Ольга. Рюриковичи. Исторические портреты
Ольга
О том, как Ольга вышла замуж за сына Рюрика, говорит красивое предание. Игорь охотился в псковских землях неподалеку от села Выбутино, и ему понадобилось переправиться на другую сторону реки. Он увидел, что по реке в лодке плывет юноша, и попросил перевезти его с берега на берег. Уже в лодке он увидел, что это не юноша, а красивая девушка. В ответ на его речи о внезапно вспыхнувших чувствах и разгоревшихся желаниях выбутинская селянка сказала, что для защиты своей чести она готова броситься в воду: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». А когда Олег, опекун Игоря, стал подбирать ему невесту, тот вспомнил о целомудренной и прекрасной псковской девушке и послал за ней. Жители современного Пскова воспринимают Ольгу как добрую и отважную женщину, основательницу города. В нем есть Ольгинский мост и Ольгинская набережная, стоят два памятника княгине работы известных скульпторов В.
Так «любезная сельская девица» «варяжского простого рода» стала княгиней, приняв, по мнению Н.М. Карамзина, в знак уважения к Олегу его имя. Впрочем, историк был склонен считать Ольгу славянкой. Так же писал и В.Н. Татищев: «…Ольга, сама бывши от рода славян… сына назвала славянским именем». Историк уточняет, что «приведши девицу Ольгу от Изборска», поскольку Пскова тогда еще не было.
Им внимательно разбирается правдоподобность того, что Ольга была дочерью Гостомысла, того самого новгородского старейшины, который и высказал приглашение Рюрику княжить у славян. «Токмо сему лета согласовать не могут», ? пишет историк. В этом случае Ольга выходила бы замуж в 44 года, а крестилась бы в 96 лет, что невозможно. Исходя из этого, В.Н. Татищев считает Ольгу внучкой Гостомысла, а утверждение, что она была «простого варяжского рода», ? поздней выдумкой.
Но этим предположения о происхождении Ольги не исчерпываются.
В XV–XVI вв. стали считать, что она родом не из Пскова (Плескова, как раньше называли этот город), а из Плиски, резиденции болгарских царей. На наличие таких сведений указал, например, Е.В. Пчелов.
Чем дальше историки и сочинители отходили от времени совершения тех или иных событий, тем яснее и понятнее для них становилось, как они происходили. Будущие авторы, не исключено, смогут сделать акцент на том, что византийский император Константин назвал Ольгу своей дочерью. Отсюда только шаг к созданию красивой и захватывающей истории о том, как византийская принцесса (может быть, плод тайной любви императора к некоей прекрасной славянской или скандинавской девушке) оказалась в Киеве, стала княгиней, потеряла трагически погибшего в древлянских лесах мужа и посетила своего отца-императора, чтобы принять святое крещение. К этому можно добавить, что причиной гибели уже бывшего к тому времени в солидном возрасте Игоря были не меркантильные интересы или политические интриги, а роковая любовь древлянского вождя к юной красавице княгине, который и устроил в чаще леса засаду, чтобы устранить коронованного соперника.
Вернемся из поднебесных высот фантазии к не менее интересным и захватывающим сообщениям летописи.
Овдовев, Ольга, отомстила за мужа, потребовав с древлян дани: с каждого двора по три голубя и по три воробья. Древляне поняли это так, что они прощены за проявленную ими суровость по отношению к князю, и собрали птиц для Ольги. Она же распорядилась к каждой птице привязать горящий фитилек (завернутый в платок трут) и отпустить их на волю. Птицы в панике полетели к себе домой, и все дома древлян сгорели.
Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет». Использование птиц в качестве поджигателей ? это лишь завершающий эпизод всей хитроумной процедуры.
После убийства князя Игоря простодушные древляне отправили в Киев посольство из 20 человек. Послы сообщили Ольге о том, что ее муж погиб, и предложили ей выйти замуж за их князя по имени Мал. Раз уж так получилось, что она осталась вдовой, то они были готовы компенсировать потерю, поскольку, говоря словами Н.М. Карамзина, «князья древлянские добры и великодушны».
К тому же князь Мал был, как сообщается в житийной литературе, «без сравнения лучше Игоря: молодой и красивый, он к тому же кроток, любвеобилен…»
Но любвеобильному Малу не пришлось порадовать княгиню Ольгу.
Ольга притворно согласилась и пригласила древлянских послов на торжественный обед. Наутро им предложили в знак почета перенести их за праздничный стол в ладьях. Те, польщенные таким уважением, согласились. Княжеские слуги донесли послов к заранее вырытым глубоким ямам и сбросили их туда вместе с ладьями. Послы, попавшие вместо пира в яму, были тут же заживо завалены землей.
