Святая равноапостольная княгиня Ольга | Смоленская митрополия
24 июля (11 июля ст. ст.) Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги. Святая княгиня Ольга правила Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели ее мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Ольга первой из правителей Руси приняла христианство.
«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской.
В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини — устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.
Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей — «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.
Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу.
Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.
После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна.
Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.
Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге.
«Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла … Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть.
Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».
Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни.
Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.
Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги.
По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».
Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы».
Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.
11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы.
Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают».
Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет». Он же к тому еще и сердился на мать … Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано».
И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания».
Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает Взоры на Запад — Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.
В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию.
Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», — так повествуют летописи о миссии Адальберта.
Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья.
Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии — восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!» Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери.
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси.
Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам.
Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».
«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине.
И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.
Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.
Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.
Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.
Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.
Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.
Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость.
Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Сама Пресвятая Богородица — Дом Премудрости Божией — благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве — матери городов Русских — явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.
Тропарь, глас 1
Крилома богоразумия вперивши свой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскающи Бога и Творца всяческим. И Того обретши, паки порожение крещением прияла еси. И древа животнаго креста Христова наслаждьшися, нетленна во веки пребываеши, ОЛьго присно славная.
Кондак, глас 4
Воспоем днесь Благодателя всех Бога, прославльшаго в Руси Ольгу богомудрую.
И молитвами ея Христе, подаждь душам нашим грехов оставление.
Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.
pravoslavie.ru
24 июля. Святая Ольга. Память
Княгиня Ольга (в Святом Крещении – Елена) – правила Киевской Русью с 945 по 960 гг. Первой из правителей Древней Руси приступила к Святому Крещению. В ее правление христианство начало активно проникать на Русь, и этот лавинообразный процесс завершился всеобщим Крещением Руси в 988 г., при ее внуке, князе Владимире Киевском.
Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет» Нестора Летописца, ее Житии из «Степенной книги», сочинении жившего в XI веке монаха Иакова «Память и похвала князю русскому Володимеру», и в тексте «О церемониях византийского двора», принадлежащем перу императора Константина Багрянородного.
Сведения о княгине Ольге есть и в иных источниках, но они часто сводятся к пересказу расхожих сюжетов, а потому историки ставят их под сомнение.
Нет согласия в источниках относительно возможного года рождения Ольги. Большинство современных исследователей называют в этой связи 920 г. или близкую к нему дату.
Имя «Ольга» может быть скандинавского происхождения (Хельга) и родилась она в деревне Выбуты в 12 км от Пскова в незнатной и небогатой семье. Впрочем, по другим источникам она родилась в Изборске в знатной славянской семье и наречена была именем Прекраса. В Ольгу ее переименовал князь Олег («вещий»), правивший Русью от имени юного еще Игоря Рюриковича, когда выдавал ее замуж за своего подопечного («Ольга» – женский извод имени «Олег»).
Существует и романтическая версия знакомства князя Игоря и Ольги. Князь охотился в лесах под Псковом и, переправляясь через реку на лодке, заметил, что перевозчиком служит девушка, переодетая в мужскую одежду. Князь «воспылал к ней желанием», но получил надлежащую отповедь: «Зачем смущаешь меня нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: скорее брошусь в реку, чем стерплю поругание».
Когда пришла пора Игорю искать невесту, он вспомнил о том случайном знакомстве и послал Олега за полюбившейся ему девушкой, предпочтя ее всем прочим девицам.
В 945 г. князь Игорь Рюрикович был убит древлянами (одно из славянских племен Приднепровья, проживавшее в лесах) после очередной попытки собрать с них дань, и Ольга осталась одна с трехлетним сыном Святославом на руках. Дружина Игоря подчинилась ей, признав ее законной представительницей наследника престола. Ольга жестко покарала убийц мужа, что также способствовало росту ее авторитета среди дружинников и правящей знати. Она формально считалась верховной правительницей Руси вплоть до совершеннолетия ее сына (960 г.), а фактически оставалась ею и в дальнейшем, поскольку Святослав Игоревич всё время проводил в военных походах и внутренними делами страны не занимался. В эти годы Ольга показала себя мудрым и рачительным администратором. Она разделила подвластные Киеву земли на округа, во главе каждого из которых был поставлен княжеский чиновник – тиун.
