленный застой
Наступает на него и притупляет его мысли,
И к его разум воображение
Раздает карты… вроде:
То видит, то как бы отдыхает
По тающему снегу и дремлет
3d 3d то слышит 000, AГолосовое замечание: «Ну, ну, он мертв».
Или найдет давно ушедших недоброжелателей,
Подлых трусов и старых врагов,
Юных дам, прославившихся предательством,
Ушедшие, очаровательные злоумышленники,
Или он замечает загородное место
И в окне видит… ее лицо.
Я хорошо помню то чувство экзальтации, которое я испытал, впервые прочитав ту сцену в Войне и мире , где раненый Андрей находится в хирургической палатке на Бородино и в бреду как бы заново переживает всякие чувств и ощущений из его прошлого; и, наконец, незадолго до того, как он потерял сознание, он видит мысленным взором лицо Наташи. Это по-прежнему одна из самых удивительных глав в художественной литературе, но в то время я не осознавал, как много Толстой взял у Пушкина. Прочитав теперь роман Пушкина в стихах, я нахожу его отзвуки во всей русской литературе. Возьмем, к примеру, ту сцену в последнем акте чеховской «9».0038 Три сестры , где Тузенбах перед тем, как отправиться на дуэль, где он знает, что его убьют, встречается с Ириной, но, не получая от нее никакого ободрения, не говорит ничего из того, что хочет сказать, и через несколько несущественные слова, листья: это встреча Ленского с Ольгой в ночь перед дуэлью. Это не значит, что ни Толстой, ни Чехов (или любой другой русский писатель) не воровали у Пушкина: это значит, что пушкинский Евгений Онегин был в их сознании постоянным присутствием, от которого никто из них не мог убежать. 0003
Ибо само стихотворение — чудо. Иногда кажется, что это ряд противоречий: тон повествования часто кажется случайным, но все это очень тщательно структурировано; и это написано как последовательность сонетов (только два любовных письма избегают строгой формы сонета). Каждый сонет следует одной и той же формальной схеме, состоящей из трех четверостиший, за которыми следует заключительное двустишие. Схема рифмовки: abab ccdd effe gg . Каждая строка представляет собой четырехстопный ямб, хотя строки, обозначенные выше как a, c и e, имеют в конце дополнительный безударный слог. Эта форма применяется строго и, при всей кажущейся расплывчатости повествования, никогда не варьируется.
Это продукт романтизма, но сам по себе не совсем романтический: Пушкина удовлетворяло видение мира таким, какой он есть, и его не интересовало романтическое чувство стремления к трансцендентному, к чему-то запредельному. Он играет во всевозможные игры с повествованием и включает в себя длинные бессвязные отступления — все в манере Дон Жуана Байрона или (я думаю, еще большее влияние) Тристрама Шенди Стерна.