Русь, Киевская Русь
(Территория современных России, Белоруссии, Украины)
Киевская Русь и древнерусские княжества
Древнерусское государство Киевская Русь возникло на территории расселения восточнославянских племён в начале X века. Первоначально у восточных славян существовало два крупных государствообразующих центра: северный — в Новгороде, и южный — в Киеве. В конце IX или в самом начале X века в Новгороде утвердилась правящая династия скандинавского происхождения, получившая, по имени своего родоначальника Рюрика, название Рюриковичей.
Летописные сведения о призвании Рюрика и варягов в Новгород носят легендарный
характер. Но нужно учитывать, что от самого события до того времени, когда был
составлен летописный свод прошло уж никак не менее двухсот лет. Летописец
руководствовался устными традициями, возможно был и определённый политический
заказ.
Олег). В летописи же смерть Олега обличена сказочным сюжетом. Игорь погиб
вскоре после этого — зимой 945 года. Ему тогда, вероятно, не было и тридцати
лет.
В Киеве уже в IX веке, а может и несколько раньше, существовало раннеславянское государственное образование. Известны имена двух его правителей: Дир и Аскольд. Вряд ли они были, как это утверждают летописи, варягами и вряд ли правили одновременно. Вероятно, Дир жил раньше Аскольда.
Ниже приведена официальная хронология династии Рюриковичей.
Рюрик (Ладога и Новгород) 862-879
Аскольд и Дир (Киев, не Рюриковичи) ок. 862—882
Олег (регент) 879-912
Великое княжество Киевское
(впоследствии просто Киевское княжество)
Киевский стол считался на Руси старшим, главным. За него постоянно шла борьба
между различными ветвями разросшегося дома Рюриковичей. Поэтому в Киеве редко
кто из князей мог удержаться достаточно долго, его быстро изгоняли соперники из
конкурирующих княжеских домов.
Во второй половине XII века, с усилением могущества других княжеских центров, привлекательность Киевского стола, как старшего, постепенно утрачивается. Киев теряет свой столичный статут, превратившись в центр одного из удельных княжеств, причём далеко не самого могущественного.
Игорь Рюрикович 912-945
Ольга (правительница) 945-957
Святослав I Игоревич 945-972
Ярополк I Святославич 972-980
Владимир I Святославич Святой 980—1015
Святополк I Ярополкович Окаянный 1015—1016
Ярослав I Владимирович Мудрый 1016—1018
Святополк I (вторично) 1018—1019
Ярослав I (вторично) 1019—1054
Изяслав I Ярославич 1054—1067
Всеслав Брячиславич Полоцкий 1068—1069
Изяслав I (вторично) 1069— 1073
Святослав II Ярославич 1073-1076
Всеволод I Ярославич 1077
Изяслав I (в третий раз) 1077-1078
Всеволод I (вторично) 1078-1093
Святополк II Изяславич 1093-1113
Владимир II Всеволодович Мономах 1113-1125
Мстислав I Владимирович Великий 1125—1132
Ярополк II Владимирович 1132-1139
Всеслав Владимирович 1139
Всеволод II Ольгович 1139-1146
Игорь Ольгович 1146
Изяслав II Мстиславич 1146-1149
Юрий I Владимирович Долгорукий 1149-1150
Изяслав II (вторично) 1150
Юрий I (вторично) 1150
Изяслав III (в третий раз) 1150-1154
Вячеслав Владимирович 1151-1154
Ростислав I Мстиславич 1154
Изяслав III Давыдович 1154-1155
Юрий I (в третий раз) 1155—1157
Изяслав III (вторично) 1157-1159
Ростислав Мстиславич (вторично) 1159—1161
Изяслав III (в третий раз) 1161
Ростислав Мстиславич (в третий раз) 1161 — 1167
Мстислав II Изяславич 1167—1169
Глеб Юрьевич 1169
Мстислав II (вторично) 1169-1170
Глеб Юрьевич (вторично) 1170—1171
Владимир III Мстиславич 1171