Была упорядочена система сбора податей, установлена система погостов – центров торговли, обмена и сбора налогов, где позднее стали возводиться также и храмы. В правление Ольги на Руси началось каменное градостроительство – первыми такими зданиями в Киеве стали ее городской дворец и загородный терем. Ольга с огромным вниманием относилась к благоустройству как своей столицы – Киева, так и провинций своей страны – новгородских и псковских земель, земель по реке Десна и т.д.
Факт Крещения Ольги – первой среди представителей правящей на Руси элиты – не вызывает сомнений, однако имеются разночтения, касающиеся его даты и обстоятельств. Считается, что Ольга была крещена в Константинополе во время своего туда визита. Но по другим сведениям она приехала в Константинополь (о ее визите упомянуто в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора») уже будучи крещеной. Если всё же согласиться с тем, что Ольга была крещена в Константинополе, то здесь историки указывают, как на наиболее вероятные, на две возможных даты этого события: 955 г.
– и тогда ее крестил патриарх Феофилакт в присутствии императора Константина VII Багрянородного; или осень 957 г., с участием патриарха Полиевкта и сына и соправителя императора Константина Романа II. По всей видимости, желание Ольги приступить к Крещению было глубоко продумано заранее, хотя летописная легенда представляет это ее решение спонтанным. В Крещении княгиня Ольга была наречена христианским именем Елена.
«Повесть временных лет» и «Житие» украшают рассказ о Крещении Великой княгини красочной историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского монарха. Пораженный ее красотой Константин Багрянородный стал настаивать, чтобы она тут же вышла за него замуж. Однако Ольга дипломатично отвечала, что христианину негоже жениться на язычнице. Тогда патриарх окрестил ее, а император был при этом восприемником. Когда же он вновь стал домогаться княгиню, она указала ему на то обстоятельство, что плотские отношения с духовной дочерью церковным уставом строжайше воспрещены.![]()
Княгиня Ольга приняла христианство индивидуально, в то время как дружина и народ продолжали в своем большинстве оставаться языческими. Язычником был и подросший сын Ольги, Великий князь Святослав Игоревич: на предложение принять Крещение он ответил отказом, однако же не противился проповеди новой веры. Так или иначе, путь христианству на Русь был с той поры открыт. А первая соборная христианская церковь – во имя Святого Ильи Пророка – появилась в Киеве еще раньше: она упомянута в договоре Руси с Византией от 944 г.
Роль княгини Ольги в деле христианизации Киевской Руси древний летописец выразил в следующих словах: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
Возможно, первыми миссионерами русской земли были болгарские священнослужители (Болгария приняла Крещение в 865 г.): в древнерусских летописных текстах заметно сильное болгарское влияние.
В 959 г. Великая княгиня Ольга обратилась за помощью в христианизации Руси к германскому королю и основателю Священной Римской империи Оттону I: как сообщают летописи, она просила «посвятить для своего народа епископа и священников». Король отправил на Русь группу священников и монахов во главе с епископом Адальбертом Магдебургским. Материальными следами пребывания латинских миссионеров в Киеве считаются развалины каменной ротонды X века. Однако же успеха в проповеди Евангелия им достичь не удалось: в 962 г. епископ Адальберт был вынужден вернуться обратно, потеряв при этом некоторых своих спутников убитыми. Вероятно, речь шла о языческой реакции части знати и народа.
Источники следующим образом описывают последние годы жизни Ольги. Святослав Игоревич всё время проводил в военных походах на соседей Руси, передоверив управление страной матери. В 968 г. впервые совершили набег на Русь печенеги, и Ольга, не имевшая в своем распоряжении достаточных военных сил, затворилась от них вместе с детьми Святослава в Киеве.
Вернувшийся из похода в Болгарию Святослав снял осаду, но на следующий год снова засобирался в поход. Ольга всячески удерживала его: «Видишь – я больна, куда хочешь уйти от меня?», и добавила: «Вот когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». «Через три дня Ольга умерла, — пишет автор “Повести временных лет”, — и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – он-то и похоронил блаженную Ольгу».
