Онегин брифли: Евгений Онегин. Краткое содержание по главам

Содержание

Евгений Онегин. Краткое содержание по главам

Очень краткое содержание

Евгений Онегин получил в наследство от дядюшки богатое поместье, поселился в нём и познакомился с живущим по соседству поэтом.

Евгений Онегин
 — дворянин, полу­об­ра­зо­ванный франт, пресы­щенный, посто­янно скучает, ко всему отно­сится поверх­ностно и безраз­лично; в начале романа — молодой повеса 18 лет, на момент дуэли — 26 лет.

Тот был влюблён в девушку из соседнего поместья и собирался на ней жениться.

Реклама

Поэт познакомил Онегина со своей невестой, её родителями и старшей сестрой, очень романтичной девушкой. Та влюбилась в Онегина и в письме призналась ему в любви. Онегин отверг любовь девушки и унизил её, отчитав и заявив, что говорить открыто о своих чувствах неприлично.

Через некоторое время поэт привёз Онегина на именины девушки, уверив, что там будут только свои. На праздник съехалось множество гостей. Онегину не понравилось шумное общество и печальный вид девушки, он разозлился на поэта, решил ему отомстить и начал ухлёстывать за его невестой.

Оскорблённый поэт вызвал Онегина на дуэль и погиб. Убив друга, Онегин навсегда уехал из поместья. Влюблённую в него девушку вывезли в Москву и уговорили выйти замуж за богатого генерала.

Через два года Онегин встретил эту девушку — она стала блестящей светской дамой. Он влюбился в неё, желал встреч и написал ей письмо с признанием в любви. Девушка ещё не забыла Онегина, но отвергла его чувства и осталась верна мужу.

Подробный пересказ по главам

Названия глав — условные.

Реклама

Глава 1. Знакомство с Онегиным

Евгений Онегин родился в Петербурге, «на брегах Невы». Получив поверхностное домашнее образование, данное ему гувернёром-французом, Онегин, как и все дворяне того времени, прекрасно владел французским, немного знал латынь, изящно танцевал и, по мнению света, был «умён и очень мил».

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.

Жизнь Онегина была насыщена всевозможными развлечениями и любовными похождениями. Он поздно вставал, ездил по приглашениям, посещал театры, балы и рестораны.

Онегин «в своей одежде был педант», ревностно относился к своему внешнему виду и много времени проводил перед зеркалом. Его роскошный кабинет был полон различными гребёнками, пилочками, ножницами, щётками и духами.

Шумная жизнь в столице наскучила Онегину, им овладела «русская хандра». Он продолжал выезжать в свет, но ничто уже его не занимало: ни сплетни, ни карточные игры, ни флирт — Онегин «как Child-Harold, угрюмый, томный в гостиных появлялся».

Реклама

Пытаясь избавиться от хандры, Онегин пробовал писать стихи, читать книги, но и это не помогло. В то время с ним познакомился рассказчик.

Рассказчик
 — знакомый Евгения Онегина, в котором угады­ва­ется сам Пушкин.

Рассказчик подружился с Онегиным, они даже хотели «увидеть чуждые страны», но скончался отец Онегина, и судьбы друзей разошлись.

Не желая бороться с кредиторами отца, Онегин отдал им всё своё наследство. Он не видел в этом большой потери для себя. Как раз в это время тяжело заболел его дядя. К моменту приезда Онегина в имение, дядя уже умер — Онегин получил богатое наследство и поселился в деревне.

Глава 2. Дружба Онегина и Ленского

Однообразие деревенской жизни скоро наскучило Онегину. С соседями он общаться не желал, те в свою очередь считали его сумасбродом. В это время он познакомился с Владимиром Ленским.

Владимир Ленский
 — сосед Онегина, поэт, красивый, с чёрными кудрями до плеч, роман­тичный и наивный мечта­тель, далёкий от реальной жизни; на момент знаком­ства с Онегиным — 18 лет.

Ленский вернулся из Германии, где стал поклонником философии Канта и увлёкся поэзией. Он так же, как и Онегин, сторонился «беседы шумной». Несмотря на разницу и в возрасте, и во взглядах, соседи подружились: «от делать нечего друзья».

Реклама

Ленский рассказал Онегину о своей любви к Ольге Лариной, с которой был знаком с раннего детства, и которая должна была стать его невестой.

Ольга Ларина
 — юная девушка, стройная, голу­бо­глазая и свет­ло­во­лосая, круг­ло­лицая, милая, скромная, послушная, просто­душная, весёлая, кокет­ливая.

Семейство Лариных принадлежало к провинци­альному дворянству. Мать семейства была отдана замуж без её согласия и поначалу страдала от этого. Но открыв «тайну, как супругом самодержавно управлять», она стала настоящей хозяйкой своего имения. Муж её любил и доверял ей во всём. Жизнь в доме протекала спокойно, по вечерам иногда съезжались соседи. Так они вырастили дочерей, Ольгу и Татьяну, состарились, и умер отец семейства.

Татьяна Ларина
 — сестра Ольги, старше на год, при знаком­стве с Онегиным — печальная, молча­ливая, задум­чивая и роман­тичная, любит романы, верит в приметы, мечтает о любви; в конце романа — спокойная, серьёзная дама.

Татьяна росла замкнутым ребёнком, не умела ласкаться «к отцу, ни к матери своей», не любила играть и часто «сидела молча у окна».

Реклама

Глава 3.

Онегин знакомится с Татьяной, и та влюбляется в него

Ленский привёз Онегина в поместье Лариных. Там Онегин познакомился с Татьяной и вскоре в глазах соседей стал её женихом. Ленского они уже давно прочили в мужья Ольги.