Далее Ольга отправила древлянам сообщение. Если они хотят, чтобы она сочеталась браком с князем Малом, то требуется посольство из лучших («нарочитых») представителей племени.
Второе посольство она распорядилась сжечь, когда несчастные древляне перед приемом у княгини решили помыться в бане.
«Ольга, Ольга!» ? вопили древляне
С волосами желтыми, как мед,
Выцарапывая в раскаленной бане
Окровавленными ногтями ход.
Этими строками в стихотворении поэта Николая Гумилева, отца известного историка, описывается казнь древлян.
Затем Ольга с небольшой дружиной отправилась в землю древлян, сообщив им, что хочет справить тризну по убитому мужу на месте его гибели.
Доверчивые древляне напились, после чего их перебили трезвые княжеские дружинники. Летопись называет число предательски убитых ? «исекоша» 5 тысяч человек.
«Эльга, Эльга!» ? звучало над полями,
Где ломали врагам крестцы
С голубыми свирепыми глазами
И жилистыми руками молодцы.
Е.В. Пчеловым обращается внимание, что три мести Ольги соответствуют трем этапам похоронного ритуала: несение покойника в ладье, сожжение, тризна у места захоронения.
После этого начались крупномасштабные военные действия. Открыл их Святослав, трехлетний сын Игоря. Он бросил копье, которое упало у ног лошади. Руководил карательными действиями воевода Свенельд. Однако столицу древлян, Искоростень, не смогли взять даже после нескольких месяцев осады. Тогда-то и потребовалась хитрость Ольги, которая заявила, что прощает древлян и готова удовлетвориться небольшой данью в виде птиц.
На самом деле трудно представить голубей и воробьев, летящих через поля и леса с горящими фитильками. Скорее всего обошлось без птиц. Княгиня Ольга «собрала большое и храброе войско и пошла на древлянскую землю… взяла город и сожгла его», ? писал С.М. Соловьев.
Б.А. Рыбаков склонен считать, что все это подробное описание троекратной мести ? только легенда, прославляющая ум и дальновидность Ольги. Такой вывод вполне вероятен, однако даже преувеличения основываются на каких-то реалиях. Возможно, на поминальной тризне было убито меньше, чем 5 тысяч древлян. Летописец мог перепутать даты, имена и даже последовательность событий.
Он мог быть пристрастен сам, описывая происходившее со своей личной точки зрения. Он мог стараться угодить своему князю, искажая факты, имевшие место в действительности. Можно сомневаться в точности передачи летописцем деталей, однако общий ход событий и направленность действий скорее всего отражены близко к действительности. Летописец хотел отразить в своем тексте коварную, жестокую и изуверскую месть княгини за своего убитого мужа. Причем надо иметь в виду, что в тексте нисколько не осуждаются ее поступки. С точки зрения летописца (а он был христианином), такие действия вполне допустимы для впоследствии причисленной к лику святых княгини Ольги.Если же вспомнить, что после убийства мужа древлянами Ольге пришлось взять правление в свои руки, то следует признать, что такая решительность могла привлечь на ее сторону дружину и население Киева.
После похода на древлян Ольга длительное время провела в разъездах по новгородской земле, создавая погосты для сбора дани (947 год), которые должны были заменить прежний порядок полюдья.
Проведение полюдья мало чем отличалось от организации военных походов: князь вместе с дружиной широким фронтом до 30 километров объезжал подвластные территории с ноября по апрель.
Реформация сбора дани была крупным шагом к развитию административной системы, укрепляющей единство страны. Архаический порядок, когда князь зимой объезжал зависимые племена и собирал доходы в свою казну, был ликвидирован. Страна была разбита на административные районы, где княжеские наместники собирали налоги и осуществляли надзор за выполнением княжеских решений. Прежний полуаморфный конгломерат племен, плативших дань, приобрел черты организованного государства.
В учебной литературе говорится, что Ольга приняла христианство в 957 году. Б.Д. Греков считал, что в этом году она с большой свитой посетила Константинополь. Весьма вероятно, что и крещение произошло во время пребывания в Византии.
При крещении Ольга приняла христианское имя Елена ? в честь тезоименитства матери императора Константина Багрянородного: «речено имя ей во крещении Олена, якоже и древняя царица, мати Великаго Костянтина».