В сочинении монаха Иакова приводится точная дата смерти княгини Ольги – 11 июля 969 г.
Скорее всего, народ стал почитать Ольгу как святую уже в княжение ее внука, Ярополка Святославича (972 – 978 гг.). В 1007 г. другой ее внук, Владимир Святославич, Креститель Руси, перенес ее мощи в построенную им церковь Пресвятой Богородицы. По сообщению современника этих событий, монаха Иакова, ее мощи обрелись нетленными, возле них совершались чудеса.
Поскольку княгиня Ольга принадлежала к еще неразделенной Церкви, ее память чтут также и российские католики в один день с православными братьями – 24 июля (11 июля по Юлианскому календарю).
Ольга – небесная покровительница вдов и новообращенных христиан.
Акафист святой Ольге
Кондак 1
Боже Израилев и всего человечества, благословляющий народы и личности, помилуй нас, восхваляемых святой обращенной в христианство Великой княгини и святой Ольги. Крестившаяся в Константинополе и названная Еленой, она мужественно несла Истинную Веру своей семье и языческим и варварским народам на своей родине Киевской Руси. За несколько дней до официального разделения Востока и Запада она использовала свое лидерство, чтобы поклоняться Богу христиан перед целым народом неверующих. Поэтому мы чтим ее мудрость и проницательность, говоря:
Молись о нас, святая Ольга, первая святая Руси и равноапостольная.
Икос 1
Святая Ольга, с тех пор, как ты обратилась в христианство во взрослом возрасте и была правителем разных народов, ты почувствовала глубокую заботу о благополучии и единстве своего народа. Таково тяжелое положение многих новообращенных, которые принимают свет Христа среди сложностей своего окружения. Укрепи всех христиан, святая Ольга, в принятии Иисуса Христа и в плодотворности духовной жизни. Даже те, кто воздвигнуты в Вере, имеют бремена, чтобы возложить на Его могучие плечи, и поэтому, в нераздельности нашей Веры, каждый из нас приносит к вам эти моления:
Молитесь о нас, чтобы все последователи Иисуса Христа были собраны в одну кафолическую и апостольскую Церковь.
Молитесь за нас, чтобы все верующие могли ходатайствовать друг за друга и за этот неспокойный и разделенный мир.
Молитесь о нас, да соединимся в отечестве Небесном щедротами Божиими.
Молитесь о нас, чтобы мы чтили наших предков и сохраняли Истинную Веру для наших потомков.
Молись о нас, святая Ольга, первая святая Руси и равноапостольная.
Кондак 2
Твой сын, которого звали Святослав, не принял Христа, вопреки твоему желанию его спасения и просвещения. Однако это не помешало вам построить храмы, в том числе в честь двух русских предков-христиан: храм Святой Софии на могиле Дира и храм Святителя Николая на могиле Аскольда. В конце концов, святая Ольга, вся земля Русская станет христианской. Якоже еси прародителям твоим почитание, так и мы почитаем твое отречение от язычества и введение христианства, говоря: Аллилуиа.
Икос 2
Святая Ольга, помоги нам, чьи семьи заблудшие или неверующие, быть терпеливыми и постоянными в вере. Будем благодарны за наше крещение. Направь нас, чтобы мы не малодушели в молитвах своих и не впадали в окружающие нас мирские пороки. Будем истинными последователями Христа — в мысли, слове и деле, — чтобы свет наш светил перед другими и чтобы мы с уверенностью обращались к тебе, святая Ольга Премудрая, с нашими нуждами и просьбами:
Молитесь за нас, чтобы все семьи соединились в истине и любви: верно помогали друг другу.
Молитесь о нас, чтобы все родители и дети стали благочестивыми: в церкви и дома.
Молитесь о нас, чтобы все мужья и жены утешали друг друга: как возлюбленные творения Божии.
Молитесь за нас, чтобы все соседи послужили добрыми самаритянами: по соседству и по всей земле.
Молись о нас, святая Ольга, первая святая Руси и равноапостольная.