Слушая сплетни соседей, Татьяна тайком думала об Онегине и влюбилась. Она долго мучилась, грустила, зачитывалась романами, разговаривала с няней о любви и наконец в начале лета решилась в письме открыть ему свои чувства.

…никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Несколько дней Татьяна томилась в ожидании ответа.

Глава 4. Онегин отказывает Татьяне и унижает её

Вскоре произошла встреча Онегина и Татьяны. Онегин сказал ей, что если бы решил обзавестись семьёй, то не нашёл бы невесты лучше её. Но брак не для него, и он не смог бы сделать Татьяну счастливой. Онегин проявил «души прямое благородство» и честно признался в своих братских, но не более, чувствах к Татьяне, он не хотел обмануть «доверчивость души невинной». Потом Онегин посоветовал ей держать свои чувства при себе, иначе «к беде неопытность ведёт».

Реклама

Татьяна была подавлена, грустила и увядала, но всё ещё надеялась на взаимность. Онегин же, подавив в душе волнение, произведённое письмом Татьяны, вёл праздный образ жизни, им всё больше овладевала скука.

Ленский тем временем всё сильнее влюблялся в Ольгу и верил, что тоже любим. Наконец был назначен день их свадьбы.

Однажды вечером за обедом у Онегина Ленский сказал, что они приглашены на именины Татьяны. Онегин согласился приехать.

Глава 5. Сон Татьяны, её именины

Наступила зима. На святки Татьяна хотела «ночью ворожить», но в последний момент испугалась и передумала. Той же ночью ей приснился страшный сон. В нём Татьяна хотела перейти через кипучий ручей. Вдруг перед Татьяной появился медведь, помог ей переправиться, а потом стал её преследовать. Татьяна долго бежала от него и от усталости упала в снег. Зверь поднял её, принёс к лесной хижине и исчез. Татьяна вошла в сени и через щёлку заглянула в комнату. Там вокруг стола сидели жуткие чудовища, и среди них — Онегин, которого чудища беспрекословно слушались.

Реклама

Татьяна чуть приоткрыла дверь, чудища увидели девушку и бросились к ней, но Онегин сказал: «моё», и чудища исчезли. Онегин увлёк Татьяну на скамью. В этот момент в хижину вошли Ольга и Ленский. Онегин начал бранить незваных гостей и в пылу ссоры заколол ножом своего друга. Стены хижины пошатнулись, раздался крик и Татьяна проснулась. Её долго тревожил страшный сон, но разгадать его по книгам она так и не смогла.

И вот настал день Татьяниных именин, дом был полон гостей: молодых и старых, толстых и тощих, сплетников, обжор, взяточников и уездных франтов. Вскоре появились и Ленский с Онегиным, их посадили за стол напротив Татьяны, которая побледнела, разволновалась и чуть не упала в обморок. Но «воля и рассудка власть превозмогли», Татьяна «усидела за столом». Онегин не мог терпеть излишней женской чувстви­тельности, был раздосадован шумным сборищем и решил отомстить Ленскому. Обед сменился балом. Онегин весь вечер ухаживал за Ольгой. Ленский «в негодовании ревнивом» уехал и решил вызвать Онегина на дуэль.

Реклама

Глава 6. Онегин убивает Ленского на дуэли

Онегин в душе́ упрекал себя за свой поступок, хотя внешне был спокоен.

За день до дуэли Ленский навестил Ольгу и по её поведению понял, что девушка не приняла ухаживаний Онегина всерьёз и по-прежнему любит его. Ленский пожалел, что затеял эту дуэль, но отказываться было уже поздно, так как он взял в секунданты местного сплетника и дуэлянта.

Онегин также не хотел этой дуэли, но его беспокоили «шёпот, хохотня глупцов».

Накануне дуэли Онегин спал «мёртвым сном» и приехал позже назначенного срока. Свершилась дуэль. Ленский погиб от руки Онегина.

Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь, из раны кровь текла.

Онегин навсегда уехал из этих мест.

Глава 7. Татьяна уезжает в Москву и становится женой князя

Наступила весна. Недолго погрустив, Ольга вышла замуж за бравого военного и покинула дом.

Оставшись без сестры и подруги, Татьяна всё время думала об Онегине. Однажды она побывала в его имении и стала часто туда наведываться. Рассматривая его кабинет, книги, статуэтки и портреты, Татьяна наконец поняла, что из себя представлял Онегин.

Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

Реклама

К Татьяне сватались многие соседские женихи, но она отказывала всем. Встревоженная мать послушала совет соседа и зимой отвезла Татьяну в Москву «на ярманку невест». Каждый день её возили «по родственным обедам». Сверстницы сначала находили Татьяну «странной, провинциальной и жеманной», но вскоре принимали её, делились своими переживаниями, победами, мечтами и хотели откровенности от неё. Однако Татьяна не раскрывала им свою душу. Она сразу поняла, что в свете царит равнодушие, скука, клевета, зависть, сплетни и злоба.

На одном из пышных балов на Татьяну обратил внимание «важный генерал».

Глава 8. Онегин влюбляется в княгиню Татьяну, но та отказывает ему

Прошло более двух лет. Онегин вернулся в столицу из путешествий всё такой же «безмолвный и туманный», окутанный то ли скукой, то ли спесью. На одном из балов он встретил Татьяну, которая оказалась женой князя, его родственника и друга. В княгине ничего не осталось от той простой девушки, которой Онегин когда-то читал нравоучения. Татьяна «была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого», общество восхищалось ею, а она считала эту «пышность» мишурой. Онегин влюбился.

Реклама

Татьяна вела себя с ним ровно так же, как и с другими людьми. Онегин не сводил с неё глаз, не упускал ни единой возможности встретиться с ней, страдал и сох. Наконец он написал ей «страстное посланье», в котором извинялся в прежней холодности и пытался пробудить в Татьяне былые чувства.