Сама процедура крещения в летописи излагается очень обстоятельно. Якобы император Константин, восхитившись красотой и умом Ольги, предложил ей выйти за него замуж. Ольга же в ответ выразила желание окреститься, причем чтобы ее крестным отцом был сам император. А после крещения она заявила, что ему нельзя жениться на своей крестной дочери: «Како хочешь мя пояти, крестивъ мя сам и нарекъ мя дщерею?»
На самом деле летописец погрешил против истины. Константин Багрянородный был убежденным противником браков членов императорской семьи с варварами. К тому же Константин уже был женат. С его тестем, Романом I, ранее заключал договор князь Игорь. Кроме того, Ольга уже была, мягко говоря, не в расцвете своей молодости. Согласно Новгородской первой летописи, на которую ссылался Л.Н. Гумилев, она родилась в 893 году. Тогда, если принять годом крещения 946 год, то ей было в то время 53 года. Действительно, не самый подходящий возраст для того, чтобы очаровать своими прелестями византийского базилевса.
На путаницу в летописных источниках относительно дат основных событий в жизни Ольги обращал внимание и В.Н. Татищев. Он подсчитывал возраст на момент крещения следующим образом. Известны год обручения с Игорем ? 903-й; год смерти Игоря ? 945-й; период между смертью мужа и поездкой в Константинополь ? 10 лет. Тогда, если принять, что в момент обручения с Игорем Ольге было 15 лет, то в византийскую столицу Ольга ездила в 67 лет. Если исходить из указанной длительности жизни княгини (75 лет) и года ее смерти (966 год), то год рождения падает на 891-й. Тогда обручение с Игорем произошло самое большее в 12 лет, что маловероятно с учетом того, что Игорю в тот момент было самое меньшее 28 лет, хотя и не исключено.
У историков нет единства относительно места крещения Ольги. Б.А. Рыбаков предполагает также, что крещение состоялось не в Константинополе, а в Киеве или Херсонесе. В.Н. Татищевым приводится противоположное мнение: Ольга не могла креститься в Киеве, так как «учинить ей было того без крайнего страха от народа было невозможно. Того ради советовали ей ехать в Царьград якобы для других нужд и там окреститься».
Есть разногласия и по дате крещения. Указывается, например, Б.А. Рыбаковым в качестве даты крещения 21 мая 946 года, а в «Повести временных лет» ? 955 год, а не 957 год. Анализ летописных сведений Л.Н. Гумилевым дал основание утверждать, что поездка в Константинополь и крещение были примерно в 946 году. Разногласия связаны с тем, что Константин Багрянородный, описывая приемы во дворце «архонтиссы Эльги» (а не Елены; это имя она получила в крещении), указал дни недели и даты, но не назвал года: среда 9 сентября и воскресенье 18 октября. Эти дни, отмечает Е.В. Пчелов, попадают и на 946 год, и на 957-й.
Ольга действительно могла опасаться событий, аналогичных тем, которые произошли в Болгарии после крещения царя Бориса в 864 году. Прошли волнения, бояре в 865 году пытались поднять мятеж. Об этом сообщается в монографии Б.А. Рыбакова. В летописи написано, как Ольга делилась своими опасениями с константинопольским патриархом: «Людия мои погани и сын мой поган да бы мя Бог съблюл от вьсего зъла!» («Люди мои ? язычники и сын мой ? язычник. Защитил бы меня Бог от всякого зла!»).
Летописец с пиететом пишет, что после крещения император назвал русскую княгиню своей дочерью. Однако Б.А. Рыбаков подметил, что по обычаям того времени это могло означать установление вассальных отношений между Русью и Византией, которыми, соответственно, правили «дочь» и «отец». Если буквально понимать текст летописи: «…Отъпусти ю нарек ю дъщерью собе» («Отпустил ее и назвал своей дочерью»), то это можно трактовать так, что Ольга не сама уехала в Киев, а с позволения «отца» ? императора, который «отпустил» ее.
Общее впечатление у Ольги о посещении императора осталось не самое лучшее. Ее самолюбие пострадало от того, что ей долго пришлось ожидать аудиенции во дворце. Византийским послам, которые прибыли к ней после возвращения ее в Киев, она напомнила об этом, отказав в переданной ей просьбе императора: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду [залив Золотой Рог], то тогда дам тебе».
В 956 году Ольга строит в Киеве церковь Святой Софии, пока еще деревянную, отметил Б. А. Рыбаков.
Ольга ездила в Константинополь с посольством, в котором было большое количество купцов. Это подтверждает приоритет торговых взаимоотношений в связях двух государств. Ольга подтвердила обещание присылать «вои в помощь», как сказано в Лаврентьевской летописи. И на самом деле, Б.Д. Греков отмечал, что в 961 году русское войско было отправлено Ольгой в Византию, когда императору Роману II надо было вести военные действия на Крите.