Кондак 3
Святая Ольга, прошло много лет, ты состарилась и заболела, и твои неустанные труды для Церкви принесли добрые плоды. Ты ушел из этой жизни к Господу в 969 году. На смертном одре ты сказал: «Да будет воля Божья. Если Богу угодно будет помиловать мою родную Русскую Землю, то и они к Богу обратят сердца свои, как и я получил сей дар». Соответственно, именно Ваш внук, святой Владимир, принял тогда правильное учение христианства и стал Крестителем Руси. Потом двое твоих правнуков соделались святыми, страстотерпцы Борис и Глеб, говоря: Аллилуиа.
Икос 3
Апостол Павел сказал: «Не обманывайтесь; Бог не поругается, ибо что посеет человек, то и пожнет.
Ибо сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». Святая Ольга, ты не позволила невзгодам овладеть тобой, но посеяла семена христианства, чтобы твои соотечественники пожинали истину. Удивляясь вашей вере, мудрости и терпению, смиренно приносим вам сии моления:
Молитесь за нас, чтобы каждое поколение оценило остроту вашего ума и преданность вашего сердца.
Молитесь о нас, чтобы новообращенные, а также давние верующие нашли гостеприимные руки в вашем церковном внимании.
Молитесь за нас, чтобы все, кто поклоняется Истинному Богу, могли сеять семена Его любви: позволяя другим пожинать плоды.
Молитесь за нас, чтобы все крещеные преуспевали во всех обстоятельствах: уповая на благость Христову.
Молись о нас, святая Ольга, первая святая Руси и равноапостольная.
Кондак 4
О Боже всего творения, Твои избранники дивны и Твои дела таинственны и могучи.
Через святую Ольгу христианство продолжало распространяться среди всех народов, по всей России и далее до Аляски. Благодаря Великой Княгине Ольге многие святые восстали из Русской земли, чтобы прославить Тебя. Кто не слышал о преподобном Сергии Радонежском или преподобном Серафиме Саровском? Если же не слышали, то пусть все выступят сегодня и испьют воды живой, говоря: Аллилуиа.
Икос 4
Святая Ольга: помилуй меня, грешную. Святой Владимир: помилуй меня, грешного. Преподобный Сергий: помилуй меня, грешного. Преподобный Серафим: помилуй меня, грешного. Святители Зосима и Савватий Соловецкие: помилуй меня, грешного. Святые Антоний и Феодосий Киево-Печерские: помилуй меня, грешного. Святая Анна Кашинская: помилуй меня, грешную. Святитель Тихон Задонский: помилуй меня, грешного. Все святые, помилуй меня, чтобы удостоился я, хотя и недостойный, возносить хвалу святой Ольге:
Молися о нас, светлейший, просиявший по земле Российской во Имя Господне.
Молись о нас, крещеная княгиня, правившая людьми и положившая начало их духовному наследию.
Молись о нас, прославленный правитель, без стыда и колебаний поклонившийся Святому Кресту.
Моли Бога о нас, Российская Императрица Елена, принесшая в Киевский храм частицу Честного Креста.
Молись о нас, святая Ольга, первая святая Руси и равноапостольная.
Кондак 5
Мы знаем, что рожденное от Бога побеждает мир. Вера святой Ольги та же, что и вера отцов, и пусть она будет такой же, как и наша вера сегодня. Святая Ольга, помоги нам победить мир, через Иисуса Христа, в наших повседневных искушениях, а также в политической коррупции и культурном упадке нашей эпохи. Да преодолеем и да передадим Веру преемникам нашим до скончания века, да спасутся все, за кого Бог по милости Своей принес в жертву Сына Своего Единородного. Пусть время, место и языки не будут преградами, но пусть Истинный Свет пронизывает все ситуации и освещает все народы.
Благодарим тебя, святая Ольга Премудрая, за твою стойкость и долготерпение, и за твои молитвы о человечестве. Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя.
Заключительный стих
Пойдем сегодня с радостью, получив Истинную Веру, как смиренные слуги и благодарные дети Господа.
Copyright © 2014 Наталия Дж. Гарланд
Пакет 26, Версия 5
Этот материал может быть перепечатан и распространен только для личного и некоммерческого использования.
ДОПОЛНЕНИЕ №1: (24 июня 2017 г.)