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я…

Татьяна не отвечала на его письма, а при встрече была сурова и «окружена Крещенским холодом». Онегин «от света вновь отрёкся», читал книги и мечтал о Татьяне.

Весной Онегин воспрял духом и поехал к княгине. Он застал её плачущую за чтением его письма. Оказалось, что Татьяна до сих пор любит его, но она замужем и будет «век… верна» своему мужу.

Пересказала Зоя Бумблис. За основу пересказа взято издание романа под редакцией Б. В. Томашевского (Л.: Наука, 1978). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Евгений Онегин. Краткое содержание по главам

Очень краткое содержание

Евгений Онегин получил в наследство от дядюшки богатое поместье, поселился в нём и познакомился с живущим по соседству поэтом.

Евгений Онегин
 — дворянин, полу­об­ра­зо­ванный франт, пресы­щенный, посто­янно скучает, ко всему отно­сится поверх­ностно и безраз­лично; в начале романа — молодой повеса 18 лет, на момент дуэли — 26 лет.

Тот был влюблён в девушку из соседнего поместья и собирался на ней жениться.

Реклама

Поэт познакомил Онегина со своей невестой, её родителями и старшей сестрой, очень романтичной девушкой. Та влюбилась в Онегина и в письме призналась ему в любви. Онегин отверг любовь девушки и унизил её, отчитав и заявив, что говорить открыто о своих чувствах неприлично.

Через некоторое время поэт привёз Онегина на именины девушки, уверив, что там будут только свои. На праздник съехалось множество гостей. Онегину не понравилось шумное общество и печальный вид девушки, он разозлился на поэта, решил ему отомстить и начал ухлёстывать за его невестой.

Оскорблённый поэт вызвал Онегина на дуэль и погиб. Убив друга, Онегин навсегда уехал из поместья. Влюблённую в него девушку вывезли в Москву и уговорили выйти замуж за богатого генерала.

Через два года Онегин встретил эту девушку — она стала блестящей светской дамой. Он влюбился в неё, желал встреч и написал ей письмо с признанием в любви. Девушка ещё не забыла Онегина, но отвергла его чувства и осталась верна мужу.

Подробный пересказ по главам

Названия глав — условные.

Реклама

Глава 1. Знакомство с Онегиным

Евгений Онегин родился в Петербурге, «на брегах Невы». Получив поверхностное домашнее образование, данное ему гувернёром-французом, Онегин, как и все дворяне того времени, прекрасно владел французским, немного знал латынь, изящно танцевал и, по мнению света, был «умён и очень мил».

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.

Жизнь Онегина была насыщена всевозможными развлечениями и любовными похождениями. Он поздно вставал, ездил по приглашениям, посещал театры, балы и рестораны.

Онегин «в своей одежде был педант», ревностно относился к своему внешнему виду и много времени проводил перед зеркалом. Его роскошный кабинет был полон различными гребёнками, пилочками, ножницами, щётками и духами.

Шумная жизнь в столице наскучила Онегину, им овладела «русская хандра». Он продолжал выезжать в свет, но ничто уже его не занимало: ни сплетни, ни карточные игры, ни флирт — Онегин «как Child-Harold, угрюмый, томный в гостиных появлялся».

Реклама

Пытаясь избавиться от хандры, Онегин пробовал писать стихи, читать книги, но и это не помогло. В то время с ним познакомился рассказчик.

Рассказчик
 — знакомый Евгения Онегина, в котором угады­ва­ется сам Пушкин.

Рассказчик подружился с Онегиным, они даже хотели «увидеть чуждые страны», но скончался отец Онегина, и судьбы друзей разошлись.

Не желая бороться с кредиторами отца, Онегин отдал им всё своё наследство. Он не видел в этом большой потери для себя. Как раз в это время тяжело заболел его дядя. К моменту приезда Онегина в имение, дядя уже умер — Онегин получил богатое наследство и поселился в деревне.

Глава 2. Дружба Онегина и Ленского

Однообразие деревенской жизни скоро наскучило Онегину. С соседями он общаться не желал, те в свою очередь считали его сумасбродом. В это время он познакомился с Владимиром Ленским.

Владимир Ленский
 — сосед Онегина, поэт, красивый, с чёрными кудрями до плеч, роман­тичный и наивный мечта­тель, далёкий от реальной жизни; на момент знаком­ства с Онегиным — 18 лет.

Ленский вернулся из Германии, где стал поклонником философии Канта и увлёкся поэзией. Он так же, как и Онегин, сторонился «беседы шумной». Несмотря на разницу и в возрасте, и во взглядах, соседи подружились: «от делать нечего друзья».

Реклама

Ленский рассказал Онегину о своей любви к Ольге Лариной, с которой был знаком с раннего детства, и которая должна была стать его невестой.

Ольга Ларина
 — юная девушка, стройная, голу­бо­глазая и свет­ло­во­лосая, круг­ло­лицая, милая, скромная, послушная, просто­душная, весёлая, кокет­ливая.

Семейство Лариных принадлежало к провинци­альному дворянству. Мать семейства была отдана замуж без её согласия и поначалу страдала от этого. Но открыв «тайну, как супругом самодержавно управлять», она стала настоящей хозяйкой своего имения. Муж её любил и доверял ей во всём. Жизнь в доме протекала спокойно, по вечерам иногда съезжались соседи. Так они вырастили дочерей, Ольгу и Татьяну, состарились, и умер отец семейства.

Татьяна Ларина
 — сестра Ольги, старше на год, при знаком­стве с Онегиным — печальная, молча­ливая, задум­чивая и роман­тичная, любит романы, верит в приметы, мечтает о любви; в конце романа — спокойная, серьёзная дама.