Посещения славянскими князьями столицы византийской империи (и никогда наоборот!) достаточно ясно говорят о характере взаимоотношений могучей империи, возраст которой терялся в веках, и зарождающегося Русского государства.
Перед посещением Константинополя Ольга либо приняла решение о принятии христианства, либо уже совершила обряд крещения. О побудительных мотивах этого поступка можно строить различные предположения. Конечно, не желание деликатно отвергнуть ухаживания византийского базилевса привело ее к смене религии.
Вполне вероятно, что возникли проблемы с выполнением договора 944 года, поскольку уже не было обоих правителей, его заключивших: Игорь был убит, а император Роман оказался в заточении. Визит Ольги закрепил мир с Византией.
Для того чтобы добиться более благожелательного отношения к себе и уступок со стороны империи, Ольга и могла пойти на крещение. В этой связи далеко не случайным выглядит выбор даты крещения ? именно в день именин матери императора.
Пытаясь найти причину достаточно резкого поворота Ольги к Византии и ее крещения, Л.Н. Гумилев выдвинул предположение, что это могло быть вызвано стремлением найти сильного союзника в борьбе с хазарами. Такое предположение согласуется с версией зависимости Руси от хазар при Игоре и последующими походами Святослава, в которых тот разгромил Хазарский каганат.
Византийские источники умалчивают о крещении Ольги в Константинополе, что невозможно, если бы это событие действительно произошло бы там. На это обращает внимание С.А. Перевезенцев. Упоминание о крещении Ольги отсутствует в записках Константина Багрянородного, посвященных описанию приема «архонтиссы Эльги». Однако еще Н.М. Карамзин пояснил это обстоятельство. В тексте, принадлежащем перу Кедрина и Зонары, записано: «Ольга, супруга князя российского, который ходил с флотом против греков, по смерти мужа была в Константинополе; крестилась там…»
Есть основания предположить, что Ольга проявила себя разносторонним дипломатом.
Она пыталась завязать отношения и с германским королем, несколько позже получившим от папы римского титул императора, Оттоном I. Ее обращение к нему по поводу организации в Киеве христианской церкви датируется 959 годом, то есть уже после крещения в Константинополе и в год смерти ее покровителя Константина Багрянородного. Епископ германского императора приехал в Киев в 961 году, но к этому времени, считал Б.Д. Греков, обстановка изменилась.
Однако неясно, было ли ее обращение к королю личным посланием или же сделано от имени Руси.
Более вероятно все же первое, так как по достижении 17 лет Святослав стал править самостоятельно, а регентство Ольги прекратилось. После смерти византийского базилевса Ольга могла нуждаться в высокопоставленном покровителе, представляющем христианский мир. Король Оттон вполне подходил для этой роли. Дополнительным аргументом за личный характер обращения Ольги к германскому королю, по мнению Б.А. Рыбакова, является и то обстоятельство, что епископ Адальберт был в 962 году изгнан из Киева: «на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».
В Европе это годы начала германской экспансии на восток. Беспощадно истреблялись славянские племена за Эльбой. В ход шло все, и подлость, и предательство. Маркграф Герон в 955 году пригласил к себе на пир 30 славянских вождей, которые тут же были перебиты.
Германский король Оттон I Великий, с которым переписывалась Ольга, первоочередное внимание уделял все же южным делам. Он вторгся в Италию и был римским папой Иоанном XII 2 февраля 962 года коронован как император «Священной Римской империи». Со времен Карла Великого титул римского императора был неудержимо притягателен для европейских правителей.
Во время правления своего сына Ольга продолжала исповедовать христианство, стараясь при этом особенно не раздражать своего сына-язычника.