1) Относительно Кондака 2: слово неверующие относится к состоянию неверия в Бога Отца, единственного Истинного Бога, в отличие от веры в языческого боги. Вера в языческих богов ошибочна, может быть, бредовая, суеверная, бесовская и уж точно не имеющая того же качества (чистоты), что и вера в Бога-Отца.
Нравится:
Нравится Загрузка…
БЛОГ ПРОЕКТУЛИ «ТЕОДИАЛОГИЯ»: Святая Ольга Киевская
Святая Ольга Великая
Княгиня (княгина) Киево-Русская, одна из самых популярных местных святых в
Восточная Европа, которую обычно называют «равноапостольной» из-за ее
миссия христианизации, реализованная в ее времена.
Ольга родилась около 890. Согласно РС Первичная Хроники , она происходила из Пскова, но церковные источники называют село в Выбуцка под Псковом как ее происхождение. Вероятно, она была варяжского происхождения (нордическая население из одной языковой семьи с викингами), созданное в северные районы собственно России. По некоторым сведениям, она была дочерью Олега Новгородского. Ее зовут Ольга, вероятно, имеет скандинавское происхождение, происходящее от древнескандинавского слова Хельга. от корня heill, означает «наслаждение благополучие», или «быть счастливым».
по мнению некоторых
другие гипотезы, Ольга родилась в Плиске, Болгария, ее отцом был князь
Владимир Болгарии. Эта гипотеза исходит из того, что ее первая
внука назвали Владимиром, в честь отца, соответственно одного из его сыновей
Борис, по имени ее прадеда Бориса, христианизатора болгар.
Во всяком случае, ни один другой источник не подтверждает эти предположения.
В возрасте около 20, то есть около 903 г. до н.э. она вышла замуж за князя Игоря I, сына Рюрика, традиционного основатель России. Князь Игорь сменил своего отца на посту правителя Киева около 912. В это время Ольга дала ему сына по имени Святослав, отца св. Владимир.
Игорь убит при сборе дани с древлян в 945 году. В то время их сын Святославу было всего три года, и Ольга стала официальной правительницей Киевской Руси. пока ее сын не достиг совершеннолетия, то есть около 945–c. 963. Будучи вдовой, она использовала иметь много проблем с соседними древлянами, народом, живущим в лесах из области, расположенной к западу от Киева. Их имя, означающее «люди деревья», предполагают их образ жизни.
| Ольга, изображенная в рукописи Первой летописи — Убийство древлян путем сожжения в Бане |
Ольга упоминается в 90 134 Первичных хрониках 90 135 за ее месть.
против этих людей, которые убили ее мужа. Вскоре после убийства Игоря
Древляне послали двадцать своих лучших людей, чтобы убедить Ольгу выйти замуж за их князя.
Мал и отказаться от ее правления Киевской Русью. Обманув их, она приказала ей
слуги, чтобы похоронить их заживо. Тогда она послала письмо князю Малу, что она
принимает предложение, но ей нужны другие посланники, а именно их самые
выдающихся мужчин, что касается ее благородного положения. Князь послал своих лучших людей, которые
помогали ему управлять землей, но Ольга приготовила для них баню, сожгла
они живые внутри него. После этого она планировала уничтожить оставшиеся
древлян, пригласив их на поминки у могилы мужа. После
древляне опьянели, воины Ольги убили из них более 5000 человек. те
еще живым умолял о пощаде и предлагал заплатить за их свободу, но она
просила только по три голубя и по три воробья с каждого дома, так как
не хотят больше обременять жителей деревни после потери, которую они понесли. Затем
Ольга дала своим солдатам голубей и воробьев, приказав им пристроить
к ногам птиц кусочки ткани, пропитанные серой, и
отпустите их.
Ольга осталась регентом правительница Киево-Руси при поддержке армии и своего народа. Она изменилась система сбора дани (полиудие) в первой правовой реформе зафиксирована в Восточной Европе. В дальнейшем она продолжала отказываться от различных предложений брака, и сумела сохранить власть престола за своим сыном Святославом, майор 963 или 964.