Роман Ростиславич 1171
Святослав II Всеволодович Ярослав Изяславич (вторично)
Роман Ростиславич (вторично) 1175-1177
Святослав II (вторично) 1177-1180
Рюрик Ростиславич 1180—1182
Святослав II (в третий раз) 1182-1194
Рюрик Ростиславич 1194—1202
Ингварь Ярославич 1202
Рюрик Ростиславич (вторично) 1203—1205
Ростислав Рюрикович 1205
Рюрик Ростиславич (в третий раз) 1206, 1207
Всеволод Святославич Чермный 1206, 1207
Рюрик Ростиславич (в четвертый раз) 1207—1210
Всеволод Чермный (вторично) 1210—1214
Ингварь Ярославич (вторично) 1214
Мстислав Романович Старый 1214—1223
Владимир Рюрикович 1224—1235
Ярослав Всеволодович 1235
Михаил Всеволодович Черниговский 1235—1236
Ярослав II Всеволодович 1236—1238
Михаил Всеволодович (вторично) 1238, 1239
Ростислав Мстиславич Смоленский 1239
Даниил Романович Галицкий 1239
Михаил Всеволодович (в третий раз) 1240—1246
Дмитро Ейкович (боярин),
наместник суздальского князя 1243—1247
Александр Ярославич Невский 1246—1263
Далее сведения о киевских князьях отрывочны.
Иван-Владимир Иванович перв. четв. XIV в.
Станислав ?
Фёдор (Иванович?) упом. в 1331, 1362
Владимир Ольгердович 1362—1395
Иван-Скидригайло Ольгердович 1395—1397
Иван Ольгимундович (князь Гольшанский),
наместник великого князя Литовского 1397—?
В 1397 году Киевское княжество было ликвидировано великим князем литовским Витовтом, но в 1440 году вновь восстановлено:
Олелько (Александр) Владимирович 1440—1455
Семён Олелькович 1455—1470
Окончательная ликвидация княжества.
Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 106-131.
Далее читайте:
Тмутараканское княжество — кн-во Х-ХII вв. на Таманском п-ове.
Переяславское княжество — древнерусское княжество с центром в Переяславле
Южном.
Смоленское княжество, древнерусское княжество, занимавшее территории по верхнему течению Днепра.
Полоцкое княжество, возникло в Х в.
Турово-Пинское княжество — рус. феод. кн-во X-XIV вв.
Галицко-Волынская земля, Галицкое княжество XII-XIII вв.
Черниговское княжество, древнерусское княжество (XI-XIII вв.) с центром в Чернигове (а также город и его соборы).
Рязанское княжество, княжество, выделившееся из состава Муромо-Рязанской земли после смерти Ярослава Святославича в 1129.
Ростово-Суздальская земля (Суздальско-Владимирское княжество, Великое княжество Владимирское).
Княжества, выделившиеся из Великого княжества Владимирского:
Тверское княжество XIII-XV
вв.
Ростовское княжество, удельное княжество Руси (XIII-XV вв.) с центром в Ростове Великом.
Белозерское княжество, русское княжество, в 1238 выделилось из состава Владимиро-Суздальского княжества
Углицкое княжество
— удельное княжество.Ярославское княжество, княжество Сев.-Вост. Руси в 13-15 вв.
Моложское княжество, выделилось из Ярославского княжества.
Стародубское княжество — удел. кн-во Сев.-Вост. Руси.
Древнерусское княжество, битвы за престол и столица УНР на один день. Чем знаменит Коростень
Летопись города Коростеня на Житомирщине впечатляет, не меньше чем сериал «Игра престолов»
Related video
Сегодня Коростень, городок в Житомирской области, — небольшой районный центр, важный железнодорожный узел и когда-то — родина самого элегантного фарфора Украины.
К чести местных властей, делается для популяризации туризма в городе больше, чем когда-либо раньше. Ведь в Х веке древний Коростень, в то время Искоростень, стал сценой летописных событий, долго поражавших воображение современников и их потомков эпичностью и жестокостью.