Умерла Ольга 11 июля 969 года, завещав похоронить себя по христианскому обряду. Е.В. Пчелов указывает, что в 1007 году ее останки были перенесены в Десятинную церковь, построенную в 966 году.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ольга
Ольга «Предание нарекло Ольгу хитрою, церковь Святою, история Мудрою», – констатировал Н. М. Карамзин.«…Не в одних только именах сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племён. Как Олег, так и Ольга отличаются в предании мудростью, по тогдашним
Ольга (945–962)
Ольга (945–962) Вопрос 1.7В 945 году Игоря убили древляне. Жена убиенного, княгиня Ольга, очень жестоко им отомстила. Мстила пять раз. В пятый раз Ольга взяла из Искоростеня от каждого дома по три воробья и по три голубя, велела своим воинам привязать каждой птице трут; птицы с
Ольга (945–962)
Ольга (945–962) Ответ 1.7Самсон. Он привязал горящие факелы к хвостам трехсот лисиц и выжег угодья филистимлян.Ответ 1.8Явились княгине Ольге три светоносных луча. Вернувшись в Киев, Ольга «посла много злата на Плескову реку на создание церкви Святой Троицы».Ответ 1.9Великая и
ОЛЬГА
ОЛЬГА Христианство утвердилось на Руси в 80-х годах X века при киевском князе Владимире Святославиче. Но ещё гораздо прежде — в середине столетия — приняла крещение бабка Владимира, благоверная княгиня Ольга, которая, по словам летописца, стала «предвозвестницей
Ольга
Ольга Начнем рассказ об Ольге с официальной версии (по А. Нечволодову):«За те обиды Руси, за которые князь Игорь не успел отомстить при своей жизни, и за позорную смерть его у древлян рано или поздно должна была также последовать суровая месть. С древлянами расправа
ОЛЬГА
ОЛЬГА (род.? – ум. в 969 г.) Святая равноапостольная княгиня киевская. Правила в малолетство сына Святослава. «Праматерь всех царей русских», святая равноапостольная княгиня киевская – вот кем была Ольга (в разноязычных интерпретациях Хельга, Хальга, Алогия), в крещении
Ольга
Ольга Прожив в Москве после долгого перерыва почти три месяца, Ян с трудом но привык к бурному темпу жизни, который предложили ему столица, война, воздушные тревоги и бесконечные поездки и поиски людей в связи с новым назначением. В смысле условий бытия он был неприхотлив:
Ольга
Ольга О том, как Ольга вышла замуж за сына Рюрика, говорит красивое предание. Игорь охотился в псковских землях неподалеку от села Выбутино, и ему понадобилось переправиться на другую сторону реки. Он увидел, что по реке в лодке плывет юноша, и попросил перевезти его с
Ольга (945–957)
Ольга (945–957) Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику
Ольга
Ольга Оставшись вдовой с малолетним сыном на руках, княгиня Ольга не растерялась.– Не святые горшки обжигают! – сказала она. И объявила киевлянам: – Буду вами править.– Правь! – равнодушно ответили киевляне.Ольга начала княжить именем сына. Узнал про это древлянский
Игорь и Ольга
Игорь и Ольга Став правителем Руси, Игорь решительно сменил политическую линию. Исследуя его договор с Византией 944 года, историк и археолог Д. Л. Талис так подвел итоги: «В нем (договоре. — В. К.) указывается, что русский князь будет препятствовать „черным болгарам“,
Ольга и Святослав
Ольга и Святослав Перед нами подлинно великие исторические деятели, значение которых в судьбе Руси невозможно переоценить. Восходящая к XI веку «Похвала княгине Олге» говорит с удивлением о ней: «… телом жена сущи, мужеску мудрость имеющи»; в «Повести временных лет»
Ольга
Ольга «Предание нарекло Ольгу хитрою, церковь Святою, история Мудрою», — констатировал Н. М. Карамзин.«…Не в одних только именах сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племён. Как Олег, так и Ольга отличаются в предании мудростью, по тогдашним
Ольга
Ольга По смерти Ігоря владу у київській державі взяла його жінка Ольга, — перша жінка на українськім престолі, княгиня, якої імя стало улюбленим іменем українського жіноцтва. З якого роду вона була, якого походження? Імя Ольга це скандинавське Гельга: може була донькою
Ольга (род.? – ум. в 969 г.)
Ольга (род.? – ум. в 969 г.) Святая равноапостольная княгиня киевская. Правила в малолетство сына Святослава.«Праматерь всех царей русских», святая равноапостольная княгиня киевская – вот кем была Ольга (в разноязычных интерпретациях Хельга, Хальга, Алогия), в крещении
Глава 6. Ольга. Рюриковичи. Семь веков правления
Глава 6. Ольга
Образ ее встает перед нами с начальных страниц «Повести временных лет». Веками ткалось кружево народных преданий о княгине Ольге как о деятельной, мудрой, «вещей» правительнице и защитнице земли Русской. Народные сказания, переплетаясь с историческими фактами, легли в основу появившегося в XIII–XIV вв. агиографического жизнеописания первой княгини-христианки. Оно возникло в период суровых испытаний, выпавших на долю русского народа, когда появились и другие жития реальных людей, любивших и защищавших Русскую землю.