Татьяна росла замкнутым ребёнком, не умела ласкаться «к отцу, ни к матери своей», не любила играть и часто «сидела молча у окна».

Реклама

Глава 3. Онегин знакомится с Татьяной, и та влюбляется в него

Ленский привёз Онегина в поместье Лариных. Там Онегин познакомился с Татьяной и вскоре в глазах соседей стал её женихом. Ленского они уже давно прочили в мужья Ольги.

Слушая сплетни соседей, Татьяна тайком думала об Онегине и влюбилась. Она долго мучилась, грустила, зачитывалась романами, разговаривала с няней о любви и наконец в начале лета решилась в письме открыть ему свои чувства.

…никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Несколько дней Татьяна томилась в ожидании ответа.

Глава 4. Онегин отказывает Татьяне и унижает её

Вскоре произошла встреча Онегина и Татьяны. Онегин сказал ей, что если бы решил обзавестись семьёй, то не нашёл бы невесты лучше её. Но брак не для него, и он не смог бы сделать Татьяну счастливой. Онегин проявил «души прямое благородство» и честно признался в своих братских, но не более, чувствах к Татьяне, он не хотел обмануть «доверчивость души невинной». Потом Онегин посоветовал ей держать свои чувства при себе, иначе «к беде неопытность ведёт».

Реклама

Татьяна была подавлена, грустила и увядала, но всё ещё надеялась на взаимность. Онегин же, подавив в душе волнение, произведённое письмом Татьяны, вёл праздный образ жизни, им всё больше овладевала скука.

Ленский тем временем всё сильнее влюблялся в Ольгу и верил, что тоже любим. Наконец был назначен день их свадьбы.

Однажды вечером за обедом у Онегина Ленский сказал, что они приглашены на именины Татьяны. Онегин согласился приехать.

Глава 5. Сон Татьяны, её именины

Наступила зима. На святки Татьяна хотела «ночью ворожить», но в последний момент испугалась и передумала. Той же ночью ей приснился страшный сон. В нём Татьяна хотела перейти через кипучий ручей. Вдруг перед Татьяной появился медведь, помог ей переправиться, а потом стал её преследовать. Татьяна долго бежала от него и от усталости упала в снег. Зверь поднял её, принёс к лесной хижине и исчез. Татьяна вошла в сени и через щёлку заглянула в комнату. Там вокруг стола сидели жуткие чудовища, и среди них — Онегин, которого чудища беспрекословно слушались.

Реклама

Татьяна чуть приоткрыла дверь, чудища увидели девушку и бросились к ней, но Онегин сказал: «моё», и чудища исчезли. Онегин увлёк Татьяну на скамью. В этот момент в хижину вошли Ольга и Ленский. Онегин начал бранить незваных гостей и в пылу ссоры заколол ножом своего друга. Стены хижины пошатнулись, раздался крик и Татьяна проснулась. Её долго тревожил страшный сон, но разгадать его по книгам она так и не смогла.

И вот настал день Татьяниных именин, дом был полон гостей: молодых и старых, толстых и тощих, сплетников, обжор, взяточников и уездных франтов. Вскоре появились и Ленский с Онегиным, их посадили за стол напротив Татьяны, которая побледнела, разволновалась и чуть не упала в обморок. Но «воля и рассудка власть превозмогли», Татьяна «усидела за столом». Онегин не мог терпеть излишней женской чувстви­тельности, был раздосадован шумным сборищем и решил отомстить Ленскому. Обед сменился балом. Онегин весь вечер ухаживал за Ольгой. Ленский «в негодовании ревнивом» уехал и решил вызвать Онегина на дуэль.

Реклама

Глава 6. Онегин убивает Ленского на дуэли

Онегин в душе́ упрекал себя за свой поступок, хотя внешне был спокоен.

За день до дуэли Ленский навестил Ольгу и по её поведению понял, что девушка не приняла ухаживаний Онегина всерьёз и по-прежнему любит его. Ленский пожалел, что затеял эту дуэль, но отказываться было уже поздно, так как он взял в секунданты местного сплетника и дуэлянта.

Онегин также не хотел этой дуэли, но его беспокоили «шёпот, хохотня глупцов».

Накануне дуэли Онегин спал «мёртвым сном» и приехал позже назначенного срока. Свершилась дуэль. Ленский погиб от руки Онегина.

Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь, из раны кровь текла.

Онегин навсегда уехал из этих мест.

Глава 7. Татьяна уезжает в Москву и становится женой князя

Наступила весна. Недолго погрустив, Ольга вышла замуж за бравого военного и покинула дом.

Оставшись без сестры и подруги, Татьяна всё время думала об Онегине. Однажды она побывала в его имении и стала часто туда наведываться. Рассматривая его кабинет, книги, статуэтки и портреты, Татьяна наконец поняла, что из себя представлял Онегин.

Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

Реклама

К Татьяне сватались многие соседские женихи, но она отказывала всем. Встревоженная мать послушала совет соседа и зимой отвезла Татьяну в Москву «на ярманку невест». Каждый день её возили «по родственным обедам». Сверстницы сначала находили Татьяну «странной, провинциальной и жеманной», но вскоре принимали её, делились своими переживаниями, победами, мечтами и хотели откровенности от неё. Однако Татьяна не раскрывала им свою душу. Она сразу поняла, что в свете царит равнодушие, скука, клевета, зависть, сплетни и злоба.

На одном из пышных балов на Татьяну обратил внимание «важный генерал».

Глава 8. Онегин влюбляется в княгиню Татьяну, но та отказывает ему

Прошло более двух лет. Онегин вернулся в столицу из путешествий всё такой же «безмолвный и туманный», окутанный то ли скукой, то ли спесью. На одном из балов он встретил Татьяну, которая оказалась женой князя, его родственника и друга. В княгине ничего не осталось от той простой девушки, которой Онегин когда-то читал нравоучения. Татьяна «была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого», общество восхищалось ею, а она считала эту «пышность» мишурой. Онегин влюбился.