Территорию расселения восточнославянского племени древлян можно условно ограничить северным Полесьем по руслам рек: от Припяти на севере до Тетерева на юге, от Днепра на востоке до междуречья Случи и Горыни на западе. Места были глухие, лесистые, поэтому происхождение названия племени связывается с ландшафтом территории. Лаврентиевская летопись так и поясняет, что древляне — лесные люди, потому что поселились в лесах. В средние века у древлян появились укрепленные города, формирующие современный туристический маршрут «Древлянские грады»: Малин, Овруч, Олевск, Коростень, Житомир, Коростышев, Радомышль, Новоград-Волынский (Звягель). Древляне были сильным племенем, и в их столице Искоростене был свой князь, не подчинявшийся киевским князьям.
Как бы то ни было, в начале Х века история древлян становится похожей на кадры исторического сериала вроде «Викингов». Кстати, именно в шестом сезоне этого канадско-ирландского фильма, ожидаемого осенью 2019-го года, появится тот самый варяг — викинг Олег, который отнял независимость у древлян и известен нам как «вещий». Именно Олег, родственник Рюрика, убил Аскольда и Дира (есть мнение, что Дир — это прозвище Аскольда, потому что в переводе с древнескандинавского означает «зверь»), овладел Киевом, произнеся памятные слова о «матери городов русских», а потом занял все ключевые позиции на важнейшем торговом пути «из варяг в греки», то есть из Скандинавии до Византии.
В 883 году Олег «убедил» древлян (и ряд других крупных племен) платить дань Киеву. В 912 году Олега не стало: летописи рассказывают о сбывшемся пророчестве, когда волхвы предсказали Олегу «смерть от коня своего». Укусила ли князя гадюка, выползшая из черепа коня, или обстоятельства его кончины были другими, но древляне решили, что час для возвращения автономии пробил. Они были недовольны величиной дани и периодически воевали с наследником Олега — князем Игорем.
Здесь трезубец официально стал Гербом Украины
В 945 году Игорь, к тому времени счастливо женатый на Ольге, впоследствии названной Святой (просьба запомнить это достойное дополнение к ее имени в связи с дальнейшими событиями истории Искоростеня), отправился в полесские дебри за данью. Она была исправно оплачена. Но Игорь почему-то решил вернуться и взять еще. Это была его роковая ошибка. В Искоростене тогда правил князь Мал (от его имени происходит название города Малина), который посчитал поступок Игоря началом нескончаемых поборов и предвестником утраты древлянской автономии.
Поскольку договориться с Игорем не удалось, древляне дали бой дружине киевского князя, а самого Игоря казнили. Изобретательно, по-средневековому казнили, привязав за руки и ноги к двум наклоненным березам. Когда они распрямились, тело Игоря Святославовича разорвалось пополам. Тем не менее похоронили своего врага древляне со всеми почестями, насыпав высокий курган на его могиле.
Мал решил, что время древлянской экспансии наступило: он отправил к вдове Игоря, Ольге, сватов, чтобы браком скрепить объединение двух княжеств. Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа — две делегации знатных древлян были уничтожены княгиней в Киеве: одних закопали живьем прямо в ладье, на которой они приплыли под Боричев Ток, других сожгли в наглухо запертой бане. Затем Ольга сама отправилась во главе дружины в Искоростень. Там она объявила, что хочет оплакать мужа у его могилы, помянуть вместе с древлянами, которые были уверены в том, что в скором времени вдова пойдет за их князя Мала. Закончилось все известно чем.
Летописи утверждают, что осада города длилась целое лето, но уничтожить город Ольге помогла только гениальная в своей жестокой находчивости идея. Она обратилась к древлянам, говоря, что устала от осады и ушла бы уже с миром, пусть только искоростенцы дадут ей символическую дань «голубями мира» — по три с каждого двора. То, что произошло далее, напоминало мрачную сцену из «Игры престолов»: у Ольги не было драконов, но голуби с привязанной к лапкам горящей паклей летели в свои гнезда и сожгли город не хуже огнедышащих чудовищ. Простых жителей Искоростеня истребили, а старейшин взяли в плен. Некоторые историки считают, что в плену оказался и сам Мал и что к детям его, мальчику Добрыне и девочке Малуше, Ольга относилась благосклонно, а также предполагают, что мальчик в дальнейшем послужил прообразом былинного богатыря, а девочка стала матерью Владимира Красное Солнышко.