Позднейшая легенда (XVI в.) передает сказание о том, как однажды киевский князь Игорь охотился в лесах у Пскова. Здесь он встретил на своем пути реку и, увидев стоявший у берега челн, попросил перевезти его. Перевозчиком оказалась крестьянская девушка Ольга. Игорь был поражен ее умом. Когда же он получил отпор на свои «стыдные словеса», то, согласно легенде, тогда же и посватался к ней. Сообщения летописи о происхождении Ольги имеют мало общего с бесхитростным народным повествованием. По летописной традиции, Ольга была «приведена» в Киев в качестве будущей жены Игоря его родственником («от рода ему сущий», сказано в летописи) князем Олегом из «Плескова» (Пскова). Вряд ли можно сомневаться в том, что она была псковитянкой из знатной семьи, а не крестьянской девушкой. У Ольги родился сын Святослав, впоследствии отец святого и равноапостольного князя Владимира.
Ольга была достойной женой киевского князя, имела в своем владении Вышгород, что под Киевом, села Будутино, Ольжичи и другие русские земли. Пока Игорь был в походах, Ольга занималась внутренней политикой русского государства. У Ольги была даже своя дружина и свой посол, который был третьим в списке лиц, участвовавших в переговорах с Византией, после удачного похода Игоря.
В 945 году от рук древлян погибает муж Ольги Игорь. Их сын Святослав был еще мал, и поэтому вся тяжесть управления государством ложится на плечи княгини. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьей. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?». А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти».
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В «Повести Временных Лет» летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По «Повести Временных Лет» после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
После расправы с древлянами Ольга начинает активно заниматься внутренней политикой древнерусского государства. Вместо полюдья Ольга установила четкие размеры дани для земель, находившихся под властью Киева. Ольга установила «уставы и уроки», «становища и ловища», «погосты». Погосты – место сбора дани, как бы становились небольшими центрами княжеской власти. Смысл реформ княгини Ольги заключался в нормировании повинностей, централизации власти, ослаблении племенной власти. Долгое время Ольга приводила в действия эту реформу, оттачивая ее механизмы. Эта работа не принесла ей славы, не обросла легендами, зато имела большое значение в становлении русского государства. Теперь русское хозяйство имело административно-хозяйственную систему.
Во внешней политике, во время правления Ольги было затишье. Не было крупных походов, нигде не лилась русская кровь. Завершив внутригосударственные дела, Ольга решила позаботиться и о престиже Руси на мировой арене. И, если Ольгины предшественники Рюрик, Олег, и Игорь завоевывали авторитет для Руси с помощью силы, военных походов, то Ольга предпочитала пользоваться дипломатией. И тут особое значение приобрело крещение Ольги в православие. «Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее на свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».
Княгиня приняла православие и стала первой правительницей-христианкой на Руси. Историки спорят, где же приняла Ольга веру православную, в Киеве или в Константинополе? Скорее всего, в Киеве Ольга только ознакомилась с христианством, а непосредственное крещение приняла уже в Византии, куда ее сопровождал киевский священник Григорий. Сам Византийский Император стал крестным отцом русской княгини. Такое положение дел резко повышало престиж Киева и возвышало княгиню среди прочих представителей других государств. Получить в крестники Византийского Императора дорогого стоит. Крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси, но ее внук, Владимир Святославович, продолжит дело княгини.
Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева – городской дворец и загородный терем Ольги), окруженная верной дружиной. Внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель – новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.
На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию, на реке Пскове, где она родилась, основала город Псков. В тех краях, на месте видения трех светоносных лучей с неба, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.
Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава. Он гневался на мать за ее уговоры, опасаясь потерять уважение дружины, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».
Летописи считают Святослава преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря, поэтому дата начала самостоятельного его правления достаточно условна. Внутреннее управление государством он передоверял матери, находясь все время в военных походах на соседей Киевской Руси. В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись из Болгарии, он снял осаду и не пожелал оставаться надолго в Киеве. Уже в следующем году собрался уйти в Переяславец, но Ольга удержала его.
«Видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня?» – ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, – отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла (11 июля 969), и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу.