христианизация Ольга
Есть неопределенность
когда Ольга увлеклась христианством, но не исключено, что ее
интерес мог возникнуть еще до ее визита в Константинополь, случилось это после
разных источников, где-то между 954 и 957. Церемонии ее официального
прием в столице Византийской империи описывается императором
Константин VII в своей книге De Ceremoniis .
| Крещение Ольги в Константинополе — изображение в Радзивилловской летописи |
Вернувшись в Киев, Ольга наставляла своего сына Святослава и умоляла его креститься. Однако она не удалось его обратить, потому что его больше интересовали домашние драки и межплеменных войн, но эта ситуация оставила на ее попечение Владимира, предположительно наследник престола, впоследствии принявший христианство в качестве государственной религии. Во всяком случае, пока Святослава не привели на крещение, он бы не запретил другие.
В последние годы за свою жизнь Ольга построила две церкви, а именно деревянную церковь Святой Софии (Премудрости Божией) в Киеве и Троицкой церкви в Пскове.
В 968 г., когда
Святослав был в походе войны против болгар, печенегов
окружил Киев осадой. На данный момент Ольга жила в городе, принимая
заботиться о внуках Ярополке, Олеге и Владимире.
Как люди стали
Ослабев от голода и недостатка воды, Ольга вдохновила отрока на побег из осады.
и принести облегчение. Святослав торопливо вернулся и нашел свою мать очень больной.
Он намеревался перенести свою резиденцию в Переяслав (на Дунае).
Река), оставив Ольгу в Киеве, но она удерживала Святослава от отъезда до тех пор, пока
после того, как она умерла.
Святая Ольга скончалась 11 июля 969 г. и был погребен священником, повелевшим не быть тризне по языческим славянским обычаям. пресвитер Григорий, который был с ней в Константинополе в 957 г., выполнил ее просьбу. Русский синаксарий. подсчитывает, что ей было 20 лет, когда она вышла замуж, а следующие 42 года она была женой Игоря. Потом она царствовала 10 лет до своего Крещения и после что она прожила еще 15 лет. Так она умерла около 90 лет.
| Святая Ольга на памятнике тысячелетию от христианизации, Киев |
Ее реликвии
Пока Ольги не было
удалось обратить своего сына или многих других в христианскую веру, ее
пример мог иметь большое влияние на ее внука Владимира, который в 988 г.
стал православным христианином и привел жителей Киева и Руси в
его в Крещении. Во время его правления князь (князь) Владимир обнаружил, что
тело Ольги не разложилось, традиционно в 1007 году. Это был первый
дело об избавлении мощей в славянском христианстве. Ее тело было помещено в
гроб внутри церкви Святой Софии (Премудрости Божией) в Киеве. Во всяком случае, только в
В 1574 году Русская православная церковь официально причислила Ольгу к лику святых. Даже если
ее правнуки Борис и Глеб — первые официально признанные святые
на Руси Ольга остается первой святой своего народа, отмечаемой 11 июля,
то есть по старому календарю, 24 июля.
Во времена татар.
нашествий в последующие века, святые мощи Ольги стали источником
многочисленные чудесные исцеления. В начале 18 века гроб
был спрятан в неизвестном месте и до сих пор не найден. В 1939 году
Экспедиция под руководством ленинградского ученого Михаила Каргера обнаружила некоторые
скрытые углубления в фундаменте Десятинной церкви в Киеве.
В рамках этих
углублениях лежали останки людей, в том числе женский скелет с золотыми
украшения, так что археологи склонялись к мнению, что это были
мощи святой Ольги. Во всяком случае, это не было официально подтверждено до сегодняшнего дня.
Почитание святой Ольги
Из-за нее
прозелитизируя влияние, Православная Церковь называет святую Ольгу внуком
Владимира почетным званием eissapóstolos ,
«Равноапостольные», такие как Святая Елена и император Константин
в Византийской империи. Благодаря этому названию признается важность
ее роли в христианизации русских, процесс, который произошел
лишь в течение нескольких столетий. Культ святой Ольги широко распространен, хотя
особенно ярко в Русской православной церкви. На иконах святая Ольга представлена как
зрелая женщина, одетая в красно-золотые одежды и носящая княжескую корону.
С макушки на плечи спадает белый шарф. В народе она носит
крест в правой руке, но на других изображениях у нее может не быть креста,
вместо этого ее руки молитвенно сложены на груди.