Несмотря на то, что возможные родственные связи между Малом, Малушей, Добрыней и Владимиром Великим не слишком-то доказаны документально (к примеру, отчество Добрыни, как вы помните, Никитич), современные коростенцы бережно хранят и активно поддерживают красивые легенды для возрождения нового туристического облика своего города.
Создавать пришлось буквально с нуля, потому что после масштабного пожара Искоростень и древлянские земли потеряли автономию и крайне редко упоминались в исторических документах впоследствии. Более того, даже в ХХ веке Искоростень не получил должного внимания со стороны археологов, вновь вернувшихся к изучению того, что осталось от древних городищ, уже в период независимости Украины.
В День деруна Коростень снова становится столицей Украины. Кулинарной
От летописного Искоростеня осталось совсем немного: сегодня можно посетить небольшой участок городища на левом берегу реки Уж. Работы по исследованию укреплений ведутся и по сей день, ученые находят наконечники стрел, украшения, боевые топоры и керамику. На правом же берегу реки, на территории Древлянского парка (известного также как парк Островского), возведен памятник князю Малу высотой 7,5 м, открытый в 2005 году. Мал был патриотом древлянского края, славянином, противопоставившим себя пришлым варягам в лице Игоря и Ольги, которой иногда приписывают скандинавское происхождение.
Здесь же, на полтора десятка метров ниже памятника Малу, у живописных «Ольгиных купален» — зеркальных природных бассейнов, отделенных от быстрого течения реки гранитными валунами, находится скульптура княгини Ольги. В парке, разбитом на террасах, спускающихся по каменным кручам к реке, расположены скульптуры Малуши и маленького князя Владимира, а также богатыря Добрыни. Могила же князя Игоря находится за городом, в селе Немировка. Там насыпан курган, который венчает крест (хотя Игорь и не был христианином), а у подножия холма — памятная плита. Есть, однако, сведения о том, что ученые, исследовавшие захоронение, никаких останков там не нашли.
Нельзя не упомянуть о замечательном событии, произошедшем 13 апреля этого года: в рамках водной экспедиции «Из варяг в греки — украинский путь к морю 2019», которая представляет часть крупного научного проекта по изучению средневековых водных торговых путей, стартовал необычный поход. Историки и краеведы сплавились, как сваты князя Мала когда-то, от Коростеня до Вышгорода (в то время удельного владения княгини Ольги) в реплике шестиметровой ладьи и лодке-долбленке, изготовленной по древлянской технологии — из цельного ствола дерева.
Не без приключений и форс-мажоров, где по воде, где «волоком» (в прицепе автомобиля) исследователи добрались от «Ольгиных купален» в Коростене через чащобы Чернобыльской зоны, по Ужу, Припяти и Днепру в Киевское море. И эти смельчаки были удостоены памятных медалей «100 лет флага ВМС ВСУ».
На протяжении долгих столетий Коростень не мог восстановить былого величия. Однако еще один момент славы, приблизивший город к столичному статусу, пришелся на февраль 1918 года. Молодая Украинская Народная Республика оборонялась от московской оккупации. Когда большевики заняли Киев, правительству вместе с парламентом УНР — Центральной Радой — пришлось отступить в Коростень. Именно здесь 25 февраля 1918 года постановлением Центральной Рады был утвержден герб УНР — Трезубец святого Владимира, который теперь является малым гербом Украины. Для того чтобы принять это важное решение, Коростень был официально на один день провозглашен столицей Украины.
Трезубец был знаком княжеской власти еще при Игоре и Святославе, позже использовался не только Владимиром Великим, но и другими киевскими князьями. В 2006 году коростенцы установили памятник Трезубцу в сквере при железнодорожном вокзале, ведь именно в правительственном вагоне и было принято решение об утверждении герба.