Реклама

Татьяна вела себя с ним ровно так же, как и с другими людьми. Онегин не сводил с неё глаз, не упускал ни единой возможности встретиться с ней, страдал и сох. Наконец он написал ей «страстное посланье», в котором извинялся в прежней холодности и пытался пробудить в Татьяне былые чувства.

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я…

Татьяна не отвечала на его письма, а при встрече была сурова и «окружена Крещенским холодом». Онегин «от света вновь отрёкся», читал книги и мечтал о Татьяне.

Весной Онегин воспрял духом и поехал к княгине.

Он застал её плачущую за чтением его письма. Оказалось, что Татьяна до сих пор любит его, но она замужем и будет «век… верна» своему мужу.

Пересказала Зоя Бумблис. За основу пересказа взято издание романа под редакцией Б. В. Томашевского (Л.: Наука, 1978). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Евгений Онегин | Опера 101

Мне кажется, что я действительно одарена способностью правдиво, искренне и выражать чувства, настроения и образы, подсказанные текстом. В этом смысле я реалист и в основе своей русский.

Петр Ильич Чайковский
Дуэль Евгения Онегина и Владимира Ленского Ильи Репина

Спектакль Чайковского Евгений Онегин — яркий образец русской лирической оперы. Глубоко трогательная история, наполненная большими мелодиями, танцами и душераздирающей дуэлью. Как и в своих балетах, Чайковский привносит в музыку много симфонических элементов, роскошных оркестровок и очень мелодичных арий.

«Онегин » — уникальная русская опера, универсальность которой сделала ее популярной во всем мире. Ни с одним из персонажей не легко связать себя, но события и их действия звучат ужасно правдоподобно. Пьеса предоставляет возможности для трех великих солистов, а также требует от хора первоклассных выступлений.

—:—

—:—

Самое начало оперы, а также первое появление повторяющегося Мотива «Судьба».

Произведение разделено на три действия, семь картин и 22 номера. Тем не менее, несмотря на эти четкие разделения, Чайковский выдвигает лейтмотивную структуру, выходящую за пределы Сцены письма Татьяны, центральной части оперы. Это ни в коем случае не Вагнер, но вы услышите одни и те же повторяющиеся темы повсюду, постоянно меняющиеся к финальному кульминационному дуэту.

Имя

Евгений Онегин

Композитор

Петр Ильич Чайковский

Либреттист

Чайковский и Константин Шиловский

Язык 900 04

Русский

Дата премьеры

29 марта 1879 года

Количество актов

Три

Продолжительность музыки

Два часа тридцать пять минут

Имя

Тип голоса

Описание

Госпожа Ларина

Меццо-сопрано

Вдовствующая помещица, мать Татьяны и Ольги. Доброжелательный и заботливый.

Татьяна

Сопрано

Юная невинная деревенская девушка, мечтающая о ярких огнях города. Эмоциональное ядро ​​оперы.

Ольга

Контральто

Сестра Татьяны и Невеста Ленского. Опера важнее для ее отношений, чем она сама, Ольга молода и красива, и она это знает.

Филиппьевна

Меццо-сопрано

Татьянина няня, няня и своего рода доверенное лицо. Ее главная роль – доставить письмо Татьяны Онегину.

Ленский

Тенор

Поэт, мечтатель и в ущерб себе друг Онегина. Он помолвлен с Ольгой.

Евгений Онегин

Баритон

Заглавная роль. Высокомерный и легко утомленный, его жизнь состоит из немногого, кроме вечеринок, но он все же находит время, чтобы поскучать.

Принц Гремин

Бас

Принц Гремин появляется лишь ненадолго в третьем акте, но получает одну из лучших арий во всей опере. Женат и отчаянно влюблен в Татьяну.

Зарецкий

Басс

Секундант Ленского на дуэль. Гораздо более значительная фигура, чем может показаться, поскольку он единственный человек, который может предотвратить дуэль во втором акте (подробнее об этом см. в забавном факте о дуэлях).

Трике

Тенор

Старый и немного шаткий учитель французского языка Татьяны. У него есть короткий момент, чтобы сиять в своей песне Татьяне во втором акте.

Действие I — Продолжительность: 75 минут

Сцена 1

Мы оказываемся в загородном имении госпожи Лариной, немолодой вдовы с двумя дочерьми, Ольгой и Татьяной. Вспомните Чеховскую страну, прекрасные весенние окрестности, но чрезвычайно скучные для молодых русских людей.

Ларина и медсестра Филиппьевна сидят снаружи. Слышно, как поют молодые девушки, и Ларина вспоминает свои юные ухаживания и замужество. Крестьяне, работающие в поместье, входят и поют большую песню об урожае, которая знаменует собой первый большой танец оперы.

Татьяна увлечена любовным романом, а ее младшая сестра Ольга хочет присоединиться к празднику урожая. Ларина пытается сказать Татьяне, что жизнь не похожа на роман, но Татьяна — юная мечтательница и не обращает особого внимания.

Посетители прибыли. Это Ленский, жених Ольги, и его друг Онегин. Они входят, и вскоре Татьяна обнаруживает влечение к Онегину. Сам Онегин задается вопросом, почему Ленский предпочел Ольгу ее сестре. Ленский, напротив, получает удовольствие от флирта Ольги.

Онегин гуляет с Татьяной, описывая свою скуку в деревне (он образец русской неудовлетворенности). Татьяна не знает, что ответить, когда они идут ужинать.