Место погребения Ольги неизвестно. Во времена княжения Владимира ее стали почитать как святую. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в Десятинную церковь. Во время нашествия монголов мощи были сокрыты под спудом церкви. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Ольга
Ольга «Предание нарекло Ольгу хитрою, церковь Святою, история Мудрою», – констатировал Н. М. Карамзин.«…Не в одних только именах сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племён. Как Олег, так и Ольга отличаются в предании мудростью, по тогдашним
Ольга (945–962)
Ольга (945–962) Вопрос 1.7В 945 году Игоря убили древляне. Жена убиенного, княгиня Ольга, очень жестоко им отомстила. Мстила пять раз. В пятый раз Ольга взяла из Искоростеня от каждого дома по три воробья и по три голубя, велела своим воинам привязать каждой птице трут; птицы с
Ольга (945–962)
Ольга (945–962) Ответ 1.7Самсон. Он привязал горящие факелы к хвостам трехсот лисиц и выжег угодья филистимлян.Ответ 1.8Явились княгине Ольге три светоносных луча. Вернувшись в Киев, Ольга «посла много злата на Плескову реку на создание церкви Святой Троицы».Ответ 1.9Великая и
ОЛЬГА
ОЛЬГА Христианство утвердилось на Руси в 80-х годах X века при киевском князе Владимире Святославиче. Но ещё гораздо прежде — в середине столетия — приняла крещение бабка Владимира, благоверная княгиня Ольга, которая, по словам летописца, стала «предвозвестницей
Ольга
Ольга Начнем рассказ об Ольге с официальной версии (по А. Нечволодову):«За те обиды Руси, за которые князь Игорь не успел отомстить при своей жизни, и за позорную смерть его у древлян рано или поздно должна была также последовать суровая месть. С древлянами расправа
Глава 5 Киевская княгиня Ольга и ее истинная роль в истории гибели ее мужа князя Игоря
Глава 5 Киевская княгиня Ольга и ее истинная роль в истории гибели ее мужа князя Игоря Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало. Повесть временных лет сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю привели «жену из Пскова, именем Ольга». «Книга Степенная царского
ОЛЬГА
ОЛЬГА (род. ? – ум. в 969 г.) Святая равноапостольная княгиня киевская. Правила в малолетство сына Святослава. «Праматерь всех царей русских», святая равноапостольная княгиня киевская – вот кем была Ольга (в разноязычных интерпретациях Хельга, Хальга, Алогия), в крещении
Ольга (945–957)
Ольга (945–957) Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику
Ольга
Ольга Оставшись вдовой с малолетним сыном на руках, княгиня Ольга не растерялась.– Не святые горшки обжигают! – сказала она. И объявила киевлянам: – Буду вами править.– Правь! – равнодушно ответили киевляне.Ольга начала княжить именем сына. Узнал про это древлянский
Ольга
Ольга «Предание нарекло Ольгу хитрою, церковь Святою, история Мудрою», — констатировал Н. М. Карамзин.«…Не в одних только именах сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племён. Как Олег, так и Ольга отличаются в предании мудростью, по тогдашним
Глава 6. Ольга
Глава 6. Ольга Образ ее встает перед нами с начальных страниц «Повести временных лет». Веками ткалось кружево народных преданий о княгине Ольге как о деятельной, мудрой, «вещей» правительнице и защитнице земли Русской. Народные сказания, переплетаясь с историческими
Ольга
Ольга По смерти Ігоря владу у київській державі взяла його жінка Ольга, — перша жінка на українськім престолі, княгиня, якої імя стало улюбленим іменем українського жіноцтва.З якого роду вона була, якого походження? Імя Ольга це скандинавське Гельга: може була донькою
Глава X. 1916. Ольга Владимировна Лохтина
Глава X. 1916. Ольга Владимировна Лохтина Если бы мы захотели поискать в истории пример Лохтиной – генеральши, богатой изысканной женщины, превратившейся из изящного утонченного существа во что-то грязновато-сумбурно-кошмарное, напоминающее монастырских юродивых вроде
Ольга (род.? – ум. в 969 г.)
Ольга (род.? – ум. в 969 г.) Святая равноапостольная княгиня киевская. Правила в малолетство сына Святослава.«Праматерь всех царей русских», святая равноапостольная княгиня киевская – вот кем была Ольга (в разноязычных интерпретациях Хельга, Хальга, Алогия), в крещении
Новости | |||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
|
История | Украинская Царская Семья
Основание Дома
История украинской монархии и Дома Рюриковичей восходит более чем тысячу лет к 862 году, когда варяжский атаман Рюрик завоевал славянский форпост Ладогу (нынешняя Россия) и в том же году основал город Новгород.
Когда Рюрик умер в 879 году, его наследнику и сыну Игорю было 2 года, и Олег Провидец стал княжить от его имени в качестве регента.
В 882 году Олег Провидец отвоевал Киев у полулегендарного князя Аскольда и перенес туда свою столицу, провозгласив Киев Матерью городов всех Руси . С тех пор и еще более 500 лет Киев останется вотчиной Дома Рюриковичей.