КАК ДОБРАТЬСЯ: Вариант №1. В Коростень можно доехать электричкой «Киев Пассажирский — Коростень». Время в пути — три часа, стоимость — от 70 грн. Вариант №2. Самый быстрый маршрут из Киева на автомобиле — через Ирпень по трассе Е73 (Киев — Люблин). По дороге вы можете посетить ещё один «древлянский град» — Малин.
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА НОЧЛЕГ: • В древлянский край мы едем, конечно же, за аутентикой. Совсем рядом с древним городищем есть комплекс «Колыба»: ресторан, музей и отель в просторном деревянном срубе, недалеко от парка со всеми памятками старины, на ул. Сосновского, 36в (www.koluba.in.ua).
ГДЕ ПОЕСТЬ: • О том, как питались древние славяне, написали книгу «Кухня славян» археологи-кулинары из Польши Павел и Ханна Лис (Kuchnia Słowian, Nasza Księgarnia, Варшава, 2015).
Они утверждают, что основой рациона славян были злаки, бобовые, культивируемые и дикорастущие овощи и травы, грибы, рыба. Мясо было сезонным блюдом, поскольку животные забивались с началом холодного времени года. Древляне жили в краю лесов и многочисленных рек, заводей и озёр, ловили рыбу, да и их потомки очень любят и умеют готовить разную водную живность. Поэтому смело заказывайте изумительных жареных карпов, нежнейших внутри, с хрустящей корочкой снаружи, запечённых целиком или приготовленных кусочками с пикантными луковыми кольцами. Такое чудо готовят в ресторане «Мисливська ялинка», где есть уютный зал и очаровательные беседки из ароматных сосновых брёвен, а рядом весело постукивает колесом водяная мельница и плещется серебристый ручей. Ресторан находится недалеко от города, у тенистого парка, на ул. Шатрищанской, 57 (www.myslyvska-yalynka.business.site).
МУЗЕЙНАЯ ЛОГИСТИКА: • Всё самое интересное и красивое, найденное геологами, археологами, заботливо сбережённое архивариусами, находится в Коростенском краеведческом музее на улице Грушевского, 6.
Здесь представлена история края с доисторических времён до событий недавнего прошлого, открыты также отдел природы и экспозиционный зал: в фондах музея — 4 тыс. предметов, большая часть которых уникальна. На данный момент историки работают над Маловым городищем — созданием музейно-археологического комплекса на месте древнего Искоростеня. Собственного сайта у музея нет, но информацию о его коллекции можно найти на странице Коростенского горсовета: http://korosten-rada.gov.ua. Расписание работы: понедельник, вторник — выходные дни, в остальные дни музей работает с 10:00 до 17:15. Стоимость входного билета: 20 грн — для взрослых, 10 грн — для детей. При заказе экскурсии: 60 грн — для взрослых, 40 грн — для детей.
ЛАЙФХАК: В Коростене проводятся ежегодные фестивали исторической реконструкции, где можно посмотреть на битвы богатырей и мастерство разных народных умельцев, например, «Добрыня-Фест», который проходит в июне. Если на такой фестиваль вы не попали, смело отправляйтесь на День деруна (вторая суббота сентября): вы наедитесь чудесных драников на всю жизнь и своими глазами увидите, как устанавливаются мировые рекорды.
Например, в прошлом году коростенцы испекли дерун весом 180 кг! Кстати, теперь Коростень снова можно считать столицей Украины — кулинарной!
| Княжество Пелымское: некоторые соображения. Это часть статьи А. Линтропа Манси — История и современность Княжества хантов и манси в 16-17 вв.