Онегин и Татьяна из «Онегина» 1908 года
Сцена 2

Мы в спальне Татьяны. Она пристает к Филиппьевне, чтобы рассказать ей о своей юношеской любви и замужестве. Татьяна заявляет, что влюблена, и просит, чтобы ее оставили в покое.

Здесь начинается один из поистине великих оперных монологов: Сцена письма Татьяны. В своей лихорадочной страсти она пишет письмо Онегину, в котором раскрывает силу своей любви.

Рассвет, и она отдает письмо Филиппьевне.

Кристин Ополай поет Письмо Татьяны Сцена

Сцена 3

Снова на улице Татьяна ждет Онегина. Он приходит и рассказывает ей о своих чувствах. Он говорит ей, не совсем несправедливо или недоброжелательно, что он не мужчина для брака и будет ему скучно. Он не достоин такой любви и может предложить ей только дружбу. Более ледяным тоном он предлагает ей не быть такой открытой в будущем, чтобы другие мужчины не воспользовались этим.

Не в силах ответить на это, занавес падает на обезумевшую Татьяну.

Акт II — Продолжительность: 45 минут

Сцена 1

Прошло три месяца. У Татьяны именины (любопытная традиция, похожая на день рождения, но приуроченная к дню, с которым ассоциируется ваше имя), и в ее честь устраивается загородный бал. Мы слышим сказочный вальс и танец Онегина с Татьяной. Естественно, ему скучно, и его быстро раздражают те, кто сплетничает вокруг него. Обвиняя Ленского в том, что он привел его, он решает флиртовать с Ольгой.

—:—

—:—

Акт II Вальс

Ольга отвечает взаимностью на внимание Онегина, и Ленский теряет хладнокровие, ревниво обвиняя Ольгу. Ольга не видит, что она сделала не так, и Онегин еще больше нагнетает ситуацию, снова танцуя с ней. Ситуация временно разрядилась, когда мсье Трике, учитель французского языка Татьяны, поет короткую песенку. Однако, когда танцы возобновляются, все начинается.

Ленский на глазах у всех отрекается от дружбы с Онегиным и с порывом вызывает его на дуэль. У Онегина нет другого выбора, кроме как согласиться (см. забавные факты, чтобы узнать больше о ошеломляющей русской любви к дуэлям). Татьяна теряет сознание, когда бал заканчивается катастрофой.

Ленский (Тоби Спенс) бросает вызов Онегину (Аудун Иверсен) © Neil Libbert/ENO
Сцена 2

На следующее утро мы на берегу реки. Ленский ждет Онегина, размышляя о своем глупом решении бросить вызов Онегину (он прекрасно знает, что почти наверняка проиграет и не будет намного счастливее, если убьет и своего друга). Онегин опаздывает, и оба поднимают тот факт, что им совершенно не хочется доводить дуэль до конца.

Слишком поздно забирать вещи обратно. Начинается дуэль, и Онегин убивает Ленского.

Акт III — Продолжительность: 35 минут

Сцена 1

Действие переносится на годы вперед, и мы сейчас находимся в Санкт-Петербурге. Происходит грандиозный бал, и тут мы встречаем Онегина, которому предсказуемо скучно. Он много лет путешествовал по Европе и теперь размышляет о пустоте жизни (особенно своей собственной).

—:—

—:—

Полонез III акта

Входит князь Гремин со своей великолепной молодой женой. Шок, ужас: это Татьяна теперь царственная, зрелая и красивая. Онегин растерялся, как и Татьяна, увидев его. Гремин рассказывает Онегину о своем счастье с любящей женой и знакомит ее с ним (не подозревая об их прошлом!).

Онегин вдруг понимает, что влюблен в Татьяну и решает написать ей и устроить личную встречу. О, как поменялись столы!

Сцена 2

Татьяна получила любовное письмо от Онегина. Теперь мы находим ее в доме Гремина, ожидая его прибытия. Она не может понять, почему он изменился. Это ее деньги и статус? Он входит и отрицает все циничные мотивы. Он утверждает, что любит ее глубоко.

Это очень трогает Татьяну, но она просит его уйти. Онегин умоляет, но Татьяна объясняет, что это невозможно, хотя она все еще любит его; ее верность должна быть на стороне Гремина. Она уходит со слезами на глазах. Онегин остается один.

Во второй половине 1876 и в 1877 году Чайковский искал тему для своей следующей оперы. Идея «Евгения Онегина», поэтического шедевра Пушкина, пришла к Чайковскому, когда он был в гостях, идея, которая поначалу показалась ему безумной (и точно так же поразила многих критиков даже после того, как они услышали оперу!). Рассказу не хватало сюжета, ситуации были пресными, а развязка не имела кульминации (не говоря уже о невозможности запечатлеть на сцене один из самых сильных элементов романа: застенчивого рассказчика от первого лица).

Однако,

Он быстро влюбился в сказку и быстро приступил к работе над сценарием с Константином Шиловским, соавтором. Эта повседневная история была новинкой в ​​оперном мире, но Чайковский писал своему брату Модесту в мае 1877 года: «Как я рад избавиться от египетских принцесс, фараонов, отравлений и всякого рода ходульных эффектов. Какой кладезь поэзии в Онегине». Опера собиралась в течение следующих двух лет, но не все было гладко, несмотря на сильный напор Чайковского.

В моем сознании все это связано с представлением о Татьяне, и мне казалось, что я сам поступил несравненно гнуснее, чем Онегин, и я действительно рассердился на себя за свое бессердечное отношение к этой девушке, которая была в любви со мной.