В 907 году, после многолетних византийских набегов на Русь, Олег начал поход против Византийской империи, закончившийся осадой Константинополя, Олегом прибившим свой щит к воротам Константинополя, и византийским императором Львом VI умоляющим о мире. По условиям мирного договора империя согласилась платить дань Руси и снять все торговые ограничения. Эти положения были подтверждены в русско-византийском договоре 911 г.; в качестве примера благосклонности договора к Руси киевским купцам было предоставлено право жить в Константинополе в течение полугода, и все их расходы на проживание покрывались империей. Но самое главное, договор признал Олега великим князем Руси.
В 9:12 Олег скончался. Сын Рюрика Игорь взошел на престол и правил 33 года до его убийства враждебными племенами в 945 году. Как и самому Игорю, его сыну Святославу было 3 года. к тому времени, а жена Игоря Ольга стала регентом своего несовершеннолетнего сына.
Княгиня Ольга вошла в историю как первая русская монархия, исповедовавшая христианство — причина ее почитания как святой как в православной, так и в католической церквях, — но во время ее правления страна в целом оставалась в значительной степени языческой. Ее сын Святослав , вступивший на престол в 962 году, был убежденным язычником. Сын Святослава Ярополк , сменивший своего отца в 972 году и царствовавший до 980 года, также был язычником, хотя, по слухам, в момент убийства он собирался принять крещение.
Только в 988 году Владимир — прозванный Владимиром Великим, вторым сыном Святослава — крестил Русь по византийскому обряду и фактически воссоздал Константинополь в Киеве, даже построив свой собственный собор Святой Софии. Владимиру Великому приписывают консолидацию Киевского царства, и он считается отцом-основателем всех трех восточнославянских стран: Украины, Белоруссии и России.
Когда в 1019 году сын Владимира Ярослав стал великим князем киевским, после политической борьбы со своими братьями и сестрами он заключил союз со скандинавами и превратил Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств на европейском континенте, и даже уничтожил византийский флот в 1043 году. Семья Ярослава сыграла важную роль в европейской истории: его старшая дочь Анастасия стала королевой-консортом Венгрии, средняя дочь Елисив — королевой-консортом Норвегии, а младшая дочь Анна — королевой-консортом Франции.
Средневековая история украинской царской семьи включает в себя множество выдающихся имен, и представить полную хронику на одной странице было бы невозможно. И все же нельзя не упомянуть Михаила Черниговского — одного из виднейших русских князей, родоначальника рода Ольговичей, восставшего против монголов и казненного в 1246 году в стане хана Батыя за отказ предают христианскую веру. Заслуженная мученическая смерть сделала его одним из самых почитаемых православных святых, считающимся защитником русского народа.
Изгнание
Когда Федор Симеонович (1574 г.р.), сын княгини Рюриковичей Анастасия Мстиславская и Симеон Бекбулатович — последний великий князь русский — был сослан узурпатором и самопровозглашенный «царь» Борис Годунов, организовавший убийство 8-лет. князя Дмитрия Угличского, Русь вступила в темные века. Страна, которая когда-то была одним из сильнейших европейских игроков, была уважаемым членом европейской семьи наций и одержала выдающиеся победы над Византийской империей, оказалась в изоляции, последствия которой видны и сегодня.
Симеон Бекбулатович был ослеплен Борисом Годуновым и умер в Москве в 1616 году. После ссылки Федора Симеоновича линия Украинской Царской Роды продолжилась к его сыну Федору Федорычу (1602 г.р.), к его сыну Михайло Федоричу (1639 г. р.), дочери Евдокии Михайловне (1673 г.р.). Евдокия Михайловна вышла замуж за семью польских помещиков Любомирских (не путать с одноименным польским княжеским родом). У нее был сын Францишек (Франциск) (р. 1707) сыну Анджей (Андрей) (р. 1743) дочери Марии (р. 1780). Мария вышла замуж за западноукраинского дворянина Кисиль . У ее дочери Юлии (1809 г.р.) был сын, поселившийся в Низинах (Нидерланды) по имени Михайло (Николаас) (1853 г.р.), его сын Иоанн (Йоханнес) (1881 г.р.) сыну Альберту (1921 г.р.), сыну Великому Князю Иоанну Альбертовичу , который возобновил иск в 2015 году.
Возрождение Дома
Великий Князь Иоанн Альбертович, имел только двух дочерей и после принятия Статута Украинской Царской Семьи провозгласил 2 ноября 2019 года Указом об учреждении его старшего внука через старшую дочь нынешнего Великого Князя Дионисия Решатовича как его наследника.