не заявляет собственно. Скорее это были раннефеодальные догосударственные
заведения, где находились вожди самого могущественного племени
подчинил территорию соседнего племени и обложил налогами
своему населению. Губернатор остался у власти из-за племенного
обычное право, с одной стороны, а, с другой стороны, благодаря
небольшой группе рекрутов, состоящей из его соплеменников
и старых союзников, которых он был вынужден снабжать провизией и
вооружение. Это русские стали называть их князьями,
мансийские слова для них, скорее всего, были татарскими заимствованиями хон и отыр . Иногда Москва заключала контракты с такими
обско-угорских князей, чаще их превращали в вассалов, которые
с тех пор правил по царской дарственной грамоте и видел
чтобы Москва легче получала свою сумму налогов. Пелымское княжество располагалось в бассейне Конды.
реки и тянулась от устья Сосьвы у Тавды вверх
к Табари. Численность населения можно вывести из отчета.
из 1599, где указано, что в регионе проживало 555 податных
граждан (Бахрушин 1955, 2: 144). Оплот Пелыма
князей был также значительным религиозным центром; священный сибиряк
в его окрестностях росла лиственница и даже в 18 веке люди
на его ветки вешали шкуры принесенных в жертву лошадей. Возле
священное дерево было хранилищем поклонения с пятью идолами из человеческих
фигуры и амбары поменьше с высокими колоннами и человеческими лицами.
пики вокруг него для хранения жертвенных инструментов. Кости
жертвенных животных хранили в отдельном здании (Новицкий:
81). Конда составляла большую часть Пелымского княжества. Структуру бывшего Обско-Угорского княжества можно описать
на основе статистических записей хантов Кодского княжества
близ Оби (В 1644 г. при включении ее в состав России 441
податное население населяло регион, кроме Вахского района
— Бахрушин 1955, 2: 117). Все население было разделено на
четыре ранга: княжеский род, ханты с общественными обязанностями,
податные ханты и холопы. Преемники пелымских и кондинских князей в XVIII в.
— в Пелыме жили князья Василий и Федор. Они обрусели
и выполнял различные обязанности для царского правительства. Манси,
однако считали их по-прежнему своими правителями. Дело в том, что
доказывается и древний род князей, правивший в Конде
царской грамотой от 1624 г. |
История древнерусского города Мурома
Владимир Чернышев
© авторское право 1998-2001: Владимир Чернышев, все права защищены
ПРЕДПОСЫЛКИ: Владимир Чернышев из Мурома, Россия предоставил FEEFHS для размещения на этом сайте указатели фамилий купцов и дворян для Муромской области России. Это результат его десятилетних архивных исследований как историка и специалиста по генеалогии.
Древний город Муром, впервые упоминаемый в летописях в 862 году, возник на месте поселения финно-угорского племени «мурома».
Славяне укоренились здесь, на крутом берегу реки Оки к концу X века. Глеб унаследовал Муром от своего отца, киевского великого князя Владимира, крестителя Руси.
В 12 веке Муром стал центром великого Муромско-Рязанского княжества; но вскоре город попал под влияние Владимиро-Суздальских князей. После разгрома татарами в 1239 году город пришел в запустение. Он был присоединен к Московскому княжеству в конце 14 века. Ничего из того древнего периода не сохранилось. И все же некоторые археологические находки, особенно отдельные куски белого камня, заставляют задаться вопросом: а могли ли быть здесь (как и во Владимире, Боголюбове, Суздале) какие-то белокаменные храмы в XII веке?
Город 16-17 веков легко представить: на берегу Оки стоял Кремль с деревянными стенами, башнями и воротами. Правительство, тюрьма и другие укрепленные сооружения располагались внутри Кремля. Кремль окружали базарная площадь, 2 монастыря и 24 торговые улицы. Главные улицы шли к Кремлю и монастырям по дорогам на Владимир и Касимов.
В XVI веке, при Иване Грозном, в Муроме были построены четыре каменные церкви: собор Рождества Богородицы (не сохр.) в Кремле, соборы Благовещенского и Спасского монастырей, шатровый образная церковь Космы и Дамиана на берегу Оки.