Петр Ильич Чайковский
Чайковский и Антонина Милюкова

Там, где Пушкин ассоциировался с Онегиным, Чайковский влюбился в Татьяну. Примерно в то время, когда Чайковский начал лихорадочную работу над « Онегин », он получил любовное письмо от давно забытой студентки по имени Антонина Милюкова, мало чем отличающееся от того, что Татьяна отправила Онегину. Чайковский был скрытым гомосексуалистом и мало интересовался Милюковой, но, опасаясь вести себя как подлый Онегин, в конце концов женился на ней!

Чтобы не слишком увлечься романтизмом, верно и то, что Чайковский боялся, что его гомосексуальность станет достоянием общественности, и, несомненно, думал о том, чтобы использовать брак в качестве прикрытия. В любом случае, все предприятие было полной катастрофой для всех участников. Они прожили вместе шесть недель, прежде чем Чайковский попытался утопиться, а затем сбежал с братом в Санкт-Петербург. Чайковский и Милюкова никогда не разводились, хотя встречались редко, и последние двадцать лет своей жизни бедная Милюкова провела в психиатрической больнице.

После этих травм Чайковский неуклонно продвигался вперед в работе над оперой Онегин сначала в Швейцарии, а затем в Италии, где он закончил оперу в январе 1878 года. большие оперные театры. Он даже не был уверен, что это должна быть «опера», думая об этом как о «лирических сценах». В результате он дал студентам Московской консерватории возможность поставить премьеру « Онегин », которую они сделали в марте 1878 года под управлением Николая Рубинштейна.

После нескольких лет работы Чайковского, особенно в отношении финальной сцены, Онегин дебютировал в Большом театре в январе 1881 года. Первоначальная реакция была неоднозначной; многие боролись с самой идеей манипулирования поэзией Пушкина, несмотря на высочайшее качество музыки. На международном уровне опера исполнялась спорадически, Гюстав Малер дирижировал премьерой в Германии в 1892 году. В том же году она достигла Англии. Однако это займет до 1920, чтобы он сначала достиг США.

Пушкинский «Онегин» примечателен по многим причинам, но его необычная форма представляет особый интерес (и особую трудность для любого, кто пытается перевести). Книга написана почти исключительно строфами четырехстопного ямба со схемой рифмовки «AbAbCCddEffEgg».

Прописные буквы обозначают женские рифмы (рифма из двух слогов, например, страсть и мода), а строчные буквы представляют мужские рифмы (один слог, например, голова и кровать). Эту форму часто называют «Онегинской строфой».

Джон Крэнко поставил повествовательный балет под названием «Онегин», который точно повторяет эпизоды оперы Чайковского (в отличие от адаптации оригинального текста). Партитура этого балета также полностью составлена ​​из музыки Чайковского, но, что интересно, не использует ничего из Евгений Онегин . В аранжированной партитуре Курта-Хайнца Штольце смешано все творчество Чайковского, в том числе из его гораздо менее известной оперы « Черевички » (иногда называемой «»).0007 Царицыны туфли ).

Хотя многие считали попытку Чайковского превратить пушкинского «Онегина» в оперу глупостью (сюжет не вписывался в условности оперы XIX века), произведения Пушкина легли в основу более десятка значительных оперных произведений. Сам Чайковский вернулся с Мазепой и Пиковая дама , а у нас также есть Борис Годунов Модеста Мусоргского, Руслан и Людмила Михаила Глинки и Золотой петушок Николая Римского-Корсакова.

Дуэли в России были чрезвычайно популярным занятием, несмотря на то, что в 1715 году они были запрещены Императором, потому что его армия продолжала убивать друг друга (хотя угроза повешения не могла быть сдерживающим фактором, учитывая, что один из участников все равно часто умирал). ). Дуэли были строго формализованы, и именно эти правила в конечном итоге заставляют Онегина стрелять, несмотря на все его желания против этого. Он не может извиниться без того, чтобы его сначала не попросил секундант Ленского, Зарецкий, а так как этого никогда не происходит, они «вынуждены» к дуэли.

После дуэли, Илья Репин

Эти дуэльные приемы могут показаться безумием, но сам Пушкин более чем любил дуэли. За свою жизнь он был вовлечен почти в 30 человек, в конце концов убит пулей в селезенку во время дуэли с Жоржем Дантесом.

Как закончить Онегина оказалось одним из самых сложных элементов для Чайковского. Незадолго до завершения оперы Татьяна все-таки попала в объятия Онегина, но о ее верности напомнило появление Гремина. Как вы можете себе представить, многие не были так впечатлены тем, что их героиня все еще гибнет, и Чайковскому было предложено сменить тон на то, чтобы Татьяна разрешила свою ситуацию без посторонней помощи.

По-разному отвечал Онегин, переходя от «О смерть, о смерть! Я иду искать тебя! к «Позор! … Тоска! … О, моя жалкая судьба!’. Версия, которую мы слышим сегодня, находится где-то между этими двумя (и сильно зависит от того, как режиссер хочет поставить вещи), хотя обычно звучит последняя строка Онегина.

Могила Набокова в Кларане

Деревня Кларан у Женевского озера в Швейцарии была местом, куда Чайковский бежал со своим братом. Его психическое здоровье было подорвано после неудачного брака, а воздух озера считался полезным. Здесь он написал хороший кусок оркестровки для Онегин , а также несколько других произведений.

Это был не единственный вклад Кларанса в музыкальный мир, поскольку именно здесь Игорь Стравинский написал «Весну священную» и «Пульчинеллу». Более того, Владимир Набоков был похоронен в Кларансе. Замечательное слияние художников, с которым мало какие деревни могли бы соперничать!