В XVII веке был возведен Троицкий женский монастырь. В XVII веке Муром приобрел особую красоту и выразительность: резной камень, разноцветные изразцы, пятиглавые церкви, шатровые башни. Очертания каменных соборов были взяты за образец для приходских деревянных церквей: Никольской церкви на Набережной (1717 г.), Вознесенской церкви (1729 г.), церкви Рождества Христова (1851 г.) и Иоанно-Предтеченской церкви (1806 г.). ).
В 1778 году Муром получил статус уездного города Владимирской губернии. Город был перестроен по новому плану. Веерообразная сеть улиц сменилась строгой прямоугольной сетью кварталов. Архитектурный ансамбль новых улиц формировался в течение ста лет. В него входили улицы Московская, Касимовская, Рождественская, Успенская и Сретенская.

Тем не менее хантыйские и мансийские князья сохранили свою родственницу
власть даже как вассалы царя в 17 веке, а княжество
Кода сохранял свою фактическую независимость до 1644 года.
в налоговые регистры с 1628/29 г.его населяли 257 податных
манси. Сокровища Агая, принца Конды, заключенного в тюрьму
русскими в 1594 г. дает нам хорошее представление о богатстве
обско-угорской знати этого периода. А именно, русские конфисковали
две серебряные короны, серебряная ложка, серебряный кубок, серебряная спираль
браслет, «драгоценная драпировка» и 426 соболь, 13 лиса,
61 бобровая и 1000 беличьих шкур из Агая (Бахрушин, 1955, 2:
146). Третьей частью Пелымского княжества была область
Табари, в котором проживало 102 взрослых в 1628/29 г.. Предшествующий
прихода русских манси этого края были земледельцами и
по традиции Ермак собирал дань в виде
зерно (Бахрушин, 1955, 2, с. 147).
Все жители древнего
областей должны были выполнять общественные обязанности, жители тех
регионы, которые были присоединены позже, должны были платить дань.
Ханты с общественными обязанностями должны были быть подготовлены к военной службе
по приказу князя. В документах 1631 года говорится, что
в Коде их было 138, из них 16 постоянно находились в
служба в княжеской твердыне. Князь снабжал вооружением
из его арсенала, а также деньги и провизия. 40 доспехов и прочего
оружие хранилось в Троицкой церкви, построенной в крепости
Кода. Все ханты этого ранга, не имевшие общественных обязанностей
должен был пожертвовать меха князю. Податные ханты заплатили
ежегодные налоги князя. В 1631 году в Коде было 80 рабов.
(Бахрушина 1955,2: 95, 117, 119, 120).
: «Он, князь Василий и князь
У Федора есть близкие братья в Большой Конде — наши податные мурзы,
а наши простые вогулы правят ими в Большой Конде, братья
князя Василия, мурзы» (Бахрушин 1955,2:148). В течение
XVIII века роль Российской империи в Конде была лишь
получение естественного налога, собираемого совершенно беспорядочно
местные мурзы «по сумме, а не поголовно в своих деревнях».
Еще в 1654 году воевода из Конды пожаловался царю:
«Правитель, ваши подданные в вашем приходе Конда воруют и
убивая друг друга, они грабят друг друга и воруют
и бьют и стреляют друг в друга стрелами и резают ножами и
сражаться друг с другом, пока они не умрут. И такие же убийцы,
Правитель, вы, налогоплательщики, уклоняетесь от призыва на службу,
стреляют стрелами в людей на службе» (Там же: 150).
несмотря на это, Кынча, князь Конды, получил грамоту
подарок царя в 1680 г., подтверждавший его дворянское положение. Даже
в 18 веке князья Конда были известны своим родственником
независимость. Предполагается, что еще в 1715 г.
князь Сатыга и
его 600 вооруженных людей попытались помешать христианизации
кондинских манси (Новицкий: 98). В 1732 — 1747 годах Конда был
правил сын Сатыги Осип Григорьев, а затем его собственный сын
Влас Осипов, получивший образование в епископской школе
Тобольского (там же). Интересно, что один из правнуков
Сатыги, учитель Туринской народной школы, Александр
Сатыгин претендовал на княжеский титул еще в 1842 г. (там же:
151).