  • «Евгений Онегин. Роман в стихах», Александр Пушкин
  • «Евгений Онегин» Чайковского. Краткий путеводитель по великой опере, Майкл Стин
  • Рождение оперы: пятнадцать шедевров от Поппеи до Воццека, Майкла Роуза
  • Справочник Чайковского: Путеводитель по человеку и его музыке: Каталог писем, генеалогия, библиография, Александр Познанский и Бретт Лэнгстон

Метрополитен-опера 2021-22 Обзор: Евгений Онегин

25 марта 2022 года в Метрополитен-опера состоялась премьера этого сезона оперы Чайковского «Евгений Онегин». Постановка Деборы Уорнер 2013 года остается неизменной почти десятилетие спустя благодаря акценту на человечности момента и музыке. Актерский состав Friday, возглавляемый маэстро Джеймсом Гаффиганом, состоял из артистов, новых и знакомых с работой, которые никогда не переставали ловить момент и волновать публику.

Спектакль был посвящен памяти Джоэля Ревзена; помощник дирижера с 1999 года, он дебютировал в труппе в 2017 году с оперой «Евгений Онегин», после чего трагически скончался два года назад из-за COVID.

Потрясающая дебютантка

В роли Татьяны дебютировала Айлин Перес. Ее первоначальная застенчивость выражалась в значении жеста, который часто сливался с оркестром для максимального эффекта. После припева ее общение с Ольгой и Лариной давало очаровательные проблески ее характера, которые еще больше раскрывались во время короткого квартета между ней, Ольгой, Ленским и Онегиным. Естественно, именно в Сцене письма проявляются все внутренние фантазии и эмоции Татьяны; Исполнение Переса было наполнено чрезвычайно очаровательным увлечением, которое перетекало в большие волны страсти и звучного вокала. Инструментальные секции видели, как она воодушевлялась этими чувствами, распахивала двери в сад и как бы заново переживала встречу с Онегиным, когда оркестр мощно возвещал романтический мотив. Этот 12-минутный драматический бой был встречен бурными аплодисментами, отметив новый момент триумфа в карьере Переса.

В роли одноименного Онегина Игорь Головатенко был великолепен. Его начальные взаимодействия с Татьяной показали, что он использовал утонченную манеру поведения, которая контрастировала с его холодным, но выразительным тоном, ловко создавая байроническое ощущение того, кому не хватает страсти, но она просто ему надоела. Этот Онегин казался весьма симпатизирующим Татьяне, и его ария первого акта «Когда би жизнь домашним кругом» отразила это теплыми фразами и четкой подачей, сохраняя при этом вид притворства, который делает этот момент болезненным для нее, даже когда оставив ее с прощальным поцелуем. Эти утонченные качества сделали его еще более впечатляющим во время финальных сцен в третьем акте, где его оболочка скуки была мощно разорвана вновь обретенным чувством отчаянной любви, вызвав у Головатенко множество лихорадочных, неотразимых тонов.

В роли Ленского Петр Бечала мастерски передал романтическую натуру поэта физически и вокально. Его раннее игривое общение с Ольгой вскоре переросло в его прекрасную сентиментальность в его арии «Я люблю вас», где он быстро показал пламенные высокие ноты, которые, несмотря на возражения Ольги, нашли свой след как у нее, так и у публики. Эти качества были более подробно исследованы в сценах второго акта, поскольку отпоры Ольги во время танца вызывали соответственно ранящие тона, которые встраивались в горячий спор между ним и Онегиным. В его исполнении «Kuda, kuda vï udalilis» эти противоречивые чувства любви и муки смешались в захватывающую дух смесь драматического выражения, когда Ленский Петра размышлял о мире и жизни, которая могла бы быть. Ликуя в смысле фаталистической красоты, эта ария была доведена до соответствующего трагического завершения, собрав почти невероятные аплодисменты.

В роли Ольги Вардуи Абрамян на сцене часто испытывала большое ликование, которое отчетливо звучало в ее богатом меццо-сопрано. Эта энергия прекрасно послужила для того, чтобы увлечь публику от насыщенного припева и танца к ее арии «Я ные способности к грусти томной», поскольку ее исполнение плавно переходило от бодрого к лирическому, хорошо сочетаясь с оркестровой текстурой. Ее более темный вокальный цвет не только дополнял голос Бечалы, когда он следовал за его страстной арией первого акта, но и усиливал презрение, которое вбивает клин между Ленским и Онегиным во втором акте.

Несмотря на то, что его роль была короткой, Айн Гнев очаровал принца Гремина. Его ария из третьего акта «любви все возрастать покорни» была удивительно нежной витриной во славу любви и стала видением великолепия Татьяны. Он использовал пренебрежительное rubato, перечисляя утомительные сцены жизни, которые придавали его принятым, устойчивым вершинам еще большее чувство омоложения любовью.

Роскошный, но строгий

В то время как артисты Friday преуспели в своих номерах, таланты оркестра проявились в полной мере, когда они осветили партитуру Чайковского танцевальными и хоровыми номерами. Маэстро Гаффиган сохранил живость темпа, не затушевывая всей красоты таких моментов, как вальс и мазурка во втором акте и полонез в третьем акте; вместо этого эти номера создавали очень выразительные интерлюдии, где зрелище усиливало страсти актеров пышным цветом. Моменты торжественности или отчаяния, такие как дуэль во втором акте или отказ Татьяны от Онегина, трактовались с такой пронзительной серьезностью и вниманием, что низины жизни были исследованы так же, как и взлеты.

Несмотря на роскошь саундтрека и сеттинга, набор Тома Пая использует более скромный подход к драме, которая доносит свою точку зрения, сохраняя при этом акцент на персонажах. В то время как такие места, как поместье госпожи Лариной и дворец князя, стремились к голой стороне, это позволяло сцене быть заполненной полным присутствием хора и танцоров. Эта резкость достигла навязчивого пика во второй половине второго акта, в арии и дуэли Ленски, в которых не было ничего, кроме снега, тумана и далеких деревьев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *